76 фз о статусе военнослужащих последняя. Законодательная база российской федерации

Такая часть российских граждан, как военнослужащие, обладают рядом особенных прав и обязанностей. Все это складывается в отдельный статус, которым в установленном законом порядке наделяется каждое лицо, имеющее военные функции. "О статусе военнослужащих" будет подробно рассмотрен в этой статье.

Характеристика статуса

Согласно статье 1 Закона "О военнослужащих", статусом называют совокупность гарантий, прав, свобод и элементов ответственности военнообязанных лиц. Статус должен закрепляться основным законом страны, а также федеральными и прочими нормативными актами. Как известно, военнослужащие должны реализовывать обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации. При этом особый характер обязательных для исполнения функций предполагает наделение военных рядом компенсаций и гарантий.

Статус военнообязанного лица подтверждается специальным удостоверением, которое необходимо бережно хранить. Согласно имеющемуся документу военнослужащие обладают возможностью носить, хранить и применять оружие.

Какие граждане обладают статусом военнослужащего?

В статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляются основные положения, в соответствии с которыми определяются лица, которые могут обладать рассматриваемым статусом. Вот кто относится к категории военных:

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" контракт - это специальный документ, который должен соответствовать положениям закона. В контракте закрепляются даты, в течение которых то или иное лицо будет исполнять военную службу.

Статусом военнослужащего могут обладать как российские граждане, так и иностранные. В случае с последней категорией лиц будет заключаться специализированный договор. При этом как россиянам, так и иностранцам положены одни и те же гарантии и компенсации, о которых будет рассказано далее.

Правовая и социальная защита военных

В статье 3 Закона № 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" юридически закрепляются основные гарантии защиты военнообязанных лиц, а также членов их семей. Стоит отметить, что в Российской Федерации действует единая система гарантий, которая, однако, учитывает занимаемую должность, звание, а также общую продолжительность службы. Правовая защита военных - важнейшая функция государства.

Из чего складывается социальная Вот на что здесь стоит обратить внимание:

Законом ФЗ "О статусе военнослужащих" запрещается ограничивать рассматриваемую категорию лиц в их свободах и правах. А какими именно правами обладают военные?

Права и свободы военнослужащих

Согласно главе 2 рассматриваемого нормативного акта, граждане, реализующие военную службу, имеют право на защиту собственной чести и достоинства. Каждый военный имеет возможность свободно передвигаться и выбирать любое место жительства. Причем касается это как служащих военных, так и уже уволенных.

Свобода слова также является важнейшим правом военных, но в несколько особом виде. Так, военнообязанные граждане не должны критиковать и обсуждать приказы своего командира. В свободное от службы время военные имеют право принимать участие в шествиях, митингах, пикетированиях и демонстрациях.

За военными, как и за любыми другими российскими гражданами, остается право на свободу вероисповедания и совести. При этом рассматриваемая категория лиц не может отказаться от исполнения законных приказов по религиозным соображениям. Еще одно право военнослужащих - это возможность участвовать в делах государства и общества. Военные имеют право свободно голосовать, принимать участие в референдуме, создавать профсоюзы и т. д.

В главе 2 Закона "О статусе военнослужащих" говорится также о праве на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование, увольнение, реализацию почтовых отправлений, культурное просвещение и многое другое.

Обязанности военных

В статье 26 рассматриваемого закона приведены наиболее общие обязанности военнообязанных лиц:


Стоит отметить, что для каждого лица с тем или иным званием обязанности будут несколько отличаться. Чем выше по военной иерархии стоит человек, тем больше у него будет полномочий и профессиональных обязанностей. Свидетельствует об этом статья 27 Закона № 76 "О статусе военнослужащих".

Ответственность военных

Военнослужащий - это особый гражданин. Наличие у него специального статуса предполагает как ряд запретов, ограничений и обязанностей, так и обширную ответственность. Стоит отметить, что ответственность на военных возлагается особым образом - не через обычные суды, а путем специального, военного судопроизводства. Высшей же судебной инстанцией для военных послужит военная коллегия, входящая в систему Верховного Российского суда.

Военнообязанное лицо может привлекаться к административной, материальной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности. Однако самым частым видом санкции является дисциплинарная ответственность. Во всех случаях гражданин, реализующий военные обязанности, имеет право на адвоката, представление доказательств, привлечение свидетелей и т. д.

Основания привлечения военнослужащего к ответственности довольно просты. Как и в случае с любыми другими гражданами, это наличие вины и свидетельств, указывающих на причастность лица к нарушению права.

Об увольнении со службы

В статье 23 Федерального закона № 76 "О статусе военнослужащих" закрепляется право военнообязанных лиц на увольнение. Основные причины ухода со службы - достижение пенсионного возраста за выслугу лет, ненадлежащее состояние здоровья (например, получение инвалидности), совершение тяжелого проступка или правонарушения. Необоснованно уволенные военные имеют право на обжалование решений своего руководства в судебном порядке.

Уволенные со службы граждане имеют право на получение следующие элементов социальной защиты:

  • помощь в трудоустройстве;
  • зачет продолжительности военной деятельности в общий рабочий стаж;
  • преимущественная возможность остаться на работе при сокращении штаба;
  • льготы для детей военного (связанные с образованием, поездками в лагеря и т. д.).

Уволенные по состоянию здоровья военные имеют право и на получение денежных компенсаций в размере уплачиваемого земельного налога и налога на собственность.

1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

4. Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.

5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;

преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.

7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Федеральному закону
"О статусе военнослужащих"

Глава I. Общие положения (ст. ст. 1 - 4)

Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, (ст. ст. 5 - 25)

уволенных с военной службы, и членов

их семей

Глава III. Обязанности и ответственность (ст. ст. 26 - 30)

военнослужащих

Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1.

Комментарий к п.1

1. Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией РФ, комментируемым Законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;

во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть "совмещены" с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

2. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, они создают военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей (см. комментарий к п.1 ст.27).

3. В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула (см. комментарий к п.3 ст.27).

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).

4. Кроме должностных и специальных обязанностей и прав, военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

Общие обязанности военнослужащих, связанные с выполнением служебного долга, закреплены в комментируемом Законе (ст.26) и дополнены УВС ВС РФ (ст.ст.13-20). К ним относится, например: соблюдение верности Военной присяге, совершенствование воинского мастерства, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (начальникам), обязанность выручать товарищей из опасности, соблюдение правил воинской вежливости и др.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст.55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления полномочиями и властью.

5. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод.

В группе прав военнослужащих, относящихся к прохождению военной службы, можно выделить те, которые связаны с: а) продвижением по службе (карьерой); б) государственным материальным обеспечением, отдыхом; в) правом на защиту; г) льготами; д) поощрением.

Отдельную категорию составляют военнослужащие-офицеры, проходящие военную службу по призыву. По своей природе их служба является исполнением в особой форме конституционной юридической обязанности, как и других военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, однако по своему правовому положению (общим, должностным и специальным правам и обязанностям) они приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

6. Военнослужащие в случае совершения ими правонарушения в зависимости от его характера и тяжести, при наличии оснований, предусмотренных законом, несут юридическую (правовую) ответственность (дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую, уголовную), которая является наказанием за совершенное противоправное действие или бездействие (см. комментарий к ст.28).

Комментарий к п.2

7. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанная норма Конституции РФ соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права - Всеобщей декларации прав человека (ст.29) и Международным пактам о правах человека.

Ограничения прав и свобод на основании федеральных конституционных законов и федеральных законов возможны как в отношении всего населения страны (например, в условиях чрезвычайного положения, связанных с эпидемиями, межнациональными конфликтами, стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и т.д.), так и в отношении отдельных категорий граждан, в частности военнослужащих, исполняющих военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав, свобод и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

8. Военная служба, посредством которой реализуются функции и решаются задачи Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых она предусмотрена Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", в сфере обороны и безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах, имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид федеральной государственной службы.

Данные особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела и предназначения военной службы, связанного с возложенными на военнослужащих обязанностями в сфере обороны и безопасности государства, а также необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, подчас с оружием в руках и с риском для жизни, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в войсках, воинских формированиях и органах, в которых граждане проходят военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся, например: принятие Военной присяги, наличие воинских званий, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, беспрекословность воинского повиновения и др.

9. Обусловленные особенностями военной службы ограничения военнослужащего как человека и гражданина в некоторых правах и свободах устанавливаются прежде всего комментируемым Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Такие ограничения распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения (см. комментарий к п.7 ст.10).

В соответствии с комментируемым Законом, кроме случаев, указанных в п.7 ст.10, военнослужащие не вправе:

обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников);

отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии;

совмещать прохождение военной службы с исполнением депутатских обязанностей в законодательных органах Российской Федерации, ее субъектов, органах местного самоуправления;

участвовать в забастовках.

10. Кроме прямых запретов, законодательными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а за пределы Российской Федерации - в порядке, установленном законодательством. В соответствии с УВС ВС РФ выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 34. - Ст. 4029) установлено, что военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ;

военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части;

военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы;

в случае служебной необходимости отдельные мероприятия в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (в Вооруженных Силах РФ такой перечень утвержден приказом министра обороны РФ 1998 г. N 492; в МВД России - приказом министра внутренних дел РФ от 3 ноября 1997 г. N 721; в ФСБ России - приказом ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685; в ФСО России - приказом ФСО России от 18 июня 1999 г. N 197; в ФАПСИ - приказом ФАПСИ от 11 января 1999 г. N 3);

обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, запрещено.

11. Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, и, как следствие, ограничение военнослужащих в некоторых правах и свободах устанавливаются комментируемым Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением льгот, гарантий и компенсаций.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее использование, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращения в суд (субъективные гарантии).

Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод всех граждан, в том числе и военнослужащих, посредством системы мер со стороны государства, направленных на их реальное использование, на эффективную охрану и защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, в том числе их судебной защиты.

Комментируемый Закон гарантирует: сохранение статуса военнослужащих за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах (п.8 ст.2); исполнение обязательств со стороны государства при осуществлении призыва на военную службу, заключении контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении с военной службы (п.6 ст.3); предоставление военнослужащим жилых помещений (п.1 ст.15) и т.д.

Гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя в том числе льготы и компенсации.

Под льготами понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

Основными правовыми документами, в которых изложены нормы о льготах военнослужащим, являются комментируемый Закон и Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением Правительства СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 (объявлено приказом министра обороны СССР 1981 г. N 65).

Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Так, комментируемым Законом предусмотрены следующие компенсации:

предоставление отдыха в другие дни недели в случае привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (п.1 ст.11), а также предоставление отдыха за участие военнослужащих в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (п.3 ст.11);

выплата денежных компенсаций: взамен положенного продовольственного пайка (питания) и положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества (пп.1, 2 ст.14); за наем (поднаем) жилых помещений (п.3 ст.15); за санаторно-курортное лечение и организованный отдых (п.4 ст.16) и др.

12. Военное положение есть особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод. Оно вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (ст.19 Федерального закона "Об обороне") (СЗ РФ. - 1996. - N 23. - Ст.2750).

Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ (ч.2 ст.87 Конституции РФ). Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации (п."б" ст.102 Конституции РФ).

Порядок введения военного положения установлен Федеральным конституционным законом "О военном положении в Российской Федерации" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ (СЗ РФ. - 2002. - N 5. - Ст.375).

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (ст.1 Федерального конституционного закона "О военном положении в Российской Федерации").

Чрезвычайное положение, также являющееся особым правовым режимом деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, вводится указом Президента РФ (ст.88 Конституции РФ) в целях скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.

В целях реализации указанного полномочия Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (СЗ РФ. - 2001. - N 23. - Ст.2277) четко определяет основания введения чрезвычайного положения: попытки насильственного изменения конституционного строя, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери. Закон разрешает Президенту РФ вводить чрезвычайное положение по всей стране на срок, не превышающий 30 дней, а в ее отдельных местностях - 60 суток.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ. В силу вышеназванного Закона такой указ должен содержать обоснование необходимости чрезвычайного положения, указание временных границ, точное описание территорий, на которых оно вводится, и изложение мер по поддержанию режима чрезвычайного положения. О введении режима чрезвычайного положения незамедлительно сообщается обеим палатам Федерального Собрания. Конституция РФ относит утверждение указа о чрезвычайном положении к ведению Совета Федерации (п."в" ч.1 ст.102). Совет Федерации вправе не согласиться с принятием указа.

Введение чрезвычайного положения допускается с согласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного положения не может быть распущена Государственная Дума.

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут предусматриваться особые формы управления, а государственные органы наделяться чрезвычайными полномочиями, может допускаться временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением перечисленных в ч.3 ст.56 Конституции РФ.

Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения.

13. Меры социальной защиты военнослужащих в условиях чрезвычайного положения (предоставление льгот, компенсаций и гарантий) установлены Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г., в Вооруженных Силах РФ - также приказом министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 с изменениями от 18 июня 2001 г. (приложение N 2 к приказу министра обороны РФ N 274); в Пограничной службе РФ - приказом ФПС России от 29 апреля 1998 г. N 207 (приложение N 2 к приказу); в ФАПСИ - приказом ФАПСИ от 2 апреля 2001 г. N 64 (приложение N 2 к приказу).

Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

Оклады по воинским должностям и воинским званиям выплачиваются в двойном размере;

Засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца;

Предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно, и др.

Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, предоставляются дополнительные льготы, установленные Федеральным законом от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ, в том числе на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны (ст.14 Федерального закона "О ветеранах" от 2 января 2000 N 40-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента РФ "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" от 7 июня 2000 г. N 1054 с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях засчитывается на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

Зоны, на которые распространяется действие Закона РФ от 21 января 1993 г. и Федерального закона 1997 г. N 146-ФЗ, установлены постановлением Правительства РФ "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896 (СЗ РФ. - 2001.- Ч. II. - N 53. - Ст.5186).

Настоящий ФЗ-76 был создан на основании Конституции РФ. Он регламентирует свободу, права, обязанности и лиц, которые проходят/проходили военную службу. Рассматриваются также вопросы государственной политики в сфере социальной и правовой безопасности военных, а также уволенных с военной службы граждан Российской Федерации.

Закон был принят 6 марта 1998 года Государственной думой, а одобрен Советом федерации спустя 6 дней. Последние изменения были внесены 1 июля 2017 года.

Статус военнослужащего — это слияние свобод и прав, которые гарантируются государством. В Федеральный и конституционный законы также входят понятия ответственности и обязанности.

Военнослужащий имеет точно такие же права и принципы свободы, как и гражданин. Но на основании статуса применяются некоторые ограничения, которые регламентируются Федеральным законом и конституционными нормами.

Военнослужащие обязаны выполнять поставленные задачи, подготавливать армию к вооруженной защите РФ и быть наготове, рискуя собственной жизнью. Статус регулируется федеральными конституционными законами и другими правовыми актами РФ.

Скачать

Статус военнослужащего получают люди, которые проходят службу по призыву или по контракту, начиная с 28 марта 1998 года. Получить статус по закону могут:

  • Мичманы;
  • Прапорщики;
  • Офицеры;
  • Курсанты образовательных учреждений;
  • Матросы и солдаты;
  • Старшины и сержанты и другие лица, которые проходят службу по контракту.

Более подробно о том, кто может получить статус военнослужащего, можно прочесть в действующем законодательстве. Скачать текущую редакцию закона в последней редакции можно по .

Последние изменения, внесенные в закон о статусе военнослужащих

В 2016 году законодатель вносил изменения в ФЗ-76 три раза: в апреле, июле и декабре. Поправки коснулись методов увольнения лиц, которые проходят военную службу по призыву или контракту. После увольнения им больше не предоставляется жилье, ежегодный медицинский осмотр, право на бесплатное передвижение на общественном транспорте, если они несут службу в районах Крайнего Севера. В последней редакции изменения коснулись и порядка предоставления каникулярных отпусков. Ниже будут рассмотрены статьи из последней редакции закона:

В пункте 1.1 текущей статьи изменено время, в течение которого военнослужащий и отдельные группы могут находиться в отпуске. Военные и указанные в статье категории лиц претендуют на ежегодный дополнительный отпуск размером до 10 календарных дней. Но только в том случае, если на протяжении последнего года он трудился по ненормированному рабочему графику. Условия и порядок предоставления дополнительного отпуска предусматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны.

Ст 2 ФЗ-6 о статусе военнослужащих

Рассказывает о статусе военнослужащих и какими социальными гарантиями они имеют право пользоваться. Допустим, если он был уволен или самостоятельно увольняется, он имеет право на получение ежемесячной компенсации. Если компенсация может быть начислена из нескольких источников, военнослужащему по статусу предоставляется право выбрать то начисление пенсии, которое он пожелает.

Ст 15 ФЗ-76

Государство предоставляет каждому военнослужащему по статусу жилое помещение на условиях, которые устанавливаются в действующем Федеральном законе или иными нормативными правовыми актами РФ. Также государство может предоставить начальный капитал для строительства собственного жилого помещения. В последнюю редакцию изменения не вносились.

В этой статье закона описываются права военнослужащего на создание благоприятных условий при несении службы. Командирами воинской части исключаются опасные меры.

Также командиры должны оказывать заботу об укреплении здоровья солдата. С этой целью проводятся учения и иные мероприятия по боевой подготовке: во время пользования оружием и другой военной техники, а также осуществления обязанностей и других работ. В последнюю редакцию изменения не вносились.

Описывается право на обучение в профессиональных учреждениях. Военнослужащие по статусу и по закону имеют право на обучение в профессиональных организациях высшего образования. Также они могут участвовать в дополнительных программах по профессиональному обучению. Изменения в последнюю редакция закона не вносились.

Статья 23

Описывает ситуацию, в которой он может быть уволен с последующим правом на трудоустройство.

Военнослужащие по статусу — лица, которые проходят военную подготовку по контракту. Если они не достигли предельного возраста, они не могут быть уволены. Должно быть их согласие. Военнослужащего можно уволить досрочно по основаниям, которые установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В последней редакции изменения в статью не вносились.

Описывает специальные и должностные обязанности. Они определяются федеральным законом и иными нормативно правовыми актами РФ. В последней редакции не было внесено изменений.