Гот фруа что такое психология. Чингиз абдуллаев - ошибка олигарха

Книга Годфруа, приверженца коммуникационного стиля в психологии, является плодом его деятельности, передачей живого опыта. Она написана в такой форме, что у читателя возникает ощущение лёгкости усвоения материала. Книга хоть и является учебным пособием, однако, настолько увлекает, что её непременно хочется скорее прочитать до конца. Более того, возникает желание возвращаться к данному материалу не один раз. Жо не признаёт преподавания в бесплотной форме, когда ученику просто передаются знания в подавляющем объёме энциклопедического материала, так что у студентов возникает ощущение Сизифова труда. Книга ориентирована для изучения психологии будущими медиками, педагогами, психологами и просто интересующимися этой темой.

Читательская аудитория

Автор обращается к желающим обрести не просто совокупность сведений по психологии, но и знания о том, как эта наука важна для решения кардинальных проблем современности. Труд Годфруа «Что такое психология» направлен на то, чтобы возбудить в учащемся любознательность, выходящую за пределы данного курса лекций.

Поэтому он без каких-либо сомнений рассказывает аудитории о спорах, возникающих в современной науке, динамике психологических дисциплин и резуль-татах этого развития. Годфруа не боится показаться несведущим в каком-либо вопросе, говорить о собственных затруднениях и не создаёт ложное впечатление о том, что как наука психология может дать ответы для решения всех проблем.

Как педагог он предпочитает раскрыть динамику психологии как развивающегося научного движения, постоянно испытывающего сомнения, и максимально показать, чем занимаются психологи, если они хотят быть честными в своей профессиональной деятельности.

По мнению учёного, для того чтобы развиваться и идти вперёд, необходимо пересматривать свои суждения и представления. Он стремится показать читателю, что психоло-гия больше, чем иные научные предметы, за исключением социологии, может быть зависима от превалирующей социальной политики. Исследовать психологию - это обучаться видеть погрешности общества. При этом Годфруа, говоря открыто о сомнениях, чётко разъясняет каким образом эти данные были почерпнуты и как необходимо их трактовать.

Будучи противником беспринципности, психолог не отдаёт предпочтения ни одной школе. Он обладал крайне независимым мышлением и интеллектуальной смелостью. Жо черпает информацию из разных источников и делает акцент на двояком корне поведения человека - биологическом и культурном. Штудируя книгу Годфруа «Что такое психология», читатель познакомится со многими крупными учёными, их рассуждениями и теоретическими выкладками.

Эта книга заинтересует каждого, кто возьмёт её в руки. Этим она обязана убеждённости автора в том, что психология - увлекательная дисциплина. И прежде чем он начал её преподавать квебекским студентам, Жо Годфруа обучал африканских детишек, а после объединял под своим крылом однокурсников и играл в любительском театре, который, вполне мог бы профессиональным.

Данный труд является введением в психологию. Он заполня-ет пробелы во многих публикациях об этой науке. Книга стала и будет настольной для большого числа учёных и преподавателей, желающих дать студентам основательные знания и пробудить интерес к дисци-плине. Путь читателя полон увлекательных приключений, которые непременно хочется продолжить! Книга Годфруа «Что такое психология» имела большой успех в Канаде.

Она показывает всем, кто не раз пытался убрать психологию из общего образовательного процесса как узконаправленную дисциплину, что её границы гораздо шире и она необходима для изучения.

Цель исследования психологии

Эту науку всегда интересовал сам человек, его глубина мысли, движений сердца, ума и сознания, его воображение, его память, мышление и общение, другими словами - внутренний мир.

Для учёных важно понимать причины и закономерности происхождения тех или иных человеческих поступков, законы социального поведения. Крайне интересно понять механизмы возникновения мысленных образов, как работает сознание и что это такое, где источники вдохновения и творчества в человеке. На изучение данных вопросов и направлена психология, которая позиционирует себя как наука, но при этом и по сей день балансирует на грани с верой, искусством и научным подходом.

Такое неопределённое положение психологии связано с тем, что она всегда находилась под мощным давлением общественной идеологии. Нередко развитие той или иной области было определено государственной политикой. В каждом государстве есть свои каноны. Именно они оказывают сильнейшее влияние на развитие научной ветви. Как пример:

· отрицание психоанализа;

· восприятие воспитания и формирования личности однобоко;

· взгляд на существующие человеческих потребностей…

Основные моменты книги

Нередко наука переживала кризис, который углублялся различием во взглядах и неприятии иных достижений в мировой практике, нежеланием использовать результаты естественных дисциплин, в области познания природы человека. В связи с этим книга Годфруа «Что такое психология» очень важна. Это богатый лекторский опыт профессора, позволяющий использовать данное пособие в качестве учебного начиная от колледжа до университета.

Эта книга энциклопедична. Она затрагивает все существующие научные направления психологии и последние достижения в её различных областях. Автор рассматривает консервативные взгляды на восприятие, память, мышление. Он показывает, чем занимаются психологи, какую основную задачу они должны решать, как развиваться, смело опирается на социобиологические данные, когда объясняет поведенческие мотивы людей в обществе.

Изложение материала

Труд неординарного психолога привлекает не только научность изложения, но и интерпретацией результатов. Автор постарался максимально уйти от политики. Он убеждён, что наука становится истинной, когда философская дискуссия уступит место регулярному и чёткому эксперименту. На протяжении всего курса прослеживается идея однозначной зависимости закономерностей психологии от механизмов деятельности мозга.

Наконец, материал книги изложен планомерно и дидактически правильно — по уровням сложности. Письменный труд Годфруа - это общая психология, учебник для вузов, в котором каждая глава начинается с изложения основного материала. Затем раздел расширяется дополнительными данными «Документы». Отдельные приложения показывают более широкое представление (о мозговой деятельности и статистическом анализе).

Значимую роль играют вопросники в конце каждой главы и возможность самоконтроля. Опрос можно провести с помощью компьютеров, что существенно облегчит задачу усвоения и контроля.

Немного истории

Когда автор был учеником Марка Ришеля, с ним приключился забавный случай, который впоследствии повлиял на его профессиональное направление деятельности. Преподаватель прогнал его с одного из первых экзаменов, который он должен был сдавать.

Годфруа собрался заняться преподаванием в Центральной Африке. Но ему предстояло экзаменоваться по этнографической антропологии, и имелись некоторые существенные пробелы в знаниях данного предмета. Марк Ришель решил, что это недопустимо для человека, желающего вскоре работать в местах, где эта дисциплина очень актуальна. Этот предмет редко встречался в то время при изучении обязательной программы начального курса психологии. Жо Годфруа согласился с преподавателем и принял вызов. Он быстро изучил упущенный материал и вплотную занялся исследованием данного предмета. Это направление стало для молодого учёного приоритетным - он посвятил себя в чём сильно преуспел.

Жо доказал всем, что можно быть одновременно человеком действия, обладающим пылким, страстным темпераментом, и подчиняться неукоснительно жёсткому лабораторному режиму. Учёный проявил творческое воображение и первый провёл исследование, сочетающее перспективы этологии и экспериментальной психологии животных. Другие пришли к этому, спустя лишь десятилетие.

Проводя ночи напролёт возле хомячков, Годфруа снял кинофильм, который теперь показывают студентам. Спустя 12 лет хомяки были заменены на канадских белок, которым профессор обязан блестящей докторской диссертацией. При этом он работал один в Квебеке, где все время вёл преподавательскую деятельность.

Различия во взглядах

Произведение Годфруа, где подробно рассмотрена общая психология, — учебник для вузов, содержащий некоторые документы, показывающие нетрадиционные пути исследования.

Его мнение имеет существенные различия со взглядами популяризатора Мишеля де Праконталя, автора книги «Научный обман в десяти уроках». По мнению Годфруа, Мишель позорит учёных из областей таких наук: физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в результате долгих исследований пришли к ряду гипотез, выходящих за рамки рациональной науки.

Жо считает, что лучший способ, который может использовать отдельный человек и другие люди для развития критического мышления, заключается в том, чтобы максимально объективно излагать ход исследований, формирования теорий и моделей, теснящих друг друга и стремящихся занять хоть какое-либо место среди гуманитарных наук.

Прошлое и современность

Автор обращает внимание на то, что концепции «мыслящей души» и «животного разума» Декарта, представления Фрейда о «либидо» и «подсознательном» и другие цитируемые в книге психологи, не должны претендовать на абсолютную истину и являются в какой-то мере «обманщиками». Их теория ещё нуждается в подтверждении. В связи с этим нельзя отказываться от расширения взглядов и принимать во внимание, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома, гипотезу «в глубь собственного Я» Лилли и другие.

Учёный обращает внимание в своём глубоком труде на то, что психология не может и не должна ждать появления окончательной теории функционирования мозга, и тогда уже пытаться понять и действовать. Психологии требуется ещё сформировать свою систему моделей, научиться эффективно помогать людям любить, жить и умирать.

Сегодня это крайне актуально, так как человечеств заботиться о накоплении знаний, которые дадут возможность отделить зерно от плевел и не останавливаться на пути.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ
.... 24
Глава 1. Что такое поведение? ................ 24
Врожденное и приобретенное............. 26
Эволюционная теория................ 30
Эволюция поведения................ 30
Таксисы.................... 31
Рефлексы.................. 32
Инстинктивное поведение............. 33
Импринтинг................. 34
Научение................... 36
Способность к умозаключениям.......... 37
Эволюция человека................ 37
От деревьев до первых поселений.......... 41
Развитие речи................. 42
Социальная и культурная эволюция......... 44
Агрессивность человека............. 46
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция..... 47
Документ 1.2. Миграция лососей -инстинктивное поведение или результат научения? ............. 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки..... 48
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? . . . 49
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям.................. 50
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид.......... 52
Резюме..................... 53
Литература................... 53
Материал для самопроверки............... 56
Ответы на вопросы ...............
Глава 2. Что такое психология? ................
Введение....................
Развитие психологии................
Первые шаги.................
Донаучная психология..............
Рождение научной психологии...........
Психология в XX столетии............
Документ 2.1. Культ черепа............
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» ....
Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1+1=1?. . .
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году....
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания. . . .
Документ 2.7. Структуры и функции..........
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение.....
Документ 2.10. Младенцы и гештальт........
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» . . .
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению.......
Документ 2.14. Покорность и пытка........
Резюме.....................
Литература...................
Материал для самопроверки.............
Ответы на вопросы ...............
Глава 3. Чем занимаются психологи? ..............
Введение....................
Психология и ее разделы..............
Прикладные области...............
Область научных поисков.............
Методы психологии................
Описательные методы..............
Экспериментальный метод............
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми............
Документ 3.3. Эксперименты на животных......
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение......
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3,7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме.....................
Литература..................
Материал для самопроверки............
Ответы на вопросы.............

ГОДФРУА Ж.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир

1992.-496 с., ил.

ISBN 5-03-001901-4

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

© перевод на русский язык, Алипов Н Н. Пегелау А. В., Эстрина Т. Я,

Предисловие

Представление книги

Глава 1. Что такое поведение?

Глава 2. Что такое психология?

Глава 3. Чем занимаются психологи?

Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания.

Глава 5. Наше восприятие мира

Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация

Глава 7. Научение

Глава 8. Память, мышление и общение

Глава 9. Адаптация и творчество

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате - несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР мировому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во французском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учебного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом

познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Жан Марсенак

Предисловие

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство – несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), -экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство

специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство-плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопедическим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа.

Годфруа - приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специалистам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают результатом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперед, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психология больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию - это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллектуальной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека -биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Это введение в психологию, в отношении дидактической ясности продолжающее традицию начальных американских руководств, заполняет пробел в публикациях по психологии на французском языке в Европе. Оно послужит путеводной нитью для многочисленных преподавателей, читающих лекции тем студентам, которые не обязательно решили посвятить себя психологии, но заслуживают тем не менее того, чтобы получить основательное и пробуждающее интерес введение в дисциплину, с которой им еще придется столкнуться. Такие студенты найдут в этой книге не какую-то сумму твердо установленных научных фактов, а скорее путь, полный увлекательных приключений, который им захочется продолжить. Я не сомневаюсь в том, что труд Жо Годфруа будет способствовать реабилитации психологии в общей системе образования из которой ее в последние годы нередко исключали - иногда под тем предлогом, что она слишком

специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слишком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Эта книга заинтересует и всякого «порядочного человека» в обычном смысле слова, даже если он никогда не был студентом или уже перестал им быть. Своим успехом, уже достигнутым в ее недавнем канадском издании, книга, несомненно, обязана той убежденности, которую вложил в нее автор; с такой же убежденностью он, прежде чем передавать своим квебекским студентам собственную увлеченность психологией, обучал сначала африканских ребятишек, а затем объединял под своей эгидой однокурсников или, играя в любительском театре, который, вероятно, мог бы стать профессиональным, заставлял своих зрителей разделять переживания героев.

Эта книга обращена ко всем, кто желает войти в курс основных течений в западной психологии и ее подходов к изучению различных аспектов поведения человека. Автор хотел, чтобы она служила учебным пособием в науках о человеке, которое позволило бы каждому выработать собственные методы и критерии для анализа поведения в свете данных всех этих наук. Хотелось сделать содержание книги как можно более доступным и привлекательным как по характеру изложения материала, так и по стилю, который будет далеко – да простят автору великие ученые -от строгого языка научных трудов, способного сразу отпугнуть начинающих.

Книга отличается, однако, от американских учебников, где очень часто изложение сводится к наполнению глав фактами, из которых иногда бывает трудно извлечь основную идею. Автор пытался по возможности придерживаться в своей книге некой путеводной нити, с тем чтобы логически переходить от одной главы к другой; главы сгруппированы в четыре части, соответствующие различным уровням переработки информации головным мозгом.

Это, однако, не означает, что автор, стремясь сохранять объективность, остается нейтральным (возможно ли это вообще?). Он вынужден делать выбор и становиться на какую-то точку зрения, которая не всегда совпадает с ясными представлениями торжествующей науки, обычно излагаемыми в начальных курсах. Таким образом, можно не считать книгу неприкосновенным текстом и вместилищем истины, а рассматривать ее скорее лишь как одну из возможных попыток найти некий смысл в фактах, обнаруженных в результате исследований, и оценить теории, созданные на основе этих фактов и объясняющие их. Тем самым автор предоставляет лектору, преподавателю или студенту широкие возможности для обсуждения или для иного истолкования базовых данных.

Многочисленные приложения к главам -«документы» и «досье» -тоже помещены главным образом для того, чтобы порождать вопросы, а не для того, чтобы давать ответы. Многие из них представляют собой синтез статей, опубликованных в специальных обзорах или же в таких журналах, как La Recherche, Quebec Science или Science et Vie. Многие другие взяты из популярных психологических журналов, таких как Psychologie или Psychology today, на которые авторы начальных курсов, исполненные заботы о «научной строгости», никогда не ссылаются. Однако именно такие источники, гораздо более доступные, способны вызвать у читателя желание продолжить ознакомление с предметом, начатое с этой книги, и таким образом проверить эффективность тех новых средств анализа поведения, которыми он овладел.

Кроме того, в одном из досье, а также в некоторых документах описаны нетрадиционные модели или поиски новых путей исследования. Наше мнение по этому вопросу существенно отличается от взглядов популяризатора науки Мишеля де Праконталя, автора недавно вышедшей книги «Научный обман в десяти уроках» 2 . В этой книге Праконталь клеймит позором ученых-физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в итоге длительных исследований и размышлений выдвинули ряд гипотез, не укладывающихся в рамки рационального научного объяснения.

С нашей же точки зрения, наилучший способ развития критического мышления состоит не в том, чтобы выступать в роли цензоров, а в том, чтобы как можно объективнее излагать состояние исследований, теорий и моделей, которые теснят друг друга, стремясь пробиться в узкую дверцу гуманитарных наук.

Важно помнить, что Декарт со своими концепциями «мыслящей души» и «животного разума» или Фрейд с его представлениями о «подсознательном» и о «либидо», а также большая часть психологов, цитируемых в этой книге (в том числе психофизиологи, взгляды которых на нервную систему непрестанно изменяются в связи с новыми научными открытиями),-тоже в какой-то мере «обманщики» в науке или же их концепции еще ждут своего подтверждения 2 . Нет никаких причин отказываться от того, чтобы расширить поле зрения психологии, включив в нее, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома или гипотезу «в глубь собственного я» Лилли 3 .

Психология не может ждать, когда появится некая окончательная теория о функционировании головного мозга, и только тогда переходить к попыткам понимать и действовать. Как и другим гуманитарным наукам, ей нужны свои модели, чтобы помогать людям жить, любить и умирать. Это очень своевременно сейчас, когда вновь стали заботиться о накоплении знаний, которые позволят отделить зерна от плевел и проложить новые пути, все больше приближающиеся к реальной жизни человека. Недавний период в истории психологии показал, что стремление навязать слишком быстро редукционистское и «научное» представление о поведении человека приводит в лучшем случае лишь к карикатуре.

Беда не столько в изложении представлений, на первый взгляд кажущихся «ложью», сколько в стремлении выдать их за истину, за единственный возможный путь, или же, напротив, во имя научной ортодоксальности высмеять их (а заодно и всех, кто хотел бы к ним приблизиться) и окончательно изъять из области возможного. Автор старался на протяжении всех последующих страниц избегать как одного, так и другого из этих подводных камней. Если ему не везде это удалось, он смиренно примет критику.

1 Michel de Pracontal, L"imposture scientifique en dix lecons, editions La Decouverte, Paris , 1986.

2 Эволюционная теория Дарвина, которую мы излагаем в главе 1, продолжает испытывать сильные потрясения (см. М. Denton, Evolution: „Theory in Crisis", а

также статью S. Ortoli, Science et Vie, № 834, 1987).

3 См. документы к гл. 5.

Представление книги

Настоящая книга была задумана как попытка в максимальной степени удовлетворить любознательность студентов независимо от того, какой области знаний, связанной с человеком, они собираются себя посвятить: научным исследованиям, клинической медицине, педагогике, криминалистике или праву, административной работе или

врачебной практике и вообще любой деятельности, требующей знания основ человеческого поведения.

Структура книги

Первые девять глав составляют содержание курса «Введение в психологию». Что касается трех последних глав, то их можно использовать как дополнение к вводному курсу, представив, например, в форме резюме или приложенных к ним документов; они составлены, однако, так, что могут служить канвой для таких курсов, как «Развитие личности», «Социальная психология» или «Введение в психопатологию», в случае если преподаватель и его слушатели не собираются обратиться к специальным руководствам по тому или другому из этих предметов. В этом качестве настоящая книга могла бы служить справочником по психологии в течение всего периода обучения студентов, специализирующихся в различных областях науки, непосредственно касающихся человека.

Приложение «Психофизиологические основы поведения» изложено относительно углубленно, с тем чтобы дать представление о состоянии проблемы или подкрепить знания, полученные в разных главах. В отличие от этого приложение, в котором очень конкретно рассмотрены «Статистика и анализ данных», содержит сведения, необходимые для того, чтобы облегчить изучение этой области математики, столь полезной в науках о человеке. Резюме, завершающие каждое приложение, дают достаточно широкое общее представление об основных понятиях этих двух областей науки.

Структура глав

Автор стремился избегать перегрузки глав материалом, стараясь выделить важнейшие понятия и сделать изложение как можно более доступным и логически последовательным. Что касается всякого рода дополнительной информации, то они сгруппированы в «документы» и «досье», помещенные в конце каждой главы.

Все главы завершаются довольно подробными резюме и вопросниками, позволяющими проверить усвоение материала.

Возможны различные подходы.

Прежде всего классический подход: преподаватель более или менее углубленно излагает содержание какого-то раздела книги, расставляя акценты в соответствии с собственными взглядами, и приводит собственные примеры или использует материалы из документов.

Студенты могли бы при этом заранее готовиться к каждой лекции, внимательно читая текст и проверяя степень усвоения материала по специальному приложению, помещенному в конце каждой главы. В этом случае преподаватель может сделать лишь краткий обзор проблемы, опираясь на резюме, а главное внимание уделить разъяснению или углублению моментов, оставшихся неясными, а также чтению и обсуждению одного или нескольких «документов».

Можно также уделять в аудитории основное время обсуждению некоторых документов, рассматривая текст данной главы как синтез различных моментов, выявленных в процессе

предшествующего обсуждения, а усвоение материала проверять по приложению в конце главы.

Вместо этого можно поручить изложение части материала группе студентов, которых особенно заинтересовали некоторые «документы» или «досье» и которые проработали этот материал более глубоко по обзорам или оригинальным работам, приведенным в библиографии; они могли бы сопроводить изложение демонстрацией видеофильмов.

Наконец, студенты могли бы прорабатывать книгу в одиночку или, объединившись с одним-двумя сокурсниками, контролировать успешность своих занятий по проверочным материалам в конце глав. В этом им помогут многочисленные иллюстрации и словарь терминов, помещенный в конце книги. Такие самостоятельные занятия можно было бы дополнить просмотром документальных видеофильмов. Личные встречи с преподавателем позволили бы заполнить некоторые пробелы и обменяться мнениями по вопросам, имеющим особое значение.

Во всех случаях для проверки приобретенных знаний могут служить многочисленные вопросы, помещенные в конце глав. Эти вопросы можно использовать в том виде, в каком они сформулированы, или видоизменять для более строгой оценки знаний.

Благодарности

Эту книгу я писал в одиночку на протяжении трех лет в разных местах западного Квебека в свободное от преподавания время и в периоды возвращения в Прованс. Она, однако, не могла бы получиться такой, какая она есть, без разумных замечаний и предложений моих квебекских коллег. Я горячо благодарю Annick Beve, Louise Bergeron, Michele Beaudry,

Leandre Boufiard, Serge Levesque, Paul Potters, Frederic Legault, Fran9ois Berthiaume, Lise Matteau, Pierre Cloutier, Jacynthe Thiboutot, а также Francois Cauchy, координатора по психологии провинции Квебек; все они, каждый по-своему, указали мне на те или иные аспекты отдельных глав, которые, по их мнению, следовало бы изложить как-то иначе.

Я весьма обязан моему собрату Claude Gelinas из колледжа в Аби-тиби-Темисками за составление досье 5.1 по проблеме «наука и паранормальные явления», большую часть которого он отредактировал, и моему другу Louis Belanger, который прочитал и пополнил данные и библиографию, относящиеся к изучению пси-феноменов.

Я выражаю также блогадарность проф. Marc Richelle (лаборатория экспериментальной психологии Льежского университета), который сделал из меня экспериментатора, а также впервые приобщил меня к этнографической антропологии и психолингвистике, за любезно высказанные критические замечания по разным частом книги, относящимся к сферам его интересов.

Я пользуюсь также случаем, чтобы поблагодарить других своих учителей, которые обнаружат на этих страницах, что во всех своих рассуждениях я постоянно опирался на заложенные ими основы; это профессора Jean Paulus, который в свое время ввел меня в лабиринты психологии, Francois Duyckaerts, вложивший в меня основы динамической психологии, Andre Husquinet, обучавший меня основам клинической психологии, Maurice Dongier, пробудивший во мне понимание невротических расстройств, Adele DubuissonBrouha и Jacques Faidherbe, которым я обязан своими знаниями в области психофизиологии, Jean-Claude Ruwet, сформировавший меня как этолога, Michel Chardon, передавший мне часть своих зоологических знаний, и многие другие, участвовавшие в формировании моих представлений о поведении человека. Я надеюсь, что этой книгой я

не слишком сильно обманул их ожидания и что они признают преемственность, которую я им навязываю по прошествии столь многих лет.

Бихевиористская подготовка, полученная от одних, и психоаналитический взгляд на личность, переданный мне другими, обогатились мало популярным в Европе в последние 20 лет гуманистическим подходом, которым меня одарили мои квебекские коллеги сразу после мая 1968 года. Именно такой подход, более соответствующий моим оптимистическим и прогрессивным взглядам на человека и его эволюцию, особенно помог мне создать педагогические принципы, положенные в основу моих методов преподавания.

И все-таки постоянным углублением и переосмыслением своих знаний и педагогики я обязан любознательности и заинтересованности, неизменно проявляемой множеством студентов в Абитиби-Темисками, которым я преподавал в колледже на отделении для взрослых, и в Квебекском университете. Я надеюсь, что они воспримут мою книгу как выражение моей признательности за те радости, которыми они меня непрерывно одаривали, и как отпечаток нашего общего вклада в интеллектуальный взлет этого обширного края западного Квебека.

В заключение я должен поблагодарить всех тех, без кого эта книга никогда не могла бы выйти в свет, и в особенности двух моих верных сотрудниц Raymonde Milesi в Провансе и Use Cadorette в Квебеке, неизменно обеспечивавших тщательную перепечатку рукописи, а также всех сотрудников издательства и типографии за их серьезный подход и качество работы и, самое главное, за их бесконечное терпение.

В 1965 году, будучи еще студентом, я имел возможность побывать в Москве и Ленинграде и соприкоснуться с советской психологической наукой. Знакомство с проф. Леонтьевым, его рассказы о состоянии психологических исследований в СССР, посещение разных лабораторий, где велись исследования, внесшие столь много в развитие рефлексологии, а также работы Васильева в области «паранормальных» явлений, волнение, охватившее меня при входе в кабинет, бывший свидетелем развития гениальных идей Павлова, теплые встречи со студентами-психологами, многие из которых, по всей вероятности, стали в дальнейшем моими коллегами, - все эти знаменательные картины встают передо мной в тот момент, когда благодаря моей книге возобновляются контакты, прерванные четверть века назад.

Мне особенно приятно, что перевод моего учебника, предпринятый издательством «Мир», происходит в момент сотрясающих наш континент грандиозных политических событий, сквозь которые благодаря свободному обмену идеями проступает надежда на возрождение европейского мышления, и в особенности психологических концепций. Можно в сущности предвидеть, что ознакомление западных ученых с глубоко оригинальными трудами Выготского, Лурия и Леонтьева, а также с новыми направлениями, порожденными этими работами или возникшими позднее, будет способствовать расширению наших знаний и созданию новых перспектив в анализе поведения человека. Вероятностные представления о Вселенной, высказанные, в частности, профессором Московского университета Владимиром Налимовым, не могут не привести к глубочайшему пересмотру наших концепций относительно человека и его деятельности, что откроет новые пути исследований.

Что касается самой этой книги, то ее единственная цель - представить в простой, как можно более доступной форме высказывания психологов нашего столетия, приведшие к попытке показать, что любая концепция человека-это чаще всего отражение того общества, в котором она была создана. Этот труд, однако, не сводится к простому обозрению существующих теорий. На протяжении всех его страниц я старался систематизировать фактические данные и пропустить их с максимальной объективностью сквозь сито давно усвоенного мною прогрессистского и гуманистического взгляда на общество, с тем чтобы осветить разного рода политические уловки, совершавшиеся именем науки. Удалось ли мне этого достигнуть, я предоставляю решать читателю.

Каким бы ни оказалось отношение к моей книге, я, воспользовавшись ее публикацией, хотел бы выразить наилучшие пожелания советским читателям-коллегам, учащимся и широкой публике, а через них -всем людям, пытающимся в конце нынешнего века найти наилучшие пути сочетания социальных завоеваний революции с возможностями для расцвета отдельной личности в условиях свободы. Успех такой попытки мог бы послужить моделью для мира, занятого поисками гуманистических ценностей на пороге третьего тысячелетия.

Жо Годфруа

1. Изучение поведения – история и методы

Введение

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один (рис. 1.1)

Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

В начале XIX века известный психиатр Пинель (Pinel) обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар (Itard), специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя.

Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.

Годфруа Ж.

Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.

ISBN 5-03-001901-4

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

Редакции lumepamypbi no биологии

© 1988 Pierre Mardaga, editeur

© перевод на русский язык, Алипов Н Н. Пегелау А. В., Эстрина Т. Я, 1992

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ­ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо­вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми­ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз­ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб­ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос­приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство­вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за­кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен­ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ­ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин­ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство –несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробе­лы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигуриро­вала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, кото­рый был для меня главным (и вскоре стал единственным), -эксперимен­тальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одно­временно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он про­явил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии жи­вотных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподаватель­скую деятельность.

– Я твой друг и приехал из-за тебя, – пояснил Дима. – Это как раз нормально, когда друзья появляются рядом в трудную минуту. Но обрати внимание, что я сижу рядом с тобой, а не бегаю с оружием по пустырю.

– Спасибо. Скоро подъедет этот Диланов, и мы наконец все узнаем.

– Ты даже не представляешь, как мне хочется узнать правду. Уже твердо решил, что плюну в глаза тому, кто это придумал.

– Сначала нужно узнать, кто это был, – напомнил Ринат.

Раздался телефонный звонок. Это был Талгат.

– Я сейчас подъеду. Что бы ни случилось, не выходите из автомобиля. У водителя есть четкие инструкции, если начнут стрелять или там будет засада, вам нужно уезжать. Сразу уезжать, не задерживаясь ни секунды.

– Мы так и сделаем, – согласился Ринат, – будь осторожен.

– Я включу микрофон, который взял у Стасиса. Вы сможете услышать весь наш разговор. Повторяю, в случае малейшей опасности сразу уезжайте и не нужно меня спасать. Я сам выберусь из этой ситуации.

– Деньги у тебя с собой?

– Двести тысяч. Я забрал "дипломат" и вытащил остальные деньги. Через несколько минут я увижу Диланова или того, кого он пришлет вместо себя.

Они ждали, всматриваясь в ночную тьму. Ринат достал прибор ночного видения. Отсюда можно было разглядеть подъехавшую "Ауди". Из машины вышел Талгат. В руках у него был "дипломат". Не оглядываясь по сторонам, он достал телефон, очевидно, в этот момент раздался звонок.

– Да, – ответил Талгат, – я уже приехал. Один. В машине никого нет. Я иду к зданию школы.

Талгат двигался спокойно и уверенно. Ринат даже ему немного позавидовал. В отличие от Стасиса он шел так, словно гулял по своей даче. Талгат подошел к зданию, остановился в двадцати шагах. Достал телефон и перезвонил:

– Что мне делать? Я стою позади школы. Прямо на пустыре. Где вы находитесь? Я вас не вижу. Где? В здании школы. Да, я понял. Нет, я подойду ближе. Я понимаю. На десять шагов.

Он нарочно повторял требования Диланова, чтобы его все слышали. Талгат подошел ближе к школе.

– Стой! – прозвучал сверху возглас.

– Вы используете школу как наблюдательный пункт? – спросил Талгат. – Или вы все там прячетесь?

– Стой на месте! – крикнул ему неизвестный. – Положи "дипломат" и подними руки, чтобы я их видел.

Талгат так и сделал – поднял обе руки.

– А где наша женщина? – спросил в свою очередь Талгат.

– Мы договаривались, что вы привезете женщину. – Отсюда невозможно было увидеть, кто именно разговаривает с Талгатом. Очевидно, на это и рассчитывал говоривший.

– Я привез деньги, – показал на "дипломат" Талгат.

– Деньги потом. Где женщина?

– Сначала скажите – где наша женщина? А потом я скажу, где ваша.

– Она недалеко. Как только мы договоримся, ее отпустят и она сможет вам перезвонить.

– Тогда отпускайте, и мы отпустим Евгению.

– Где она?

– Так мы будем долго препираться. Давайте поверим друг другу. У нас просто нет иного выхода.

Говоривший замолчал. Затем он предложил:

– Я брошу веревку, а вы привяжите свой "дипломат" к ней. Если все деньги на месте, я скажу вам, где Инна.

– Нет! – крикнул Талгат. – Так мы не договаривались. Женщина на женщину. Деньги за информацию.

– Хорошо. Привязывайте деньги, и я расскажу вам, кто заказал вашего шефа. Прямо сейчас.

– Сначала женщину, – потребовал Талгат.

– Молодец, – сказал Дима, – он ему не уступает.

Ринат с мрачным видом слушал диалог. Он переживал, что не может оказаться на месте Талгата.

– Где Инна? – крикнул Талгат. – Где она находится? У нас мало времени. Говорите, или я сейчас уйду.

– Она у себя дома. Мы решили ее не брать с собой, чтобы не волновать. Она очень переживает и не хочет выходить из своей квартиры.

– Я вам не верю.

– Подождите, я ей перезвоню.

Потянулись томительные минуты ожидания. Затем позвонил мобильник Талгата.

– Да, Анзор, я все понял. Можете выйти из квартиры, и пусть она перезвонит и сообщит, что вы ушли. Как только выйдете, сразу уезжайте. Если она позвонит в милицию, у вас будет не больше пяти-шести минут.

Он отключил телефон и стал всматриваться в оконный проем, откуда кричал неизвестный. Возможно, это был сам Диланов, а возможно, был посланный им связной. Теперь следовало ждать.

– Наши уходят! – крикнул Талгат в ночную тишину.

– Сейчас приведут женщину, – ответили ему из окна.

Талгат обернулся. Послышался шум подъезжающей машины. Это был внедорожник "Хонда". Автомобиль подъехал и остановился в нескольких метрах от Талгата. Он терпеливо ждал. Дверца открылась. Из автомобиля вышел водитель. Это был мужчина среднего роста, небритый, черноволосый, одетый в кожаную куртку и темные брюки. Подойдя к задней двери, он открыл багажник, наклонился и вытащил молодую женщину. У нее были связаны руки и ноги, на лице была широкая лента лейкопластыря. Мужчина довольно небрежно бросил молодую женщину на землю. Затем вернулся на свое место и уселся за руль, не сказав ни слова.

Талгат всматривался в жертву. Сомнений не было, перед ним лежала связанная Инна. Она слабо дернулась, и он сделал шаг по направлению к ней.

– Стой, – крикнули ему из окна, – теперь деньги!

– Пусть развяжут ей руки и ноги, – возразил Талгат, – сначала я должен убедиться, что это она.

– Ты разве не видишь?

– Зачем он тянет время? – удивился Дима. – Пусть отдает быстрее деньги, узнает имя предателя и забирает Инну. Если это она…

– Наверное, у него есть причины, – ответил Ринат.

– Подожди! – крикнули Талгату из окна. – Покажи, что у тебя в чемодане, водителю. Тогда сможешь подойти ближе.

Талгат наклонился, открыл "дипломат". Показал содержимое. Водитель вылез из машины, подошел ближе. Увидел пачки денег и кивнул. Затем вернулся в машину, достал телефон. Позвонил.

– Сколько можно! – не выдержал Дима. – Они теряют столько времени.

– Талгат знает, что делает, – возразил Ринат.

Водитель закончил разговаривать и снова вылез из машины. Он подошел к Инне. Она застонала, увидев водителя. Он достал нож и перерезал веревки на ногах Инны. Затем попытался поставить девушку на ноги. Но она не могла стоять. Инна была потрясена, ноги у нее затекли, она просто рухнула на землю. Талгат сделал несколько шагов по направлению к Инне.

– Не подходи, – крикнули из окна, – сейчас мы заберем деньги и уедем. А ты получишь свою информацию. Можешь потом ей помочь…

– Я помогу ей сейчас, – возразил Талгат и подошел к Инне совсем близко. Она подняла голову. Он увидел кровоподтеки на лице, на губах. Нахмурился. Повернул голову. И в этот момент он допустил непростительную ошибку. Его так возмутил сам факт того, что заложницу били, что он забыл о микрофоне. Забыл о том, что его слышит Ринат. Он крикнул в окно:

– Мы так не договаривались. Зачем вы ее били?

Ринат уже не мог сдерживаться. Он бросил прибор ночного видения и, не раздумывая, выскочил из машины. Дима бросился за ним. Водитель даже не успел среагировать. Только через несколько секунд он достал пистолет и бросился следом за ними.

– Давайте деньги! – крикнули из окна. Очевидно, там был сам Диланов. Его сообщник, стоявший у машины и не получавший инструкций, не знал, как себя вести. Талгат наклонился, чтобы сорвать веревки с рук Инны. И в этот момент увидел бегущих по пустырю Рината и Диму. Он поднял голову, не успев ничего сказать.

– Стреляй, – крикнул из окна Диланов сообщнику, – стреляй, быстрее…

Очевидно, сообщник не отличался особой сообразительностью. Пока он доставал оружие, прошло несколько секунд. За это время Талгат тоже успел достать свой пистолет. Бандит попытался прицелиться, но Талгат выстрелил первым. Затем еще раз. Сообщник Диланова зашатался и упал на землю, рядом с машиной.

– Не бегите, – крикнул Талгат, поднимаясь и обращаясь к Ринату, – не приближайтесь!

Из окна раздался выстрел. Талгат, неловко повернувшись, упал на землю. Ринат замер. Дима едва не налетел на него. Они оглянулись. За ними бежал их водитель.

– Дай твой пистолет, – потребовал Ринат, выхватывая у водителя оружие.

Но в этот момент раздались крики и выстрелы. Один из подчиненных Талгата обошел здание школы и сумел войти в здание, разбив стекло на втором этаже. Он незамеченным влез в здание, пока Диланов был отвлечен разговорами и начавшейся стрельбой. И теперь напал на негодяя сзади, сумев выхватить у него оружие.

Ринат подбежал к Инне. Увидев его, она улыбнулась. Он сорвал лейкопластырь с ее губ, развязал ей руки. Подбежавший Дима помог девушке подняться. На нее страшно было смотреть. Губа была разбита и распухла. Под глазом большой кровоподтек. На лбу ссадина. Но Инна улыбалась.

– Я знала, – сказала она дрожащими губами, – что мой рыцарь меня освободит…

Рядом лежал Талгат. Ринат обернулся к нему. Наклонился, чтобы помочь, и с ужасом увидел кровь на своих руках. Выходит, Талгат спас ему жизнь, когда повернулся спиной к Диланову. Со стороны автомобилей уже спешили остальные сотрудники Талгата. Подбежавший водитель вместе с Ринатом попытались перевернуть раненого на спину, но тот застонал. Очевидно, Талгат был еще жив.

– Вызывайте "Скорую помощь", – приказал Ринат, – его нужно срочно в больницу.

– Нельзя, – простонал сам Талгат, – меня нужно отсюда увезти. Нельзя сейчас в больницу.