Когда образовалась пожарная охрана. История пожарной охраны

Проект на тему:

«История создания пожарной службы»

В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.

В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры.

В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.

С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы «Решетки», службу в которых несли «решеточные приказчики» и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.

В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой.

Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда «водоливными трубами».

Основным средством тушения пожара стала водоливная труба, снабженная наливным ящиком, который наполняли водой из бочек с помощью ведер и черпаков. Подача воды на пожар требовала больших затрат и физического труда.

В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров

В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.

Постоянные угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили Петра 1 сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд.

В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры.

Для борьбы с огнем полагалось иметь

5 больших и 10 малых крюков, 10 вил,

7 парусин, 50 щитов, на каждые 40 м указанных строений - 2 бочки с водой и

1 приставную лестницу.

В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения.

К концу XIX века во многих городах Европы паровой автомобиль занял заслуженное место в пожарных частях. Первые паровые автомобили не отличались по своему внешнему виду от конных экипажей, зато, кроме воды, могли перевозить шланги, лестницы. Диаметр задних колёс был больше передних, водитель, как и кучер, восседал на широких козлах.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом об организации государственных мер борьбы с огнем, в соответствии с которым до 1999 г. ежегодный праздник «День пожарной охраны» отмечался 17 апреля.

В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника «День пожарной охраны» на 30 апреля.

C 1918 г. до 2002 г. пожарная охрана России функционировала в рамках органов внутренних дел (НКВД, МВД).

В 2002 г. пожарная охрана России передана в введение МЧС России.

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров. В России действует более десятка производителей пожарной техники.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.


  1. ПЕРВЫЕ ПОЖАРНЫЕ КОМАНДЫ

    История возникновения службы по борьбе с опустошительными пожарами начинается в Древней Руси. Наша страна всегда была богата лесами, поэтому дома люди строили из дерева. Даже небольшое возгорание в одном доме моментально перекидывалось на соседние постройки. Уничтожались целые города и деревни, так как мер по их тушению не предпринималось.

    Профессия борца с огнем в то время была очень тяжелой, изнурительной и травмоопасной. Сотрудники пожарной охраны трудились в одну смену по 15-16 часов в сутки. Кроме того, почти половина из них становилась инвалидами и более двадцати процентов – погибли.


  2. Председатель Императорского Российского Пожарного Общества ВК Мария Павловна и ВК Андрей Владимирович в кругу пожарных Васильевской пожарной части.
    1910 г.



    Председатель Императорского Российского Пожарного Общества ВК Мария Павловна и ВК Андрей Владимирович в Васильевской пожарной части.
    1910 г.

  3. Троицкая пожарная дружина Пермской губернии. Ноябрь 1913 год


    Суздальская пожарная служба

    Первый этап соревнований - подъём по штурмовой лестнице в окно четвёртого этажа учебной башни.

    В докладной записке "О результатах предварительного расследования причин катастрофы, происшедшей 19 декабря 1947 года в порту "Нагаево", подписанной и.о. начальника Дальстроя МВД СССР, генерал-майором Семеновым, сказано, что "из раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 13 очагов пожаров и семь очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом. Для тушения пожара был вызван весь гарнизон Магадана.

    Из-за того, что маневренности и движению пожарных машин сильно мешал лед, выброшенный при взрыве на территорию порта, пожар удалось потушить только к 16 часам 19 декабря. Во время операции погибли шестеро пожарных, сгорел один автомобиль. Данную информацию подтверждают и слова бывшего капитана порта "Нагаево" П.Л. Федорова. С его слов, после данного трагического происшествия построено новое пожарное депо, автопарк пополнен автомобилями ПМЗ-2 и ПМЗ-3, численность личного состава выросла до 83-х человек. Пожарные этой команды охраняли от огня и прилегавший к территории порта жилой поселок Бермыс, расположенный на сопке, куда на высоту 80 метров и прокладывались пожарные рукава, и принимали участие в тушении крупных пожаров в Магадане.

    Изучая историю крупных пожаров, произошедших на территории области, нельзя не вспомнить трагический случай, произошедший на пароходе "Джурма", который перевозил грузы для Колымы и заключенных из Владивостока в "Нагаево". Газета "Советская Колыма" писала 29 сентября 1939 года: "В конце августа на пароходе "Джурма" возник пожар. Экипаж судна под руководством капитана парохода товарища Захарова и помполита товарища Попова в весьма сложной обстановке проявила организованность, самообладание и дисциплинированность. Пожар был быстро ликвидирован. Пароход прибыл в "Нагаево" с минимальными потерями груза". В приказе от 23 сентября 1939 года по Дальстрою объявлена благодарность всему экипажу судна и рекомендовано "начальнику Управления морского транспорта лейтенанту госбезопасности товарищу Корсакову премировать членов судоэкипажа, наиболее отличившихся при тушении пожара и ликвидации его последствий".

    Приказом по Главному управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР в 1940 году, в связи с передачей пожарной охраны всех объектов в районе деятельности Дальстроя на Колыме в систему Севвостлага НКВД СССР, команды, караулы и посты ВПО на местах подчинены в административном и оперативном отношениях соответствующим начальникам лагерных подразделений Севвостлага НКВД СССР. Все подразделения ВПО Нагаево-Магаданского района перешли непосредственно в подчинение начальнику отдела ВПО УСВИТЛа НКВД.

    В годы Великой Отечественной войны функции органов государственной власти в области пожарной безопасности не изменились.

    Пожарная охрана живет и работает под всеобщим лозунгом страны "Все для фронта, все для победы!". Многие колымчане, в том числе и сотрудники пожарной охраны, с первых дней войны подавали заявления с просьбами об отправке на фронт. В личных делах отдельных сотрудников того времени нередко присутствует запись "Уволен по собственному желанию с выездом на фронт". Личный состав пожарной охраны принимал активное участие в проведении различного рода общественных работах, осуществлял сбор средств в фонд обороны.

    В условиях военного времени решение важнейших проблем было связано с усилением противопожарных мероприятий. 8 июля 1944 года состоялось специальное заседание городского комитета ВКП(б), посвященное данному вопросу. В докладе "О состоянии противопожарной охраны в Магадане и его окрестностях" говорилось, что "27 мая 1943 года на 10 км, вдоль линии железной дороги, в течение двух дней горела площадь в 170 га. В результате плохого применения искрогасителей на паровозах летом прошлого года возникли пять лесных пожаров и два – в 1944 году. Имелись случаи загорания от неосторожного обращения с огнем в лесу на сборке ягод, на сене и дровозаготовках. Например, пожар на дровозаготовках кожзавода по причине оставленного окурка папиросы рабочим дровозаготовок, 28 июля 1943 года – большой пожар на Магаданской лесной даче (Каменушка), где в течение восьми дней горела площадь в 360 га…".

    В общей сложности в течение лета 1943 года в окрестностях Магадана произошло 10 больших лесных пожаров и только в течение пяти месяцев 1944 года – 38 случаев возникновения пожаров в самом Магадане.

    В целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров, сохранности народнохозяйственных объектов была активизирована деятельность добровольных пожарных дружин, сотрудниками ВПО регулярно проводилась разъяснительная работа по усилению мер пожарной безопасности с использованием газет, радио и бесед с населением.

    Аналогичные меры активно принимались и в послевоенное время. Так, Директивные указания начальника Главного Управления НКВД по Дальстрою от 2 апреля 1949 года обязывали начальников районных инспекций военизированной пожарной охраны развернуть широкую массовую разъяснительную и агитационную работу среди населения в жилом секторе, а также на предприятиях и в учреждениях по предупреждению пожаров.
    Данным документом было предложено:

    "По всем фактам злостного преднамеренного невыполнения требований Военизированной пожарной охраны по Дальстрою вести тщательное расследование и виновных лиц привлекать к уголовной ответственности".

    Предшествующим этим мерам приказом по Дальстрою в марте этого же года было утверждено положение об общественных уполномоченных по пожарной безопасности в жилом секторе и цеховых противопожарных боевых расчетах, создаваемых для защиты от огня промышленных объектов. Так, в решении исполнительного комитета Среднеканского районного Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1949 года значится: "уполномоченными по пожарной охране в селах района утвердить Винокурова П.Т. (село Таскан), Вензель К.И. (село Эсчан), Винокурова И.В.(село Оротук), Сыромятникова А.В. (село Сеймчан), Шадрина Г.И. (село Балыгычан), Дьячкова С.М. (село Нелемное). Предложить уполномоченным по пожарной охране до 25 апреля 1949 года в каждом селе создать пожарные дружины".

    Так, согласно документам, хранящимся в архиве УМВД России по Магаданской области, Государственном архиве Магаданской области, монографиям ученых-исследователей истории Колымы, предоставленным библиотекой СВКНИИ ДВО РАН, происходило становление пожарного дела на Колыме во второй половине 30-х и в 40-е годы XX века.

    В 50-х годах прошлого века, а именно в январе 1956 года, было организовано управление военизированной охраны для обеспечения охраны объектов пожарными стрелками.
    В июле 1956 года пожарные команды Дальстроя переданы в управление внутренних дел Магаданской области.

    В 2001 году указом № 1309 Президента России государственная противопожарная служба с 1 января 2002 года перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сегодня государственная противопожарная служба – это мощная организация в составе МЧС России.

    В августе 2004 года на основании 122 Федерального Закона полномочия федеральных и областных структур были разграничены. Тушение пожаров было возложено на субъекты.

    1 января 2005 года в Магаданской области образовано областное государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области".

История становления и развития отечественной неразрывно связано с историей России. За годы своего существования пожарная охрана России прошла долгий тернистый путь от примитивных организационных мер по борьбе с огнем до создания мощной государственной структуры, способной решать самые сложные задачи по спасению людей и защите населенных пунктов страны от .

Фотография из архива пожарно-спасательной части № 1 г. Ижевска

Борьба людей с огнем со времен Древней Руси и вплоть до ХIV в. осуществлялась исключительно подручными средствами и не имела организационного порядка, более того, «запущенные» пожары вообще не тушились, так как пожар считался Божьей карой за людские грехи, и тушить его значило идти против воли Всевышнего. Кроме того, в то время у людей не хватало знаний для осуществления противопожарных технических и профилактических решений, а вот строительного материала – леса и искусных строителей было предостаточно, да и строения той эпохи были достаточно просты. Вследствие чего огненная стихия неоднократно «пожирала» целые города, строения которых состояли только из деревянных конструкций с соломенными крышами.

В дошедших до нас летописях неоднократно указываются году полного уничтожения городов: Москвы, Ярославля, Пскова, Твери, Костромы, Юрьева, Вятки, Пензы, Ладоги, Руссы и т.д. В летописях отмечались только «великие», губившие весь город пожары, а если в результате пожара сгорали 100-200 домов, то данный пожар не считался значимым и в хроники не заносился. К указанному периоду времени у населения уже сложилось понимание существенного отличия причин пожара, умышленного поджога и пожара по неосторожности. По действующим тогда законам («Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная правда») за умышленный поджог предусматривалась «Зажигателя гумна или дома послать в заточение, а дом его отдать на разграбление, заплатя прежде за убыток тому, чей дом или гумно им сожжено; а посылка в заточение зависит от воли князя». За происшедший пожар по неосторожности к виновному лицу наказание не предусматривалось, так как такой пожар считался Божьей волей.

Целенаправленные попытки государственной власти организовать борьбу с пожарами относятся к периоду создания на Руси централизованного государства. В 1434 г. Великий князь Московский Василий II Темный указывает о порядке обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту, если не считать отвлеченных рассуждений и благих пожеланий в «поучении» Владимира Мономаха, то это первый (известный нам) нормативный акт противопожарной защиты на Руси.

Наиболее значимую роль в обеспечении пожарной безопасности вносит Государь Всея Руси Иван III, который в 1472 г. обнародует, своего рода, противопожарные правила режимного характера, ограничивающих пользование в быту печами, свечами, лучинами, а также предписывающих заниматься в дали от строений гончарам, кузнецам и оружейникам. В 1493 г. по указанию Иван III в Москве строятся противопожарные рвы, и создается противопожарный разрыв от стен Кремля длинной 200 м, для чего сносятся все сгораемые строения, включая церкви. По Судебнику Ивана III (1497 г.) за поджог устанавливается смертная казнь, а в 1504 г. в Москве учреждается пожарно-сторожевая охрана, призванная беречь город от пожаров и воров. Город был разделен на участки, а на концах улиц поставлены решетчатые ворота-заставы, запирающиеся на ночь, группу сторожей возглавлял «решетчатый приказчик». Во главе стояли служивые значительные люди «объезжие головы», в обязанность которых входило и руководство городскими жителями при тушении пожаров.

Иван Грозный в период своего царствования издает рад противопожарных указов режимного характера (1547, 1582 гг.), а с 1583 г. московские правила и нормативные акты становятся обязательными для всего царства российского. По Судебнику 1550 г. предусматривается возможность поджигателю избежать смертной казни в случае полного возмещения ущерба истцу. В этом же году впервые на Руси зарождается служба пожаротушения, которая возлагается на созданное стрелецкое войско. Тактика тушения пожара стрельцами заключалась в подаче воды подручными средствами, созданием противопожарного разрыва за счет разборки соседних строений, установлением защитных экранов (натянутая шкура животных, обильно поливаемая водой).

В 1620 г. царем Михаилом Федоровичем Романовым при Земском приказе создается первая в России профессиональная пожарная команда, названная по немецкому образцу – «пожарной станцией», размещалась она в Земском дворе, состояла из 120 человек, содержащихся за казенный счет. Для конного обоза пожарной станции в немецких землях были закуплены ручные пожарные насосы – «заливные пожарные ящики».

Первые организационные меры по предупреждению и тушению пожаров

Царь Алексей Михайлович Романов в Соборном уложении 1649 г. вводит смертную казнь за поджог через сжигание осужденного и впервые допускает исковое возмещение ущерба за пожар, происшедший по неосторожности, с арендатора жилья в случае предварительного договора. 30 апреля 1649 г. обнародуется царский «Наказ о Градском благочинии», в котором упорядочивается система тушения пожаров и устанавливаются меры пожарной профилактики.

В России VIII в. прошел под знаком Петровских преобразований, которые коснулись также и пожарного дела. Организация тушение пожаров при Петре I возлагалась на полицмейстера столицы. В тушении пожара принимали участие воинские соединения и простые обыватели, которым эта обязанность вменялась в повинность. Противопожарный инструмент размещался в воинских частях и административных зданиях города, а горожане прибывали на пожар со своим противопожарным инвентарем. Роспись горожан, выполнявших данную повинность, и их участие на пожаре отслеживали представители полиции.

В целях сохранности и своевременной доставки к месту пожара пожарного обоза с противопожарным инвентарем, в Москве и Санкт-Петербурге создаются пожарные конторы (позже переименованные в пожарные экспедиции), во главе с брандмайором. Так, Москва была организационно поделена на 20 частей, в каждой из которой был создана пожарная команда во главе с брандмейстером. Дислоцировалась такая команда в «съезжем доме», где находился полностью укомплектованный конный пожарный обоз. В штат пожарной экспедиции были приписаны 61 мастеровой и 1500 обывателей, отрабатывающих пожарную повинность и дежуривших в три смены. В сельской местности противопожарный инвентарь хранился, как правило, в церкви.

В период своего царствования Петр I издает ряд указов, регламентирующих противопожарные мероприятия в городах и на объектах, а также вводит штрафные санкции за их нарушения. В 1718 г. издается специальный императорский указ «О строении», ставший началом строительного противопожарного нормирования. На вооружение пожарных формирований прочно входят ручные пожарные насосы (вначале закупаемые за границей, а позже и отечественные), пожарные рукава и лестницы. Меняется и тактика тушения пожаров – с развитием пожарной техники появляется возможность локализации пожара в пределах горящего объекта.

Развитие пожарной охраны в XIX веке

Качественный скачок в пожарном деле происходит в период царствования императора Александра I, создавшего в 1803 г. в столице, а в 1804 г. в Москве профессиональную военизированную пожарную охрану, комплектующуюся из солдат-рекрутов Внутренней Стражи, не пригодных к строевой. С этого момента обыватели были освобождены от пожарной повинности, а организацией пожаротушения стали заниматься профессионалы. Во главе пожарной охраны столицы становится брандмайор, 11 ее пожарных частей возглавляют брандмейстеры с общей численностью 1602 человека. Впоследствии по указанной системе и на основании «Нормального табеля составу пожарных частей в городах» от 1853 г. создается пожарная охрана в 460 городах России.

Для упорядочения в 1832, 1857 гг. издаются Пожарные уставы, в которых обобщаются все узаконенные нормативно-правовые документы по вопросам пожарной безопасности России. Пожарные части на местах финансируются в основном за счет городских бюджетов, а личный состав комплектуется из военного ведомства. В сельской местности тушение пожаров возлагается на местных жителей во главе с сельским старшиной. После проведения Военной реформы и отмены рекрутской системы набора войск, с 1873 г. пожарные части начинают комплектоваться вольнонаемными лицами. Финансирование пожарной охраны полностью ложится на Земские собрания и Городские думы. Служба в пожарных частях была круглосуточной с нахождением личного состава на казарменном положении. С 1803 г. и до Октябрьской революции 1917 г. пожарная охрана в России подчинялась министерству внутренних дел.

История советской пожарной охраны начинается с Декрета Совета Народных Комисаров «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанного 17 апреля 1918 г. В.И. Лениным. С этого момента пожарная охрана страны переходит на государственное финансирование и в разные исторические периоды организационно входит в состав:

  • Народного Комиссариата по Страхованию и борьбе с огнем (1918-1920 гг.);
  • Народного Комиссариата Внутренних Дел (1920-1931 гг.; 1934-1946 гг.);
  • Народный Комиссариат Коммунального Хозяйства (1931-1934 гг.);
  • Министерство Внутренних Дел СССР (1946-1962 гг.; 1968-1991 гг.);
  • Министерство Охраны Общественного порядка (1962-1968 гг.).

18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об органах государственного пожарного надзора РСФСР». С этого дня ведет свой отчет государственный пожарный надзор страны, сотрудники которого осуществляли противопожарную профилактику в населенных пунктах и на объектах экономики.

С 1 сентября 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства начинается подготовка специалистов с высшим пожарно-техническим образованием.

В 1938 г. в НКВД создается военизированная пожарная охрана, которая первоначально организуется на объектах обороны и энергетики. В этом же году Приказом НКВД СССР № 101 был установлен День пожарной охраны (17 апреля).

Оснащенная отечественной техникой, пожарная охрана страны в предвоенные годы стала мощной мобильной государственной структурой, с доблестью выдержавшей все тяготы Великой Отечественной войны. Неувядаемой славой покрыли себя герои пожарные, отстоявшие под смертельным огнем врага Москву, Ленинград и другие прифронтовые города и населенные пункты. Родина по заслугам оценила самоотверженный труд и героизм огнеборцев – более 32 тыс. пожарных были награждены орденами и медалями, а пожарная охрана Ленинграда (в 1942 г.) и Москвы (в 1947 г.) были награждены высшей наградой Родины – орденом Ленина.

В послевоенный период советские пожарные продолжили славный путь своих героических предшественников, проявляя мужество и отвагу при тушении наиболее сложных пожаров. В 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За отвагу на пожаре». Многие бойцы и командиры пожарной охраны были награждены государственными наградами при ликвидации сложных пожаров: гостиницы «России» (г. Москва 1977 г.), Чернобыльской АЭС (1986 г.), гостиницы «Ленинград» (г. Ленинград 1991 г.) и др.

Пожарная охрана России

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей. 23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

30 апреля 1999 года Президент РФ Б. Ельцин подписал указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности , объединения сил и средств, при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Борьба с огненной стихией всегда считалась призванием и делом мужественных, сильных духом людей, готовых по первому зову прийти на помощь.

Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Постепенно стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда ", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана . По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение.

Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы. В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля.


Существовала и еще одна причина, приводящая к опустошительным пожарам. Связано это было с суеверием. Несмотря на жестокие наказания со стороны городских властей, большое количество горожан отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана Грозного , обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами. С развитием промышленности, ремесел, роста населения (численность населения в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары становились тормозом экономического прогресса. Это вынуждало власти искать эффективные меры борьбы с огнем. Созданная пожарно-сторожевая охрана не могла оказать серьезного противостояния огню.

С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. В начальный период их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов.

Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии, Франции.

Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ 20 извозчиков собирал на содержание команды с населения подати. Естественно, что эта команда не могла охранять от пожаров всю Москву. В 1649 году на Руси принимаются два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу.

Первый из них - "Наказ о градском благочинии" , вышедший 6 апреля, предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича ". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, "что Государь укажет". За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.

Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I . Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, "дабы в церковной службе остановки не было", но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.

Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре, был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу. С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I "О неукоснительном прибытии войск на пожары".

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками. Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей.

Противопожарные требования в строительстве постоянно дополнялись. В частности, в 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров. Позднее издан указ о запрещении строительства чердачных помещений. Для установления надзора за новым строительством, разработки противопожарных мероприятий в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается особая строительная комиссия. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше.

В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. По состоянию на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов (из которых 1209 были каменными), 24 монастыря, 256 церквей. Десять лет назад их было значительно больше - количество строений приближалось к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров 1748 года в Москве сгорело 6620 объектов, среди которых было 519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый "Устав города Москвы" предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену.

При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства. Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная структура создается в Санкт-Петербурге. Для заведования пожарным обозом и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера.

Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано МВД. В столицах Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.

29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 31 мая 1804 г. население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Вначале пожарная команда насчитывала 11 частей, а в 1811 году в связи со строительством новых районов образуется и 12-я часть.

Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров. 31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе "Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы".

Большое количество пожаров происходило из-за допускаемых нарушений при строительстве, что обязывало специалистов постоянно совершенствовать строительные нормы. В 1809 году в дополнение к существующим издаются правила, согласно которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 25 м друг от друга. Строительство деревянных двухэтажных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева только в том случае, если первый этаж был каменным. За строительные просчеты и отсутствие во вновь строящихся зданиях противопожарных перегородок архитекторы и строители привлекались к ответственности. Эти и другие меры по обеспечению пожарной безопасности, накопленный опыт строительства нашли отражение в изданном в 1832 году "Строительном Уставе".

К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами. До нашествия Наполеона в городе проживало 261884 человека, имелось 464 фабрики и завода, 9151 жилой дом, из которых только 2567 были каменными. В результате пожара 1812 года было уничтожено 6596 домов.

Несение службы в пожарных командах регламентировалось "Уставом пожарным", принятым в 1832 году. Он состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы ранее, поэтому в нем содержались статьи, нередко противоречащие друг другу. Под стать этому уставу было и решение от 1837 года о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом.

Середина XIX века явилась заметной вехой в развитии строительства пожарной охраны в России. 17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов, составленные губернаторами городов, утверждались Министерством внутренних дел.

За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. В соответствии со штатом определялась положенность пожарной техники для каждого разряда, средств на ее ремонт. В отличие от указа Екатерины II от 1782 года, по которому комплектование команд производилось гражданскими лицами, по новому положению люди подбирались из военного ведомства. Такой порядок существовал до 1873 года, когда вышел указ о прекращении комплектования пожарных военным ведомством. В связи с введением в России в 1874 году всеобщей воинской повинности, на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции.

В 1857 году переиздается "Пожарный устав". В нем, в частности, предусматривалось образование в городских районах пожарных частей. Однако большая часть требований этого устава повторяла ранее изданные положения, в связи с чем он в кодификационном порядке был исключен из Свода законов Российской империи и потерял свою силу. Наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины.

Добровольные команды имели четкую структуру. В наиболее боеспособных имелось несколько отрядов. Деятельность общества носила многогранный характер. В его задачи входило "изыскание, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий", помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противопожарного водоснабжения, издание пожарно-технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов. Основными источниками финансирования совета общества и сети местных добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов, страховых компаний, денежные лотереи, продажа пожарной техники, трубочистные работы и др.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал "Пожарный". Его издатель - известный пожарный деятель, граф А.Д. Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал "Пожарное дело". Редактирование журнала осуществлял князь А.Д. Львов. Создатели нового печатного органа были уверены, что журнал "явится лучшим проводником к живому обмену", объединению всех мыслей и интересов деятелей противопожарного дела на Руси и послужит к его еще большему упрочению и развитию. Именно на страницах этого журнала развернулась полемика по поводу создания Особого противопожарного присутствия, на которое была бы возложена функция предупреждения пожаров.

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности. В 1893 году из 687 городов 61 губернии в 63 городах (9,1%) на содержание пожарных средств не выделялось.

Во всех городах России в 1916-1917 гг. из общего количества общественных и частных построек каменные составляли 14,8 процента, деревянные - 63,9 процента, смешанные - 3,6%, прочие - 17,7 процента. В отдельных городах процент деревянных построек превышал средний показатель. Например, в Москве деревянных построек было 72 процента. 95,5 процента крестьянских дворов были целиком деревянными и только 2,5 процента - построены из негорючих материалов.

По расчетам российских специалистов, минимальная подача воды для успешного тушения пожара должна составлять 200 ведер в минуту. При неблагоприятных условиях, по американским данным, на эти цели требовалось 700 ведер воды в минуту (например, 14 стволов с расходом воды 50 ведер в минуту и т.п.). Какие же были возможности у имевшихся насосов? Большая ручная труба обеспечивала подачу 20 ведер в минуту, средняя - от 10 до 15 ведер при высоте струи 6-7 сажень.

Все имеющиеся в Санкт-Петербурге большие насосы, которых в конце XIX века там насчитывалось 5 штук, могли подать всего 100 ведер воды в минуту. Это, как видно, далеко не соответствовало норме. Такая же картина была характерна для многих крупнейших городов мира. Лучшие паровые насосы обеспечивали подачу от 100 до 250 ведер воды в минуту. Эти данные соответствуют тому случаю, когда водоисточник распложен рядом с насосом. При значительной удаленности водоисточника от места пожара положение существенно осложнялось.

Выход из этого положения специалисты видели в устройстве специальных противопожарных водопроводов, которые в Нью-Йорке дали прекрасные результаты. Не надо было тратить драгоценное время на развертывание как ручных, так и паровых насосов, доставку к ним воды. Экономия времени достигалась и за счет выезда пожарных команд без полного обоза. Несмотря на очевидное преимущество противопожарных водопроводов, их строительство в Европе наталкивалось на ряд трудностей.

Одна из них - повсеместное строительство водопроводов, рассчитанных на хозяйственные нужды. Строительство водопроводов, рассчитанных как на хозяйственные нужды, так и потребности пожарных, требовало больших затрат. Хозяйственное водоснабжение России в XIX веке также не было в состоянии обеспечить необходимое количество воды для тушения пожаров. В среднем на городского жителя приходилось 5 ведер воды в сутки (60 л). Для города со 100 тысячами населения - 500 тысяч ведер, что составляло лишь половину той нормы, которая могла потребоваться для тушения одного пожара в городе (42 тыс. ведер в час).

Проблема противопожарного водоснабжения на базе имеющейся водопроводной сети была блестяще решена русским инженером Н.П. Зиминым. Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление и весь дебит воды можно было использовать для борьбы с огнем. Подсоединенный к пожарному крану водопровода рукав мог обеспечить подачу до 300 ведер воды в минуту.

России принадлежит приоритет в создании целого ряда новых огнетушащих средств и пожарной техники. В 1770 году горным офицером К. Д. Фроловым разработан принцип защиты промышленных помещений автоматическими установками пожаротушения, успешно использующимися и в наши дни.

В XIX - начале XX века создаются принципиально новые составы, намного превосходящие по эффективности воду. Русским ученым С.П. Власовым в 1815 году разработаны три таких состава. Это стало возможным благодаря прежде всего его передовым взглядам на процесс горения и, как следствие, правильной постановке задачи: предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему телу. Сернистые соли железа и щелочных металлов, впервые предложенные ученым, используются при тушении в качестве составных частей огнетушащих смесей и в наши дни. В 1819 году П. Шумлянский впервые формулирует идею тушения с помощью инертных газов. Спустя 70 лет после его опытов другой русский ученый М. Колесник-Кулевич дает научное обоснование этого метода. С его именем связано и научное обоснование применения порошковых составов.

Особую тревогу у пожарных вызывали загорания нефтепродуктов. Люди были бессильны перед морем образующегося пламени и старались обеспечить защиту лишь соседних резервуаров с нефтью. Тушить подобные пожары было нечем. В 1899 году к решению этой задачи приступил А.Г. Лоран, который после пяти лет упорного труда смог сказать: "Мое изобретение, тушение огня пеной, имеет два применения: тушение обычных пожаров и тушение горючих жидкостей, заключенных в хранилищах". Открытие Лорана имело огромное значение для всего мира. Широкое распространение химической и воздушно-химической пены стало возможным благодаря изобретению нашего соотечественника.

В 1876 году в Санкт-Петербурге образован Комитет об устройстве пожарных инструментов, который возглавил Н.Н. Божерянов. Одна из первых работ комитета - сравнительные испытания пожарных насосов. Для проведения этих исследований Божерянов разрабатывает способы измерения, правила оценки. По его мнению насос должен был удовлетворять следующим требованиям: иметь наибольшую производительность при минимальном времени обслуживания, меньшую стоимость и массу, обладать высокой прочностью. Помимо этого учитывались и такие факторы, как удобство в работе, простота конструкции и пр. Следующим шагом в этом направлении явилось создание в 1896 году при Главном совете Соединенного пожарного общества Технического комитета, который возглавил П. Сюзор.

Ком потенция комитета - рассмотрение изобретений, стандартизация пожарной техники. С одобрения комитета на вооружение пожарной охраны поступили пенные огнетушители, распылители, пеногенераторы и другая техника. Для защиты промышленных предприятий - спринклерное оборудование, системы сигнализации и прочее. Роль этих лабораторий, станций, комитетов в развитии пожарного дела трудно переоценить. С их организацией в конце ХIХ века борьба с огнем становится на научную основу. Пройдет еще несколько десятилетий, когда в России будет создано специализированное учреждение. Пока же отдельные вопросы решались в чисто практическом плане, по мере необходимости.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей. После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими - порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию.

2 декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы подготовила четыре законодательных предложения.

Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать подразделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А. Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: "О пожарном уставе" и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

6 августа 1916 г. в России был принят закон "О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии". Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. В состав комиссий для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности включены были и специалисты пожарной охраны.

С учреждением в 1894 году в составе Министерства внутренних дел страхового комитета и отдела, а затем в 1904 году совета и Главного управления по делам местного хозяйства руководство пожарной охраной было возложено на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер совета и Отдел страхования и противопожарных мер главного управления. Не располагая достаточными штатами (по пожарному делу имелось 2 сотрудника), точными сведениями об обстановке с пожарами на местах, отдел был лишен возможности осуществлять возложенные на него функции. Это побудило министерство в ноябре 1916 г. усилить личный состав отдела страхования и противопожарных мер.

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.

На уровень государственных задач вопросы Пожарной охраны были поставлены после установления Советской власти. 17 апреля 1918 В. И. Ленин подписал декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны - предупреждение пожаров. В 1924 в Ленинграде открылся пожарный техникум. В 1925 начал выходить журнал "Пожарное дело".

С ростом индустриализации страны пожарные части городов оснащались пожарными автомобилями отечественного производства. Промышленные предприятия оборудовались автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией, внедрялись несгораемые материалы. Вместе с развитием техники продолжались поиски наиболее целесообразных форм управления пожарной охраны. В конце 1918 руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В 1920 пожарная охрана была отделена от страхового дела и передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. В 1926-27 завершилась организация аппарата Государственного пожарного надзора в союзных республиках.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главного управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная пожарная охрана НКВД.

Завершающим этапом формирования пожарной охраны страны явилось постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 о Государственном пожарном надзоре, определяющее его функции и права. С 1966 года руководство работой пожарной охраны осуществлялось МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, организующие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

Литвиновская Альбина

В своей работе ученица прослеживает историю создания и становления пожарной службы от её истоков и до настоящего времени. Доказывает её значимость на примере работы пожарной части Серышевского района, а так же на примере работы отдельного противопожарного поста с. Томское

Скачать:

Предварительный просмотр:

«История и деятельность пожарной охраны»

Проектно-исследовательская работа

Выполнила: обучающаяся 3-а класса

Литвиновская Альбина

Руководитель: Плянтас Елена

Валентиновна, учитель

Начальных классов

Цель: проследить историю создания становления пожарной службы.

Задачи:

1.Узнать когда и как появилась пожарная охрана.

2.Проследить развитие пожарной службы от истоков до наших

Дней.

3.Познакомиться с деятельностью пожарной службы в нашем

Районе.

План работы:

1.Найти сведения о возникновении и истории развития пожарной

Охраны в нашей стране.

2.Взять интервью у начальника пожарной части № 63 п.Серышево

Литвиновского Д.В.

3. Изучить деятельность пожарного поста с. Томское.

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, друзья, учителя. Но оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду – в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице.

На уроке окружающего мира мы составляли план работы над

проектом по теме «Кто нас защищает» и я решила более подробно изучить историю пожарной охраны. Я не случайно решила рассказать именно о противопожарной службе. Мой папа, Литвиновский Даниил Валентинович, – начальник пожарной части № 63 посёлка Серышево. (Слайд 3) А дедушка, Литвиновский Валентин Васильевич, руководит противопожарным постом в нашем селе.

Пожарная охрана в России имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. С появлением

Первых поселений, развитием городов всё чаще вспыхивали в них пожары. (Слайд 4)

Тяжёлый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном,

Деревянные постройки. (Слайд 5)

Ещё великий князь Иван III в 1504 году приказал создать в Москве пожарно-сторожевую охрану, издал указ о мерах противопожарной безопасности в городе. Наследники Ивана III продолжили его начинания. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу и так далее.

В апреле 1649 года вышел царский «Наказ о Градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров дал Пётр I. Именно в его годы правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено первое пожарное депо. (Слайды 6, 7)

В период правления Александра I, в 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда.

При царе Николае I началась организация пожарных команд повсеместно. (Слайд 8) Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. (Слайд 9) Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и ближайшие сёла. (Слайд 10)

С 1858 года для пожарных целей начал использоваться военно-полицейский телеграф, в девяностых годах – телефон и электрическая пожарная сигнализация, а с 1907 года и первый пожарный автомобиль. (Слайд 11)

В напряжённые годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города. (Слайд 12)

Современная Государственная противопожарная служба Российской Федерации является крупнейшей оперативной службой, входящей в состав МЧС России. Каждый год государственная пожарная служба делает более двух миллионов выездов и спасает жизни более ста тысяч человек. (Слайд 13)

Пожарная служба в наши дни – это самая быстрая структура по оказанию экстренной помощи. Она является основой современной службы спасения. Противопожарная служба занимается тушением пожаров, она осуществляет пожарный надзор и обучает население технике обращения с огнем. (Слайд 14) В ее арсенале самая мощная техника: пожарные автомобили, корабли и катера, а также специальные вертолеты и даже поезда. (Слайд 15) Пожарные оснащены самыми современными моделями противогазов, теплоотражательных костюмов, дымососных установок и многих других специальных приспособлений. (Слайд 16)

В процессе подготовки проекта я взяла интервью у папы, и вот что узнала об организации и задачах этой службы в нашем районе.

Точная дата образования пожарной охраны посёлка Серышево не установлена, однако известно, что в пятидесятых годах ХХ (двадцатого) века на территории посёлка Серышево, для тушения пожаров функционировала пожарная команда, состоящая из одного пожарного и одного водителя пожарного автомобиля. (Слайд 17)

Сегодня пожарная часть состоит из 72 сотрудников. При пожарной части имеется 5 отдельных противопожарных постов (в селах: Томское, Сосновка, Лермонтово, Большая Сазанка, Широкий Лог). (Слайд 18)

Для тушения пожаров, имеются 9 (девять) пожарных автомобилей, а основной задачей считается не допустить возникновения пожара (слайд 19), ну а если он возник, тогда приложить все усилия, знания и умения чтобы он не смог принести большой

материальный ущерб и что самое страшное, привести к гибели людей. (Слайды 20, 21)

Помимо работы по тушению и профилактике пожаров существуют и другие функции выполняемые пожарной охраной. Это выезды на дорожно – транспортные происшествия, где очень часто нужна помощь для извлечения и разблокировки пострадавших водителей, и пассажиров поврежденных автомобилей. Пожарная часть привлекается для оказания помощи гражданам и организациям, включая полицию, для вскрытия дверей, в подвозе воды организациям, остро нуждающимся в ней. Так на протяжении отопительного периода в поселке Серышево пожарная часть неоднократно спасала поселок Серышево от замерзания. Когда в разгар новогодних праздников, в самые лютые морозы, произошла авария на теплотрассе военного городка посёлка Серышево вся часть была поднята по тревоге и отправлена на помощь людям. Сотрудники пожарной части на протяжении трех дней были задействованы в обходах граждан с целью контроля за их жизнеобеспечением, в восстановительных работах, обогреве жилых домов и конечно, в обеспечении пожарной безопасности при проведении сварочных работ в жилых домах.

В части действует традиция по работе с подрастающим поколением. Так, ежегодно устраиваются «Дни открытых дверей» в пожарной части, где все желающие могут попробовать себя в роли пожарных.

Функции пожарной части распространяются и на помощь людям, испытавшим тяжесть произошедшего подтопления лета 2013 года. (Слайд 22) Так бойцами были произведены откачки дождевых вод с пострадавших жилых домов, для возможности другим службам, в частности энергослужбе, подать электричество в дома, так как люди смогли бы обогреться и просушить свои дома.

Не оказываются пожарные в стороне и при повалах деревьев на дороги – выезжают и расчищают.

Оказывают помощь и железной дороге. Так, зимой 2013 года подразделение два раза выезжало на ликвидацию последствий схода с рельс вагонов. Пожарная часть провела одно из основных мероприятий по восстановлению проходимости грузовых и пассажирских поездов. (Слайд 23)

Осенью 2012 года в результате аварии военного самолета на аэродроме Украинка пожарные приняли активное участие в ликвидации последствий случившейся аварии.

А чем же занимаются работники на дежурстве, когда не тушат пожары или устраняют последствия аварий?

Сама работа пожарного требует постоянной работы над своей профессиональной подготовкой. В их обязанности входит ежедневная отработка нормативов, на которой отрабатывают вопросы сбора и выезда по тревоге, боевого развертывания, спасения людей, оказания первой медицинской помощи. (Слайд 24) После отработки нормативов у личного состава начинаются учебные занятия. После обеда - самоподготовка, физическая подготовка, хозяйственные работы (уборка помещений, пожарных автомобилей, техническое обслуживание спасательных устройств).

Сотрудники части очень любят спорт и в свободное от работы время они приходят в часть поиграть в волейбол, футбол, а также испытать себя в пожарно – прикладном спорте, куда входит: прохождение стометровой полосы с препятствиями и соревнования с пожарными лестницами. (Слайд 25)

В части есть и свои «чемпионы»! Самые выдающиеся из них начальник первого караула Краснопивцев Дмитрий Александрович, командир отделения второго караула Колотин Денис Александрович и пожарный третьего караула Овчарук Андрей Викторович. Эти сотрудники неоднократно участвовали и участвуют на областных соревнованиях не только по пожарно – прикладному спорту, но и по рукопашному бою, гиревому спорту, волейболу, настольному теннису на которых занимали высшие места. (Слайд 26)

Внутри части проводятся также соревнования на лучшее подразделение. В части лучшим

Является третий караул, а среди постов – это отдельный противопожарный пост села Томское – настоящее боевое подразделение. (Слайд 27) Село Томское является одним из самых больших и густонаселенных в Серышевском районе. Количество пожаров, аварий не намного уступает посёлку Серышево и иметь в нем слабое подразделение недопустимо. Функции и задачи Томского поста абсолютно аналогичны пожарной части. Руководит данным подразделением Литвиновский Валентин Васильевич, а командиром отделения оперативной группы является Моисеенко Евгений Валентинович. Это грамотные специалисты которые неоднократно доказывали свою компетентность как в повседневной деятельности так и в случае тушения пожаров. (Слайд 28, 29)

Весной мы услышали во время урока тревожный звук пожарной сирены. В школьный двор въехала пожарная машина. (Слайд 30) Была объявлена учебная пожарная тревога. Когда все учащиеся и работники школы «эвакуировались» на спортивную площадку, бойцы Томского противопожарного подразделения продемонстрировали нам действия во время пожара, рассказали и показали возможности пожарной техники и снаряжения.(Слайд 31) Действовали они слаженно и быстро. (Слайды 32, 33)

15 февраля в нашей школе прошла военно-патриотическая игра «Юный спасатель» среди школ Серышевского района и г.Белогорска. Она посвящалась 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Ребята показывали своё мастерство в разборе оружия, в оказании первой доврачебной помощи, в смотре строя и песни и других соревнованиях. Членами жюри являлись представители местных органов МЧС.

В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Изучила историю создания пожарной службы в нашей стране, из интервью узнала об организации современной пожарной службы в нашем районе, о людях, которые обеспечивают нашу безопасность.