Контртеррористическая операция и условия её проведения. Что такое режим КТО? Особенности введения режима контртеррористической операции

Порядок проведения контртеррористических операций определён Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», устанавливающим режим зоны проведения этой операции, права и обязанности лиц её проводящих .

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением правительства РФ создаётся оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ, в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависит от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

Оперативный штаб по управлению такими операциями в субъекте (регионе) РФ возглавляет руководитель антитеррористического органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель операции может быть заменён в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьёй 6 Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют необходимые для проведения операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствие законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые или иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам, организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружии и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопросов о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершённые деяния.

В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников СМИ регулируется руководителем оперативного штаба по управлению операцией, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

При проведении операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объёме, определяемых руководством оперативного штаба или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

Не допускается распространение информации:

Раскрывающей специальные технические приёмы, тактику проведения контртеррористической операции;

Способной затруднить проведение операции и создать угрозу жизни и здоровью людей в зоне проведения операции или за её пределами;

Служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

О сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба при проведении операции, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне операции. Решение об объявлении окончания операции принимает руководитель оперативного штаба по управлению операцией.

Погребение террористов, умерших в результате пресечения теракта, осуществляется в порядке, установленном правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

2000 № 2 (121)

Контртеррористическая операция: анализ, уроки и выводы

И. Воробьев , доктор военных наук, профессор, генерал-майор в отставкеВ.Киселев , доктор военных наук, полковник

Д о недавнего времени считалось, что борьба с терроризмом, бандитизмом, диверсиями - дело специальных органов МВД, ФСБ. Но террористические акты в Москве и других городах России, наглая вылазка чеченских террористов в Дагестане показали, что задача это далеко не узковедомственная. Стало очевидно, что решать ее должны практически все силовые структуры государства, в том числе и Вооруженные Силы. Положение сложилось таково, что характер, интенсивность террористических, бандитских, диверсионных акций, количество привлекаемых для этого сил и средств достигли таких масштабов, что стали представлять серьезную опасность для всего общества. Речь идет уже не о террористах-одиночках или небольших группах, а о крупных вооруженных террористических формированиях, имеющих в регионе свои базы, центры управления и подготовки диверсантов, налаженные связи с зарубежьем, откуда идет поставка наемников, оружия, материальных и финансовых средств.

Пользуясь скрытой и открытой поддержкой исламских экстремистских организаций (и не только их), чеченские национал-сепаратисты поставили перед собой не только военные, но и далеко идущие политические задачи. Они перешли от проведения частных террористических актов (взрывов домов, сооружений, взятия заложников на территории России, нападений на военные городки, блокпосты) к проведению крупной террористической операции, включающей широкомасштабные наступательные действия в соседнем Дагестане. Естественной ответной реакцией на беспрецедентный вызов экстремистов национальной безопасности России стало проведение военно-политическим руководством государства контртеррористической операции (КТО). Это была вынужденная, спровоцированная акция .

Наименование операции как контртеррористическая появилось в СМИ стихийно, пришло как бы из самой жизни и, думается, что оно как нельзя более точно выражает сущность проведенных боевых действий в Дагестане и Чечне. Их главная цель заключалась в том, чтобы не только дать отпор экстремистам, но и разгромить террористические формирования национал-сепаратистов в их логове. У такой операции ярко выраженная политическая подоплека - в корне пресечь бандитский произвол на территории России как антисоциальное, антинародное, антиобщественное явление.

Следует заметить, что подобного рода контртеррористические, контрдиверсионные действия на Северном Кавказе имеют свою немалую предысторию.

Так, в августе-сентябре 1925 г. была проведена «чекистско-войсковая операция на территории Чечни против бандотрядов силами частей ОГПУ и войск Северо-Кавказского военного округа под руководством командующего округом И.Уборевича.

Подобные операции в Чечне проводились еще не раз: в декабре 1929 г., марте-апреле 1930 г. и в марте-апреле 1932 г., а также во время Великой Отечественной войны. В результате таких операций в Чечено-Ингушетии было ликвидировано 109 кадровых банд, а с июня 1941 г. по 1 января 1945 г. еще 232 кадровые банды.

Чечня в тяжелейшие годы войны явилась настоящим «гнездом разбойников». Характерно, что мобилизация в Красную Армию проводилась здесь в 1941 г. трижды и все три раза она была сорвана. С июля 1941 г. по апрель 1942 г. из числа призванных в Красную Армию и трудовые батальоны чеченцев дезертировало более 1500 чел. и 2200 чел. уклонились от военного переучета.

30 августа 1942 г., когда немцы вторглись в пределы Кавказа, Нарком ВД Чечено-Ингушской Республики Албогачиев докладывал Л.Берии: «В связи с приближением фронта к территории ЧИР (Чечено-Ингушской республики) значительно активизировалась антисоветская деятельность бандповстанческих элементов. В горных районах республики они интенсивно готовятся к восстанию с целью свержения Советской власти».

Организатором бандитско-террористического движения в республике в годы войны явился некий Хасан Исраилов, кстати, выпускник Коммунистического университета трудящихся Востока им. И.В.Сталина.

Им была основана повстанческая организация - «Особая партия Кавказских братьев» (ОПКБ). Вот некоторые из главных целей партии: «...б) обеспечить полную дезорганизацию остатков совет-ской военщины на Кавказе, ускорение гибели большевизма и действовать во имя поражения России в войне с Германией; ... в) создать на Кавказе свободную братскую Федеративную Республику - государство братских народов Кавказа по мандату Германской империи; ...г) выселить из Кавказа русских и евреев; ...д) использовать все возможные средства для; ...1) массового и повстанческого дезертирства; 2) массового применения террористических актов; 3) полного разорения колхозов и совхозов; 4) проводить систематические операции против остатков большевизма за победу Германии».

ОПКБ имела кроме устава свой герб; изображение орла, несущего в когтях ядовитую змею и свинью. Двое вооруженных людей в кавказской одежде, восседая на спине орла, поражают стрелой змею, а шашкой - свинью. Ядовитая змея обозначала поверженного большевика, а свинья - поверженного русского варвара. Того самого «варвара», который воссоздал культуру в Чечне, дал горским народам письменность. Надо ли к этому добавлять, что благодаря бескорыстной помощи русского народа в республике были созданы промышленность, здравоохранение, образование.

Предание гласности этих исторических фактов, надо полагать, не осложнит межнациональные отношения, а, напротив, будет способствовать усилению взаимопонимания между русскими и чеченцами. Россия, конечно, несет ответственность за депортацию чеченцев и ингушей в 1944 г.; но справедливо ждать и их покаяния за участие в репрессиях против казачества (для справки: только в 1920-1921 гг. при активном участии горских общин было вырезано и переселено 70 тыс. чел. казачества).

Следует отметить, что чекистско-войсковые операции против бандформирований в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее проводились не только на территории Северного Кавказа, но и Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии. Они организовывались в соответствии с директивами Главного управления внутренних войск НКВД СССР и управлений военных округов по оперативно-служебной деятельности войск с участием в них частей Советской Армии. Такие операции проводились в виде прочесывания местности, оцепления и блокирования населенных пунктов и лесных массивов с целью выдавливания бандитов. Они имели определенный успех.

Так, с 20 августа по 8 сентября 1944 г. было проведено 10 частных операций на территории Гродненской, Барановической, Молоденческой областей Белоруссии, в результате которых были ликвидированы 10 бандгрупп общей численностью 325 чел. В дальнейшем, в результате операции, проведенной с 8 по 25 сентября 1944 г. в Козловищен-ском и Дятловском районах Барановической области ликвидированы еще 17 групп общей численностью 127 чел. Примерно такие же результаты были получены и в Прибалтике в борьбе с «лесными братьями»1 .

Контртеррористическая операция, проведенная в Дагестане и Чечне в 1999-2000 гг., по целям и задачами, пространственно-временному размаху и составу привлеченных для ее участия сил и средств, существенно отличается от прошлых «чекистско-войсковых» операций. Она являлась общевойсковой по форме и специальной по содержанию. Ее сущность можно определить так - это специальные, спланированные по цели, месту и времени действия соединений, частей и подразделений разноведомственных силовых структур РФ по предотвращению террористических и диверсионных акций экстремистов и разгрому их формирований, баз и центров подготовки диверсантов, пунктов управления и узлов связи с одновременной изоляцией зоны боевых действий от притока боевиков, оружия и материальных средств из зарубежья. Схематично структура КТО, ее цель, задачи, формы проведения и привлекаемые силы и средства отражены на рисунке 1 .

Характерными чертами проведенных в Дагестане и Чечне КТО являлись:

 применение чеченцами иррегулярных бандитских формирований, их стремление вовлечь в конфликт в массовом количестве местное население;

 широкое использование ими для достижения своих политических целей диверсионных и террористических действий не только в зоне операции, но и за ее пределами;

 максимальное использование партизанских методов борьбы для воздействия на тылы федеральных войск, нарушение работы коммуникаций, заставляющее их отвлекать значительные силы и средства для обеспечения безопасности маршрутов передвижения. Отсюда необходимость решения федеральными войсками ряда небоевых (специфических) задач в операции.

Поэтому ясно, что организация и проведение такой операции в Дагестане и Чечне были сопряжены для федеральных войск с большими трудностями. Это обусловливалось еще и тем, что боевые действия происходили на территории собственного государства, что вносило ограничения в деятельность военного командования. Оно вынуждено было действовать как бы «со связанными руками». Из-за опасности нанесения потерь мирному населению, разрушения инфраструктуры региона, нарушения экологической безопасности исключалось применение наиболее мощных средств поражения. Именно этим во многом объясняется затяжной методичный характер развития боевых действий. Другая причина этого состояла в том, что организованные регулярные и иррегулярные военизированные террористические формирования чеченских сепаратистов представляли собой серьезную военную силу, разгромить которую могла только армия в тесном взаимодействии с другими силовыми структурами государства.

С помощью зарубежных исламских покровителей в Чечне была создана сильная, хорошо технически оснащенная военная организация с довольно гибкой системой управления, которая обеспечивала централизацию руководства бандотрядами при автономном характере и значительной пространственной разобщенности их действий. Наруку им играла национально-этническая и религиозная общность основного контингента бандотрядов, что способствовало решению вопросов психологической обработки боевиков, поддержанию строгой дисциплины. Умело использовали сепаратисты и такое свое преимущество, как тесную связь с местным населением, что обеспечивало им возможность снабжать боевиков одеждой, продовольствием и другими материальными средствами.

Что же касается организационных основ террористических формирований, то они представляли собой некий конгломерат регулярных структур в сочетании с устоями, воспринятыми от иррегулярных уголовных банд и мятежно-повстанческих движений. Это определяло крайне низкий морально-нравственный облик боевиков, их кровожадность, слепой религиозный фанатизм, склонность к грабежам, разбоям, насилию, диверсиям, жестокому и бессмысленному террору.

И все же надо отдать должное: по уровню боевой выучки боевики (по крайней мере многие из них) стали профессионалами-диверсантами, прошли специальную подготовку в террористических центрах Хаттаба и в зарубежье. При их обучении обращалось внимание на привитие им таких качеств, как изворотливость, хитрость, находчивость. В одном из поучений Хаттаба отмечается, что моджахед должен освоить тактику «блохи у собаки». Блоха неуязвима для собаки, говорится в инструкции, потому что она кусает собаку и тут же передвигается в другое место. Так, моджахед должен нападать и быстро удаляться в безопасное место.

Следует признать, что тактика устройства засад, налетов в Дагестане и Чечне была доведена боевиками до совершенства. Они нападали главным образом на одиночные машины, колонны машин, отдельные группы военннослужащих, посты охраны, патрулей, пункты управления, узлы связи. Причиненный ими урон федеральным войскам был не мал.

При действиях на территории Чечни национал-сепаратисты делали ставку на затяжные изнуряющие и изматывающие бои с тем, чтобы выиграть время, надеясь на политическую и военную помощь зарубежных покровителей. И они не ошиблись; в критический для них момент с Запада усилился политический и экономический нажим на Россию вплоть до угрозы объявления ей экономической блокады. В таких условиях военно-политическому руководству РФ пришлось решать сложный комплекс внешних и внутренних проблем как военного, так и политического плана. Операция растянулась по времени на несколько месяцев и охватила самый неблагоприятный для действия войск зимний период.

О сложности руководства войсками в ходе боевых действий свидетельствуют следующие обстоятельства. КТО по своему пространственному размаху оказалось соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией.

Так, зона активных боевых действий в Дагестане («Кадарская зона») охватила до 4000 кв. км, а в Чечне всю территорию Республики - до 100 км по фронту и 150 км в глубину. Соизмерим с общевойсковой операцией был и численный состав Объединенной оперативной группировки войск (ОГВ), включавший соединения, части и подразделения от всех силовых структур, а также - самолеты, вертолеты, бронетанковую технику (танки, БМП и БТР), артиллерию (включая РСЗО), части обеспечения - разведывательные, РЭБ, связи, инженерные, технические, тыловые.

Специальные действия (СД) в КТО можно условно разделить на следующие виды:

 противодиверсионные,

 противоразведывательные,

 противопартизанские,

 информационно-психологические,

 поисково-спасательные,

 по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защиты их собственности и прав.

Противодиверсионные СД были направлены на то, чтобы не допустить проникновения диверсионных отрядов и групп незаконных вооруженных формирований (НВФ) в тыл действующей армии и в глубь территории России, обезвредить их, предотвратить нарушение управления войсками, работы органов тыла, снабжения войск, функционирования коммуникаций. Главную роль в решении этих задач играли внутренние войска МВД и органы ФСБ.

Противоразведывательные СД имели целью лишить НВФ получения сведений о положении и состоянии федеральных войск, планах и замыслах командования, местах расположения пунктов управления, узлов связи, тыловых частей и учреждений. Важную роль здесь играла служба РЭБ, радиоперехваты, маскировочные мероприятия по введению в заблуждение противника.

Противопартизанские СД были направлены на то, чтобы лишить НВФ возможности действовать в тылу объединенной группировки войск, совершать налеты на блокпосты, патрули, пункты управления, воин-ские колонны, тыловые объекты, коммуникации; устраивать засады на путях передвижения подразделений; устанавливать минные заграждения на дорогах, в населенных пунктах; захватывать заложников; устраивать поджоги, подрывы сооружений.

Информационно-психологические СД имели особое значение в обеспечении успеха КТО. В отличие от первой чеченской военной кампании, они были организованы федеральными органами достаточно умело. Этому способствовала централизация руководства информационно-психологической борьбой, знание сильных и слабых сторон НВФ, противодействие их лживой пропаганде, разоблачение в глазах населения и военнослужащих их губительной политики, показ подлинной сущности и бесперспективности террористической борьбы, ее пагубных последствий для народа.

В то же время умело поставленное морально-психологическое обеспечение личного состава частей федеральных войск способствовало его мобилизации на повышение бдительности и боеготовности, проявление боевой активности, находчивости и решительности в борьбе с террористами.

Поисково-спасательные СД имели целью розыск и возвращение в расположение своих войск или другое безопасное место военнослужащих России, а также других граждан РФ, попавших в плен, захваченных в качестве заложников в районе вооруженного конфликта, пропавших без вести или оказавшихся в тылу НВФ по различным причинам.

Специальные действия по обеспечению внутренней безопасности граждан России и иностранных государств, защите их собственности и прав имели место в Чечне при проведении КТО. Конкретно это проявлялось в восстановлении в освобожденных от боевиков районах конституционного строя, налаживании нарушенного в ходе боевых действий быта населения, нормальной жизнедеятельности, работы транспорта, школ, поликлиник, больниц, административных учреждений.

Обеспечивающие СД были направлены на оказание гуманитарной помощи населению в освобожденных от боевиков районах, ликвидацию стихийных бедствий, осуществление карантинных мероприятий, разминирование местности, «зачистку» населенных пунктов от бандитов.

В целом проведение контртеррористической операции в Дагестане и Чечне явилось суровым экзаменом для всех силовых структур РФ на боевую зрелость. И хотя поставленные перед войсками задачи были выполнены, однако при подготовке КТО и в ходе боевых действий имело место немало крупных ошибок и просчетов.

Одним из таких серьезных недостатков являлось слабое (если не сказать большего) предвидение развития событий во взрывоопасном регионе. Это относится ко всем уровням, начиная от военно-политического руководства страны и включая оперативные и тактические органы управления. Следствием этого явилась неоправданная поспешность в организации операции, неразбериха в руководстве войсками, особенно на первых порах, в осуществлении мероприятий по приведению войск в боеготовность, их выдвижению. Имела место не совсем правильная оценка обстановки.

Просчетов в целом было немало. Почему-то осталось «незамеченным», что дагестанские ваххабиты в течение двух лет открыто возводили сложные инженерные сооружения в Кадарской зоне, почему-то «внезапным» оказалось вторжение в августе 1999 г. бандотрядов Басаева и Хаттаба в Дагестан. А ведь их численность составляла ни много ни мало 3 тыс. чел., и они не раз перед этим совершали нападения на военные городки.

Вывод из этого вытекает такой, что надлежит уделить серьезное внимание развитию теории военной конфликтологии, задача которой как раз и состоит в том, чтобы прогнозировать развитие кризисной обстановки в конфликтной зоне и вырабатывать соответствующие рекомендации компетентным органам для принятия соответствующих решений. Такие рекомендации могут выдаваться в виде сценариев развития вооруженного конфликта, один из вариантов которого приведен на рисунке 2 . Опыт показывает, что борьба с внутренней подрывной угрозой должна вестись целенаправленно, с глубокой предусмотрительностью на основе выверенных прогнозов антитеррористического противодействия.

Немало проблем появилось в хо-де КТО в системе управления войсками. Обусловливалось это рядом обстоятельств и, прежде всего, тем, что в состав ОГВ входили внештатные, наскоро созданные сводные формирования от разноведомственных силовых структур, во-вторых, ненормированной, нетиповой структурой, построением, размахом операции, специфичностью решаемых войсками служебно-боевых задач, организацией и ведением боевых действий разнородными силами и средствами различных ведомств, участвовавших в операции; обеспечением работы сокращенным составом органов и пунктов управления при высоком напряжении и интенсивности управленческого труда.

Немало трудностей имели место в организации и планировании КТО, которые осуществлялись согласно директив Генерального штаба ВС РФ, директив (приказов) органов управления, других силовых ведомств. Задача заключалась в том, чтобы создать единую систему управления всеми силами и средствами, участвующими в операции. Созданная система управления в КТО включала Главное командование объединенной группировкой войск, командования группировками войск на направлениях; командования оперативными группировками ВВС, ВДВ, объединений, соединений и частей (сводными формированиями). Непосредственную подготовку и управление подразделениями, выделенными от полка, осуществляла группа управления полка; сводными подразделениями, выделенными от разных полков дивизии, - группа управления дивизии; частями (подразделениями), выделенными от разных дивизий, - группа управления армии (корпуса) или направления.

Основу системы связи группировки войск на направлениях составляли узлы связи, развернутые на базовых центрах и линии прямой связи, образованные различными средствами связи. Для развертывания линии прямой связи использовались средства спутниковой, тропосферной и радиосвязи.

Хотя в целом созданная система управления КТО обеспечила выполнение задач, однако, выявилось и немало недостатков, особенно в координации действий органов управления различных силовых структур. Все еще сказывалось несоответствие нормативно-правовой базы обеспечения совместного применения ВС, других войск и органов; отсутствие единых систем управления и обеспечения войск; отсутствие согласованного централизованного и децентрализованного планирования применения войск (сил) и органов к совместным действиям. Конкретно в ходе КТО это проявилось в недостаточной слаженности работы органов управления, созданных из представителей разноведомственных оперативных групп (ВС, МВД, ФПС, ФСБ, ФАПСИ и др.). Одной из причин этого являлось, например, нерегулярное поступление информации о положении подразделений внутренних войск, действовавших в отдельных районах. Чтобы выявить их местоположение, уходило много времени, и это затрудняло целеуказание для авиации. С перебоями в ходе боевых действий происходило поступление разведывательной информации от вышестоящих штабов к нижестоящим. Нерегулярно между органами управления силовых структур происходил обмен разведывательной информацией. Немало существенных недостатков имело место в инженерном, тыловом и техническом обеспечении частей разноведомственных структур.

Боевая практика показала, что многое предстоит сделать в улучшении боевой подготовки Сухопутных войск. Основная тяжесть ведения боевых действий с боевиками легла на низовые мотострелковые и воздушно-десантные подразделения. Но не всегда командиры взводов, рот, батальонов оказывались способными организовать бой непосредственно на местности, увязать действия пехоты с огнем артиллерии, ударами авиации. Опыт еще и еще раз подтвердил, что «бесхитростная», не обеспеченная огнем лобовая атака неизменно заканчивается неудачей, неоправданными потерями. Легкий снайперский огонь, решительный бронеудар, искусный маневр - вот та триада, что обеспечивает успех в бою.

Действия войск в КТО не вписываются в рамки «классических» военных канонов. Здесь нет четко выраженной линии фронта, а также монолитной группировки НВФ, отсутствует ярко выраженное противостояние сторон. Опыт показал, чтобы умело вести борьбу с «неуловимым» коварным противником, надо личному составу многому научиться. И, прежде всего, хорошо изучить его тактику, применяемые им боевые приемы, уметь осуществлять поисково-розыскные действия, «зачистку» населенных пунктов, прочесывание местности, устраивать засады и рейдовые действия, нести службу на блокпостах, патрулирование, усиливать охрану Государственной границы, обеспечивать общественный порядок, разоружать боевиков, сопровождать и охранять колонны с грузами, материальными средствами и людьми и делать многое другое, что не прописано никакими уставами.

Много уроков требуется извлечь, исходя их опыта проведенной контр-террористической операции в военно-политическом плане. Нельзя не отметить, что Вооруженные Силы, выполняющие задачи в разрешении внутреннего вооруженного конфликта, продолжают оставаться заложником несовершенства законодательно-правового обеспечения, поскольку ни в одном из документов военного пакета не содержится даже упоминание о возможном проведении войсками крупномасштабной контртеррористической операции, подобной той, что пришлось осуществлять силовым структурам в Дагестане и Чечне, не определены ее содержание и сущность. Исходя из этого, возникает безотлагательная необходимость внести соответствующие дополнения в положения Военной доктрины, Закон об обороне, Закон о чрезвычайном положении, Закон о военном положении, а также в Концепцию национальной безопасности РФ и другие законодательные акты.

Становится очевидным, что в России нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму. Многое в этом плане следует воспринять из зарубежного опыта. Определенный интерес в этой связи представляет позиция США по данной проблеме. Дело в том, что эта страна уже давно стала одним из объектов действий международных преступных группировок. Так, за десять лет (1973 - 1983 гг.) на территории страны и за рубежом осуществлено более 100 террористических актов, в которых погибло почти 400 американцев2, причем половина из них - военнослужащие.

Это обстоятельство вынудило в начале апреля 1984 г. тогдашнего президента США Р.Рейгана подписать директиву Совету национальной безопасности № 138, обязавшую 26 министерств и ведомств федеральной власти сформулировать пути и предложения в области борьбы с терроризмом. В результате была выработана так называемая «антитеррористическая доктрина», которая, как считается, «явилась качественным скачком в противодействии терроризму»3.

Согласно директиве, ведущей инстанцией США, отвечающей за борьбу с терроризмом за пределами американской территории, был определен Государственный департамент. Существенную помощь дипломатическому ведомству должны оказывать ЦРУ, другие организации, входящие в «разведывательное сообщество» страны. Борьбу с террористической деятельностью в самих США поручено вести ряду ведомств, среди которых на первых ролях ФБР. Министерству транспорта и связанным с ним различным инстанциям вменено в обязанность ведение борьбы с «воздушным терроризмом» во всех его проявлениях.

Важнейшая роль в борьбе с терроризмом отводится Министерству обороны США, в составе которого, равно как и в составе Комитета начальников штабов, созданы специальные антитеррористические отделы. Всего в Пентагоне реализуется более десятка специальных программ, так или иначе касающихся противодействия терроризму. На финансирование общей программы внутренней готовности Министерства обороны США к борьбе с терроризмом ежегодно выделяется более 50 млн. долл.4 Специальные антитеррористические программы (а всего их насчитывается около двух десятков) реализует и Министерство энергетики США5.

Главное внимание во всех министерствах и ведомствах уделяется разработке и осуществлению превентивных антикризисных мер, оценке степени вероятности совершения террористических акций, проведению технического поиска угрозы и формированию «контрразведывательного и контртеррористического сознания населения»6.

В целом следует отметить, что, хотя американская система мер противодействия терроризму громоздка, тем не менее, в ней на практике реализуется принцип разделения федеральной и местной (отдельных штатов) ответственности, а также использование государственных и иных сил и средств для этой цели. Само по себе наличие стройной системы мероприятий, целей, задач и органов, отвечающих за их исполнение, постоянное обучение персонала и обеспечение его готовности к действиям в кризисных ситуациях, разработка и испытание все новых технических средств противодействия угрозе являются важным фактором как предотвращения акций терроризма, так и локализации их последствий с наименьшим ущербом. Недостатком существующей системы, по признанию американцев, является то, что у них до сих пор не создано единого центра по координации мер противодействия терроризму. Это неизбежно ведет к дублированию действий отдельных ведомств, неэффективному расходованию средств и перекладыванию ответственности одним исполнителем на другого.

В наших условиях в обеспечении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики среди силовых структур важную роль играет ФСБ, из состава которой задействованы значительные и наиболее подготовленные кадры руководящего и оперативного состава военной контрразведки. В зоне операции они регулярно добывают важную информацию как оперативного, так и военного характера, вскрывают каналы предоставления бандформированиям финансовых средств, поставок оружия, ведут борьбу с агентурой чеченских спецслужб.

Итак, проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе вызвало большой политический резонанс не только в России, но и в мире. За ее ходом и исходом напряженно следили военные и гражданские - кто с сопереживанием, кто с любопытством, а кто и со злорадством. Неординарное это событие и поныне будоражит умы. В нем, как в зеркале, отразились все нынешние противоречия в обществе - нерешительность и мужество государственных деятелей, искусство и просчеты военачальников, боевые подвиги и недостаточная боевая выучка воинов, ратная слава войск и перечень немалых боевых потерь, дальновидность и слабость в нашей военной теории, не всегда успевающей за событиями жизни. Пройдет время, и история даст свою беспристрастную оценку происшедшего, не приумножившего, увы, ратную славу Отечества, но давшего богатую пищу для размышлений .

1 "Независимое военное обозрение", 1997, № 17.2 Красная Звезда. 1994, 5 апреля.3 Там же.4 Независимое военное обозрение. 1999, № 45.5 Там же.6 Там же.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    После вторжения боевиков Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба 7 августа на территорию Дагестана. В группировку боевиков входили иностранные наемники и боевики Басаева. План Басаева и Хаттаба по захвату части Дагестана и перехода на их сторону населения Дагестана провалился. Население Дагестана оказало боевикам отчаянное сопротивление. В республике стихийно начали создаваться отряды самообороны, а народ потребовал у власти выдать для защиты селений оружие.

    Российские власти предложили руководству так называемой Ичкерии провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Было также предложено решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых тогдашнее чеченское руководство всячески открещивалось. Аслан Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и их организаторов и вдохновителей, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.

    Войсковая операция федеральных сил, в том числе в так называемой Кадарской зоне, в селениях Чабанмахи и Карамахи, началась 28 августа 1999 года. Она готовилась и проводилась в основном силами МВД. 4 сентября 1999 года была осуществлена перегруппировка войск. К исходу дня Кадарская зона была взята в два кольца блокирования.

    К 11 сентября федеральные войска заняли господствующий над всей местностью город Чабан. 12 сентября были заняты Карамахи и Чабанмахи. Остатки боевиков в Кадарской зоне были ликвидированы к 15 сентября 1999 года. В целом в ходе операции была разгромлена мощная группировка противника численностью до 1000 человек.

    Потерпев поражение в горных районах Дагестана, бандиты предприняли вылазку в Новолакском районе. 5 сентября 1999 года около 700 боевиков прорвали на границе с Дагестаном заслоны милиции и внутренних войск и устремились в глубь республики. Однако и здесь бандитов ожидал провал. Тогда они начали готовиться к нападению на приграничные с Чечней районы Дагестана.

    В эти же дни - 4‑16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия дерзких не имевших до этого аналогов террористических актов - взрывы жилых домов.

    23 сентября президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции. Расчет боевиков, что федеральные силы не войдут в Чечню, провалился.

    Было принято решение о проведении КТО на территории Чечни. 23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

    5 октября указом президента Масхадова в Чечне было введено военное положение, которое стало действовать с ноля часов 6 октября. Был создан государственный комитет обороны, все народнохозяйственные учреждения переведены на соответствующий режим работы. Чеченским вооруженным подразделениям был отдан приказ "оказывать сопротивление" федеральным силам "по всему периметру границы Ичкерии".

    К декабрю 1999 года федеральные силы контролировали всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. Для борьбы с боевиками была создана специальная группировка войск. 26 декабря 1999 года она приступила к выполнению своей задачи. При штурме Грозного пришлось прорывать три кольца обороны, но 6 февраля 2000 года город был взят под контроль федеральных сил.

    Для борьбы в горных районах Чечни, кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр". В 25‑27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды.

    29 февраля федеральные силы заняли Шатой. В этот же день командующий ОГВ Геннадий Трошев заявил, что "со взятием Шатоя контртеррористическая операция в Чечне завершена. Еще две-три недели будет проводиться операция по уничтожению мелких групп боевиков".

    Последней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе села Комсомольское. 4 марта 2000 года его банда прорвалась в селение. Уже 7 марта федеральные войска приступили к операции по освобождению Комсомольского, а к 14 марта 2000 года она была успешно завершена.

    После этого боевики перешли к тактике партизанских действий, а федеральные силы, получив в союзники часть чеченской элиты и бывших боевиков, противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД. В течение последних лет были арестованы или уничтожены все ключевые фигуры чеченских боевиков и действовавших в республике иностранных наемников.

    В настоящее время, по данным спецслужб, в Чечне действуют около пятисот боевиков. Как утверждает президент Рамзан Кадыров, по его сведениям террористов в республике осталось не больше сотни.

    Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке, организованный лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в ходе спецоперации в Чечне в марте 2005 года) и бывшим вице-президентом Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в Катаре в феврале 2004 года).

    Кроме того, в 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 г.Беслана в Северной Осетии. Эту акцию организовал арабский наемник, лидер так называемого «ингушского джамаата» Абу Дзейт (уничтожен в ходе спецоперации сотрудниками российских спецслужб в 2005 году в Ингушетии)

    Все организаторы и исполнители взрывов домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске и организаторы взрыва в Каспийске были уничтожены либо задержаны. В розыске до сих пор находится лишь один из организаторов взрывов домов в Москве Ачимез Гочияев, житель г. Карачаевска.

    До сих пор скрывается также один из идейных вдохновителей боевиков Мовлади Удугов.

    Известные полевые командиры, уничтоженные в ходе контртеррористической операции

    27 января 2000 года в ходе боев за Грозный убит полевой командир Иса Астамиров , заместитель командующего юго-западным фронтом боевиков.

    23‑24 июня 2000 года в селении Алхан-кала специальный сводный отряд МВД и ФСБ провел спецоперацию по ликвидации отряда боевиков полевого командира Арби Бараева . Было уничтожено 16 боевиков, включая самого Бараева.

    11 июля 2000 года в селении Майруп Шалинского района Чечни в ходе спецоперации ФСБ и МВД России уничтожен помощник Хаттаба Абу Умар .

    25 августа 2000 года в городе Аргуне в ходе проведения спецоперации сотрудниками ФСБ уничтожен полевой командир Мовсан Сулейменов , племянник Арби Бараева.

    3 ноября 2000 года в ходе спецоперации уничтожен влиятельный полевой командир Шамиль Ирисханов , входивший в ближайшее окружение Басаева.

    28 февраля 2004 года в ходе перестрелки с пограничниками смертельное ранение получил известный полевой командир Руслан Гелаев

    16 апреля 2004 года в ходе обстрела горных массивов Чечни уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу аль-Валид аль-Гамиди

    17 сентября 2004 года в Чечне был задержан уроженец Алжира Камаль Бурахля , известный среди боевиков под кличкой "Абу-Мусхаб". По данным ФСБ, Буряхля был подрывником в банде Басаева.

    16 февраля 2005 года в ходе спецоперации в Иенгушетии была уничтожен полевой командир Абу Дзейт - выходец из Кувейта, занимавшийся координацией террористической деятельности на Северном Кавказе.

    8 марта 2005 года в ходе спецоперации ФСБ в селе Толстой-Юрт ликвидирован президент ЧРИ Аслан Масхадов .

    10 июля 2006 года в Ингушетии в результате спецоперации уничтожен террорист Шамиль Басаев .

    26 ноября 2006 года в Хасавюрте уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу Хафс-аль-Урдани , который, по данным спецслужб, являлся фактическим руководителем и одним из финансистов боевиков в Чечне и сопредельных регионах.

    4 апреля 2007 года в окрестностях села Агиш-батой Веденского района Чечни убит один из самых влиятельных лидеров боевиков, командующий Восточным фронтом ЧРИ Сулейман Ильмурзаев , причастный к убийству президента Чечни Ахмата Кадырова.

    18 сентября 2007 года в результате контртеррористической операции в селении Новый Сулак уничтожен "амир Раббани" - Раппани Халилов .

    Потери в ходе второй чеченской кампании

    По официальным данным Министерства обороны , за период с 1 октября 1999 года по 23 декабря 2002 года общие потери федеральных сил в Чечне составили 4572 человека убитыми и 15549 ранеными.

    По другим данным, во второй чеченской военной кампании с 1 октября 1999 года по 31 октября 2002 года только Министерство обороны потеряло около 9 тысяч военнослужащих , в том числе более 6,3 тысячи были ранены и около 2,7 тысячи человек убиты, а 29 военных пропали без вести. По данным генерала Валерия Манилова, вооруженные силы потеряли 2,6 тысячи убитыми и 7,5 тысячи человек ранеными.

    Потери среди мирного населения - 5‑6 тысяч человек убитыми и 1‑2 тысячи ранеными.

    Бандитские формирования потеряли, по примерным оценкам, около 13‑14 тысяч человек.

    Владимир Путин о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

    Политический вывод, который можно сделать из ситуации в Дагестане, ‑ чеченское руководство не контролирует ситуацию и не в состоянии выполнять Хасавюртовские договоренности. Поэтому наши военные специалисты будут предлагать свои методы выхода из сложившейся ситуации.

    (Из заявления премьер-министра России Владимира Путина журналистам по окончании заседания Совета безопасности Российской Федерации 7 сентября).

    Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что "положительно относится" к инициативе президента Чечни Аслана Масхадова, который 10 октября предложил свой вариант мирного разрешения ситуации вокруг Чечни. В то же время в интервью журналистам перед вылетом в Липецк, глава правительства сказал: "Но я бы по-другому расставил приоритеты - сначала нужно выдать террористов, которые виноваты в нападениях на мирные села Дагестана и во взрывах в жилых кварталах в Москве, Волгодонске, Буйнакске". "Нужно выдать тех людей, у которых руки по локоть в крови", - подчеркнул премьер. После этого "мы готовы к переговорам в полном объеме".

    "…Международные террористы располагают довольно хорошими партнерами среди экстремистских кругов в некоторых мусульманских государствах. Мы знаем, что это люди не бедные. В их распоряжении огромные ресурсы, нефтедоллары. Давно налажены каналы контактов со средствами массовой информации, с политическими партиями и так далее".

    (Из заявления премьер-министра Владимира Путина 6 ноября 1999 года на встрече с журналистами российских телеканалов).

    Аслан Масхадов о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

    Президент самопровозглашенной республики Ичкерия Аслан Масхадов призвал все население "объединить усилия в священной войне против российских войск", находящихся на территории республики.

    Аслан Масхадов обратился с просьбой к НАТО "вмешаться в вопрос урегулирования взаимоотношений Чеченской республики и Российской Федерации в соответствии с существующими нормами международного права и нового миропорядка, устанавливаемого Североатлантическим блоком".

    В послании подчеркивалось, что "народ и правительство Ичкерии не являются сторонниками деструктивных процессов, не стремятся к развалу России". "Мы также осуждаем терроризм и экстремизм в любых проявлениях и выступаем за цивилизованные отношения между всеми народами и государствами мира".

    Президент Чечни Аслан Масхадов обещает не допускать создания и функционирования на чеченской территории "любых незаконных вооруженных формирований, учебных центров и военных баз". Это обещание содержится в плане урегулирования конфликта, который Аслан Масхадов направил 10 октября российскому руководству и в адрес ряда международных организаций. Масхадов предлагает взаимодействие со всеми странами мира, в том числе и с Российской Федерацией, "в борьбе с терроризмом с учетом мировой практики".

    Чечня, согласно плану, "объявляет войну любым формам военного экстремизма на основе конкретных государственных решений. "Чеченская республика категорически отрицает агрессию со стороны чеченского государства против республики Дагестан и осуждает действия своих граждан, участвовавших в дагестанских событиях".

    Ахмад Кадыров о ситуации в Чечне

    Первая и главная задача - это завершение войны, заявил глава временной администрации Чеченской Республики Ахмад Кадыров на пресс-конференции в населенном пункте Центорой. Как подчеркнул Кадыров, мы будем вести переговоры с теми, кто хочет закончить войну, с теми, кто до сих пор держит оружие в руках, потому что его просто обманули. Но мы не собираемся вести переговоры с теми, кто убивал и воровал людей, на чьих руках кровь простого народа.

    В десятилетнюю годовщину так называемой "независимости Ичкерии" Ахмад Кадыров обратился к соотечественникам с призывом вернуть доверие друг к другу и "убедить руководство России и всю российскую общественность, что чеченский народ хочет мира, а не войны".

    "Опьяненный иллюзиями какой-то непонятной свободы, народ не сумел правильно сориентироваться в сложившейся в то время обстановке и не смог вовремя распознать истинное лицо своих горе-вожаков", говорится в обращении. Новоявленные лидеры погрузились в междоусобную борьбу за передел сфер влияния и высокие должности.

    Республику наводнили преступники всех мастей и марок. Безусловно, финалом такой системы мог быть только трагический конец, подчеркивает Кадыров.

    Вместе с тем он выразил уверенность, что с помощью России республика сможет дистанцироваться от преступных элементов и перейдет на рельсы нормальной и цивилизованной жизни и восстановит нормальные дружественные отношения со всеми народами России.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму», при возникновении на определенной территории вводится режим КТО (режим контртеррористической операции).

    В ходе выполнения предусмотренных действий на означенной местности допускается применение ряда ограничительных мер.

    Режим КТО представляет собой специальный который устанавливается с целью пресечения , минимизации его последствий и обеспечения защиты людей на определенной заданной территории.

    Об определении КТО в разных странах

    Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно-боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

    В законах разных стран:

    • Белоруссии, Украины - «О борьбе с терроризмом»;
    • Казахстана, Таджикистана - «О противодействии терроризму»,-
    • ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) - «О противодействии терроризму», - определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

    О вооруженных столкновениях, называемых: КТО

    Современная история упоминает о сравнительно недавних вооруженных столкновениях. На территориях, где они произошли, в разное время был введен режим КТО:

    • 1999 - 2009 г. г. - ;
    • 2001 - 2014 г. г. - война в Афганистане;
    • 2008 г. - операция «Гартал» в Азербайджане.

    Режим КТО сегодня

    Сегодня существует несколько так называемых «горячих точек», в которых применяется режим КТО:

    • 2009 г. - вооруженное столкновение на Северном Кавказе;
    • 2011 г. - конфликт в Темирском районе;
    • начиная с 2014 года - вооруженный конфликт в Украине (на восточных территориях);
    • начиная с 2015 года - операция российских военных в Сирии.

    Что предусмотрено введением режима КТО?

    В РФ закон предусматривает при введении особого правового режима использование специальных мер:

    • проверку документов у находящихся на означенной территории лиц;
    • ограничение пребывания физических лиц на определенных объектах или территории;
    • принудительную эвакуацию с означенных участков средств транспорта;
    • усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов;
    • контроль телефонных разговоров, телекоммуникационной связи;
    • поиск необходимой информации на каналах электронной и почтовой связи;
    • изъятие транспорта, принадлежащего организациям (в срочных случаях - и физическим лицам) для предоставления медицинской помощи, преследования подозреваемых в теракте, если промедление чревато возникновением реальной опасности для чьей-либо жизни или здоровья (данный пункт не касается транспортных средств, которые принадлежат зарубежным и международным организациям, консульствам, дипломатическим представительствам, возмещение связанных в этим расходов устанавливается правительством РФ);
    • временное прекращение производства химических, биологических опасных взрывчатых, радиоактивных веществ;
    • временное прекращение (ограничение) доступа к сетям и средствам связи;
    • временное отселение проживающих на опасной территории лиц, с предоставлением им жилья;
    • необходимые карантинные (санитарные, противоэпидемические, ветеринарные) мероприятия;
    • минимизацию транспортного и пешеходного движения;
    • обеспечение беспрепятственного проникновения компетентных лиц на территории, принадлежащие физическим лицам или организациям;
    • досмотр физических лиц, а также принадлежащих им вещей, на входе (въезде) на территорию КТО, в том числе с использованием необходимых технических средств;
    • введение запрета (ограничения) на торговлю оружием, взрывчатыми и ядовитыми веществами, особого режима продажи лекарств, а также алкогольной продукции.

    После прекращения действия режима ограничительные мероприятия отменяются.

    Кем вводится режим КТО?

    Федеральным законом РФ определено, что режим КТО может быть объявлен на любой территории, без ограничения ее протяженности.

    Введение особого правового режима, согласно Закону, принимается решением директора ФСБ или руководителями территориальных органов службы.

    Об инциденте на юге Дагестана

    По сообщениям РИА "Новости", режим КТО в Дагестане от начала года в марте вводится в третий раз.

    На фоне обострившегося вооруженного конфликта, мероприятиями КТО охвачен сейчас весь Дербентский район (юг республики). По сообщениям из оперативного штаба, силовики производят поиск боевиков и их пособников.

    В начале года режим КТО действовал в трех районах: Сулейман-Стальском, Хивском, Табасаранском.

    Причиной послужили произошедшие вооруженные инциденты: в январе неподалеку от крепости Нарын-Кала на жителей было совершено вооруженное нападение, через некоторое время боевиками был обстрелян наряд полиции, причем нападавшие скрылись, ранив одного полицейского. В начале февраля в Табасаранском районе был похищен сельский учитель. Во время поисковых работ полицейские вступили с похитителями в перестрелку, последним удалось скрыться. Учителя нашли живым, ему было нанесено

    На мосту неподалеку от села Джемикент подорвал себя смертник, погибли двое силовиков, ранены около 20 человек.

    В перестрелке около деревни Нетюг силовиками были убиты двое боевиков.

    Во время действия КТО полицейскими были проведены паспортные проверки, кроме того, силовики обстреляли находящееся за деревней ущелье.

    Активизацию конфликта в Южном Дагестане связывают с усилением подавления деятельности общины салафитов (представителей радикального течения в исламе). На юге республики сегодня отмечается большая концентрация салафитов, приехавших из других районов.

    Военные столкновения в южных частях республики связывают и с деятельностью ИГ, которая в РФ запрещена судом как

    О вооруженных столкновениях в Кабардино-Балкарии

    По данным РИА "Новости", в Кабардино-Балкарии время от времени вспыхивают вооруженные столкновения с боевиками, сотрудничающими с ИГ.

    С ноября прошлого года неоднократно вводился режим КТО в Нальчике - столице республики. Особый правовой режим действовал на территории, ограниченной несколькими улицами: усиленно охранялся общественный порядок, проводилась проверка документов.

    В ходе проведения КТО силовикам удалось ликвидировать присягнувшего ИГ главаря бандформирования и двоих его пособников.

    Боевики были заблокированы внутри частного дома. В качестве заложницы с ними находилась мать одного из террористов. Полицией были эвакуированы жители, и перекрыто все движение. На предложение сдаться преступники затеяли стрельбу. В конце концов ведущим переговоры удалось освободить заложницу. После завязавшейся пальбы спецназ подорвал здание, преступники погибли во время взрыва.

    В ходе операции был тяжело ранен боец спецназа, которого срочно прооперировали в местном госпитале.

    Ограничения, введенные на время действия конрттеррористической операции, были сняты в связи с ликвидацией опасности для жизни, здоровья, имущества и других охраняемых законом интересов людей.