Кто выкупил советские мультфильмы. Олег видов и украденные им мультфильмы

Советская мульт-классика по-прежнему не стареет, потому что сделана с душой. Поэтому старые мультфильмы до сих пор приносят не только огромную радость, но и большие деньги. Настолько большие, что делить их - отдельное удовольствие.

Материальные стороны творчества подробно объяснил Верховный суд России в обзоре судебной практики по делам, связанным со спорами о защите интеллектуальных прав. Сегодня это горячая тема. Причем касается она не только художников и продюсеров, но и всех людей. Одни творят и зарабатывают. Другие наслаждаются и платят. Но правила использования персонажей и фамилии, кому надо платить за них, должны знать все. Например, вправе ли любящий папа нарядиться крокодилом Геной на семейном празднике или на школьной вечеринке своего ребенка? А портрет Чебурашки на капоте "Ягуара" - это привет из детства или нарушение авторских прав? Ведь крокодил Гена, Чебурашка, Леопольд, Волк и Заяц из "Ну, погоди!" и многие другие уже давно не просто любимые герои, а бренды. Там где бренды, там деньги. Где деньги, там правила. Например, до сих пор идут судебные процессы по поводу "Маши и Медведя". Авторы и правообладатели популярного мультфильма пытаются защитить своих героев от копирования. Точнее, хотят помешать посторонним зарабатывать на полюбившихся народу персонажах.

В семейном кругу можно нарядиться хоть Чебурашкой. Но нельзя зарабатывать на этом без разрешения

Кстати, судьба советских и современных мультгероев отличается лишь тем, как распределяются права на них. То есть, кому достаются доходы от брендов. Правила же использования персонажей поклонниками одни и те же. Закон разделяет ситуации, когда за любовь надо платить, а когда любить можно бесплатно. Но обычному человеку не так просто в них разобраться.

В Гражданском кодексе приводится перечень обстоятельств, при которых использовать произведение можно свободно, в том числе без вознаграждения обладателю исключительного права, - пояснил "РГ" адвокат Андрей Миконин. - Статьи достаточно обширны, местами действительно написаны для юристов, а не рядовых граждан. Поэтому можно руководствоваться критерием цели: если она коммерческая, то ответ очевиден, надо платить. А если оправдана образованием либо семейными причинами - можно воспользоваться исключением из правила платного использования чужого интеллектуального труда.

Иными словами, надо трезво оценивать свои поступки - наживаете вы хотя бы копейку за счет популярных персонажей или дарите радость себе и другим абсолютно бескорыстно. Бескорыстным положена скидка.

Например, если приклеить наклейку к машине, то смотря в каких целях, - говорит Андрей Миконин. - По общему правилу будет действовать презумпция использования в личных целях. Но если на заднее стекло автомобиля поставить дисплей с трансляцией отрывков произведения, то уже будет действовать исключение из этого правила, даже если цели такой трансляции сугубо личные и некоммерческие.

Так что просто наклейка идет даром, а за дисплей, возможно, заставят доплатить. Также, по словам юриста, в обычном кругу семьи можно надеть костюм крокодила Гены. Это бесплатно. Веселый папа никому ничего не должен. Но когда отец захочет сыграть крокодила перед чужими людьми, здесь надо внимательно смотреть на обстоятельства. Скажем, если мероприятие образовательное и для учебного процесса крайне необходимо, нарядиться крокодилом можно. Или если ученики решили поставить школьный спектакль на тему приключений того же Чебурашки, платить владельцам героя не надо.

Однако аниматоры-профессионалы не могут просто так надевать костюмы известных персонажей. Тот, кто работает на детских утренниках, школьных вечеринках или жарких курортах за плату, обязан платить за свой героизм. В том смысле, что нельзя просто так изображать из себя любимого народом героя. Соответственно, если веселому папе, отличившемуся на школьной вечеринке, родительский комитет заплатит гонорар, то придется заплатить и авторские отчисления. Так что если за выступление светит прибавка в семейный бюджет, то папе надо или быть самим собой, или утрясать авторские вопросы.

Отдельный вопрос: какие персонажи платные, какие нет. Здесь важна оригинальность героя. Поэтому авторам современных персонажей приходится доказывать в судах, что их персонажи - особенные. Например, по "Маше и медведю" решено, что это аудиовизуальное произведение, мультфильм, объясняет юрист. Но не решено, насколько оригинальны персонажи и соответствуют ли они перечисленным в законе признакам. Суды на этот счет продолжаются.

То есть, может быть просто Маша, которой вправе пользоваться любой, и "та самая Маша", одна на весь мир, созданная конкретным автором. Брать без разрешения "ту самую Машу" и продавать в виде фотографий, игрушек и прочее нельзя.

Авторы Чебурашки, Кота Матроскина, Волка и Зайца и других известных советских мультперсонажей Эдуард Успенский, Григорий Остер, Юрий Энтин, Александр Курлянский, Анатолий Савченко и Алексей Котеночкин решили обратиться с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву.

Писатели просят главу государства о встрече, на которой хотят обсудить ситуацию с правами на своих героев, которые сейчас принадлежат ФГУП "Союзмультфильм". Авторы надеются, что президент поможет им отстоять их авторское право и по справедливости определит порядок использования оставшегося от СССР мультипликационного наследия.

Сценаристы не претендуют на права на мультфильмы как на целое произведение, они пытаются найти основания для приватизации "права на персонаж", то есть возможности использовать узнаваемый персонаж (Винни-Пуха или Волка из "Ну, погоди!") в коммерческих целях. В 90-е гг. часть мультипликаторов самовольно продавали права на использование тех или иных персонажей (наиболее известны многократные случаи продажи права на Чебурашку). Сейчас, когда государственный контроль над отраслью восстановлен, эти некогда успешные сделки представляются как юридический прецедент.

Как отмечают в ФГУП "Союзмультфильм", права на анимационные фильмы всегда принадлежали и сейчас принадлежат "Союзмультфильму". Права на персонажи как на часть аудиовизуальных произведений - мультфильмов, также принадлежат "Союзмультфильму", это неоднократно разъяснялось юридическими и государственными инстанциями. Что касается авторских прав сценаристов, то они, как особо отметили в "Союзмультфильме", оплачиваются по закону: владелец прав выплачивает проценты от прибыли при реализации произведений вообще, и персонажей в частности.

В ФГУП считают, что используя свой общественный авторитет, известные мультипликаторы пытаются получить большую, но незаконную выгоду от реализации своих произведений: бывшие творческие работники киностудии, прежде всего художники-постановщики и сценаристы, пытаются обогатиться, продавая права на коммерческое использование персонажей мультфильмов – на обертках мороженого, на школьных принадлежностях, в мягкой игрушке и т.д. Это делается со ссылкой на авторские права, якобы принадлежащие то ли художникам, то ли сценаристам. Они пытаются использовать свое "право на персонаж" как люди, якобы его единолично придумавшие или нарисовавшие. Кроме того, сценаристы и художники постоянно вступают в конфликт между собой.

Однако в "Союзмультфильме" отмечают, что юридических оснований у соавторов мультипликационных фильмов распоряжаться персонажами нет и никогда не было. "На сегодняшний день нет ни одного судебного решения, прямо закрепляющего права коммерческого распоряжения персонажем за сценаристом или художником-постановщиком", - отметил представитель ФГУП.

В настоящее время РФ законодательно определило все аспекты авторского права: с 1993 года действует федеральный закон (ФЗ) "Об авторском праве и смежных правах", а с 1 января 2008 - четвертая часть Гражданского кодекса (ГК) РФ. Действующее законодательство подтверждает, что права на персонаж мультфильма, как части произведения, принадлежат владельцу прав на весь мультфильм, как единое произведение: "охраняемые законом права на часть произведения, на его название, на персонаж произведения включаются в состав авторских прав на произведение в целом" (пункт 7 статьи 1259 ГК РФ). Иными словами, права на коммерческое использование персонажей мультипликационных фильмов принадлежат ФГУП "Союзмультфильм".

"Бывшие творческие работники киностудии "Союзмультфильм" пытаются представить персонаж частью другого, отдельного от мультфильма художественного произведения - сценария, рисунка и т.п. якобы использованных при производстве мультфильма. Но такая позиция вызвана либо юридической неграмотностью, либо основана на сознательных недомолвках. На самом деле сам персонаж появляется только в процессе создания мультфильма, его узнаваемость и популярность и есть результат появления мультфильма, а не его предтеча", говорят в "Союзмультфильме".

"Любой участник творческой киногруппы вносил в создание персонажа свой труд, как составную часть работы всей киностудии. Сценарист - давал словесное описание образа и его действий, художник – рисовал варианты его внешнего облика, кукловод - отрабатывал движения, монтажер - создавал последовательность действий. Авторские права на эти отдельные результаты творческого труда действуют и оплачиваются до сих пор, но никто из участников киногруппы не может распоряжаться результатом коллективного труда - узнаваемым персонажем", - заключили представители "Союзмультфильма".

Киностудия "Союзмультфильм" образована в 1936 году. За время существования киностудии на ней произведено около 1500 анимационных фильмов. В 1960-80-е годы ХХ века на киностудии созданы самые известные мультфильмы – две серии "Малыша и Карлсона" (1968-1970), 18 серий "Ну, погоди!" (1969-1993), четыре серии "Крокодила Гены" (1969-1983), три серии "Винни-Пуха" (1969-1972), 10 серий "38 попугаев" (1975-1983) и многие другие. В 90-е гг. "Союзмультфильм" перешел на арендные соглашения, его сотрясали различные скандалы. В 2003г.киностудия переименовывается в ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". В настоящее время ФГУП является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации, насчитывающей около 1300 рисованных и кукольных мультипликационных фильмов. В конце декабря 2006 года правительство РФ выпустило специальное распоряжение, подтвердив исключительные права ФГУП на аудиовизуальные произведения, снятые на "Союзмультфильме" с момента создания и до перехода киностудии на арендные отношения, то есть с 1936-го до 1989 год.

Жизнь киностудии «Союзмультфильм» — это наглядный пример того, что история России полна самых неожиданных поворотов. И если советское телевидение у многих ассоциируется с Останкинской башней, то «Союзмультфильм» неразрывно связан с колокольней и церковью Николая Чудотворца. Именно в стенах древнего храма на протяжении более чем 80 лет рождались шедевры советской и мировой мультипликации.

Первая специализированная анимационная студия была основана 10 июня 1936 года по инициативе Иосифа Сталина. За время её существования на студии было создано более 1 500 рисованных и кукольных фильмов. Золотым веком «Союзмультфильма» считается период с 60-ых по 80-е годы прошлого века.

10 июня у «Союзмультфильма» очередной День Рождения. Наша статья — дань уважения и благодарности людям, чей труд дал мировую славу студии «Союзмультфильм», а нам — незабываемое детство.

Что чаще всего вспоминает взрослый человек, оглядываясь на ушедшее детство? Конечно, потрясающе интересные мультфильмы, которые были с необыкновенной любовью нарисованы вручную талантливыми художниками, например, такие как: «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Маугли» и многие другие. Известно, что даже ещё не умеющий разговаривать малыш с упоением следит за приключениями непоседливых героев и выражает свои эмоции.

Становясь взрослее, дети с удовольствием повторяют запомнившиеся фразы из мультипликационных фильмов, а порой даже подражают любимым персонажам. Нередко даже взрослые предпочитают вместе с малышами смотреть мультики про космические баталии и исторические путешествия, переключая каналы со скучных передач. Радостные ощущения, прекрасную анимацию и современные спецэффекты нам и сегодня продолжают дарить художники «Союзмультфильма», у которых, кажется, фантазия никогда не иссякнет.

С годами в сфере мультипликации многое изменилось, особенно в 90-е годы, и не в лучшую сторону, но и сейчас детвора с удовольствием просматривает те старые сказки, в которых всё настоящее: герои, декорации, голоса известных актеров. Неудивительно, что 10 июня — День рождения киностудии «Союзмультфильм», наши сограждане считают особенным праздником, ведь он легко уносит нас в сказочное детство.

КАК РОЖДАЛАСЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?

Когда мы говорим о мультипликации в нашей повседневной жизни, то конечно вспоминаем Уолта Диснея и его студию, но вряд ли кто-то также бойко назовёт имена Фёдора Хитрука или Вячеслава Котёночкина — ведущих мультипликаторов «Союзмультфильма». А ведь история отечественной и зарубежной анимации началась в один и тот же 1906 год, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев снял незамысловатый кукольный мультфильм с танцующими фигурками на фоне декораций.

В. Старевич работает над «Стрекозой и муравьём»

Ещё одним первопроходцем в волшебный мир анимации стал Владислав Старевич, создавший во времена царской России несколько мультфильмов о приключениях насекомых («Стрекоза и муравей», «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»). Его работы получили восторженные отзывы не только российских, но и зарубежных зрителей, которые, будучи незнакомы с покадровой анимацией, удивлялись тому, как можно выдрессировать насекомых. После Октябрьской революции 1917 года Владислав Старевич вместе с семьей эмигрировал в Италию, где продолжил свою работу. Советская мультипликация на протяжении многих лет после революции находилась в застое, исключение составляли лишь несколько экспериментальных студий конца 20-х годов, деятельность которых была преимущественно пропагандистской.

Началом расцвета советской мультипликации можно считать 1924 год, когда на студии «Культкино» были созданы анимационные фильмы «Советские игрушки», «Каток», «Почта» и «Органчик», заложившие прочный фундамент для дальнейшего развития отечественной анимации. Мультипликаторы того времени изобрели новую технику, которая за счёт плоских марионеток позволяла создавать большее количество мультфильмов в короткие сроки. Так архитектор Александр Птушко, попав на Мосфильм, создал полнометражный фильм «Новый Гулливер», где соединил актёрскую игру с кукольной мультипликацией. Этот опыт был хорошо принят советским зрителем, и в 1936 году Птушко стал первым директором студии «Союздетмультфильм», которая спустя год будет переименована в «Союзмультфильм».

Студия «Союзмультфильм»

Студию создали 10 июня 1936 года в качестве ответа иностранному Disney. Отечественные чиновники как раз познакомились с творениями американских мультипликаторов. Они сразу поняли, какая волшебная сила заключена в этих движущихся картинках — ведь с их помощью можно воплотить на экране всё что угодно. Было решено, что и наши художники могут создавать мультфильмы нисколько не хуже и даже лучше западных.

Первый мультик, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко», и был он чёрно-белым. Сценарий написал детский поэт Сергей Михалков. В нём рассказывается о том, как жарко зверятам, живущим в Африке, и как сильно им хочется мороженого.

Почти сразу после успеха мультика про Африку студия перешла на производство цветных мультфильмов

Первые из них были короткометражными, и в диснеевском стиле рассказывали детям о приключениях зверей. Однако художники быстро оттачивали мастерство, придумывали новые техники работы — и вот уже в 1938 году советские дети стали счастливыми зрителями мультфильмов «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр » и других, созданных в технике «эклер ». По этой технике на пленку первоначально снимали настоящих людей и животных, после чего покадрово прорисовывали их движения. Таким способом художники добились невероятной живости своих персонажей.

Великая Отечественная война стала для молодой студии нелёгким временем. Сначала всех художников переориентировали на создание агитационных «кино-плакатов», которые предполагалось использовать для поднятия боевого духа населения. Но через пару месяцев это дело было признано не столь важным, и студию решили эвакуировать в Самарканд. Работать там оказалось практически невозможно — не было условий. Через год студия вернулась в Москву. В тяжёлых военных условиях — не хватало материалов, еды, сотрудников, не было отопления в цехах, а зачастую и света — мультипликаторы создали несколько любимейших нами картин: «Сказка о царе Салтане », «Краденое солнце » и «Синдбад-мореход».

В послевоенные годы дела на студии резко улучшились. Художники отказались от «диснеевщины». Стали выпускать произведения, наполненные авторскими приёмами, и студия установила новый самобытный канон того, каким должен быть настоящий детский мультфильм.

Как видно, советские мультфильмы до сих пор предпочитает смотреть большая часть населения страны.

В настоящее время ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации.

Многие фильмы киностудии «Союзмультфильм» удостоены премий международных кинофестивалей. Среди них — «Серая шейка» (1948 год), «Цветик-семицветик» (1948 год), «Когда зажигаются елки» (1950 год), «В лесной чаще» (1954 год),«Необыкновенный матч» (1955 год),«Снежная королева» (1957 год), «Шайбу! Шайбу!»(1964 год), «Каникулы Бонифация» (1965 год),«Варежка» (1967 год), «Ежик в тумане»(1975 год), «Путешествие муравья» (1983 год) и др.

В наши дни сфера показа мультфильмов довольно таки широка: начиная с любимых советских мультиков и заканчивая современными как зарубежного, так и отечественного производства.

Сейчас мультфильмы стали доступны в любом количестве, любой тематики и для разных возрастных аудиторий. Их так много, что родители не нарадуются, ведь их дети могут получить то, чего не было в достатке у них самих, они показывают им мультфильмы с самого раннего возраста. А действительно ли это полезно и необходимо? На самом деле всё не так просто…

Естественно, перед родителями встаёт вопрос: какие мультфильмы полезны для просмотра детям, а какие, наоборот, вредны ?

У старых добрых советских мультфильмов есть множество преимуществ перед западными и современными отечественными. Конечно, советские мультики возникли как подражатели диснеевских произведений, но они превзошли их и во многом потому, что представляли собою продукт иной цивилизации, иной культуры. Наш народ стремился во всём достичь совершенства и мультипликация не явилась исключением, поэтому советские карикатуристы создавали настоящие шедевры. Во многом этому помогла щедрая государственная поддержка, благодаря которой в арсенале художников имелись все существующие технологии.

К тому же мультфильмы — это важнейшее образовательное средство, поскольку они сопровождают становление личностей детей.

Различий между мультфильмами разных времен очень много. И, конечно, нельзя утверждать, что во всех проблемах виноваты только мультики. Немалое значение имеет и воспитание. И все-таки подумать над тем, что смотрит ваш ребенок, стоит!

В жизни «Союзмультфильма», как в жизни человека, была пора становления, пора зрелости и пора немощной старости. И многие теперь уверены, что более никаких рыночно- бандитских встрясок нашему любимому детищу — «Союзмультфильму» — не будет. А будут новые фильмы, которые, как и советские, будут любимы в нашей стране.

ИАЦ

У государственной коллекции советских мультфильмов сложная судьба. С 2009 года права на них принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». По словам директора киностудии «Союзмультфильм» Николая Маковского , авторские отчисления начали делать только с прошлого года. По данным, озвученным министром культуры Александром Авдеевым , за 2010 год ОГК заработала на реализации аудио-визуальных и смежных прав около 180 млн рублей. 28 из них было перечислено «Союзмультфильму».

ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» было создано для сохранения фонда мультфильмов с учетом предполагавшейся тогда приватизации «Союзмультфильма», которая в итоге не состоялась.

В июне 2011 режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн так прокомментировал ситуацию: «Получилось, что студия "Союзмульфильм" попала в зависимость от "Коллекции", которую она сама когда-то создавала, не получая от нее никаких средств».

Сейчас права на коллекцию принадлежат «Союзмультфильму», который планирует создать нормальную коммерческую связь между производителями продукции с изображением героев советских мультфильмом и самими мультипликаторами.

Авторские отчисления от реализации аудио-визуальных и смежных прав должны получать сценарист, композитор, художник-постановщик, режиссер и оператор. В России, по словам Маковского, основной доход поступает как раз от реализации смежных прав, например, если попугая Кешу поместят на рюкзак или Винни-Пуха на футболку.

«Должна быть смычка между мультипликацией, производством игрушек и напитков для детей, должны быть авторские отчисления, - сказал сегодня встрече с журналистами юрист «Союзмультфильма» Владимир Энтин . - Например, кукольный мультфильм - это готовая игрушка. Издание иллюстрированных книжек по мультфильмам - это тоже Клондайк, востребованный продукт».

Первые отчисления авторам «Союзмультфильм» должен сделать в мае этого года. До этого времени Маковский планирует сделать механизм расчета максимально прозрачным. «Это в интересах не только авторов уже созданных мультфильмов, но и, в первую очередь, новых авторов, которые придут к нам на студию», - подчеркнул он.

Планов на будущее у «Союзмультфильма» много. В ближайшее время студия переедет в новое помещение. Минэкономразвития предложило на выбор два здания: на Шоссе Энтузиастов и улице академика Королева. По словам Маковского, скорее всего «Союзмультфильм» выберет второй вариант.

На восстановительные работы Минэкономразвития выделило «Союзмультфильму» 10 млн рублей. Озвученный бюджет на развитие студии - 60 млн рублей на 3 месяца. При этом месяц работы студии обходится в 1 млн рублей.

«Мы планируем экранизировать, наконец, те сценарии, которые нам предлагали в годы финансовых затруднений, - рассказал художественный руководитель «Союзмультфильма» Станислав Соколов . - Возможно, это будут сценарии Александра Тимофеевского (автор сценариев «Медной горы хозяйка», «Приключения барона Мюнхгаузена» и многих других - прим. «Эксперт Online») и Людмилы Петрушевской (автор сценариев «Сказки сказок» и «Краденого солнца»)».

По словам Соколова, скорее всего, продолжится серия «Веселая карусель» и успешные сейчас «Детские страшилки».

Маковский рассказал, что в более отдаленном будущем возможно, запустится канал «Союзмультфильм» - по аналогии с «Disney», и даже тематический детский парк. В 2013 году должен выйти первый полнометражный мультфильм студии - «Гофманиада» всемирно известного скульптора и художника Михаила Шемякина . Мультфильм задержался в производстве, по-видимому, во многом из-за проблем с финансированием. Маковский надеется, что благодаря передаче прав на коллекцию советских мультфильмов удастся покрыть хотя бы часть издержек студии.