Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе. Методика подготовки и проведения уроков по обж

Сабиржанов Равиль Абдулхакович, преподаватель-организатор ОБЖ и БЖД Кыштымского радиомеханического техникума, г. Кыштым

Методика подготовки и проведения уроков по ОБЖ

Хороший урок - живой урок

Устойчивое развитие обще­ства и государства зависит от разрешения основной про­блемы - обеспечения безопас­ности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, ког­да гарантированы защита жиз­ни и сохранение здоровья каж­дого гражданина и, безуслов­но, нормальное развитие под­растающего поколения. Поэто­му появление курса «Основы безопасности жизнедеятельно­сти» было вызвано объектив­ной необходимостью. «Знать, чтобы выжить!» - такой девиз можно с полным основанием предпослать предмету ОБЖ, цель которого - внести свой вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встре­тить любые опасности и трудно­сти, неизбежные в реальной жизни.

В процессе освоения курса ОБЖ в школе и БЖД в сред­нем учебном заведении у уча­щихся должны быть сформи­рованы:

    необходимые знания;

    поведенческие навыки и умения;

    психологическая готов­ность к действиям в ЧС.

А это, в свою очередь, пред­полагает хорошую осведомлен­ность о всех опасностях, кото­рые подстерегают человека бук­вально на каждом шагу, теоре­тические и практические заня­тия по защите от них, воспита­ние морально-психологической устойчивости и формирование установки конструктивно ре­шать возникающие проблемы, разумно сочетая при этом лич­ные интересы с интересами об­щества. Именно этого надо до­биваться, проводя урок ОБЖ. Каждый из педагогов хочет, чтобы его уроки были хороши­ми. А всегда ли они получают­ся таковыми?

Кажется, как просто: преподаватель входит в класс, и вот все учащиеся, такие непохожие друг на друга, работают с наи­большим интересом и напря­жением, не замечают, как про­летает время, и заканчивают урок обогащенные знаниями, мыслями, чувствами, умения­ми и навыками. Но для прове­дения таких уроков мало одно­го желания. Они - плод боль­ших раздумий и исканий, педа­гогического искусства и мас­терства.

Успех урока зависит прежде всего от преподавателя, от его подготовки к уроку. К началу учебного года подготовка долж­на идти в двух направлениях:

    изучение условий, в кото­рых придется преподавать (на­личие кабинета, его оборудование) ;

    личная подготовка учите­ля к преподаванию годичного курса (знакомство с передовым опытом, литературой).

Подготовка начинается с анализа учебной программы, на основании которой преподаватель составляет календарно-тема­тический план. Весь учебный материал курса должен прой­ти через творческое сознание преподавателя. В названном плане оп­ределяется тема каждого уро­ка, оборудование, указываются методы и т.д.

Календарно-тематический план

Это обязательный документ преподавателя, он повышает эффек­тивность учебных занятий, так как содержание уроков раскры­вается в логическом порядке, предусматривается их взаимо­связь.

При подготовке к каждому уроку преподаватель составляет по­урочный план. Здесь идет ра­бота над маленьким кусочком материала, который будет изу­чаться на данном уроке. Идет продумывание, как по теме урока изложить материал, не повторяя учебника, довести его до сознания каждого учащего- , ся, сформировать у студентов ков навыки и умения действий в различных ситуациях. Вот в чем искусство!

Составляя поурочный план, преподаватель определяет прежде все­го цель урока, так как проводи­мый бесцельно, он превраща­ется в пустую трату времени, утомляет учащихся, приучает их к бездеятельности, приви­вает плохую нравственную чер­ту - лень.

Преподаватель продумывает струк­туру урока. Однако надо по­мнить, что урок ОБЖ, по срав­нению с классическим уроком, отличается уже тем, что в нем могут отсутствовать некоторые элементы - например, оценка и контроль, домашнее задание - и что в конце урока практически невозможно подвести итоги на том уровне, который соответст­вует требованиям педагогики.

Структура урока ОБЖ зави­сит от содержания учебного ма­териала. Каждый урок по своей

структуре является гибким, не­повторимым, нестандартным. Основными структурными ком­понентами являются: цель и действие, методы обучения и формирования навыков, время выполнения учебных заданий.

Цель и действие как струк­турные компоненты урока яв­ляются главными, ведущими, необходимыми в учебно-воспи­тательном процессе, осуществ­ляющими функцию регуляции.

психофизиологического состо­яния учащихся в эксперимен­тальных условиях.

Цель урока ОБЖ всегда должна быть связана со стремле­нием и желанием учащихся вы­полнять учебные (медицинские, психологические, пожарно-при­кладные) действия быстро, ка­чественно. Преподаватель должен по­буждать учащихся к действию, направлять и регулировать их работу. Именно на уроках ОБЖ проявляется возможность обу­чения детей конкретным дейст­виям при помощи дидактичес­кого времени (это определенное время, в течение которого осу­ществляется какое-либо дейст­вие). Например, вовремя оказать медицинскую помощь, вовремя позвонить в службу безо­пасности, вовремя убрать пред­меты от возгорания и т. д.

Обозначив цель, преподаватель продумывает содержание урока. Его учебный материал должен отражать то, что организация деятельности людей в ЧС очень сильно зависит от времени, имеющегося у них в экстре­мальных ситуациях. Обучение учащихся основам безопаснос­ти жизни связано с приобрете­нием ими навыков и умений действовать в строгих времен­ных рамках. Этому не учит ни один школьный предмет.

Урок ОБЖ, являясь нестан­дартным, нетипичным, нетра­диционным, должен способст­вовать психологическому вос­питанию личности. Этот пред­мет ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания лич­ностных качеств ребенка (что­бы он мог проявить решитель­ность, целеустремленность, са­моорганизацию, ответствен­ность за свои поступки).

Педагогические условия уро­ка должны быть таковыми, чтобы учащийся в них мог ре­ально научиться чувствовать меру и норму своих поступков и желаний. Учебную ситуацию урока следует формировать так, чтобы она позволяла по­казать наглядно признаки раз­вивающихся чрезвычайных си­туаций.

Учащиеся сталкиваются с новыми ощущениями, с кото­рыми должны научиться жить, чувствами, которые надо на­учиться регулировать и исполь­зовать как основу для мораль­ных действий, направленных на благо общества, семьи, кол­лектива.

На уроке ОБЖ студенты должны научиться выбирать наиболее целесообразные для каждой ситуации действия: фи­зические, психологические, физиологические. Условия уро­ка ОБЖ позволяют студенту принять и осуществить созна­тельные волевые решения, на­учиться организовывать дея­тельность группы и индивиду­ума в условиях ЧС в целях пре­дотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий от­дельных личностей.

Специфика предмета ОБЖ заключается в том, что здесь преподаватель имеет уникальную воз­можность решать одновременно две задачи: отрабатывать по­ставленную тему и формиро­вать атмосферу здорового, кон-

структивного общения в кабинете Дефицит взаимопонимания, полноценного общения являет­ся серьезной проблемой любого коллектива, а особенно подрост­кового и юношеского. Включе­ние в учебный процесс психо- лого-педагогических активных методов позволяет успешно ре­шать задачи коммуникации решать между студентами, а также между аудиторией и преподавателем. Целями развития навыков полноценного общения у студентов являются:

    формирование гуманис­тической направленности личности;

    приобщение к обществен­ной культуре;

    развитие творческой ин­дивидуальности учащихся.

Полезным в этой связи пред­ставляется следующий опыт: начинать учебный процесс с выработки общих правил взаи­моотношения в коллективе на время проведения урока. Для этого преподаватель предлага­ет учащимся разбиться на груп­пы по 5 человек и составить 3- 5 правил, которые могут ка­саться взаимной вежливости, искренности, краткости изло­жения, конфиденциальности, доброжелательности, активно­сти и т.д. Затем следует обсуж­дение каждого правила, внесе­ние поправок, принятие или непринятие их большинством голосов. Принятые правила приобретают статус «законов», записываются на доске (или ватмане) и торжественно выве­шиваются на видном для всех месте. Соблюдение их на каж­дом уроке обязательно. Я при­меняю этот метод при проведе­нии тренинга.

Иногда использую девиз уро­ка, который вывешиваю на до­ске и с него начинаю урок.

К активным методам обуче­ния в преподавании ОБЖ мож­но отнести и такой этап урока, как разминка. В ходе нее достигается оптимальное эмоци­ональное состояние, создается психологическая «настройка» на преодоление трудностей в общении, снижение конфликт­ности участников группы. Ис­пользуются психо-гимнастиче­ские упражнения с конкрет­ным содержанием темы урока. Практически все эти упражне­ния способствуют повышению работоспособности учащихся и включению их в групповую ра­боту, т.е. применяю метод - коллективный способ обуче­ния. Приведу примеры таких упражнений.

«Моментальное фото». Цель игры-упражнения: активиза­ция внимательного слушания, настрой на коллективное со­трудничество. Организуется не­сколько команд. При этом необ­ходимо соблюдать следующие требования. Первое - недопус­тимо формировать команды по принципу: «Я хочу играть в ко­манде, участники которой мне симпатичны, и ни в какой дру­гой». Напротив. Состав коман­ды должен быть случайным и меняться с каждой новой иг­рой. Это способствует лучше­му узнаванию и сближению учащихся аудитории. Для разбив­ки на группы можно попросить участников рассчитаться на «гвоздику, ромашку, василек» и т.д., в зависимости от количе­ства групп.

Второе требование - количе­ство участников команды не должно превышать 10 человек, кроме случаев, когда для игры необходимы только две или од­на команда.

Члены команды рассажива­ются как можно ближе друг к другу (можно по трое за пар­ту). Преподаватель читает под­готовленный текст, соответст­вующий теме занятия. Объем текста - от 15 предложений (для средних групп) и более (для старших). После прослу­шивания текста команда долж­на как можно точнее записать услышанное. Выбирается до­кладчик от каждой команды. Этот выбор должен быть слу­чайным. Например, по прин­ципу: у кого в команде дома есть самое мелкое домашнее животное, у кого скоро день рождения, кто любит пирож­ки с капустой и т.д. Докладчи­ки по очереди зачитывают по­лучившиеся тексты. Сравнива­ем, какая команда воспроизве­ла текст точнее. Выявляем по­бедителя.

«Телеграф». Цель игры-уп­ражнения: повышение раско­ванности поведения, снятие мышечных зажимов.

Участники делятся на две ко­манды. Команды становятся лицом друг к другу. Для этого можно использовать простран­ство между рядами в аудитории.

Преподаватель (или веду­щий) говорит на ушко каждо­му игроку одной из команд ка­кое-нибудь существительное по теме урока (можно исполь­зовать написание слов на от­дельных листочках). Игрок изображает мимикой и жеста­ми это слово. Затем команды меняются ролями.

Коллективный рассказ. Цель игры-упражнения: активиза­ция процесса запоминания, творчества, развитие умения со­гласованного взаимодействия.

Участники команд сидят плотно друг к другу. Каждая команда сочиняет групповой рассказ на тему урока. Пред­ставитель первой команды про­износит первую фразу, напри­мер: «Дождь хлестал, дул сильньй ветер». Второй игрок, сидящий рядом с ним, продол­жает: «Дождь хлестал, дул сильный ветер, линия электро­передачи повреждена». Следу­ющий игрок повторяет преды­дущее и произносит свою фра­зу. Так получается интригую­щий рассказ. После первой ко­манды рассказ ведет вторая.

Очень важно, что для размин­ки применяются упражнения, составленные для тренингов об­щения. Их запас можно попол­нять из литературы по тренин­гам, однако для исключения по­падания на урок «недоброкаче­ственной продукции», которая, к сожалению, имеется на книж­ных прилавках, необходимо проконсультироваться со штатным психологом.

Основные требования к пси­хологическим упражнениям и играм: недопустимо присутст­вие в них приемов и ситуаций, оскорбительных для участни­ков, оказывающих негативное психологическое воздействие, подавляющих, вызывающих взаимную агрессию.

Я в своей практике исполь­зую психологические упраж­нения перед уроком-тренингом, например, или целиком игро­вой урок провожу по теме «По­нятие о здоровье».

После разминки проводится основная часть урока. Она мо­жет быть построена как в тра­диционной урочной форме, так и в форме ответов на вопросы (беседа) или в режиме актив­ных методов обучения. Препо­даватель, готовясь к уроку, обя­зан продумать методы прове­дения основной его части.

Один из методов педагогиче­ской работы, которая получает все большее распространение в ходе преподавания курса ОБЖ - метод анализа типичных си­туаций, представляющих по­тенциальную или реальную опасность. Подбор их опреде­ляется реальными угрозами для здоровья, жизни и материаль­ного благополучия, с которы­ми сталкивается современный человек. Это угрозы крими­нального характера; риск по­лучить травму при несоблюде­нии правил дорожного движе­ния или при бытовом травма­тизме; опасности, связанные с использованием бытовой тех­ники, электроприборов; ситуа­ции, возникающие при стихий­ных бедствиях, техногенных авариях, катастрофах. Объек­том психолого-педагогического анализа могут выступать так­же любые поступки и формы поведения, которые могут иметь нежелательные послед­ствия для человека.

Общие принципы организа­ции и проведения такой фор­мы работы таковы:

    Работу можно проводить с аудиторией, что чаще всего и быва­ет, но наибольшая ее эффектив­ность достигается при числен­ности группы 10-15 человек.

    Набор разбираемых ситуа­ций может быть предложен преподавателем или составлен при обсуждении в кабинете, ис­ходя из имеющегося у самих студентов опыта и актуаль­ности для них той или иной си­туации. Задачи преподавателя в этом случае - отработать наиболее типичные ситуации, представ­ляющие общий интерес для большинства учащихся, и сформулировать данное студентам описание случая в виде ти­повой, обобщенной ситуации. Непременно в начале такой ра­боты у преподавателя должен быть набор ситуаций: и в качестве примера, и в целях проработ­ки ситуаций из разных сфер, представляющих потенциаль­ную опасность.

    Работа с выбранной ситуа­цией может проходить на не­скольких уровнях психологи­ческого анализа и педагогиче­ской проработки.

Первый уровень - краткий словесный разбор типовой ситу­ации с предложением к учащим-

ся вспомнить аналогичные слу­чаи из своей жизни, или те, сви­детелями которых они были.

За­дача преподавателя при разборке пред­ложенных случаев - обратить внимание учащихся на те дета­ли, особенности поведения и эмоций участников, которые значимы для снижения риска нежелательных последствий.

Второй уровень - разбор воз­можных вариантов типовой или предложенной реальной ситуации - по принципу: «А что, если бы...» Например, раз­бирается ситуация пожара, воз­никшего при коротком замы­кании электропроводки в го­родской квартире. Продолжая разбор, преподаватель спрашивает: «А что надо было бы делать, ес­ли бы все это случилось на да­че, в деревенском доме? » Или: «А что надо было бы делать, ес­ли бы в доме кроме вас находи­лась старая бабушка, которой трудно подняться с кровати?» Подборку таких вариантов си­туации преподаватель может подго­товить заранее.

Третий уровень - предпола­гает проработку ситуаций в процессе ролевой игры. По согласованию с учащимися, преподаватель поручает им сыграть роли участников разбираемой ситуации. Здесь также возможно проигрывание нескольких ва­риантов ситуации, включая ва­рианты «неправильного» и «правильного» поведения. Ес­ли есть возможность съемки учебных сценок на видеокаме­ру и есть тот, кто владеет ви­деотехникой, то такой игровой тренинг может быть проведен в форме видеотренинга. Для ор­ганизации такой формы игры (анализ ситуации, 3-й уровень) преподаватель должен пройти специ­альную подготовку, психолого-педагогический тренинг. У нас в колледже такие тренинги проводит психолог.

Четвертый уровень - работа с конкретными ситуациями, которая проводится вне аудитории, в условиях, приближенных к реальным: на улице, в лесу, парке и т.д. Для таких практи­ческих занятий, как и для за­нятий на третьем уровне, аудиторию целесообразно разделить на две подгруппы.

В тетрадях учащихся по каждой типовой ситуации должно быть записано:

    описание типовой ситуа­ции;

    алгоритм правильного по­ведения с фиксацией особо значимых моментов;

    типичные ошибки и не­правильные действия;

    дополнительные условия, которые не повлияют на по­ведение в такой ситуации;

    описание собственного опыта, аналогичного разби­раемой ситуации (если он был). Последнее может быть дано в качестве домашнего задания.

Я назвал наиболее интерес­ные методы проведения урока ОБЖ. Но со старшими студентами (а у нас таковые) я еще провожу и следующие формы учебных занятий:

    интегрированный урок;

    конференции (о курении);

    семинары и рефераты;

    тренинги(профилактика наркомании);

    КВН («ЗОЖ и его состав­ляющие»; «Движение - это жизнь»; «Пребывание в вы­нужденной обстановке»).

Готовясь к урокам, заранее продумываю форму их прове­дения (календарно-тематичес­кий план), чтобы заранее гото­вить к ним учащихся (задания даю не менее чем за две недели, а иногда и за месяц, назначаю дни консультаций, помогаю по­добрать литературу и т.д.). Са­м использую при подготовке к урокам различную литерату­ру. Помогают мне в работе ме­тодические комплексы (УМК). В кабинете имеется паспорт.

Продумываю применение средств наглядности, так как очень важны для повышения эффективности обучения по курсу ОБЖ. С этой целью:

    Оформлен весь кабинет ОБЖ (в нем есть стенды посто­янные и сменные).

    Использую плакаты по:

а) оказанию первой меди­цинской помощи;

б) чрезвычайным ситуаци­ям и гражданской обороне;

в) изготовленные своими ру­ками по разным темам.

    Книжки-ширмы (они не только способствуют осуществ­лению принципа наглядности, но еще и формируют практиче­ские навыки оформления ма­териала, развивают творческое мышление, что особенно важно для будущего педагога.

    Дидактические игры.

И наконец, для осуществле­ния принципа наглядности на уроках ОБЖ использую теле- и видеоаппаратуру. У нас име­ется видеотека. Видеофильмы просматриваем как для изуче­ния, так и для закрепления пройденного материала, повы­шения интереса к нему.

Преподавателю надо тща­тельно ознакомиться с содер­жанием фильма заранее, тща­тельно продумать и сформули­ровать все задания и вопросы, в нем содержащиеся, органи­зовать соответствующую рабо­ту с учебником и другйми сред­ствами обучения, подготовить­ся к беседе и определить харак­тер дальнейшей самостоятель­ной работы учащихся.

В процессе работы препода­вателя с материалом видеоза­писи можно выделить три этапа.

    Подготовительный (до просмотра видеозаписи учащи­мися). Он включает в себя вве­дение в тему, может быть ис­пользован в качестве эпигра­фа, предназначен для:

    возбуждения познаватель­ного интереса к теме;

    определения путей само­стоятельной отработки учеб­ного материала, заложенно­го в передачу, т.е. педагог на­правляет внимание учащих­ся на то новое, что дает эта видеозапись и напоминает те факты, которые им уже изве­стны.

    Этап просмотра видеосю­жета. Он определяется содер­жанием и структурой видеоза­писи, системой заложенных в нее вопросов по «Основам безо­пасности жизнедеятельности». Используется для контрольных заданий, аналитической рабо­ты, как источник учебной ин­формации или при проблемном изучении материала. Препода­ватель должен находиться на позиции учащихся, сопережи­вая вместе с ними события, про­исходящие на телеэкране. Кон­троль за реакцией учащихся может позволить ему по ходу просмотра видеоматериала най­ти новое направление их буду­щей учебной деятельности.

Для лучшего усвоения мате­риала преподавателю целесо­образно составить план переда­чи, используя варианты:

    Перед показом видеомате­риала дать установку на вос­приятие. Например, после про­смотра фрагмента ответить на вопросы:

    основные этапы создания ГО РФ (предназначение, основ­ные задачи);

    мероприятия по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени (оповещение, защита от пора­жающих факторов);

    характеристика основных обязанностей населения в об­ласти ГОЧС.

Или перед просмотром пред­ложить заполнить схему. На­пример, по фильму «Болезни большого города».

Что загрязняет окружающую среду

Влияние на человека

Меры предосто-

рожности

Затем обсуждаем правиль­ность ее заполнения.

    Преподаватель демонстри­рует видеоматериал, а затем да­ет объяснение (тема «Оказание первой помощи»).

    Преподаватель чередует по­каз отдельных видеосюжетов и их фрагментов с объяснением их содержания применитель­но к изучаемой теме (напри­мер, «Наркозависимость»):

а) фрагмент «Реквием нар­коману» (наркомания - бо­лезнь);

б) фрагмент «Исповедь быв­шего наркомана» (какие изме­нения происходят с человеком), затем беседа о причине возник­новения наркомании;

в) фрагмент «Наркотические средства» (где применяют нар­котики в жизни человека), за­тем беседа;

г) перед просмотром фраг­мента нацеливаю внимание студентов на тему возникновения физиологичес­кой и психологи­ческой зависимости. Затем пре­подаватель или учащиеся обоб­щают узнанные факты.

    Наибольшую сложность представляет третий этап рабо­ты - после просмотра видеоза-

писи (я уже немного его косну­лась, говоря о втором этапе).

В некоторых случаях, когда материал очень" большой или мало знаком учащимся, имеет смысл повторно посмотреть всю передачу или отдельные ее фрагменты.

Это можно осуществить как непосредственно после первого просмотра, так и с некоторой за­держкой, необходимой на обра­ботку полученной в передаче ин­формации. Педагогический эф­фект от просмотра видеосюжета телепередачи достигается лишь в том случае, если он соответст­вует особенности изучаемого учебного материала и позволяет донести его убедительнее и глуб­же, чем это могут сделать учеб­ники или преподаватель (напри­мер, передача «Служу России», в которой подробно рассказыва­ется о разных аспектах военной службы).

Преподаватель предлагает учащимся принять участие в беседе по содержанию телепере­дачи, высказать свои мнения по поводу увиденного, выде­лить главную линию, допол­нить, углубить материал. На­пример, по передаче «Загадки человеческого тела» можно рас­смотреть темы:

а) «Чудо новой жизни» (де­вушкам);

б) «Порарасцвета» (половое созревание);

в) «На пороге зрелости».

Возможны и письменные за­дания учащимся в виде вопро­сов и ответов на тесты, описа­ния отдельных эпизодов, вы­полнения рисунков,сравнения увиденного в передаче с мате­риалом учебника и т.д. Такие уроки учат наблюдать, анали­зировать, обобщать знания, связывать увиденное с жизнен­ным опытом (например, видео­запись о Чеченской войне). Ви­деосюжеты, по сравнению с

другими средствами обучения, содержат больше возможнос­тей для воспитания патриотиз­ма, управления ходом учебно- воспитательного процесса.

Учебные фильмы мы приоб­ретаем в различных организа­циях и сами записываем с те­лепередач. В настоящее время в фильмотеке нашего кабинета ОБЖ имеется более 35 видео­кассет с различными записями.

Знания, умения и навыки, полученные на уроках, закреп­ляем во внеурочное время. Для этого используем:

    игры-викторины;

    День защитников Отечества;

    КВН, например «Надо же - не могу без ОБЖ», «Здоровый образ жизни», «Движение - жизнь»;

    смотр-конкурс стенгазет («Дети и война», «Наше здоро­вье»);

    конференции «Курение или здоровье - выбирайте сами» (выступления,сценки,стихи, песни), «Памятные даты Рос­сии», «Поле русской славы»;

    конкурс эмблем, плакатов;

    День защиты детей (как итог изучения материала);

    акция-месячник «Курение или здоровье»;

    диспут «Наркомания. Нет права на существование»;

    месячник гражданской обо­роны (учеба всего коллектива, оформление стендов в кабине­те, учебная эвакуация);

    тематические вечера («Судь­ба стучится в дверь» - о нарко­мании и ее последствиях).

Итак, каждый урок ОБЖ, как вы заметили, состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Хотя струк­турно он не всегда похож на тра­диционный урок.

Основными методами обуче­ния безопасности жизнедея­тельности являются:

    словесные (живое, образ­ное, эмоциональное и яркое слово преподавателя просто необходимо и незаменимо для изучения ОБЖ) - бесе­да, рассказ, вопросы;

    наглядностные (т.е. прак­тическая реализация дидак­тического принципа нагляд­ности в обучении, так как живое созерцание - зритель­ные, слуховые, осязательные и другие ощущения и воспри­ятия - является исходным началом всякого познания);

    практические (позволя­ющие включить в процесс ус­воения знаний различные ви­ды деятельности школьни­ков - наблюдение, упражне­ния, тренировки, анализ конкретных ситуаций).

И главное, от чего зависит подготовка хорошего урока ОБЖ, - преподаватель, облада­ющий большими знаниями, пе­дагогическим профессионализ­мом, психологическими способ­ностями, прекрасными челове­ческими качествами; препода­ватель самоотверженный, пат­риотичный, мужественный че­ловек, стремящийся овладеть инновационными методами ве­дения занятий, воспитать у уча­щихся оптимистичное, актив­ное отношение к жизни.

В процессе освоения програм- мы студентами приходится стал­киваться с описанием и приме­рами преимущественно нега­тивных ситуаций: правонару­шений, катастроф, аварий, ЧС природного характера. Для впе­чатлительного ребенка, особен­но в младших классах, это мо­жет оказать нежелательное воз­действие на психику. И задача преподавателя «уравновесить» все изучаемые негативы общей по­зитивной установкой, не позво­лить, чтобы у детей сформиро­валось «катастрофное воспри­ятие мира».

Тренировка для ума

головоломка по тематике ОБЖ

Отыщите ответы на наши вопросы:

(Первое слово - образец-подсказка).

    Болезненное состояние при от­равлении газом.

    Степень теплоты человеческого тела как показатель болезни или здоровья.

    Статистический термин, обозна­чающий совокупность травм у на­селения за определенный отрезок времени.

    Языки огня над горящим предметом.

    Бинт или иной материал, которым обвязано больное место.

    Отсутствие правильного пред­ставления о чем-либо, введение в заблуждение.

    Прибор для тушения пожара в са­мом его начале.

    Туго закрученный в виде веревки кусок ткани или резиновая трубка, используется для оказания первой помощи.

    Приспособление для переноски больных или пострадавших.

    Внезапная потеря сознания.

    Опухоль вследствие скопления жидкости в тканях.

    Удаление оперативным путем больной ко­нечности.

    Лечебная накладка на больное место.

    Мелкая частица раскаленного или горяще­го вещества.

    Опасное для жизни состояние организма, вызванное травмой.

    Омертвение, отмирание части органа или ткани живого организма.

    Устранение болевой чувствительности.

    Тонкая деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для получения огня.

    Ритмическое колебание стенок кровенос­ных сосудов, вызываемое током крови.

    Горение, уничтожение огнем чего-либо.

Ответы (в скобках - координаты первой буквы слова):

  1. Температура (9-4).

    Травматизм (5-9).

    Пламя (4-4).

    Повязка (4-1).

    Дезориентация (3-6).

    Огнетушитель (4-2).

  2. Носилки (6-10).

    Обморок (7-1).

  3. Ампутация (6-7).

    Компресс (9-11).

    Искра (11-7).

  4. Некроз (10-6).

    Обезболивание (11-5).

    Спичка (9-12).

    Пульс (8-11).

    педагог дополнительного образования Салтхцишвили Майя Кимовна
    Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ № 3
    Краткое описание работы: В формировании здорового образа жизни большое значение имеет борьба с курением. Воспитание ребенка в семье курящих, отрицательный пример родителей способствует раннему приобщению детей к курению и формированию у них устойчивой вредной привычки. Миллионы курящих женщин, девушек наносят огромный ущерб своему здоровью и демографической политике.


    Учебное заведение:
    Краткое описание работы: Современная политическая обстановка в мире к сожалению далека от идеальной. На сегодняшний день в мире существует более 130 горячих точек.Обостряется борьба за природные ресурсы, растет количество террористических актов. Все это накладывает особую ответственность на такие предметы как НВП и ОБЖ в необходимости повышения у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности.

    Мельницкий Владимир Сергеевич
    Учебное заведение: КГКП "Электротехнический колледж"
    Краткое описание работы: Одной из важнейших задач в работе преподавателя, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование в обучении нетрадиционных уроков, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Нетрадиционных форм проведения уроков создано уже много, но на мой взгляд наиболее подходящими для предметов НВП и ОБЖ являются следующие нетрадиционные уроки: видео-урок, урок-суд, урок-соревнование, урок-игра.

    Смоленцев Денис Владимирович
    Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ "Град" города Тюмени
    Краткое описание работы: Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества, проводятся в гимназии №49, среди групп обучающихся МАУ ДО ДЮЦ «Град» города Тюмени по направлению военно-патриотического воспитания. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения, содержание соревнований.

    Козырев Юрий Николаевич
    Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
    Краткое описание работы: На основании письма ГБОУ ИРО Краснодарского края от 26.09.2017 года № 01-20/3109 «Рекомендации по профилактике травматизма», письма УО администрации муниципального образования Каневского района от 02.10.2017 года № 01-33/1209, внесены учебные вопросы по безопасности на ЖД и введены учебные вопросы Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 N 427, по ПДД.

    Дымчиков Баир Борисович
    Учебное заведение: МАОУ "СОШ №63 г.Улан-Удэ"
    Краткое описание работы: Для проведения данной программы требуется подготовительная работа, так как дети работают в командах. В разработке предлагается 6 конкурсов. Дети учатся пользоваться противогазом, максимально информативно и кратко учатся сообщать о пожаре по телефону 01, находить выход из различных экстренных ситуаций, связанных с пожаром и др.

    Подготовка к олимпиаде по ОБЖ

    Часто, когда мы говорим «ОБЖ», первое, что приходит в голову, это всевозможные шуточные интерпретации этой аббревиатуры. На самом же деле, все в точности наоборот. Только вдумайтесь: основы безопасности жизнедеятельности. Уже из одного названия понятно, что этот предмет чрезвычайно важен для каждого. ОБЖ нельзя отнести ни к гуманитарным, ни к техническим наукам, это учение о том, как поступать в опасных ситуациях - от бытового пореза пальца на кухне до экстренной эвакуации при наводнении или пожаре. Задача ОБЖ научить грамотно действовать в таких ситуациях, предугадывать их и даже предотвращать. Знание ОБЖ заставляет внимательнее относиться к окружающему миру и людям.

    Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по ОБЖ.

    Как готовиться к олимпиаде

    Так как ОБЖ не совсем обычный предмет, то и подготовка к нему тоже проходит в особом формате. Олимпиада состоит из теоретического и практического этапов. Для успешного выступления нужно не только читать специальную литературу и пособия, но и быть в хорошей физической форме, чтобы суметь применить теоретические знания на практике. При подготовке к теории важно знать и некоторые нормативные документы.

    Оба тура включают задания по здоровому образу жизни и основам медицинских знаний, безопасности в быту, на транспорте, по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и защите от них, автономному пребыванию в природной среде, оказанию первой помощи пострадавшим и основам военной службы.

    Для подготовки к муниципальному этапу можно готовиться с помощью онлайн-курсов для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются полезные материалы, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

    Готовиться к практической части лучше всего, отрабатывая задания прошлых лет, но тренерский состав постоянно эти задания модернизирует и корректирует в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

    Если вы проходите на заключительный этап, то необходимое оборудование для подготовки подбирается тренерским составом.

    Сборная Москвы и подготовка к заключительному этапу

    В систему подготовки сборной Москвы по ОБЖ можно попасть, набрав необходимое количество баллов на региональном этапе, а так же показав лучшие результаты на муниципальном, региональном этапах и Московской олимпиаде «Кадетские военно-спортивные игры».

    Тренировки и дополнительные занятия проводятся на базе школ, оснащенных необходимым оборудованием. Перед региональным этапом в декабре и январе проводятся два выездных сбора для кандидатов в команду. А перед заключительным этапом сборная выезжает на неделю в лагерь для отработки практической части. С командой работают одновременно несколько тренеров. Со школьниками и тренерами работает психолог - отвечает на вопросы, проводит специальные тренинги на сплочение команды и преодоление страха перед выступлением, учит концентрироваться на работе.

    Что дает участие в олимпиаде по ОБЖ при поступлении

    Интересно, что олимпиада по ОБЖ объединяет самых разных ребят. Среди них немало тех, кто в дальнейшем планирует работать и проходить службу в МЧС - спасателями, пожарными или психологами, в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других силовых структурах России. Если они станут призерами или победителями заключительного этапа олимпиады, при поступлении в некоторые вузы им предоставляются льготы (в Академии гражданской защиты МЧС, РУДН и РАНХиГС *уточняйте в приемной комиссии вузов*). Для абитуриентов, поступающих на направления подготовки, не связанные с предметом ОБЖ, некоторые университеты начисляют дополнительные баллы (до 10 для победителей).

    Закономерности их проявлений и способы защиты от них.

    В задачи ОБЖ входит:

    • предвидеть опасность;
    • распознать опасность;
    • классифицировать опасность;
    • избегать опасности;
    • правильно действовать в опасной ситуации.

    Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

    Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

    В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

    Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» (от 14.07.98 № 1133/14-12) является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.

    Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.

    Безусловно, в разных типах образовательных учреждений он имеет свои особенности преподавания.

    В общеобразовательных школах образовательный процесс осуществляется в соответствии с примерными программами, разработанными на федеральном уровне и предложенными в качестве основы для разработки школьных рабочих программ.

    Примерные программы курса ОБЖ предусматривают учебную нагрузку в объеме 430 часов, которые включают инвариантное и вариативное время. Это время распределяется следующим образом:

    за счетинвариантной части базисного учебного плана по одному часу в неделю

    в 1–4 классах –128 часов;

    в 10–11 классах – 68 часов;

    за счет вариативной части базисного учебного плана по одному часу в неделю

    в 5–9 классах – 160 часов;

    в 10 классе 34 часа теоретических занятий и 40 часов практических занятий по разделу «Основы военной службы» во внеурочное время на учебных сборах.

    В начальной школе основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности предусматривается включать в содержание предмета «Окружающий мир». Анализ, проведенный нами, показал, что в большинстве школ области обеспечивается связь курса ОБЖ с предметом «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, противопожарной безопасности, личной гигиены.

    В педагогических училищах, занимающихся подготовкой учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, не преподаются правила дорожного движения в объеме знаний безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах и методика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в начальных классах и безопасного поведения детей дошкольного возраста.

    Думается, что необходимо внести коррективы в образовательные программы педагогических училищ.

    Особое беспокойство вызывает преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности. Причины в том, что предмет ОБЖ самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах.

    Из 796 образовательных учреждений, реализующих программу основной школы, время на самостоятельное изучение курса ОБЖ выделяется:

    в 5-9 классах только в 240 школах 30%

    в 8-9 классах только в 310 школах 38%

    в9 классах только в180 школах 23%

    не выделяется время в 66 школах 9%

    Обучающиеся не получают систематизированных знаний и не приобретают практических навыков безопасного поведения в быту, в образовательном процессе и в производственной деятельности, что естественно не отвечает потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.

    Причина такого положения кроется в отсутствии региональных требований по преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности» и внедопонимании некоторых руководителей образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, что подготовка подрастающего поколения в области безопасного поведения и формирование у него основ здорового образа жизни способствуют повышению уровня безопасности личности, общества и государства в целом.

    Цель преподавания курса ОБЖ в старшей школе и учреждениях начального и среднего профессионального образования носит несколько другой характер. Здесь основная цель – формирование гражданской позиции, патриотизма и ответственности за свою судьбу и судьбу государства.

    В 10-11-х классах завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

    Как показывает анализ, преподавание курса ОБЖ на 3 ступени в общеобразовательных учреждениях области ведется в основном за счет инвариантной части учебного времени. Только в 293 образовательных учреждениях в 10-м классе выделяется по 68 часов, т.е. дополнительно к инвариантной части выделяется по 34 часа времени из вариативной части учебного плана, а в 47% средних общеобразовательных школ программа курса в10-11 классах полностью не выполняется из-за сокращения учебного времени.

    Вместе с тем в организации и обеспечении образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях ряд проблем остается нерешенным. Прежде всего, это кадровое обеспечение преподавания ОБЖ.

    На штатных должностях преподавателя-организатора ОБЖ по данным стат. отчетов на 1 октября 2004 года находилось только 255 человек, это при том, что в целом в области основных и средних общеобразовательных школ 796. В остальных школах занятия ведутся преподавателями ОБЖ, преподавателями–предметниками или преподавателями–совместителями на условиях почасовой оплаты.

    По базовому образованию преподавателей, преподающих «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях, можно привести следующие данные:

    · военное или специальное педагогическое по преподаванию ОБЖ имеется у – 11,2%

    · высшее педагогическое у – 35,5%

    · среднее профессиональное педагогическое у – 25%

    · высшее не педагогическое у – 9,6%

    · среднее профессиональное не педагогическое у – 11,5%

    · общее среднее у – 7,2%

    Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются:

    1. Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

    2. Оптимальная методика проведения занятий.

    3. Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ).

    4. Необходимые передовые средства обучения..

    В изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью. В настоящее время Минобразования совместно с Минобороны, МЧС и другими заинтересованными организациями России ведут работу по выработке концепции УМБ ОБЖ. Основные направления данной концепции и требования, предъявляемые к УМБ, могут быть следующими. Учебно-материальная база по "Основам безопасности жизнедеятельности" - это совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и различными материальными средствами обучения, используемыми для привития обучаемым твердых навыков и глубоких теоретических знаний по принятию правильных решений для выхода из экстремальных и чрезвычайных ситуаций и обучению учащихся школы практическим способам поведения в критических условиях.

    Учебно-материальная база создается с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Учебно-материальная база совершенствуется с развитием современной науки и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства образования РФ. В состав элементов учебно-материальной базы ОБЖ могут входить:

    I уровень - Основные элементы УМБ, присущие всем школам: кабинет "Основ безопасности жизнедеятельности"; музей боевой и трудовой славы; стрелковый тир для пневматического оружия; спортивный зал; тренажерный зал; площадка для метания ядер, копий и ручных гранат.

    II уровень -Дополнительные элементы УМБ, присущие базовым школам по ОБЖ: универсальная полоса препятствий; полигон с элементами полосы выживания; учебное противорадиационное укрытие (ПРУ); размеченные дистанции для развития общей выносливости; комната психологической разгрузки.

    III уровень - Полигон с дополнительными элементами УМБ, присущими городским (районным) центрам ОБЖ: площадка для отработки тушения очагов возгорания; площадка для отработки правил дорожного движения; площадка для отработки приемов выживания при стихийных бедствиях и техногенных авариях; строевой плац. Качество усвоения изучаемого материала по предмету ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объеме использовать все многообразие элементов учебно-материальной базы ОБЖ и материальных средств обучения. Кабинет ОБЖ. Для кабинета подбирается удобное для занятий помещение. Оно должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и иметь примыкающие к нему помещения для хранения имущества. В дальнейшем требования по кабинету ОБЖ должны закладываться в проект при строительстве школы. В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа учащихся и внеклассная работа. При кабинетах ОБЖ в школах могут работать различные кружки, проводиться тематические вечера и лектории.

    1.
    Кабинет ОБЖ - это оборудованный класс (с мебелью, стендами с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения, набором натуральных и печатных пособий). Также к кабинету ОБЖ должна примыкать комната для хранения имущества и пневматического оружия (оборудованная стеллажами, шкафами и сейфом для оружия).

    2. Музей боевой и трудовой славы . Музей является важным элементом УМБ в плане проведения патриотического воспитания в школе. Развернутые экспозиции, которые создаются в тесном взаимодействии с местными комитетом ветеранов войны и советом ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов, должны пропагандировать славные боевые и воинские традиции нашей армии, отражать героическую и трудовую историю нашей Родины.

    3. Стрелковый тир для пневматического оружия . Планировка тира должна обеспечивать соблюдение полной безопасности для учащихся. Он должен включать зону для подготовки стрелков, зону ведения огня, состоящую из рубежа исходного положения и рубежа открытия огня. Кроме того, тир оборудуется местом для руководителя стрельб, пуле улавливателями и перехватами, упорами для стрельбы, защитными очками и другими приспособлениями.

    4. Площадка для метания ядер, копий и ручных гранат . Должна располагаться вблизи школы или на ее территории.

    5. Универсальная полоса препятствий (может создаваться только в базовой школе).

    6. Полигон с элементами полосы выживания "Школы безопасности" (может создаваться только в базовой школе).

    7. Учебное противорадиационное укрытие (ПРУ). Опыт проведения "Дня защиты детей" показывает, что для практической отработки вопросов гражданской обороны в школе, для проведения общешкольных тренировок в составе УМБ целесообразно иметь учебное ПРУ, оборудованное в подвальном помещении и оснащенное всеми необходимыми техническими средствами ведения наблюдения за обстановкой (связь, приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и т.д.).

    8. Размеченные дистанции для развития общей выносливости . Вблизи школы обычно размечаются и оборудуются такие элементы УМБ, как дистанции для развития общей выносливости протяженностью 100 м, 200 м, 800 м, 1 000 м и 3 000 м, а также дистанции на 5 и 10 км для организации лыжной подготовки. Занятия по прикладной физической подготовке проводятся в школьных спортивных залах и на площадках. Желательно в составе УМБ ОБЖ школы также иметь тренажерный зал для силовой подготовки допризывной молодежи и комнату психологической разгрузки. Учитывая определенные финансовые трудности, все элементы УМБ в полном объеме на первом этапе создаются в базовой школе по ОБЖ района (города) и на полигоне Центра для обеспечения возможности учащимся других школ отрабатывать навыки и нормативы на этих элементах. В дальнейшем постепенно должна наращиваться и укрепляться УМБ всех школ.

    Изучение в школе столь необходимого для подрастающего поколения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" является длительным и непростым процессом. С отдельными явлениями и понятиями курса ОБЖ учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни довольно часто, о многих - слышат впервые. Эффективность и качество усвоения изучаемого материала ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе ОБЖ в полном объеме использовать все многообразие материальных средств обучения.

    Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.

    В учебниках ОБЖ реализуется одно из важных методических положений, источником знаний является не только текстовой, но и иллюстративный, табличный и схематический материал. Значительная часть иллюстраций разъясняет многие вопросы, кратко сформулированные в тексте, но чаще всего иллюстрации являются самостоятельным источником знаний и несут информацию, которой в самом тексте нет. Поэтому очень важным является полная укомплектованность учебниками ОБЖ всех учебных заведений, а процесс совершенствования и переиздания учебников должен быть постоянным, с учетом требований времени.

    В преподавании ОБЖ широко используются печатные наглядные пособия, различные рисунки, таблицы, схемы, иллюстративный раздаточный материал. Особенность содержания и оформления печатных наглядных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Однако преподавание ОБЖ не может быть обеспечено только за счет наглядных пособий, выпускаемых промышленностью, так как в этом случае учитель вынужден либо полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а отдельными фрагментами. Поэтому разработанные самим учителем и изготовленные силами учащихся наглядные пособия дают больший развивающий эффект и более полно соответствуют теме и избранной методики изложения материала.

    Наряду с печатными наглядными пособиями в процессе обучения ОБЖ необходимо использовать и натуральные наглядные пособия, это реально применяемые устройства и предметы военного снаряжения: средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (ОЗК, Л-1), погоны солдат и офицеров, а также различные комплекты: индивидуальная аптечка (АИ-2), унифицированная аптечка "ГАЛО", индивидуальный противохимический пакет (ППП-8) и др.

    Функциональное назначение натуральных средств обучения состоит в том, что они служат образованию непосредственных представлений о реальных вещах, их свойствах, связях и отношениях. В этом своем качестве они не находят полноценной замены ни в одном другом средстве обучения. Любые изображения или отображения натуральных предметов служат лишь моделью последних, передают их особенности с большей или меньшей степенью приближения к оригиналу, никогда не являясь тождественными ему. Только изучая натуральный предмет, школьник может получить через различные органы чувств достаточно полное представление о его особенностях: форме, массе, цвете, запахе, характере поверхности и т.д. Столь многообразная информация о предмете изучения, полученная прямым, доступным каждому путем, воспринимается учениками как убедительная и достоверная.

    В системе обучения ОБЖ целесообразно использовать также объемные наглядные пособия в виде моделей, муляжей и макетов, отображающие особенности изучаемых объектов и образцов военной техники. Модели, муляжи и макеты представляют собой трехмерные изображения натуральных объектов, передающие их, как правило, в уменьшенном виде, например: модель танка или самолета, макет укрытия или убежища, муляж автомата АК и пистолета ПМ. В моделях, муляжах и макетах соблюдается внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. В процессе познания модели, муляжи и макеты занимают промежуточное положение: они более полно, чем плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т.п.), воспроизводят особенности натурального объекта и в то же время по сравнению с ними имеют более обобщенный характер. Модели, муляжи и макеты могут применяться на разных этапах учебного процесса, играя роль источника знаний при объяснении нового материала, а также средств обобщения и контроля знаний.

    Большую роль в системе средств обучения ОБЖ играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков учащихся, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ. Используемые в изучении ОБЖ приборы служат для радиационной и химической разведки обстановки в очагах заражения, подвергшихся воздействию оружия массового поражения или возникших в результате различных техногенных аварий и катастроф. Среди них выделяют:

    1. Приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В).

    2. Приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24) .

    3. Приборы химической разведки (ВПХР, ППХР, ГСП-1).

    В настоящее время процесс обучения в школах нельзя представить без использования большого разнообразия технических средств обучения (ТСО). Из широкого набора материальных средств наряду с апробированными ТСО (кино- диапроекторы, эпип-проекторы, аудиомагнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны и др.) широкое распространение получают мультимедийные и телекоммуникационные средства: видеопроекторы и телесканеры, оверхед-проекторы и слайд-проекторы, целые телевизионные комплексы, персональные компьютеры (ПК) и электронные копи-доски, позволяющие считывать написанную информацию с доски и даже выдавать копии.

    Не за горами то время, когда в полном объеме будут использоваться огромные возможности целых учебных телекоммуникационных систем, включая и спутниковые каналы связи. Конечно, использование ТСО на уроках ОБЖ ни в коей мере не исключает присутствие на уроках учителя, даже наоборот, функциональное воздействие учителя на обучаемых посредством ТСО лишь возрастает. Рационализация этой области деятельности учителя предполагает не только применение ТСО, но и выбор оптимальной структуры проведения занятия, правильной постановки учебных вопросов с учетом знаний и творческих возможностей и способностей учащихся. Только комплексное использование ТСО наряду с другими материальными средствами, такими как учебники, макеты, наглядные пособия и т.д., может обеспечить полное всестороннее и глубокое раскрытие темы, повысить эффективность использования учебного времени, резко сократить затраты учителей и учеников на решение различных второстепенных вопросов.

    Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

  5. Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019

    Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.

  6. Квест «Ключи от разведки» 2018

    Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.


  7. Военно-спортивная игра "Зарница" 2018

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.

  8. 2018

    Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.

  9. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018

    Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

  10. Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018

    Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.

  11. Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018

    Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

  12. План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.

  13. Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018

    Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.

  14. Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018

    В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.

  15. Мир, в котором мы живем сегодня 2017

    Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.

  16. 2017

    Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

  17. Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017

    Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

  18. В стране дорожных знаков 2017

    Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  19. Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017

    ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.

  20. Марафон естественных наук 2017

    Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.

  21. Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017

    Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.

  22. Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017

    К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

  23. 2017

    Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

  24. Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017

    Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.

  25. Острова военной и национальной безопасности России 2017

    Статья дает представление о ситуации, сложившейся в результате обсуждения вопросов, связанных с принадлежностью островов Курильской гряды. Раскрывает военно-стратегическое и экономическое значение островов для России, отношение россиян к вопросу территориальной целостности государства.

  26. Использование технического прогресса в борьбе с терроризмом 2017

    Статья знакомит со специальными средствами борьбы, используемыми для обезвреживания террористов. Дается краткое описание достигнутого технического прогресса в этой области и перспектив применения современных технологий в борьбе с терроризмом.

  27. Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016

    На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.

  28. Классный час "Мир без террора!" 2016

    3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта памятная дата была установлена в соответствии с федеральным законом РФ «О днях воинской славы России» в редакции от 21.07.2005 г. Она напрямую связана с событиями в Беслане 1–3 сентября 2004 года. Вспоминают россияне 3 сентября жертв терактов, происходивших в столице, а также в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и др. регионах страны. Терроризм - одна из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом.

  29. Тактическая подготовка: приёмы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя. 10-й класс 2016

    Урок создает условия для воспитания позитивного отношения к военной службе, знакомит с требованиями к подготовке солдат. Занятие ориентировано на совершенствование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность учащихся формулировать и аргументировать своё мнение.

  30. 2016

    Данная методическая разработка может использоваться учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". На практическом занятии закрепляются теоретические знания и отрабатываются практические умения и навыки оказания неотложной помощи при травмах. Освоение техники наложения шин при переломах костей верхних и нижних конечностей помогает в экстремальных ситуациях.

  31. Досуг по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная тропинка" 2016

    В летний период большую часть времени дети проводят на прогулке. Находясь на участке детского сада, ребенок постоянно взаимодействует с окружающей средой: взрослыми, детьми, предметным окружением, природой. Мероприятие, в игровой форме, знакомит с особенностями устройства территории и находящихся на ней объектов, формируя понятие «безопасного поведения».

  32. 2016

    Данное мероприятие позволит сформировать у учащихся 4-х классов познавательный интерес к изучению новых предметов, как менялся наш мир через историю географических открытий. Мероприятие направлено на воспитание патриотизма и любви к Родине, гордости за свой народ, своих земляков.