Когда начинается спас в году. Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый


Яблочный спас 2016 года, какого числа будет этот праздник и что именно это за событие. Нужно понимать, что Яблочный спас - это народное название, если заглянуть в церковный календарь, то там нужно ориентироваться на праздник Преображение Господне. Выпадает этот праздник на 19 августа, причем, совпадает он всегда с началом Успенского поста.

Успенский пост с праздника и спаса начинается, а также им заканчивается. Это достаточно строгий пост, когда следует исключить из пищи мясные и молочные продукты, любые продукты животного происхождения. Зато, можно готовить блюда на основе сезонного урожая. Прежде всего, конечно, из яблок, но также из винограда и других продуктов. Традиционно в Яблочный спас верующие берут с собой в храм корзинку с яблоками урожая этого года, чтобы освятить яблоки специальными церковными обрядами и молитвами.

Народные традиции Яблочного спаса

По традиции в деревнях первый урожай яблок снимали именно в Яблочный спас. Конечно, этот фрукт растет повсеместно и крайне распространен на наших территориях. Как правило, в честь праздника, даже несмотря на то, что это начало поста, пекли яблочные пироги, заготавливали варенье и повидло, варили компоты и отвары.

Очень важно, согласно православной вере, не просто наслаждаться собственными урожаем, но делиться этой радостью. Поэтому, яблоками, а также всем, что готовилось из них, делились с родными, близкими и соседями.

Интересно! Молодые девицы на Руси в Яблочный спас загадывали желание и кушали первое спасское яблоко. А еще считалось, что эти яблоки обладают свойством омолаживать, избавлять от болезней. Если в Яблочный спас кушать яблоки, то это восстановит душевный покой и вернет силы.

Многие народные приметы на Яблочный спас связаны, конечно, с погодой. Яблочный спас 2016 года и какого числа пост Успенский начинается имеют одно число - это 19 августа, которое в текущем году выпадает на пятничный день. Что касается погоды, то уже после Яблочного спаса ночи становятся холоднее, а утром в воздухе можно увидеть тонкие серебристые нотки мороза. Августовский аромат спаса терпкий, прохладный. Эти тонкие изменения в погоде отлично чувствуют птицы и уже где-то в этот период лета начинают готовиться к тому, чтобы отправиться на юг.

Интересно! Если погода на спас будет холодной, то в январе следующего года также будут сильные морозы.

О традициях и обычаях

Итак, 19 августа - это Яблочный спас 2016 года, какого числа по новому стилю. Если заглянуть в православный календарь, то праздника с таким названием там не найти. Ориентироваться нужно либо на начало Успенского поста, оно всегда приходится на 19 августа, либо на праздник Преображение Господне, который отмечается в то же число. Яблоки являются символом единения и в народе это единение касалось не только влюбленных. К примеру, если мать отведает спасского яблочка, то ее дети, покинувшие дом по разным причинам, могут вернуться.

Также в народе на Руси говорили, что спасские яблоки помогают найти любимого человека. Была традиция угощения блюдами из яблок людей, которые были вокруг. Считалось, чтобы будущий год был богатым на урожай, в Яблочный спас нужно создать вокруг себя атмосферу щедрости, изобилия и взаимопомощи. В утренние часы следует обязательно отправиться на праздничное богослужение, туда с собой можно взять корзинку с яблоками, чтобы освятить ее.

Совет! Был и такой на Руси народный поступок - угостить в Яблочный спас нищего человека этим фруктом. Считалось, что за такую щедрость природа вознаградит человека хорошим урожаем и на будущий год.

Жизненный путь человека - это не только радость, но также самые разные испытания. Попробовать защитить себя от напасти можно именно в Яблочный спас. Нужно будет подойти к дереву яблоне и попросить е нее защиты. Считалось, что если просить от всей души и рассказать ей о проблемах, то обязательно человек увидит правильный путь и найдет решение даже в самой трудной ситуации. Только не нужно забывать отблагодарить яблоню за урожай, за красоту, за заботу и внимание.

Считается, что после такой просьбы нужно постоять под деревом и, если быть очень внимательным, то можно заметить, как яблоня будет пытаться укрыть человека от его неприятностей. До поста или уже после можно сделать шашлык из свинины, маринад самый вкусный, чтобы мясо было мягким.

О празднике Преображения

Нельзя забывать, что Яблочный спас 2016 года, какого числа начинается 19 августа и это не только сплошь народные приметы и яблочные пироги, но еще и важный православный праздник — Преображение Господне. В этот день на одной из гор Иисус явился своим ученикам преобразившись из мира материального в мир божественный. Одежды Христа стали сверкать, а рядом с ним был пророк Илиа и Моисей. Это помогло понять ученикам, что Иисус Христос - это не обычный земной проповедник, а Сын Божией.

Конечно, многие народные традиции Яблочного спаса сегодня утеряны. Люди переселились в город и их тонкая связь с природой, урожаем и природными явлениями была нарушена. Но это вовсе не значит, что не стоит пытаться эту связь воссоздать. В Яблочный спас многие люди, если уделяют размышлениям достаточное количество внимания, понимают свое единение с природой, а через это легче понять и свое единение с Богом.

Церковь в этот праздник рекомендует обязательно сходить на богослужение. Также нужно провести некоторое время в тишине и покое, чтобы пересмотреть свои поступки и взаимоотношения. Кстати, не забывайте, что именно в этот день начинается Успенский пост.

Русь с давних времен празднует наступление Преображения Господня, называемое также Яблочным Спасом. Раньше употреблять яблоки и другие плоды нового урожая до наступления Яблочного Спаса считалось большим грехом. Дополнительным названием этого праздника является «первые осенины», что означает день встречи осени. Сегодня подобная традиция практически не соблюдается, но празднование Яблочного Спаса остается таким же актуальным. Поэтому многих интересует, как праздновать Яблочный Спас в 2016 году дата его проведения, блюд из яблок, подходящие для праздничных рецептов .

Традиции

До наступления Яблочного спаса люди воздерживались от употребления яблок. Считалось также, что женщинам, потерявшим по каким-то причинам детей, не позволяется есть яблоки до наступления праздника, так как детям в загробном мире не будут давать различных лакомств. Когда наступает великий праздник, все люди занимаются активным сбором всех яблок и других фруктов и освящают в церквях виноград с яблоками. Также принято было готовить из этих плодов разнообразные блюда на зиму и сладости.

Яблоки являются очень уважаемым плодом в христианской вере. Самым первым плодом, упомянутым в Писании, является именно яблоко, ставшим причиной изгнания из Эдемского сада Адама и Евы. На Руси долго существовала традиция устраивать яблочные чаепития в память об этих печальных событиях.

Суть подобных чаепитий является очень символической. Применялись только кислые сорта яблок, символизирующие изгнание. Верующие христиане разрезали яблоки и раскладывали их по чашкам, заливая кусочки фруктом горячим чаем. Ошпаренные дольки яблок макали в варенье или мед, что означало сохранение радости и необходимость продолжения жизни вопреки всем печалям. Также готовились разнообразные пироги с блоками, варенье и яблочные отвары. Если нищие просили в этот день яблочка, им нельзя было отказывать. При этом бездомные должны были сказать: «на Второй Спас даже нищие едят яблоки».

Еще одной традицией, пришедшей из раннего христианства, является обычай угощения яблочными пирогами друзей и соседей. После выполнения этого обычая все молодые люди отправлялись на поля для веселья, вождения хороводов и песнопений.

Сегодня традиционное празднование Яблочного Спаса предусматривает посещение церквей с различными блюдами и лакомствами из яблок. При этом церковнослужители рекомендуют полностью дослуживать службу, так как только после этого производится освящение продуктов. После этого можно угощать соками, пирогами, пастилой и прочими яблочными блюдами всех знакомых и незнакомых людей для получения Божьей благодати.

Языческие мотивы также не могли не коснуться столь древнего праздника. На Яблочный Спас незамужние девушки загадывали желания об удачном замужестве и счастливой семейной жизни. Также они могли просить у Небесного Отца всяческих благ для себя и родственников. Для исполнения желания нужно было провести некоторый ритуал. В корзину нужно было положить яблоки разных цветов и прикрыть ее вышитым полотенцем. После освящения корзины, ее ставили на стол и загадывали вопрос о дальнейшей жизни. Не поднимая полотенца, нужно было вытянуть одно из яблок и посмотреть на его оттенок. Красные яблоки сулили финансовое процветание и богатство, зеленый – рождение ребенка или скорую женитьбу, а яблоки желтого цвета символизировали спокойствие и стабильность.

Яблочный Спас в 2016 году, когда будет?

Многие церковные праздники припадают на разные даты. Яблочный Спас всегда празднуется в одно время, 19 августа. В этот еще летний день не принято поддаваться лени и сидеть дома. Можно пойти в лес, отправиться в прогулку вдоль речки, насладиться уединением с природой и отдохнуть от бытовых проблем. Считается, что соблюдение этой традиции и приобщение на Яблочный Спас в 2016 году с природой, поможет многим избавиться от серьезных недугов и восстановить моральное равновесие. Также желательно выполнить необходимые приготовления, чтобы отправиться в лес не с пустыми руками. Существует множество рецептов различных сладких блюд из яблок, отлично подходящих для празднования Второго Спаса.

Что приготовить на Яблочный Спас в 2016 году?

Когда известно как праздновать Яблочный Спас в 2016 году, какого числа он отмечается и что символизирует ароматный фрукт, являющийся его основой, можно поговорить об интересных рецептах из яблок. Самым простым и актуальным блюдом является традиционный яблочный пирог, известный многим под названием «шарлотка». Приготовить этот пирог очень просто. Нужно иметь 5 яблок, по 1ст воды и муки, 3ст.л меда, 2ч.л сахара, а также коньяк, лимонный сок и ванилин (по вкусу).

Чтобы приготовить начинку для пирога, нужно почистить от косточек и кожуры яблоки, а также порезать их тоненькими дольками. Подобные пластины посыпаются корицей, сбрызгиваются соком лимона и коньяком. Чтобы яблоки напитались аромата этих добавок, лучше их прикрыть крышкой.

Тесто готовится так же просто. Нужно подогреть воду, предварительно добавив в нее сахар, мед и ванилин, и постепенно подсыпать муку. Естественно, муку нужно изначально просеять, чтобы она была более воздушной, а также смешать ее с содой, погашенной уксусом, и растительным маслом. Тесто должно получиться жидковатым, чтобы шарлотка получилась не слишком сухой.

Форма для выпекания также смазывается подсолнечным маслом для того, чтобы к ней не приставало тесто. После этого нужно равномерно распределить по дну формы пластины яблок, а дальше влить тесто. Выпекать шарлотку нужно на протяжении 40 минут, а температуру лучше устанавливать 180-190 градусов.

Можно приготовить вкуснейший яблочный десерт, нафаршировав яблоки изюмом, орехами и медом. Для приготовления понадобится 6 яблок, 150г изюма и 150г орехов, 6ст.л меда и щепотка корицы. Из яблок нужно удалить середину, сделав небольшое углубление сверху. Внутрь каждого яблока добавляются орехи, смешанные с изюмом. После этого начинка поливается медом с корицей и выпекается на протяжении 30 минут. Необыкновенно красивый и вкусный яблочный десерт готов.

Праздник Преображения Господня или яблочный Спас будет праздноваться 19 августа. Согласно народным приметам, это «граница» между летом и осенью. Также яблочный Спас - своеобразный праздник завершения сбора урожая.

Кстати, этот день называется в народе и по-другому. Почитают его как Спас на горе, потому что в Евангелии описано, как Спаситель поднялся на гору для молитвы. Также именуют его средним Спасом за то, что находится посередине между медовым и ореховым Спасами. Как пишет журнал "Прекрасная половина ", день 19 августа называют праздником первых плодов, потому что фрукты созревают к этому времени. Еще его величают Осенинами за то, что с праздником этим приходит встреча с осенью.

История праздника: яблочный Спас или Преображение Господне

Евангелие повествует о том, что Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иоанна и Иакова отправился молиться на гору в Галилее. Именно там, на вершине во время молитвы произошло преображение: лицо спасителя стало светиться, а одежда вдруг стала ослепительно белого цвета и засияла. Это произошло, когда послышался божественный голос и появилось светлое облако, принесшее ветхозаветных пророков, Илию и Моисея. Иисус долго беседовал с ними об Исходе. С этого момента он знал о своей мучительной кончине, и прошёл свой путь до конца: умер и воскрес из мертвых.

Отмечать праздник начали православные люди в Палестине IV века после того, как на горе Фавор был возведён храм Преображения. По одной из версий, именно здесь молился с учениками Иисус.

Согласно Евангелию, Христос молился за сорок дней до Пасхи, следовательно, событие происходило в феврале, но в эти дни проходит Великий пост, по этой причине дата праздника назначена Православной церковью на 19 августа, на время Успенского поста.

Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

Название связано с тем, что к этому дню как раз созревали яблоки. Их приносили в церковь, чтобы освятить и только после этого разрешалось есть фрукты. Православные люди видели в этом обычае также преображение. Неспелые яблоки кислые и резкие на вкус, созревая, наливаются соком. Так и человек в земной жизни грешен и некрасив, но обращаясь к нравственным началам, прикасается к божественному свету, его дух светлеет и преображается.

Съесть яблоко до Спаса считалось грехом. Люди верили, что на том свете райские яблочки раздают детям. Родители умерших детей несли в этот день плоды на их могилки.

В народе верили, что в день второго Спаса яблоки обладают чудодейственной силой. Впервые попробовав плод свежего урожая, загадывали желание и ждали, что оно обязательно исполнится.

С яблочного Спаса начинали собирать фрукты и заготавливать их на зиму. Особенно любили крестьяне мочёные или сушёные яблоки, а кроме того варили варенье, компоты, сиропы.

Что готовить на яблочный Спас

В этот праздник хозяйки готовят различные блюда с яблоками, а также с прочими фруктами, грибами и ягодами, собранными в лесу, саду или огороде. Обязательным угощением является выпечка - блины и пироги.

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас (14 августа) - первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста , то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый - в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) - второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса . Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов - обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там - весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) - третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо - второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.