Блаженнейший митрополит киевский и всея украины онуфрий. Митрополит Киевский Онуфрий отказался встречаться с «экзархами» от Константинополя

Другая новость, связанная со свободами – митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий внесен в базу данных сайта «Миротворец», запрещенного в России. Украинские националисты размещают там личные данные тех, кого считают врагами государства в его нынешнем виде.

«Агент влияния русской православной церкви на Украине» – с таким определением митрополита Онуфрия занесли в скандальную базу «Миротворец». Туда ранее уже попал настоятель Киево-Печерской лавры и еще несколько украинских архиепископов. Вслед за оскорблениями комментарий от авторов ресурса, больше похожий на угрозу.

«Предлагаем им всем покинуть Украину самостоятельно пока не поздно.

И пусть потом эти раскольники и антиукраинисты не говорят, что их не предупреждали», – говорится в комментарии.

Сайт «Миротворец», где публикуются личные данные так называемых врагов Украины, в России заблокирован, а в Незалежной это фактически список потенциальных мишеней для радикалов, которые уже известны нападениями как на прихожан, так и на священнослужителей. И в октябре обещают новые захваты храмов.

Изменником Онуфрия посчитали сразу после того, как он потребовал у константинопольских экзархов покинуть Киев – двух назначенцев вселенского патриарха Варфоломея, которые прибыли подготовить раскольников к получению автокефалии. Расценил их действия как грубое вторжение на каноническую территорию – свой приезд с православной церковью они не согласовали. Более того, первым делом экзархи пошли к Петру Порошенко. Митрополит Онуфрий встречаться с ними отказался.

«Ни один епископ не может совершать каких бы то ни было действий церковных на территории другого епископа. И вот то, что делают экзархи - это с точки зрения церкви, с точки зрения канонов это очевидное беззаконие», – отметил православный публицист Сергей Худиев.

Ситуацию активно подогревает Запад – вот уже и американский Госдеп высказался в поддержку автокефалии. Это прозвучало после того, как США посетил глава украинских раскольников Филарет. А ранее представитель Госдепа по церковным делам навещал Киев.

«Порошенко до недавнего времени выступал против раскола, во всяком случае, был верным прихожанином украинской православной церкви московского патриархата. И мы видим – проект не его, и по всем этим визитам представителей Госдепа по деятельности церквей на Украину, и, наоборот, по заявлениям деятелей Украины, которые едут в США и прямо призывают США вмешаться в этот процесс. Мы видим, что проект этот – американский», – подчеркнул политолог Владимир Корнилов.

«Украине ни томас, ни автокефалия не нужны, а они нужны той хунте преступников, которая завладела Украиной, подавляет всякое инакомыслие, подавляет русских людей, их право на свой язык, историю, культуру. И которая уничтожает ту великую церковную связь между русским, украинским и белорусским народом, которая представляет собой тысячелетняя Русская православная церковь», – выразил уверенность священник Андрей Новиков.

Украинская православная церковь накануне приостановила служение с иерархами Константинополя. Это ответ на назначение экзархов. Ранее на такой же шаг пошла русская православная церковь за рубежом. Тем временем священнослужители из разных стран призывают Киев не делить верующих на своих и чужих.

Митрополит Онуфрий ― постоянный член Священного синода УПЦ МП, глава Канонической комиссии при синоде ― сегодня один из самых авторитетных архиереев Украинской Православной Церкви. Он известен также как твердый противник раскола: его выступление на так называемом Харьковском Соборе 1992 года стало решающим для сохранения канонической Церкви на Украине. Богатый опыт церковной, монашеской жизни, архиерейского служения сделали Митрополита Онуфрия одним из самых почитаемых и любимых архипастырей на украинской земле.

─ Владыка, Ваше архипастырское служение проходит в том крае, где Вы родились и выросли. Край это сложный, многонациональный, приграничный... Какие изменения в нем произошли за последние, не самые, может быть, благополучные в межнациональных отношениях годы?

─ Область, в которой я несу послушание епископа, называется Черновицкой. Это действительно многонациональная область, где живет много румын, молдаван, русских, есть здесь грузины и поляки, а сейчас еще прибавились и выходцы из Средней Азии. Но традиционно все населяющие наш край народности уживались мирно. Сейчас действительно время такое, когда культивируется национализм, но Черновицкую область, слава Богу, не раскачали этим национализмом, и люди продолжают по-прежнему жить в согласии, мире, терпении друг к другу.

─ Если сравнивать с другими областями Украины или России, это церковный край?

─ Да, безусловно, это край, где много верующих людей.

─ Так было и в советские годы?

─ Даже в советское время, когда верующим приходилось «прятаться» от властей, здесь всё равно было много храмов по сравнению с другими областями, Еще при Советах тут служило одновременно до 150 священников. А сейчас в нашей епархии 400 приходов при том, что население в области порядка 960 тысяч.

― При той очень непростой политической ситуации, которая сложилась на Украине сейчас, насколько Православной Церкви удается сохранять самостоятельность своей позиции, суждений?

─ Это дается совсем непросто… В основном те люди, которые ходили в церковь при атеистическом режиме, сегодня являются преданными чадами Церкви, противниками вмешательства политиков в церковную жизнь, они стоят за единство святой Русской Православной Церкви. Из тех, кто пришел в Церковь уже гораздо позже, когда настало время свободы, многие тоже стали верными чадами Церкви, но некоторые еще не имеют достаточного понимания церковной миссии, того, что собственно есть Церковь...

─ То есть можно сказать, что в значительной степени проблемы церковной жизни на Украине связаны с теми, кого можно назвать новообращенными?

─ Можно так сказать, потому что они меньше понимают и любят Церковь. Они думают, что это человеческая организация, которой можно манипулировать. Нет ясного понимания, что Церковь имеет свои законы, свои правила и свою Главу. Церковь имеет главой Христа, и она должна идти за Христом, а не за политиками.

─ Владыка, к сожалению, ни для кого не секрет, что сейчас ведется очень много разговоров о потенциальной возможности отпадения Украинской Церкви от Московского Патриархата. Насколько это, с Вашей точки зрения, реально? И если, не дай Бог, отпадение все же произойдет, то каковы будут его последствия?

─ Я убежден, что у нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского Патриархата. Самая главная миссия Церкви ― это спасение человеческих душ. В нашей Церкви ― в Русской Православной Церкви ― эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего,― они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине Православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено.

─ Уничтожено или реформировано?

─ Можно назвать по-разному. Были ведь уже случаи попыток образования самостоятельной Церкви на Украине, и даже не одна, а несколько. И ни к чему доброму это не приводило. Почему? ― Не знаю: духа ли у нас не хватает, или же есть о нас какое-то Божие определение, против которого нельзя идти… А определение это, я думаю, такое, чтобы мы были дети одного князя Владимира, чтобы мы были вместе. А где эти дети живут ― на Украине, или в России, или в Белоруссии ― неважно.

─ А насколько сильны сегодня на Украине те люди, которые ищут в Церкви своего, а не Божьего?

─ В основном это люди, находящиеся при власти, имеющие административные рычаги в своих руках и использующие эти рычаги для того, чтобы Церковь разорить, причем разоряют Церковь через расколы: один раскол, второй, третий… Не все, конечно, политики на Украине действуют именно так, но таких достаточно.

─ И как преодолеть эту новую угрозу раскола на Украине?

─ Преодолеть? Она не преодолевается, надо просто твердо стоять в своей вере и исповедовать истину. У них свои цели, задачи ― расколоть, а наша задача ― сохранить Церковь единой канонической.

─ Сейчас по-прежнему, невзирая на решения Архиерейского Собора, актуальной остается проблема, скажем так, Епископа Диомида. Но, конечно, эту проблему невозможно свести к личности только лишь одного человека, одного архиерея, она гораздо шире. В чем, на Ваш взгляд, причина того, что значительная часть людей откликается на воззвания, письма, призывы, подобные тем, что раздавались до недавнего времени с Чукотки?

─ Церковь ― это организм, который оживотворяет, возглавляет и содержит Христос. Против Церкви всегда воюет дьявол. И он старается от Церкви оторвать людей под любыми предлогами: кого через политику, кого через экономику, а кого-то пытается оторвать даже через ревность по Бозе. Есть люди, ревнующие по Бозе, но может немножко у них разума не хватает, рассудительности. Апостол Павел по чрезмерной ревности гнал христиан, так что и Владыка Диомид в данном случае, он как раз является орудием тех сил, которые хотят отторгать людей от Церкви через непомерную, неразумную его ревность.

Отторгают от Церкви по причине ИНН, новых паспортов, каких-то карточек банкоматных, ― дьявол всё использует, весь арсенал соблазнов, который он имеет, чтобы человека сбить с толку и оторвать от Церкви.

─ Делается много прогнозов относительно того, как будет праздноваться в Киеве 1020-летие Крещения Руси, в частности, высказывается предположение о том, что состоится встреча главы Украинской Православной Церкви и лжепатриарха Филарета…

─ Состоится ли на празднования 1020-летия Крещения Руси официальная встреча нашего предстоятеля, который возглавляет Православную Церковь на Украине, митрополита Владимира с раскольником? Нет, этого не будет. Если идет речь о воссоединении, то здесь наша позиция такая: у нас двери открыты, мы не имеем права их закрывать, но эти двери являются дверями покаяния. Может произойти присоединение отпадших через покаяние, через исправление тех ошибок, которые они сделали, тех канонов, которые они нарушили. У нас такой принцип: мы можем говорить о соединении православных верующих только на основе канонов святой Православной Церкви.

─ Сегодня на Украине человеку, не очень хорошо понимающему все тонкости современных церковных отношений, легко перепутать православный храм с униатским, храм, относящийся к Украинской Церкви Московского Патриархата ― с храмом раскольников. Как «обычному» человеку, живущему на Украине, только приходящему в Церковь, или же приехавшему на Украину, избежать ошибки?

─ Спросить людей, кто глава Церкви. А если некого спросить, если зашли по ошибке, послушать кого поминают. Если поминают Филарета или Мефодия Кудрякова, или папу Римского ― выйти из нее, а если Патриарха и митрополита Владимира ― остаться.

─ А как с Вашей точки зрения, есть какие-то специфические различия в церковной жизни в России и на Украине?

─ Отличия есть, может быть, в каких-то незначительных административных элементах, в решении экономических, хозяйственных вопросов, но не в вероучении. В Божественных службах ― всё то же самое.

─ Владыка, было время, когда Церковь оказалась практически полностью выключенной из общественной, тем более, политической жизни государства. Церковь тогда находилась в крайне стесненных условиях. Сегодня включение в политику, наоборот, происходит, иногда осознанное, иногда неосознанное, но, вероятно, оно тоже таит в себе какие-то опасности. Вы так не считаете?

─ Считаю. Знаете, есть такой совет у духовных отцов, что в монастыре не должно быть слишком близких, дружеских отношений, чрезмерной откровенности между братьями. Потому что, поскольку люди несовершенны, иногда эти близкие, откровенные отношения, то, что они там друг другу поверяют какие-то тайны сердечные, враг потом может употребить и обернуть так, что эти же самые люди станут непримиримыми врагами. Такое бывало и может быть и в Церкви, и в государстве: и там, и там люди несовершенны. И такое чересчур близкое соединение может в результате обернуться взаимной ненавистью. Дай Бог, чтобы такого не было.

─ Владыка, у Вас в епархии, Вы сказали, где-то около миллиона всего жителей, и при этом ― 400 приходов и порядка 500 монашествующих. Это очень много…

─ Обуславливается это во многом тем, что советская власть в России установилась с 1917-го года, а у нас на Буковине ― с 1946-го. И таких гонений, таких жестоких разрушений, которые пережила Россия, там не было. Я думаю, что это один из основных факторов.

─ То есть всё-таки традиции церковной и монашеской жизни там сохранились в большей степени, чем в России, точнее, в меньшей степени были уничтожены?

─ Да. Ведь здесь не было такого уничтожения монашества, священства, верующих, как в России. По крайней мере, именно в Черновицкой области, потому что другие области, которые были под Советским Союзом с самого начала, претерпевали то же.

─ Если говорить о ситуации с монастырями, то, к сожалению, часто в России бывает так, что когда устраивают новую обитель или же возрождается существовавшая ранее, то просто не оказывается опытного наместника, опытного духовника, которые могли бы правильным образом организовать жизнь в этом монастыре, и потому зачастую становление нового братства бывает очень трудным, мучительным.

─ Это общая проблема. И у нас такие же проблемы, такие же монастыри. И у нас тоже все молодые монахи, прервана традиция монашеского жития и поставлены наместниками, игуменами молодые монахи. И они учатся, как жить, и стараются учить, как жить, свою братию. Человек духовно учится ходить сам, и другого тоже учит ходить... Но, конечно, очень важно для монастыря, какой настоятель. Это как ядро, если оно будет здоровое, то вокруг него и здоровый организм образуется, а если больное, может организм сложиться, а изнутри будет гнить, слабый будет, хилый.

«Сегодня состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви, на котором состоялось избрание нового Предстоятеля нашей Церкви после кончины Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Кроме этого, Собор обсуждал ряд вопросов, которые волнуют и нашу Церковь, и наше общество.

Собор выражает благодарность властям за то, что сделали все от них зависящее, чтобы Собору не помешали никакими обстоятельствами, чтобы мы могли в мирной обстановке решить свои проблемы. Собор молится за нашу власть, чтобы Господь помог в это сложное время найти пути для установления мира на нашей земле и для улучшения благосостояния нашего народа.

Мы молимся Богу, чтобы Господь тем людям, которые воюют сегодня, дал дух мира, чтобы они поняли, что убивать друг друга – это не заповедь Божия. К миру призывает нас Господь. И мы должны быть сынами мира.

Наши общие пожелания были в том, что мы хотим видеть нашу Украину соборной, красивой, мощной и обновленной. Мы понимаем, что это обновление может быть только одним путем: когда каждый человек приложит усилия для того, чтобы себя же обновить, себя усовершенствовать духовно. Если это будет у нас, то мы будем иметь новую страну, лучше, чем ту, которую сегодня имеем. Без этого не может быть роста духовного, и трудно что будет делать по-новому. Потому что люди, которые сегодня населяют нашу землю, одни и те же. И новая страна может стать только тогда, когда мы станем обновленными людьми.

Я желаю всем мира, счастья и Божьего благословения ».

Об объединении с Киевский патриархатом

– Скажите, пожалуйста, будет ли объединение Церквей во время Вашего правления? Будете ли Вы стремиться к этому?

– У нас такой вопрос обсуждался. Мы всегда были и остаемся открыты для диалога между различными ветвями православия, и мы хотим объединения. Но у нас есть свои принципы. Это каноны Святой Православной Церкви. И объединение может быть только по этим канонам. Другие аргументы не могут быть достаточными для нашего объединения.

Мы будем общаться с нашими православными братьями, будем искать пути. Думаю, что Бог нам поможет в этом.

– В 90-х Вы были за отстранение владыки Филарета от сана. Как Вы теперь будете искать диалог?

– Я ищу диалог не с Филаретом, а с Церковью.

– Но он глава этой церкви!

– Ну и что! Я глава церкви, но я не Церковь!

Об отношениях с Русской Православной Церковью

– Вас уже поздравил Патриарх Кирилл. Как Вы будете строить отношения с РПЦ и какой будет позиция УПЦ?

– Мы будем строить отношения с РПЦ на тех канонического основах, правилах, которые существуют в нашей Церкви, по Которым мы сегодня живем.

Мы имеем независимость в управлении, самостоятельность и совершая свое служение, учитываем только наши внутренние реалии. Мы имеем эту свободу. А то, что мы стремимся ко Христу, то в этом мы едины.

– Есть ли уже подтверждение из Москвы от Московской Патриархии выбора епископата УПЦ?

– Уже есть подтверждение. Патриарх уже благословил наш выбор.

О помощи востоку Украины

– Будет ли Украинская Православная Церковь отправлять какую-то специальную гуманитарную миссию на восток Украины?

– Мы уже это делаем. Уже около 700 тысяч гривен собрали для жителей, пострадавших в восточных областях. Мы доставили уже 120 тонн гуманитарной помощи: медикаменты, средства гигиены. И продолжаем собирать и отправлять. Мы принимаем беженцев, детей, создаем им условия для того, чтоб они могли нормально жить.

– А кто виноват в конфликте на востоке Украины?

– Я не политик, на этот вопрос не могу ответить. И не призван давать политические анализы. Я призван к тому, чтобы молиться за всех. Чтобы Господь всех людей примирил.

– Вы отправляете туда капелланов?

– Отправляем, у нас есть капелланы.

О встрече с главой УПЦ КП

– Когда Вы планируете встретиться с патриархом Филаретом? Ранее было объявлено о создании комиссии.

– Здесь есть свой процесс. И Ваш вопрос о том, что «я должен встретиться с патриархом Филаретом» показывает, что Вы «взялись за голову» этого дела, а сначала надо поставить ее на ноги.

О первых шагах в должности

– Какими будут Ваши первые шаги на этом высоком посту?

– Мои первые шаги будут в том, чтоб сделать все возможное и зависящее от меня, чтоб я стал лучше и все мы стали лучше духовно и нравственно. А это – путь к миру. Без этого не будет мира нигде. Потому что война начинается вот здесь вот (показывает на сердце).

О пожеланиях своей пастве

– Сегодня поминали нашего почившего Предстоятеля. Он 22 года возглавлял Церковь. Мы ему все благодарны, он был для нас отцом. Сложилась многомиллионная паства Украинской Православной Церкви. Теперь этой паствой будете заниматься Вы. Что бы Вы пожелали своей пастве в день своего избрания?

– Я бы пожелал, чтобы все мы терпели друг друга такими, какие есть. И чтобы мы молились друг за друга.

Всем вам большое спасибо и желаю Божьего благословения. Спасибо за внимание к нашей Церкви.

Сегодня нас затягивают в формат политической партии. Это если бы не Христос нами руководил, а кто-то из политиков. Но если бы я хотел быть политиком, я бы священные одежды не надевал, а сразу пошел в политики. У меня в молодости были такие шансы – я их отверг. А надев духовные одежды – я должен заботиться о духовном и исполнять духовное. А те, кто надели на себя рясы и занимаются активно политикой, выстраивают всякие геополитические планы – люди не честные. Они не смогли быть настоящими политиками, а просто сделали из себя каких-то оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе человеческое внимание. Это нечестно, и перед Богом этим людям будет очень трудно отвечать.

Мы самостоятельная Церковь и имеем все атрибуты, необходимые для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого, у нас есть свой Архиерейский Собор, независимый ни от кого. Решения нашего Синода, Архиерейского Собора являются конечными и никто не может их обжаловать, наложить вето. У нас есть свой Церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас все свое. Есть экономическая и административная независимость. Томос будет уже ограничением нашей свободы, которую мы сегодня имеем. Нам этого не нужно. Если кому-то нужно – пусть борются себе.

То, что мы имеем с Московским Патриархатом духовные, канонические, культурные связи – это нормально, так должно быть. Церковь – не политическая организация, которая сегодня одного любит, другого ненавидит – а завтра будет наоборот. Церковь любит всех! Мы любим и Москву, и русских, любим и американцев, африканцев, азиатов – всех мы любим! У нас нет врагов. У нас есть неприятели, которые противятся нам, но они не враги, мы за них молимся.

Константинопольский Патриархат прислал на Украину двух экзархов своих. Это антиканоническое деяние Константинопольской Церкви. Она не имеет права присылать в нашу независимую Церковь своих легатов. Она была когда-то мощной Церковью и отождествляла себя с Византийской империей, которая охватывала весь цивилизованный мир. Сегодня Византийской империи нет. Они живут только прошлым. И вместо того большого государства, каким была Византия, сегодня есть Турция, где даже веры православной нет – православных можно по пальцам пересчитать. Они свою родную Отчизну довели до такого состояния, что мощная православная держава превратилась в мусульманскую. И они хотят сегодня нами командовать и учить как нам жить! Они хотят и Украину довести до такого состояния, как свою родину? Так что не имеют ни морального, ни канонического права назначать сюда экзархов и вмешиваться в наши дела.

Вмешательство в дела другой Церкви – это антицерковное, антиканоническое действие, это грех. Грех приводит к разделению людей. Вот этот грех вмешательства в дела нашей Церкви может породить раскол мирового масштаба в Православной Церкви.

Церковь не может жить по стандартам мирской жизни. Мирская жизнь, особенно политическая, смешана с интригами, обманом, предательством – там набор всякого зла. Церковь не может жить такими мерилами, нормами. Церковь живет заповедями Христовыми.

У нас есть свои методы борьбы со злом – молитва, покаяние, терпение, смирение друг перед другом и перед Богом. Это сильное оружие, которое уничтожает зло.

Священник призван быть миротворцем, а не политиком, который разъединяет людей. И та идеология, которая сегодня пропагандируется, не является Божьей идеологией. Потому что идеология, особенно мораль, которую насаждают в обществе – не христианская, антихристианская. Легализуют однополые браки, аборты, самоубийства и тому подобное. Это все противно Христу, Бог не благословляет людям этого делать.

Церковь выполняет свою миссию – ведет человека к Богу, напоминает, что все мы творения Божьи, что Бог всех призывает любить друг друга, терпеть друг друга, помогать друг другу. И эта Церковь будет до конца мира, ибо Господь сказал: врата ада не одолеют Ее.

Я хотел бы обратиться ко всем нашим верным, ко всем православным людям нашей Церкви. Не бойтесь ничего! Будьте тверды в своей любви к Богу, храните чистоту святой православной веры, которая является дорогой к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу. Зло пройдет, а добро будет жить вечно.