НИРВАНА

НИРВАНА

(санскр. nirvana, пали nibbana - затухание, угасание, иссякание, успокоение) - согласно всем школам буддизма, человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». В буддийских текстах различаются Н. и паринирвана - полная Н., осуществляемая лишь с последним развоплощением. Если в первоначальном и ортодоксальном буддизме Н. может быть достигнута лишь обретшим высшее монахом и должен пройти весь долгий путь к ней самостоятельно, то в махаянском (где Н. приобретает Абсолюта) - любым человеком, черпающим силы для ее достижения благодаря аккумуляции заслуг и непосредственной помощи будд и бодхисаттв.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НИРВАНА

(санскр., букв.- остывание, угасание, затухание) , одно из центр. понятий инд. религии и философии. Получило особое в буддизме, где означает высшее вообще, конечную человеч. стремлений, выступая, с одной стороны, как этико-практич. , с - как центр. понятие ролиг. философии.

Буддийские тексты не дают определения Н., заменяя его многочисл. описаниями и эпитетами, в крых Н. изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Н., выступая прежде всего как этич. идеал, предстаёт как психологич. состояние законченности внутр. бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешённости. Это состояние означает негативно отсутствие желаний, позитивно некое не поддающееся расчленению слияние интеллекта, чувств. воли, которое предстаёт с интеллектуальной стороны как истинное , с нравств.-эмоциональной - как нравств. совершенство, с волевой - как абс. несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутр. гармония, согласованность всех наличных способностей, делающих необязательной внеш. деятельность. Одновременно это означает не «Я», а, наоборот,- раскрытие его реального несуществования, т. к. гармония предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шунъи (в частности, отсутствие противостояния субъекта и объекта) . Н. являет собой определ. уход от обычных человеч. ценностей (благо , добро) , от цели вообще и установление своих ценностей: с внутр. стороны - это покоя (блаженства - в отличие от счастья как ощущения движения) , с внешней - состояние абс. независимости, свободы, означающей в буддизме не преодоление мира, а его . Поскольку снимается само «жизни» и «смерти», споры о том, является Н. вечной жизнью или уничтожением, оказываются лишёнными смысла.

В ходе развития буддизма конкретизируются представления о Н. как об абс. реальности, делаются попытки онтологизации психологич. состояния. Для хи-наяны в этом отношении характерна вайб-хашики, согласно которой Н. в роли абс. реальности предстаёт как некий неподвижный, неизменный, единственный в своём роде элемент - дхармадхату; в махаяне Н. отождествляется с дхармакаей - космич. телом Будды. Хотя в основе концепции Н. в буддизме лежит всем религиям на мир обусловленный и необусловленный и, более того, хотя концепция Н. находится в русле мистич. идей о достижении совершенного состояния души, построения «царства не от мира сего внутри нас», особенностью буддийской идеи Н., отличающей её и от брахманистскоиндуистской концепции мокши, и от идей манихейства, суфизма, христ. мистицизма, является абс. несвязанность её с идеей трансцендентного бога, утверждение постулата имманентности абсолюта миру.

Vаlleе Poussin L. de la, Nirvana, P., 1925 ; Steherbatskу T h., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927 ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Westerninterpreters, Chi.- L., 1908 ; Joliansson E., The psychology of Nirvana, N. Y. , 1970 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НИРВАНА

(санскр. – прекращение, на языке пали – nibbana)

состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное . Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НИРВА́НА

(санскр. – nirvāna, пали – nibbāna, буквально – угасание) – одно из осн. понятий буддийской и джайнской религий, означает цель "пути освобождения" и завершение религ. жизни, некую высшую святость. Буддийские канонич. произведения так описывают Н.: "Есть , где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания". Вместе с понятиями страдания, пути освобождения от страдания, кармы, учение о Н. составляет основу буддийской религии. В этом отношении в учении о Н. важно отметить черты, характерные для всякого религ. представления: деление на "земной мир" и "неземной", "этот мир" и "тот мир", "обусловленный мир" и "необусловленный". Существование "необуслов-ленного" мира нигде не доказывается. Одним из обозначений "того мира" является Н. Буддисты различают два рода людей: обыкновенных и "святых", принадлежащих к двум совершенно различным планам существования – "мирскому" и "потустороннему". Человек становится "святым" при вступлении на "путь", т.е. когда он отрывается от всего "земного", порывает связи с "обусловленными" вещами и стремится только к Н.

Н. представляется "немыслимой", "непостижимой", в мире даже отдаленно не напоминает ее и никакое рассуждение не приближает к ней. Все понятия о Н. – ложные понятия. "Святой" постигает ее в себе, остальные люди должны верить ему. Н. описывается лишь в противопоставлении с тремя признаками всех обусловленных вещей. Н. – это , бессмертие в изменчивым, непостоянным вещам. Н. – , прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Н. – это убежище, освобождение, избавление, конец мира. Н. достигается святым после длит. развития пяти добродетелей (вера , мужество, внимание , сосредоточение и мудрость) и через "три двери освобождения": пустота (шуньята), отсутствие признаков (анимитта), отсутствие желаний (апранихита). Как только поняты эти "три двери освобождения", высший учения не представляет больше трудностей и все становится самоочевидным.

Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Школы тхеравадинов и сарвастивадинов пытаются дать объяснение пустоты, Н. и всего учения Будды. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга и "обусловленных". Н. в противоположность им относится к "необусловленным" дхармам. Школы махаяны отвергают всякие попытки рационального объяснения Н. Пустота, лишенность признаков и отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения (самадхи), и только тогда они являются "дверями освобождения". Н. трансцендентна, непостижима логич. мыслью. Пожалуй, единств. положит. эпитет Н. – " ", поэтому логично, что в позднем буддизме Н. становится неотличимой от небесного рая.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvâna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; Sangharakshita В., А survey of Buddhism, Bangalore, ; Сonze Ε., Buddhist thought in India. Three phases of Buddhist philosophy, L., .

И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НИРВАНА

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbдna - угасание, потухание) - в индийской религиозной (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши , ашая), которые “подпитывают” перерождения (сансара , карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия - прежде всего духкхи.

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более “продвинутых” - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую . Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании ( тождества нирваны и сансары).

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "НИРВАНА" в других словарях:

    - (инд.: покой, блаженство). В буддизме: священное самозабвение путем погружения духа в ничто; удаление от всего суетного; нирвана или нирвена: слитие Будды с высочайшим существом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

    Нирвана - (санскр., пали – ниббана – сөзбе сөз (буквально) «тіршілік етуді тоқтату», «өшу», «сөну») – үнді діни философиялық ойының негізгі категорияларының бірі. Күнделікті азап қасіретке толы бақытсыз болмыстан арылып, карма заңының негізінде қайта… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы … Энциклопедия мифологии

    - (иноск.) полное спокойствіе. Ср. Нынѣшній человѣкъ, если онъ не буддистъ въ душѣ и не ставитъ Нирвану идеаломъ существованія, можетъ мечтать только объ устойчивомъ равновѣсіи... чаши страданій и радостей точкѣ счастія... Серг. Печоринъ. Любовь и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

В буддийской религии говорится о том, что каждый человек желает достичь состояния безмятежности и блаженства. Изучая, что такое нирвана и как в нее войти, последователи восточной философии стремятся приобщиться к Абсолюту и окунуться в состояние безмятежного счастья.

Нирвана - что это?

Понятие нирваны исходит из восточной философии. В переводе с древнего индийского языка слово «нирвана» означает «угасание, прекращение». Но в отличие от западного понимания в восточной философии понятия прекращения и угасания наделены положительным смыслом. Они означают избавление от бед, горестей, страданий и постоянной жизненной борьбы. Нирвана – это состояние, в котором разум человека приобретает новое качество. В этом состоянии мозг получает свободу от мыслей, тревог, желаний. Благодаря этому человеку открывается новый мир и понимание жизни.

Что такое нирвана в Буддизме?

Понятие нирваны в буддизме является одним из самых сложных. Точное определение этому слову не смог дать даже легендарный основатель этой религии Будда Шакьямуни. В своих высказываниях он лишь косвенно касался нирваны, отзываясь о нем, как о состоянии, в котором исчезают обычные мысли и переживания. Хотя в понимании европейцев нирвана тесно связана с ощущением счастья и безмятежной радости, родоначальник буддизма никогда не упоминал нирвану в сочетании с блаженством и удовольствием.

Нирвана в буддизме является антитезисом , под которой понимают мир переживаний, стремлений, страданий. Нирвана не соединена с , она выходит за рамки обычных ощущений, переводя разум человека в другой мир. Среди буддистов нет однозначного понимания этого термина. Зачастую нирвану трактуют так:

  • состояние полной безмятежности, которое можно достичь в этой жизни путем постоянных медитативных практик;
  • состояние человека после смерти.

Нирвана - философия

Нирвана является одним из центральных понятий в буддистской и индуистской философии, однако единого и точного понятия, что такое нирвана, не существует. Считается, что это конечная цель, к которой стремится каждая душа. Нирвана помогает разорвать круг перерождений и объединиться с высшим духом. Нирвана в философии джайнизма - это состояние души, вышедшей за пределы физического тела и кругов сансары. По мере развития буддизма нирвану стали воспринимать как некий абсолют, к которому можно стремиться, но который трудно достичь.

Виды нирваны

Нирвана у буддистов не имеет точного определения. В связи с этим выделяют несколько видов нирваны:

  • ментальная – кратковременное состояние, при котором человек ощущает необычный покой и получает озарение;
  • жизненная – состояние просветления, достигаемое при жизни и обрывающее круг кармических превращений;
  • вечная, или истинная – особое состояние, в котором можно оказаться лишь после физической гибели.

Что значит достичь нирваны?

У людей, не интересующихся восточной философией, достижение нирваны ассоциируется с получением запредельно приятных эмоций. В понимании этих людей вход в нирвану связан с получением удовольствия. Восточная философия отвечает на этот вопрос совершенно иначе. Адепты буддизма и джайнизма считают, что достичь нирваны – это означает войти в новое состояние, в котором отсутствуют тревоги и переживания. В состоянии нирваны человек ощущает себя частью Вселенной и находится в абсолютном покое.

Как попасть в нирвану

Приверженцы буддизма разных веков имеют несходное мнение относительно того, как постичь нирвану. Некоторые буддисты считают, что нирвана является недостижимой для людей в сансаре. Другие же говорят о том, что каждый человек должен ощутить на себе состояние нирваны при жизни, так как в противном случае ему придется прожить еще одну жизнь. Сторонники этой теории дают советы, как войти в нирвану. Названные советы помогут научиться контролировать свое сознание и управлять им. Это станет хорошей платформой для того, чтобы с помощью медитаций достичь состояния нирваны:

  1. Контроль дыхания . Сначала надо почувствовать, как воздух проходит через все тело. Затем зафиксировать свое внимание на выдохе. В этом состоянии тело расслабляется, уходит отработанный воздух.
  2. Полное погружение в деятельность . Для овладения состоянием нирваны необходимо учиться концентрироваться на той деятельности, которой человек занимается. К примеру, если он читает, то все мысли должны быть только о прочитанном.
  3. Следование за временем и событиями . Не стоит зацикливаться на том, что уже прошло. Надо идти вслед происходящим событиям, думать о них и жить в них.

Поза для входа в нирвану

В вопросе, как достичь нирваны, важное значение имеет поза. Новичкам лучше всего начинать с позы лотоса, потому что она позволяет зафиксировать тело человека в комфортном состоянии. Хотя нирвана доступна в любой позе, необходимо выбирать такие из них, в которых человек не смог бы заснуть при расслаблении. складывается из таких составляющих:


Четыре благородных истины, можно сказать, составляют суть буддизма и рассказывают, что нужно делать со страданиями людей. Эти истины гласят, что жизнь живых существ полна различных страданий, и эти страдания имеют начало (причину) и конец, и вы можете достичь нирваны, чтобы прекратить эти страдания. Благородный восьмеричный путь подробно описывает, что необходимо делать для достижения нирваны. Иными словами, Четыре благородных истины описывают болезнь человеческого существования, а Восьмеричный путь дает рецепт, позволяющий исцелиться. Понимание истин и прохождение пути позволит вам достичь мира и счастья в этой жизни.

Шаги

Часть 1

Как следовать Благородному восьмеричному пути

    Регулярно медитируйте. Медитация является ключом к работе ума и позволяет приблизиться к нирване. Медитация должна стать частью вашей повседневной жизни. Вы можете учиться медитировать самостоятельно, но учитель всегда направит вас и позволит овладеть техникой правильно. Можно медитировать в одиночестве, но медитация в группе под руководством учителя принесет бо льшие плоды.

    • Вы не сможете достичь нирваны без медитации. Медитации позволяют лучше понять себя и окружающий мир.
  1. Практикуйте правильное воззрение. Буддийские учения (то есть Четыре благородных истины) можно назвать линзой, через которую вы должны смотреть на мир. Если вы не можете принять учение, то вы не сможете достичь нирваны. Правильное воззрение и правильное понимание - это основа пути. Смотрите на мир реалистично, а не так, как вам хотелось бы его видеть. Вы должны стремиться познать реальность полностью, через линзу объективности. Это требует от вас исследования, изучения и познавания.

    Имейте правильные намерения. Нацельтесь на то, чтобы развивать в себе поведение, соответствующее вашей системе убеждений. Действуйте так, словно вся жизнь заслуживает сострадания и любви. Это должно относиться как в вам самим, так и к остальным живым существам. Отвергайте эгоистичные, жестокие или ненавистные мысли. Любовь и ненасилие должны быть вашим главным принципом.

    • Проявляйте любовь ко всем существам (людям, животным и даже растениям), независимо от их статуса. Например, относитесь к богатым и бедным одинаково уважительно. Представители всех профессий, рас, этнических групп и возрастов должны быть равны для вас.
  2. Следите за правильной речью. Третий шаг - это правильная речь. Практикуя правильную речь, вы не должны лгать, распространять клевету, сплетни или говорить грубо. Говорите только добрые и правдивые слова. Ваши слова должны вдохновлять и радовать других. Знайте, когда нужно промолчать и ничего не говорить - это очень важно.

    • Практикуйте правильную речь каждый день.
  3. Правильно ведите себя. Ваши действия зависят от того, что в вашем сердце и уме. Относитесь к себе и к другим людям доброжелательно. Не портите жизнь и не крадите. Живите мирной жизнью и помогайте другим жить также. Будьте честны, взаимодействуя с другими людьми. Например, не обманывайте и не вводите других в заблуждение, чтобы получить желаемое.

    • Ваше присутствие и действия должны быть положительными и улучшать жизнь других людей и общества в целом.
  4. Выбирайте правильный образ жизни. Выбирайте профессию или деятельность в соответствии со своими убеждениями. Не выполняйте работу, которая причиняет вред другим людям, связана с убийством животных или с обманом. Продажа оружия или наркотиков, работа на скотобойне не согласуются с правильным образом жизни. Какую бы работу вы ни выбрали, вы должны выполнять ее честно.

    • Например, если вы работаете в сфере продаж, то не обманывайте и не лгите людям, покупающим ваш товар.
  5. Практикуйте правильные усилия. Прикладывайте правильные усилия ко всему, что делаете, чтобы добиться успеха. Избавьте свой ум от негативных мыслей и сконцентрируйтесь на положительных мыслях. Делайте все с интересом (учитесь в школе, делайте карьеру, дружите, занимайтесь хобби и так далее). Постоянно практикуйте позитивное мышление, поскольку это не всегда происходит естественным образом. Это подготовит ваш ум к практике осознанности. Вот четыре принципа правильных усилий:

    Практикуйте осознанность. Осознанность позволяет видеть реальность и вещи такими, какие они есть. Четыре основы осознанности - это созерцание тела, чувств, состояний ума и явлений. Когда вы осознанны, вы находитесь в настоящем моменте и открыты любому опыту. Вы сконцентрированы в настоящем, а не в прошлом или в будущем. Будьте внимательны к своему телу, своим чувствам, своим мыслям, своим идеям и всему, что вас окружает.

    • Жизнь в настоящем освобождает вас от желаний.
    • Осознанность также означает быть внимательным к чувствам, эмоциям и физическому состоянию других людей.
  6. Фокусируйтесь на своем уме. Правильное сосредоточение - это способность концентрировать свой ум на одном объекте и не отвлекаться на посторонние влияния. Прохождение всего пути позволит вам научиться концентрироваться. Ваш ум будет сфокусирован и не будет наполнен стрессом и тревогой. У вас будут хорошие отношения с собой и со всем миром. Правильная концентрация позволяет вам ясно видеть, то есть видеть истинную суть.

    • Концентрация подобна осознанности. Однако, когда вы концентрируетесь, вы не осознаете все чувства и ощущения. Например, если вы сконцентрированы на экзамене, вы сконцентрированы только на процессе сдачи экзамена. Если бы вы практиковали осознанность во время экзамена, то вы смогли бы ощутить свои эмоции во время сдачи экзамена, увидеть действия других людей или как вы сидите во время экзамена.

    Часть 2

    Как достичь нирваны в повседневной жизни
    1. Практикуйте любящую доброту (метта бхавана). "Метта" означает неромантическую любовь, доброту и дружелюбие. Эти чувства приходят из сердца, и их можно взращивать и практиковать. Обычно практика включает в себя пять этапов. Если вы новичок, постарайтесь уделить каждому этапу по пять минут.

      • Этап 1: почувствуйте "метту" по отношению к себе. Сфокусируйтесь на чувствах мира, спокойствия, силы и уверенности. Вы можете сказать себе: "Пусть я буду здоров и счастлив".
      • Этап 2: подумайте о друзьях и обо всех людях, которые вам нравятся. Повторите фразу: "Пусть они будут здоровы, пусть они будут счастливы".
      • Этап 3: подумайте о тех людях, к кому вы не испытываете никаких чувств (нейтральное отношение) и мысленно отправьте им "метту".
      • Этап 4: подумайте о тех людях, которые вам не нравятся. Вместо того чтобы думать, почему они вам не нравятся, и взращивать в себе мысли ненависти, отправьте им "метту".
      • Этап 5: на последнем этапе подумайте обо всех людях, о каждом отдельном человеке и о себе. Отправьте "метту" людям своего города, региона, страны и людям всего мира.
    2. Практикуйте осознанное дыхание. Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусироваться на своих мыслях. С помощью этой медитации вы научитесь практиковать осознанность, расслабляться и избавляться от тревоги. Сядьте в удобное для вас положение. Спина должна быть прямой и расслабленной, плечи - расслаблены и слегка откинуты назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда вы найдете удобное и правильное положение, начните практику. Она состоит из нескольких этапов. Уделите каждому этапу хотя бы по 5 минут.

      Поддерживайте и воодушевляйте других. Конечная цель буддизма - достижение внутреннего мира и разделение этого опыта с другими людьми. Достижение нирваны будет полезным не только для вас, но и для всего мира. Вы должны стать источником поддержки и вдохновения для других. Это очень просто - как обнять и поддержать кого-то в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным. Если человек важен для вас или делает вам что-то хорошее, расскажите ему о своих чувствах. Пусть люди знают, как вы им благодарны и как цените их. Если у кого-то был неудачный день, выслушайте, дайте возможность этому человеку выговориться.

      Помните о сострадании к людям. Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания дарит радость всем людям. Практиковать сострадание можно по-разному:

      • Выключайте сотовый телефон, когда проводите время с друзьями или родными.
      • Смотрите другим людям в глаза, особенно когда с вами разговаривают, слушайте, не перебивая.
      • Занимайтесь волонтерской деятельностью.
      • Открывайте двери для других людей.
      • Будьте чуткими по отношению к другим людям. Например, если кто-то расстроен, обратите на это внимание и постарайтесь понять причины. Предложите свою помощь. Выслушайте и проявите заботу.
    3. Помните об осознанности. Практикуя осознанность, вы должны уделять внимание тому, что вы думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность нужно практиковать не только во время медитаций, но и в повседневной жизни. Например, будьте осознаны во время приема пищи, когда принимаете душ или одеваетесь. Начните с того, чтобы практиковать осознанность во время одного определенного вида деятельности, фокусируясь на ощущениях в своем теле и на дыхании.

      • Если вы хотите практиковать осознанность во время еды, то сконцентрируйтесь на вкусе, текстуре и запахе пищи, которую вы едите.
      • Когда моете посуду, обратите внимание на температуру воды, на то, как действуют ваши руки, когда вы моете тарелки, и на то, как вода ополаскивает тарелки.
      • Вместо того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор, когда вы одеваетесь и собираетесь на учебу или на работу, подготовьте себя к тому, чтобы делать это в тишине. Следите за своими ощущениями. Чувствуете ли вы усталость или полны сил, вставая с постели? Какие у вас возникают ощущения в теле, когда вы принимаете душ или одеваетесь?

    Часть 3

    Четыре благородных истины
    1. Определите страдания. Будда описывает страдания иначе, чем мы привыкли о них думать. Страдания являются неотъемлемой частью жизни. Дукха - это истина, гласящая, что все живые существа страдают. Мы привыкли описывать словом страдания такие состояния, как болезнь, старение, травмы, физическую или эмоциональную боль. Но Будда иначе описывает страдания: он описывает их как, главным образом, невыполненные желания и тягу (привязанность) к чему-либо. Желания и привязанности являются причиной страданий, потому что люди редко чувствуют себя удовлетворенными или довольными. Как только одно желание оказывается удовлетворено, появляется новое желание, и это порочный круг.

      Выявите причины страданий. Желания и невежество - это корень страданий. Неисполненные желания - это худший тип страданий. Например, если вы больны, вы страдаете. Когда вы больны, вы хотите чувствовать себя лучше. Ваше неудовлетворенное желание быть здоровым намного тяжелее, чем дискомфорт, вызванный болезнью. Каждый раз, когда вы желаете чего-либо (вещи, возможности, человека или достижений), чего-то, что вы не можете получить, вы страдаете. Путь к нирване должен опираться на три идеи. Во-первых, вы должны иметь правильные намерения и мышление. Во-вторых, вы должны жить правильными намерениями и мыслями каждый день. Наконец, вы должны понимать истинную реальность и иметь правильное отношение ко всем вещам.

    • Ваш личный путь к просветлению может отличаться от пути других людей: как уникальна каждая снежинка, так уникален и путь каждого человека. Практикуйте то, что вам нравится, кажется естественным или правильным.
    • Пробуйте разные методы медитации, ведь медитация - это лишь инструмент или метод, который вы используете на пути. Для достижения цели могут пригодиться различные инструменты.
    • Нирвана достигается тогда, когда прекращается неправильное представление о существовании себя и всего остального. Есть различные методы достичь этого состояния. Ни один из них не является правильным или неправильным, лучшим или худшим. Иногда достичь нирваны удается случайным образом, а иногда это требует много времени и сил.
    • Никто другой не знает, каков ваш путь, но иногда учитель может подсказать, куда идти. Большинство учителей/традиций/сект очень крепко привязаны к описанному пути просветления, и одно из главных препятствий на пути к этому просветлению - эта привязанность ко мнению/точке зрения. Вы не должны забывать об иронии на своем пути.
    • Индивидуальная практика крайне необходима для достижения нирваны. Роль учителя - помочь вам расти и становиться духовно самостоятельными. Роль учителя - не создавать созависимость и регресс до инфантильного состояния, а напротив. К сожалению, первое случается очень и очень часто.
    • Достичь нирваны, вероятно, нелегко. Это может занять много времени. Даже если вам кажется, что это невозможно, продолжайте пытаться.
    • Вы можете практиковать буддизм самостоятельно, но вероятнее вы добьетесь бо льших успехов, если отправитесь в храм и найдете учителя. Не спешите с выбором, а доверяйте собственной интуиции - пусть даже поиски правильного учителя займут время, вы получите только преимущества. Есть хорошие учителя, а есть не очень хорошие. Поищите в интернете храмы, группы (сангхи) или учителей, узнайте, что говорят о них и их учениях.
    • Восьмеричный путь нелинеен. Это путешествие, в которое вы отправляетесь каждый день.
    • Найдите то, что вам нравится и посвятите себя этому делу.
    • Ни на миг не забывайте о преимуществах, которые дает просветление. Постоянно напоминайте себе о них, и пусть это мотивирует вас.
    • На пути каждого охватывают сомнения.
    • Пробуждение может угаснуть, но знание невозможно потерять.
    • Пробуждения остаются, со временем они становятся глубже.
    • Пробуждения часто случаются во время серьезных личных кризисов.
    • Сконцентрируйтесь на практике и, возможно, вы добьетесь цели. Стоит сконцентрироваться на цели, и практика не даст результата.
    • Найдите в интернете группы или курсы по обучению медитации пробуждения. Вы наверняка найдете много полезных ресурсов.
    • Нирваны можно достичь при помощи любых духовных или религиозных практик, даже если эти практики отрицают существование нирваны. Существует множество доказательств этому. Например, очень часто последователи христианства говорят о том, что к ним пришло озарение, что Бог открыл им истины и тому подобное.

Словарь Ушакова

Нирвана

нирва на , нирваны, мн. нет, жен. (санскр. nirvâna - исчезновение, потухание) (книж. ). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.

| Смерть, небытие (поэт. ).

Погрузиться в нирвану (разг. ) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Нирвана

(санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Культурология. Словарь-справочник

Нирвана

(санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

Нирвана

Nirvana

"безветренность", "бездыханность". Понятие о Нирване весьма растяжимо – от значения просто "небытие" до значения "отрешенность ото всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия-Знания-Блаженства.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

Нирвана

(санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

В. И. Корнев

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Нирвана

Нирвана

♦ Nirvana

В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Нирвана

блаженство, в буддизме - конечное блаженное состояние, цель существования:

* "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *

Энциклопедический словарь

Нирвана

(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Словарь Ожегова

НИРВА НА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Словарь Ефремовой

Нирвана

  1. ж.
    1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
    2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
    3. перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нирвана

(санскр. Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. - нирврти (палийск . ниббути ).

Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Budbhism and Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduclion to Buddhaphosha"s Parables" (1869); Barthélé my Saint-Hilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья Childers"a "Nibb â nam", в его "Dictionary of the P â li Language" (Л., 1876, стр. 265); J. D. Alwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в Revue Bibliograph." 15 июня 1874. О. Frankfurter, "Buddhist. N." и "Noble Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).

С. Б-ч.

Словари русского языка

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.