Частное право по законам Моисея. Моисеевы законы: общая характеристика Право и суд по законам Моисея

Какие части Закона Моисея отменены с появлением , а каким мы все еще должны следовать (если таковые имеются)? Я знаю, что в , в Послании к Евреям говорится, что первый завет устарел после заключения второго, и что новый заменил старый (8 и 10 главы Послания к Евреям). Но о чем тогда идет речь в следующем отрывке:

«…закон, который появился спустя четыреста тридцять лет, не мог отменить договор, ранее принятый Богом, и таким образом отменить обещание» (Послание к Галатам 3:17)

Хороший вопрос. Давайте озвучим два пункта:

  • во Христе мы, во-первых, не под законом;
  • во-вторых, мы не под Законом (Моисея).

Это, возможно, звучит одинаково, но это, определенно, разные вещи. В Послании к Колоссянам 2:13-15 говорится, что, когда мы крестились, мы были воскрешены Христом, и что благодаря Ему «Он уничтожил перечень всех обвинений, которые существовали против нас». Он отменил закон, который был против нас, прибив его к кресту.

Раньше я думал, что это учит нас тому, что мы больше не подчиняемся Закону Моисея (особенно потому, что слова, которые звучат в Послании к Колоссянам 2:16-17 взяты из Закона Моисея), но это неверно. Этот отрывок говорит нам, что мы не под законом в целом. Мы больше не обязаны подчиняться закону в самом общем смысле. Еврей и язычник в равной степени не попадают под действие закона. У нас есть благодать.

В Послании к Галатам 4:21 — 5:6 обширно описано отношение к этой идее. Мы — дети свободной женщины Сары. Мы — больше не рабы. Мы были освобождены (Послание к Галатам 5:1). Освобождены от чего? От обязательства. Мы были освобождены от «должен» и находимся в согласии с «хотим». Единственное, что имеет значение, это вера, выражающая себя в любви. Итак, мы не под законом, а под благодатью. Это первый пункт. Мы не под законом.

Христиане не подчинены Закону Моисея

Но также мы не подчинены Закону Моисея. Иисус исполнил закон, который включает в себя Закон Моисея. Иисус не отменил Закон Моисея (в контексте это особый закон), но Он выполнил все его требования, и Он также принял наказание за то, что Он не следовал ему совершенно. Закон не был отменен, но мы не находимся под его властью. Когда , занавес был разорван на две части. Кровь быков и козлов, которая никогда не удаляла , стала больше не нужна. Это больше не имеет значения. Как сказал один иудейский писатель, вся Моисеева система была старой и угасающей и скоро исчезнет (Послание к Евреям 8:13). Фактически, она исчезла, наконец, в 70 году н.э.

Мы не обязаны следовать ни одному из Законов Моисея. Все это отменено. Конечно, в Законе Моисеевом было заповедано то, что заповедано нам во Христе. Мы все равно должны любить Бога всем сердцем, душой и силой. Мы, по-прежнему не должны желать жены или мужа наших соседей или их вещей. Мы все равно не должны убивать. Однако, причина, по которой мы не должны делать этого, не в том, что это написано в Законе Моисея, а потому, что это является частью Закона Христа. Это вещи, которые Иисус обязал нас делать. Многие христиане повесили 10 заповедей к себе на стену. Это нормально, я полагаю, но в некотором смысле это немного странно. Мы не публикуем законы о ношении одежды из более чем двух материалов или обязанности соблюдать праздник кущей. 10 заповедей выражают сердце Бога, и мы можем утверждать, что как христианине мы обязаны следовать им, но это не потому, что это было написано на скрижалях, данных Моисею, а потому что мы следуем за Христом.

Послание к Галатам 3:17 применяется к двум различным заветам: с Авраамом и с Моисеем. Мы можем защитить идею о том, что завет с Авраамом все еще действует. 4 глава Послания к Римлянам — аргумент, что Божье обещание Аврааму все еще действует. Обетование Аврааму заключается в том, что праведники будут жить верою (Послание к Римлянам 1:17, 4:3), и все народы будут благословлены через семя Авраама-Иисуса Христа. Павел утверждает, что обетование Аврааму заменяет завет с Моисеем. Это то, что утверждается в Послании к Галатам 4:21-31. Закон Моисея привел к рабству, но обетование Аврааму и сегодня приводит к свободе.

Итак, если мы обязаны соблюдать законы, найденные в Левите, это «совпадение». Но мы можем многое узнать о Боге через них.

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Законодательство Моисея, его смысл и основные принципы

Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и косной, своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Для того чтобы племена переплавились в народ, из дикого этно-природного состояния перешли в историческое, они должны осознать себя в качестве духовной общности. Связь по рождению и обстоятельствам жизни должна перерасти в связь, опосредованную общей верой, идеалами праведности и справедливости. В жизни людей должно появиться что-то более значимое, чем кровь или чем египетские котлы с мясом и хлеб досыта, которыми в одну из трудных минут скитаний по пустыне израильтяне укоряли Моисея с Аароном. Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные, хотя и родственные, племена конституируются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого назначения в мире. Деятельность Моисея предоставляет нам редкую возможность на конкретном примере наблюдать, как племена трансформируются в народ (нацию), входят в историю и культуру. Замечательно, что при этом с наивной простотой показана противоречивость этого процесса, в ходе которого консолидация одного народа (в рассматриваемом случае еврейского) происходит за счет его противостояния другим народам, доходящим в отдельных случаях до войны и истребления.

В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Провозглашенная им религиозность покоится на единобожии, нравственность - на любви к своему народу, законодательство - на принципе равного возмездия. Бог, народ, справедливость - так кратко можно было бы обозначить суть учения Моисея. При этом все три понятия образуют единый нерасчленимый комплекс.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Когда говорят «кодекс Моисея», то обычно имеют в виду именно десять заповедей, хотя на самом деле нормотворческая деятельность Моисея ими не исчерпывается. Десять заповедей являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включающему сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия. Это - общие религиозно-нравственноюридические принципы, своего рода философия Моисеева законотворчества. Особое место Десяти заповедей в законодательной части Пятикнижия подчеркнуто тем, что Яхве возвестил их израильтянам сам, в отличие от других законов, которые он предписал через Моисея, а также тем, что они записаны на скрижалях.

Осмысление Десяти заповедей Моисея показывает: в историческом процессе, в ходе которого на смену природе приходит культура, естественно сложившиеся родственные племена сливаются в единый народ и организуют свою жизнь в форме государства, словом, говоря более обобщенно, происходит переход от первобытности к цивилизации, исключительно важная, в известном смысле первостепенная, роль принадлежит нравственности. Весь этот космический по масштабу и последствиям переход от природы к истории произошёл в рамках новых, гуманистически ориентированных нравственных запретов, осознанных в качестве исходного и безусловного базиса человеческого общежития.

Обычно принято подразделять заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и последующие шесть, относящиеся к сфере мирского права. Соответственно первые считаются религиозными предписаниями, последующие - моральными. Такое членение очевидно. Но оно недостаточно и может создать ложное впечатление, будто Десятисловие является механическим соединением разнородных норм. В действительности это - внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм взаимоотношений людей с богом. Чтобы раскрыть нормативное единство Десятисловия, структурируем его заповеди следующим образом: а) первые три, б) четвертая, в) пятая, г) последние пять.

Первые три заповеди предписывают почитать одного лишь бога Яхве, запрещают создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям бога («не произноси имени Яхве, твоего Бога, напрасно» - Исх. 20:7). Почему единый бог? Почему Яхве?

Прежде всего потому, что, будучи единым богом, и в качестве единого бога, он является также богом справедливым и ревнивым. Он воплощает в себе правду и силу одновременно. Он задает единые для всех требования и обладает мощью, чтобы заставить людей следовать им. Там, где молятся многим богам, там нет единой правды. Иное дело Яхве, он - один, он помнит всех. «Он Бог богов и Господь господов, Бог великий, могучий и страшный, который не взирает на лицо и не берет взятку, творящий правосудие сироте и вдове и любящий жильца, чтобы дать ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17–18). Предостерегая от практикуемого другими народами многобожия, Моисей подчеркивает, что они приносят в жертву богам своих сыновей и дочерей, наносят себе порезы, едят всякую мерзость, что они колдуют, ворожат, вызывают духов, вопрошают мертвых. Именно против этого варварства восстает Яхве, как бы визитной карточкой которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства. Высвобождение из дома рабства - свидетельство и справедливости бога, и его силы. Оба этих качества бога теснейшим образом связаны между собой. Могущество Яхве, его гнев и беспощадность - гарантия его справедливости, залог того, что он устоит против любых соблазнов, способен судить, невзирая на лица, никого не боясь, и что он покарает любое отступление и отступление любого человека от предписанной нормы. Без справедливости кара становится слепой силой. А без кары справедливость деградирует в корысть. Только в соотнесенности друг с другом они становятся тем, что они есть, - справедливость справедливостью, а кара карой.

Что же является содержанием и критерием справедливости, отступление от которой карается железной и безжалостной рукой Яхве? Воля самого Яхве, его предписания. Суммируя перед смертью законы для заключения второго договора Израиля с Яхве, Моисей говорит: «Смотри, я даю вам нынче благословение и проклятие, благословение за то, что вы послушаете веления Яхве, вашего Бога, которые я повелеваю вам нынче, и проклятие, если не послушаете веления Яхве» (Втор. 11:26–28). И далее: «Храни и слушай все эти речения, которые я повелеваю тебе… ибо ты сделаешь доброе и праведное в глазах Яхве, твоего Бога» (Втор. 12:28). Еще более резко эта мысль выражена в тридцатой главе «Второзакония»: «Смотри, я кладу перед тобой сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» (Втор. 30:15). Жизнь и добро в том случае, если слушать речения Яхве, идти его путями, смерть и зло в том случае, если поклоняться другим богам.

Рассуждения Моисея о Яхве на первый взгляд выглядят как простая тавтология: необходимость следования божественным заветам обосновывается их справедливостью, а сама справедливость усматривается в следовании божественным заветам. Но эта тавтология приобретает вполне конкретный содержательный смысл, если учесть, что Яхве - бог Израиля, определенного народа. И обращается он не к отдельным индивидам, а ко всему народу, как если бы сам народ был одним человеком. Он имеет дело с народом как с целым, заботится о его благе. Говоря по-другому, Израиль становится Израилем, единым народом, через единого бога, и этим, наличием единого бога, он отличается от других народов. Тем самым требования справедливости и требования послушания богу приобретают вполне конкретный смысл, который состоит в благе Израиля, возвышении святого народа. Единство народа, братство всех индивидов в его пределах, а также мысль о том, что единство народа обеспечивается едиными законами - вот что составляет содержание ветхозаветной справедливости, которую так ревниво оберегает Яхве. Словом, один бог, одна справедливость, один народ.

Четвертая заповедь: «Помни день отдохновения» (Исх. 20:8) является исключительно важной как раз с точки зрения связи бога и народа. В ней отношение к богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается богу. И в то же время это день, в который перед лицом бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение (подчеркнем еще раз: отдохновение ради Яхве) предписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение. С этой точки зрения многозначительный характер приобретает различие в формулировке, если быть еще более точным, в обосновании этой заповеди, которое мы находим в «Исходе» и «Второзаконии». В «Исходе» святость субботнего отдыха аргументируется тем, что бог шесть дней создавал мир, а в седьмой отдыхал; в более позднем «Второзаконии» основание заповеди иное - прямое повеление Яхве в знак освобождения из египетского рабства. Если в первом случае бог выступает в его всеобщем качестве создателя мира, то во втором - в особом качестве покровителя Израиля. Во «Второзаконии» сильнее подчеркнут тот момент, что суббота, будучи символом связи с богом и свободы, является в то же время символом национального сплочения.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. Ее необходимость объясняется не только фактами преступного попрания детьми воли родителей (так, в Пятикнижии мы находим норму, предусматривающую смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать). В контексте Десятисловия эта заповедь приобретает особый смысл - она призвана подчеркнуть, что новый религиознонациональный горизонт общественного поведения не отменяет вековечный закон почитания родителей. Отказ от кровнородственной формы организации общественной жизни не означал ценностной дискредитации самого типа кровнородственных связей. Последние сузились до границ индивидуальной моногамной семьи и в этом качестве сохранили исключительно высокий нравственный статус. Обязанности, налагаемые кровным родством и вытекающие из семейных связей, были и остаются вплоть до настоящего времени сильнейшими побудительными силами и мотивами общественного поведения. Требование чтить родителей выражает преемственную связь цивилизации (истории) с первобытным обществом и является составной частью её нравственного базиса.

Последующие заповеди (с шестой по десятую) можно охарактеризовать как нормы отношения человека к ближним, понимая под ближними всех представителей своего народа и только их. «Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби своего ближнего, как себя» (Лев. 19:18), - говорит Моисей. Без этого отождествления ближнего с сыном своего народа нельзя понять своеобразие этики Моисея. Мы уже подчеркивали, что единство народа и его сплочение вокруг единого бога, помимо прямого поклонения богу в установленных и для всех обязательных формах, обеспечивается едиными законами. Справедливость - таков основной предмет, по поводу которого разворачиваются противоречивые отношения народа и бога. Отсюда - и основные их характеристики. Народ предстает в Пятикнижии Моисея необузданным; «народ с твердым затылком» (Втор. 9:13), - не единожды характеризует его Яхве. Богу же свойственны прежде всего гнев и жестокость. Их отношения упорядочиваются на основе законов, призванных сдержать необузданные страсти и гарантированных беспощадным всесилием бога.

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога - не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему, - как раз задают основную меру справедливости. Именно их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственно достойного поведения. «И кто <тот> великий народ, у которого законы и приговоры праведны так, как все это Учение, которое я даю вам нынче?» (Втор. 4:8), - говорит Моисей. Именно Учение, праведные законы возвышают народ, делают его великим. Следует отметить, что богоизбранность еврейского народа обосновывается не его добродетельностью, а отрицательными качествами враждебных ему народов, не поднявшихся до правды единобожия: «Не за твою праведность и не за добродетельность твоего сердца ты войдешь овладеть их Страной, но за злодейство этих народов Яхве, твой Бог, прогоняет их от тебя, и чтобы исполнить слово, которым поклялся Яхве твоим отцам, Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 9:5). Еще одно замечание по этому исключительно острому вопросу. Хотя израильтяне считаются избранным, святым народом, тем не менее в Пятикнижии они предстают не в самом лучшем виде. Их история - это скорее история неразумных действий и страданий. Самоизображение народа, которое дают Моисей и другие возможные авторы Торы, больше напоминает саморазоблачение, самокритику. Во всяком случае, оно очень далеко от самолюбования. И Моисей вполне последователен, когда, оставляя Израилю перед смертью свою «Книгу Учения», предлагает поставить ее сбоку от Ковчега Договора с Яхве и добавляет: «Пусть она будет там против тебя свидетельством» (Втор. 31:26). Его любовь к народу- недовольство тем, что народ не соответствует идеалу справедливости. При таком понимании (а оно, разумеется, не единственное) избранность народа скорее напоминает нравственный императив, чем эгоизм круговой поруки.

В содержательном плане справедливость, задаваемая принципами Десятисловия, является равным возмездием. Речь идет об уходящем корнями в родоплеменные отношения принципе талиона или воздаяния равным за равное. Это хорошо видно на примере принципа «не убивай». Заметим, что по духу и букве Пятикнижия сфера действия требования «не убивай» ограничена Израилем. Во взаимоотношениях с другими народами законы Моисея предписывают или их подчинение, или, когда речь идет о народах, населяющих обетованную землю, полное уничтожение: «…только из городов этих народов, которых Яхве, твой Бог, дает тебе в наследие, не оставляй в живых ни души» (Втор. 20:16). Что касается наказаний за отступление от требования «не убивай», то они заключаются в том, чтобы отвечать убийством на убийство (если нет очевидных доказательств того, что оно было совершено непредумышленно), увечьем на увечье по принципу: жизнь за жизнь, око за око. Такой же принцип кары действует и в других случаях. По отношению к лжесвидетелю, например, Моисей предписывает: «Сделайте ему так, как он злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, ногу за ногу» (Втор. 19:19–21).

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Основные принципы, которые должен усвоить последователь Жнани-йоги Жнани-йогу американский йог Аткинсон назвал «Йогой мудрости», привлекающей к себе философов, лиц с интеллектуальными запросами. Жнани-йога стремится удовлетворить запросы тех, кто находится на пути

Из книги Людены, или Великая Октябрьская Социалистическая Контрреволюция автора Эшер Эли

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

Глава 4. Основные принципы органического мировоззрения 4.1. Целое и агрегат Согласно популярным взглядам, основную тему онтологии составляет спор между «материализмом» и «идеализмом». При этом, как известно, материалисты признают за основную реальность материю, считая

Из книги Саентология: Основы мысли автора Хаббард Рон Лафайет

2. Основные принципы Так же, как и в технике, в Саентологии есть определенные основные принципы. Они необходимы для полного понимания этого предмета. В Саентологии недостаточно знать, как проводить процессинг людям. Чтобы быть полезным, нужно также знать основные

Из книги Романтический манифест автора Рэнд Айн

5. Основные принципы литературы Самый важный принцип литературной эстетики сформулировал Аристотель, сказавший, что в философском плане литература важнее истории, потому что история показывает вещи такими, какие они есть, тогда как л итература показывает их такими,

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Семь заповедей Ноаха (основные моральные принципы иудаизма для неевреев) 1. Не отрицать Бога (то есть запрещение язычества). 2. Не проклинать Бога. 3. Не убивать. 4. Не вступать в запрещенные сексуальные отношения (например инцест). 5. Не красть. 6. Не есть части живого

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

ГЛАВА III ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ § 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

ГЛАВА III ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ § 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

Из книги автора

§ 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из

Из книги автора

§ 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ Как уже говорилось, формальная логика исследует связи между мыслями, зависящие от их логических форм, т.е. прежде всего от смысла логических терминов. Эти связи имеют место независимо от того, знаем ли мы о них или

Из книги автора

Глава третья Основные принципы онтопсихологии

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые Моисей получил от Господа на Синайской горе. Но работа над ним продолжалась до IV в.

До РХ. Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Это второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права, в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники (1) откровения (обычное право еврейских племен), (2) кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны; (3) последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей.

Структура: (1) Книга (Кодекс) Завета – Исход 21-22, (2) второзаконие или законодательство царя Иосии – нормы, зафиксированные в гл. 12-26 кн. Второзаконие и гл. 22-223 2-й книги Царств, (3) Кодекс Святости – кн. Левит, гл. 17-26, Чисел, гл. 10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. + Реформа Ездры – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл. 40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи). Не отличается кзуистичностью. Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т. н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом. Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 13. Моисеевы законы: общая характеристика.:

  1. 43. Основные интерпретации концепции устойчивого развития РФ
  2. Центр рода. Вид: диспозитивные грамматические антонимы, различающиеся как показатели конкретности и абстрактности

Т.н. Законы Моисея представляют собой один из наиболее древних памятников права. Под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Законы были созданы в 14 - 13 веках до н.э. Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права.

Моисеевы законы изучались в дореволюционной России и за рубежом. Данный памятник оказал громадное влияние на развитие права, в значительной степени благодаря христианству (влияние на католические и православные страны).

Памятник сформировался на основе обычного права древних иудеев и кодекса Хаммурапи (выборочное заимствование некоторых статей). Во время создания Моисеевых Законов Вавилонское право было наиболее разработанным и совершенным.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Существует мнение, что в 12 веке до Р.Х. были написаны знаменитые 10 заповедей. Собственно, Моисеево законодательство - это те части, которые были написаны позже (“Исход”, гл.21-23).

Как известно, Еврейское государство было монархическим (царство Саула). Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи).

Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т.н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом.

Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Это, разумеется, не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Уголовное право по законам Моисея

Преступление считалось нарушением божественного порядка. За это должно последовать наказание. Существовал принцип талиона:

-“кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти”;

-“кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал”;

-“перлом за перелом, око за око, зуб за зуб”.

Большое место уделяется порядку выяснения степени и характера виновности человека (аналогично с законами Ману). Существовало разделение на умышленное и неумышленное убийство. Смысл в данном случае заключался в том, что кровная месть допустима только при преднамеренном убийстве. Если преступник утверждал, что убийство было неумышленным, то можно было рассудить отношения между преступником и мстителем.

Моисеево право было пронизано идеей древней кровной мести.

Устанавливалась очень суровая система наказаний за преступления против нравственности (например, кровосмешение).

Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). Существовал профессиональный судья.

Продолжая рассуждать об учении Иисуса, мы остановим свое внимание на фразе «упразднив… закон заповедей учением » из Послания апостола Павла к Ефесянам:

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением , дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:13-15 , см. также Кол. 2:14)

Именно на эту фразу из Нового Завета некоторые христианские конфессии ссылаются, заявляя об отмене Иисусом всех заповедей закона Моисея. Действительно, указанные слова очень важны для понимания сути учения Христа, но имеют иное значение.

Здесь, под словосочетанием закон заповедей с учетом контекста следует понимать:

1. Завет, заключенный с евреями на горе Синай.

2. Закон предписаний.

Рассмотрим оба эти понятия:


По пункту 1

Создатель избрал потомков Авраама хранителями чистоты веры в Единого Живого Бога. Изначально евреи назывались «уделом из всех народов» и «царством священников» (см. Исх. 19:5,6 , Втор. 7:6-8 , Лев. 20:24). Такое особое взаимоотношение было «cкреплено» заключением завета (договора) между Творцом и народом израильским:

«Чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом , и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму , Исааку и Иакову» (Втор. 29:12,13 , см. также Исх. 24:7,8 , Втор. 5:2 , 1 Цар. 23:18 , 2 Цар. 5:3 , Иер. 34:8).

Условием действия этого завета было исполнение (соблюдение) евреями совокупности заповедей закона Моисея, часть из которых, как мы видели выше, описывала обрядовое служение, символизирующее грядущего Мессию (Христа), другая регулировала гражданскую жизнь общества, еще часть освещала морально-этические правила жизни людей, а часть была направлена на изоляцию (защиту) Израиля от чуждого духовного влияния извне:

«Христос искупил нас (евреев. - Прим. авт.) от клятвы закона , … дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников » (Гал. 3:13,14).

Причем, такой план был у Творца изначально. Отныне все верующие стали наследниками данного Аврааму Богом обетования:

«Верующие суть сыны Авраама . И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников , предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы . А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере . Итак закон был для нас детоводителем ко Христу . Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники » (Гал. 3:7,8,23,24,29).

Мы вновь видим то, о чем уже рассуждали. Обрядовая часть закона Моисея была прообразом Иисуса. Закон жертвоприношений и служения в святилище был детоводителем ко Христу . Теперь же через Христа Бог с человечеством заключил Новый Завет:

Таким образом, фраза «упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает отмену Ветхого Завета, заключенного с евреями на горе Синай, а именно заповедей закона Моисея о жертвоприношениях, обрядах, праздниках и служении в святилище, исполненных в Иисусе , и утверждение через крестную смерть Христа Нового Завета для всех людей, основанного на учении о любви и прощении.


По пункту 2

Словосочетание закон заповедей в контексте библейского повествования может означать также «закон предписаний» – то есть обязательность соблюдения конкретной группой людей конкретного перечня конкретных статей законов. Например, в нашей стране и в подавляющем большинстве других государств как раз и действует «закон заповедей» – законодательство с законами и кодексами, которые должны соблюдать граждане и приезжие.

Бог Израильтянам тоже дал закон. Избранному народу Творец гарантировал благополучие в случае исполнения ими завета, заключенного с Ним на горе Синай, условием которого было соблюдение заповедей закона Моисея:

«Если вы будете слушать заповеди Мои , которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время … дабы вы укрепились, дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Втор. 11:13,14,8,9).

Впоследствии за нарушение этого завета - договора - неисполнения заповедей вплоть до поклонения иным богам и жестокого поведения (см. Иер. 7:2-34 , Ис. 1:2-24) евреи дважды были в плену у язычников - Ассирии и Вавилона, а 10 из 12 колен Израиля были рассеяны и ассимилировались среди ассирийцев (см. 4 Цар. 17:22-24). Через обличения пророков иудеи все же осознали причины своих бед и пересмотрели отношение к Богу и Его закону. Однако, вместо соблюдения данных Творцом заповедей , они теперь впали в другую крайность: регламентировали всю свою жизнь религиозными предписаниями.

С одной стороны, ничего нет плохого в принципе «соблюдай все указания», особенно, когда речь идет о регулировании порядка в государстве. Но когда данное правило применяется для регламентации повседневных поступков людей, даже в ведении домашнего хозяйства, эффект получается обратным. В главе «Божий Закон» мы уже отметили, что в письменной Торе (Пятикнижии Моисея) иудеями насчитывается 613 заповедей (мицвот). Например, в числе этих 613-ти заповедей есть такие: 52-я заповедь из разряда «не делай» – «Не вступай с ними (с язычниками. - Прим. авт.) в родство» (Втор. 7:3). 113-я заповедь из разряда «не делай» - «Не работай на первородном воле твоем» (Втор. 15:19), 69-я заповедь из разряда «делай» – «Если …, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой … жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу» (Лев. 5:5,6).

Но евреи посчитали текст Писания недостаточно детальным и добавили к письменной Торе устный закон, назвав его устной Торой, который впоследствии был записан и систематизирован в Талмуде. Он содержит еще сотни наставлений, ограничений и запретов. Талмуд, по мнению евреев, это теоретическое, идейное воплощение письменной Торы. Он насчитывает 2500 (!) страниц, его предписания каждый еврей должен знать и соблюдать. В Талмуде, так или иначе, освещены все темы - от устройства мира, до мельчайших бытовых – например, обязанности ритуального омовения чаш перед едой (тешат келим, хахшара) и рук (нетилат ядаим). Но и это еще не все. К Талмуду имеются комментарии, которые каждому еврею желательно прочитать.

Трудно, а точнее, практически невозможно точно пересчитать сколько всевозможных ограничений сами на себя возложили иудеи. Закон Моисея они превратили в своеобразный культ, не только и не столько скрупулезно выполняя его заповеди, изложенные в письменной Торе, но, главное, пополняя его все новыми и новыми правилами, установленными мудрецами:

«И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13).

При этом иудеи уверены, что соблюдая многочисленные требования духовных лидеров, они исполняют тем самым закон Божий – слова Господа . Хотя на самом деле значительную часть своих сил и времени они тратят на дела не угодные Создателю – выполнение человеческих заповедей и правил.

Творец через Свое слово не раз говорил, что ждет от людей не формального исполнения религиозных, обрядовых предписаний, а любви к Нему, разумного служения в соответствии с установленным Им законом и сокрушенного, доброго сердца:

«Если вы будете слушать заповеди Мои , которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор. 11:13,14).

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову » (Ис. 1:11,16,17).

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

«Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6 , см. также Мф. 23:23 , Ис. 66:2 , Мф. 12:7 , Иер. 6:20 , Ам. 5:22 , Мал. 1:10 , Рим. 12:1).

Иисус упрекал иудеев в соблюдении человеческих постановлений вместо и сверх заповедей Писания:

«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим » (Мф. 15:9 , см. также Мар. 7:7).

«Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня… Ибо вы, оставив заповедь Божию , держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш , и делаете многое другое, сему подобное» (Мар. 7:6,8 , см. также Мф. 15:1-6).

Обратите внимание, в последнем из приведенных текстов Иисус процитировал ветхозаветное Писание:

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня , и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих » (Ис. 29:13).

То есть мы в очередной раз видим, что Христос пытался возвратить людей к сути установленного изначально закона Создателя – к заповедям Божиим , научить людей сердцем любить Бога и друг друга. А не концентрироваться на формальном исполнении требований Талмуда и Торы. Евреи же, словно соблюдая инструкцию, исполняли множество обрядов, но только на словах любили Бога и ближних. Например, в вышеприведенном отрывке Евангелия от Марка (Мар. 7:6,8) речь идет не о простом омытии посуды из соображений гигиены, а о сложном ритуале очищения перед трапезой, действующем у иудеев до сих пор. А ведь это уже не исполнение закона Божьего, а законничество. Между тем истинный смысл закона оказался иудеями утерянным.

Иисус обличал духовных лидеров своего времени:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23 , см. также Деян. 7:53).

Вероисповедание иудеев - это яркий пример религии, строящейся на оправдании делами. Так было раньше, так осталось и до сего дня. На «Еврейском сайте из Иерусалима» (www.evrey.com ) я прочитал такое определение сути еврейского вероисповедания:

«Основа еврейской веры - аксиома, выраженная в том, что на выполнении (или невыполнении) заповедей строится система наград и наказаний. Соблюдающий заповеди удостоится Грядущего Мира, а при благоприятных обстоятельствах еще в этом мире - обретет материальное благополучие. Соответственно нарушитель заповедей не удостоится ни того, ни другого».

На примере евреев хорошо видно, как скрупулезное исполнение многочисленных религиозных предписаний может постепенно превратить верующих в формалистов . Апостол Павел так говорил о законничестве иудеев:

«Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере , а в делах закона » (Рим. 9:31,32).

Когда многочисленные ритуалы занимают разум и сердца людей, они постепенно забывают истинного Живого Бога и Его любящий характер. Творец через пророков говорил иудеям:

«Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня , народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

«Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня » (Иер. 2:32 , см. также. Иисус желал помочь людям научиться правильно расставлять приоритеты:

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12:34).

«Он (Христос - Прим. авт.) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа » (2 Кор. 3:6).

Иудеи же, понимая завет с Богом, как закон буквы, стремились заработать себе «очки » перед Господом выполнением конкретных предписаний. Это как работа наемника: нужно делать только то, что указано в инструкции; выполнил план – и свободен; закончилась смена – дальше не заставишь бесплатно трудиться. Однако в такой религии нет души, нет взаимоотношений с Живым Богом. Как такой верующий сможет полюбить Творца и людей, если сердце его устремлено к закону ?

По завету духа, для человека на первом месте стоит уже не требование закона, а Сам Господь. Такой верующий хочет сделать Бога центром своей жизни. Он желает вникнуть в учение Творца, узнать Его характер. И когда он знакомится с Любящим Богом, то в ответ начинает Его любить. А затем он старается в своей жизни совершать поступки угодные Господу, исполнять Его заповеди, но уже, не из стремления заработать спасение, а потому что этого жаждет его сердце.

Итак, фраза «Христос упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает правильное расставление приоритетов. Иисус учил верующих верно понимать Божий закон – духом полюбить Творца и людей, а не превращать себя в рабов закона буквы.

Сделаем вывод : апостол Павел, говоря об упразднении закона заповедей учением, имел в виду:

По пункту 1) прекращение действия закона Моисея, ввиду того, что его время прошло, ведь закон Моисея был детоводителем ко Христу . Однако, повторим, это не означает, что упразднены все ветхозаветные заповеди. Лишь исполненные заповеди прекратили свое существование. Учение Христа является замещением и продолжением закона Моисея.

По пункту 2) воспринимать взаимоотношения с Богом не как закон буквы , но как завет духа .