Как произносится звук м. Конспект занятия

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Наш очередной интернет урок по обучению грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Сначала поиграем в эхо. Что такое эхо?

Игра «Эхо»
Дом - … мммм
Дым - …
Альбом - …
Том -….
Там - …
Ком - …
Сом - …

Догадались, о каком звуке будет сегодня наш интернет — урок?

Звук [м] … Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Запомните слова со звуками [м] , [м`] , которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

1. Назовите слова , в которых есть звук [м] ….

2. Отгадайте загадку

Зимой спит,
Летом ульи ворошит

Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м] ?

3. Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)

4.Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

5. И г р а «Кто больше?»

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ] . (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ] . (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ] . (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

6. Доскажи словечко

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?.. (Мел)

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?.. (Мышка).

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?.. (Мухи).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик)

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. (Май).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли).

7. И г р а «Доскажи фразу»

  • Конь ржет, а корова… (мычит).
  • Собака лает, а кошка… (мяучит).
  • Луна светит, а звезды… (мерцают).

8.

Представляю букву — М !

1. Найди спрятанные буквы М . Обведи их.

2. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Поставь в букве точки по образцу. Найди и раскрась букву М справа.


3. Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков [м] [м`] .


4. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы М справа.

5. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты?


6. И г р а «Волшебная цепочка»

Превратите мышку в миску .

(Мышка мошка – мишка – миска.)

7. И г р а «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву.

– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.

8. И г р а «Наоборот»

Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).

9. И г р а «Один – много»

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).

10. И г р а «Полсловечка за вами»

Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).

11. И г р а «Подберите пару»

машина маленький

море малиновый

мужчина медленный

мяч мирный

мел мелкий

музей мороженое

мясо музыкальный


12. И г р а «Шесть магов»

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

13. И г р а «Найди слова»

14. И г р а «Играем в прятки»

Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

15. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )

16. И г р а «Магическая буква»

Л

А Р? И Я

О т ве т: армия, лампа

17. И г р а «Хвостоглав»

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель мол мак

О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.

18. Читаем..

19. Пишем..


20.



Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Словарь

  • Маркет — от английского market — рынок
  • Мастер-класс — обмена опытом
  • Мегаполис это город, который достиг населения одного миллиона человек
  • Менеджер — специалист управленец.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Метать громы и молнии — приходить в ярость, сильно сердиться.
  • Мир тесен — о неожиданной встрече со старым знакомым.

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю
Мя - мя - мя
Мя - мю - ме
Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю
Ми - ми - ми
Мю - ме - ми
Ме - ме - ме
Мё - ми - мя
Имь - имь - имь
Мю - мю - мю
Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.

Снежана Аглетдинова
Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Цель : формирование понятия о согласном звуке , о звонкости, твердости-мягкости согласных.

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках ;

2) обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;

3) познакомить с буквой М ;

Коррекционно-развивающие :

1) развивать высшие психические процессы : память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

Коррекционно-воспитательные :

1) воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение

Дидактические средства : предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу» , 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М .

Мотивация : появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь : а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть : а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза) .

Какие звуки пела Маша ? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды) . Сколько всего гласных звуков ? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком , который отличается от гласных звуков .

2. Знакомство со звуком [м] .

У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает» .

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова - длинные рога?

М-м-м! - Мычит корова, - иду я на луга.

Как мычит корова? Произнесите звук [м] .

Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/ . Откуда выходит воздух? (выходит через нос) .

Логопед делает вывод : Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

- Звук [м] гласный или согласный? Почему?

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит .

Звук [М] звонкий , так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м] .

- Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит» , что звук [М] звонкий .

Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м] . Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук » .

Среди слогов : ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов : Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

Посмотрите на картину «Корова на лугу» . Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м] , выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет : ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком [МЬ] .

М-м-м - корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ : - Мь-мь-мь.

Корова мычит строго : М-М-М. Звук [М] - твердый . А теленочек ей отвечает нежно, ласково : МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] - мягкий . Губы растягиваются в легкую улыбку.

Какой же звук [Мь] ?

Звук [Мь] согласный , звонкий, мягкий.

Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий , то квадратик с колокольчиком.

А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой . Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков [М] - [МЬ] .

Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты : кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо) .

Мук любит продукты со звуком [м] в названии , а Мик - со звуком [мь] .

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый )

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки : твердый - [м], а мягкий - [мь].

8. Знакомство с буквой «М»

Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак , которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы ) .

– Изобразить букву пальчиками . Нарисуйте букву в воздухе . Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м] ? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь] (согласный, звонкий. мягкий)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Калужской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему

«Звук [М]»

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед

Высшей квалификационной

Абрамова Елена

Николаевна

2012

Тема: Звук [М].

Цель: Познакомить детей со звуком [М], его характеристикой.

Задачи занятия:

  • Дать представление о согласном звуке.
  • Начать знакомство детей с характеристиками согласных звуков.
  • Учить выделять согласный [М] из ряда звуков, слогов, слов.
  • Развивать слуховое внимание и память, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Игрушки: матрешка, машинка, мяч, мышка, мартышка, кукла Маша, домик;

Морковка, помада, маркер, клоун Вася, магнитная азбука с буквами А, О, У, М., Звуковички [А], [У], [О], [И], [М].

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: - Дети, вспомните, какие Звуковички приходили к нам в гости. (А, О, У.И)

Что мы делаем, когда произносим звуки А, О, У, И? (поём)

Как называются звуки, которые мы поем? (гласные)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком нашей русской речи. Давайте сядем и послушаем сказку.

Давным-давно это было. Стояла поздняя осень. Обессиленная от холода и голода дикая корова бродила по лесу в поисках пищи. Вдруг ее взгляд остановился на костре, горевшем в жилище людей. Дикая корова поспешила туда и жалобно стала просить помощи ММ…М.____у…

Слайд №1 (корова)

Из пещеры вышел дикий человек и увидел бедное животное.

Слайд №2 (дикий человек)

Он завел корову в свое жилище и дал ей сена. За свое спасение корова дала молока. Маленький гномик звуковичок, наблюдавший за этим, незаметно коснулся своей волшебной палочкой человека и, вдруг, показывая на корову у мужчины вырвалось ММ… Му…

Слайд№3 (дикие люди)

На следующий день все жители пещеры повторяла М…МУ.

Вот так и появился в речи людей звук [М].

Сядьте за столы, возьмите зеркала. Будем правильно произносить [М].

  1. Характеристика звука [М].

Логопед : - При произнесении М губы смыкаются, воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуете тепло. Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

Смотрим на картину и слушаем сказку.

За высокими холмами, за дремучими лесами на одной сказочной поляне в Звуковом королевстве живут маленькие звуковые человечки. Вчера вечером на собрании звуковички решили послать к детям в старшую группу Звуковичка [М].

Дальнюю дорогу прошел звуковичок, встретил на своем пути и бабу ягу и Кощея бессмертного, никого не испугался, всех преодолел на своем пути. Потому что хочет научить детей правильно произносить [М], в д научить детей составлять слоги и слова со звуком [М] (появляется звуковичок М)

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята, я звуковичок М, посмотрите какого цвета моя одежда? Живу я в синем замке и называюсь согласным звуком. Давайте вместе повторим согласный (дети повторяют вместе, потом по одному). И еще я могу звучать твердо…, и мягко… А еще я звонкий звук…. Устал я с дороги ребята, хочу отдохнуть.

  1. Выделение согласного звука [М] из ряда звуков, слогов, слов.

Васенька: - Здравствуйте, мои друзья! вы познакомились с новым звуком? Я что-то плохо вижу, с каким же из них? Звуковичок М отдыхает, давайте поиграем.

Проводится игра «хлопай, когда услышишь [М]»

А к т..м..у..в…м..с..м..о

До…мо…ко…сы.. ма…му…фу..

Мак…ток…дом.. мы….папа… муха…мама

П. Г. «МЯЧ»

Мой веселый звонкий мяч

Ты опять помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти.

Васенька: - Вы знаете, ребята, сегодня я хочу показать вам свои знаменитые фокусы с игрушками. Долго я готовился, собирал разные игрушки и запутался немного.

Логопед: Ребята, давайте поможем Васеньке.

(дети выбирают игрушки, в названиях которых есть звук [М]).

Васенька : - А, сейчас знаменитый фокус «Что пропало?»

(игра проводится с пятью игрушками).

Фокус «Что появилось?»

Васенька: - Ой, что-то мне потанцевать захотелось.

Физкультминутка «Мишка с куклой».

Мишка с куклой громко топают

Громко топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.

Мишке нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться, посмотри.

Кукле нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться раз, два, три.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед:- Каждый звук обозначается буквой.

У звука [М] тоже есть буква эМ. Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву эМ. Посмотрите на доске буква эМ, она молчит, не звучит, но только мы начнем ее произносить, она зазвучит звонким, согласным и твердым звуком [М].

Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву эМ.

(выкладывание буквы из спичек).

  1. Итог занятия.

Логопед:- Ребята, сегодня мы познакомились с согласным звуком и оставили без внимания наших главных гласных звуков, но я вам открою секрет: на следующем занятии мы будем дружить согласный Звуковичок М с гласными Звуковичками А,О,У,И.

Васенька:- Ребята, какие вы молодцы, я вам приготовил задание на вечер. Как звучит эта буква? Обведите букву эМ и выложите, ее синим пластилином. Вспомните, в названии, каких игрушек, звучал [М]?

Логопед:

Дети на занятии вы познакомились с первым согласным звуком [М], согласных звуков в русском языке много. Согласные звуки, как и гласные звуки, всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

Используемая литература:

Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

Группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

Детство – Пресс, 2007.

Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

Издательство Гном, 2001.

Занятие проведено 29 октября 2012 года с воспитанниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи. На занятии присутствовала заместитель директора по науке Григорьева Л.С., ст. воспитатель по дошкольному образованию Маркина И.Н.

/Учитель-логопед: Абрамова Е.Н./