Вторая категория присваивается объектам транспортной инфраструктуры. Переченьпоказателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры российской федерации и их значения

Порядок категорирования
объектов транспортной
инфраструктуры и
транспортных средств
1



Статья 1. Основные понятия

инфраструктуры и транспортных средств отнесение их к определенным категориям с учетом
степени угрозы совершения акта незаконного
вмешательства и его возможных последствий
2

Федеральный закон «О транспортной безопасности»
от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ

транспортных средств
1. Количество категорий и критерии категорирования объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в
порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения
безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
экономического развития.
3

Федеральный закон «О транспортной безопасности»
от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ
Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств
2. Категорирование объектов транспортной
инфраструктуры
и
транспортных
средств
осуществляется компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности.
4

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от
21 февраля 2011 г. № 62
«О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности
Приказ определяет:
– Основные задачи категорирования ОТИ и ТС;
– Количество категорий ОТИ и ТС (для железнодорожного транспорта
устанавливаются не более четырех категорий, в порядке убывания
значимости – первая, вторая, третья, четвертая);
– На основании чего происходит категорирование ОТИ или ТС;
– Критерии категорирования ОТИ или ТС;
– Порядок информирования субъекта о присвоенной или измененной
категории ОТИ или ТС
5

Критерии категорирования ОТИ или ТС
Степень угрозы
Возможные последствия
совершения АНВ в
деятельность ОТИ или ТС
совершения АНВ в
деятельность ОТИ или ТС
определяются на основании
количественных показателей
статистических
данных
(сведений) о совершенных и
предотвращенных
АНВ
на
территории РФ, в том числе в
отношении
категорируемых
ОТИ и ТС, за период
последних 12-ти месяцев
до момента категорирования.
определяются на основании
количественных показателей
о возможных
погибших или
получивших вред
здоровью людей
о возможном
материальном ущербе
и ущербе окружающей
природной среде
6


АНВ» определение количественных показателей погибших
или получивших ущерб здоровью людей на ОТИ
Наименование показателя
Скорость движения поездов по

расположен ОТИ
по
железнодорожной линии, на которой
находится ОТИ
Показатель
Количество
баллов


свыше 160 км/ч
8
Движение поездов по железнодорожной
линии осуществляется со скоростью
менее 160 км/ч
0
поездов
по железнодорожной линии свыше 40 пар
поездов в сутки
4
Размеры движения пассажирских поездов
по железнодорожной линии менее 40, но
более 20 пар поездов в сутки
2
Размеры движения пассажирских поездов
по железнодорожной линии от 5 до 20 пар
поездов в сутки
1
Размеры движения пассажирских поездов
по железнодорожной линии менее 5 пар
поездов в сутки
0

Наименование показателя
Показатель
ОТИ функционирует круглосуточно
Условия эксплуатации ОТИ
ОТИ функционирует не
круглосуточно
На ОТИ осуществляется посадка и
высадка пассажиров
Наличие на ОТИ пассажиров, персонала,
пользователей, посетителей
На ОТИ осуществляется проезд
пассажиров
На ОТИ присутствует персонал
На ОТИ присутствуют
пользователи или посетители
Количество
баллов
1
0
2
1
1
1

Наличие на ОТИ, расположенном в
границах / вне границ
населенного пункта, опасных
веществ и аварийно опасных
химических веществ





1/0


относимых к АОХВ, радиоактивным,
инфекционным или ядовитым веществам
(складирование в количестве,


календарного месяца)
2/1


(на ОТИ применяются) АОХВ,

ядовитых веществ
1/1
На ОТИ организована выгрузка – погрузка



ОТИ в ходе производственной

месяца
4/1

Количество баллов
1-2
3-5
6 - 11
12 и более
Возможное количество
погибших или
получивших ущерб
здоровью людей,
чел.
1 - 10
11 - 25
26 - 50
более 50
Категория
IV
III
II
I

Критерий категорирования «возможные последствия совершения
АНВ» определение количественных показателей размера
материального ущерба и ущерба окружающей среде на ОТИ
Наименование показателя
Скорость движения поездов по
железнодорожной линии, на
которой расположен ОТИ
Грузонапряженность
железнодорожной линии, на
которой находится ОТИ
Показатель
Количество
баллов
Движение поездов по железнодорожной
линии осуществляется со скоростью
свыше 160 км/ч
8
Движение поездов по железнодорожной
линии осуществляется со скоростью
менее 160 км/ч
0

линии свыше 30 млн. ткм в год
4
Грузонапряженность железнодорожной
линии от 8 до 30 млн. ткм в год
2
Грузонапряженность железнодорожной
линии менее 8 млн. ткм в год
1

Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии, на которой находится
ОТИ
Время восстановления ОТИ при
совершении АНВ, приведшего к
полному прекращению
транспортной функции ОТИ,
при максимальных
последствиях АНВ, в
минимальный срок, при
условии максимального
привлечения сил и средств
Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии свыше 40 пар поездов в
сутки
4
Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии менее 40 но более 20 пар
поездов в сутки
2
Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии менее 20 пар поездов в
сутки
1
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок до 5-ти
суток
1
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок от 5-ти до
15-ти суток
2
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок от 15-ти до
30-ти суток
10
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок 30 суток и
более
20

Площадь капитальных сооружений на
ОТИ
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь не более
50000 квадратных метров
1
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь от 50000
до 100000 квадратных
метров
2
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь от 100000
до 1 000000 квадратных
метров
3
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь свыше
1000000 квадратных
метров
4

Производственные здания представлены
преимущественно одноэтажными
строениями и занимают общую
площадь не более 500 квадратных
метров

преимущественно одноэтажными
или двухэтажными строениями и
занимают общую площадь от 500
до 1000 квадратных метров
Площадь капитальных зданий на
ОТИ
Производственные здания представлены
строениями до четырех этажей
(включительно) или занимают
общую площадь от 1000 до 10000
квадратных метров
Производственные здания представлены
строениями выше четырех этажей
или занимают общую площадь
свыше 10000 квадратных метров
1
2
3
4

Площадь помещений ОТИ,
предназначенных для пассажиров,
пользователей и посетителей

пассажиров, пользователей,

не более 500 квадратных метров
1
Помещения, предназначенные для
пассажиров, пользователей,
посетителей занимают общую площадь
от 500 до 1000 квадратных метров
2
Помещения, предназначенные для
пассажиров, пользователей,
посетителей занимают общую площадь
от 1000 до 5000 квадратных метров
5
Помещения, предназначенные для
пассажиров, пользователей,
посетителей занимают общую площадь
свыше 5000 квадратных метров
6

Транспортная функция
железнодорожной линии не
дублируется
железнодорожным и другими
видами транспорта
Транспортная функция
железнодорожной линии
дублируется всеми видами
транспорта в объеме
менее 50%
Дублируемость железнодорожной линии, на
которой находится ОТИ
Транспортная функция
железнодорожной линии
дублируется
железнодорожным
транспортом в объеме
не менее 50%
Транспортная функция
железнодорожной линии
дублируется
железнодорожным
транспортом в полном объеме
4
3
2
1

Наличие на ОТИ 1 и более памятников
архитектуры, взятых под охрану
государством
1
Культурное, социальное и политическое
значение ОТИ

функцию в интересах одного
региона
1
ОТИ обеспечивает транспортную
функцию в интересах нескольких
регионов
1
ОТИ используется при осуществлении
международных перевозок
1

Состав сил и средств,
привлекаемых для
восстановления ОТИ



– собственника ОТИ
1
Восстановление транспортной функции ОТИ
осуществляется с привлечением сил и
средств других юридических лиц (при
отсутствии сил и средств у субъекта
транспортной инфраструктуры –
владельца ОТИ)
2
Восстановление транспортной функции ОТИ
осуществляется за счет сил и средств
субъекта транспортной инфраструктуры
– собственника ОТИ с привлечением сил
и средств других юридических лиц, при
содействии уполномоченных

власти Российской Федерации
3
Восстановление транспортной функции ОТИ
осуществляется в координации и под
руководством уполномоченных
федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, путем
привлечения дополнительных сил и
средств
4

Срок эксплуатации капитальных
сооружений на ОТИ
Срок эксплуатации технических
средств и механизмов ОТИ
Находящиеся на ОТИ производственные
здания, сооружения и элементы
технологического комплекса,
находятся в эксплуатации
свыше 20 лет
1
Находящиеся на ОТИ основные
производственные здания,
сооружения и элементы
технологического комплекса,
находятся в эксплуатации
от 5-ти до 20 лет
2
Находящиеся на ОТИ основные
производственные здания,
сооружения и элементы
технологического комплекса,
находятся в эксплуатации
до 5-ти лет
3


находятся в эксплуатации
менее 5-ти лет
1
Используемое на ОТИ оборудование,
технические средства и механизмы
находятся в эксплуатации
более 5-ти лет
0

Отношение стоимости собственности
третьих лиц, находящейся на ОТИ,
к стоимости ОТИ
Участие ОТИ в управлении транспортными
функциями железнодорожной линии
или железнодорожного транспорта
Имущество, принадлежащее
третьим лицам,
расположенное на ОТИ имеет
меньшую стоимость, чем
имущество субъекта
транспортной

1
Имущество, принадлежащее
третьим лицам,
расположенное на ОТИ имеет
большую стоимость, чем
имущество субъекта
транспортной
инфраструктуры собственника ОТИ
3
На ОТИ осуществляется
управление
железнодорожным
транспортом региона
11
На ОТИ осуществляется
управление
железнодорожным
транспортом нескольких
регионов
12

Значение оборудования, технических средств
и механизмов ОТИ для обеспечения
транспортной функции ОТИ и всей
железнодорожной линии, на которой
находится ОТИ
Наличие на ОТИ электронных и сетевых
компонентов
Используемое на ОТИ
оборудование, технические
средства и механизмы
непосредственно
обеспечивают транспортную
функцию только ОТИ
2
Используемое на ОТИ
оборудование, технические
средства и механизмы
непосредственно
обеспечивают транспортную
функцию всей
железнодорожной линии,
на которой расположен ОТИ
3
Используемое на ОТИ
электронное оборудование
представлено отдельными
рабочими станциями
1
Используемое на ОТИ
электронное оборудование
функционирует в рамках
одной локальной
вычислительной сети
2
Используемое на ОТИ
электронное оборудование
функционирует в рамках
нескольких вычислительных
сетей
3

Наличие на ОТИ опасных
веществ и аварийно опасных
химических веществ
ОТИ участвует в обеспечении перевозок
опасных грузов (в производственной
деятельности на ОТИ применяются
опасные грузы, за исключением веществ
относимых к АОХВ, радиоактивным,

1
На ОТИ организована выгрузка – погрузка
опасных грузов, за исключением веществ,
относимых к АОХВ, радиоактивным,
инфекционным или ядовитым веществам
(складирование в количестве,
превышающем потребности ОТИ в ходе
производственной деятельности в течение
календарного месяца)
2
ОТИ задействуется при выполнении
технических операций с ТС при перевозке
(на ОТИ применяются) АОХВ,
радиоактивных, инфекционных или
ядовитых веществ
3
На ОТИ организована выгрузка – погрузка
(складированы) АОХВ, радиоактивные,
инфекционные или ядовитые вещества в
количестве, превышающем потребности
ОТИ в ходе производственной
деятельности в течение календарного
месяца
4

Количество баллов и присвоенная категория

Количество баллов
Возможный
материальный ущерб
и ущерб окружающей
среде, руб.
Категория
Менее 18
18 - 27
28 - 35
до
10 млн.
от 10 до 50
млн.
от 50 до 100 млн.
Четвертая
Третья
Вторая
36 и более
свыше 100
млн.
Первая

24

Федеральный закон «О транспортной безопасности»
от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ
Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств
3. Категорированные объекты включаются в реестр объектов
транспортной
инфраструктуры
и
транспортных
средств,
ведение
которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения
транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным
органом
выработке
исполнительной
власти,
государственной
осуществляющим
политики
и
функции
по
нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта.
25

Основные документы, разрабатываемые при присвоении
категории и внесении в Реестр категорированных объектов
Основанием для включения категорированного объекта транспортной
инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр,
внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и
транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.
– Решение о присвоении категории;
– Решение о включении в Реестр категорированных ОТИ и ТС;
Внесение записи о включении в Реестр категорированного объекта
транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства,
изменении Реестра, а также исключении данного объекта или транспортного
средства из Реестра должно производиться в 10-дневный срок со дня принятия
решения компетентным органом.
26

Порядок уведомления о присвоении категории
Компетентный орган в течение 10 дней с момента внесения в
Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной
инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или
транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его
исключении из Реестра.
– Уведомление субъекту;
– Уведомление в Ространснадзор
27

Примеры
28

4 категория

на малоинтенсивных линиях

3 категория
Железнодорожные перегоны и раздельные пункты
на грузонапряженных линиях

2 категория
Железнодорожные перегоны и раздельные пункты
на особогрузонапряженных линиях

1 категория
Железнодорожные перегоны и раздельные пункты
на линиях скоростного движения

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2017 г. N 1235

Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).

2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

3. Настоящие требования не распространяются:

а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств;


в) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.

4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

5. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

6. Степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория).

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).

7. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия):

а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

8. Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

9. В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).

10. В ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;

г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

11. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:

а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);

в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);

г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

12. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей;

б) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей;

в) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 5 млн. рублей.

13. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.

14. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).

15. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

16. Информация, содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), а также в перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что такое транспортные средства? Как осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры в 2020 году? Ответственные лица.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Сегодня представить себе жизнь без транспорта довольно сложно. Имея желание отправиться куда-либо, это можно сделать без труда.

Транспортная инфраструктура Российской Федерации развита настолько, что человек имеет возможность выбора вида транспортных средств.

Люди выбирают способ передвижения из одной точки в другую по своим критериям. Решающими факторами являются комфорт, время нахождения в пути, а также стоимость проезда.

Но немаловажным, а пожалуй, даже основным является безопасность. Многие оценивают безопасность транспорта, исходя из собственных предрассудков и фобий.

Сегодня также учитывается мнение разных информационных источников. Многие из них являются просто рекламными кампаниями, которые подтверждают безопасность использования того или другого транспортного средства.

Но на самом деле все виды транспорта имеют определенный критерий безопасности.

Общие аспекты

Транспортная инфраструктура является особой областью, которую обеспечивает и контролирует государство.

Его задачей является создать безопасные условия для использования общественного транспорта. В рамках этого проводится ряд мероприятий по ремонту транспортных путей.

Но безопасность движения зависит не только от качества пути, но и от других факторов. Оценка и устранение вероятности несчастных случаев является основной целью органов, обеспечивающих безопасность.

С целью обеспечения безопасности соответствующими органами проводится ряд мероприятий по проверке, а также по дополнительному оснащению транспортных средств.

По количеству факторов, которые воздействуют на безопасность транспортного средства, их подразделяют на категории.

Что это такое

Транспортное средство – это технические средства, которые используются для перевозки пассажиров и грузов на определенное расстояние.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что транспорт подразделяется на две категории:

  • пассажирский;
  • грузовой.

Они транспортируют объекты, соответствующие названию. В зависимости от вида к ним применяются разные требования, позволяющие использовать транспорт в рамках инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура – это совокупность объектов транспортных средств, занимающихся услугами перевозки пассажиров и грузов.

В зависимости от вида передвижения транспорт делится на:

  • железнодорожный;
  • автомобильный;
  • воздушный;
  • речной;
  • морской.

Все они создают единую государственную транспортную систему. Они позволяют проводить транспортирование в пределах города, между городами, областями и даже странами.

Каждый новый объект, ставший частью инфраструктуры, должен пройти обязательное категорирование.

Для чего нужно

Это позволяет принять дополнительные меры с целью повышения их безопасности. Наиболее высокие требования предъявляются к 1 категории, далее располагаются еще 4 группы.

Следовательно, если средство и отнесено к 1 категории, это не является признаком того, что нельзя пользоваться именно этим видом.

Нормативное регулирование

Деятельность транспортных агентств осуществляется на основании (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016).

Но в связи с тем, что его оказалось недостаточно для обеспечения безопасного использования общественного транспорта, был издан .

Принятие решений о присвоении категории производится на основании статистических данных, подаваемых в соответствующие агентства органами Росстата , опираясь на постановление Правительства Российской Федерации.

Для определения более точной информации в отношении критерий тех или иных средств необходимо искать обновленные редакции этих актов, особенно постановления, так как параметры меняются на основании периодически проводимых статистических исследований.

Порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры

Согласно ему каждое транспортное средство, входящее в систему инфраструктуры, в обязательном порядке должно быть зарегистрировано и получить категорию, согласно уровня его безопасности.

Как не странно, речные суда также относятся к транспорту, они также нуждаются в категорировании, как и другие средства. В данном случае его осуществляет Росморречфлот .

Видео: порядок категорирования ТС

Если же речь идет о воздушном транспорте, то обеспечение безопасности эксплуатации транспортного средства возлагается на Росавиацию .

Каждый из них ведет свою регистрацию объектов, но впоследствии все они объединяются в одну информационную базу.

Ведется ли реестр

На основании приказа Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62 дорожным агентством осуществляется категорирование транспортных средств инфраструктуры.

Данные, полученные в процессе, заносятся в специальный реестр. Применять транспорт по его назначению в системе инфраструктуры можно только в том случае, если объект занесен в реестр.

О нем указываются следующие данные:

  • номер в составе реестра;
  • дата внесения;
  • тип транспортного средства;
  • марка и модель;
  • юридический адрес субъекта инфраструктуры;
  • место фактического расположения субъекта;
  • код обозначения организационно правовой формы;
  • регистрационный номер;
  • дата внесения в ;
  • основания для категорирования;
  • дата присвоения категории.

Согласно установленным законодательством срокам автомобильным агентством проводится повторное категорирование, на основании которого объект может быть исключен из реестра.

Сведенья об этом также водятся в документации. Они включают в себя дату и причину исключения.
Отметим, что реестр создается как в бумажной, так и электронной форме. Применение транспорта, не внесенного в реестр, является незаконным.

Государственные органы осуществляют контроль и обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры.

Это делается с целью выявления особо слабых мест в безопасности транспорта разных видов и устранение их.

Таким образом, отнесение транспорта к той или иной категории производится для повышения уровня его безопасности, используя разные мероприятия.

Все транспортные средства, участвующие в инфраструктуре, подлежат обязательной регистрации и внесению в реестр на основании поданных данных.

Каждый вид транспортной системы имеет свои контролирующие органы, на которые возлагается функция категорирования. Из них можно выделить следующие:

  • Росморречфлот;
  • Россавтодор;
  • Россжелдор;
  • Россавиация;
  • и др.

Все они подчиняются Минтрансу. Исходя из списка, можно сделать вывод, что категорированию подлежат не только наземные виды транспорта, но также воздушный и речной.

Это стоит учитывать, так как категорирование транспорта должно быть инициировано субъектами, обеспечивающими деятельность транспортных средств в системе.

В современном мире вопрос личной, общественной и государственной безопасности имеет первостепенное значение. После 9 сентября 2011 года вопросы борьбы с терроризмом получили общественный резонанс и приобрели новые направление. Многие страны пересмотрели свои критерии борьбы с терроризмом и правила общественной безопасности в сторону ужесточения, мировое сообщество сделало шаги к объединению усилий, призвало всех бороться с проявлениями терроризма.

Среди принятых мер, значительная часть касалась транспортной безопасности, координации мероприятий по обеспечению и поддержанию безопасности транспортной инфраструктуры, усовершенствования системы и её бесперебойной работы.

Важными факторами необходимости обеспечения таковой безопасности можно назвать:

  • возросшую в последние годы высокую дислокацию терроризма на транспорте , особенно с использованием террористов смертников;
  • активизацию и более высокую организации деятельности преступных группировок на транспорте;
  • постоянный рост числа аварий и необычных происшествий, что нередко связано с физическим износом сооружений и транспортных средств;
  • в последние годы более тесное переплетение преступных группировок с международным наркобизнесом.

Факторы определяют устройство системы безопасности инфраструктуры, в которую входят следующие подсистемы:


Цели и задачи категорирования ОТИ и ТС

О задачах

Одной из задач повышения защищенности является категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Процедура проводится согласно ст. 6. ФЗ РФ «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 09.02.2007 (изменения внесены 03.02.2014 №15-ФЗ).

Статья предписывает федеральным органам исполнительной власти, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, разработать критерии определения категорий, количество самих категорий и схему их установления.

Цели

Категорирование ставит своей целью повышение уровня безопасности объектов и транспортных средств, население и грузов, находящихся на этих объектах, предупреждение актов незаконного вмешательства или сведение к минимуму их последствий.

Критерии

Из определённых целей и задач вытекают и критерии категорирования. Их можно разделить на две больших группы:

  • Уровень угрозы включает в себя расчётные данные о количественном выражении совершенных либо предотвращенных актов незаконного вмешательства, на данном объекте или транспорте. Здесь действует принцип простого подсчёта. Количественные показатели устанавливаются согласно соответственным определённым нормам и влияют на установление категории, при расчёте берутся показатели за последний год (12 месяцев).
  • Возможные последствия предусматривают уровень нанесённого урона. Сюда включается возможные человеческие жертвы, потери в хозяйственной сфере, например, разрушение зданий, приведение в негодность транспортных средств, уничтожение грузов; а также вред, наносимый окружающей среде.

Ряд объектов, имеющих исключительно важное значение для обеспечения безопасности всей страны либо также для сопредельных стран категорированию не подлежат. Такие транспортные инфраструктуры заносятся в список, который утверждается соответственными федеральными службами.

Исход категорирования

Предполагается, что главным результатом категорирования объектов транспортной инфраструктуры и технических средств будет повышение безопасности граждан, общества и страны в целом.

К ожидаемым последствиям относят:

  1. Принятие постановления о включении данных об инфраструктуре в Реестр категорированных ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
  2. Либо заключение об изменении категории.
  3. Проведение, в дальнейшем, мероприятий, согласно установленной категории по гарантированию безопасности.

Юридически считается проведённым категорирование при получении оформленного решения и уведомление заявителя о принятом решении.

Важные моменты категорирования автотранспорта

Автомобильные транспортные средства, или проще говоря, автобусы, являются одним из частых объектов совершения террористических актов во всех странах мира, кроме того, аварийность на автомобильном транспорте всегда была высока, автобусы уязвимы во время стихийных бедствий.

Наконец, практически каждому приходится пользоваться общественным транспортом, и гарантия безопасности при использовании автобусов важна практически для всех социальных слоёв населения.

  1. Провести ряд мероприятий по подготовке пакета документов и предоставить их к определённому строку. Подготовленные выкладки и другие документы предоставляются в структурное подразделение Росавтодора, в обязанности которого входит проведение административных мероприятий по гарантированию безопасности. Главной структурой считается Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства.
  2. Одобрение заключения об уязвимости.
  3. Установление категории.
  4. Предоставление на рассмотрение Плана транспортной безопасности ОТИ и ТС.
  5. Принятие Плана.

О критериях категорий

Согласно, утверждённых норм существует 4-ре категории объектов транспортной инфраструктуры и 3-ри автомобильных транспортных средств. І-я соответствует самому высокому риску осуществления акта незаконного вмешательства.

Присвоение категории обуславливается количеством этих вмешательств, учинённых реально или предотвращённых. При 6 и свыше таковых на ОТИ предполагается присвоение І-й категории, от 3-х до 5-ти –ІІ-й категории, не больше 2-х – это ІІІ-я, четвёртая подразумевает отсутствие АНВ.

  • к І-й категории – отнесены ТС, если зафиксировано от 5-ти учинённых либо недопущенных актов незаконного вмешательства;
  • ко ІІ-й — не более 4-х таковых;
  • к ІІІ-й — ни одного АНВ не зарегистрировано.

Особенности процедуры для электротранспорта

Принципы присвоения категорий городскому транспорту идентичны принципам, применяемым к автотранспорту. Это обусловлено схожими общественными задачами, выполняемыми обоими видами транспорта и их схожими техническими характеристиками.

Здесь надобно помнить о том, что объекты инфраструктуры и транспортные средства наземного электрического транспорта: троллейбусы, трамваи, при категорировании имеют ряд отличий от автобусного парка, разница обусловлена заполнением отличных форм, так как имеется ряд существенных отличительных признаков в технических характеристиках автобусов и электрического транспорта, а также объектов инфраструктуры их обслуживающих.

Сведения об ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, прошедших категорирование включаются в реестр категорированных ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Категорирование ОТИ и ТС осуществляется в отношении субъектов транспортной инфраструктуры – юридических и физических лиц, являющихся собственниками ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства или использующих их на ином законном основании.
Пользователями государственной функции по категорированию ОТИ и ТС являются юридические лица, предполагающие осуществлять (осуществляющие) мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с установленной категорией и с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.


Для проведения категорирования ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры представляют в Росавтодор на имя начальник Управления, следующие документы:
для проведения категорирования ОТИ в сфере дорожного хозяйства :
1. Информацию об ОТИ в сфере дорожного хозяйства по форме согласно приложению № 1 ;
для проведения категорирования ОТИ и ТС автомобильного транспорта :
1. Информацию об ОТИ по форме согласно приложению № 2 ;
2. Информацию о ТС автомобильного транспорта по форме согласно приложению № 3 ;
3. Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке);
4. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
5. Копии лицензий (сертификатов) на виды деятельности;
6. Заверенная опись представленных документов.

При необходимости Управление запрашивает у субъекта транспортной инфраструктуры дополнительные документы, а также проводит выборочную проверку с целью определения достоверности представленной информации.
Документы, представляемые в соответствии с перечнем документов, необходимых для категорирования ОТИ и ТС, должны быть заполнены машинным способом, распечатанным посредством электронных печатающих устройств и представлены также в электронном виде на носителях. Для определения категорий ОТИ и ТС, специалисты Управления проверяют:
1. П равильность оформления заявления, перечень документов, представленных субъектом транспортной инфраструктуры;
2. С оответствие документов предъявляемым требованиям;
3. П олноту и достоверность сведений об объекте, путем сопоставления сведений, содержащихся в указанных документах.

В случае выявления несоответствия указанных сведений требованиям, должностное лицо информирует субъект транспортной инфраструктуры о наличии препятствий для категорирования ОТИ и ТС объясняет организации содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
Субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за полноту и достоверность представленной информации.
Решение о присвоении категории ОТИ и ТС по форме согласно приложению № 4 направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме.
Субъект транспортной инфраструктуры, обязан уведомить Росавтодор об изменениях параметров, представляемых для категорирования ОТИ и ТС в соответствии с перечнем документов, необходимых для категорирования ОТИ и ТС, в срок не позднее 15 дней с даты таких изменений.
Установленная категория ОТИ и ТС может быть изменена Росавтодором в случае, если:
изменились технические и другие параметры, влияющие на категорию объекта;
внесены изменения в методику категорирования объектов.
Решение об исключении ОТИ и ТС из Реестра может быть принято Росавтодором в случае, если:
1. П ринято решение о прекращении эксплуатации объекта и его ликвидации;
2. О бъект исключен из перечня объектов федеральной собственности.
Указанное решение не позднее 3 дней, с даты его принятия, доводится до субъекта транспортной инфраструктуры и владельца транспортного средства в письменной форме с указанием причин.


Сведения для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (автобусов) автомобильного транспорта заполняются в строгом соответствии с пояснением к формам предоставления сведений и направляются в Федеральное дорожное агентство на бумажном и электронном (USB-флэш-накопитель или DVD или CD компакт-диск) носителях в формате Exсel с сопроводительным письмом (129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4), а также на адрес электронной почты - [email protected] .


Скачать формы предоставления сведений для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (автобусов) автомобильного транспорта можно ниже.