Что делать после оформления европротокола при ДТП? Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается.

С любым из участников дорожного движения может произойти происшествие с материальными последствиями. Но далеко не каждый знает, что оформление ДТП в 2019 году можно произвести самостоятельно. Упрощенное оформление ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД заполняется на месте в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», проще говоря Европротокол. В нашей статье вы узнаете порядок действий, который необходимо совершить.


В законодательстве РФ понятия европротокол не существует, универсальным документом является извещение о ДТП. Поскольку в Европе аварии, не влекущие серьезные последствия, оформляются водителями на месте самостоятельно, то этот опыт стал применяться и в России. Их количество значительное – примерно 80 % от всех ДТП. Заполняемый же при этом бланк получил название «европротокол».

При страховании автоответственности вместе с полисом ОСАГО водителю выдается бланк европротокола, форма которого утверждена Банком РФ. Она введена с 20 октября 2017 года. К полисам, полученными ранее, приложен бланк, утвержденный приказом МВД. Он также действителен и принимается для фиксации повреждений в случае ДТП.

Закон

Самостоятельное оформление водителями извещения о ДТП регулируется следующими нормативными актами:

Согласно п.1 ст. 11.1 закона № 40 заполнение европротокола возможно при соблюдении следующих условий одновременно:

  • пострадал в ДТП только автотранспорт, вреда жизни и здоровью водителям и пассажирам не причинено;
  • пострадали в аварии только два транспортных средства;
  • все участники ДТП имеют полисы ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия, а также повреждения транспорта у участников не вызывают споров и разногласий.

Законом от 1.06.2018 года устанавливается также сумма страхового возмещения по европротоколу, она ограничена 100 тыс.рублей (в Москве и Московском регионе, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области сумма значительно выше, но не более 400 тыс. рублей при условии фиксации факта аварии с помощью устройств, имеющих геолокацию ГЛОНАСС). Поэтому потерпевшая сторона должна понимать, что даже при ущербе свыше установленной суммы, она получит выплату лишь в пределах, установленных законодательством.

Правила дорожного движения в п.2.6.1. позволяют участникам ДТП обойтись и вовсе без его оформления только по взаимному согласованию.

Действия при ДТП до оформления европротокола

В случае аварийной ситуации следует сделать следующее:

  • остановиться, включить аварийные сигналы, выставить на дорогу знак аварийной остановки;
  • убедиться, что нет пострадавших, ДТП произошло только с двумя транспортными средствами;
  • предложить второй стороне составить европротокол;
  • перед оформлением европротокола проверить срок действия полисов ОСАГО.


Обязательно необходимо произвести съемку места происшествия (фото, видео), захватив дорожные знаки поблизости, номера автомобилей, характер повреждений и следы на дороге от торможения. Потребуются и свидетельские показания, поэтому при наличии таковых запросите с них контактные данные и письменные показания.

Правила оформления европротокол при ДТП в 2019 году

Извещение о ДТП, выдаваемое страховой компанией, в которой оформлен полис ОСАГО, имеет три листа:

  • инструкция по заполнению европротокола;
  • бланки участников ДТП в двух экземплярах, первый из которых при заполнении копируется на второй.

При скачивании бланка онлайн потребуется заполнить два экземпляра от руки.

Перечислим правила заполнения европротокала при ДТП, которые являются обязательными для получения страховой выплаты по полису:

  • при заполнении бланка с самокопирующейся стороной необходимо заполнять поля шариковой ручкой с достаточным нажимом для оставления четкой копии на втором экземпляре;
  • поля заполнять следует разборчиво, предпочтительно печатным шрифтом;
  • исправлений лучше избегать, но при их наличии необходимо заверять подписями обоих участников аварии.

Европротокол следует заполнять непосредственно на месте аварии обоими водителями сообща, поскольку документ является результатом достигнутых договоренностей и их согласия по поводу обстоятельств и ущерба.

Перечислим все пункты, что необходимо вписать в бланк:

  1. Адрес места происшествия с указанием города, улицы и ближайшего дома либо перекрестка улиц. Адресом аварии на трассе за пределами населенного пункта будет ее наименование, направление и километр.
  2. Указывается не только дата ДТП, но и его точное время.
  3. Европротокол составляется при участии в аварии только двух транспортных средств, поэтому в пункте 3 ставится цифра 2.
  4. При наличие пострадавших и погибших в результате ДТП необходимо привлекать сотрудников полиции, европротокол предусмотрен только при их отсутствии. В пункте 4 ставятся нули или прочерки.
  5. Проведение освидетельствования на состояние опьянения провести не представляется возможным, поэтому ставится галочка напротив «Нет».
  6. Протокол заполняется самостоятельно при отсутствии ущерба имуществу других лиц и автотранспорту, кроме двух сторон, заполняющих протокол, – в поле «Нет» проставляются галочки.
  7. Если имеются свидетели ДТП, прописываются их имена и контактные данные. При отсутствии свидетелей проставляется соответствующая запись – «Свидетелей нет».
  8. Сотрудники ГИБДД не привлекались к оформлению, поэтому отмечаем «Нет».

Затем бланк разделяется на три столбца, два крайних из которых заполняются каждым из водителей. Все данные может заполнить один из участников по документам, представленным вторым. Автотранспорт условно разделяется на А и В для удобства обозначения их на схеме.

Для заполнения пунктов с 9 по 12 потребуются следующие документы:

  • страховой полис ОСАГО, где указываются данные о транспортном средстве, его владельце и страховой компании;
  • удостоверение водителя, находившегося за рулем в момент аварии;
  • доверенности на управление этим транспортом (при наличии).

Страховой полис на момент ДТП у каждой из сторон должен быть действующим.

  1. Стрелкой указывается на соответствующий вид транспорта и место, куда пришелся удар каждому из участников.
  2. Указывается перечень и характер полученных повреждений. Чем точнее будет заполнен этот пункт, тем меньше вопросов возникнет со стороны страхового агента. Поэтому рекомендуется наиболее подробно описать все видимые повреждения.
  3. При наличии замечаний, они указываются в этом пункте и скрепляются подписями водителей – участников аварии.
  4. Средняя колонка отражает полные данные обстоятельств происшествия и заполняется пострадавшими по отдельности в соответствии с точной картиной аварии. В итоговом квадрате ставится цифрой общее количество отметок по каждой из сторон.
  5. Важным является построение схематического рисунка места ДТП. Обязательно наносятся оба автосредства с указанием соответствующей литеры, ближайшие объекты, а также разметка, знаки и направление движения. Здесь же указываются название улицы или улиц, если это перекресток.
  6. Пункт для заверения протокола участниками.

Если лицевая сторона обязательно заполняется обоими водителями сообща, то оборотную может оформить каждый самостоятельно в любое другое время. При этом важно учитывать следующие моменты:

  1. В пункте 1 проставляется отметка в квадрат, соответствующий тому транспортному средству, которое указано на лицевой стороне европротокола;
  2. Описание обстоятельств аварии с указанием действий предшествующих ДТП, совершенных во время и после него. При этом излагать необходимо коротко и понятно, без лишних подробностей, но максимально понятно.
  3. Проставляется отметка о том, кто находился за рулем автосредства во время аварии: собственник или иное лицо.
  4. Пункты 4 и 5 перечеркивается, потому что участников и потерпевших сторон не более двух.
  5. В пункте 6 указывается возможность или нет передвигаться на транспортном средстве далее, при отрицательном ответе прописывается местонахождение.
  6. Если имеются дополнительные сведения или сомнения по поводу аварии и ее фиксации, можно указать их в пункте 7.

Внизу страницы ставится подпись водителя, заполнившего оборотную сторону протокола.

Образец заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии


Внесение информации о разногласиях в бланк извещения

Бланк европротокола заполняется только при отсутствии разногласий с обеих сторон аварии. Если же в ходе его заполнения сторона отказывается подписывать документ, мотивируя это несогласием с изложенными фактами, то потребуется привлечь сотрудников полиции. Такое правило действовало до наступления 1 июня 2018 года. Указывается в пункте 7, обратной стороны бланка.

Однако, после 1 июня возможность внести сведения о разногласиях в протокол стало возможным, но это может быть сопряжено с проблемами получения страховой выплаты по ОСАГО. Поэтому рекомендуется в этом случае прибегать к услугам ГАИ.

Что делать потом?

После того, как протокол заполнен и подписан участниками ДТП, каждый из участников обязан передать его в свою страховую компанию. Срок передачи определен рабочими днями и составляет:

  • для виновного лица – 5 дней;
  • для пострадавшей стороны – 15 дней.

Но следует учитывать, что страховая компания вправе сама решать, кто является виновным и потерпевшим, поэтому лучше соблюсти пятидневный срок каждому. Если европротокол составлен правильно, то страховщик обязан произвести выплаты пострадавшей стороне, при этом призвать к возмещению ущерба ту компанию, в которой застрахована ответственность виновного лица.

Заключение

Европротокол является оптимальным средством экономии времени и нервов в случае аварии между двумя транспортными средствами с небольшим ущербом. При этом нужно заручиться не только согласием обеих сторон, но и аккуратно заполнить все пункты документа.

В случае неверного указания каких-либо данных страховая компания вправе отказать в выплате возмещения, что повлечет судебные тяжбы в адрес лица, признанного виновным в ДТП.

При любых сомнениях по поводу обстоятельств аварии, а также ущерба, превышающего установленной страховой суммы лучше вызвать сотрудников полиции, так как не все еще нюансы закреплены законом по самостоятельному заполнению европротокола при наличии разногласий.

Видео: Подробная инструкция по заполнению бланка «Европротокола»


Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.

Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД. На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола. Об этом я и расскажу вам в этой статье.

Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий. В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД. Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.

Европротоколом в нашей стране называется обычный бланк извещения о произошедшем дорожном случае страховой компании, при котором были повреждены транспортные средства. Также в этом документе отражается и причинение вреда здоровью. Он всегда выдается при заключении ОСАГО каждой страховой компанией.

Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.

Вы можете получить его:

  • в любом офисе вашей страховой компании;
  • скачать с любого проверенного правового ресурса;
  • в этой статье.

Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.

Условия оформления

По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

Однако законодательством установлены условия, при которых участники могут оформить происшествие самостоятельно, не вызывая представителей ГИБДД. А также есть условия, при которых вызов их на место обязателен. Эти правила необходимо знать, так как при несоблюдении их водителям грозит административная ответственность, вплоть до лишения водительских прав (за оставление места аварии).

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

Порядок заполнения

Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

Помните, что первая страница сделана самокопирующейся. Поэтому все, что вы напишите на первом бланке, будет отражаться на втором. А вот оборотная сторона каждой из этих страниц идет обычная. Она предназначена для заполнения индивидуально каждым водителем.

Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

Основные правила

Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

  1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
  2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
  3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
  4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
  5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

Пошаговая инструкция

Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

Порядок действий будет следующий:

  1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
  2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
  3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
  4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
  5. Освидетельствование , в нашем случае ставим крестик к слову «нет », так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
  6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет », потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
  7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
  8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
  9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС .
  10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации .
  11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес , но и телефон , номер водительского удостоверения , категорию прав и дату их выдачи , название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС .
  12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
  13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
  14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
  15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
  16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
  17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
  18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

  1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
  2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
  3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
  4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
  5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
  6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
  7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
  8. Подпись, дата, расшифровка.

Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником, то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

Все спорные вопросы со страховщиком в любом случае будут решаться через суд. И если невиновный водитель не сможет его выиграть, тогда он сможет взыскать свой ущерб с виновника, также через суд.

Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

Европротокол – это упрощенный вариант оформления места ДТП, при котором не принимают участие сотрудники дорожной полиции.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для получения компенсации от страховой компании по полису ОСАГО, потребуется грамотно составить документ, не допустив ошибок. Процедура имеет свои особенности и нюансы, которые следует знать перед оформлением места происшествия.

Что это такое

Европротокол – это специальная форма оформления места ДТП, при которой водители самостоятельно составляют необходимые для получения страховой премии документы. При этом способе не вызываются сотрудники правоохранительных служб.

Европротокол в России начал функционировать сравнительно недавно. Его введение помогло решить несколько задач:

Оформление ДТП по Европротоколу имеет преимущества и для водителей:

  • нет необходимости вызова и ожидания сотрудников ГАИ;
  • сокращается время на оформление происшествия;
  • быстрое разрешение ситуации избавляет от пробок на дороге.

Оформлять аварию по Европротоколу допускается российским и иностранным гражданам. Если автомобиль зарегистрирован в другой стране, то у водителя при себе должен быть .

При его отсутствии вызываются сотрудники ГАИ, поскольку данное обстоятельство является нарушением и оплачивать компенсацию иностранному гражданину (если он виновник в ДТП) придется из своего кармана.

Европротокол может оформляться при соблюдении нескольких условий:

  1. Отсутствие пострадавших лиц. В ДТП не пострадали люди: водители, пассажиры, пешеходы. Если были получены травмы, без вызова ГАИ не обойтись.
  2. В ДТП участвовали только два автомобиля. По Европротоколу нельзя оформлять аварию, если повреждения получили более двух автомобилей. Стоит учитывать, что грузовой транспорт с прицепом – это две машины.
  3. У водителей есть действующий полис ОСАГО. Застрахованы должны быть оба водителя, независимо от того, кто стал виновником происшествия.
  4. Отсутствуют разногласия. Один из водителей готов признать свою вину, о чем указывается в извещении. Если у участников аварии возникли разногласия, потребуется вызвать ГАИ.
  5. Предоставление автомобиля на осмотр. Виновник аварии готов предоставить свой транспорт на осмотр для экспертизы и передать свою часть извещения страховщику.
  6. Автомобиль получил незначительные повреждения. Водителю придется «на глаз» определить размер ущерба. Если он не превышает 50 тысяч рублей, то можно самостоятельно оформлять место происшествия.

Как выглядит

При составлении Европротокола действовать нужно следующим образом:

  1. Убедиться, что в аварии не пострадали люди, и произошло столкновение только двух автомобилей.
  2. Осмотреть автомобиль на наличие повреждений, визуально оценить размер ущерба.
  3. Проверить наличие полиса у обоих водителей, убедиться в том, что они действительны на текущую дату.
  4. Договориться с водителем о самостоятельном оформлении ДТП и определить виновника аварии.
  5. Сделать качественные фотографии места происшествия. Потребуется зафиксировать общее положение автомобилей (чтобы была видна местность, на другом фото – номер ТС), повреждения машин общим и крупным планом.
  6. Попросить свидетелей написать показания и оставить свои контактные данные.

Сам бланк для оформления аварии по Европротоколу представляет собой извещение о ДТП. Он состоит из лицевой, оборотной стороны и вкладыша, который копирует всю внесенную информацию.

Извещение включает в себя несколько вопросов, касающихся обстоятельств дорожного происшествия.

Состоит из разделов:

  • данные об автомобилях и водителях;
  • дата и место ДТП;
  • схема происшествия;
  • полученные повреждения;
  • обстоятельства аварии.

Где взять бланк

Бланк для составления Европротокола выдается страхователям при .

Дополнительно водитель должен получить памятку с правилами заполнения . Посмотреть пример составления документа можно на информационном стенде в офисе страховой компании.

Если по каким-либо причинам бланк был утерян, то следует обратиться в страховую компанию за дубликатом. На месте ДТП допускается заполнение извещения другого водителя.

Не принимается Европротокол, составленный на обычном листе бумаги. Рекомендуется иметь при себе два бланка, чтобы при ДТП не переживать из-за отсутствия документа. Стоит учитывать, что извещение не должно быть порванным, помятым или испачканным.

Изменения в заполнении

С начала функционирования Европротокола и по сегодняшний день не вносились изменения в порядок оформления документа. А вот за нарушение законодательных норм придется заплатить штраф в увеличенном размере.

Так, при оставлении места ДТП и отказе оформлять происшествия с вызовом ГАИ или самостоятельно, предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения на полтора года или арест на 15 суток.

Образец бланка и пример заполнения

При самостоятельно оформлении Европротокола следует учитывать несколько важных нюансов:

  1. После ДТП нельзя двигать автомобиль, даже если он мешает передвижению других транспортных средств.
  2. Первым делом, следует сделать фотографии. Для этого подойдет камера мобильного телефона. Важно, чтобы на снимках были видны номера автомобилей.

    Также необходимо сделать приближенные фотографии, отображающие полученные повреждения. Снимается машина не только пострадавшей стороны, но и виновника ДТП.

  3. После сделанных фотографий автомобиль можно отогнать на обочину, если они затрудняют движение других машин.
  4. Отогнав ТС, необходимо сделать фотографии тормозных путей, обломков, если они имеются.
  5. Сразу стоит взять данные свидетелей, по возможности, зафиксировать их показания на отдельных листках бумаги.
  6. После проделанных действиях составить Европротокол. Рекомендуется сначала сделать черновой вариант на пустом листке, затем перенести сведения на бланк извещения.
  7. Нельзя ремонтировать автомобиль до обращения в страховую компанию. Страховщиком будет назначена экспертиза для оценки ущерба.

При составлении Европротокола следует ориентироваться на пример, предоставляемый страховой компанией вместе с бланком при покупке полиса ОСАГО. Нельзя допускать ошибки и помарки.

Если в извещении будут исправления, страховая компания может не принять его к рассмотрению.

Учитываются и другие правила оформления документа:

  1. Заполнять бланк нужно синей шариковой ручкой. Писать следует крупными печатными буквами разборчивым подчерком.
  2. Мысли излагаются грамотно, используя общепринятые термины, без жаргона и лишних слов.
  3. В извещении подписан каждый пункт, информацию следует вносить в соответствующую колонку. Каждый водитель может указывать сведения о своем автомобиле, либо документ заполняется одним человеком под контролем второго участника ДТП.
  4. Не стоит слишком детально описывать происшествие. Но все важные данные указываются обязательно.
  5. Если в извещении допускаются исправления, то они заверяются подписями обоих водителей.

Схема ДТП для Европротокола составляется с максимально точным указанием нюансов расположения автомобилей.

Она должна отобрать информацию:

  • расположение автомобилей относительно друг друга после столкновения;
  • направление движения каждого транспортного средства;
  • особенности и конфигурация дороги, где произошло ДТП (например, поворот, гора, перекресток и т.д.);
  • наличие разметки на дороги;
  • адрес места происшествия (улица и номер дома, рядом с которым произошло столкновение);
  • дорожные знаки, цвет светофора;
  • наличие дефектов дорожного полотна, ставших причиной столкновения автомобилей.

Схема должна выглядеть так:

Чтобы правильно оформить Европротокол, необходимо следовать инструкции:

  1. Место ДТП: указывается точный адрес происшествия.
  2. Дата ДТП: указывается дата и время произошедшего ДТП в отведенные для этого окошки.
  3. Количество ТС: число автомобилей, ставших участниками ДТП. При оформлении Европротокола значение будет «2».
  4. Количество раненых: в первом окошке указывается число людей, получивших травмы, во втором – количество погибших. При оформлении Европротокола оба показателя равны 0.
  5. Освидетельствование на наличие алкогольного опьянения: проводилось ли медицинское освидетельствование водителей. Поскольку не вызываются сотрудники правоохранительных служб, ставится галочка в окошке «нет».
  6. Ущерб, нанесенный другим автомобилям и имуществу: указывается, пострадали ли в ДТП другие ТС и имущество третьих лиц. Указывается «нет».
  7. Свидетели: указываются ФИО и адрес регистрации свидетелей аварии.
  8. Было ли ДТП оформлено сотрудником ГИБДД: указывается «нет».
  • с 9 по 15 пункт каждый водитель самостоятельно вносит информацию об автомобиле, личных данных и страховке;
  • в 14 пункте описываются повреждения, полученные автомобилем в ДТП. Следует внимательно отнестись к данному разделу, чтобы каждый водитель не написал несуществующие повреждения;
  • в пункте 16 описываются обстоятельства ДТП. Указывается только правдивая информация существующими терминами: обгон, смена полосы и т.д.

Каждый водитель ставит подпись на лицевой стороне обеих частей извещений. Предварительно рекомендуется проверить корректность внесенных данных.

Максимальная выплата по Европротоколу при ДТП в 2019 году

Ранее оформлять Европротокол можно было при условии, что размер ущерба составляет не более 25 тысяч рублей.

Сейчас максимальная выплата увеличена до 50 тысяч рублей. Если ущерб превышает данную сумму, то страховая компания не выплачивает компенсацию.

В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области максимальная сумма по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

При этом у водителей в автомобилях должно быть установлено спутниковое оборудование для установки точного места происшествия.

Срок действия Европротокола при ДТП составляет 5 дней. В течение этого периода водитель должен обратиться в страховую компанию с документами для получения компенсации. Согласно , у страховщика есть 20 дней на возмещение ущерба.

В каких случаях не оформляется

Европротокол не оформляется в нескольких случаях:

  • пострадал только один автомобиль (например, произошло столкновение с оградой);
  • автомобиль задевает другие машины в пробке;
  • водители не могут прийти к обоюдному мнению и решить, кто стал виновником ДТП;
  • невозможно оценить размер ущерба или он превышает установленные законодательством нормы;
  • у одного из автомобилей имеется прицеп, который приравнивается к полноценному транспортному средству;
  • один из водителей находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • в ДТП пострадали люди;
  • происшествие не является .

Самостоятельно оценить ущерб бывает достаточно трудно. Особенно, если столкновение произошло с дорогостоящим автомобилем.

При возникновении сомнений лучше вызывать сотрудников ГАИ, что в дальнейшем не остаться без компенсации. Если же на машине небольшая царапина или вмятина, то можно оформлять происшествие по Европротоколу.

Что делать с документом после ДТП

Составив Европротокол, необходимо внимательно проверить документ на отсутствие ошибок. Обязательно записываются контакты второго водителя.

С полисом ОСАГО и Европротоколом пострадавшему водителю следует обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней и написать заявление на получение компенсации.

После рассмотрения документов выдается направление на экспертизу. На ней должен присутствовать виновник ДТП, а также представить свою машину для осмотра.

После этого устанавливается сумма ущерба. Останется только получить от страховщика направление на ремонт автомобиля или денежную компенсацию.

Не рекомендуется до проведения экспертизы эксплуатировать автомобиль. На нем могут появиться другие повреждения, что будет расцениваться как ошибка в извещении о ДТП. Но данный вопрос следует обсудить в страховой компании.

Если будет получено разрешение на использование автомобиля, то можно продолжать эксплуатацию до экспертизы и ремонта. При этом страховщик должен выдать письменное разрешение, которое необходимо держать всегда при себе.

При возникновении аварии на дороге законодательство предусматривает возможность провести оформление ДТП без ГИБДД. Данный способ фиксации ДТП возможен, если стороны происшествия нашли компромиссное решение по данному вопросу. Но важно еще и знать как правильно оформить европротокол.

Как оформить ДТП без участия ГИБДД

Законодательство в некоторых случаях, при соблюдении определенных условий допускает возможность произвести оформление ДТП без ГИБДД.

Условия, которые позволяют это сделать:

  • участники происшествия должны были заключить договор страхования ОСАГО.
  • в результате аварии допускается только вред, причиненный имуществу (в случае вреда здоровью или жизни, данный метод фиксации ДТП не допустим);
  • все стороны ДТП должны прийти к согласию, относительно обстоятельств совершения аварии и зафиксировать этот факт в извещении о ДТП.
  • Пострадавший не возражает против того, что выплаты по страховке ОСАГО, которые будут выплачены в качестве компенсации по данному ДТП, будут составлять не больше 50 000 рублей.
  • Стороны аварии должны на протяжении 5 дней обратиться каждый к своему страховщику.

Что делать после произошедшей аварии?

  1. Первое что нужно сделать после произошедшего ДТП – включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной установки.
  2. Найти очевидцев происшествия, которые смогут выступить свидетелями и записать их данные.
  3. Созвониться со страховой компанией, которая оформляла страховку, и уведомить о происшедшем.
  4. При оформлении договора страховой компанией всем водителям выдается извещение о ДТП. Его необходимо заполнить прямо на месте, где совершена авария. Проверьте, чтобы бланк извещения был нового образца (он должен состоять из 23 пунктов). Вторая сторона (участник) аварии должна обязательно расписаться во всех указанных местах. За этим нужно проследить отдельно и не забыть, поддавшись волнению.
  5. Не торопитесь на месте аварии отдавать никакие деньги. Все выплаты сделает страховая, после того, как вы предоставите ей необходимые документы и заявление.
  6. Обменяйтесь со второй стороной аварии сведениями о ваших страховщиках и номерами полисов ОСАГО.

В срок не более 15 дней вам необходимо будет обратиться к своему страховщику и предоставить такой пакет документов:

  • заявление;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • удостоверение водителя;
  • документы на автомобиль.

Автомобиль необходимо будет предоставить для оценки и расчета ущерба. Оценку страховщик произведет в течение 5 рабочих дней после того, как примет у вас заявление.

Если результаты проведенной оценки устроят обе стороны ДТП, необходимо оговорить сумму выплат. После согласования сторонами всех нюансов, потерпевший предоставляет свои реквизиты для оплаты и ожидает перечисления денег.

Если участники аварии не договорились о размере ущерба и сумме выплат на основании проведенной оценки, будет назначена независимая экспертиза.

Оформление ДТП по европротоколу

Европротокол представляет собой специальный документ, содержащий форму извещения о ДТП, который является подтверждением права потерпевшего в аварии, на получение выплаты по ОСАГО. Заполняют его участники происшествия.

Европротокол при ДТП еще и другое предназначение. Он является способом, которым оформляется авария без участия органов полиции.

Данный документ начал свое существование в 2009 году. В 2013 году в него были внесены изменения, которые касались выплат. На настоящий момент, потерпевший в аварии, в случае оформления ДТП таким способом, может рассчитывать на получении 50 000 рублей.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП, образец



Пример заполнения европротокола (лицевая сторона, кликабельно) Пример заполнения европротокола (оборотная сторона, кликабельно)

Оформление ДТП по европротоколу имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание:

  1. Участниками аварии должны быть не больше 2 автомобилей. Данное требование касается не водителей, а именно ТС. То есть, если к ДТП причастны, например, автомобиль и прицеп, который зарегистрирован под отдельным номером и второй автомобиль, то транспортных средства считается уже три и без участия ГИБДД, здесь уже не обойтись.
  2. Нельзя будет применить европротокол и в том случае, если столкновение между автомобилями не произошло. Например, если один из участников ДТП, пытаясь избежать аварии, свернул в сторону и попал в кювет или врезался в столб или дорожное ограждение. В этом случае также необходимо участие ГИБДД.
  3. Данные рекомендации можно применить, если речь идет о страховых выплатах по ОСАГО. В случае, если сторона дорожного происшествия рассчитывает на выплаты по КАСКО, то оформлять ДТП с помощью европротокола нельзя. Страховые компании для произведения выплат по КАСКО требуют документ о ДТП – справку, выдать которую может только ГИБДД. Поэтому для того, чтобы страховщик осуществил выплату по КАСКО, придется вызывать полицию.
  4. Внимательно изучите полис второй стороны ДТП, если он просрочен, а вы – потерпевшая сторона в ДТП, то выплат по страховке вы получить не сможете.
  5. Основным документом, для выплаты является извещение о ДТП. Данный документ не должен содержать ошибок и помарок. Важным моментом является то, чтобы вторая сторона прямо признала свою вину. Формулировка «вину признаю частично» также не позволит рассчитывать на выплаты.
  6. Страховщики настороженно относятся к выплатам по европротоколу, в связи с большим количеством мошенничества. Поэтому нужно быть готовым к тому, что страховая захочет осмотреть не только ваше авто, но и ТС второй стороны аварии. Если второй участник ДТП проживает в другом регионе, это может вызвать дополнительные трудности.
  7. Обязательно убедитесь, в первую очередь, что автомобилю нанесены повреждения, во вторую очередь – что здоровью не нанесен вред.

Важно!

Еще один момент! Европротокол можно оспорить в суде, если вы подписали его в состоянии сильного волнения, а в последующем выяснили, что вашему здоровью все-таки причинен вред.

Оформление ДТП по КАСКО без присутствия ГИБДД

Если вы заключили договор страхования по КАСКО, внимательно прочтите его условия. В некоторых случаях страховщики допускают оформление европротокола. Чаще всего если повреждения авто являются незначительными: повреждено покрытие авто или приборов освещения, зеркал. Иногда страховщики ограничивают размер ущерба определенной суммой.

В этом случае следует приблизительно, навскидку оценить размеры ущерба, и приблизительно просчитать, уложится ли ремонт в сумму оговоренную договором страхования.

Если вы не можете самостоятельно принять решение, чтобы минимизировать риск потерять выплату, обратитесь за консультацией в страховую компанию.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.