Все о закупках в крыму. Как проводить госзакупки в крыму

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

    сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

    сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

    сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

    сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .

Для заказчиков, работающих согласно закону "О контрактной системе", выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

    открытый конкурс;

    конкурс с ограниченным участием;

    двухэтапный конкурс;

    электронный аукцион;

    запрос котировок;

    запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466 , теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).

Сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб - за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

План-график закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

1.1.Виды тендеров.

1.2 Какие документы необходимы для участия в тендере.

1.3 Правила участия в тендерах.

2.Разница между государственными закупками и тендером.

  1. Можно ли ИП участвовать в тендерах.

Что такое тендер

Тендер - в переводе с английского tender - торг, конкурс. В Российском законодательстве по мнению предпринимателей, занимающихся в принципе не существует такого понятия, но все давно привыкли к такому названию проведения закупок тех или иных товаров. То есть «тендер» - это мероприятие, которое проводят с целью привлечения большего количества поставщиков той или иной продукции и выбора более подходящего исполнителя для выполнения поставленных задач.

На сегодняшний день существуют торговые площадки на которых заказчики размещают свои заказы, а исполнители соответственно свои выгодные предложения. Вы можете без особого труда найти перечень торговых площадок, где участвовать в тендерах может любая организация, компания или предприятие:

Существуют также площадки, на которых осуществляются торги государственного назначения. Какую именно выбрать зависит от рода вашей деятельности. Также предлагаем вашему вниманию список ТОП-20 тендерных площадок РФ, которые используют усиленные квалифицированные электронные подписи:

  • http://fedresurs.ru
  • http://eais.rkn.gov.ru
  • http://fips.ru
  • http://gisee.ru
  • http://akot-info.rosmintrud.ru

Виды тендерных торгов

Тендер на строительство - это работы связанные с возведением зданий и сооружений, но никак с их капитальным или текущим ремонтом. Это прежде всего необходимо знать исполнителю. У организации должен быть большой опыт в возведении зданий и капитал, а также можно взять . Существуют некоторые правила, как участвовать в тендере по строительству, чтобы не попасться на нечестного заказчика.

  • имущественная ответственность;
  • ИП нельзя продать. Ваш повышенный за счет участия в тендерах рейтинг никак не повлияет на отчуждение предприятия.

То есть, прежде чем принять участие в тендере как поставщик, следует трезво оценить свои возможности во всех направлениях, а также посмотреть на нашем сайте.

Симферополь, 7 июл — РИА Новости (Крым). Упрощенный порядок государственных закупок в Республике Крым будет действовать до конца года параллельно с Федеральным законом № 44 о контрактной системе госзакупок. Об этом сегодня на брифинге в Симферополе сообщил глава Республики Сергей Аксенов. По его словам, упрощенный порядок предусмотрен постановлением Совета Министров РК "Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым", действие которого продлено до конца нынешнего года.

В то же время, отметил Аксенов, государственные предприятия республики будут работать и в рамках 44 Федерального закона.

"Мы максимально стараемся государственные организации перевести на работу в рамках 44-ФЗ, где не требуется временной период, где нет горящего порядка. А там, где нарушаются сроки, и мы понимаем, что не успеем освоить деньги и выполнить работы в срок, будет применяться 25-й порядок, который будет действовать до конца года", — отметил Аксенов.

Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был принят Госдумой РФ 5 апреля 2013 года. В декабре минувшего года в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 июля 2015 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения Республики Крым и Севастополя размещают в единой информационной системе информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на оставшийся период 2015 года и 2016 год. Такой же порядок с 1 января 2016 года устанавливается для муниципальных образований Республики Крым и города Севастополя.

Совет Министров Крыма 4 февраля 2015 года принял постановление № 25 "Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым", которое предусматривает упрощенную процедуру государственных закупок за бюджетные средства.

В частности, в соответствии с постановлением, заказчики вправе заключить контракт без применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных в том числе и 44-ФЗ и без соблюдения установленных порядков их применения по отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг: для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите; а также участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями; по доставке и выплате пенсий, помощи на погребение и других социальных выплат; закупкой услуг связи; проектных и ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Симферополь-Евпатория-Мирное и ряда других.

Для проведения госзакупок в Крыму необходимо знать ряд особенностей. Несмотря на то, что законодательство на полуострове приводят в соответствие с российским, пока в новых правилах госзакупок разобрались далеко не все. Разберем их основные особенности.

Контролирующий орган в сфере закупок

Куда обращаться за разъяснениями по госзакупкам в Крыму?

За закупки в Крымском федеральном округе отвечает Комитет конкурентной политики. Вот его официальный сайт kkp.rk.gov.ru .

В Севастополе это зона ответственности Управления госзаказа – sevzakaz.ru .

На какие нормативно-правовые акты опираться для госзакупок в Крыму?

На полуострове рекомендовано, но пока не строго обязательно применять к закупкам 44-ФЗ , а вот 223-ФЗ уже действует в полной мере. Положения 44-ФЗ применяются к закупкам в Крыму только со следующего года, то есть с 1 января 2017 года.

А до этого времени, то есть до 31 декабря 2016 года, заказчики и уполномоченные органы вправе осуществлять закупки как в порядке, прописанном в 44-ФЗ , так и указанном в местных нормативно-правовых актах.

В этот же срок, до 31 декабря 2016 года, власти в Крыму и Севастополе вправе установить обязанность планирования закупок на основании положений Федерального закона.

То есть пока можно применять к закупкам местные нормативно-правовые акты. В Крыму региональные заказчики пользуются постановлением Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25 и установленным там порядком. В Севастополе Российский Закон о контрактной системе используют уже сейчас.

Где нужно размещать данные о закупках крымских заказчиков?

До 2017 года заказчики публикуют информацию на сайте www.zakup-rk.ru . Но с 1 января 2017 года они уже должны размещать планы-графики в единой информационной системе. То есть план-график на 2017 год уже должен появиться на сайте www.zakupki.gov.ru . Кстати, в Севастополе заказчики уже сейчас пользуются сайтом госзакупок РФ.

Планы-графики и планы закупок для заказчиков Крыма

Размещать данные в ЕИС крымские заказчики должны со следующего года, а в Севастополе это делают уже сейчас. Обратите внимание, на то, что в сфере закупок существуют понятия «план закупок» и «план-график закупок» . Это разные вещи. План закупок составляется на срок действия бюджета. В нем необходимо обосновать, каким образом объект закупки послужит достижению указанных целей. План-график же составляется на год.

В нем нужно объяснить начальную цену контракта и обосновать способ определения поставщика. План закупок включает, к примеру, наименование объекта закупки, его обоснование и сроки осуществления сделки. В плане-графике должны быть в частности доптребования к участникам, способ определения поставщика и информация о банковском обеспечении закупки.

Заказчикам Севастополя при создании плана следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552, Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2015 № 1115-ПП и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

В Крыму – тем же Постановлением Правительства, Постановлением Совета министров Республики от 23 марта 2015 г. № 124 и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

Что касается плана-графика, то планировать закупки заказчики на полуострове должны по правилам Закона № 44-ФЗ уже сейчас. Эта обязанность прописана в местных нормативно-правовых актах.

Какие способы определения поставщиков можно и нужно применять?

Если заказчикам Севастополя доступны все способы закупок, предусмотренные Законом 44-ФЗ, то для заказчиков Республики Крым их число пока ограничено двумя – это открытый конкурс и запрос предложений. Способы прописаны в разделе 8 Порядка, который утвердило Постановление Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25.

Какие электронные площадки госзакупок использовать?

С 2011 года в России для проведения госзакупок должны использоваться электронные аукционы по госзакупкам. Сегодня существует пять площадок, которые имеют статус национальных операторов электронных торгов . Например, торговая площадка госзакупки ЗАО "Сбербанк-АСТ" несколько лет назад Правительство РФ выбрало для электронных торгов государственными и муниципальными заказчиками в рамках нового порядка размещения госзаказа. Сейчас сбербанковская площадка госзакупки используется также коммерческими структурами. Другие операторы это ЗАО «ММВБ-Информтехнологии», ОАО «ЕЭТП», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и ООО «РТС-тендер».

Ответственность за нарушение в сфере закупок

3 июля 2016 вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за включение в планы несоответствующих целям объектов закупки, нарушение порядка общественного обсуждения закупок и срыв сроков утверждения планов и планов-графиков грозит административная ответственность . В документе прописаны и размеры штрафов – от 5 до 30 тысяч рублей.

Итак, мы разобрали основные трудности, с которыми может столкнуться заказчик при планировании закупки в Крыму и Севастополе. Будьте готовы к тому, что люди, с которыми вам нужно будет сотрудничать, могут не конца знать новые правила и тонкости.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

С 1 января 2016 года самые молодые субъекты РФ - Крым и Севастополь - окажутся полностью интегрированными в российскую контрактную систему.

Весь этот год на территории Крымского федерального округа действовал так называемый переходный период: госзакупки осуществлялись в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым № 190 от 9 июля 2014 года. Сама процедура закупки товаров, работ или услуг представляла собой смесь украинского и российского законодательств.

Что было: отсрочка для 44-ФЗ

С момента присоединения полуострова в марте 2014-го всё крымско-севастопольское хозяйство должно было срочно перестроиться на российский закон о контрактной системе (44-ФЗ) . Который, кстати, сам только-только начал своё действие. Как быстро интегрировать в российскую систему госзакупок субъекты, которые ещё вчера жили по законам другого государства, - это, пожалуй, и был главный вопрос.

Практически моментально тогда на не самое понятное состояние госзакупок в новоиспеченном регионе РФ отреагировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ведомстве предложили не распространять в полной мере закон о контрактной системе на участников тендерного рынка, имеющих крымскую «прописку».

Глава ФАС Игорь Артемьев в 2014-м занял чёткую позицию по введению так называемого «усечённого госзаказа» - внедрять сначала элементы российской контрактной системы в крымские закупки, чтобы юридические лица полуострова смогли поэтапно и безболезненно (как для заказчиков, так и для поставщиков) подключиться к системе отечественных госзакупок.

Позиция ФАС была услышана: был срочно разработан законопроект, который давал Крыму право на переходный период, а участникам госзакупок предоставлялись некоторые послабления. «До присоединения Крыма к РФ на полуострове, можно сказать, не было ничего похожего на российскую контрактную систему: не было электронных аукционов, отличалось функционирование украинского комитета конкурсных торгов от работы российских заказчиков, - комментирует - Законодательство Украины в области закупок (в частности закон «Об осуществлении государственных закупок») сильно отстало от российского».

Также в Крыму довольно низок был уровень интеграции крымских заказчиков в Рунет. «Поэтому установление в Крымском ФО переходного периода - вполне логичное и правильное решение», - делает вывод Нина Кожурова.

Что есть: объем закупок Крыма

Пусть и «усечённые», но крымские госзакупки, по мнению тендерных экспертов, уже повлияли на общий объем госконтрактов, заключённых в соответствии с 44-ФЗ. Так, за три квартала текущего года в рамках действия закона о контрактной системе госзаказчики разместили 2,1 млн тендеров. Всего заключено 2,3 млн контрактов. Оба показателя превышают аналогичные в 2014 году (на 17 и 23% соответственно).

Согласно данным модуля «Аналитика» системы сайт, за 10 месяцев 2015 года в Крымском федеральном округе было проведено 17 823 гостендеров. Это гораздо меньше, чем в любом другом федеральном округе РФ. Так, в соседнем Южном ФО с 1 января этого года количество совершённых закупок равно 213 тыс. Вообще, Крымский ФО пока сложно сравнивать с другими округами России - показатели сильно разнятся. Логичнее сравнить Крымский ФО с отдельно взятой областью - например, Воронежской (с ней он имеет некоторые сходные показатели). Так, численность населения и области, и ФО равна примерно 2,3 млн человек, доля юридических лиц в общероссийском реестре и там и тут составляет чуть более 1%. Итак, в одной только Воронежской области за прошедший период текущего года было осуществлено 31 203 закупки, что почти вдвое больше, чем во всём Крымском федеральном округе.

Суммарная НМЦК по тендерам Крымского ФО пока составила 27,7 млрд рублей. Самым крупным стал тендер от международного детского центра «Артек» на работы по проектированию и реконструкции объектов. Сумма контракта равна 2,3 млрд рублей.

На втором месте по дороговизне - тендер от Ялтинской горбольницы № 1. За выполнение проектных, изыскательных и строительно-монтажных работ и поставку оборудования (за исключением медицинских изделий) в многопрофильном республиканском медцентре заказчик заплатил победителю тендера 976,7 млн рублей.

В обоих случаях способ определения закупки - единственный поставщик.

Лидерами по сумме заключённых контрактов в Крыму стали: Комитет конкурентной политики Республики Крым - 178 закупок на 4,8 млрд рублей (закупались лекарства, медоборудование, спецтранспорт, компьютеры и оргтехника), международный детский центр «Артек» - 308 закупок на 4,6 млрд (проектные и строительные работы, инженерные изыскания, организация питания, галантерейная продукция и ткани, организация праздников), 1 пожарно-спасательный отряд - 16 закупок на 1,2 млрд (запчасти и услуги автосервиса, ремонтные и строительные работы, печатные материалы, компьютеры и оргтехника), управление госзаказа - 689 закупок на 1,1 млрд (недвижимость, компьютеры, туристические услуги и гостиницы, запчасти и услуги автосервиса), Ялтинская горбольница № 1 - 98 закупок на 1 млрд (проектные работы, инженерные изыскания, лекарственные препараты и расходные материалы, медоборудование, продукты питания).

Если ранжировать по количеству закупок, то лидером стало Управление госзаказа, на втором месте - крымское пограничное Управление федеральной службы безопасности РФ, на третьем - республиканская клиническая больница им Н. А. Семашко, на четвертом - «Артек», пятая - войсковая часть № 28735.

Больше всего закупок было проведено в сфере строительства, недвижимости и архитектуры - 1925 на общую сумму 9,4 млрд рублей. Вторую строчку по объёмам контрактов занимает медицина и фармакология - 3335 закупок на 4,4 млрд рублей. В продовольственной отрасли проведено 3180 закупок на 2 млрд.

Распределение вполне логичное: строительство и социальная сфера (в том числе медицина) значатся одними из приоритетных в Федеральной целевой программе (ФЦП) по развитию Крыма. А что касается продовольствия, то кушать хочется всегда.

Больше всего закупок было размещено посредством электронного аукциона - 58,7% от общего объёма. 19,5% - закупки у единственного поставщика, 17,8% - запрос котировок.

Кстати, в Крыму и Севастополе конкуренция хоть и незначительно, но все-таки превышает средний показатель по субъектам России. Количество поставщиков на одну закупку в Крымском ФО - 2, в РФ - 1,8. Возможно, связано это с желанием подрядчиков из близлежащих регионов зайти на тендерный рынок новоиспечённого соседа.

Что будет: закон о контрактной системе в полную силу

С 1 января 2016 года (когда закончится крымский переходный период) все поставщики обязаны будут работать с электронной подписью, которую им необходимо оформить согласно российскому законодательству. «До полноценного вступления в силу 44-ФЗ на территории Крыма можно было использовать ЭП, оформленную по украинским законам. Для получения новой ЭП также необходима регистрация юридического лица по законам РФ. Лицо, на которое организация-участник закупки примет решение оформить ЭП для участия в торгах, обязательно должно иметь паспорт РФ, ИНН и СНИЛС» - поясняет ведущий тендерный специалист ГК BiCo Екатерина Дементьева.

Кроме того, все государственные и муниципальные служащие Крымского ФО за переходный период должны были получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок. Еще несколько условий, которые с 1 января станут соблюдать все поставщики - наличие членства в СРО и необходимых лицензий, предоставление финансовых обеспечений, прописанных в 44-ФЗ, размещение информации о закупках в единой информационной системе, а не на местном крымском портале, как было во время переходного периода. «Также в Крыму теперь в полную силу заработает контроль ФАС. Безусловно, это огромный плюс для участников закупок: до этого они могли обращаться с жалобами лишь в судебные инстанции, теперь же могут жаловаться непосредственно в местное УФАС», - говорит Екатерина Дементьева.

В следующем, 2016 году количество крымских тендеров и суммарная НМЦК вырастут. Судить об этом можно по объемам финансирования Крымского ФО в рамках ФЦП. Общий объем финансирования мероприятий программы на 2015 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 681,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 658,1 млрд, средств внебюджетных источников - 23 млрд рублей. Непосредственно в 2016 году на развитие Крымского ФО будет выделено 142,6 млрд рублей (против 116,3 в 2015-м). «Мы не имеем планов сокращения, будем работать по росписи программы», - заявил осенью в ходе рабочей поездки в Крым министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

Кроме того, в Крыму не успели освоить весь объём средств по ФЦП, заложенных в 2015-м. По словам Улюкаева, в этом году обязательно освоят все средства, выделенные на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы. А вот со строительством не всё так радужно. Например, точно не успеют завершить до конца 2015 года все работы, связанные с водохозяйственными объектами. «Можно предположить, что часть средств перейдет на 1-2 кварталы 2016 года. Соответственно, и объём заключённых контрактов будет выше, чем за тот же период текущего года», - прогнозирует тендерный эксперт ГК BiCo Нина Кожурова.

Основными госзаказчиками ФЦП в 2016 году станут: Росавтодор (60 млрд рублей), Росавиация (907,5 млн), Росморречфлот (2,5 млрд), Росграница (332,5 млн), Министерство экономразвития (получившее полномочия Министерства по делам Крыма, изначально заявленного в программе, - 49 млрд), Минкомсвязь (111 млн), Россвязь (700 млн), Роскомнадзор (164 млн), Минэнерго (22,5 млрд), Минобрнауки (6,3 млрд).

Главные отрасли, в которых пройдут тендеры в следующем году - транспортный, энергетический и инженерный комплекс. Развитие соцсферы выражается в ФЦП в реализации строительства и реконструкции объектов здравоохранения. Соответственно, и главные госзакупки будут связаны со строительством фельдшерских пунктов, медцентров и больниц.