Кремлёвские куранты. Часы на Спасской башне Кремля: история и фото

December 31st, 2016

Звуки курантов для россиян, как шампанское и салат оливье, — давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года.

Многие считают, что чокаться бокалами с шампанским надо после того, как кремлевские куранты пробьют 12 раз. Это заблуждение возникло еще в советскую эпоху: когда по радио передавали сигналы точного времени, последний радиосигнал соответствовал началу нового часа. Но к бою курантов это не относится. Существует и другое мнение: новый год якобы наступает с первым ударом. Это тоже не так.

Сейчас я вам расскажу, когда надо "чокаться" ...


Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам.

Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат — 6 метров. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32- килограммовый маятник — итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.


Здесь в астрономической службе времени Института имени Штернберга знают о них все, наблюдают за звездами, изучают вращение Земли и непрерывно получают сигналы со спутников, чтобы куранты постоянно получали сводки о самом точном московском времени. Здесь знают и ответ на главный вопрос.

Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки — это все уже потом».

Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.

А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:

Момент наступления нового года — понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад — восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ (!) будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.

Итак:

Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток . А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. Точнее, конечно, наоборот: начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон . Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це-лые часы.


Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль — рези-денцией великих князей. Кремлевские часы были одни-ми из первых в Европе и считались чудом своего вре-мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит-ростью, преизмечтано и преухищрено».

О мастере часов записано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по име-ни Лазарь». За установку часов заплатили 150 рублей— большую по тому времени сумму.

Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже-ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В архив-ных материалах только под 1585 г. встречается упоми-нание о часовщиках Фроловских (Спасских), Троицких и Тайницких ворот. Сохранились документы, по кото-рым видно, что часовщики получали за свою работу по 4 рубля и 2 гривны в год жалования да по 4 аршина сукна на одежду.


В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос-лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.

На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя-вились вторые часы. Их собрали под руководством анг-лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой-ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.

Новые куранты по приказу Петра Первого были до-ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от-бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло-колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.

Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро-вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон-чательно.



В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско-го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль-ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Чтобы звонница могла исполнить эти мелодии, ее дополнили 24 колоко-лами. 16 из них сняли с Троицкой башни и 8 — с Боро-вицкой. После этого количество колоколов в звоннице достигло 58, причем 13 из них были отлиты еще для ку-рантов Головея.

В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело-дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец-кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой-ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи-тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.

В революционном 1917 году в циферблат курантов уго-дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас-тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра-ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби-вали четверти и целые часы.

В 1974 году куранты были остановлены на сто дней . В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон-струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво-ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно .

Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.

В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его — около 2 метров, ширина— более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.

После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Штифтами занято


30 дорожек для одной пьесы и 30 — для другой. Каждая дорожка предназначена для одного колокола. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера — от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола — 500 килограммов.

При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.

В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.


И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча-ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Голландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.

И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в исполнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

Поздравляю всех читателей моего бложика с наступающим 2017 годом, желаю Вам всех благ в личной жизни и трудовой деятельности. Берегите себя и своих близких!


Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, существуют с 1851 года. Они установлены на башне взамен старых московскими владельцами механических мастерских братьями Н. и П. Бутеноп и пущены в 1852 году. На станине механизма часов сохранилась надпись: "Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве". Куда девались старые часы, неизвестно.

История древних Спасских курантов уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с историей Кремля. Еще в 1404 году, как рассказывают летописи, в Кремле на великокняжеском дворе, рядом с Благовещенским собором, были установлены первые в Москве часы, "а замысли часник" сам князь. Установку часов производил монах-серб по имени Лазарь, Очень образно об устройстве этих часов сказал московский летописец: "Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневный; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, странно-лепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено".

Часы на Спасской башне, как предполагают, были установлены сразу же после ее постройки в XV веке. Однако документальное известие о часах относится только к 1585 году, когда у Спасских, Тайницких и Троицких ворот, а позднее и Никольских, на службе находились особые часовники.

Часы на Спасской башне считались главными, и им уделялось особое внимание. Тем не менее уберечь их от часто возникавших пожаров не удавалось, и они быстро приходили в негодность. В 1624 году, например, их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей (весу в них было 60 пудов).

В 1621 году на царскую службу был принят "аглицкой земли часовой мастер" Христофор Христофорович Галовей, которому было заказано устройство новых часов. Под руководством Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан с сыном и внуком изготовили часы, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Для установки новых часов на древнем четверике Спасской башни под руководством Бажена Огурцова в 1625 году надстроили из кирпича арочный пояс с белокаменными резными деталями и украшениями, а на внутреннем четверике возвели высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. Спустя год башня и часы сгорели, и все пришлось делать заново. За работу по установке первых часов Христофор Галовей получил от царя большую награду: всевозможных товаров почти на 100 рублей - сумму, довольно значительную по тому времени.

В 1654 году башня снова сгорела вместе с часами. Посетивший Москву вскоре после пожара архиепископ Павел Алеппский в 1655 году писал: "Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст".

Вскоре часы были восстановлены, о чем свидетельствуют записки посла австрийского императора Августина Мейерберга, посетившего Москву в 1661 году. Он писал: "Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов, эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве".

Спасские часы того времени были устроены весьма интересно. У них вращался циферблат, а неподвижная стрелка в виде луча солнца, помещавшаяся выше циферблата, указывала часы ночные и дневные. Цифры были славянские, позолоченные. Внутренний круг, изображавший небесный свод, был покрыт голубой краской, усеян золотыми и серебряными звездами, имел изображения луны и солнца. Циферблаты были разделены на 17 часов и помещались в центральной килевидной арке арнатурного пояса над древним четвериком. Выше их прямо на стене по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа. Остатки их до сих пор сохраняются под существующими циферблатами часов.

Эти часы были меньше современных. Размер их циферблата был примерно 5 метров, высота цифр - 71 сантиметр (1 аршин) и весили они 25 пудов (400 килограммов). Точность хода во многом зависела от обслуживавшего их часовщика. Так, часовщик Троицкой башни в своей челобитной царю писал: "В прошлом 1688 году часовщика Спасской башни Андрияна Данилова не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена часы мешаютца передачею часов дневных и нощ-ных, бывает у нее один час продлитца против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поскорит".

При назначении часовщика к часам Спасской башни с него брали поручительство, чтобы "у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью и карты не играть и вином и табаком не торговать и воровским людем стану и приезду не держать и с воровскими людьми не знатца и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения какое всего беречь и не разорять".

В начале XVIII века Петр I решил заменить часы на Спасской башне новыми. В 1704 году он заказал в Амстердаме новые часы, которые на 30 подводах доставили в Москву и в 1706 году установили на башне. "Утром 9 декабря пробило 9 часов, а в 12 часов заиграла музыка и начали часы бить". Полная установка часов была закончена только в 1709 году. Новые часы имели уже 12-часовой циферблат. Установкой их на башне и переделкой циферблата руководил Яков Гарнов, а работы выполнял кузнец Никифор Яковлев с товарищами.

Вскоре часы пришли в ветхость и потребовали ремонта. В 1732 году об этом докладывал начальству часовщик Гавриила Паникадилыциков, но безуспешно. Спустя два года он подал новое прошение, в котором писал: "...часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят". Однако и это прошение осталось без ответа.

Состояние часов еще больше ухудшилось после пожара 1737 года, когда сгорели все деревянные части Спасской башни. Башню отремонтировали, а часы еще долгое время оставались неисправными. "Вал для курантов был испорчен, и колокольная музыка не могла действовать",- говорится в описи башни.

Вступив на престол, императрица Екатерина II посетила Москву и заинтересовалась Спасскими курантами. Начали искать мастеров для исправления часов, которые к тому времени пришли уже в полную негодность.

В 1763 году в Грановитой палате были найдены среди разного хлама "большие английские курантовые часы", очевидно еще галовеевские. По приказу Екатерины II в 1767 году их начал устанавливать на Спасской башне подмастерье Иван Полянский, который закончил эту работу в 1770 году.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым "своим коштом, материалами и рабочими людьми", за что ему было присвоено почетное звание- мастер Спасских часов.

В середине XIX столетия часы снова остановились. В 1850 году кремлевский часовой мастер Корчагин сообщал, что часы неисправны и требуют капитального ремонта. В 1851-1852 годах московские владельцы механических заведений братья Бутекоп взялись за исправление Спасских курантов. Поручена эта работа была искусным русским мастерам. Они изготовили новые часы, в которых были использованы детали от старых. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой собрали весь механизм, а с четырех сторон башни сделали новые позолоченные циферблаты. К старым часовым колоколам добавили новые, снятые с других башен Кремля. На игральный вал часов была набрана мелодия "Коль славен" и воинственный марш гвардейского Преображенского полка. Новые куранты играли через каждые три часа.

Были изготовлены по рисункам архитектора К. Тона специальные металлические перекрытия, поддерживающие механизм часов, постамент и лестница к часам. Впоследствии эти часы несколько раз реставрировали, и они дошли до нашего времени.

Часы пострадали при обстреле Кремля во время октябрьских боев 1917 года и почти год не действовали. По указанию В. И. Ленина они были восстановлены к 1-й годовщине Великого Октября кремлевским слесарем-часовщиком II. В. Беренсом. На игральный вал часов заслуженный деятель искусств М. М. Черемных набрал мелодию "Интернационала". В августе 1918 года раздался первый удар часового колокола.

Последний капитальный ремонт часов был произведен при реставрации Спасской башни в 1974 году специалистами Каучио-исследовательского института часовой промышленности и других организаций. При этом было сделано электронное управление часами и автоматическая смазка.

Часы на башне занимают три этажа - 7-й, 8-й, и 9-й-г и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Круглые черные циферблаты с позолоченными ободами, цифрами и стрелками выходят на все четыре стороны башни. Циферблаты имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,47 метра, минутной- 3,28 метра. Общий вес часов со всеми конструкциями примерно 25 тонн.

Часы приводятся в действие тремя подвешенными на стальных тросах гирями. Вес каждой из них - от 10 до 14 пудов (160-224 килограмма). Точность хода часов достигается при помощи круглого маятника весом 2 пуда (32 килограмма). Раньше гири висели на пеньковых канатах и поднимались вручную огромным ключом. В 1937 году часы стали заводить при помощи трех электромоторов, а канаты заменили стальными тросами.

Механизм боя часов, расположенный под шатром башни в открытом ярусе звонов, состоит из десяти четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Этот колокол самый большой. Он весит 135 пудов (2160 килограммов), украшен орнаментом с вензелем Екатерины II и двуглавым орлом. Колокол опоясан трехъярусной надписью: "...по всевысочайшему всеавгустейшия государыни императрицы Екатерины великая, премудрая матери отечества самодержицы всероссийские повелено в пользу первопрестольного города Москвы снабжена сия Спасская башня часами с колокольною музыкою, а к оным вылит сей колокол в лето от рождества Христова 1769 году, мая 27 дня, весу 135 пуд 32 ф, а лил мастер Семен Можжухин".

Вес одного из четвертных колоколов - 20 пудов (320 килограммов). Раньше в часах использовалось 48 колоколов, снятых с других кремлевских башен. Все колокола были отлиты в XVII- XVIII веках и являются интересными образцами литейного искусства прошлого. Сни украшены орнаментом геометрического и растительного характера и надписями. Среди них есть колокол, действовавший еще в галовеевских часах. Есть колокола голландской работы 1698 и 1702 годов, привезенные с часами из Амстердама.

Бой часов осуществляется следующим образом: специальный молоток, соединенный при помощи троса с часовым механизмом, ударяет по поверхности нижнего основания колокола.

Подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Но это не так.

Новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов,

то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года

Такое заблуждение было связано с тем, что россияне путали сигналы точного времени, передаваемые по радио (где начало шестого сигнала означало начало нового часа) с боем курантов Спасской башни.

Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля, занимают 8-10 ярусы и выходят на четыре стороны башни.

Диаметр циферблата - 6,12 метра, высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки 2,97 метра, минутной —-3,27 метра.

Всего на Спасской башне было трое часов

Первые часы на Спасской башне

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

Вторые часы на Спасской башне

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. В феврале 1813 года часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 году часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится:«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Третьи часы на Спасской башне

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни. Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя. Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом. После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 года с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади)

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…»

В 1932 году был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным.Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 году предупреждали братья Бутенопы: «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.

Фото: Stepan Kildishev/Rusmediabank.ru

Неотъемлемым атрибутом Красной площади являются часы на Спасской башне Кремля.

Без них мы не представляем себе , по ним отмеряем московское время. А ведь у кремлевских курантов довольно бурная история, которая началась 700 лет назад…

Человек с молотом и небесный циферблат

Первые башенные часы в Кремле появились в XIV в. при Великом князе Василии I. Они представляли собой сложный механизм и состояли из человеческой фигуры, железного молота и колокола. Каждый час «человек» отбивал время, ударяя в колокол. В 1491 году, когда вместо белокаменного возводили кирпичный Кремль, на Фроловской (впоследствии Спасской) башне были установлены первые «классические» куранты.

В летописях упоминается, что в 1624 г. пришедший в негодность кремлевский хронометр «списали» и продали Спасскому ярославскому монастырю за «смешную» цену в 48 рублей. Какое-то время Спасская башня оставалась вовсе без часов. Однако, вступив в 1625 г. на российский престол, царь Михаил Федорович Романов сделал заказ на новые башенные часы известному английскому часовых дел мастеру Христофору Головею. «Команда профессионалов» под руководством Головея изготовила и водрузила на Спасскую башню часы с тринадцатью колоколами. Правда, узнать по ним время было не так-то просто: часы обладали огромным вращающимся циферблатом, но не имели обычных стрелок…

Циферблат был сколочен из досок и выкрашен в голубой цвет, имитируя небо. По нему было разбросано множество звездочек из жести. Наверху находилось изображение солнца, испускавшего неподвижный луч, который и играл роль часовой стрелки. Деления были обозначены буквами старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола, перезвон которых слышался более чем за 10 верст.

Увы, в 1626 г. часы сгорели. Их отреставрировали, но они постоянно барахлили, а в конце XVII столетия и вовсе вышли из строя…

Петровские нововведения

В 1705 г. ввел в России единый суточный отсчет времени и отдал распоряжение заменить старомодное «диво» голландскими башенными часами с двенадцатичасовым циферблатом. Они отбивали не только каждый час, но и четверти часа, а также играли музыку. Однако, часы постоянно ломались. Во время пожара 1737 г. деревянная «внутренность» Спасской башни сильно пострадала, а куранты получили настолько сильные повреждения, что перестали проигрывать мелодии.

Екатерининские и николаевские

Екатерина II отдала распоряжение демонтировать старые часы. На их место были установлены другие, из Грановитой палаты Кремля. Монтажом на сей раз занялся немецкий часовых дел мастер Фац. Так в 1770 г. на башне появились четвертые по счету куранты, игравшие легкомысленную песенку «Ах, мой милый Августин».

Новые куранты, прозванные Екатерининскими, продержались достаточно долго. Во время пожара Москвы в 1812 г. они перестали идти, но были восстановлены через три года часовщиком Яковом Лебедевым, за что его удостоили особого звания - «мастер Спасских часов». После этого они исправно шли более восьмидесяти лет. В 1851 г. их отреставрировали, но для этого пришлось заменить всю начинку. Количество колоколов увеличилось с 24 до 48: 16 переместили сюда с Троицкой и 8 - с Боровицкой башен. По повелению императора Николая I отреставрированные куранты отныне в 3 и 9 ч. играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 6 и 12 ч. - марш лейб-гвардии Преображенского полка.

Конец музыки…

Октябрьская революция, разумеется, внесла свои коррективы. Во время штурма Кремля рабочий механизм курантов был поврежден артиллерийским снарядом. У часов переломилась стрелка. Починку поручили опытному слесарю Николаю Беренсу. К июлю 1918 г. часы удалось исправить. Правда, теперь в 12 ч. дня они в соответствии с веяниями времени исполняли «Интернационал», а в полночь - «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

В 1932 г. по указанию был изготовлен новый циферблат, который представлял собой точную копию старого. Мелодию оставили одну - «Интернационал». Правда, шесть лет спустя и он перестал звучать: музыкальный механизм был признан изношенным…

В последний раз в советскую эпоху реконструкция Кремлевских курантов проводилась в 1974 г. специалистами из НИИ часовой промышленности. Часы были остановлены на 100 дней. За это время удалось полностью разобрать механизм и заменить изношенные детали. Также отныне куранты стали управляться электронным, а не ручным способом. Но музыки они больше не играли.

Символ возрожденной России

В следующий раз часы исполнили музыкальную мелодию лишь в 1996 г., на инаугурации первого президента России Бориса Ельцина, избранного на второй срок. В полдень и в полночь отныне звучала «Патриотическая песня», с 1993 по 2000 год являвшаяся официальным гимном страны, а в три и девять часов – ария «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Начиная с 1999 г. кремлевские куранты стали исполнять новый, официально утвержденный гимн России…