Кто сжег Александрийскую библиотеку: причины, история и интересные факты. Что такое комплекс Герострата

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, 21 июля, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её — не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм..

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Из-за землетрясений решено было построить храм Артемиды на болоте


Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.

Древний город Эфес

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.


Вид на руины храма Артемиды

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Храм — независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся жреца


Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Реконструкция храма Артемиды

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

В ночь поджога храма Артемиды родился Александр Македонский

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.


Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

На сегодня удалось восстановить разве что одну 14-метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась — из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания - приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».

Но древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков (Страбона, Авла Гелия, Валерия Максима), также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу - славу Герострата.

На месте сожжённого храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфесской, названный «чудом света».

Отражение в культуре и литературе

Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

Также деяние Герострата нашло отражение в литературе. В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра , где одна из новелл носит название «Герострат».

Литература

  • Герострат (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Персоналии IV века до н. э.
  • Персоналии:Древняя Греция
  • Родившиеся в Греции
  • Вандалы
  • Метафоры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Герострат" в других словарях:

    - (греч.). Эфесский уроженец, сжегший в 365 г. до Р. Х., великолепный храм Дианы в Эфессе для того только, чтобы чем нибудь приобрести себе известность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРОСТРАТ грек … Словарь иностранных слов русского языка

    См. честолюбец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. герострат сущ., кол во синонимов: 2 … Словарь синонимов

    Грек из г. Эфес (М. Азия), сжег в 356 до н. э., чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой … Большой Энциклопедический словарь

    - (Herostratus, Ηρόστρατος). Разрушитель эфесского храма Артемиды с целью прославиться (356 г. до Р. X.). Действительно, история сохранила его имя. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина … Энциклопедия мифологии

    Герострат - ГЕРОСТРАТ, древний грек из города Эфес (Малая Азия), сжег в 356 до нашей эры, чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I. (иноск.) безумный истребитель произведений искусств Ср. Вы так добродушно напали на Пушкина, что мы никаким образом не можем принять вас за ярого Герострата. Достоевский. Крит. ст. 3, 1. Ср. Только в исходе минувшего столетия некоторые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    А; м. [греч. Herostratos] [с прописной буквы] ◊ Лавры, слава Герострата. Тот, кто добивается славы, известности любой ценой, не останавливается перед бессмысленным разрушением, уничтожением чего л. ● По имени грека из г. Эфеса, сжёгшего в 356 г.… … Энциклопедический словарь

    Герострат - (греч. Herostratos) (IV в. до н.э.) грек из Эфеса (Малая Азия). Жажда славы толкнула его на поджог в 356 г. храма Артемиды, который считался одним из 7 чудес света. Имя Г. по решению жителей города было предано забвению, однако о нем упоминает … Античный мир. Словарь-справочник.

    Герострат - а, м. 1) Грек, который в 356 г. до н. э. сжег храм Артемиды в г. Эфес (Малая Азия). 2) перен. Честолюбец, добивающийся славы любой ценой. Этимология: Греческое Hērostratos. Энциклопедический комментарий: Храм Артемиды Эфесской считался одним из … Популярный словарь русского языка

    ГЕРОСТРАТ - Житель Эфеса, в котором находился храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Чтобы прославиться, в 356 до н. э. Герострат сжег этот храм … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Герострат - житель греческого города Эфеса , который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э.

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость - храм Артемиды Эфесской. По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

По рассказу Феопомпа, Герострат сознался во время пытки , что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков.

Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу.

Согласно Страбону , на месте сожжённого Геростратом храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфеской , включенный в число «чудес света» .

Историк Тимей и вслед за ним Цицерон и Плутарх утверждали, что храм Артемиды сгорел в ту самую ночь, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский.

Комплекс Герострата и Неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение

Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер .

Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии , за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства .

Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.

Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя , а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.

Комплекс неполноценности - в целом, негативное явление. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни.

Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности развивается у детей по нескольким причинам:

  • Физические недостатки (например, неполноценность какого-либо органа, маленький рост, непропорциональность).
  • Чрезмерная родительская опека, которая не позволяет научиться самостоятельно решать проблемы.
  • Отсутствия родительского внимания снижает уверенность в своих силах.

Физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов в процессе преодоления собственных комплексов неполноценности.

Если комплекс неполноценности преодолеть не получилось, то это может привести к неврозу в зрелые годы. Иногда комплекс неполноценности проявляется внешне в комплексе превосходства - в хвастовстве и высокомерии.

Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.

При этом следует отметить, что Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» писал:

Знаю, что вы много слышали о чувстве неполноценности, которое характеризует как раз невротиков. Оно проявляется, в частности, в так называемой художественной литературе. Писатель, употребивший словосочетание «комплекс неполноценности», считает, что этим он удовлетворяет всем требованиям психоанализа и поднимает своё творение на более высокий психологический уровень. В действительности искусственное словосочетание «комплекс неполноценности» в психоанализе почти не употребляется. Он не является для нас чем-то простым, тем более элементарным. Сводить его к самовосприятию возможного недоразвития органов, как это любят делать представители школы, так называемой индивидуальной психологии, кажется нам недальновидным заблуждением. Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребенок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Единственный орган, который может рассматриваться как неполноценный, это рудиментарный пенис, клитор девочки. Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Я к своему Сверх-Я , являясь, так же как чувство вины, выражением напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Возможно, было бы правильно видеть в первом эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности. Этому вопросу разграничения понятий мы в психоанализе уделяли мало внимания.

Именно потому, что комплекс неполноценности стал так популярен, я позволю себе сделать здесь небольшое отступление. У одного исторического деятеля нашего времени, который здравствует и поныне, но отошёл от дел, вследствие родовой травмы имело место некоторое недоразвитие одного члена. Очень известный писатель наших дней, охотнее всего пишущий биографии замечательных людей, занялся жизнью этого упомянутого мной человека. Но ведь трудно подавить в себе потребность углубления в психологию, когда пишешь биографию. Поэтому наш автор отважился на попытку построить все развитие характера своего героя на чувстве неполноценности, вызванном этим физическим дефектом. Но при этом он упустил один маленький, но немаловажный факт. Обычно матери, которым судьба дала больного или неполноценного ребёнка, пытаются восполнить эту несправедливость чрезмерной любовью. В нашем случае гордая мать повела себя по-другому, она отказала ребенку в любви из-за его недостатка. Когда он стал могущественным человеком, то всеми своими действиями доказал, что так никогда и не простил свою мать. Если вы представите себе значение материнской любви для детской душевной жизни, вы, видимо, мысленно внесете поправки в теорию неполноценности биографа.

По всей видимости, Фрейд имел в виду кайзера Вильгельма II , который с рождения страдал врождённым физическим недостатком - повреждённой левой рукой, которая была короче правой на 15 см.

Наряду с психологическими факторами в развитии комплекса неполноценности, не менее важна и роль других внешних факторов - демографических, социальных, политических, религиозных, этнических и даже сексуальных. Нередко, представители меньшинств, будучи жертвами дискриминации, страдают комплексом неполноценности в одной или нескольких из упомянутых категорий. Например, среди этнических меньшинств нередко встречается комплекс этнической неполноценности . Среди людей, выросших в бедных семьях на фоне зажиточности других людей может сформироваться комплекс классовой неполноценности и т. д.

Вернёмся в наше время 2015 года:

24 марта пассажирский самолет Airbus A320, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился на юго-востоке Франции. Катастрофа произошла в районе горного массива близ деревни Динь-ле-Бен. На борту лайнера находились 150 человек: 144 пассажира и шесть членов экипажа.

По одной из основных версий, самолет потерпел крушение из-за неадекватных действий второго пилота Андреаса Любитца: 27-летний немец заблокировал дверь кабины пилотов, когда капитан воздушного судна буквально на минуту покинул ее, и намеренно начал снижение самолета. Об этом свидетельствует запись бортового самописца («черного ящика»), обнаруженного на месте крушения.

Немецкий таблоид Bild сообщил со ссылкой на компетентный источник, что виновник катастрофы имел проблемы с психическим здоровьем (синдром «выгорания») и в течение полутора лет (до самого рокового момента трагедии) находился под наблюдением у специалистов.

Какой такой синдром ВЫГОРАНИЯ,человек страдал комплексом неполноценности, управлял самолётом с пассажирами на борту.

Для нашего времени это не аргумент плохого психоанализа управления самолётом, если сравнить этот полёт с управлением ОГРОМНОЙ СТРАНОЙ скомплексом неполноценности руководителей Горбачёва, Ельцина. Для Европы, Азии, ОСОБО США свои неадекваты. По нашим и законам и законам других стран к управлению ядерной страной можно выбрать ДУРНЯ?????


Меток нет
Запись: Комплекс неполноценности (Герострата).
опубликована 28 марта, 2015 в 16:26 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :

На что только ни готовы пойти некоторые люди, чтобы прославиться, стать известными. В наш век современных технологий получить широкую популярность стало проще благодаря сети Интернет. Однако чтобы получить известность, некоторые прибегают к плохим поступкам, недостойному эпатажу. Про таких говорят, что у них геростратова слава. Почему это выражение применимо в подобных случаях, мы узнаем, рассмотрев толкование и этимологию данного устойчивого оборота.

«Геростратова слава»: значение фразеологизма

Чтобы растолковать это словосочетание, обратимся к большому словарю устойчивых выражений Розе Т. В. Автор передает значение фразеологизма всего лишь в двух словах: позорная слава. Значит, рассматриваемое нами выражение несет негативный оттенок. Оно характеризует известность, полученную неблагородным способом.

Откуда же пошло это выражение «геростратова слава», значение которого мы растолковали, узнаем далее. Этимология фразеологизма поможет нам расширить его толкование.

История происхождения выражения «геростратова слава»

В что находится на западном побережье Малой Азии, когда-то жил один честолюбец. Звали его Геростратом. Всю свою жизнь он мечтал, чтобы его имя запечатлелось в истории. И однажды к нему пришла идея, как ему прославиться.

В его городе стоял прекрасный большой храм, который был посвящен богине охоты Артемиде Эфесской (позже он был причислен к семи чудесам света). В 356 году до нашей эры Герострат поджег этот храм, который был достопримечательностью его государства и местом обрядов. Он решил, что о его поступке будут писать историки и тем самым увековечат память он нем.

Герострат поплатился за свой проступок жизнью: суд приговорил его к смерти. Более того, его имя было строжайше запрещено произносить и тем более упоминать в литературных и исторических трудах. Но спустя какое-то время древнегреческий историк Феокомп, живший в 4-м веке до нашей эры, все-таки написал о нем, и имя поджигателя храма дошло и до наших дней. После этого и другие исследователи рассказывали в своих трудах о и его уничтожителе.

Теперь о тех, кто пытается любым путем заполучить известность, тем более плохими, недостойными делами, говорят, что у них геростратова слава.

Узнав этимологию выражения, мы можем расширить эпитеты для толкования фразеологизма. Геростратовой можно назвать не просто позорную славу, но прежде всего преступную.

Примеры использования выражения

Фразеологизмы часто применяют в своих трудах различные журналисты, писатели, лингвисты и т. д. Например, после нашумевшего скандала с участницами панк-группы Pussy Riot во многих публикациях о них встречалось применение выражения «геростратова слава». Данный фразеологизм емко характеризует преступный способ получения известности упомянутой группы.

Но не только в наше время используется упоминание Герострата. Его имя применил также и Александр Сергеевич Пушкин в эпиграмме «На Стурдзу». В ней он отметил, что тот человек, кому были предназначены его строки, стоит лавров Герострата. была направлена против русского дипломата Стурдзы Александра Скарлатовича, который ратовал о том, чтобы учебные заведения находились под надзором полиции, так как он был настоящим поборником идей и свободы мысли.

Заключение

Мы рассмотрели устойчивое выражение «геростратова слава», но еще не отметили, что оно встречается в различных вариациях: «слава Герострата», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата». Какую бы разновидность выражения мы ни выбрали, его значение останется прежним. Оно также будет характеризовать славу, полученную нечестным, позорным и даже преступным путем.

Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа - Александра - ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: "Кто сжег

Александрия Египетская

Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.

От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.

Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.

Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов. В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.

Музей в Александрии

Но главной достопримечательностью в городе Александра Македонского был истинный храм науки и искусства, который назвали Музеем. Дословный перевод этого слова звучит как "Храм Муз" и связан аллегорически с девятью дочерьми верховного бога Зевса - покровительницами искусства. Среди них есть и те, которых сейчас мы причисляем не к искусствам, а к наукам: астрономия, история.

Александрийский Музей был возведен в правление династии Птолемеев. Он занимал в городе целый район. Состоял из комплекса зданий разных размеров и назначения. Территория вокруг была украшена деревьями и цветниками.

Обитатели Музея и посетители библиотеки

В Александрийский Музей приезжали приглашенные царем из разных стран известные ученые и поэты. Здесь они жили, участвовали в совместных трапезах, проводили занятия, в многочисленных портиках вели содержательные и увлекательные беседы, спорили и делились друг с другом своими открытиями. Именно здесь впервые ученый предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий. Он основывался на представлении о Земле как о шаре. Евклид написал удивительную книгу "Начала", совершившую переворот в математике и давшую начало науке геометрии, став первым учебником по этой дисциплине.

Именно здесь, в Музее, высказывались новые социальные воззрения ученых мужей. Эратосфен высказал точку зрения на отношение к людям разных национальностей с позиции уровня их интеллекта и воспитанности: он заявил, что нельзя оценивать людей по национальности, ведь как среди греков есть люди невоспитанные и необразованные, так и среди негреков есть весьма образованные и

Коварный Птолемей

История Александрийской библиотеки - история создания ее фондов. Это была одна из Ее можно отнести к научным, так как в коллекции хранилось около семисот тысяч свитков папирусов. Здесь были и рукописи Эсхила и Софокла, переданные на вечное хранение египетским царем Птолемеем III Эвергердом. К слову сказать, добыл он их не совсем честным путем.

Известны интересные факты об Александрийской библиотеке. Например, о том, что Птолемей III Эвергерд, взяв свитки под залог у афинян для создания копий, предпочел потерять немалые деньги, но сохранить рукописи у себя. Не менее коварно обходился царь и с гостями: он строго проверял, какие книги привозили они в Александрию. Если такого экземпляра не было в коллекции Александрийской библиотеки, оригинал изымался в пользу города и Египетского государства, а гостю вручалась копия его книги.

Библиотека в Александрии

Слово "библиотека" первоначально дословно переводилось как "книжный шкаф". В Александрийской библиотеке свитки хранились в огромных книжных шкафах от пола до потолка, оправдывая тем самым название заведения. Основателем ее считается Птолемей II Филадельф. Он же создал и Музей. А временем создания библиотеки и Музея называется период с 309 по 246 гг. до н. э.

Организация работы библиотеки

Возглавлял Александрийскую библиотеку главный библиотекарь. В его обязанности входило определение качества и подлинности рукописей. Велся строгий учет книг. Был составлен каталог рукописных сокровищ. Книги в фондах и каталогах классифицировались по темам, языкам и снабжались специальными ссылками. Учитывались и особые интересы читателей к определенным изданиям. Пополнение фондов велось за счет приобретения книг в небольших библиотеках и частных коллекциях.

В библиотеке работали специальные мастера, которые занимались и обеспечением их "читабельности". Они же перепроверяли достоверность излагаемой информации, а сомнительные моменты помечали специальными значками, чтобы любой читатель мог понять, на какие факты можно опираться, а с какой информацией следует работать с осторожностью.

В долине Нила современными учеными были найдены в большом количестве древние папирусы. Эти находки позволили им сделать вывод о том, что оригиналы в библиотеке переписывались. А поскольку Александрия была крупным центром в том числе и книжной торговли, то, возможно, эти копии с папирусов являлись ходовым товаром, вывозимым александрийскими купцами в другие страны и продаваемым на портовом рынке.

Историками был определен и примерный список библиотекарей Александрийской библиотеки - вплоть до 2 в. до н. э.

Особо в Александрийской библиотеке следили за выполнением санитарно-гигиенических норм и норм, предъявляемых к с целью их наибольшей сохранности. Помещения хорошо проветривались, защищались от сырости. Свитки время от времени проверялись на предмет повреждений, в том числе и от многочисленных насекомых, и своевременно приводились в порядок.

В период правления Птолемея III Эвергерта при Александрийском Серапеуме (храм бога Серапиуса) был открыт филиал заведения.

Кто сжег Александрийскую библиотеку?

История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.

Первая дата - 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.

В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной - египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами. Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.

В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему "язычеством". Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.

В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.

Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.