Дорожно транспортный травматизм и его профилактика. Дорожно-транспортный травматизм, профилактика

Под термином «травматизм» понимают распространенность травм среди определенной группы людей, находится в одинаковых условиях труда, быта или жизни. Для предупреждения травматизма изучают причины и обстоятельства возникновения травм, их частоту и характер повреждений, психологические особенности людей и факторы, которые обусловливают несчастные случаи. Важность вопроса травматизма обусловлена ​​тем, что около 6% всего населения в течение года получает какое-то повреждение тела.

Виды травматизма

Различают следующие виды травматизма :

1) производственный (промышленный и сельскохозяйственный);

2) по дороге на работу и с работы, а также при выполнении общественных поручений или общественных обязанностей;

3) непроизводственный травматизм - дорожно-транспортный, уличный, спортивный, детский, бытовой;

4) уголовный (преднамеренный);

5) военный.

Разделение травматизма обусловлено необходимостью изучения особенностей травм и закономерностей их возникновения, а также оплатой потерпевшему по листку нетрудоспособности или назначением пенсии в случае инвалидности. Травмы могут быть без потери работоспособности и потери ее. Однако чтобы предупредить возникновение травм, регистрируют и изучают все без исключения несчастные случаи.

Производственный травматизм

Производственный травматизм иногда разделяют в зависимости от отрасли промышленности:

  • горнорудный,
  • машиностроительный,
  • текстильный и т.д.

Этот раздел следует считать рациональным, поскольку в каждой отрасли производства есть свои особенности технологического процесса и характера травм независимо от географического региона. Поэтому профилактические мероприятия, произведенные в одном месте, могут быть воплощены на других типичных предприятиях. Так, в металлорежущей и автобусостроительной промышленности чаще встречаются микротравмы и раны, особенно кистей рук, горнодобывающей - тканей и переломы костей различной локализации, в сельском хозяйстве - ушибы и ранения преимущественно верхних конечностей.

Причины промышленного и сельскохозяйственного производственного травматизма:

1. Организационные - недостаточные обучение и инструктаж рабочих по технике безопасности, неправильная организация труда и нарушения технологического процесса, необеспечение рабочих индивидуальными и коллективными средствами безопасности, недостаточный надзор за соблюдением правил безопасности и т.д.

2. Материально-технические - связанные с использованием неисправного оборудования и инструментария, машин и механизмов, а также несовершенством их конструкций.

3. Санитарно-гигиенические - засорение, недостаточное или чрезмерное и вентиляция рабочего места, чрезвычайно низкая или высокая температура воздуха в рабочей зоне и т.п.

4. Личные, связанные с психологическим и физическим состоянием человека (недостаточная квалификация, хронические болезни, психическое или физическое переутомление, злоупотребление алкогольными напитками и т.д.).

Расследование каждого несчастного случая на месте позволяет выявить действительную причину и конкретные обстоятельства травмы. Около 40% рабочих травмируются по невнимательности во время работы, 30-35% - в результате нарушения технологии, правил техники безопасности. Материально-технические причины составляют около 10%, санитарно-гигиенические - 8% всех несчастных случаев.

Все профилактические мероприятия направляют на устранение причины травматизма; это компетенция администрации и профсоюзной организации предприятия. На крупных предприятиях создают специальные штатные отделы по технике безопасности, которые изучают все вопросы производственного травматизма и контроля за выполнением рекомендованных профилактических мероприятий.

На небольших предприятиях, в сельских хозяйствах есть должность инженера по технике безопасности, а иногда выполнение этих обязанностей возложено на главного инженера.

Значительную роль в профилактике травматизма играют медицинские работники пунктов здравоохранения, травматологи поликлиник, преимущественно врачи по гигиене труда санэпидстанций, имеющих административные полномочия. Координацию работы по профилактике травматизма и лечение травм осуществляет главный травматолог районной больницы. Медицинские работники должны проводить медицинские осмотры, санитарный государственный надзор, изучать вредные условия труда, выявлять случаи сокрытия производственной травмы, давать трудовые рекомендации, принимать активное участие в работе комиссии по травматизму и отделов техники безопасности при анализе травматизма и составление планов по охране труда и техники безопасности.

Для проведения полноценного анализа производственного травматизма все несчастные случаи регистрируют в специальном журнале .

При составлении отчета о производственном травматизме (квартального, полугодового, годового) в основном подсчитывают показатели частоты и тяжести травм, среднее количество дней нетрудоспособности по отдельным видам повреждений, удельный вес травматизма среди всех заболеваний коллектива предприятия.

Экономические убытки, которые несут предприятия, рассчитывают по формуле ЕЗ = ОЛ Н + ВЛ + ВНП,

где ОЛН - оплата по листку нетрудоспособности;

ВЛ - стоимость лечения;

ВНП - стоимость недовыпущенной продукции производством.

Микротравматизм и его профилактика

Микротравматизм - это самый частый вид травматических повреждений кожи рабочих промышленных предприятий. Особенно часто (до 80% всех травм) в металлорежущей и станкостроительной промышленности встречаются микротравмы кистей, реже - в горнодобывающей (угольной, железорудной), деревообрабатывающей и легкой промышленности. При осмотре рабочих угольных шахт после окончания рабочего дня в 20-27,2% случаев выявляют микротравмы.

Микротравмы - это незначительные по размеру поверхностные повреждения кожи (ссадины, царапины, проколы и т.п.), которые непосредственно не приводят к потере трудоспособности рабочих, но является основной причиной возникновения острых гнойно-воспалительных процессов кистей - панариция, абсцесса, флегмоны и т.д. Они требуют длительного хирургического лечения, приводят к длительной нетрудоспособности рабочих, иногда даже к инвалидности.

Если взять годовой отчет о работе хирургического кабинета любой поликлиники, то можно увидеть, что значительный удельный вес среди посещений занимают больные с гнойно-воспалительными процессами кистей. Из этого следует делать вывод о состоянии микротравматизма.

Непосредственной причиной микротравм бывают острые металлические предметы и отходы (стружка, проволока и т.п.), куски породы и угля, деревянные изделия. Микротравмы возникают вследствие нарушения правил техники безопасности, засорения и недостаточного освещения рабочего места, отсутствие индивидуальных средств защиты (рукавиц), безразличия рабочих по защите рук, недостаточного надзора за соблюдением правил по технике безопасности.

Чаще травмируются рабочие ведущих профессий, в частности те, стаж которых не превышает года.
Профилактические мероприятия микротравматизма нацелены на устранение непосредственных причин в условиях производственных предприятий. Важное значение имеет овладение рабочими правил техники безопасности еще до того, как их допустят к работе по специальности, или при изменении технологических процессов.

Лечение по поводу микротравм

Своевременное и правильное лечение работающих с микротравмами является надежной профилактикой островоспалительных гнойных процессов кистей.

Предложенные для лечения лекарственные средства (5% спиртовой раствор йода, раствор этакридина лактата (1: 1000), фурацилина (1: 5000) являются антисептиками и не защищают поврежденную кожу от вторичного микробного загрязнения. Рабочие после обработки поврежденного места продолжают работать, поэтому для защиты микродефектов кожи от вторичного загрязнения предложено другие средства:

  • асептические повязки,
  • наклейки бактерицидного липкого пластыря,
  • пленкообразующие жидкости (Новикова, Прокопчук, Безкровного, Тургунова), которые состоят из антисептиков на основе коллодия, колодийна повязка В. И. Иоста, клей БФ-6, циакрин, раствор № 6 ЦИТО (жидкая пластмасса с новокаином, левомицетином) и др.

Эффективными из них являются пленкообразующие средства, поскольку разные повязки при работе намокают, разрушаются и отпадают. Применяют их только после окончания рабочего дня. Покрытие микротравмы клеящей жидкостью приводит к образованию эластичной защитной пленки, герметично прилегает к коже, создает покой для микродефектов и делает невозможным вторичное микробное загрязнение. Однако защитная пленка трудно образуется и не приклеивается к мокрой поверхности, когда есть , выделение тканевой жидкости и т.п.

От качества первичной обработки микротравмы в значительной степени зависят эффективность лечения и возможность гнойных осложнений. Поэтому в первую очередь прилегающую к микродефектам кожу моют 0,5% раствором нашатырного спирта или спирт-бензином, проводят туалет поврежденного участка, промывают перекисью водорода, высушивают всю поверхность и только тогда наносят герметик. Даже при незначительной кровоточивости пленка отслаивается, прежде чем застынет и отпадает.

Когда микротравма устарела и появляется воспаление, применение пленкообразующих средств противопоказано, поскольку воспалительный процесс под пленкой будет прогрессировать. Во всех других случаях, когда нельзя использовать пленкообразующие жидкости, после обработки поврежденного участка ее припудривают йодоформом, сульфаниламидами или накладывают асептическую повязку с антибиотиками, разведенными в 30% растворе димексида. Если в течение 2 дней не возникнет нагноения, а микродефект покроется сухой коркой без признаков воспаления, тогда можно покрыть его пленкообразующих жидкостью.

Когда есть даже малейшие явления воспаления, следует продолжать лечение обычным способом - перевязками.

Учитывая значительное распространение микротравм, важна активная иммунизация работников предприятий против столбняка.

Чтобы правильно организовывать лечения при микротравмах, нужно, прежде всего, приблизить медицинскую помощь к производству. Для этого следует организовывать здравпункты на предприятиях. Медицинские работники этих пунктов должны:

1) организовывать санитарные посты в цехах, бригадах, на фермах;

2) обучать рабочих правилам оказания само- и взаимопомощи при несчастных случаях, в том числе и при микротравмах;

3) обеспечивать санпосты аптечками (за счет предприятия), укомплектованными средствами для обработки микротравм, пополнять их по необходимости;

4) проводить осмотр рук рабочих (бригадиром, фельдшером) в конце рабочего дня, контролировать качество само-и взаимопомощи;

5) проводить санитарно-просветительную работу и следить за своевременным обработкой микротравм.

Травматизм по дороге на работу и с работы

Этот вид травматизма, а также несчастные случаи, которые встречаются при выполнении служебных поручений или общественных обязанностей (на пожарах, землетрясениях, защиты людей и т.д.), выделяют в отдельную группу потому, что за все дни нетрудоспособности вследствие такой травмы пострадавшему платят 100% основного заработка. Все эти случаи расследуют страховые агенты по поручению профсоюзного комитета предприятия, составляют акт. Медицинские работники ведут учет данных больных и следят, чтобы не было переноса в эту группу производственных травм.

Непроизводственный травматизм

На непроизводственный травматизм приходится более половины всех травм. Наибольшего внимания заслуживает дорожно-транспортный травматизм, характеризующийся большим количеством тяжелых повреждений и значительной смертностью, а также детский, который грозит увечьем от самого детства.

Дорожно-транспортный и уличный травматизм

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире во время дорожно-транспортных происшествий травмируется более 10 млн человек, из которых умирают 250-300 тыс. Следует отметить, что в Украине в целом общее количество травм на дорогах уменьшилась. Среди них доля дорожно-транспортных травм уменьшилось примерно на 12 уличных - на 3,1%. Чаще травмируются люди трудоспособного возраста, мужчины травмируются в 2-3 раза чаще, чем женщины, а также дети от 7 до 14 лет.

Несчастные случаи возникают при наезде автотранспорта на пешеходов и велосипедистов, столкновение встречного транспорта или удара о препятствие, переворачивания машин, мотоциклов и т.п. Механогенез травм разнообразен и время определить его трудно, но в большинстве случаев он типичен.

Тяжесть повреждений зависит от конструкции транспорта и скорости движения, площади удара тела, возраста, общего состояния пострадавшего и т.д. При наезде на пешехода или велосипедиста в результате прямого столкновения возникают ушибы и переломы костей, а при падении - травма черепа и головного мозга. При ударе бампером часто возникают «бамперные» - двойные - переломы костей голени или бедра. Если машина переедет через человека, тяжесть травмы обусловлена ​​переломом костей таза или ребер и повреждением внутренних органов.

Если сиденье не имеет подголовника, а водитель и пассажиры легковой машины не закреплены ремнем, то при столкновении или опрокидывания транспорта возникают переломы и вывихи шейного отдела позвоночного столба (по принципу движения «хлыста»), травмы грудной клетки, живота (удар к рулю) и головы, а также переломовывихи в тазобедренном суставе или переломы таза или бедра (удар к щитку коленями) и другие.

Верхние конечности чаще травмируются у пешеходов и мотоциклистов, как правило, в последних больше бывает травм черепа, ранений, открытых переломов, раздавлений и разрывов тканей и т.д. У водителей и пассажиров автомобилей преобладают закрытые переломы костей с большой зоной повреждения, травмы грудной клетки и таза.

Особенность дорожно-транспортных травм - это многочисленность и тяжесть повреждений. их следствием является 80% сочетанных травм. На месте несчастного случая и во время транспортировки в больницу умирает около 65% травмированных. Тяжело больные нуждаются в интенсивной терапии, оперативных вмешательствах и длительном консервативном лечении.

Уличные травмы пешеходов возникают на неосвещенных неупорядоченных улицах, чаще всего во время гололеда. В зависимости от механогенез падения возникают забои, растяжения связок, вывихи и переломы костей. Как правило, травмируется участок голеностопного сустава - растяжение связок и переломы лодыжек. Несколько реже возникают переломы лучевой кости в типичном месте или обеих костей предплечья, редко - , седалищных костей и т.п.. Очень часто причиной дорожно-транспортных травм является состояние алкогольного опьянения потерпевших.

Термин «несчастный случай на дороге» не совсем точен, поскольку этот вид травматизма можно предупредить.

К профилактике травматизма должны привлекаться конструкторы транспортных средств, дорожные управления и местные органы власти, органы государственной автоинспекции, медицинская служба.

Конструкторы транспортных средств изучают механизм и обстоятельства травм, непосредственные технические факторы, обусловливающие или защищающие человека от травмы, совершенствуют конструкцию транспорта. Дорожные управления и местные органы власти следят за качеством дорог, переходов независимо от времени года.

Органы государственной автоинспекции решают вопрос о разрешении или запрете права на управление транспортом, оптимальном решении уличного движения, установке дорожных светофоров и знаков, пешеходных дорожек и островков безопасности, а также контролируют исправность транспорта и наличие средств безопасности, аптечек, соблюдения правил дорожного движения как водителями транспорта, так и пешеходами, выявляют и задерживают нарушителей и лиц в состоянии алкогольного опьянения и др.

Медицинская служба удостоверяет состояние здоровья и дает разрешение на управление транспортом, проводит периодические медосмотры и обучение водителей по вопросам само- и взаимопомощи, экспертизу при алкогольном опьянении, отравлении и т.д. Медики контролируют также качество подготовки автоинспекторов по вопросам оказания помощи травмированным на дорогах. Они обязаны изучать дорожно-транспортный травматизм, сообщать госавтоинспекции о каждом случае травмы при первом обращении пострадавшего к врачу, принимать участие в работе комиссий рай- и горисполкомов по борьбе с травматизмом, организовывать на должном уровне медицинскую помощь пострадавшим на доврачебном этапе и квалифицированное лечение в медицинских учреждениях.

Екатерина Костенко
Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Неумение наблюдать.

Невнимательность.

Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите его движение и оглянитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару :

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой , родители должны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу :

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой .

Подчеркивайте свои движения : поворот головы для осмотра дороги , остановку для осмотра дороги , остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части :

Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно .

Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу .

Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

Не торопитесь перейти дорогу , если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

Объясните ребенку, что даже на дороге , где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта :

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями) .

Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги , пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу ).

При движении транспорта стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Навык переключения на улицу : подходя к дороге , остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык спокойного, уверенного поведения на улице : уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

Навык переключения на самоконтроль : умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

Навык предвидения опасности : ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения :

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом .

Выходя на проезжую часть дороги , прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах , обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход» .

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги .

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

Не выходите с ребенком из машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги , - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

СВЕТОФОР

Стоп, машина! Обождал шофер

Стоп, мотор! Немножко,

Тормози скорей, Снова выглянул

Шофер! В окошко.

Красный глаз Светофор

Глядит в упор - На этот раз

Это строгий Показал

Светофор. Зеленый глаз!

Вид он грозный Подмигнул

Не пускает… Путь открыт!»

Публикации по теме:

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Пофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МДОУ Детский сад №10 «Светлячок» Организация работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма «Безопасное дорожное.

Здравствуйте дорогие маамовцы! Хочу предложить вашему вниманию материалл на тему «Система работы по предупреждению детского дорожно - транспортного.

Отчёт о проделанной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского района Белгородской области.

План ОД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сентябрь Тема «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт).

Дорожно-транспортный травматизм

Профилактика бытового травматизма

Травматизм бытовой

Статистика

В России в 2008 году число пострадавших на рабочих местах составило 58 тыс. (по сравнению со 152 тыс. в 2000 году), погибших - 2548 (в 2000 году - 4400). Основная причина снижения-увеличение безработицы.Российский показатель производственной смертности в 2008 году составил 11 на 100 000 работников (во Франции 2,7, в Италии 2,6, в Великобритании - 1,4) .

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 5-6 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

  • улучшение условий быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • рациональную организацию досуга;
  • проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  • широкую антиалкогольную пропаганду;
  • целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Специалисты признают халатное отношение к соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный свет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • не пристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Дорожно-транспортный травматизм, профилактика

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) – одна из наиболее частых бед, которыми человечество расплачивается за удобства, обретенные с техническим прогрессом. Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции все стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП – соблюдение правил выживания на улицах:

При переходе улицы смотри сначала налево, потом - направо;

В ожидании перехода не стой у края тротуара;

На остановке автобуса не поворачивайся спиной к движущемуся транспорту;

Автобус обходи сзади, а трамвай спереди

Не выпрыгивай на дорогу из-за сугроба;

Не переходи улицу на красный свет;

Пользуйся подземными переходами.

Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются и самыми надежными. Психика страдает от постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты собственной жизни горожанину необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины. Например,

Любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин;

Ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, идти лицом к движущемуся транспорту – тогда не только водитель увидит пешехода, но и пешеход – водителя.

Стоит иметь в виду, что ДТП – это наезд не только автомобиля, но и велосипеда (и мотоцикла), а сами велосипедисты – сильнейший источник напряженности для всех других водителей.

Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года.

Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы – с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.

Опасность ДТП для детей!

Гибель и потеря здоровья молодого поколения, относящегося к наиболее активной и перспективной части населения, приводит к невосполнимым потерям для будущего страны, подрывает ее демографический резерв.

Уже в раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения. Он осваивает роль пешехода, пассажира, велосипедиста сначала вместе со взрослыми, а затем включается в этот процесс самостоятельно. Но у детей, в отличие от нас, взрослых, нет знаний, навыков, умений… А поэтому взрослые, просто обязаны помочь ребенку найти свое место в огромном пока неизведанном мире, осознать себя частицей этого мира. Мы должны научить ребенка жить и действовать в этом мире, сообразуясь с его законами и правилами.

Чтобы дорога была дружелюбна к Вашим детям, изучайте с ними азбуку дорожной безопасности. Обучайте ребенка безопасным навыкам всегда, когда для этого предоставляется возможность, и, в первую очередь, своим личным примером.

Воспитывайте в нем потребность быть дисциплинированным. Ребенок должен получить четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Дети должны усвоить формулу безопасности:

  • предвидеть опасность;
  • при возможности - избегать;
  • при необходимости – действовать.

Начать нужно с простого.

Дорога в детский сад и домой

Чтобы ребенок лучше ориентиро­вался в уличном пространстве, по­играйте с ним в игру: «Дорога в детский сад». Для этого предло­жите ему самостоятельно запом­нить дорогу туда, куда вы регу­лярно ходите, или, наоборот, воз­вращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой. Ма­лышу будет трудно сразу запом­нить весь путь, поэтому разделите расстояние на отрезки, покажите явные приметы каждого. Аптеку, например, легко узнать по зеле­ному кресту. Хорошо узнаваемы сберкассы. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него мо­гут служить красочные афиши. Раз­вивайте зрительную память ре­бенка (где находятся магазины, школа, детский сад, аптеки, пе­шеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного дви­жения) и пространственные пред­ставления (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади).

Лево-право

Начинать учить детей распознавать левую и правую стороны своего тела, а также какого-либо персо­нажа, объекта рекомендуют с трех лет. Но усвоение этих понятий оста­ется довольно сложным и для стар­ших дошкольников. С одной сто­роны, эти представления имеют психофизическую основу. С другой - должна даваться всегда в опреде­ленной системе отсчета, т.е. слева (справа) от кого-то или чего-то. Поэтому взрослому тоже иногда требуется уточнить, какая сторона имеется в виду (характерный при­мер - зеркальное восприятие си­туации, когда ваш собеседник по­казывает, как вытереть грязь с лица.

Взрослые (родители, воспита­тели, учителя, гувернеры) должны постоянно, но ненавязчиво, между делом, повторять - где право, где лево, спрашивать, в какой руке - правой или левой - шоколадка у ребенка, сумочка у бабушки, в ка­кую сторону поехала машина. По­лезно повторить вопрос, переме­нив руку («А теперь?»), зайти с дру­гой стороны, повернуться к ребенку спиной, предложить ему поменять позу. Если вопрос о руке уже не вызывает затруднений, то сложными могут оставаться вопросы о колене, плече, локте. Когда ребенок лежит на животе или спине, на правом или левом боку, сплетает руки за спиной или над головой, скрещивает на груди,

стоит перед зеркалом, то система координат и представление о мире у него изменяются. Так же трудно ребенку понять, какие изменения произошли, когда аналогичным образом ведет себя человек, позу которого он описывает, или в какую сторону поехала машина.

Велосипед: можно и нельзя

Прежде чем воплотить мечту ре­бенка в реальность и приобрести велосипед, родителям следует об­ратить внимание на район прожи­вания и убедиться в наличии без­опасных мест - велосипедных дорожек, стадиона, парка или школь­ного двора. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в сосед­ний квартал.

Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, даже под­готовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке - одновременно работать ногами, удерживать руками руль, контролировать вокруг себя си­туацию и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое из­менение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребе­нок может растеряться, начать па­никовать и действовать неадек­ватно. Ребенок, только-только на­учившийся ездить на велосипеде, склонен переоценивать свои воз­можности и часто не понимает, ка­кие опасности подстерегают его на улице. Ежедневные поездки по­могают научиться уверенно управ­лять двухколесным другом, но в сложной дорожной обстановке нужны и другие навыки: знание техники и правил безопасности, мгновенная реакция и вниматель­ность.

Не следует забывать, что ве­лосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и не­защищенных, и даже незначитель­ные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные послед­ствия.

Велосипед для дошкольника должен быть:

Надежным и безопасным;

Соответствующим росту ребен­ка;

Удобным;

С одной скоростью, без ручного тормоза (концентрация внимания на переключение скоростей может отвлечь от управления и привести к падению).

Обязательно приобретите для ребенка светоотражатели, вело­сипедный флажок и шлем . И объ­ясните их назначение. Флажок кре­пится к втулке заднего колеса. Он должен быть выше головы ребенка. Это поможет маленькому участнику дорожного движения стать более заметным. Шлем защитит голову при падении и столкновении. Он не должен закрывать уши или ограничивать обзор.

А где можно кататься на вело­сипедах?

(Обычно дети отвечают: «По дороге»). Детям до 14 лет можно кататься на велосипеде только во дворе, на специально оборудованной детской площадке или по специальным велосипед­ным дорожкам. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть.

А почему? (По тротуару ходят пеше­ходы. Игра и езда на велосипедах будут им мешать. Они могут быть вынуждены сойти на проезжую часть, а это очень опасно.)

Прежде чем разрешить ребенку покататься на велосипеде, выбе­рите безопасное для поездок ме­сто и научите ребенка замечать окружающую обстановку и счи­таться с другими участниками дви­жения.

Ребенок должен знать, что на «взрослом» велосипеде разре­шено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при усло­вии, что велосипед оборудован до­полнительным сиденьем и под­ножками.

Игры и занятия.

Взрослый (воспитатель, родитель) раздает детям пуговицы трех цветов, по одной каждому ребенку, объясняя, что один цвет соответствует ма­шинам, второй - пешеходам, тре­тий - велосипедистам. Взрослый разворачивает перед детьми планы городов, улиц, перекрестков, где видно проезжую часть и тротуар. При помощи фишек, двигаясь по схемам, дети должны показать, как они будут действовать в соответ­ствующих ситуациях.

Несколько обязательных правил

для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП :

Ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности – уголовно наказуемое преступление);

Бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а также уклонение от освидетельствования, может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет;

Немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг к другу);

Сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги);

Став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГАИ.

Риск пострадать от ДТП – один из наиболее высоких рисков в городе. В Москве в 1993 году было зарегистрировано 8303 таких происшествия. В России в 1994 году в ДТП погибло 35 тысяч человек.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.

Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. Так, На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек.

Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств.

Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Если вы находитесь в общественном транспорте: при сильном торможении возможна травма шеи. Старайтесь, чтобы голова и руки, ноги не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на впереди стоящее кресло, голову прижмите к рукам, ноги вытяните вперед, но не просовывайте их под кресло, так как возможна ситуация их повреждения. При падении группируйтесь. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам. Падая, постарайтесь упасть на бок, на сидение или пол, это позволит избежать значительных травм. При пожаре необходимо как можно быстрее покинуть салон, используя и аварийные выходы.

*Если вы находитесь на дороге перед несущимся на вас автомобилем и в последнее мгновение поняли, что столкновение неизбежно, постарайтесь, если у вас хорошая спортивная подготовка, высоко подпрыгнуть и вскочить на капот машины, а если вы упали – попасть между колес.

Запомните: в аварийной ситуации крайне важен постоянный контроль своего состояния (самоконтроль).

Если же все-таки аварии не удалось избежать, следующие знания помогут вам спасти жизнь (или хотя бы облегчить страдания) как себе, так и своим близким и всем, кто в этом нуждается.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДТП

Очередность мер, необходимых для спасения жизни пострадавшего.

При оказании ПМП необходимо:

Удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай;

Устранить опасные для жизни пострадавшего состояния (шок, асфиксию, кровотечение);

Установить степень повреждений, возможность транспортировки;

Перенести в защищенное, удобное для оказания мер помощи место;

Оказать требуемую помощь;

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ

И ПОМОЩЬ ПРИ НИХ

Травматический шок.

Шок (от фр. Choc – толчок, удар) – состояние угнетения нервных центров, контролирующих все системы организма, регулирующих кровообращение, дыхание, обмен веществ. Шок наступает в ответ на чрезвычайно сильное раздражение этих центров при тяжелых травмах и т.д.

В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на организм и большая кровопотеря. Боль нарушает нервную регуляцию жизнедеятельности организма ив первую очередь кровообращение, следовательно, питание всех органов; особенно опасно такое нарушение для головного мозга; кровопотеря усугубляет этот процесс. В результате происходящих изменений падает артериальное давление, уменьшается объем крови, циркулирующей в кровяном русле. В качестве компенсации кровопотери начинается переход жидкости из различных тканей организма в сосудистое русло, за счет чего сами ткани обезвоживаются.

Внешняя симптоматика травматического шока неоднозначна. Первоначальное возбуждение сменяется так называемой торпидной фазой, когда функции организма затормаживаются: сознание сохранено, но больной находится в состоянии оцепенения. Кожа бледная и холодная, артериальное давление низкое, мочи нет.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения давящих повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в иммобилизации поврежденных частей тела стандартными шинами или подручными средствами. Необходимо также безотлагательно вызвать бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее сильные из имеющихся средств (промедол, омнопон – если нет повреждений внутренних органов), и больной госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение.

Приемы оживления.

Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность на спину с откинутой назад головой, при рвоте наклонив голову набок. Очищают полости рта и носа от крови и грязи (пальцем, обернутым любой тканью). Проверяют, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет – начать реанимацию.

Начинают искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос". Если рот закрывается из-за сокращения мышц, надо пальцами нажать на область нижней челюсти. Необходимо следить, чтобы голова больного была откинута, а шея находилась в разогнутом положении. Если искусственное дыхание проводится "рот в рот", следует сжимать ноздри носа, чтобы воздух не выходил через носовые ходы. Соответственно при вдыхании воздуха в нос больного необходимо закрыть ладонью рот. Ритм искусственного дыхания 12 - 16 раз в минуту.

Второй человек одновременно делает непрямой массаж сердца в ритме 60 – 70 надавлений на грудину в минуту (5 – 6 надавлений чередуются с одним вдуванием воздуха).

Если появляется даже маленькая надежда на то, что меры оживления эффективны, надо продолжать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца длительно – до тех пор, пока не установится самостоятельное непрерывное дыхание. Преждевременное прекращение искусственного дыхания опасно.

Нельзя:

Переносить пострадавшего без надежного шинирования;

Давать пить при жалобах на боли в животе.

Остановка дыхания.

Надо:

Запрокинуть голову пострадавшего назад;

Оттянуть пальцами нижнюю челюсть;

Зажать нос;

Сделать глубокий вдох и выдохнуть воздух в рот (нос) пострадавшего;

Повторять выдох с частотой 12 – 14 раз в минуту.

Наружный массаж сердца.

Уложить пострадавшего спиной на твердую опору;

Положить руку ладонью вниз на нижнюю треть грудины, поверх нее – другую, обращенную пальцами к подбородку пострадавшего;

Произвести 3 – 4 ритмических нажатия, смещая грудину на 3 – 4 сантиметра вглубь. Через 15 – 30 минут делать вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего.

Продолжать массаж в ритме 50 – 60 надавливаний в минуту.

Проводить массаж до оживления человека или появления признаков смерти.

Сильное кровотечение.

Пережать поврежденный сосуд пальцем;

Сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;

Наложить жгут не более чем на полтора часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

При небольших кровотечениях прижать рану салфеткой и забинтовать.

Переломы костей конечностей.

Наложить стандартную шину или из подручных материалов;

Придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;

Приложить холодный компресс;

Дать обезболивающее.

Пытаться вправлять отломки кости;

Накладывать шину в месте, где выступает кость;

Прикладывать грелку;

Без необходимости снимать одежду и обувь (в месте перелома одежду вырезать).

ТРАВМЫ

Травма (от греч. Trauma) – повреждение тканей организма с повреждением их целостности и функций, возникшее от воздействия внешних причин. Травма – понятие широкое: это переломы и вывихи конечностей, ранение мягких тканей, ушибы, повреждения органов и т.д.

Для автокатастроф характерны скальпированные раны мягких тканей. Их особенность состоит в том, что часть кожи полностью отделена от глубоких (подлежащих) тканей, в связи с чем имеется кровотечение и велика возможность развития шока.

Также частыми при ДТП являются ушибленные раны. Они могут быть самостоятельными или сочетаться с переломами. Боль – главный симптом при ушибе. Она несколько ослабевает спустя минуты после травмы, но возобновляется через 2 – 3 часа из-за развития отека и кровоизлияния. Если ушибленная рана находится вблизи суставов, то, как правило, страдают и они – их движения становятся ограниченными.

Особенностью ушибленных ран является также их загрязненность, что создает опасность инфицирования. ПМП заключается в наложении давящей повязки, поверх которой помещают пузырь со льдом или холодной водой.

Не исключается возможность получения при ДТП колотых, резаных, рубленых ран. При всех видах ранений мягких тканей есть опасность воспаления, инфицирования.

Первая помощь состоит прежде всего в остановке кровотечения. При сильном кровотечении накладывается жгут (см. выше). При небольших кровотечениях из раны удаляют поверхностно лежащие инородные тела, края ее обрабатывают спиртом или йодом, накладывают ватно-марлевую повязку. При глубоких ранах конечностей для обеспечения покоя руку подвешивают на косынке, а ногу иммобилизуют (обеспечивают неподвижность) при помощи стандартной шины или подручных средств.

В тяжелых случаях необходимо вызвать неотложную помощь с госпитализацией больного в хирургическое или травматологическое отделение на носилках.

Повреждение мягких тканей головы .

При ушибах мягких тканей головы всегда бывает резкая боль и припухлость в результате кровоподтека. Первая помощь заключается в наложении давящей повязки и применении холода. Раны мягких тканей головы (особенно скальпированные) отличаются кровоточивостью. Доврачебная помощь при небольших ранах состоит в наложении давящей повязки и применении холода. После этого больному следует обратиться в травмопункт для первичной хирургической обработки и наложения швов.

При обширных ранениях развивается артериальное кровотечение, которого давящая повязка не останавливает. Поэтому здесь следует немедленно вызвать неотложную помощь.

Если повреждены мягкие ткани волосистой части головы, следует наложить жгут посередине лба, выше линии ушей; рану закрывают повязкой.

При скальпировании черепа оторванные лоскуты кожи рекомендуется сохранить – завернуть в стерильную салфетку или подручный материал и доставить вслед за пострадавшим в больницу. В дальнейшем во время пластической операции при ликвидации дефекта кожи головы эти фрагменты могут быть использованы.

Повреждения черепа.

Следует сразу отметить: все переломы черепа относятся к тяжелым травмам и требуют немедленного вызова скорой неотложной помощи. Переломы свода черепа бывают открытыми и закрытыми. Отличие открытых переломов в том, что нарушена целостность кожного покрова головы. Перелом костей черепа может быть неполным – в виде трещины, оскольчатого перелома без смещения осколков, в виде вдавливания.

Иногда имеется только кровоподтек в области черепа, но тяжелое состояние пострадавшего заставляет предполагать повреждение головного мозга – сотрясение, ушиб, сдавливание.

До приезда врача пострадавшего, находящегося в сознании, укладывают на носилки на спину без подушки, на рану накладывают повязку, а поверх нее – пузырь со льдом или холодной водой. Пострадавшего с потерей сознания также кладут на спину, но в положении полуоборота – с поворотом головы в сторону, используя одежду в качестве валика, чтобы рвотные массы не могли попасть в дыхательные пути. Необходимо также помнить, что съемные зубы и протезы должны быть удалены.

При остановке дыхания следует немедленно начать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

При переломе основания черепа к голове пострадавшего следует приложить лед, вызвать неотложную помощь. В связи с тем, что возможно западение языка, его нужно закрепить при помощи безопасной булавки: проколоть язык на расстоянии 2 сантиметра от его кончика (с предварительной обработкой спиртом языка и булавки) и закрепить булавку бинтом, завернутым вокруг подбородка. Лучше, если это сделает медик, но в его отсутствие выполнить процедуру может тот, кто находится рядом.

Повреждения головного мозга – сотрясение или ушиб со сдавливанием мозга или без него – может сопутствовать перелому основания черепа или явиться самостоятельной травмой.

При сотрясении мозга обычны кратковременная потеря сознания, тошнота, рвота, головокружение; после того как пострадавший приходит в себя, он тоже еще не вполне четко воспринимает окружающее.

При ушибе головного мозга страдают вещество мозга и его сосуды. В зависимости от места ушиба и тяжести повреждений могут нарушаться все функции организма человека: регуляция дыхания и движений, способность видеть, слышать и т.д. Иногда утрачивается сознание.

Ушибу мозга может сопутствовать и его сдавливание. При развитии явлений сдавливание головного мозга, которое может быть вызвано отеком его или вдавливанием отломков кости, повышается внутричерепное давление, нарушаются дыхание и работа сердца – возникает серьезная угроза жизни человека.

Первая помощь заключается в немедленном вызове неотложной помощи и транспортировке больного на носилках в положении на спине с повернутой в сторону головой.

Повреждение сосудов головного мозга может привести к образованию гематомы (кровоизлияния) над твердой мозговой оболочкой, под ней или под паутинной оболочкой. В этих случаях первая помощь заключается в срочном вызове неотложной помощи и госпитализации на носилках в нейрохирургическое отделение.

Травмы челюстно-лицевой области, ушибы и ранения лица.

Ушибы лица могут сочетаться с повреждениями зубов или костей лицевого скелета. Кроме того, при ушибах лица образуются большие кровоподтеки за счет хорошо развитой сосудистой сети лица.

При ранении лица не исключены повреждения ветвей лицевого нерва, слюнных и околоушных желез. В тяжелых случаях развивается шок: пострадавший находится в заторможенном состоянии, он очень бледен; артериальное давление имеет тенденцию к резкому снижению.

Неотложная помощь состоит в том, что на рану накладывается давящая повязка, поверх нее помещается пузырь со льдом или холодной водой. При значительном кровотечении раны тампонируются, крупные сосуды можно прижать пальцами к подлежащим костям. Можно попытаться временно остановить кровотечение, наложив жгут на шею со стороны ранения и на подмышечную впадину со здоровой стороны (рука больного запрокинута за голову). Чтобы больной не задохнулся, его укладывают лицом вниз с повернутой набок головой, предварительно удалив из полости рта кровь, слизь, инородные тела.

Переломы нижней челюсти возникают под действием прямой травмы. Они могут быть в одном месте или в нескольких местах (множественные), всегда сопровождаются повреждением слизистой оболочки полости рта, поэтому в дополнение к травме здесь имеет место инфицирование раны. Перелом может быть в любом отделе нижней челюсти, но наиболее часто эта кость ломается по средней линии, в области угла нижней челюсти и на уровне клыков. Сам по себе перелом челюсти крайне болезнен; при этом нарушена речь, затруднено жевание пищи, слизистая полости рта кровоточит.

Кроме того, при множественных переломах нижней челюсти возможно западение языка, и пострадавший может задохнуться. При такой угрозе прежде всего необходимо постараться зафиксировать язык; далее очистить полость рта от крови, слизи, отломков кости. При наружном кровотечении накладывается давящая повязка, а поверх нее – пращевидная повязка, закрепленная на голове, подхватывающая и фиксирующая подбородок.

Переломы верхней челюсти случаются реже, чем переломы нижней челюсти. Тяжесть состояния пострадавшего от того, является ли этот перелом одиночным или он часть сочетанной травмы – с повреждением костей основания черепа, костей носа скуловых и т. д.

Переломы верхней челюсти часто случаются по средней линии и в местах соединения верхней челюсти с другими костями черепа. При переломе верхней челюсти может быть повреждена твердая мозговая оболочка, что резко утяжеляет состояние больного.

Признаки перелома верхней челюсти неоднозначны – они зависят от характера и расположения перелома и сочетания с переломами других костей черепа. Как правило, это боль, кровоподтеки, кровотечения изо рта и носа, нарушение смыкания зубов; в тяжелых случаях – симптомы повреждения мозга: тошнота, рвота, головокружение.

Те, кто оказывает помощь, должны прежде всего очистить полость рта пострадавшего от костных отломков, крови, слизи, убрать съемные протезы; при необходимости фиксировать язык; на область верхней челюсти наложить асептическую повязку (давящую при кровотечении) и зафиксировать ее теменно-подбородочной повязкой. Одновременно должна быть вызвана неотложная помощь. Госпитализация показана в стоматологическое отделение или в хирургическое в положении лежа лицом вниз на боку.

Серьезные повреждения носа – как правило, это переломы – односторонние и двусторонние. Такие травмы вызывают деформацию носа, кровотечение и нарушение носового дыхания.

Первая помощь – остановка кровотечения. В легких случаях необходимо посадить пострадавшего со склоненной вниз головой, чтобы кровь не затекала в дыхательные пути. Через 3 – 5 минут кровотечение может остановиться самостоятельно. При сильных носовых кровотечениях требуется тампонада носа, которую должна осуществить немедленно вызванная неотложная помощь.

В случае недоступности медицинской помощи переднюю тампонаду носа можно попробовать выполнить самостоятельно или с помощью случайных медиков, оказавшихся рядом.

Переднюю тампонаду носа производят длинной полоской бинта шириной 2 сантиметра, смоченной в растворе перекиси водорода (тампонируют туго, используя пинцет).

Повреждения грудной клетки.

Ушиб грудной клетки проявляется болями при дыхании с усилением на вдохе. Тяжелые ушибы характеризуются резкой болью. Присоединившееся кровохаркание говорит о повреждении плевры легочной ткани, что чревато развитием шока, поэтому необходимо немедленно вызвать неотложную помощь.

Переломы ребердостаточно часто случаются при автокатастрофах. Они могут быть одиночными и множественными. Признаками их, как при ушибах грудной клетки, являются боли при дыхании, болезненность по ходу сломанного ребра. При повреждении плевры и ткани легких может быть кровохаркание, возможно развитие шока. Больному следует наложить тугую повязку на грудную клетку и госпитализировать его.

Пневмоторакс травматический закрытый.

Пневмоторакс травматический закрытый – еще одно тяжелое последствие травмы грудной клетки. При переломе ребер отломками их повреждается ткань легкого, через этот поврежденный участок воздух попадает в плевральную полость.

Если разрыв легкого небольшой и воздуха в полость плевры попало немного, признаки пневмоторакса могут быть незначительными и остаться незамеченными. При большом повреждении легкого воздух, попавший в плевральную полость, сдавливает легкое и отодвигает лежащие рядом органы в здоровую сторону: развивается острая дыхательная недостаточность. Необходимо немедленно вызвать неотложную помощь.

Похожая на пневмоторакс картина наблюдается при гемотораксе.В случае ранения крупных сосудов в плевральную полость изливается кровь. Скапливаясь там, она, как и воздух при пневмотораксе, сдавливает легкие и отодвигает лежащие рядом органы, провоцируя развитие дыхательной недостаточности. Но следствием острого внутреннего кровотечения является еще и падение артериального давления, и затруднение работы сердца. В таком случае состояние больного может быть очень тяжелым.

Первая помощь – немедленная госпитализация на носилках с приподнятым изголовьем.

Пневмоторакс травматический открытый.

Пневмоторакс может быть и открытым: если имеется ранение грудной стенки с повреждением плевры, возникают условия, при которых плевральная полость сообщается с внешней средой. Получив свободный доступ в плевральную полость, воздух сдавливает легкое и выключает его из дыхания. Состояние больного ухудшается на глазах.

Первая помощь должна иметь целью как можно быстрее прекратить сообщение плевральной полости с внешней средой. Для этого края раны обрабатывают йодом, рану закрывают стерильной повязкой, которую закрепляют пластырем, целлофаном или другими подручными средствами. Лучше всего для этой цели использовать индивидуальный перевязочный пакет: прорезиненная оболочка его накладывается внутренней стороной на рану, поверх нее – вата, после чего повязку прибинтовывают к грудной клетке. Следующим шагом должна стать срочная госпитализация.

Повреждения брюшной полости.

При авариях чаще всего происходит ушиб брюшной стенки. При этом может образоваться кровоподтек. Но если при этом больной жалуется на сильную боль, не исключен разрыв органов брюшной полости. Чем бледнее и слабее больной, тем опаснее могут оказаться изменения внутренних органов – возможны разрывы селезенки, печени, при которых практически неизбежны внутренние кровотечения. При травмировании желудка возникает рвота. Появление признаков нарушения мочеиспускания могут свидетельствовать о повреждении почек, мочевыводящих путей. Следствием такого рода травм может быть развитие шока.

Во всех случаях повреждения органов брюшной полости необходима экстремальная госпитализация на носилках в положении лежа в хирургическое отделение. Первая помощь заключается в создании условий покоя, на живот помещается пузырь со льдом.

Повреждения позвоночника .

Повреждения шейного отдела позвоночникавследствие резкого откидывания головы назад довольно часто случаются с автомобилистами при авариях. Резкая боль в области шеи, невозможность повернуть шею в сторону могут быть признаками как перелома, так и вывиха шейных позвонков. Истинный характер повреждений уточняется при рентгенографии позвоночника.

В тяжелых случаях может быть поврежден спинной мозг, что проявляется слабостью конечностей, покалыванием в руках. В еще более тяжелых случаях развивается паралич верхних и нижних конечностей.

Первая помощь при травмах позвоночника заключается в том, что пострадавшего укладывают на спину (его нельзя ни сажать, ни поднимать) и немедленно вызывают скорую неотложную помощь. На носилки перекладывают крайне осторожно.

При повреждении спины (грудного и поясничного отделов позвоночника), первая помощь опять-таки заключается в немедленном вызове неотложной помощи и приеме обезболивающих средств. Пострадавшему должна быть обеспечена полная неподвижность. При перекладывании его на носилки надо следить, чтобы голова и шея были на одном уровне, и чтобы не образовался прогиб в области спины.

При задержке госпитализации больного помещают на жесткое ложе на спину, под голову и поясницу подкладывают плоские валики.

Необходимо обеспечение пострадавшему полного покоя, так как травмы позвоночника являются если не самыми тяжелыми, то, по крайней мере, одними из самых тяжелых.

Повреждения таза и мочевой системы.

Переломы костей таза происходят при сдавливании таза в разных плоскостях. В тяжелых случаях – при множественных переломах костей таза или при повреждении сочленения позвоночника с костями таза – может возникнуть внутреннее кровотечение. Косвенным признаком этого служат наружные кровоподтеки; очень серьезный симптом – изменение формы таза. Наличие этих признаков свидетельствует о возможности развития шока.

Тяжелым травмам с множественными переломами костей таза иногда сопутствуют разрывы сосудов, разрывы почек, мочевого пузыря, но чаще всего – мочеиспускательного канала, что случается в 10% всех травм таза у мужчин. Это чревато обширными кровоизлияниями в поясничной области и в промежности. Внешне это проявляется выбуханием в соответствующих зонах.

Первая помощь состоит в обезболивании теми лекарственными средствами, которые есть в данный момент (анальгин, баралгин, вольтарен в инъекциях). И обязателен вызов "неотлжки". Для транспортировки необходимо правильно уложить пострадавшего: носилки не должны прогибаться (подложить доску); положение на спине с согнутыми ногами в тазобедренных и коленных суставах. В подколенную область подложить валики из подручных средств.

Повреждения конечностей.

Повреждение костей конечностей и суставов могут быть самыми разнообразными. Среди переломов трубчатых костей различают поперечные, косые, оскольчатые, закрытые без повреждения кожи и открытые, сопровождающиеся рваными ранами. Большое значение придается тому, имеется ли смещение отломков, что приводит к деформации конечностей.

ПМП заключается в обеспечении иммобилизации конечности с помощью шин или подручных средств. Кровотечение необходимо остановить временной давящей повязкой или жгутом в зависимости от интенсивности. При открытой ране накладывают повязку.

Переломы костей предплечья в средней трети могут быть изолированными – каждой из этих костей в отдельности или обеих вместе.

При переломе одной кости деформации нет, но свидетельством травмы является боль и умеренный отек предплечья. Неотложная помощь: наложение шины (в крайнем случае – дощечки) от нижней трети плеча до основания пальцев; применение обезболивающих средств (анальгин, баралгин, вольтарен внутрь или внутримышечно).

Повреждения кисти происходят чаще всех остальных травм тела. В первую очередь это ушибы кисти от воздействия тупых предметов, при сдавливании тяжестью. Признаками ушиба кисти являются резкая боль, обширные кровоподтеки, онемение кисти, отеки, не исключено также развитие шока.

Первая медицинская помощь: применение доступных обезболивающих средств (по возможности внутримышечная инъекция); охлаждение кисти (пузырь со льдом, снегом или холодной водой) – эту процедуру можно повторять с небольшими интервалами; обработка поврежденных участков кожи спиртом, не наложение асептической повязки и шины.

Повреждения нижних конечностей.

Вывихи бедренной кости происходят при воздействии очень большой силы. Это может случиться в автомобильной аварии, если в этот момент человек, находящийся внутри автомобиля сидел с согнутой в колене ногой. Признаками вывиха бедра является вынужденное положение бедра:

Согнутое в тазобедренном и коленном суставе;

Или, наоборот, выпрямленное с отведением в сторону;

Или согнутое в тазобедренном суставе и отведенное в сторону (все это связано с разными видами вывихов).

Движения в тазобедренном суставе при этом невозможны из-за мучительных болей.

Первая помощь состоит в снятии болей (как при серьезных травмах лучше внутримышечное введение сильного обезболивающего, даже наркотического, например, промедола; при отсутствии такой возможности – прием обезболивающего лекарства внутрь в таблетках). Обязателен и срочный вызов неотложной помощи. Транспортировка на носилках в положении на спине, с подкладыванием подушек или одежды для сохранения того положения, в котором оказалась нога.

Переломы костей нижних конечностей составляют треть всех переломов; чаще всего ломаются кости глени.

Переломы бедренной кости– это всегда тяжелая травма с резкими болями, способными вызвать шок.

Схематично все виды переломов бедренной кости можно разделить на две группы:

Переломы верхнего отрезка кости;

Переломы нижнего отрезка кости.

Перелом верхнего отрезка бедра у молодых может произойти при автомобильной аварии. Острая боль в тазобедренном суставе сочетается с вынужденным положением ноги (чаще развернутой кнаружи), отечностью в области сустава за счет кровоизлияния.

Переломы средней трети бедра также относятся к тяжелым травмам, способным вызвать шок. Они характеризуются резкими болями в области перелома, укорочением конечности с поворотом кнаружи. Чтобы предотвратить развитие шока, необходим экстренный вызов неотложной помощи.

При всех переломах бедра после обезболивания следует правильно уложить больного, используя стандартную деревянную шину, а при ее отсутствии – доску или трубу, располагая ее по всей длине ноги и выше до подмышечной области. Если и такого подручного материала не нашлось, больная нога прибинтовывается к здоровой, между коленями и лодыжками делаются ватные прокладки. Шина накладывается поверх одежды.

Открытые переломы костей и суставов.

Открытыми называются те переломы костей и суставов, при которых имеется рана. Такого рода повреждения чаще всего бывают в ситуациях катастрофы, поэтому переломы к тому же бывают множественными и сопровождаются кровотечением. Все это утяжеляет состояние пострадавшего и способствует развитию травматического шока.

Первая помощь состоит в прикрытии раны салфетками, смоченными при возможности прокипяченным растительным маслом. Даже если в ней видны костные отломки, извлекать их не следует. На рану накладывается стерильная повязка. При кровотечении повязка должна иметь давящий характер. Обычно этого бывает достаточно, поскольку кровотечение в этих случаях нерезкое венозное. После наложения повязки производится наложение шины (стандартной или из подручного материала). При нарушении целостности крупных артерий, дающих сильное кровотечение, накладывается жгут.

После этих мер больной незамедлительно госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение на носилках в положении на спине.

В условиях аварии не исключено и такое несчастье, как отрыв конечностей. Это всегда крайне тяжелая травма, сопровождающаяся травматическим шоком. Поскольку при шоке артериальное давление низкое, кровотечение из артериальных стволов может быть умеренным; однако при перекладывании больного оно усиливается. Поэтому выше места отрыва всегда накладывается жгут (а перед его наложением необходимо прижать пальцами кровоточащую артерию).

Обезболивание в таких случаях лучше производить внутримышечным введением наркотических средств (омнопон, морфий, промедол). Если их нет, нужно использовать любые обезболивающие таблетки в двойных дозах. При возможности применяют также кофеин, кордиамин. На рану накладывается стерильная повязка. Госпитализация экстренная в реанимационное отделение. Оторванную конечность доставляют вместе с пострадавшим в стационар (место отрыва прикрывается салфетками).

Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы.