Ян Новиков: "Задача – создать систему ВКО России". «Ростех» под американским колпаком Генеральный директор вко алмаз антей

Ян Новиков рассказал, над какими задачами концерн работает в настоящее время

Генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков

Москва. 23 мая. сайт - Пятнадцать лет назад руководством страны было принято решение о создании концерна ВКО "Алмаз-Антей". Согласно указу президента РФ в его состав вошли 46 предприятий: НИИ, КБ, заводы финишной сборки и верхних уровней кооперации. Несколько из этих предприятий официально были на тот период банкротами и около двадцати находились в предбанкротном состоянии. После образования концерна ситуация начала кардинально меняться к лучшему. Сегодня концерн ВКО "Алмаз-Антей" лидирует среди российских компаний в мировом рейтинге крупнейших производителей оружия.

О том, как удалось добиться таких результатов, над какими задачами концерн работает в настоящее время, рассказал "Интерфаксу" генеральный директор концерна ВКО "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Ян Валентинович, что если бы разработчики и производители средств ПВО не объединились бы тогда в единую интегрированную структуру, а все осталось как есть?

Однозначно - у России не было бы компетенций в разработке и производстве комплексов противовоздушной обороны. Такими возможностями обладают буквально несколько стран в мире. Это сложнейшие системы. В производстве зенитных ракетных систем, допустим, дальнего действия С-300 или С-400 задействованы несколько сотен предприятий, большинство из которых имеют монопольные компетенции.

Многие стали забывать, что экономика России в начале 2000-х годов была в очень плачевном состоянии, в особенности военно-промышленный комплекс. Перед нами стояла задача даже не восстановить, а сохранить производство средств противовоздушной обороны страны. А для этого необходимо было провести серьезную реструктуризацию предприятий, сконцентрировать имеющиеся ресурсы и заделы на приоритетных проектах, довести их до серийного производства.

О каких проектах идет речь, сколько потребовалось времени, чтобы в полном объеме восстановить производство систем и комплексов ПВО?

Хотел бы отметить, что большие наработки оставались еще с советского периода. Была поставлена задача их завершить, точнее, сначала провести инвентаризацию возможностей и наработок.

После образования концерна были завершены ОКР и запущены в серийное производство зенитные ракетные комплексы "Тор-М2", "Бук-М2" и "Бук-М3", зенитные ракетные системы С-300В4 и ЗРС С-400.

Крупный контракт на поставку Китаю ЗРС "С-300" собирался из имевшихся заделов, а уже в рамках реализации вьетнамского контракта мы полностью восстановили производство данных систем. Это было в 2007-2008 гг.

Крылатые ракеты семейства "Калибр", применявшиеся для уничтожения объектов террористов в Сирии, - это разработка концерна?

Да, разработчик и производитель крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО – SS-N-27 "Sizzler") - ОКБ "Новатор", входящее в концерн ВКО "Алмаз-Антей". Ракеты в ходе боевого применения в Сирии зарекомендовали себя хорошо.

- Насколько конкурентоспособны российские разработки в области ПВО на мировой арене?

Наши ЗРК и ЗРС реально конкурентоспособны на мировом рынке. Это сложнейшие системы. Наши западные партнеры применяют ряд других технических решений.

Когда речь идет о системах ПВО дальнего действия, то для оценки их работы необходимо учитывать множество – порядка сотни – параметров. И повышение одного параметра часто достигается снижением другого. Важно найти соответствующий баланс. Только по совокупности параметров возможно сравнивать комплексы. Могу сказать, что по боевой эффективности российские разработки как минимум ни в чем не уступают западным.

Ни для кого не секрет, что сегодня существует угроза так называемого разоружающего удара с применением различных средств нападения, в том числе ударных беспилотных летательных аппаратов. Что мы можем этому противопоставить?

Крылатая ракета – это ведь по сути тоже БЛА. Однозначно можно сказать, что развитие военной техники идет в направлении беспилотного вооружения. Идет постоянное совершенствование ударной мощи средств нападения, увеличиваются дальности и точность нанесения удара, снижается себестоимость изделий.

В настоящее время наша система ВКО способна противостоять нынешнему уровню наступательного вооружения. Однако в условиях всё более набирающей обороты научно-технической революции, когда средства нападения не просто совершенствуются, а иногда и кардинально меняют картину военных угроз, необходимо постоянно идти в ногу с вызовами, а лучше – опережать их на шаг.

Например, с ростом дальности действия крылатых ракет противника и с появлением в недалеком будущем возможности наносить синхронизированный по времени удар по нашим жизненно важным объектам практически из любой точки земного шара, количество крылатых ракет в одном ударе будет ограничено только носителями с пусковыми установками, количество которых наши оппоненты постоянно наращивают. В таких условиях традиционные подходы ВКО будут недостаточно эффективны.

- И у вас есть решения, позволяющие защититься от массированного удара крылатыми ракетами?

У нас есть видение и варианты решения данной проблемы. Создан научно-технический центр концерна, функционирует подразделение перспективных разработок, которое и занимается этими вопросами.

Как продвигаются работы по созданию перспективных систем противовоздушной обороны, в частности, С-350 "Витязь" и С-500?

Сейчас концерн ведет работы по созданию ряда средств воздушно-космической обороны. В ближайшее время мы должны завершить государственные испытания трех новых зенитных управляемых ракет с активными головками самонаведения для оснащения систем С-350 "Витязь" и морских комплексов ПВО.

Идут испытания зенитной управляемой противоракеты для комплекса С-500, ведутся работы по созданию других новейших средств ПВО и ПРО.

В западных СМИ появилась информация о том, что ЗРС С-300В4 и С-400 не контролируют ситуацию в сирийском воздушном пространстве. Как вы можете это прокомментировать?

Мы предполагаем, что ведется кампания по дискредитации российских зенитных ракетных систем, развернутых в Сирии. Другого объяснения данным публикациям нет. Идет явное искажение существующих фактов: например, понятия "видеть" и "сбивать" - разные вещи. Кроме того, есть элементарные законы физики, которые необходимо учитывать в оценке эффективности таких систем. Специалисты не могут этого не понимать.

Учитывая, что российские ЗРС пользуются большой популярностью в мире, вполне возможно, что тиражирование недостоверной информации - это происки конкурентов, что еще раз подтверждает эффективность наших систем ПВО.

- Как идет работа над новой автоматизированной системой управления воздушным движением?

Система управления воздушным движением в особый период является в том числе и системой боевого управления. Поэтому в применяемых западных системах существует вероятность наличия различных "закладок", которые в нужное время могут вмешиваться в их корректную работу.

Для исключения такой вероятности президентом России была поставлена задача полностью освоить компетенции по управлению воздушным движением в стране, начиная от создания оборудования и заканчивая разработкой современных алгоритмов для контроля безопасности полетов. Реализация данных планов была поручена концерну ВКО "Алмаз – Антей".

На сегодняшний день задача нами полностью выполнена. Организовано 15 центров управления воздушным движением. Все они работают эффективно. Недавно, к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, построен комплекс в Сочи. Завершено строительство московского центра. Система соответствует всем требованиям для обеспечения безопасности, по некоторым возможностям она не имеет аналогов в мире.

Какие перспективные задачи стоят перед многотысячным коллективов концерна? Насколько уверенно вы смотрите в будущее?

На сегодняшний день в концерн входят 65 дочерних обществ, около 120 предприятий с контрольным пакетом акций. В общей сложности на предприятиях концерна трудятся 127 тысяч человек, из которых 67 тысяч -рабочие, 28 тысяч - инженерный состав, 17 тысяч - ученые и 15 тысяч - административно-управленческий персонал.

80 процентов рабочих на Кировском заводе концерна "Алмаз – Антей" имеют высшее образование. На предприятиях концерна работают 1067 кандидатов наук, больше 175 докторов наук, а средний возраст сотрудников - 45 лет, и имеется тенденция к омоложению. Среди молодежи нет потухших взглядов, характерных для 1990-х годов. Молодые люди видят свое будущее в стенах концерна. Ежегодно каждый пятый работник проходит повышение квалификации. У нас отличный кадровый потенциал.

Известно, что концерн в последние годы уделяет также большое внимание развитию производственного потенциала.

Да это действительно так. За последние пять лет с учетом финансирования в рамках федеральных целевых программ все собственные заработанные средства мы вкладывали в модернизацию производственного потенциала. Введены в эксплуатацию два новых завода, в Кирове и в Нижнем Новгороде. Президент России Владимир Путин во время посещения Нижегородского завода отметил, что Россия восстановила компетенции в создании сложнейших производств. Это очень непросто. В текущем году окончательно завершим масштабный проект по созданию Северо-Западного регионального центра концерна ВКО "Алмаз – Антей" в Санкт-Петербурге.

Это позволит консолидировать интеллектуальный, конструкторский и производственный потенциал всех организаций, входящих в интегрированную структуру концерна, и обеспечить последовательный и неразрывный процесс: от создания идеи до разработки перспективного опытного образца и выпуска готового конкурентоспособного изделия специального или гражданского назначения.

Ясно одно – сегодня в условиях нестабильного мира концерн ВКО вносит существенный вклад в обеспечение обороноспособности нашей страны.

Генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Ян Валентинович Новиков возглавляет один из наиболее успешных оборонных холдингов Российской Федерации - АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», занимающий в течение ряда лет лидирующие позиции в мире среди разработчиков средств воздушно-космической обороны.

(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)

Родился 3 октября 1959 года в городе Ленинграде. Отец - Новиков Валентин Григорьевич (1933 г. рожд.), работал в геологии и строительстве. Мать - Новикова Анеля Витольдовна (1937 г. рожд.), работала в финансовых учреждениях. Супруга - Новикова Лариса Александровна - финансист. Дочь - Ксения, учащаяся средней школы.

Детство его родителей, как и многих ленинградцев, в 1941 году было перечеркнуто войной, 900-дневной блокадой города, долгими голодными и холодными месяцами. Его мать впоследствии вспоминала, что ей и ее родителям удалось выжить в самое тяжелое блокадное время лишь благодаря большой банке рыбьего жира, которую им удалось найти в разбомбленной рядом с их домом аптеке. А в конце марта 1942 года ей вместе с группой детей блокадного Ленинграда удалось по «Дороге жизни» перебраться на Большую землю.

Его отец, Валентин Новиков провел в городе все военные годы. Встретив войну 8-летним школьником, он наравне со взрослыми пережил самые суровые месяцы блокады, стоял в очередях за хлебом, ходил к Неве за водой, дежурил на крышах домов, помогая тушить зажигательные бомбы, которые сбрасывали на город немецкие бомбардировщики. Окончив после войны школу-семилетку, Валентин устроился на работу в геологоразведочную партию и на долгие месяцы уехал «в поле». В те годы стране требовались новые месторождения полезных ископаемых, и не было ничего удивительного в том, что в такие места отправлялись 14-летние подростки. Вернувшись в Ленинград, он поступил в геологоразведочный техникум, после чего еще несколько лет занимался геологией, ездил в экспедиции. В дальнейшем он окончил политехнический институт, работал в различных строительных организациях.

С будущей женой он познакомился в конце 1957 года. Анеля после окончания школы работала швеей, а потом, выучившись в финансовом техникуме, работала на различных финансовых должностях.

В 1959 году у них родился Ян, в 1968 году еще один сын - Александр. Детство Яна прошло почти так же, как у подавляющего большинства ленинградских детей 1960-х годов: детский сад, двор возле дома, детская компания. В 1966 году он пошел в школу №312. Со временем эта школа вошла в число специальных - в ней началось углубленное изучение иностранных языков.

Однако в середине 1970-х годов Ленинград столкнулся с демографическим спадом - эхом военной блокады. 312-ю школу закрыли, а ее учеников перевели в находившуюся неподалеку физико-математическую школу. Окончив в этой школе 8-й класс, Ян поступил на учебу в Ленинградский финансово-кредитный техникум Министерства финансов СССР.

Этот техникум, работавший с июня 1930 года, был одним из ведущих образовательных учреждений страны в финансовой сфере. В настоящее время он преобразован в Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве РФ».

Ян Валентинович Новиков: «На выбор этого техникума в качестве места учебы большое влияние оказала моя мать. Три года учебы в техникуме пролетели быстро, и мне предстояло идти в армию.

Конечно, как и многие ленинградцы, я не мог пройти мимо мечты о море. Поэтому, едва окончив техникум, я решил поступать на командный факультет Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Пришел в военкомат, написал заявление и стал ждать вызова на экзамены. Однако меня остановила медкомиссия - подвело зрение.

Тогда я пошел на прием к военкому. Тот просмотрел мои документы, диплом об окончании финансового техникума и предложил мне попробовать поступить в единственное в мире учебное заведение, выпускавшее специалистов для военно-финансовой службы, - Ярославское высшее военное финансовое училище».

Незадолго до этого, в сентябре 1974 года, ярославское училище, проработавшее уже почти полвека, было реорганизовано в высшее военно-учебное заведение с четырехгодичным сроком обучения курсантов. Тогда же оно сменило название на Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии А.В. Хрулёва, а еще через полгода было награждено орденом Красной Звезды.

Ян Валентинович Новиков: «В Ярославль я поехал без особого желания. Поехал для того, чтобы просто посмотреть - что и как? В любом случае, через несколько недель мне предстояло идти в армию. Однако ярославское училище меня всерьез поразило прежде всего своим огромным конкурсом. Поступать в него съехались ребята со всей страны. С кем-то я сразу познакомился, оценил свои силы. А потом меня буквально захватил дух соревнования. В итоге я стал курсантом. Затем меня захватила и учеба. Благодаря полученной в техникуме базовой финансовой подготовке и при должном старании учеба мне давалась достаточно легко. На 2-м курсе я стал заместителем командира учебного взвода».

Он окончил училище в 1981 году с золотой медалью. Существовавшими в те годы правилами предписывалось, что такие выпускники имели значительные преимущества в выборе места дальнейшей службы. Яна Валентиновича пригласили на соответствующее собеседование, где в ответ на вопрос - где бы он хотел служить? - он честно ответил: в Ленинграде. Тем более, что к тому времени он уже обзавелся семьей.

В итоге Я.В. Новикова направили в распоряжение Управления кадров Ленинградского военного округа. Там ему предложили на выбор два места для службы: начальника финансовой службы топографического отряда или в финансовый отдел Строительного управления Ленинградского военного округа.

Новиков выбрал работу в Строительном управлении. В то время в Строительном управлении Ленинградского военного округа было 12 УНР - Управлений начальника работ, 16 военно-строительных отрядов со своими офицерами, инженерами, прорабами. Я.В. Новиков был назначен старшим помощником начальника финансового отдела по контрольно-ревизионной работе в Строительном управлении.

Ян Валентинович Новиков рассказывает:

«На этом месте я проработал три года. Приходилось много ездить в командировки. Обычный режим работы выглядел так: месяц на выездной ревизии, день–два в управлении - и новая командировка на месяц. Через три года меня назначили начальником отдела в Управление начальника работ в поселок Левашово».

На новом месте работы Я.В. Новиков смог задуматься и о продолжении дальнейшей учебы. Обычным путем для общевойскового офицера являлось поступление в соответствующую академию. Для военных финансистов такой академией являлся Военно-финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте.

Три года заочной учебы закончились для Я.В. Новикова в 1991 году. Ее итогом стал красный диплом. Но развал, с первыми признаками которого он столкнулся еще в конце 1980-х годов, к этому времени уже полностью овладел страной. Одним из его непременных спутников стали замершие стройки. Ожидание того, что все быстро наладится, не сбылось.

В 1995 году подполковник Я.В. Новиков уволился из армии. Свою гражданскую жизнь военный финансист начал с попыток наладить свой собственный бизнес. Его знаний и энергии хватило на создание целого ряда коммерческих структур - строительного холдинга «Старп», аудиторской фирмы «Аудит Интернейшнл», фирм по работе с ценными бумагами «Сатурн» и «Актив». За три года работы ему удалось освоить множество способов ведения бизнеса в условиях непрерывно ломавшей и перестраивавшей свои уклады экономики страны.

Но в 1997 году он вновь оказался перед выбором. Собственно, как и многие из тех, кто к тому времени начал добиваться на избранном направлении первых экономических результатов и неожиданно осознал, что основные проблемы бизнеса в России находятся не только в плоскости экономики…

На исходе второго месяца отпуска, который он себе устроил, Я.В. Новикова пригласил на прием глава Всеволожского района Ленинградской области. Интерес к отошедшему от дел бизнесмену, бывшему военному финансисту был не случайным. В районе с каждым месяцем все более углублялись проблемы с оплатой за газ, электричество. В итоге той встречи Ян Валентинович Новиков получил предложение о работе в администрации Всеволожского района.

В августе 1997 года было создано муниципальное предприятие «Всеволожск Инвест», директором которого стал Я.В. Новиков. Предприятие занималось налоговыми зачетами, операциями с ценными бумагами в интересах района.

Через год Я.В. Новикова пригласили на работу более высокого уровня - заместителем председателя комитета финансов Ленинградской области.

Он приступил к этой работе в период смены губернаторов - на место В.А. Густова пришел В.П. Сердюков, который поставил перед комитетом ряд новых задач:

- наведение порядка в финансировании областных строек,

- завершение сбора областных налогов,

- наведение порядка в финансировании сельского хозяйства,

- реструктуризация внешнего долга и т.д.

Работая по каждому из этих направлений, Я.В. Новикову доводилось все более тесно общаться не только с руководством Ленинградской области, но и привлекать внимание к своей работе в гораздо более высоких государственных структурах.

В 2002 году его пригласил для беседы заместитель главы администрации Президента РФ В.П. Иванов, ставший в июне того года председателем Совета директоров только что созданного ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей».

Темой их разговора стали сложные проблемы, с которыми столкнулись те, кому было поручено создавать один из первых в стране оборонных холдингов. В итоге В.П. Иванов предложил ему стать заместителем генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей» по финансово-экономическим вопросам.

Ян Валентинович Новиков: «На работу в Москву в предшествующие годы меня звали неоднократно. Но я отказывался от этих предложений, поскольку они фактически дублировали то, чем я занимался в Ленинградской области. На этот раз предложение, сделанное мне Виктором Петровичем Ивановым, открывало передо мной новые, еще не знакомые мне горизонты и перспективы. И взвесив все, я согласился.

Конечно, как и любая смена места работы и места жительства, мой переход сопровождался немалыми трудностями. Больше года довелось прожить в гостиницах, на съемных квартирах. В свою очередь, Концерн еще только образовывался, и все, что было с этим связано, обрастало немалыми сложностями.

Первое время я работал под руководством генерального директора Ю.М. Свирина, потом после его ухода Концерн временно возглавил И.М. Климов.

С самого начала между нами сложилась обстановка взаимопонимания, которая позволила заняться конструктивной работой. Конечно, были дискуссии, высказывались предложения о различных подходах к решению проблем.

Концерн «Алмаз - Антей» был первым объединением в таком качестве, не привязанным к какому-либо ранее существовавшему предприятию. Финансовой основой для начала работы Концерна должны были стать средства, полученные от выполнения контракта на поставку в Грецию зенитных ракетных комплексов «Тор».

Комплексы были поставлены, а Концерну предстояло выполнить остававшиеся контрактные обязательства по офсету. Однако оказалось, что предназначенные для этого 45 миллионов долларов были различными способами выведены за рубеж.

На какое-то время я вновь оказался в роли ревизора. Но теперь, в моей работе оказывали поддержку на самых различных уровнях.

В итоге нам удалось вернуть все выведенные миллионы. Насколько мне известно, это стало первым случаем за весь постсоветский период. Вообще, когда я пришел на работу в Концерн, то я, и не только я, видели стоящую перед нами задачу в каком-то пролетарском духе. Но мы хотели не просто «отнять деньги у богатых предприятий и раздать бедным», а перераспределить средства так, чтобы все почувствовали преимущества от состоявшегося объединения, смогли повысить эффективность своей работы.

В то время из вошедших в состав Концерна 46 предприятий половина находилась в состоянии банкротства, а остальных поддерживали на плаву доходы от экспорта, делиться которыми в их планы не входило. Поэтому «богатые», как могли, сопротивлялись нашим решениям. Спасенные же от банкротства, получив нашу поддержку, молча благодарили, но когда в их работе наступали долгожданные перемены и они переходили в категорию «богатых», то наступал их черед не соглашаться с нашими решениями по поддержке тех, кого еще только предстояло вытаскивать… Вообще для выведения любого предприятия из состояния банкротства требовалось использовать самые различные наборы экономических инструментов. Ведь у каждого предприятия были своя история, свои объективные и субъективные стороны в работе».

С 2013 по 2014 год Я.В. Новиков занимал должность первого заместителя генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей».

В марте 2014 года он был назначен генеральным директором ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей», а в ноябре 2015 года стал генеральным директором АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» - одного из ведущих вертикально-интегрированных холдингов оборонно-промышленного комплекса России, который объединяет около 60 дочерних и зависимых обществ.

Назначение Я.В. Новикова генеральным директором Концерна пришлось на то время, когда рядом государств в отношении предприятия были введены санкции, основанные на его несправедливых обвинениях в поставках средств ПВО. Это наряду с падением курса рубля и ростом инфляции внесло в работу Концерна определенные трудности. Однако даже в этих условиях Концерн продолжил свое эффективное развитие, о чем свидетельствует факт публикации в конце июля 2015 года американским изданием «Defense News» рейтинга крупнейших оборонных компаний мира по итогам 2014 года. В соответствии с ним «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» занял 11-ю строчку, поднявшись на одно место вверх по сравнению с 2013 годом.

К весне 2016 года Концерном была завершена реализация двух крупных инвестиционных проектов по созданию в Нижнем Новгороде и Кирове новых заводов для производства современных образцов техники ВКО.

В январе 2015 года в Санкт-Петербурге был открыт новый испытательный комплекс, предназначенный для климатических испытаний техники, в феврале 2016 года - АО «Кировское машиностроительное предприятие», а в марте 2016 года - Нижегородский завод имени 70-летия Победы.

Одновременно с этим Концерн ведет активную борьбу за снятие несправедливых санкций: ведется их обжалование в административном и судебном порядке, выполнен ряд исследований по поиску причин катастрофы над Украиной в июле 2014 года малазийского пассажирского самолета: в октябре 2015 года были проведены натурные эксперименты и отчетная международная пресс-конференция.

В настоящее время Концерн ВКО «Алмаз - Антей» продолжает самостоятельную инвестиционную деятельность, в рамках которой реализуются проекты по созданию новых специализированных высокотехнологичных наукоемких производств и испытательных центров, а также выполняется реконструкция ряда предприятий в различных регионах России.

Все более заметная роль на предприятиях Концерна стала отводиться и изменению культуры управления, системы отношений между уровнями, системы ценностной ориентации сотрудников, внедрению в практику работы современного стиля мышления, результатом чего должна стать принципиально новая идеология работы, базирующаяся на системном подходе, концепции качества и решающей роли человеческого фактора.

Этой же цели служит и открытие в октябре 2015 года Научно-образовательного центра Воздушно-космической обороны, который получил имя выдающегося создателя средств ПВО академика В.П. Ефремова. Этот центр должен стать важным элементом в развитии корпоративной системы обучения персонала, обеспечивающей проведение непрерывного повышения квалификации кадров Концерна с целью разработки и производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции мирового уровня.

Ян Валентинович Новиков:

«Мы всегда ставили себе задачу выше, чем могли ее решать. В этой связи я всегда люблю вспоминать китайскую пословицу - «Кто не идет вперед, тот бежит назад».

Работа над созданием систем воздушно-космической обороны ведется уже много десятков лет и в России, и в США. Безусловно, всеобъемлющую систему защиты от массированного удара создать очень сложно. Однако при ведении войн с применением обычных видов вооружений система ВКО должна быть способна защитить территорию от космических и воздушных средств поражения. Именно на это сегодня нацелена работа многотысячного коллектива Концерна.

Кроме производства военной продукции почти все предприятия Концерна производят продукцию гражданского назначения, однако пробиться с ней на массовый внутренний рынок бывает непросто даже в тех случаях, когда по совокупности параметров она превосходит зарубежные аналоги.

Успех в деле создания и производства гражданской продукции на предприятиях оборонной ориентации приходит главным образом тогда, когда это изделия высокого технологического уровня, близкие по своему предназначению основной продукции.

Для Концерна ВКО «Алмаз - Антей» таким продуктом является система УВД, базирующаяся на применении систем автоматизированного управления и современных радиолокационных средствах. Концерн ВКО «Алмаз - Антей» - головной исполнитель ФЦП по совершенствованию системы управления воздушным движением в России.

Безусловно, что поставленная перед нами задача импортозамещения, и в первую очередь по используемой элементной базе, оказывает большое влияние на все направления нашей работы. Здесь основная сложность состоит в том, что имеющаяся номенклатура импортной элементной базы избыточно широка, создание такого количества точных копий импортных интегральных схем, учитывающих все параметры, невозможно, в то время как каждое отклонение влечет за собой изменение конструкции радиотехнических устройств.

Из этой ситуации нам видится только один выход - согласованные действия отечественных микроэлектронных предприятий и разработчиков финальной продукции, направленные на унификацию технических решений и минимизацию используемой элементной базы, а также принятие на федеральном уровне решений по ужесточению контроля за использованием бюджетных средств по линии ГОЗ. Поскольку этот вопрос стоит ребром, то решать его, безусловно, придется.

Я уверен в успехе этой работы, и эта уверенность основывается на высоком профессионализме сотрудников Концерна, ясном видении ими перспектив, стабильности планов и финансирования, партнерских взаимоотношениях с заказчиками и государственными органами управления.

Такие перспективы у нашей работы. Работы, которая не позволяет терять буквально ни одной минуты. Поэтому времени на отдых или на занятия чем-либо не относящимся к ней, остается крайне мало».

Ян Валентинович, недавно стало известно о том, что компания «Рособоронэкспорт» заключила контракт с КНР на поставку ЗРС С-400. Если принято решение разрешить экспорт этой системы, поставки которой ВС РФ еще не завершены, значит у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть в резерве еще более совершенные разработки?

Да, договоренность о поставке С-400 в Китай является признаком того, что это не последнее слово в наших разработках. Но вместе с тем я хочу отметить, что это современная система с большим ресурсом. По аналогии с системой С-300 «Фаворит» можно предположить, что она верой и правдой прослужит не одно десятилетие. Говорить более конкретно о новых разработках я не могу по понятным причинам.

- «Алмаз – Антей» традиционно очень активно участвует в выставках вооружения, приводящихся в Индии: Aero India и Defexpo. Каковы перспективы концерна на этом рынке сегодня?

Индия действительно является одним из самых крупных и приоритетных партнеров России в области ВТС.

Во-первых, большая часть средств ПВО, стоящих на вооружении ВС Индии, – российского или советского производств. В той или иной степени им требуется ремонт или модернизация с продлением срока эксплуатации на 5-12 лет. Этому направлению деятельности обе страны придают очень большое значение, так как оно предоставляет возможность взаимовыгодного сотрудничества российского ОПК с индийской промышленностью в рамках выдвинутой индийским руководством программой развития экономики страны с конкретно поставленной задачей – «производи в Индии».

Во-вторых, Россия готова поставлять в Индию новейшие средства ПВО, включая созданные в рамках делового сотрудничества с индийскими компаниями. К примеру, на международной выставке Defexpo 2014 Концерн представил натурный образец ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ», установленный на автомобильном шасси индийской компании ТАТА Motors.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна презентовались ЗРС большой дальности «Антей-2500» и С-400 «Триумф». Экспозиции Концерна на этих двух выставках вызвали нескрываемый интерес индийских военных. Следует отметить, что Концерн готов оказать ВС Индии всестороннюю практическую помощь и содействие в укреплении обороноспособности страны, в частности и путем построения эффективной системы ПВО-ПРО.

Украинский кризис стал причиной существенного охлаждения отношений между Россией и Западом, в первую очередь – США. Одним из символов «похолодания» стала война санкций. В санкционный список попал и Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Санкции, введенные против оборонной промышленности РФ, заставили ее работать лучше?

Санкции сработали, как гром в известной поговорке про русского мужика. Особенно обострилась проблема импортозамещения. О ней и раньше было много разговоров, но при этом использование импортной элементной базы только расширялось. Создать точные по всем параметрам отечественные аналоги интегральных схем практически не представляется возможным, а любое отклонение сразу потребует изменения конструкции радиотехнических устройств. Отсюда большие сложности. Но поскольку вопрос встал ребром, то решить его придется. Путь один – согласованные действия микроэлектронных предприятий и разработчиков финальной продукции. В этом смысле можно сказать, что работать придется лучше. В первую очередь должна повыситься унификация технических решений, чтобы сократить до минимума используемую элементную базу. Здесь тоже предстоит перейти от слов к делу.

Можно предположить, что на федеральном уровне в ближайшее время будут приняты решения по ужесточению контроля за использованием предприятиями бюджетных средств по линии государственного оборонного заказа. При этом очень важно избежать перегибов, чтобы не парализовать работу вовсе. Иначе о повышении эффективности говорить не придется.

Сегодня выдвигаются идеи создания Евразийской системы воздушно-космической обороны. Разделяете ли вы мнение о том, что в основе процесса евразийской интеграции должны лежать, прежде всего, интересы совместной безопасности?

Вопросы политической и военной безопасности сейчас очень тесно переплетены. Мир вступил в фазу серьезных геополитических преобразований, последствия которых трудно спрогнозировать, но несомненно, что евразийская интеграция должна распространяться и на систему военной безопасности. Я не думаю, что создание единой ВКО является главным направлением этого союза, но с учетом опыта современных войн я уверен, что условие это необходимое.

Работы по созданию систем ВКО активно ведутся с переменной эффективностью в США и у нас уже полвека. Сейчас имеется устойчивое мнение, что создать всеобъемлющую систему защиты территории от массированного ядерного удара не представляется возможным. Но в условиях войн с применением обычного оружия система ВКО способна противостоять воздушным и космическим средствам поражения. На это и нацелена работа всего многотысячного коллектива Концерна.

Давайте перейдем к гражданской продукции, изготавливающейся на предприятиях Концерна. Каковы приоритетные направления развития в этом сегменте?

Успех в деле создания и производства гражданской продукции на предприятиях оборонной ориентации приходит, главным образом, тогда, когда это изделия высокого технологического уровня, близкие по своему предназначению основной продукции. В нашем случае это система управления воздушным движением, в которой центральное место занимают радиолокационные средства и система АСУ.

Наиболее актуальными на современном этапе являются направления укрупнения центров управления воздушным движением (УВД) и внедрения перспективных технологий связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (концепция СNS/АТМ Международной организации по гражданской авиации).

Из-за протяженности границ Российской Федерации и прилегающих морских акваторий международные воздушные трассы имеют разрывы в радиолокационном поле, достигающие 500 км и более. В этих условиях при неразвитой наземной инфраструктуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока особую актуальность приобретает технология автоматического зависимого наблюдения, реализующая сбор координатной информации по данным бортовых приемников сигналов глобальных навигационных систем (GPS и ГЛОНАСС) летательных аппаратов, ее обработку и передачу летящим вблизи воздушным судам и в центры УВД. В настоящее время создается современная разветвленная сеть авиационной фиксированной электросвязи и ретрансляции данных, в том числе через каналы спутниковой связи.

Вторым показательным примером продукции гражданского назначения являются метеолокаторы, разработанные и выпускаемые Лианозовским электромеханическим заводом. Они выполнены на таком высоком научно-техническом уровне, что с успехом конкурируют на мировом рынке, что с высокотехнологичной продукцией гражданского назначения бывает нечасто.

Почти на всех предприятиях концерна присутствует гражданская тематика, но пробиться с ней на массовый внутренний рынок бывает непросто даже в тех случаях, когда по совокупности параметров она превосходит зарубежные аналоги. Возможно, в современных условиях ситуация изменится к лучшему.

Вы сказали, что одним из основных направлений в сегменте гражданской продукции для Концерна является работа по созданию центров управления воздушным движением, среди которых – и московский центр, являющийся одним из крупнейших в Европе. Сейчас идет опытная эксплуатация этого центра. По своим характеристикам он соответствует европейским требованиям?

Концерн определен головным исполнителем ФЦП по совершенствованию системы управления воздушным движением в нашей стране. При решении данной задачи Концерн очень тесно взаимодействует с Росавиацией и другими государственными структурами.

Изначально заданные Росавиацией требования к функциональным возможностям комплексов средств автоматизации организации воздушного движения нового центра значительно превышают аналогичные требования, сформулированные Евроконтролем (европейская авиационная власть) для своих передовых центров управления воздушным движением. Новый центр должен в значительной степени снизить экономические издержки в условиях прогнозируемого роста авиаперевозок за счет внедрения новых технологий организации воздушного движения и постепенного наращивания их потенциала, в том числе путем интеграции этих технологий. Так, применение автоматизированного обмена данными по каналам «диспетчер-пилот» позволит сократить речевой радиообмен и снизить загрузку диспетчеров. Более совершенные компьютерные средства автоматизации обеспечат кратко- и среднесрочный прогноз потенциальных конфликтов между воздушными судами и их своевременное разрешение диспетчерами, что значительно повысит безопасность полетов. Средства поддержки упорядочения потоков прилетающих и вылетающих судов помогут сократить время ожидания ими с включенными двигателями команд на взлет, сократить очереди на посадку и более точно выдерживать установленное расписание вылетов и прилетов. Автоматическая передача пилотам информации о местоположении летательных аппаратов в локальных зонах вокруг точек их местоположения будет способствовать обеспечению более высокой безопасности полетов за счет достижения осведомленности пилотов о воздушной обстановке вблизи их воздушных судов.

В последние годы в России началось масштабное строительство новых промышленных площадок. Концерн ПВО «Алмаз – Антей» является одним из лидеров этого процесса. Как развивается эта программа?

Действительно, в этом деле наш Концерн занимает лидирующие позиции. Уже введена в эксплуатацию большая часть вновь построенного в Санкт-Петербурге Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Здесь на промышленную площадку с единой инфраструктурой сводятся пять питерских дочерних обществ Концерна. Замечу, что этот грандиозный по масштабам проект стоимостью 22,5 миллиарда рублей реализован на заемные средства банка ВТБ. В результате его реализации все пять предприятий выходят на новый уровень технологий и организации труда, что позволит существенно повысить качество продукции и радикально – производительность труда. Не случайно в СЗРЦ побывали все высшие должностные лица руководства страны, представители отрасли и заказчиков.

Еще два крупных машиностроительных завода мы строим в Нижнем Новгороде и в Кирове, на территориях существующих предприятий. По плану продукцию они будут давать с 2016 года. По нашим оценкам, более рациональным является путь строительства новых предприятий, нежели коренная модернизация существующих столетней давности.

Одной из главных проблем новых предприятий является кадровое обеспечение. К ее решению мы приступили заранее, создав колледж для подготовки рабочих и согласовав программы подготовки инженерных кадров с региональными вузами.

Ян Валентинович, работая в Концерне ПВО «Алмаз – Антей» с момента его создания вы, безусловно, накопили обширный управленческий опыт. Какие из инструментов корпоративного строительства вы считаете наиболее эффективными в современных условиях?

В прежние годы заботы руководителя оборонного предприятия сводились к неукоснительному выполнению плановых заданий, прежде всего по линии государственного оборонного заказа. Теперь генеральный директор вдобавок к этому должен обеспечить экономическую устойчивость предприятия.

При работе с акционерными обществами главным инструментом управления являются, как известно, советы директоров. Однако в тех случаях, когда головная компания владеет полным пакетом акций, такой механизм во многом теряет свою значимость. На первое место выходит непосредственное общение с руководителями дочерних обществ. Ежедневно я встречаюсь с несколькими директорами, кроме этого действует система отчетов директоров дочерних обществ и проведения ежегодных сборов. Недавно был создан Корпоративный совет директоров, задачей которого является выработка решений стратегического и тактического уровней. Это механизмы прямого действия. Периодическая отчетность дочерних обществ подвергается в головной компании тщательному анализу, по результатам которого также принимаются управленческие решения.

Нами были разработана и выполнена программа технического перевооружения дочерних обществ, создан и успешно функционирует Корпоративный фонд НИОКР. Сегодня предприятия укомплектованы руководящими кадрами высокого уровня, и замена директоров осуществляется системно в рамках кадровой ротации. Решением правления формируется кадровый резерв руководителей. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников мы создали Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз – Антей».

Сейчас в центре внимания головной компании – программа стратегического развития и входящая в нее программа инновационного развития. Все это вкупе обеспечивает действенную систему контроля и управления.

Родился в 1952 году. Образование высшее экономическое (ВЗФЭИ, 1981), техническое специальное (МАМТ, 1972), дополнительное экономическое (Аудитор, 1998). Кандидат экономических наук (1988), тема диссертации «Совершенствование учёта затрат и финансирования НИОКР».

После окончания ВЗФЭИ в 1981 году (кафедра Бухгалтерский учёт в промышленности) до 1989 года работал на оборонных предприятиях авиационной промышленности и в Научно-исследовательском институте автоматических систем (в настоящее время ГосНИИ Авиационных Систем), где занимал должность главного бухгалтера. С 1990 года работал финансовым директором в СП "ПараГраф". С 1992 по 1994 возглавлял аудиторскую фирму ЗАО "Стратег". С 1994 по 1998 президент страховой компании ЗАО "КиН". С 1998 года по 2008 год непосредственно разрабатывал и руководил проектами в различных отраслях экономики в интересах Правительства г. Москвы, Республики Алтай, Республики Карелия, Управления Делами Президента РФ.

В ООО «Алмаз-Антей управленческое консультирование» с 2008 года занимается методологий, постановкой, автоматизацией и внедрением бухгалтерского и управленческого учета.

Мрачный шлейф "Алмаз-Антея"

10 лет строился новый Центр управления полетами в Московском авиаузле. Его сдача откладывалась несколько раз. В чем причина?

Как стало известно корреспонденту УтроNews , наконец-то, спустя 10 лет, сдан новый центр управления полетами (ЦУП) в Московском авиаузле. Решение о его строительстве было принято еще в 2007 г. В 2009 г. подрядчиком стал концерн "Алмаз-Антей", за которым тянется довольно мрачный шлейф. Заказчиком строительства выступало ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД), принадлежащее Росавиации.

Концерн "Алмаз-Антей" на 100% принадлежит "Росимуществу" и состоит из 60-ти предприятий и НИИ, расположенных в 17-ти регионах России. Основная сфера деятельности концерна - противовоздушная оборона. Обслуживает как военные так и гражданские заказы.

У концерна очень мрачная история. В 2003 - 2009 годах широкую огласку получили убийства руководителей предприятий концерна. 12 января 2003 г. был найден повешенным первый заместитель генерального директора Обуховского завода Александр Порецкий. 6-го июня 2003 г. в Москве был застрелен Игорь Климов, исполнявший обязанности генерального директора концерна. В этот же день в Серпухове убили Сергея Щетко, коммерческого директора предприятия ОАО "РАТЕП", входящего в концерн "Алмаз-Антей". 30 июля 2009 г. был убит Андрей Барабенков, начальник отдела недвижимости управления маркетинга концерна.

Все эти убийства не связывали с производственной деятельностью концерна. Убитые руководители имели отношение к недвижимости, которая передавалась в состав концерна через процедуры банкротства, а потом, по слухам, реализовывалась через сделки с криминальными структурами. Руководителей устраняли как ненужных свидетелей. И это было, заметьте, не в 90-х годах.

Убийства руководителей - это только то, что всплыло на поверхность. А что могло в это время твориться внутри концерна с огромным количеством предприятий? Наверное, все, что угодно. Могли быть и хищения как при оборонзаказах, так и при гражданских заказах. Сроки строительства ЦУПа невольно наталкивают на эту мысль.

Протекла крыша?

Общий объем вложенных в строительство средств составил 3.5 млрд руб. Из них 2.3 млрд федеральных средств и 1.2 млрд руб. собственных средств ГК по ОрВД. В качестве субподрядчиков концерн "Алмаз-Антей" привлек фирмы "ВНИИРА", "НИТА"" и "ЛОТЕС ТМ".

Сроки сдачи объекта неоднократно откладывались. Оборудование в недостроенном здании стояло еще с 2012 г., но не принималось Росавиацией из-за замечаний по результатам испытаний. В мае этого года было обнаружено, что течет крыша здания и было принято решение менять всю кровлю. Работы завершились к октябрю. "Алмаз-Антей" пообещал возместить принесенный ущерб.

Новый центр управления полетами наконец-то открыт?

Один иск ГК по ОрВД к концерну на 130 млн руб. по делу о срыве сроков уже был отклонен. Так что возмещение ущерба также может быть под вопросом. Возможно, строительство ЦУПа велось ни шатко, ни валко по той причине, что заказчик и исполнитель "пилили" между собой выделенные на строительство деньги.

Субподрядчики "Алмаз-Антея"?

Кого же концерн "Алмаз-Антей" привлек в качестве субподрядчиков для строительства ЦУПа?

"ВНИИРА" - это акционерное общество, входящее в состав концерна - "Всероссийский Научно-исследовательский институт радиоаппаратуры". Уставной капитал 236 млн руб. На 100% принадлежит концерну "Алмаз-Антей", вклад Росимущества -1 тыс. руб.

В 2015 г. в один день АО "ВНИИРА" учредило 7 организаций. С какой целью? Из них все с уставным фондом 0 тыс. руб. Только в 5-ти организациях "ВНИИРА" принадлежало 0%, а в двух его доля была 100%.

В 2017 г. "ВНИИРА" выступило учредителем еще двух организаций. АО "Информационные компьютерные системы", в них "ВНИИРА" принадлежало 30%, 70% владела непонятная организация "Граждане России". Уставные доли учредителей составляли - 0.006 тыс. руб. и 0.014 тыс. руб. соответственно.

Во второй организации "СЗРЦ концерна ВКО "Алмаз Антей" АО"ВНИИРА" принадлежит 0.06%, а самому концерну "Алмаз-Антей" 21.2 %. Интересно, что еще одним учредителем СЗРЦ, заводом "Навигатор", на 100% владеет Росимущество. Еще в трех учредителях СЗРЦ концерн и Росимущество имеют разные доли.

Можно ли поверить, что при такой запутанной системе владения в концерне "Алмаз-Антей" все чисто? И не участвует ли Росимущество в возможных схемах по выводу денег многочисленными предприятиями концерна? И очень интересно, что думает по этому поводу его глава Дмитрий Пристансков?

Дмитрий Пристансков знает, что творится в концерне "Алмаз-Антей"?

Учредители фирмы "НИТА" - "Новые информационные технологии в авиации" уже упомянутые загадочные "Граждане России". А сама "НИТА" являлась учредителем четырех фирм, в которых владела разными долями от 13% до 37%.

В ООО "НАНС" соучредителем выступает "ВНИИРА". А ООО "Дйамонд техникс" владеют "Граждане России" и "КОМПАНИЯ "DIAMOND AIRCRAFT INDUSTRIES GMBH", у двух других компаний с уставным фондом в 10 тыс. руб. кроме "НИТА" еще по 10 учредителей.

С "ЛОТЕС ТМ" вообще все просто. Организация с уставным фондом в 10 тыс. руб. Учредители - "Граждане России". Можно было бы и дальше распутывать этот клубок, но, наверное, с этим делом более успешно справятся правоохранительные органы.

А что вообще творится в "Алмаз-Антее"? И этот только на строительстве одного объекта. В 2014 г. генеральным директором "Алмаз-Антея" был Владислав Меньщиков, который занимал эту должность более 10-ти лет. Сейчас этот пост занимает первый заместитель Меньщикова Ян Новиков. Одна команда продолжает руководить крупнейшим оборонным концерном страны?

Если на гособоронзаказах "Алмаз-Антея" дела обстоят также, как на строительстве ЦУПа, то можно себе представить, сколько могут воровать чиновники Минобороны. А схемы, похоже, все созданы. А рядом и Росимущество, и Росавиация! Они тоже могут с успехом пользоваться готовыми схемами?

Концерн "Алмаз-Антей", видимо, нуждается в срочном визите силовиков. Им несложно будет разобраться в запутанных схемах концерна. В противном случае под угрозой стоит безопасность нашей страны. Те, кто могут быть причастны к воровству, о ней обычно не думают.