14 жилищный кодекс российской федерации. Жилищный кодекс российской федерации


Федеральный закон Российской Федерации
«Жилищный кодекс Российской Федерации »
Номер: 188-ФЗ
Принятие: Государственной Думой 22 декабря
Одобрение: Советом Федерации 24 декабря
Подписание: Президентом РФ 29 декабря
Вступление в силу: 1 марта
Первая публикация: «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005, № 1 (часть I)
Действующая редакция: от 18 июля

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .

История

До декабря 2004 года в России действовал Жилищный кодекс РСФСР, принятый в 1984 году. Устаревшие положения «старого» кодекса не соответствовали требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации. В стране началась реформа жилищного законодательства.

Новый Жилищный кодекс РФ был введён в действие с 1 марта 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». С введением в действие Жилищного кодекса РФ утратили силу ЖК РСФСР, законы «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья», признаны недействующими на территории РФ Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 года, так как в этих актах имелись положения, противоречащие новому ЖК РФ.

Структура Жилищного кодекса

Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165 статей.

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

  • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
  • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма

  • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
  • Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

  • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
  • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

  • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
  • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

  • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
  • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

как быть с солидарными платежами. норма солидарности действует только в приватизированных квартирах. как несут бремя оплаты в муниципальных квартирах? что такое солидарность? определение солидарности.

Раздел VIII. Управление многоквартирными домами

Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Совет многоквартирного дома. Договор управления многоквартирным домом Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами

Литература

  • Афонина А. В. § 1. 3. Источники жилищного права // Жилищное право: Учебное пособие. - М .: Дашков и Ко, 2008. - 376 с.

Ссылки

Жилищным Кодексом РФ называется нормативно-правовой акт, который регулирует все отношения, связанные с жилищной сферой. Его предыдущая редакция была принята относительно недавно. Она была адаптирована к новым правоотношениям в России, в ней были исправлены морально устаревшие нормы.

Нормы ЖК РФ часто касаются соответствующих положений Гражданского Кодекса страны, поскольку первый можно назвать производной, регулирующей одну из сторон гражданских отношений. Особо это заметно в 7 разделе Кодекса, который регламентирует вопросы оплаты, начисляемой за пользование жилыми помещениями. Он является специализированным по отношению к главе ГК, которая рассматривает вопросы аренды жилья.

Также в документе содержится много общих вопросов, касающихся хозяйственной деятельности, в том числе лицензирования в сфере управленческой деятельности многоквартирными жилыми домами.

Кодекс также обладает обратной силой, то есть оказывает влияние на те моменты, которые возникли еще до его принятия. Нормы, указанные в нем распространяются на всех жителей России без исключений.

Изменения в ЖК РФ в 2016 году.

Жилищный Кодекс РФ в 2016 году (последняя редакция с комментариями) особое внимание уделил работе управляющих компаний. В него были внесены актуальные изменения, которые позволили решить следующие вопросы:

  • На собрании собственников жилья будет утверждена комиссия, способная принимать решения по распределению средств на текущий ремонт. Такой подход обеспечит возможность в первую очередь закрыть те вопросы, которые предоставляют жильцам максимальный дискомфорт.
  • Новый вид собрания очно-заочный поможет решить проблему неявки собственников. Теперь лично присутствовать на заседании совсем не обязательно. Достаточно заполнить бюллетень с актуальными вопросами, чтобы мнение собственника было учтено при решении вопроса.
  • Инициировать собрание владельцев жилья теперь могут не только активные собственники, но и управляющая компания. Ранее таких полномочий у организаций не было.
  • Утвержденный бланк протокола собрания собственников жилья получил высокие полномочия. Теперь этот документ обладает юридическими возможностями. Он обеспечивает правовую возможность пересмотреть или отменить обязанности, права владельцев жилых помещений.
  • Порядка управления домами также коснулись перемены. Было увеличено число ограничений, что, по мнению экспертов, должно привести к увеличению количества многоквартирных домов с самостоятельным управлением.
  • Коммунальные платежи застройщиков, которые начислены до сдачи здания по акту передачи, теперь получили законную силу. Авторы поправок считают, что это приведет к снижению количества судебных исков.
  • Для осуществления капитальных ремонтов в тех домах, которые больше всего в этом нуждаются, местные власти получили возможность составлять краткосрочные планы по капитальным ремонтам, которые не выходят за рамки федеральных программ.

Все изменения, которые были проведены в Жилищном Кодексе, направлены на решение насущных проблем, призваны оптимизировать программы управления жилым фондом.

31 декабря 2017 года были внесены изменения в и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).

Отметим некоторые из нововведений.

  • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
  • Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
  • В появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
  • Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
  • Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
  • Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
  • Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
  • Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
  • В теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Одобрен: Советом Федерации 24 декабря Подписан: Президентом РФ 29 декабря Вступил в силу: 1 марта Впервые опубликован: «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005 , № 1 (часть I) Действующая редакция: от 23 июля

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .

Редакции Жилищного кодекса

  • Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ
  • Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 250-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 251-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ
  • Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ
  • Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ
  • Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ

Структура Жилищного кодекса

Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165-ти статей.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

С понедельника вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса. Она вводит новые требования к руководителям региональных операторов, расширяет перечень вопросов, принимаемых общим собранием собственников помещений в многоэтажках, обязывает региональные власти утверждать краткосрочные планы по осуществлению капремонта.

Новые права собственников помещений в многоквартирном доме

Согласно поправкам, в Жилищном кодексе РФ уточняются вопросы, которые может принимать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ на таких собраниях должны будут обсуждаться решения относительно:

  • выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
  • размера взноса на капитальный ремонт, если он больше установленного минимума;
  • выбора лица, уполномоченного на открытие специального счета;
  • заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (депозите);операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете в российской кредитной организации.

При этом указано, что решения по вопросам о взносах, а также о расходовании средств фонда капитального ремонта принимаются только в том случае, если за них проголосовало не менее двух третей всех собственников многоэтажки. Что касается выбора способа формирования фонда капремонта, то он должен быть согласован с половиной и больше владельцев квартир.

Если собственник помещений не может сам участвовать в голосовании, он имеет право отправить своего представителя. Но в таком случае доверенность на голосование, составленная в письменном виде, должна быть удостоверена нотариально или оформлена согласно нормам пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ . Раньше требовалось, чтобы доверенность соответствовала нормам пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ .

Учитывая, что финансовую сторону капитального ремонта многоэтажных домов переложили на собственников помещений, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений больше не должны будут определять порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это предусмотрено поправками в .

Плата за коммунальные услуги и взносы на капремонт

Региональные операторы

В новой редакции Жилищного кодекса РФ также уточняется, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в дальнейшем будут называться региональными операторами. В связи с этим по всему тексту ЖК РФ внесены технические поправки. Например, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие жилищный надзор, должны будут контролировать деятельность региональных операторов, а не специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В то же время меняется порядок назначения руководителя регионального оператора. Ранее в статье 178 ЖК РФ было указано, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным Минстроем. С 4 июля появилась новая , в которой уточняются требования к кандидату на эту должность. Среди возможных препятствий для ее замещения значатся:

  • нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • наличие неснятой или непогашенной судимости;
  • наличие неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности;
  • работа в качестве депутата любого уровня.

Руководитель регионального оператора должен будет как и раньше проходить конкурсный отбор. Содержание квалификационного экзамена, порядок его проведения и определения его результатов позже утвердит Минстрой. Проходить подобные проверки на соответствие квалификационным требованиям придется не реже одного раза в три года с момента назначения.

Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном на Петербургском правовом портале.