Краткая биография поля верлена. Поль сезанн, биография и картины художника

Поль Верлен (фр. Paul Marie Verlaine, 1844—1896) - один из основоположников символизма во французской и мировой поэзии. Яркая личность в истории поэзии. Безусловно, один из величайших франкоязычных поэтов за всю историю.

Верлен - один из представителей школы декадентов, род. в 1844 г. в Меце. В первых своих стихотворениях, напечатанных в "Parnasse contemporain", точно так же, как в своем первом сборнике стихотворений — "Les poèmes saturniens", Верлен не обнаруживает ничего оригинального, а своей аффектированной невозмутимостью и холодностью, преклонением исключительно перед идеалом чистой красоты примыкает к школе парнасцев.

Любить – это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.

Верлен Поль

Это деланное спокойствие поэт отбрасывает в своих "Romances sans paroles", мотивами которых является особое душевное настроение, овладевшее человеком, изверившимся в старые идеалы и страстно ищущим новых путей и выхода из давящей его атмосферы пошлости; отсюда искание чего-то неестественного и сверхъестественного, жажда "красивой смерти" и подобных утонченных болезненных ощущений. Внося в свои стихотворения неопределенность, смутность, неясность настроения, Верлен старается найти для его выражения новые метрические формы; он пренебрегает метрикой классиков и романтиков, варьируя одновременно всевозможные размеры, подыскивая особые редкие рифмические сочетания, или совсем отказывается от рифмы, заменяя ее неуловимой для обыкновенного уха гармоничностью составных частей стиха.

После нескольких лет молчания истомившаяся от безверия душа поэта, по-видимому, находит успокоение в пламенном католицизме, и сборник "La Sagesse" (1880) отражает это новое настроение. Кроме названных соч., Верлен напечатал еще "Les fêtes galantes" (1869); "La bonne chanson" (1870): "Jadis et Naguère" (1885); "Amour" (1888); "Bonheur" и "Parallèlement" (1890).

В своем критич. очерке "Les poètes maudits" Верлен делает попытку дать характеристику новейшей школы поэтов-символистов (иначе декадентов) и возводит в гении своих товарищей Rimbaud, Corbière и Mallarmée, произведения которых, однако, совершенно недоступны для понимания обыкновенного читателя. Среди этой странной, выросшей на почве аффектированной нервозности и действительной душевной расшатанности поэзии декадентов некоторым стихотворениям В. нельзя отказать в искренности чувства, а ему самому — в поэтической чуткости. "Душе этого больного, дикого ребенка, — сказал о нем Жюль Леметр, — часто слышится музыка, недоступная никому другому".

Нам стихотворения Верлена знакомы по переводам наших классиков: это и Брюсов, и Сологуб, и Эллис, и Анненский, и Ариадна Эфрон. Также переводами из Верлена занимались и талантливые современники: например, Георгий Шенгели.

Как человек Верлен также весьма неординарен. Шутка ли: однажды, восхитившись присланными семнадцатилетним Артуром Рембо стихами, он отправил юноше деньги на билет до Парижа. С этого началась одна из наиболее громких скандальных историй девятнадцатого века. Рембо в Париже жил на деньги состоятельных мужчин и вел довольно фривольный образ жизни.

Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизма изложена в этой статье.

Поль Сезанн краткая биография

Будущий художник Поль Сезанн появился на свет 19 января 1839 года в городке Экс-ан-Прованс в семье коммерсанта-ростовщика. Окончив школу, поступил в местный коллеж Бурбон.

По настоянию отца в 1858 году Сезанн поступает в юридическую школу при университете родного города и занимается в Муниципальной школе рисования. Решив посвятить жизнь искусству, он в 1861 году отправляется в Париж. Здесь он посещает Лувр и академию Сюиса.

В целом творчество Поля Сезанна можно разделить на такие периоды:

  • Романтический период 1860-1872 года. Герои картин изображены в нереальном, мрачном мире. Им присущи человеческие страсти. К данному периоду относят картины «В комнатах», «Девушка у пианино» и «Увертюра к „Тангейзеру”».
  • Импрессионистический период 1872-1879 года. Образы уже более приближены к реальному миру. Преобладают светлые и тонкие цвета. Основные жанры данного периода – натюрморт и пейзаж.
  • Конструктивный период 1879-1888 года. Появляется в его полотнах строгая композиция с массивными формами. Создал картины «Фрукты», «Пьеро и Арлекин».
  • Синтетический период 1888-1899 года. Формируется единый образ природы и человека — «Большая сосна близ Экса», «Купальщики», «Натюрморт с драпировкой».

В 1886 году умирает отец художника и Поль практически безвыездно живет в семейном поместье на юге Франции. В начале ХХ века он стал замыкаться в себе, создавая картины без четко запланированной композиции. Умер Поль Сезанн 22 октября 1906 года.

Поль, Александр Николаевич

Археолог, писатель, общественный деятель Новороссийского края, род. 20-го августа 1832 г., ум. 26-го июля 1890 г. в Екатеринославе. Дед А. Н., Иван Иванович фон Поль, немец, шведский подданный, род. на о. Эзеле. При императрице Екатерине II он поступил в русскую военную службу и участвовал во второй Турецкой войне, по окончании которой был награжден (1791), за отличия в сражениях, значительным участком земли в нынешнем Верхнеднепровском уезде, Екатеринославской губ., близ речки Мокрой Суры. Его сын (от брака с Маламой), Николай Иванович, был женат на дочери помещика Полетики, внучке Малороссийского наказного гетмана Павла Полуботка, и от этого брака родился A. H. Поль. Учился он в Полтавской гимназии, где находился под влиянием известных писателей Боровиковского и Метлинского, а потом поступил (в 1850 году) в Дерптский Университет, где окончил курс в 1854 году, со степенью кандидата, возвратился в свое имение и занялся хозяйством. Состоя, по женской линии, в родстве с Полуботками и постоянно слыша рассказы о прежних славных временах, П. с малых лет заинтересовался прошлым казачества и, еще будучи мальчиком, везде разыскивал различные предметы старины. По смерти отца, П. отдался занятиям историей, археологией и археологическим экскурсиям. При этих своих занятиях он наткнулся на указание о присутствии в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца (аспида), минеральных красок, каменного угля, железных руд и других минеральных богатств. Указание было проверено П., и он действительно нашел залежи руды; чтобы определить ее достоинство, он, не доверяя собственным познаниям, взял несколько образцов руды и отправился в Париж к одному известному профессору минералогии, который, сделав анализ, нашел, что привезенные куски представляют собой образцы превосходнейшей железной руды, очень редкой в Европе. Тогда, чтобы убедиться, как велики залежи руды, и в каких направлениях идут ее жилы, П. пригласил этого профессора отправиться вместе с ним в Россию, и тогда же убедился в громадных богатствах края; особенно богатой оказалась Дубовая Балка, которую П. вскоре купил в собственность, и приобрел в аренду на 99 лет Криворожские рудниковые залежи. Не располагая капиталами для разработки месторождений руды и не найдя в России желающих посвятить свои средства на это дело, П. составил компанию французских капиталистов, вслед за которой явилась бельгийская, а затем компания англичанина Юза; таким образом дело было поставлено на надлежащий путь. Открыв руду, П. вскоре открыл великолепный, тонкий, нежный и эластичный горный лен; затем сухие пласты разноцветных красок по берегам речки Саксагани, аспид и, наконец, крупные породы граната. Вскоре им было положено основание Каменскому и Брянскому чугунолитейным и железоделательным заводам; далее он призвал к жизни многие отрасли кустарной промышленности; связал Екатеринослав с железными дорогами Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевской.

Помимо этих главных заслуг, П. сделал много и на других поприщах общественной деятельности. В 1858 г., когда по воле Александра II созваны были в губерниях дворянские комитеты для обсуждения вопроса об освобождении крестьян, П. был избран членом от Верхнеднепровского уезда; здесь он с талантом, энергией и убедительностью отстаивал свои гуманные мнения и взгляды, проникнутые знанием крестьянского быта. Как выдающийся своими способностями член местного дворянского комитета, П., по закрытии его, вызван был в Петербург в числе двух депутатов от Екатеринославской губ. для участия в редакционных комиссиях по крестьянскому делу и оставался там до окончательного составления проекта Положения, а в 1861 году, по обнародовании Положения 19-го февраля избран был в члены Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. С 1866 г. по 1883 г. П. был уездным (от Верхнеднепровского уезда) и губернским гласным в земском собрании Екатеринославской губ.; в 1869 году был избран почетным мировым судьей Верхнеднепровского округа и, в конце того же года, председателем Верхнеднепровского Мирового Съезда. Должность почетного мирового судьи, с незначительными промежутками, П. исполнял до самой своей смерти. Много труда и забот посвящал он и вопросу об устройстве школ и развитии просвещения на своей родине. В 1866-1872 гг. он был членом Екатеринославского Губернского Училищного Совета; с 1871 г. до конца жизни состоял членом попечительного Совета Екатеринославской Мариинской женской гимназии и в 1883 году был назначен почетным попечителем Екатеринославского Реального Училища. В течение 20-ти лет П. состоял действительным членом Одесского Общества истории и древностей, принимал участие в археологических съездах; состоял в постоянных сношениях с Императорской Археологической комиссией и сам производил многочисленные курганные раскопки.

За свои заслуги П. был награжден многими орденами (в 1882 году орденом св. Станислава 2-й степени); далее, года за три до его смерти, губернское земское собрание поднесло ему адрес, в котором, перечислив все, что он сделал для края, благодарило его от имени своих избирателей; он был избран почетным гражданином Екатеринослава, и имя его вырезано на почетной мраморной доске в думской зале; губернское дворянство на собрании 1889 года постановило повесить в зале дворянства (в "Потемкинском" дворце) портрет П. во весь рост и учредить стипендии его имени в Петербургском Горном Институте и в Екатеринославском Реальном Училище; в торжестве по случаю своего 50-летия, Одесское Императорское Общество истории и древностей почтило (14-го ноября 1889 года) П. особенным вниманием, причем член Общества, горный инженер Долинский сказал глубоко-прочувствованную речь, в которой очертил труды П. по части археологии, металлургии и развитию железных дорог края.

С пользой потрудился П. и для собирания разного рода археологических памятников и остатков старины южного края. Занимаясь в течение 13-ти лет собиранием древностей, он составил богатейшую коллекцию, ценившуюся до 200000 рублей (описание этой коллекции находится в "Екатеринославских Губернских Ведомостях" 1887 года и в "Каталоге" К. Мельника). П. был владельцем прекрасной исторической библиотеки, драгоценных рукописей, карт, планов. Не задолго до своей смерти П., нуждаясь в деньгах, старался продать свою коллекцию в России, в какое-либо из государственных собраний древностей, но старания его не привели ни к чему и тогда он обратился в Англию; за три месяца до смерти он получил оттуда предложение продать всю коллекцию древностей, кроме Запорожского отдела, за 200000 долларов. Смерть помешала ему дать ответ, и коллекции П. перешли к его наследникам. По своему составу, коллекции П. заключали в себе: древности каменного, бронзового и железного века; древности скифские, запорожские; стеклянные и керамические изделия; еще больше оружия, драгоценных ваз, кубков; особенно ценны были золотые вещи скифского времени, великолепнейшей тончайшей работы греческих мастеров, преимущественно IV столетия до Рожд. Христ., времени Перикла, периода полного расцвета греческого искусства. Коллекции эти по смерти П. предназначены были, постановлением Высочайше утвержденного опекунского управления по делам и имуществу А. Н. Поля, по соглашению с наследниками покойного, к продаже.

Перу П. принадлежат статьи: "Мишурин рог" ("Записки Одесского Общества истории и древностей", т. VIII, 1872 года, стр. 434-438) и "Археологические поиски в Екатеринославской губернии" (там же, стр. 439-442).

В экстренном заседании думы г. Екатеринослава 27-го июля 1890 года, по случаю кончины П., городской голова, между прочими вопросами, предложил, "ввиду заслуг для Новороссийского края и в частности особенно для Екатеринослава, увековечить память П. постановкой в Екатеринославе памятника, на каковой предмет ассигновать на первый раз из городских сумм 2000 рублей и открыть при Городской Управе добровольную подписку"; это предложение было единогласно принято. Вскоре после смерти П. французская Криворожская компания поставила ему мраморный памятник на самом месте своих рудников в Кривом Роге. При Екатеринославском Научном Обществе существует ныне Музей имени Поля.

"Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей", т. XVI, Одесса 1893 г., отдел III, стр. 2; "Екатеринославские губернские Ведомости" 1890 г., № 59, ч. неоф.; Некрологи И. Шмакова и Д. И. Эварницкого - № 60, ч. неоф.; "Речь священника Василия Разумова - № 61, ч. неоф., статья Л. З. Веселовского; "Одесские Новости" 1890 г., № 1676; "Новороссийский и Телеграф" 1890 г., №№ 4841 и 4843; "Исторический Вестник" 1890 г., т. 42, стр. 275-276, некролог 794-798, статья Д. И. Эварницкого; "Каталог коллекции древностей А. Н. Поль, в Екатеринославе", Вып. I, составил К. Мельник, Киев, 1893 г.; A. Hasselblatt und Dr. E. Otto. "Album Academicum der Kaiserlichen Universität Dorpat". Dorpat. 1889 г.

Ив. Давидович.

{Половцов}

Поль, Александр Николаевич

Общественный деятель и археолог (1830-1890). Уроженец Екатеринославской губ., воспитанник Дерптского университета, П. собрал коллекции древностей Новороссийского края, составившие весьма значительный археологический музей (см. его описание в "Екатеринославских губ. ведомостях" за 1887 г. и "Каталог", составленный г-жой К. Мельник; Киев, 1893). Рассмотрение бумаг кн. Потемкина указало Полю на присутствие в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца, минеральных красок, каменного угля, железных руд и т. п. минеральных богатств. Он открыл богатые железные руды, исходатайствовал проведение железной дороги в Екатеринослав, положил начало устройству частных железоделательных и металлургических заводов, приступил к разрботке шиферных ломок, призвал к жизни многие отрасли кустарной деятельности. Кроме того, П. много работал в местных дворянских комитетах по крестьянскому вопросу и был вызван в СПб. для участия в редакционных комиссиях; после освобождения крестьян состоял членом Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. Написал несколько археологических статей в "Записках Общества ист. и др." и брошюр и заметок по горнозаводскому делу. См. некрологи П. в "Историч. вестнике" (1890, № 10), в "Записках Одесского общества истории и древн. росс." (т. XVI) и в "Екатеринославских губерн. ведомостях" (1890, № 59 и 61).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Поль Мориа (1925-2006) – французский дирижёр и аранжировщик. Один из немногих современных композиторов, который сумел объединить в музыке разные стили. Его творчество ценят и любят уже несколько поколений людей. И каждый раз, когда звучит его музыка, мир становится чуточку добрее и лучше.

Детство

Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе.
Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента. Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть». Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио. Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.

С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение. Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе. Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке. Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям. Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.

Их занятия продолжались шесть лет. Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.

Музыкальное образование

Когда сыну исполнилось десять лет, отец понял, что ребёнок уже достаточно многое умеет, и принял решение отдать его для дальнейшего обучения в консерваторию в Марселе. Там мальчик проучился четыре года и окончил заведение с отличием по классу фортепиано.

Как признавался позднее Поль Мориа, к четырнадцати годам у него сформировалась одна-единственная мечта – быть профессиональным пианистом. Она имела все шансы сбыться, если бы не случай, круто изменивший судьбу музыканта. Под конец обучения в марсельской консерватории один приятель силой затащил Поля в студенческий джазовый клуб на концерт. Услышав игру студентов, Поль даже не обратил внимания на то, хорошо или плохо они это делают. Он был сразу наповал сражён ритмами новой музыки, которой раньше почти не слышал.

В скором времени он уже сам пришёл в этот клуб с просьбой принять его в джазовый оркестр. Но здесь молодого человека разочаровали, для джаза требовалась специальная подготовка, а Полю не хватало классического образования в музыке. Он принял решение продолжать учёбу.

С родителями планировали, что Поль поедет в Париж и там, в консерватории, завершит музыкальное образование. Но началась война, Париж оккупировали немцы. Отец не захотел, чтобы Поль уезжал, и юноша остался в Марселе, который не был под оккупацией.

Творчество

Поль начал выступать как пианист классического плана. А уже в семнадцатилетнем возрасте стал создателем своего первого оркестра, который довольно быстро приобрёл постоянных слушателей во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны. Один участник в коллективе был младше Поля, а остальные годились ему не только в отцы, но и в деды. С первых же выступлений стал проявляться характерный для оркестра Мориа стиль, позволявший отличать его от сотен подобных, – в их музыке смешивались классика с джазом.

В 1957 году оркестр распался, так как Поль переехал в Париж, где начал сотрудничать в качестве аккомпаниатора и аранжировщика со звукозаписывающей компанией «Barclay». Среди тех, с кем ему довелось работать, знаменитые на весь мир французские певцы Шарль Азнавур, Лени Эскюдеро, Далида, Лео Ферре, Морис Шевалье.

В 1962 году в сотрудничестве с известным французским дирижёром и композитором Франком Пурселем Мориа создал свой первый хит, завоевавший международное признание, – «Chariot» (композиция имеет английское название – «I will follow him»).

В 1964-1965 годах Поль работал в кинематографе. Вместе с французским аранжировщиком и композитором Раймоном Лефевром было написано музыкальное сопровождение к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» (с участием Луи де Фюнеса).

В 1966 году Мориа начал сотрудничать с замечательной французской певицей Мирей Матье. С поэтом Андре Паскалем они написали для неё хит «Mon credo». Всего Поль сочинил для Мирей около пятидесяти песен.

Оркестр

Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали. Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались. В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание. Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы. Но Мориа предпочёл оставаться собой.

В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром. Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире. Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх. Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.

Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке. От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки). Также Мориа обрабатывал классическую музыку и писал собственные композиции.

В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.

С 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.

В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:

  • в передаче «В мире животных»;
  • в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
  • в мультфильме «Ну, погоди!»;
  • в «Кинопанораме».

Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей. При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах. Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.

В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».

В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа. Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях. Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.

В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.

Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.

Прибытие оказалось не очень весёлым. Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву. Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов. А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.

Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани. Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада. А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.

Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».

Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.

Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой. Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.

Увлечения, хобби

Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух команд). Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).

А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение. Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.

В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского. Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра. Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.

Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.

Личная жизнь

Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах. Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.

Поль уверен, их счастливый брак с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди. Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу. Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе. Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.

Поль Верлен (Paul Verlaine) (30.03.1844, Мец, – 8.01.1896, Париж), французский поэт. Родился в семье офицера. Начинал писать под влиянием парнасцев, но также романтиков и Шарля Бодлера.
Верлен – один из основоположников символистского направления. В “Сатурновских стихотворениях” (1866) и “Галантных празднествах” (1869) наряду со строго изваянными образами в манере парнасцев появляются характерные для Верлена напевные, меланхоличные, глухо звучащие стихи.
В книге стихов “Песнь чистой любви” (1870) Верлен приближает лексику и синтаксис поэтической речи к простой беседе.
В 1871 году Верлен не подчинился версальцам, остался в Париже и служил в бюро прессы Парижской Коммуны. После “кровавой недели” до 1877 года жил преимущественно в провинции, уезжал в Бельгию и Англию.
В 1874 году опубликовал книгу стихов “Романсы без слов”, во многом определившую эстетику символизма. Задушевные незатейливые песенки чередовались там со стихами, символически передающими минорным звучанием и ритмом беспредметную тоску и покорность ей. В стихотворении “Поэтическое искусство”

Верлен полушутя советовал добиваться манящей воображение неточности, нюансов, музыкальности стиха.
Сборники стихов “Далёкое и близкое” (1884), “Параллельно” (1889), статьи об Артюре Рембо, Стефане Малларме и др. (“Проклятые поэты”, 1884) двойственны. Здесь усиливаются упадочные тенденции, но в то же время поэт предостерегает своих новых сторонников от декадентских крайностей, печатает революционные стихи (поэма “Побежденные” в сборнике “Далёкое и близкое”). “Интимнейший из поэтов”, по словам Валерия Брюсова, Верлен был человечнее других французских символистов, он обогатил поэзию тонким лиризмом, придав ей интенсивную музыкальную выразительность. Умер в нищете.