Кругосветное плавание экспедиции ф магеллана кратко. Магеллан что открыл? Открытия Магеллана

Тестовые задания.

1. Фернан Магеллан был

а) испанцем на службе у короля Португалии

б) португальцем на службе у короля Испании

в) итальянцем на службе у короля Испании

г) французом на службе у короля Португалии

2. Пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, Фернан Магеллан назвал

а) проливом Дрейка

б) Магеллановым проливом

в) проливом Всех Святых

г) Беринговым проливом

3. Экспедиция Фернана Магеллана обогнула земной шар, двигаясь всё время

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) справа налево

г) слева направо

4. Первое кругосветное плавание продолжалось

а) 3 года

5. Капитана, который первым провёл свой корабль вокруг света, звали

а) Фернан

г) Альварес

6. Перечислите географические объекты в порядке их достижения экспедицией Фернана Магеллана. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Индийский океан

б) Филиппинские острова

в) экватор

г) Тихий океан

Тематический практикум.

Перед вами пять отрывков из записей спутника Магеллана Антонио Пигафетты, которые он сделал в виде письма своему покрови-телю синьору Филиппу де Вилье Лиль Адану. Расставьте их в нуж-ном порядке и ответьте на вопросы.

а) В среду 28 ноября 1520 года мы выбрались из этого пролива и по-грузились в просторы Тихого моря. В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы пи-тались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, сме-шанная с червями. Мы часто питались древесными опилками.

б) Мы добрались до Мактана за три часа до рассвета. Как только на-ступило утро, сорок девять человек наших бросились в воду, ко-торая доходила им до бёдер. Пришлось проплыть расстояние свы-ше двух выстрелов из самострела, прежде чем добраться до бере-га. Из-за подводных скал лодки не могли подойти к берегу ближе. Когда мы добрались до берега, туземцы числом свыше 1500 чело-век выстроились в три отряда. Увидев нас, они кинулись на нас с невероятными криками, два отряда обрушились на наши фланги, а один — с фронта.

в) Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бам-буковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили истинного вождя. Он всё время оборачивался на-зад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки. По-лагая, что он умер, мы, раненные, отступили, как только было воз-можно, к лодкам, которые сразу же двинулись в путь.

г) Ваше сиятельство, слава о столь благородном капитане не изгла-дится из памяти в наши дни. В числе других добродетелей он отли-чался такой стойкостью в величайших превратностях, какой ни-кто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться
в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, оче-видно для всех, ибо никто другой не владел таким даром и такой вдумчивостью при исследовании того, как должно совершать кру-госветное плавание, каковое он почти и совершил.

д) Услыхав, что в городе Севилье снаряжён отряд в составе пяти ко-раблей для добычи пряностей на Молуккских островах под началь-ством капитан-генерала Фернана ди Магальянша (Магеллана), я от-правился туда из города Барселоны, везя с собой много благожела-тельных писем. Целых три месяца я провёл в Севилье в ожидании, пока упомянутый флот готовился к плаванию, и, когда наконец наступил срок отправления, путешествие началось при чрезвычайно счастливых предзнаменованиях.

д а б в г

1. Сколько раз экспедиция Магеллана пересекла экватор?

Плавание было кругосветным, экватор пересекал 4 раза.

2. Что в приведённых отрывках даёт основание считать оценку, ко-торую дал Пигафетта Фернану Магеллану, справедливой?

Был известным военным и моряком. Португалец, сумел завоевать расположение испанского короля. Который разрешил собрать кругосветную экспедицию. Деньги на экспедицию дали испанские купцы, поверив Магеллану, что путешествие будет прибыльным. Подавил бунт испанских капитанов. Имел авторитет среди всех моряков экспедиции. Сумел рассчитать путь через океан. Нашел пролив соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Отважно сражался и погиб в битве с туземцами. Экспедиция принесла огромную прибыль, во много раз превышающую затраты.

Магелланов пролив- пролив, разделяющий архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку.

4. Сколько дней продолжалось плавание через Тихий океан?

Почти 4 месяца, около 111 дней. 28 ноября вышел с 3 кораблями в неизвестный океан (назвал его Тихим из-за погоды), а 15 марта экспедиция подошла к большому Филиппинскому архипелагу.

Картографический практикум.

Проследите по карте путь экспедиции Фернана Магеллана и назо-вите географические объекты, через которые он проходил.

2 - Атлантический океан.

4 - Пролив всех Святых.

5 - Тихий океан.

6 - Филиппинские острова.

9 - Индийский океан.

24.05.2017 23894

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света - составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор - же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал - Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору - бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал… 5 лет. Какая уж тут торговля!

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, - с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.


Слева - Иван Федорович Крузенштерн, справа - Юрий Федорович Лисянский


Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.



На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, - за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.



Шлюп "Надежда"

Шлюп «Нева»: Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.


Подготовка к экспедиции

В начале 19 века на картах Атлантического и, главное, Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!



Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.


Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи - Нукухива (Маркизские острова) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский - Нагасаки (Япония) - остров Хоккайдо (Япония) - Южно-Сахалинск - Ситка (Аляска) - Кадьяк (Аляска) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены - острова Корву и Флориш (Азорские острова) - Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.


Описание плавания

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Экватор

Аляска

Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке, - полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. «Нева» благополучно достигла цели и подобралась к берегам Аляски 10-го июля 1804 года. Пункт назначения - Павловская бухта на острове Кодьяк, столицы Русской Америки. После мыса Горн и острова каннибалов это часть плавания представлялась морякам тихой и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта.

Российско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» - купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом, ворванью. Но ее главной задачей было укрепление далеких колоний... Управляющим компании был Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчива – то дождь, то солнце… Оно и понятно: север. Уютный городок Ситка живет сегодня рыбной ловлей и туризмом. Здесь тоже многое напоминает о временах русской Америки. Сюда, на подмогу Баранову, и спешил Лисянский. Отряд под командой Баранова, который отправился на Ситку, насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В те жестокие времена тактика противников повсеместно была одна и та же: в живых не оставляли никого. После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант - 150 человек - русских и алеутов с пятью пушками.

Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе - трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски - Баранова. Подсчитывали потери и алеуты… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире.


Шлюп "Нева" у берегов Аляски

Нагасаки

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было... Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями... И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

Сахалин

«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. По дороге Крузенштерн называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева… Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия - исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов.

В Макао

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

В обход Ла-Манша

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.


Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов
Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Экспедиция собрала богатые сведения о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке - океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина. Появилась новая наука - океанология: никто до Крузенштерна не проводил исследования морских глубин. А еще участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний. В том числе, при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».

Рекорды и Награды

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.


Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

А я бы с радостью писал вам письма,

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара.

Родился в Португалии в дворянской семье. В детстве служил пажом в свите португальской королевы, получил хорошее образование, изучал космографию, навигацию и астрономию. В 20 лет отправился в свое первое плавание, участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, получил чин морского капитана за храбрость, проявленную в боях.. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе. Потеряв доверие короля, Магеллан подал в отставку.

В 1517 г. он переехал в Испанию и принял испанское подданство. Вместе со своим другом, астрономом Рюи Фальера, он убедил короля Карла V в том, что к югу от Южной Америки существует проход из Атлантического океана в Тихий. Открытие этого прохода принесло бы большую выгоду для государства: еще папа Александр VI, разделив Землю меридианом, повелел все земли (и известные, и еще не открытые) к западу от Канарских островов считать собственностью Испании. Это обстоятельство и стало важным поводом для продвижения на запад.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро. Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив. В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей. Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей. Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Но в пролив вошли только три судна: один корабль погиб, команда судна «Сан-Антонио» дезертировала, вернувшись в Испанию. Командир корабля оклеветал Магеллана, рассказав королю о якобы его измене. Через полтора месяца экспедиция вышла в Тихий океан.

При пересечении Атлантики мореплаватель использовал впервые свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду.

Первый переход через Тихий океан начался 28 ноября. На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн. 6 марта 1521 г. Магеллан открыл остров Гуам.

Десять дней спустя экспедиция Магеллана достигла Филиппинских островов (1521). Отряд был хорошо встречен населением, а один из местных вождей - Зебу - даже принял христианство и испанское подданство. После этого Магеллан вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Зебу же, изменив испанцам, умертвил часть из них. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и вышли в море.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь. Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив. Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море».

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

Открытие Магелланова пролива. В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым; кроме того, «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.

Тихий океан. Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу.

Филиппинские острова. Гибель Магеллана. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Раджа острова Себу, только что присягнувший на верность королю Испании, воспользовался этим и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков человек. Кораблям пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Разделение экспедиции. Обратный путь.Там были закуплены пряности и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 человек вернулись на родину.

Итоги экспедицииПродажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму[источник не указан 156 дней]. В 1523 был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетты.Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Новые открытия привели к обострению прежних противоречий между Испанией и Португалией. Долгое время эксперты обеих сторон не могли точно определить границы испанских и португальских владений из-за отсутствия точных данных о долготе вновь открытых островов. В 1529 г. соглашение было достигнуто: Испания отказалась от своих притязаний на Молуккские острова, но сохранила права на Филиппинские острова, которые получили свое название в честь наследника испанского престола, будущего короля Филиппа II. Однако в течение долгого времени никто не решался повторить путешествие Магеллана, и путь через Тихий океан к берегам Азии не имел практического значения.

Человеком, под руководством которого состоялось первое кругосветное путешествие, стал Фернан Магеллан . Ещё с самого начала, когда перед отплытием часть командного состава (в первую очередь матросы) отказалась служить португальцу, стало очевидно, что это кругосветное плавание окажется необычайно трудным.

Начало кругосветного путешествия. Путь Магеллана

10 августа 1519 года 5 кораблей покинули порт в Севильи и отправились в плавание, цели которого опирались лишь на интуицию Магеллана. В те времена никто не верил что Земля круглая, и естественно, это вызывало сильную обеспокоенность матросов, ведь отходя от порта всё дальше и дальше, у них крепчал страх не возвратится домой никогда.

В состав экспедиции были включены корабли: «Тринидад» (под командованием Магеллана – начальника экспедиции), «Санто-Антонио», «Консепсион», «Сант-Яго» и каракка Виктория (в последствии одно из двух судов, вернувшихся обратно).

Самое интересное для Вас!

Первая стычка интересов произошла недалеко от Канарских островов, когда Магеллан без предупреждения и согласования с другими капитанами, немного поменял курс. Хуан де Картахена (капитан «Санто-Антонио») жестко раскритиковал Магеллана, а после отказа Фернана лечь на прежний курс, стал подговаривать офицеров и матросов. Узнав об этом, начальник экспедиции вызвал бунтовщика к себе, и при других офицерах приказал заковать его в кандалы и бросить в трюм.

Одним из пассажиров первого кругосветного путешествия был Антонио Пифагетта — человек который описывал все приключения у себя в дневнике. Именно благодаря ему нам и известны столь точные факты экспедиции. Надо отметить, что бунты всегда являли собою сильную опасность, так, парусник Баунти стал знаменитым благодаря мятежу против своего капитана Уильяма Блая .

Однако Блаем судьба распорядилась иначе, он ещё успел стать героем на службе Горацио Нельсона. Кругосветное плавание Магеллана было примерно на 200 лет раньше, чем год рождения адмирала Нельсона .

Тяготы кругосветного плавания для моряков и офицеров

Тем временем некоторые офицеры и матросы начали выражать открытое недовольство плаванием, они созвали бунт с требованием вернутся назад в Испанию. Фернан Магеллан был настроен решительно и пресек восстание силовым путём. Капитан «Виктории» (один из зачинщиков) был убит. Увидев решительность Магеллана никто больше не перечил ему, однако в следующую ночь 2 корабля самовольно попытались уплыть домой. План провалился и оба капитана, попав на палубу «Тринидада», были отданы под суд и расстреляны.

Перестояв зиму, корабли двинулись обратно в путь по тому же курсу, кругосветное путешествие продолжилось – Магеллан был уверен, что пролив в Южной Америке существует. И он не ошибся. 21 октября эскадра достигла мыса (сейчас он называется Мыс Кабо-Вирхенес), который оказался проливом. По проливу флот шел 22 дня. Этого времени хватило, что бы скрыться из виду и уйти обратно в Испанию капитану корабля «Санто-Антонио». Выйдя из пролива, парусники впервые попали в Тихий океан. Кстати, название океана и придумано Магелланом, так как за 4 месяца тяжелого перехода по нему, суда ни разу не попали в шторм. Однако, на самом деле океан не такой уж и тихий, Джеймс Кук , не раз побывавший в этих водах спустя 250 лет, был от него не в восторге.

Вышев из пролива, эскадра первооткрывателей двинулась в неизвестность, где кругосветное путешествие растянулось на 4 месяца беспрерывных скитаний по океану, при этом не повстречав ни единого клочка суши (не считая 2-х островов, которые оказались пустынны). 4 месяца — весьма хороший показатель для тех времен, но самый быстрых клипер Фермопилы мог пройти это расстояние меньше чем за месяц, Катти Сарк , кстати, тоже. В начале марта 1521 года, на горизонте первопроходцы завидели обитаемые острова, которые Магелланом впоследствии были названы Ландронес и Воровскими.

Кругосветное плавание: половина пути пройдена

Итак, впервые в истории, матросы пересекли Тихий океан и оказались на обитаемых островах. В этом плане, кругосветное путешествие начало приносить свои плоды. Там были пополнены не только запасы пресной воды, но и запасы продовольствия, на которое моряки обменяли у туземцев всякие мелочи. Но поведение жителей племени заставило быстро покинуть эти острова. Через 7 дней плавания, Магеллан нашел новые острова, которые сегодня известны нам как Филиппинские.

На Архипелаге Сан-Ласаро (так сначала назывались Филиппинские острова) путешественники встретили туземцев, с которыми начали налаживать торговые отношения. Магеллан сдружился с раджей племени настолько хорошо, что решил помочь этому новому вассалу Испании в решении одной проблемы. Как объяснил раджа, на соседних островах другой раджа племени отказался платить дань и тот не знает что делать.

Фернандо Магеллан приказал готовится к боевым действиям на соседнем клочке земли. Именно этот бой и станет для начальника экспедиции последним, кругосветное путешествие закончится без него… На острове Мактан (остров противника) он построил своих солдат в 2 колонны и начал обстреливать туземцев. Однако у него ничего не выходило: пули пробивали лишь щиты туземцев и иногда затрагивали конечности. Видя эту ситуацию, местное население начало защищаться ещё бодрее и стало метать в капитана копья.

Тогда Магеллан приказал сжечь их дома, дабы надавить на страх, но этот манёвр лишь сильнее разозлил туземцев и те плотнее взялись за свою цель. Около часа всеми силами испанцы отбивались от копьев, пока сильнейший натиск на капитана не принёс свои плоды: увидев положение Магеллана туземцы набросились на него и мгновенно закидали камнями и копьями. До последнего вздоха он следил за своими людьми и ждал покуда все они покинут остров на шлюпках. Португальца убили 27 апреля 1521 года, когда ему был 41 год, Магеллан своим кругосветным путешествием доказал великую гипотезу и изменил этим мир.

Получить тело испанцам не удалось. Кроме этого, на острове дружелюбного раджы матросов тоже ждал сюрприз. Один из туземцев соврал своему хозяину и донёс о готовящейся атаке на остров. Раджа вызвал офицеров с корабля к себе домой и там жестоко расправился с 26 членами экипажа. Узнав о побоище, исполняющий обязанности капитана кораблей приказал подойти ближе к селению и расстрелять его пушками.

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара. Родился в Португалии в дворянской семье.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро. Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив. В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей. Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей. Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Первый переход через Тихий океан начался 28 ноября. На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн. 6 марта 1521 г. Магеллан открыл остров Гуам.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь. Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив. Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

21. Итоги ВГО .

В результате ВГО была подтверждена шарообразность земли и единство мирового океана. Были открыты континенты и страны, уточнились ландшафтные параметры и эконмические возможности ранее известных восточных стран, прежде всего Китая и Индии. Появилась новая информация о ресурсах, возможностях двух Америк и островных территорий.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы

04.12.2017 23:32

Наука и открытия

Преодолев опасные проливы под Южной Америкой, португальский штурман Фердинанд Магеллан вышел в Тихий океан с тремя кораблями, став первым европейским исследователем, который достиг Тихого океана из Атлантики.

20 сентября 1519 года Магеллан отправился из Испании, пытаясь найти западный морской путь к Островам пряностей Индонезии.

Под его командованием находилось пять кораблей с общей численностью команды в 270 мужчин. Первой точкой маршрута оказался порт в западной Африке, затем мореплаватель посетил Бразилию, где исследовалюжноамериканское побережье с целью поиска пролива в Тихий океан.

21 октября Магеллан, наконец, обнаружил пролив, который так упорно искал. Магелланов (тогда он, конечно, так не назывался) пролив, располагался недалеко от южной континентальной границы Южной Америки, отделяя Огненную Землю и континентальную часть материка.

Пролив преодолело только три судна из пяти. Команде понадобилось 38 дней, чтобы проплыть весь коварный пролив.

Флот Магеллана пересек океан в западном направлении за 99 дней. За весь период экспедиции океан был достаточно спокойным, чтобы его назвали «Тихим», от латинского слова «pacificus», что означает «спокойный».
К завершению экспедиции команда испытывала катастрофическую нехватку еды.

6 марта 1521 года экспедиция высадилась на острове Гуам. Десять дней спустя они бросили якорь на Филиппинском острове Себу — корабли находились всего в 400 милях от Островов пряностей.

После смерти Магеллана, оставшаяся часть команды отправилась на двух кораблях к Молуккским островам.

6 сентября 1522 года только один корабль экспедиции прибыл обратно в испанский порт Санлукар-де-Баррамеда. На обратном пути команда пересекла на корабле Индийский океан и обогнула мыс Доброй Надежды, тем самым став первой, совершившей кругосветное плавание. 1739 год: русские корабли достигают Японии

22.06.2018 20:09

Наука и открытия

Русская императрица Анна Иоанновна издала указ, согласно которому имперская экспедиция должна была исследовать побережья и острова

Дальнего Востока, а также по возможности вступить в контакт с жителями Японского архипелага.

Издан такой указ был по итогам первой Камчатской экспедиции, прошедшей под началом Мартына Шпанберга, русского мореплавателя. Первая экспедиция имела целью изучение возможностей постройки судов на Камчатке, а также исследование водных путей для доставки грузов. Шпанберг в качестве отчёта предоставил императрице записку, в которой указывал на возможность изучения потенциальных морских путей до берегов Северной Америки и Японии.

Было решено отправить вторую экспедицию, подготовка к которой началась в 1737 году.

Строительство новых судов проходило под тщательным наблюдением Адмиралтейств-коллегии и лично Шпанберга. Позже его определили на самостоятельное судно с индивидуальным заданием, суть которого заключалась в изучении западного побережья Камчатского полуострова.

Экспедиция выдвинулась летом 1738 года и за время плавания было обнаружено свыше тридцати новых островов, включая Итуруп, Шикотан и Зелёный.

Фернан Магеллан

Экспедицию прервала зима.
Переждав её, Шпанберг отправился изучать морские пути снова и уже 22 мая достиг берегов Японии.

По прибытии команда Шпанберга вступила в контакт с местным населением, уточняя информацию об экономике, политике и обычаях страны, попутно обмениваясь товарами. Тем не менее, по причине распространяющихся среди команды болезней, экспедицию было решено остановить, а больных доставить в родной порт.

Португальский путешественник Фердинанд Магеллан (1480-1521 гг.) был первым европейцем, совершившим экспедицию вокруг света. Он путешествовал через Атлантический океан, через южную оконечность Южной Америки, через каналы и окруженные горами заливы, а затем через Тихий океан.

И в конце концов вернулся в Испанию, совершив первое кругосветное путешествие в мире.

Магеллан родился в знатной португальской семье, и в молодом возрасте, был королевским придворным.

Когда ему было 25 лет, он поступил на службу в португальский флот и провел следующие шесть лет, участвуя в военных сражениях. В 1513 году, во время битвы с маврами в Марокко, Магеллан получил серьезную рану копьем в левое колено, которая привела его к пожизненной хромоте.

А вернувшись в Португалию в 1514 году, он узнал, что был обвинен в незаконной торговле скотом с маврами. Король Португалии уволил Магеллана из военно-морского флота, и Магеллан в сердцах объявил о завершении своей верности Португалии.

В 1517 году он предложил свои услуги главному конкуренту Португалии, испанскому королю Карл I, и начал новый этап своей карьеры, как испанский исследователь.

20 сентября 1519 года 39-летний Магеллан и около 270 человек отплыли из Испании, на пяти кораблях: Тринидад, Сан-Антонио, Консепсьон, Виктория, и Сантьяго. Их целью было добраться до Молуккских островов, по западному маршруту — который избегал контролируемого португальцами мыса Доброй Надежды.

Суда шли юго-западным курсом, пересекая Атлантику и оказались в Южной Америке, в Рио-де-Жанейро, три месяца спустя. Они по-прежнему шли на юг вдоль побережья, исследуя все заливы и устья рек на территории нынешних Уругвая и Аргентины, пытаясь найти пролив в Тихий океан. 31 марта уставший и недовольный экипаж на борту трех судов поднял мятеж против своих командиров.

Магеллан быстро восстановил контроль над своей командой, в результате чего один из капитанов был убит в ближнем бою, а бунтовщики высажены в одиночестве на берег.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Наконец, в октябре 1520 года был найден проход — ныне известный как Магелланов пролив — это действительно привело к Тихому океану.

Вторая половина путешествия проходила так же трудно, как и первая.

Только три корабля осталась после того, как один утонул, а второй дезертировал; провианта было очень мало и люди умирали от цинги. Достигнув острова Гуам в 1521 году, Магеллан занимался грабежами деревень в отместку туземцам за кражу. В том же году, на Филиппинских островах, Магеллан был убит в стычке с туземцами на острове Мактан. Два из его кораблей продолжали путешествие, достигнув Молуккские острова специй в ноябре 1521 года. 8 сентября 1522 года, только один корабль, Виктория, капитаном которой был испанец Хуан Себастьян де Элькано, добрался до Испании, с 17 оставшимися членами экипажа.

Колумб (слева) и Магеллан (справа) (1480 — 1521)

Настоящим открытием Тихого океана стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Магеллан (Fernando Magalhaens) — известный португальский мореплаватель (1480 — 1521).

Фернан Магеллан вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар. Родился 20 ноября 1480 года в Португалии. Принадлежал к дворянству, в детстве служил пажом в свите португальской королевы, получил образование, изучал космографию, навигацию и астрономию. Затем поступил в военно-морской флот.

С 20-ти лет отправился в первое плавание в Индию, где принес португальцам большую пользу подавлением восстания туземцев на полуострове Малакке.

В 1505 году служил в Восточной Африке, участвовал в войне с Индией.

По возвращении в Португалию, он потерял доверие короля, вследствие чего удалился в Испанию и принял испанское подданство. Ф. Магеллан, как и Колумб, хотел найти короткий путь в Индию. Он обратился с предложением об экспедиции к португальскому королю Мануэлю, но того проект не заинтересовал.

Ф.Магеллана это не остановило, и мореплаватель вместе со своим другом, астрономом Рюи Фальера, убедил Карла V в существовании к Югу от Южной Америки прохода из Атлантического в Тихий океан, открытие которого должно было доставить большие выгоды Испании.

Карл V проект одобрил.

Но Магеллану пришлось преодолеть еще немало трудностей, прежде чем он снарядил экспедицию и пустился в море. Осуществлению его замысла всячески препятствовал португальский посол при испанском дворе Алвару да Кошта. Он старался через своих клевретов внушить Магеллану, что его проект неосуществим, что его ждут неисчислимые страдания, что испанское правительство не доверяет ему как иностранцу и королевские чиновники, назначенные в экспедицию, будут чинить препятствия и следить за каждым его шагом, что король Мануэл просит его вернуться в Португалию и готов предоставить ему выгодную должность и т.

д. Уговоры не подействовали, португальский посол подослал к Магеллану наемных убийц. А когда покушение не удалось, Альвару да Кошта и его подручные делали все возможное, чтобы сорвать подготовку экспедиции. Магеллан получал плохое снаряжение, негодные товары, испорченные продукты, на каждом шагу сталкивался с непредвиденными затруднениями. Карл V назначил Магеллана адмиралом и руководителем экспедиции в составе 265 человек и пяти кораблей — «Тринидад», «Сан Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».

Наконец сборы были закончены.

Присягнув в верности кастильской короне и заставив, в свою очередь, присягнуть офицеров и матросов, Магеллан 20 сентября 1519 года вышел в далекое плавание из гавани Санлукар-де Баррамеда и направился на запад.

Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей: «Тринидад» («Троица») водоизмещением в 110 тонн, на котором развевался флаг адмирала; «Сан-Антонио» водоизмещением в 120 тонн, под начальством инспектора флота Хуана де Картахены; «Кон-сепсион» («Зачатие») водоизмещением в 90 тонн, под начальством Гаспара де Кесады; «Виктория» («Победа») водоизмещением в 85 тонн, под начальством казначея флота Луиса де Мендосы, и «Сант-Яго» водоизмещением в 75 тонн, под начальством «кормчего его высочества» Жуана Серрана.

Относительно благополучное плавание Магеллана длилось всего несколько дней, до Канарских островов.

Главный капитан флота отказался от рекомендации португальских лоций и, дойдя до широты Гвинейского залива, его каравеллы повернули на юго-запад. Решение флагмана вызвало недовольство Хуана де Картахены, родственника короля, капитана «Сан-Антоньо», назначенного Карлом V инспектором экспедиции. Как только флотилия пересекла экватор, инспектор заявил, что Фернан Магеллан нарушает королевские инструкции. Горячий спор закончился приказом об аресте инспектора.

Картахена затаил обиду.

От экватора Магеллан повернул к «Земле Святого Креста» (Бразилия), и 13 декабря 1519 года флот бросил якорь в великолепной гавани Санта-Люсия, известной теперь под именем Рио-де-Жанейро. Впрочем, Магеллан был не первым европейцем, посетившим эту бухту, как долго полагали историки. С 1507 по 1510 год в букте Санта-Люсия жил один из спутников Магеллана, Жуан Лопиш Карвалью. На корабле «Консепсион» плыл вместе с ним в качестве юнги его десятилетний сын, рожденный женщиной бразильского племени тамажу.

Бывали в этой бухте и другие португальские моряки.

10 января каравеллы вошли в устье Ла-Платы. На карту местности впервые наносится наименование «Монтвиди» (ныне здесь расположена столица Уругвая — Монтевидео).

Великий первооткрыватель Магеллан лихорадочно ищет пролив в Южное море. Но ни Ла-Плата, ни залив Сан-Матиас не оправдали надежд экспедиции. Когда тщательные поиски пролива в этом месте не увенчались успехом, Магеллан повел свои корабли еще дальше к югу. По пути моряки заходили во все бухты, надеясь найти этот пролив, и охотились на пингвинов, несмотря на то, что мясо этих пернатых жестко и малопитательно.

Капитан решил укрыться на зимовку в гавани Сан-Хулиан.

Ирония судьбы: мореплаватели находились буквально рядом с проливом, который искали.

Предвидя продолжительность зимовки и не надеясь пополнить съестные припасы в этой суровой стране, Магеллан приказал экономить провизию и установить для людей строгий рацион. Необходимо было дотянуть до весны, не подвергая экипаж большим лишениям, чтобы потом добраться до более плодородных мест. Но эта мера усилила недовольство матросов, и несколько офицеров, стоявших на стороне Хуана де Картахены, решили вызвать возмущение.

В бухте Сан-Хулиан оказалось мало пресной воды.

Матросов угнетала эта унылая, безжизненная местность. Поэтому в середине мая, несмотря на дурную погоду, Магеллан послал к югу на разведку корабль «Сант-Яго» во главе с капитаном Серраном. Через несколько дней испанцы открыли под 50° южной широты реку Санта-Крус. 22 мая поднялась сильная буря, и корабль разбило о прибрежные скалы. Весь экипаж уцелел, за исключением одного матроса.

‘ + content_h1 + ‘

Потерпевшие крушение с величайшим трудом добрались до бухты Сан-Хулиан, после чего Серран был назначен капитаном на «Консепсион».

После этой неудачной попытки Магеллан решил ждать улучшения погоды. Только 24 августа флотилия покинула бухту Сан-Хулиан. Достигнув реки Санта-Крус, корабли простояли здесь около двух месяцев. Испанцы отдохнули, запаслись дровами и пополнили, насколько это было возможно, съестные припасы. С наступлением весны Магеллан повел корабли еще дальше к югу.

Следуя вдоль береговой полосы, он тщательно исследовал все излучины в поисках вожделенного пролива.

Однако дальнейшее путешествие складывалось уже не так удачно. Корабли Магеллана попали в полосу антарктических штормов. Команда уже готова была свергнуть капитана, который завёл их на «край света», но благодаря силе и хитрости Ф.Магеллану удалось подавить мятеж и восстановить порядок.

Надо было обладать волевыми качествами, чтобы продолжать плавание с людьми, готовыми ради собственной выгоды на любые предательства.

В пролив вошли только три судна: одно погибло, другое изменнически оставило Магеллана и возвратилось в Испанию. Пролив был пройден в полтора месяца и 16-го ноября суда Магеллана уже плыли по Тихому океану.

Именно настойчивость капитана флотилии привела к открытию прохода из Атлантики в Южное море.

На 52 южной параллели открылась широкая выемка, разведка, состоявшая из двух судов, подтвердила, что это не река — везде была соленая вода.

Отныне новый морской путь на восток был проложен, и надежды Магеллана сбылись. Однако эпопея на этом не закончилась. Самые большие трудности и трагические события были еще впереди.

В необъятном океане капитан ни разу не встретился со штормом. Океан был удивительно тихим и спокойным.

Его назвали «Пасифико»- «Тихий», «Мирный». В XVII веке это имя окончательно утвердилось вместо названия «Южное море».

Жестокий голод и болезни преследовали путешественников. Запасы провизии подходили к концу, большая часть команды была больна цингой. Девятнадцать человек умерло, около тридцати надолго выбыли из строя, измученные страшной болезнью.

Все считали себя обреченными на смерть. За три месяца и двадцать дней корабли прошли четыре тысячи лиг, но кругом расстилалась все та же беспредельная водная пустыня. За это время лишь однажды мореплаватели натолкнулись на скалистые, бесплодные островки, получившие название Несчастных островов, так как там не нашлось ничего, что могло бы поддержать силы голодных людей.

Многие уже не надеялись живыми увидеть землю.

Больше трёх месяцев корабли провели в Тихом океане, прежде чем 4 марта 1521 г. на горизонте показалась земля. Это были острова ранее не известного Филиппинского архипелага. Здесь команде удалось пополнить свои запасы. Испанцы были здесь хорошо встречены туземцами, один из вождей которых, Зебу, принял христианство и подданство испанского короля.

Магеллан принял участие в войне этого вождя против других и 27 апреля 1521года пал в битве, с 56 испанцами. Так погиб великий мореплаватель Магеллан.

После этого Зебу изменил испанцам и часть их изменнически умертвил. Остальные подняли якорь и, сжегши один из кораблей, отплыли в море.Из пяти кораблей, отправившихся в плавание, только два судна закончили миссию Фернана Магеллана — они увидели Острова Пряностей, находившиеся на Молуккском архипелаге.

Нагруженные пряностями корабли отправились в обратный путь. «Тринидад» пошел к берегам Панамы через Тихий океан, «Виктория» — через Индийский и Атлантический океан в Испанию. Шесть месяцев скитался корабль «Тринидад» в водах Тихого океана и вынужден был вернуться к Молуккским островам. Матросов захватили в плен, где они умерли в тюрьмах и на плантациях.

Каравелла «Виктория» же, выдержав жестокую бурю у мыса Доброй Надежды, вошла в Атлантический океан.

И только 6 сентября 1522 года в аванпорту Севильи, жители Санлукар-де-Баррамеда увидели одинокую каравеллу. Причалив, на берег сошло 18 изможденных человек – это были остатки экспедиции Фернана Магеллана.

Путешествие Фернана Магеллана считается одним из величайших событий XVI века. Эта экспедиция окончательно доказала, что планета действительно имеет форму шара, а моряки стали первыми людьми, которые смогли совершить кругосветное путешествие.

Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов — Тихий, открыв проход из Атлантики.

Открыты все побережье Южной Америкк к югу от Ла-Платы, Магелланов пролив, Патагонская Кордильера, остров Гуам и Филиппинские острова.Кроме того, экспедиция выяснила, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как думал Колумб и другие, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления Большие и Малые Магеллановы облака и пролив (Рисунок ниже).

Кругосветное путешествие Магеллана (более качественный рисунок маршрута Магелланасмотри тут).

Все морские путешествия Фернана Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта, участвовавшим в качестве волонтера в экспедиции Магеллана; издание было переведено на французский язык (3 издания) и итальянский; на английском есть издание "First voyage round the World by Magellan" (1874).
См.

так же: Первые мореплаватели и путешественники

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара.

Родился в Португалии в дворянской семье.

В 1517 г. он переехал в Испанию и принял испанское подданство. Еще папа Александр VI, разделив Землю меридианом, повелел все земли (и известные, и еще не открытые) к западу от Канарских островов считать собственностью Испании. Это обстоятельство и стало важным поводом для продвижения на запад.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро.

Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив.

В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей.

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей.

Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Но в пролив вошли только три судна: один корабль погиб, команда судна «Сан-Антонио» дезертировала, вернувшись в Испанию. Командир корабля оклеветал Магеллана, рассказав королю о якобы его измене. Через полтора месяца экспедиция вышла в Тихий океан.

При пересечении Атлантики мореплаватель использовал впервые свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду.

На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн.

Десять дней спустя экспедиция Магеллана достигла Филиппинских островов (1521). Отряд был хорошо встречен населением, а один из местных вождей - Зебу - даже принял христианство и испанское подданство. После этого Магеллан вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Зебу же, изменив испанцам, умертвил часть из них. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и вышли в море.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь.

Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался.

Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики.

Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив.

Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

21. Итоги ВГО .

В результате ВГО была подтверждена шарообразность земли и единство мирового океана.

Были открыты континенты и страны, уточнились ландшафтные параметры и эконмические возможности ранее известных восточных стран, прежде всего Китая и Индии.

Появилась новая информация о ресурсах, возможностях двух Америк и островных территорий.

ВГО ускорили процесс первоначального накопления капиталов, а также положили начало колониальной торговли и политики. В колониях одним из источников первоначального накопления капитала стало внеэкономическое принуждение – рабство.

Христофор Колумб в самом начале эпохи создал систему энкомьендо (Рабовладельческие плантации):

— Рабство получило широкое распространение на золотых и серебряных рудниках.

— Революция цен, которая дополнительно углубила разницу в темпах развития капитализма в разных странах Западной Европы.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 595 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…