Что такое служебная тайна. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях Примеры служебной тайны

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс РФ;

4. Уголовный кодекс РФ;

5. Закон РФ «О государственной тайне»;

6. Законе РФ «О безопасности»;

7. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

8. положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Гражданский кодекс предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены Кодексом и другими законами. Один из этих способов - возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может, причинит существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих гос. тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Гос. тайну составляют сведения:

1. в военной области;

2. в области экономики, науки и техники;

3. в области внешней политики и экономики;

4. в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства.


Отнесение сведений к гос. тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к гос. тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне".

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Тут имеется несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения охраняются Конституцией РФ (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации:

1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов:

· военную тайну;

· тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия);

· судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных заседателей);

2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, врачебную тайну, налоговая тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:

· документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги за последние три года);

· документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);

· налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

· иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация:

Об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);

Обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);

О прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого решения);

Об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения).

Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией, представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;

4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Для охраны сведений, составляющих налоговую тайну, наряду с режимом служебной тайны используется также специальный правовой институт - идентификационный номер налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Врачебная тайна. В силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.

Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили объём врачебной тайны и субъектов ответственности за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.

Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.

Тайна совещания судей предусматривает, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещаются доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать, кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):

· акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

· описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

· порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;

· сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации, функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

Требования к информации как к служебной тайне.

Информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

1. Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

2. Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Деятельность любого государства и его органов зависит от большого количества факторов. Прежде всего необходимо отметить важность права. Ведь именно благодаря этому специфическому регулятору общественных отношений деятельность многих ведомств и служб осуществляется в пределах определенных рамок. Помимо этого, юридический режим в государстве помогает упорядочить взаимодействие людей. То есть в данном случае мы говорим о таких незаменимых категориях, как правопорядок и законность. Следует отметить, что эти элементы влияют на многие К числу подобных можно отнести информационную. Ведь ведомости любого характера имеют свою ценность. Конечно, в отдельных случаях она будет совершенно незначительной. Тем не менее информация - это сфера, которая регулируется и в некоторых случаях охраняется законом. Нужно отметить тот факт, что существуют определенные сведения, требования государства к которым завышены. В данном случае мы говорим о таких специфических видах информации, как профессиональная и служебная тайна. Категории имеют не только характерные особенности, но еще и ряд определенных моментов, связанных с правовой защитой. Поэтому специфику служебной профессиональной тайны мы рассмотрим далее в статье, основываясь на положениях действующего законодательства.

Информация: понятие

Охраняемая действующим законодательством тайна любого типа во всех случаях является не чем иным, как информацией с ограниченным доступом. То есть это определенные сведения, известные не всем людям. При этом их нужно изучать на основе классического понятия «информация». Этим термином характеризуются любого рода сведения, если не учитывать форму их непосредственного выражения. Информация в таком понимании может отображаться в идеальном виде, то есть в уме людей, а также на материальных носителях, например, бумаге, компьютере, диктофоне, фотографии, видеофайле и т. п. Помимо этого, нужно учитывать тот факт, что любые сведения появляются исключительно в процессе коммуникации. Что касается информации с ограниченным доступом (служебная и профессиональная тайна), то она является в общем виде конфиденциальной, что обуславливает некоторые её особенности.

Что такое

Любые ведомости с ограниченным доступом являются конфиденциальными по своей сути. Данный термин подразумевает собой недопустимость разглашения или же утечки иным способом конкретной информации. Режим конфиденциальности крайне строго соблюдается в государственных организациях и службах, где работа подразумевает под собой взаимодействие с ограниченными законом ведомостями. Таким образом, конфиденциальная информация - это совокупность определенных сведений, разглашение которых не допускается действующим законодательством. Большую роль данные сведения играют в XXI столетии. Потому что на сегодняшний день информация с ограниченным доступом может стать достоянием общественности благодаря системе интернет и другим технологическим инновациям. Этого, как мы понимаем, случиться не должно. Ведь утечка конфиденциальной информации может нанести неоценимый вред общественности. В данной статье автора интересуют следующие виды сведений с ограниченным доступом, а именно:

Служебная тайна;

Следует отметить, что вторая часть названия конкретной информации содержит слово «тайна» не просто так. Режим данных ведомостей обуславливается отсутствием допуска к ним у большинства граждан Российской Федерации.

Законодательство в сфере профессиональной и служебной информации

В Российской Федерации существует множество правовых механизмов, которые регулируют разную деятельность. Таким образом, можно выделить массу нормативных актов, которыми охраняется служебная и профессиональная тайна. Закон, и судебные НПА являются основанием всей правовой системы этого вопроса. Таким образом, к подобным источникам представленного режима информации относятся следующие, а именно:

1. Нормы законов, например основы законодательства РФ «О нотариате», основы законодательства РФ «Об охране здоровья», Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О психиатрической помощи», ФЗ «О трансплантации органов», ФЗ «О почтовой связи» и т. п.

2. Существует также ряд подзаконных нормативных актов, которые не являются основными, однако оказывают большое влияние на процесс организации и защиты профессиональной и служебной тайны. К таковым можно отнести постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» и т. д.

3. Большое значение для становления и модернизации общественных отношений в сфере служебной и профессиональной тайны имеет судебная практика, даже невзирая на тот факт, что правовой прецедент в юридической системе Российской Федерации, не используется.

Представленные виды нормативных актов являются основой режима конфиденциальности профессиональной и служебной тайны. Следует отметить тот факт, что большинство не различает особенностей двух представленных категорий. При этом служебная и профессиональная тайна являются совершенно разными по своей сути. Это видно не только по каким-либо теоретическим осмыслениям, а и по объектному составу и принципам обращения информации.

Что такое тайна профессионального характера?

Профессиональная тайна является сбором определенных свдений. Но, как мы уже выяснили, сведения подобного рода охраняются законодательством. Однако это не единственный характерный момент. Понятие гласит, что профессиональная тайна - это система инфомации, которая попадает к держателю, то есть лицу, владеющим ею, в силу выполнения последним каких-либо профессиональных функций. При этом человек не должен находиться на муниципальной или же государственной службе, так как это будет уже примером иных сведений. Вдобавок ко всему прочему, тайна профессионального характера, при её непосредственном разглашении, может повлечь наступление негативных последствий, которые, в свою очередь, нанесут ущерб обществу и конкретным лицам. Таким образом, данный тезис раскрывает важность режима конфиденциальности описанной информации.

Сведения получены в процессе деятельности государственного органа или органа местного самоуправления;

Если конкретный перечень сведений отвечают данным характеристикам, то его вполне можно отнести к служебной информации, что будет свидетельствовать о наличие специфического режима её защиты.

Объекты служебной тайны

Защита профессиональной тайны, равно как и служебной, направлена на определенные объекты. Только во втором случае перечень конкретной информации будет отличаться. К объектам служебной тайны на сегодняшний день можно отнести сведения в следующих сферах, например:

Информация о деятельности федеральных государственных органов, военная судебная и следственная тайна;

Информация, содержащая в себе персональные данные о юридических и физических лицах, которая стала известна в силу реализации служебной деятельности;

Таким образом, режим защиты распространяется на информацию лишь в том случае, если она является непосредственным объектом служебной тайны. В иных случаях мы не можем говорить о наличии правовой защиты каких-либо ведомостей.

Заключение

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, что представляет собой информация, составляющая профессиональную тайну и служебную. Следует отметить, что правовая характеристика данных категорий просто необходима, учитывая распространенность цифровых технологий в современном мире, при помощи которых тайна очень часто разглашается не имеющим на это полномочий лицам.

Как ранее говорилось, в действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Проект Федерального закона «О служебной тайне» рассматривался в 1осударствеиной Думе с 2004 г., но до настоящего времени не принят.

Необходимость правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в их числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории документированной информации ограниченного доступа: многочисленные примеры незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов: ограничения на распространение информации, накладываемые по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Вместе с тем для служебной тайны как системы защиты сведений появились и другие сферы применения. В частности, ряд органов исполнительной власти в силу выполняемых ими функций получает от различных субъектов значительное количество конфиденциальной информации (налоговые, антимонопольные, правоохранительные органы и т.д.). Речь идет о сведениях, составляющих коммерческую и банковскую тайну персональные данные.

В деятельности государственных структур, помимо всего указанного, образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.

В качестве примера можно привести комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения защиты судей, иных работников правоохранительных органов, планы Минфина России и Банка России, связанные с изменениями курса национальной валюты, планы использования подразделений правоохранительных органов для осуществления контртеррористической и иной оперативно-служебной деятельности, а также информацию разнообразного характера, которая в настоящее время не имеет адекватной правовой защиты.

Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 11. 1994 № 1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя образование и поступление аналогичных сведений характерны для любых органов как государственной власти, так и органов местного самоуправления.

Многие условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении, а определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. На уровне Положения выстроить долговременную и стабильную систему защиты информации, имеющей продолжительный срок хранения, невозможно.

Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения информации к служебной тайне, ее защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе в федеральных законах: «Об основах государственной службы Российской Федерации*. «О Правительстве Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг» и др.

Защита служебной информации не имеет в законодательстве однозначного отражения. По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн.

На электронных рынках России и с помощью рассылки сообщений электронной почты бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных с информацией о персональных данных и организациях. Например, базы данных: «Таможня», ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации). «Прописка», «Внешнеэкономическая деятельность», ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта) и ряд других баз данных.

Но данным ряда исследований, большинство зарубежных стран используют систему ограничения в доступе к информации с таким (или схожим) названием для защиты внутрисистемной информации в своих государственных администрациях. К таким странам, в частности. относятся Испания. Германия. Франция и США. В этих странах за неправомерное распространение таких сведений установлена уголовная ответственность.

Должностные лица, работники различных учреждений и организаций в силу служебных обязанностей не должны давать информацию, которая подпадает под категорию служебной тайны. Сведения, содержащие служебную тайну, могут относиться к гражданину, его жизни и деятельности (см. разд. 1.2). а могут затрагивать деятельность госучреждения, предприятия, организации.

Для работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций сведения о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и тл. представляют собой служебную либо профессиональную, например, врачебную тайну, обусловленную выполнением ими своих трудовых и служебных функций (см. разд. 1.5). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме тех случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайнами состоит в том. что коммерческая тайна -- это информация, связанная с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - это служебная информация, доступ к которой ограничен государственными структурами.

По общему смыслу понятия «служебная тайна» можно предположить то, что ее носителями должны быть субъекты, которые относятся к категории служащих. Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются как минимум все служащие, которые работают в государственных органах. органах законодательной, исполнительной и судебной атастей, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Лица, получившие незаконными методами информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников или служащих. разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору или служебному контракту, в том числе контракту; и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами могут складываться отношения, при которых нежелательно разглашение определенной информации. Иными словами, они должны сохраняться в тайне. Нераспространение физическим лицом информации о другом физическом лице достигается на основе взаимной договоренности, а также нравственного поведения лица, знающего ту или иную информацию о другом лице.

В государственных и негосударственных структурах существует определенный порядок для выполнения целей, функций и задач конкретной организации: система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне или секретам производства (см. разд. 1.7). Перечень данной информации устанавливается руководителем организации - обладателя информации. Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Примером служебной тайны является налоговая.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, а также органами внутренних дел, государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Информация о налогоплательщике, если он является физическим лицом, -- это одновременно его личная тайна, т.е. относится к персональным данным. Исключение составляет информация. которая не может быть налоговой тайной (см. приложение 1).

Налоговая гай на не подлежит разглашению налоговыми органами. органами внутренних дел, государственных внебюджетных фондов и таможенными, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Сведения, поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел. государственных внебюджетных фондов или таможенные, со- стааляющие налоговую тапну, имеют специальный режим хранения и доступа (см. разд. 4.2; 7.4).

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов, внутренних дел, таможенного дела.

Утрата документов, содержащих налоговую тайну, либо разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влечет ответственность. предусмотренную ст. 183 УК РФ (см. приложение 6).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу секрета производства (ноу-хау), служебного секрета производства или коммерческой тайны налогоплательщика -- юридического и физического лица, а также персональных данных налогоплательщика, т.е. информации, которая стала известна должностному лицу налогового органа, а также органов внутренних дел, государственного внебюджетного фонда или таможенного, привлеченному специалисту или эксперт при исполнении ими своих обязанностей.

В данном случае налоговую тайну можно отнести к информации ограниченного доступа, составляющей служебную, профессиональную и коммерческую тайны, персональные данные, секрет производства (см. разд. 1.2; 1.5-1.7).

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и, соответственно, технологии ее защиты. Доступ к информации, со- ставляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням. которые определены Федеральной налоговой службой России (ФНС России).

Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесена несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, <...> ограничения на распространение информации диктуются служебной необходимостью .

Положение определяет общий порядок обращения с доку- ментами и другими материальными носителями информации - документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Требования Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченною распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки. машинные носители информации и др.).

Положением определен перечень информации, в соответствии с которым служебная информации не может быть ограниченного распространения (см. приложение 1). Руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют:

  • · категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения:
  • · порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям:
  • · порядок снятия пометки: «для служебного пользования- с носителей информации ограниченного распространения:
  • · организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, в соответствии с которыми служебная информация не может быть ограниченного распространения. Служебная информация без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению). За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности (см. приложение 6).

Положения об обязанностях по неразглашению служебной информации ограниченного распространения должны быть включены также в государственные контракты, трудовые и иные договоры, заключаемые государственными органами, органами местного самоуправления или иными организациями, обладающими данной информацией . Обязанности по неразглашению сведений и информации ограниченного распространения возникают:

  • · у должностных лиц и иных работников государственных органов и органов местного самоуправления, подведомственных им организации -- с момента их приема на работу, если не установлен особый порядок допуска к сведениям:
  • · у работников иных организаций, иных лиц. осуществляющих работы по государственному контракту или трудовому договору в органах и организациях. -- с момента заключения государственного контракта, иного договора с соответствующим органом или организацией;
  • · улиц, получивших сведения ограниченного распространения, -- с момента получения таких сведений.

В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. Срок исполнения обязанностей по неразглашению сведений ограниченного распространения устанавливается в положениях о порядке доступа к сведениям, составляющим служебную тайну (см. гл. 4). Срок не может быть ограничен, если такие сведения были получены государственными органами и органами местного самоуправления, а равно подведомственными им организациями в процессе осуществления их деятельности в соответствии с установленной компетенцией и если такие сведения составляют охраняемую законом информацию ограниченного доступа иных лиц.

Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в Интернете, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации и является перечнем ин-

формации, которую нельзя относить к конфиденциальной (см. приложение 1). В субъекте Российской Федерации - Москве утвержден Перечень категорий организаций и предприятий города Москвы, для которых создание и ведение информационных ресурсов о своей деятельности является обязательным, и Перечень сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления. подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет.

Определение понятий «служебная тайна» и «персональные данные». вероятно, должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую не только в государственных структурах, подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. но и б негосударственных структурах, включая коммерческие организации.

В соответствии с 11осгановлением Правительства Российской Федерации -О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном обеспечении сохранности засекреченных сведений* , гриф секретности (конфиденциальности) «Для служебного пользования- означает, что это несекретные сведения, касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, содержащие служебную информацию . В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация учреждения, предприятия, организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Соответственно, служебная тайна может быть также у негосударственных структур и иметь соответствующую отметку «Для служебного пользования-. Но для этого необходимо составить перечень информации, составляющей служебную тайну, который бы входил как подраздел в Перечень конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, секрет производства (ноу-хау) и служебный секрет производства организации (см. приложение 2).

Более подробно определение степени ограничения доступа к документам и использование отметки конфиденциальности при оформлении документов рассматривается в разд. 2.2.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации. Как видно из примеров, служебная тайна не является синонимом государственной тайны, однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - обладателями информации (222].

К служебной тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая государственный интерес, а также иная информация ограниченного доступа, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на нею функций. Следовательно, информация может являться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:

  • · отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограни- чен по закону или в силу служебной необходимости;
  • · является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, секрет производства (ноу-хау), служебный секрет производства, персональные данные);
  • · не является государственной тайной и не попадает под перечень сведений, составляющих государственную тайну;
  • · получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права позволяют предложить обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна -- это охраняемая законом информация ограниченного доступа о деятельности государственных и негосударственных структур, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, за исключением информации, составляющей государственную тайну, а также информация ограниченного распространения, ставшая известной в государственных и негосударственных структурах на законном основании, для исполнения служебных обязанностей, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Обладатель информации, составляющей служебную тайну, принимает меры к ее конфиденциальности. незаконному ее получению или разглашению и предоставляет ему право на защиту и охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Служебная тайна, в соответствии со ст. 139 ГК РФ, обладает теми же признаками, что и коммерческая. Это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Если исходить из буквального значения термина «служебная тайна», то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, в какой организации трудится гражданин - в государственной или негосударственной. Попытки ограничить понятие «служебной тайны» взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не находят подтверждения в законе. Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская.
Служебная тайна, если ее понимать как тайну, охраняемую государственным служащим, имеет особенности, позволяющие только условно отнести ее к профессиональной тайне. Информация, составляющая служебную тайну, включает в себя как конфиденциальную информацию, представляемую в орган государственной власти, так и создаваемую (генерируемую) в этом органе информацию, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя.
Исходя из изложенного вопрос о соотношении понятий коммерческой и служебной тайны остается открытым. Как известно, ст. 139 ГК РФ озаглавлена «Служебная и коммерческая тайна», однако в тексте статьи всюду стоит союз «или» («служебная или коммерческая тайна»). Из этого можно сделать
двоякий вывод: либо речь идет о разных понятиях (служебная и коммерческая тайны), либо это одно и то же. Представляется, что понятие служебной и коммерческой тайны едино, однако способы их защиты могут быть разными.
В отличие от коммерческой тайны, понятие которой законодательно урегулировано, специальный закон о служебной тайне так и не был принят. 24 декабря 2004 г. в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект, однако он так и не был рассмотрен. 5 апреля 2006 г. проект был внесен в Думу повторно и находится на ее рассмотрении.
Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают, что необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствием в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.
Следует отметить, что авторы законопроекта относят понятие служебной тайны в основном к информации, содержащейся (производимой) в органах государственной власти и местного самоуправления. Это следует из содержания проекта закона. Хотя само определение термина «служебная тайна» достаточно широко трактует круг субъектов, которые могут ею обладать. В частности, помимо органов власти упоминаются и организации.
В соответствии с упомянутым проектом служебная тайна - конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.
В социалистический период развития нашего государства институт служебной тайны входил в более широкую категорию «государственные секреты». К данной категории относились сведения с грифом «секретно», неправомерное распространение которых могло нанести ущерб определенной группе государственных интересов.
Вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. В деятельности органов государствен
ной власти образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.
Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233. Данное Положение регулирует только деятельность федеральных органов исполнительной власти в отношении такой информации, хотя сведения аналогичного характера образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом.
Положением определено, что не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц; решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

При этом установлено, что должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение вышеперечисленных ограничений.
Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, защиты такой информации и установления санкций за ее противоправное распространение, она присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40). В их числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и др.
Тем не менее в свободной продаже бесконтрольно распространяются компакт-диски, содержащие базы данных с информацией о персоналиях и организациях. Это, например, базы данных «Таможня», ГИБДД, Бюро технической инвентаризации, «Прописка», «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и пр.) и многие другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. Одним из решений подобной проблемы может стать защита баз данных органов государственной власти в режиме служебной тайны.
Неурегулированность данной группы отношений в отечественной системе права чревата негативными последствиями, в числе которых возможность произвольного введения ограничений на распространение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что может привести к неправомерному ограничению права граждан и организаций на доступ к информации и получение достоверной информации.

К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.

Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)

Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:

  • полученная служащими госорганов при выполнении обязанностей;
  • распространение которой ограничено законом.

В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:

  • доступ к ней ограничивается госорганами;
  • ограничение производится в соответствии с законодательством РФ.

Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:

Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.

Перечень составляющих служебную тайну сведений

Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):

  • составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
  • конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
  • подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).

В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:

  • относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
  • стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.

Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:

  • должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
  • судьями, вынесшими решение об усыновлении;
  • лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.

При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.

С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:

Сведения, доступ к которым не может быть ограничен

Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).

В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:

1. Законодательные акты, устанавливающие:

  • правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
  • права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.

2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.

3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.

4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.

5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.

6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.

7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.

Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:

  • .

Способы обеспечения открытости служебной информации

Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.

Доступность информации обеспечивается следующими способами:

  • публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
  • размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
  • размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
  • размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
  • посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
  • возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
  • предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.

С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:

Итоги

К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.