Должностные обязанности дпс. Нарушения прав водителя при остановке гаи и требования инспекторов, все ли законно

Большинство водителей не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками полиции (гаи), именно из-за этого и возникают многочисленные конфликты с дорожной полицией.

Каждому известно, что стоить только стать водителем автомобиля, то избежать нарушения прав водителя со стороны сотрудников полиции бывает практически невозможно. Довольно распространены случаи, когда сотрудники ГАИ (ныне полиции) всячески пытаются обвинить водителя в разнообразных нарушениях, которые водитель иногда просто не совершал.

Как показывают социальные опросы и общественное мнение, большинство водителей чувствуют себя полностью бесправными на дороге, не верят, что можно отстоять свои водительские права при встрече с сотрудником ГИБДД (полиции).

Однако наша практика показывает, что если водитель знает свои права и обязанности при общении с сотрудниками ГАИ (полиции), то в большинстве случаев остановка такого водителя сотрудником полиции, для последнего заканчивается настоящим испытанием. Как итог работник полиции старается как можно быстрее закончить общение с грамотным водителем и остановить другого который не так хорошо знает свои права.

Ниже мы составили краткий перечень прав и обязанностей водителя при остановке сотрудниками полиции (гаи):

1. Дорожный полицейский, а также любой сотрудник полиции имеет право вас остановить (ст. 11 Закона РФ «О полиции» , п. 2.4 и 6.11 ПДД РФ). Вы должны остановиться, но имеете право не выходить из машины. Водитель имеет полное право не покидать свой автомобиль и вести разговор с сотрудником полиции через окно.

Обязанность водителя выйти из своего автомобиля в наступает следующих случаях:

Пункт 70, Приказа № 185 МВД РФ (Административный регламент), Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

  • нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  • нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

2. По требованию работника полиции (инспектора ДПС) остановитесь с соблюдением требований п. 6.11 ПДД РФ , а именно в указанном инспектором полиции месте.

3. Если есть возможность, запишите беседу с инспектором полиции на диктофон или записываете его действия на видеокамеру. Вы имеете на это полное конституционное право.

4. После остановки вашего автомобиля поздоровайтесь с инспектором полиции и спросите причину остановки.

5. Прежде чем передавать свои документы, попросите инспектора полиции предъявить служебное удостоверение (в соответствии с п. 2.4 ПДД РФ инспектор обязан это сделать), данные его удостоверения обязательно перепишите. При возникновении конфликтной ситуации Вы будете знать на кого и куда жаловаться.

6. Любой пассажир вашего автомобиля (друг, жена и т.д.) - ваш свидетель. Каждого из них должны вписать в протокол об административном правонарушении. Если инспектор ДПС отказывается их вписать, в протоколе об административном правонарушении в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» напишите, что инспектор отказался вписать свидетеля, и впишите сами их фамилию, имя, отчество с контактными данными (адрес места жительства).

7. Каждый водитель имеет право, согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против себя самого – не ставить подписи, не давать объяснения. Поэтому если нарушения в ваших действиях не было, но при составлении протокола об административном правонарушении вы не знаете, какие дать правильные пояснения, то в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» укажите: «С протоколом не согласен, ПДД не нарушал».

Практически каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с такой ситуацией, когда его автомобиль останавливает сотрудник автоинспекции.

И тогда возникает вопрос, законы ли его действия, если водитель не нарушает правила? Какие права и обязанности сотрудника ГИБДД будут в данной ситуации.

Когда транспортное средство остановлено инспектором, по какой либо причине, то стоит знать, что, прежде всего, он обязан представиться. Водитель имеет полное право, при необходимости, записать номер его удостоверения и фамилию. Предъявлять сотрудники ГИБДД свои документы могут по требованию автомобилиста.

При этом, водитель имеет право находиться в салоне своего автомобиля, но если потребуются определенные проверки, то инспектор вправе попросить его выйти из авто. Что касается водительского удостоверения, то их передача в руки автоинспектора является вполне обоснованной и законной.

Зачастую можно встретить жалобы водителей на грубое обращение инспекторов и не разъяснение ими причин остановки.

Поэтому, стоит отметить действия, которые должны быть предприняты уполномоченным лицом:

  • проявление тактичности и вежливости в адрес автомобилистов;
  • правильный порядок проверки документов, а также, исключение создания ситуаций с искусственным затягиванием времени;
  • обязательное предупреждение о возможных проблемах, имеющихся у ТС либо водителя, а также о нарушениях им совершенных;
  • согласование с водителем составленного протокола и предложение ему поставить свою подпись под ним.

Следует понимать, что основные обязанности инспектора ГИБДД, это организация движения на дорогах, то есть, ликвидация происшествий и создание безопасных условий.

Когда инспектор имеет право останавливать ТС?

Как принято на законодательном уровне, транспортное средство останавливать, чтобы проверить документы, разрешено на стационарных постах ДПС и КПП. Но часто происходит такое, что остановка совершается в других местах.

Для этого должны быть основания:

  1. Если было зафиксировано нарушение на специальные носители с видео или фотофиксацией, а также, превышение скорости радаров.
  2. Имеющиеся у сотрудников ориентировки на автомобиль или конкретных лиц, которые в нем находятся (могло быть совершено ДТП и авто скрылось с места аварии, административные правонарушения или иные преступления).
  3. Имеющиеся сведения о том, что автомобиль находится в розыске и его использование незаконно,
  4. Автовладелец или пассажиры необходимы в качестве свидетелей, какого либо правонарушения, свидетелями которого они стали.
  5. Участник дорожного движения может привлекаться в качестве понятого.
  6. Потребность в ТС (уполномоченные лица могут использовать его на законных основаниях).
  7. От автомобилистов требуется помощь другим участникам движения, например, вследствие аварии.
  8. Проведение специальных мероприятий, официально регламентируемых уполномоченными органами по проверке водителей и перевозимых ими грузов.

Поэтому, если автомобиль был остановлен вне специальных пунктов, то водитель вправе поинтересоваться причинами, по которым его остановили.

Если инспектор не дает никаких понятных объяснений и ничего не предъявляет из вышеуказанного списка, то следует знать, что он нарушает закон и за это ему грозит штраф в размере 20 тыс. руб.

Права инспектора ДПС при досмотре авто

Зачастую нарушения со стороны полиции наблюдаются именно при досмотре транспортного средства. Многие водители попросту не знают досконально всех правил, поэтому выполняют просьбу и предоставляют к осмотру свой автомобиль.

Но в данной ситуации, стоит знать, что существует особый порядок действий, который включает в себя следующие моменты:

  • должна иметься веская причина, чтобы инспектор смог потребовать проведение процедуры досмотра (ориентировки на розыск автомобиля либо перевозку запрещенных товаров);
  • досмотр должен проводиться в присутствии понятых, но ими не могут выступать работники полиции или знакомые им граждане;
  • открывать багажник должен только владелец автомобиля, а инспектор располагаться от него на расстоянии вытянутой руки;
  • осматривать полицейский имеет право только со стороны, не прикасаясь к личным вещам автовладельца;
  • но уполномоченное лицо может попросить переместить некоторые вещи, чтобы открыть доступ к осмотру других предметов;
  • по итогам досмотра в обязательном порядке должен быть составлен официальный протокол, извещающий о полученных результатах.

В случае если были нарушены какие пункты, автолюбитель имеет полное право составить заявление с жалобой на должностное лицо, проводящее досмотр.

Составленный протокол должен содержать информацию о проведенной процедуре, а также о том, что запрещенные предметы выявлены не были.

Также, стоит помнить о том, что служащий имеет полное право произвести задержание, если, по его мнению, водитель перевозит какие-либо запрещенные объекты. Арест накладывается до выяснения обстоятельств, и участвует в нем группа быстрого реагирования.

Какие предпринимать меры, если превышены полномочия сотрудников ГИБДД?

Поскольку, нередкими являются ситуации, в которых служащие ведут себя неправомерно, возникает закономерный вопрос, как поступить? Ведь права и обязанности инспектора ДПС должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

В подобных ситуациях следует сделать следующее:

  • указать уполномоченному лицу на тот факт, что его поведение противоречит законодательству, делать это естественно нужно в вежливой форме,
  • если есть возможность, сделать запись разговора на электронный носитель, но предварительно поставив его в известность (скрытая съемка является нарушением со стороны водителя),
  • воспользоваться номером , чтобы доложить о случившемся,
  • дождаться приезда патрульной службы, которая и должна разобраться в случившемся, в качестве доказательств предоставить им видео или аудиозапись.

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, - административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС - правда .

Но инспекторы с легкостью могут остановить вас в любом месте! Ушлые пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни полицейские, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку . Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, чтобы инспектор показывал такие приказы водителям. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГАИ.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру - правда.

Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение - специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых - вымысел .

Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права - вымысел .

Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД, - правда .

Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

После остановки инспектором выходить из машины не нужно - правда .

Я помню, как только получил водительское удостоверение (это было в далеком 1994 году), каждый раз, когда машину останавливала ГИБДД, выбегал навстречу инспектору. Я был уверен, что так было нужно.

На самом деле достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД)?
  • необходимость устранения неисправности;
  • наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС - вымысел.

Как я уже отмечал, инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, попросту нет.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание - участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги - тоже.

На дорогах мы часто встречаемся с сотрудниками ГАИ. К сожалению, не все из них придерживаются регламента, иногда они помнят о своих правах, но напрочь забывают об обязанностях. Во время общения с представителями закона могут возникнуть разные спорные ситуации. Поэтому водителю не лишним будет ознакомиться с обязанностями инспектора.

Административный регламент МВД РФ

Административный регламент ГАИ (Приказ 185 МВД РФ) состоит из 5 разделов и 18 дополнений, описывающих обязанности, которые обязан выполнять работник ГАИ. В Приказе 185 МВД РФ и автолюбитель сможет почерпнуть немало драгоценной информации для себя. Эти сведения приободрят вас, когда в очередной раз «выпадет честь» пообщаться с инспектором на трассе. Итак, разберем избранные места Административного регламента детально.

Сигналы, подаваемые инспектором

Инспектор ГАИ обязан посылать сигнал машинам четко и понятно. Команда остановки автомобиля посылается жезлом, световозвращателем (круг с красным сигналом), рукой, устремленной на конкретную машину, или с помощью громкоговорителя. Помимо этого, используется свисток, звук, задействуются и специальные световые сигналы. Синхронно указывается место остановки.

Причина остановки

Ровненько себе ехал, и тут бац – полосатый жезл перед глазами. Не паниковать – это прежде всего. Помните о грамотной на обочине, ибо инспектор неусыпно отслеживает ваши действия. Если вдруг он заметит оплошность при парковке – штрафа не миновать. Непременно задействуйте , когда хоть самую малость сомневаетесь в маневре. Подошедший автоинспектор обязан сразу осведомить вас о причине остановки (вы можете оставаться в салоне). Чем может быть вызвана остановка ТС:

1. Вы превысили скорость.

2. Совершили опасный обгон или обгон под запрещающий знак.

3. Нарушили правила преодоления развилки и ЖДП.

4. Вы забыли пристегнуться.

5. Появились ориентировки насчет подозрительного ТС (угон автомобиля, его причастность к ДТП, административному правонарушению или криминалу).

6. Необходимость опросить вас как свидетеля или правонарушения, очевидцем которого вы могли стать.

7. Вы и ваши пассажиры понадобились в качестве понятых.

8. Инспектор вынужден задействовать ваше ТС (пункт 4 Административного регламента, абзац 5 это допускает).

9. Если срочно потребовалось оказать (к примеру, ДТП).

10. Осуществляется рейд-проверка ТС, находящихся в них граждан, перевозимых грузов (лишь при наличии акта начальника органов внутренних дел).

11. Сверка документов на право водить данное ТС, документов на имеющийся груз (сугубо на стационарных постах ДПС).

12. Действия регулировщика.

13. Отсутствие талона техосмотра.

14. Отсутствие номерных знаков или невозможность распознать номера из-за грязи или повреждений.

15. Случившиеся ДТП или преграда (обвал, оползень).

Действия инспектора при остановке автомобиля

Подойдя к припарковавшейся машине, инспектор должен отрекомендоваться и показать свое удостоверение в раскрытом виде. Вы можете записать его ФИО, звание, номер жетона на груди.

Далее надлежит сообщить причину остановки. Если инспектор не может четко озвучить причину, вы имеете право ехать дальше. Помните о культуре речи. Было бы нелишним во время разговора с инспектором использовать фиксирующие устройства (диктофон, мобильник). Работник полиции также должен быть непредвзятым, спокойным и сдержанным. К водителю надлежит обращаться на «Вы». Свои требования и трактовки формулировать четко и внятно, избегать двусмысленного понимания фраз.

Когда водитель нуждается в помощи, инспектор также обязан отрекомендоваться, придерживаясь регламента, затем внимательно вас выслушать и дать нужные пояснения или подсказать, где можно получить необходимую помощь (больница, станция ТО и др.). В случае остановки по принуждению, инспектор обязан сразу назвать водителю нормативный акт нарушения. Гражданам напоминают их права и обязанности. Инспектору возбраняется делать записи в документах граждан в непредусмотренных для этого местах.

Если затеялся спор, инспектор разъясняет порядок обжалования своих действий (согласно п.23 Административного регламента), уведомляет о местоположении отдела ГАИ и сообщает телефон непосредственного начальника. Если остановка потребована без причины, то это нарушение статьи 12.35. КоАП. Инспектору могут назначить даже штраф до 20000 рублей.

Составляем протокол

Протокол – процессуальный документ, составляемый при наличии определенного события либо состава административного правонарушения. Согласно статье 26.2. КоАП, протокол – это прямое доказательство вины водителя.

На месте правонарушения инспектор заполняет бланк шариковой ручкой, реже вносит данные на печатающем устройстве. Каждое административное правонарушение подразумевает статью закона. Если она не указана, то протокол не имеет юридической силы.

В протоколе заполняются такие графы:

- дата и место оформления протокола.

Должность/звание и ФИО инспектора.

Информация о хозяине машины.

ФИО и адреса свидетелей и потерпевших.

Иногда слова очевидца выручают водителя. Свидетелем возникшей на дороге ситуации может стать ваш пассажир, прохожий или водитель другой машины.

- наименование нарушенного нормативного документа, место и время совершения правонарушения, а также детальное описание обстоятельств нарушения.

Название статьи о правонарушении.

В графу «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело» вам позволяется вписать свое несогласие с процедурой оформления протокола.

Вам разрешается добавить к протоколу схему, ходатайство и т.д. Если для объяснительной в протоколе уже нет места, пишите дальше на новом листке, а в протоколе в графе "объяснения лица" отметьте, что они прилагаются.

В протоколе фиксируется и то, что права и обязанности вам разъяснили. После оформления протокола ознакомьтесь с текстом, чтобы внести поправки (если понадобится). Проверьте точность составления схем и рисунков (если таковые прилагаются). В пустых местах нарисуйте Z (дабы не появлялись позже фиктивные показания), и только теперь вы можете подписаться. Помните, что вам обязательно должны предоставить копию протокола. Никакие поправки после этого не вносятся.

Ответственность за ваш отказ подписаться не предусмотрена. Если вы отказались подписать протокол, то делается запись: «От подписи отказался» (обязательно при понятом). Инспектор может вручить и постановление (это повлечет за собой разбирательства в суде) или постановление-квитанцию на оплату штрафа. Когда инспектор вас поторапливает при оформлении протокола, или еще хуже, вырывает протокол из ваших рук – это пренебрежение вашими правами. Спокойно заявите о своем законном праве написать объяснение в протоколе.

Инспектор может не сделать схему ДТП – обязательно впишите в свое объяснение слова «Схема не составлялась». Ваша дальновидность не даст шанса нечестному инспектору составить схему ДТП позже и прикрепить ее к вашему протоку с подписью «Водитель от подписи отказался». Инспектор вручил вам копию протокола без схемы – требуйте и ее. В противном случае пометьте: «Копию схемы не вручили».

Инспектор не внес в протокол свидетелями родственников (якобы это заинтересованные лица) – впишите всех свидетелей в протокол своей рукой. Если реальных очевидцев не было, то ставьте Z в графе свидетелей (дабы потом они не материализовались). Ни в коем случае ничего не пишите под диктовку инспектора, чтобы все написанное не обернулось против вас. Объяснительную составляйте сами. Возможно ли оспорить протокол? Можно, но проблематично. Особенно с припиской «С нарушением согласен». Даже в этом случае боритесь за свои права до конца, правда, в суде и только с адвокатом.

Инспектор вправе предложить

В принципе, человек в погонах внушает почтение или страх. И это правильно. Но вот когда инспектор начинает юлить, то держите ухо востро. Инспектор может попросить вас выйти из машины, но никак не приказать. Такая просьба уместна, когда:

1. Нужно незамедлительно устранить неисправность автомобиля.

2. Происходит нарушение норм транспортировки груза (высыпание, скатывание, протекание).

3. Водитель пьян.

4. Требуется дополнительная сверка номера мотора.

5. Требуется досмотр машины.

6. Необходим личный досмотр.

7. Нужна помощь пострадавшим.

8. Нужна помощь инспектору ГАИ (угроза его жизни).

Просьба открыть багажник автомобиля допускается, если возникла необходимость проверить состояние газового оборудования или дополнительного топливного бака. Если все в норме, то там больше нечего.

В случае вынужденной остановки инспектор может предложить вам пройти контроль трезвости (индикаторная трубка). Вы имеете право отказаться. В этом случае тест на трезвость делают в больнице при 2 свидетелях (работники полиции не могут быть свидетелями). После получения результатов анализа составляется протокол на спецбланке (если алкоголь выявлен). Сотрудник ГАИ не имеет права удерживать вас для проверки технического состояния более 20 минут (время на устранение неполадок или составление протокола сюда не входит).

Подписывайтесь на наши ленты в

Причины, почему автомобиль можно остановить:

    Возникла угроза для движения других автомобилей.

    Инспектор имеет информацию о вашей причастности к действиям, противоречащим закону.

    Есть информация, что транспорт использовали в противозаконных целях либо он находится в розыске.

    Вы стали участником аварии, инспектору нужно опросить вас о подробностях происшествия.

    Помощь водителя нужна пострадавшим в аварии или сотруднику полиции.

Инспектор не может остановить автомобиль, где ему заблагорассудится. Для остановки отведены специальные места. Правда, есть исключения: когда место для остановки специально отмечено или есть опасность для безопасности других участников движения.

Инспекторы не могут действовать самовольно. Существует Закон о полиции, утвержден МВД Административный регламент по контролю безопасности движения (приказ от 02.03.2009 № 185).

Цель этих правовых актов: четко зафиксировать, на какие действия имеют права служители закона, какие несут обязанности.

Знание законов РФ не повредит гражданам, поможет уверенно отстоять свои права.

Должен ли автовладелец покидать свою машину?

Два случаая, когда требование выйти из машины является законным:

  1. Нужно устранить поломку транспорта или нарушения в перевозке грузов
  2. Есть признаки, что водитель пьян.
  3. Нужно проверить, достоверность информации, указанной в регистрационных документах.
  4. Необходимость досмотра вещей и перевозимых грузов.
  5. Если участникам движения без вашей помощи не обойтись, у инспектора есть право попросить вас покинуть автомобиль.
  6. Поведение водителя угрожает полицейскому.

Если инспектор захочет проверить номерные знаки агрегатов самостоятельно, без вашего участия - смело отказывайтесь. На вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять документы без водителя, есть четкий ответ - не имеет.

Административный регламент защищает права водителя, указывает на возможность присутствовать при проверке.

Остановка по подозрению в пьяной езде становится причиной для многочисленных споров. Поэтому остановимся на этом моменте подробнее.

За езду в пьяном виде закон карает сурово, вплоть до лишения прав и уголовной ответственности.

Какие признаки говорят о том, что водитель пьян?

Признаки опьянения детализированы в пункте 126 Административного регламента по контролю безопасности движения (далее -«Административный регламент»): от водителя пахнет алкоголем, его поза и движения неустойчивы, кожа покраснела, речь нарушена, а поведение отличается от нормального. Не нужно, чтобы были заметны все эти признаки, достаточно одного из них. Лишение прав за алкоголное опьянение - самое малое наказание.

Какие по закону есть обязанности сотрудника ГИБДД?

Водителю, чтобы комфортно чувствовать себя при общении с представителями власти, нужно знать обязанности сотрудника ГИБДД. Кто предупрежден, тот вооружен!

  • Инспекторы проверяют документы водителя, а сами должны открыть разворот своего документа, подтверждающего их полномочия.
  • Инспектор должен вам разъяснить свою должность, звание и фамилию. Только после этого может взять у вас документы для проверки.
  • Вам обязаны разъяснить положения законов: КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) и статьи 51 Конституции. Поясним, что статья 51 Конституции гласит о том, что вы не должны давать показания против самого себя и своих близких.
  • Разъяснить, в чем именно виноват водитель, какой пункт правил дорожного движения нарушен.
  • Помните, инспектор не имеет права что-либо помечать в ваших документах. Если вы передали паспорт, в который вложены деньги, иные ценные вещи, инспектор должен его вернуть и предложить, чтобы вы дали пустой документ.
  • Разрешить водителю использовать средства записи. Если запись по закону вести нельзя, разъяснить положения закона водителю.
  • Остановить машину понятными для водителя сигналами.
  • Разъяснить права водителя, обжаловать действия сотрудников ГИБДД, сообщить место, где находятся дежурные и номера телефонов.

Вроде все ясно, понятно написано в законе. На практике возникают проблемы. Родители ищут ответ на вопрос: имеют ли право сотрудники ГИБДД остановить машину? Как должны действовать представители власти?

Водителям не всегда удается отстоять свои права в мировых судах. Суды завалены административными делами, важные детали упускаются из вида. Водителям не остается ничего иного, как искать правду в вышестоящих инстанциях.

Необоснованные решения дорого обходятся. Нарушителей лишают прав, выписывают штрафы, а за пьяную езду могут и свободы лишить.

Автовладельцам нужно проявлять бдительность в общении с инспекторами, использовать допущенные нарушения при остановке в свою пользу.

Судебная практика

Постановление Верховного суда от 1 декабря 2015 года, № 85-АД15-6.

Суть дела. Инспектор остановил водителя по подозрению в пьяной езде. Заведено дело. Мировой судья в деталях разбираться не стал и оштрафовал водителя на тридцать тысяч рублей, лишил прав на год (часть 1 статьи 12.8 КоАП).

Районный и областной суд не стали разбираться и решение не изменяли. Но автовладелец не сдался, настаивал на установлении сути происшествия. Вера в справедливость его не подвела.

Заключение суда

Врач-нарколог обследовал водителя неправильно. Нарушена Инструкция по проведению мед. освидетельствования на состояние опьянения лица, управляющего транспортом.

Водителя обследовали двумя разными техническими проборами, что повлияло на достоверность результатов. Жалобу водителя судья удовлетворил, несправедливые решения отменил.

Еще одно дело из практики Верховного суда - Постановление от 22 декабря 2015 года, № 5-АД15-41.

Суть дела. Водитель не подчинился инспектору, не поехал на освидетельствование в мед. учреждение. Поплатиться за непослушание пришлось свободой на полтора года, плюс штраф заплатить тридцать тысяч (часть 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях). Но водитель решение оспорил. Как оказалось, не зря. В Верховном суде выяснили, кто прав, кто виноват.

Суд пояснил: обязанности сотрудников ГИБДД нарушались.

Вот доказательство нарушений: водителя отправляли на обследование в больницу, но понятые не участвовали, видеозапись происходящего не велась.

При получении доказательств нарушен Кодекс об административных правонарушениях. Поэтому доказательства не могут использоваться по делу, не подтверждают факт езды в пьяном виде.

Итог понятен: решения нижестоящих судов отменили, а водитель может снова сесть за руль.