Возникновение и развитие правового статуса личности. Правовой статус личности

1. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.

Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

"Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

"Гражданин" - понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства

(апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ".

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

2. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

Структура

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы:


· правовые нормы, устанавливающие данный статус;

· правосубъектность;

· основные права и обязанности;

· законные интересы;

· гражданство;

· юридическая ответственность;

· правовые принципы;

· правоотношения общего типа.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

· Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

· Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

· Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности, совокупность статусов.

Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

· общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

· конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

· отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

· родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

· индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Виды правового статуса. Различают:

· а) общий, или конституционный, статус гражданина;

· б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

· в) индивидуальный статус;

· г) статус физических и юридических лиц;

· д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

· е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

· ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

· з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

· и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

3. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, классификация.

Права человека - это охраняемая законом мера воможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

· они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

· складываются объективно и не зависят от государственного признания;

· принадлежат индивиду от рождения;

· имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

· являются непосредственно действующими;

· признаются высшей социальной ценностью;

· выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

· представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

· их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности - это тоже право гражданина, но выражащее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в, чем-то.

Классификация

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения

· первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

· второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

· третье поколение - права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и проч.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания на:

· гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

· политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

· экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

· социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

· культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу- дарству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолених, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальны (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку митинги и проч.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении т. негативные (государство должно воздерживаться от конкретны действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

· права в области государственной и общественно-политической жизни;

· права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Основные обязанности человека и гражданина: понятие, классификация

Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения.

Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на "силовое" начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении.

Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

Обязанность - способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право - это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность - область необходимости и подчинения.

Функциональное назначение юридических обязанностей - корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.

В Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57 - 59).

4. Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

5. Теория и практика прав личности.

Задание к семинару.

ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Е.В. Ермакова

Кафедра теории и истории государства и права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматривается эволюция правового статуса личности на разных стадиях исторического развития права и государства - таких, в частности, как обычное право, религиозное право и светское и европейское право. Показаны закономерности развития личного статуса на каждой из этих стадий.

Проблема места и роли личности в государственно-правовом пространстве и политической системе современного общества является одной из актуальных для юридической науки и социальной практики.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, а также между индивидами, фиксируются, как известно, в юридической форме - в виде прав, свобод и обязанностей - и образуют в своем единстве правовой статус индивида. Более того, как отмечает профессор Г.В. Мальцев, «система прав и обязанностей представляет собой сердцевину, центр правовой сферы, и именно здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем» .

В правах и обязанностях не только закрепляются стандарты поведения, которые государство берет под защиту, но и раскрываются основные юридические принципы взаимосвязи государства, личности и общества на основе права. В настоящей статье предпринята попытка анализа правового статуса личности в контексте исторических процессов государство- и правогенеза.

При таком рассмотрении проблемы мы должны выделить в исторической эволюции правового статуса личности две больших эпохи - добуржуазную, протекающую в условиях традиционного либо полутрадиционного общества, и буржуазную, начинающуюся с победы капитализма. Первую из них отличает аграрный характер общества, однообразный, повторяющийся столетиями цикл производства, где результаты труда во многом зависят от природных факторов. Отсюда - психология покорности властям, в том числе власти Бога, и синкретичный (полусинкре-тичный) характер общественного сознания, а также социальных регуляторов, прежде всего права и религии.

В отличие от этого буржуазное общество, основанное на торговле и промышленности, предполагает иной, более высокий уровень развития науки и техники, а результаты производства зависят здесь в первую очередь от личной инициативы, умения и предприимчивости участвующих в нем субъектов.

Такова схема. Вместе с тем существуют принципиальные различия между содержанием и хронологическими рамками традиционного права, а также характером перехода от него к праву буржуазному в странах Европы, с одной стороны, и в странах Востока, а также Африки, с другой.

В общем и целом они сводятся к трем моментам. 1) Если в Европе традиционная эпоха, начавшись в условиях родового строя, включает в себя также начальные стадии рабовладения, а затем феодализма, то на Востоке, где отсутствует грань между древностью и средневековьем, традиционное общество в известном смысле «одноцветно». Оно включает до-, пред- и раннеклассовые структуры. Две последних получили в свое время название азиатского способа производства. 2) В Европе правом традиционной эпохи является обычное право, которое с развитием государства сосуществует с позитивным правом, тогда как на Востоке сначала формируется обычное право, а затем - на его основе либо параллельно с ним - традиционно-религиозное право (иудейское, индусское, мусульманское и т.д.). 3) В Европе обычное право постепенно вытесняется правом позитивным ко времени буржуазных революций. В противоположность этому в страны Востока и Африки капитализм и европейское право были, как правило, привнесены извне в процессе колонизации. И сегодня они сосуществуют с традиционными либо полутрадиционными структурами, а также с традиционным правом (его элементами). Последнее продолжает действовать в рамках «национальных» правовых систем либо за их официальными рамками в форме «живого права»1.

Указанные замечания призваны показать, что в мировой истории нет единого универсального процесса эволюции правового статуса личности. Этот процесс отражает, как минимум, культурно-исторические особенности стран Европы, с одной стороны, и стран Востока и Африки, с другой, а также взаимовлияние буржуазного европейского и традиционного права внутри правовых систем афро-азиатских развивающихся стран.

Рассматривая правовой статус личности в историческом контексте, мы должны отметить, что впервые он формируется в рамках обычного права как исторически первой формы права2. Это право действует в догосударственном или родовом обществе и в раннеклассовом обществе в условиях раннего государства. На более поздних стадиях развития обычное право может быть подсистемой (одной из подсистем) национального права. Начальные стадии обычного права отличает синкретизм (слитность) социальных регуляторов (обычая, религии, морали), а также индивида с социальной общностью (родом, племенем, большой патриархальной семьей и т.д.). Поэтому субъектом обычного права выступают поначалу традиционная общность (род, семья и пр.), и лишь с зарождением классового общества из нее постепенно выделяется в качестве самостоятельного субъекта права индивид-собственник. При этом механизм социального регулирования остается во многом прежним.

Жизнь членов традиционного варварского общества подчинялась установленным канонам. Поведение индивида здесь строго сообразовывалось с разветвленной системой запретов и поощрений. Человек не стоял перед выбором, он следовал образцам, санкционированным религией, правом, моралью. При этом в варварском обществе «...право и мораль совпадали или были очень близки, так как правовые нормы обладали не только внешней принудительностью, опирающейся на систему наказаний, но представляли собой императивы, имели в своей основе нравственное и религиозное содержание» . Поэтому нормы обычного права нередко превосходят по эффективности соответствующие нормы позитивного права в госу-

дарственно-организованном обществе. Так, по мнению авторитетного английского ученого А. Эллотта, современное западное право уступает по полноте соблюдения правовых предписаний традиционному африканскому обычному праву, основывающемуся на принципах взаимопомощи и групповой солидарности . Постепенно в примитивном обществе складывается своеобразное равновесие между общим нормативным обязательным для всех способом поведения и проявлением личной воли, индивидуальным поведением, нередко характеризующимся известными отклонениями от нормы. «Первое - норма поведения - имело силу категорического императива, второе - поведение индивида - было эмпирической реальностью» . Поэтому член варварского общества, как правило, следовал традиции, не размышляя, автоматически подчиняясь общепринятому порядку обычая. Во многом это объясняется тем, что в родовом обществе с неразвитыми социальными отношениями возможности проявления личной инициативы были ограничены. Однако с превращением индивида в самостоятельного субъекта права появляется возможность действовать, осуществляя сознательный выбор варианта поведения на основе социально признанных норм должного .

Еще в догосударственном обществе обычное право в своем действии опиралось на правосознание индивидов, налагая на них различные формы юридических обязанностей и ответственности. Так, например, Д.Ж. Валеев, высказав мнение о догосударственном характере обычного права, определяет его как совокупность «специфических обычаев», выступающих «в виде форм общения индивидов как субъектов с определенным кругом прав и обязанностей», веления которых «начинают обеспечиваться, кроме общего (коллективного) мнения, привычек и убеждений, также контролем и деятельностью учреждений рода или племени: советов старейшин, вождей, народных собраний» .

Статус личности по обычному праву по сути содержит в себе - пусть в неразвитой форме - модель, конструкцию такого статуса на иных, более высоких ступенях истории. Отметим в ней три момента.

1) Статус личности по обычному праву охватывал все отношения традиционного общества. Одни из них мы отнесли бы сегодня к частно-правовым (брак, семья, наследование, имущественные отношения), другие к публично-правовым (судебный процесс, решение общих дел и т.д.). 2) Нормы обычного права, определявшие статус личности, вырастали из отношений традиционного общества, поддерживались коллективной волей общности и освящались волей богов и предков. Иными словами, это были не нормы, созданные властью, которые сегодня мы назвали бы позитивным правом, а несотворимое, надвластное право, которому следуют и индивид, и власть. 3) Наряду с этими нормами в традиционном обществе действовали нормы, которые, имея ту же внешнюю форму и степень обязательности, не являлись, однако, правовыми (например, обычаи этикета). Они создавали своего рода «среду обитания» для правовых обычаев. В современном развитом обществе такую среду создают иные социальные регуляторы (мораль, обычаи, религия и т.д.), действующие наряду с правом.

Если обычное право является универсальной стадией в истории права, то системы традиционно-религиозного права уже различаются своей доктриной, структурой, сферой и механизмом действия. Во многом эти различия предопределены культурно-историческими особенностями процесса их становления. Так, на Востоке он в целом совпадал с процессом формирования государства (индуизм, иудаизм, ислам и т.д.). Поэтому священные тексты этих религий восприняли от обычного права синкретизм и неизменность входящих в них норм. Лишь позднее в рамках

религиозно-философских систем формируются собственно правовые нормы - создаваемые людьми и способные изменяться по мере изменения общества. В рамках этих структур божественный закон стоит над законом государства. Поэтому, как и в эпоху обычного права, в сферу их регулирования входят отношения не только между индивидами, но также между человеком и богом. Наглядным примером здесь могут быть ислам и мусульманское право. Понятие правонарушения здесь отождествляется с нарушением веры, за что взыскивает государство, выступающее в данном случае как община верующих. Кроме земных наказаний нарушение норм права карается и «потусторонними» санкциями, которые представляются правоверному не менее, а зачастую и более ощутимыми .

Для шариата, особенно на начальных стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху . Таким же образом в шариате закреплена обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» .

Вместе с тем многие современные авторы отмечают изначальное существование в мусульманском праве норм, которые тем или иным образом регулируют правовой статус индивида, устанавливают определенные права и свободы, в частности право на жизнь, свободу мыслей и мнений, право на образование и максимальное получение знаний, право каждого на труд и уважение к труду, право на социальную, помощь и защиту, а также гарантии права немусульманских меньшинств и принцип коллективизма .

С другой стороны, не меньшее значение имела деятельность властных структур ранних государств по поддержанию религиозно-культурного единства общества на основе различных морально-этических, религиозных, нормативных ценностей, формирующих правосознание индивидов. Религиозная идеология, играющая здесь определяющую роль в поддержании единства того или иного восточного общества, защиты его членов, неизменно отводила особое место «связующему единству» - правителю. Неограниченные полномочия древневосточных деспотов обосновывались и закреплялись также религией, провозглашавшей божественное происхождение царской власти и самого царя и предписывавшей повиноваться ему как богу.

Необходимо также отметить, что в массовом сознании правители наделялись неограниченными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Например, известно, что индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя предписывала ему выполнение особой дхармы - обязанностей. Одна из главных обязанностей - охрана подданных.

В отличие от религий Востока, христианство в Европе формировалось в условиях достаточно развитой государственности и права. Поэтому религиозное право изначально должно было интегрироваться в уже существующий правопорядок и не охватывало всех отношений, как на Востоке. Для католической Европы была характерна конкуренция религиозной и светской юрисдикций.

В рамках европейских правовых культур религиозное право формировалось, в первую очередь, как нормативный социальный регулятор, отражая потребности общества в упорядочении общественных отношений, а религиозно-нравственный характер его нормативных предписаний служил лишь удобной формой его воздействия на правовое сознание индивидов.

В Западной Европе право императора на исполнение им законодательной функции - особенно после того, как христианство приобрело статус государственной религии - получило также и религиозное обоснование: «Бог послал людям владыку, личность которого являет собой одушевленный закон» . Это утверждение напоминает замечание Аристотеля, что «личность властителя - суть олицетворение самого закона» .

Вместе с тем, как отмечают ряд ученых (Муравский В.А., Аннерс Э. и др.), данная концепция власти и права, согласно которой, с одной стороны, император именем Бога наделялся властью, которая давала ему правовые возможности управлять народом фактически неограниченно, а с другой стороны - сам народ в соответствии с законом об императорской власти раз и навсегда передавал свою власть и свой суверенитет в руки императора, сыграла значительную роль в государственно-правовых взглядах более поздних периодов истории государства и права, абсолютизируя значение государственной власти в обществе, в том числе и в сфере правотворчества .

При значительных различиях в структуре и сфере действия канонического права в Европе и восточных систем традиционно-религиозного права (иудаизма, ислама и т.д.) механизм их воздействия на правовой статус личности обладал известным сходством. Не случайно, как отмечает Г.Дж. Берман, христианство, иудаизм и ислам - религии, которые постулируют и радикальное разделение, и радикальную взаимосвязь Бога и человека, постулируют также Бога как судью и законодателя, а человеком в их представлении управляет божественный закон . Причем тесное переплетение религиозных представлений и светских правовых установок нередко приводило к тому, что противоправное поведение рассматривалось как греховное, а юридическим нормам приписывалось божественное происхождение.

С социально-исторической точки зрения процесс поступательного развития государства в рамках естественно-исторической эволюции общества объективно выражался в распространении государственно-правового общения на все более широкий круг членов общества, а также в расширении объема свободы, гарантированной в публично-властных политических отношениях .

В связи с этим необходимо отметить, что по мере развития государственности прослеживается тенденция более определенного отделения государства от общества и обособления общества от государства, что выражается в усилении степени различия их структур, принципов организации и правового регулирования. Все это накладывает отпечаток на систему взаимосвязи и взаимодействия общества, государства и права, характер общественного правосознания и правового статуса индивида.

В условиях развитой государственности действие религиозного права стало обеспечиваться фактором государственного принуждения. Действительно, сама социальная природа религиозных норм определялась тем, что их исполнение обеспечивалось правовыми санкциями со стороны государства: нарушители их предписаний подвергались по решению суда смертной казни, телесным и членовредительским наказаниям, несли имущественную ответственность. Эти специфические признаки религиозного права на данном этапе его развития существенно отличали его от прежних религиозно-правовых систем, где санкции и нормативность предписаний носили преимущественно сакральный характер. При этом основными задачами такого права являлись закрепление частной собственности на средства производства и рабов, закрепление авторитарного общественного и государственного строя, различных форм господства, узаконение существовавшего неравенства между различными группами и слоями свободных людей .

Общая тенденция свидетельствует о том, что государь в то время не имел неограниченной власти над личностью и обществом, а, напротив, был взаимосвязан с теми правовыми установлениями, которые закреплялись в статутах (законах) и господствовали в общественном правосознании. Здесь, как отмечает немецкий историк Г. Миттайс, само понятие светского государства отражалось в том обстоятельстве, что «...правитель сам становился конституционной фигурой, должностным лицом с юридически оформленными функциями, йпрепит которого был ограничен по меньшей мере теоретически, а его илвШс^о - его легитимной властью и правом» . Кроме того, такое ограничение было ярко выражено в общей системе прав и обязанностей, действующих в рамках феодального права. Вообще, «борьба за права проходила через всю историю феодального общества» . Действительно, все сословия в феодальном обществе дорожили своими правовыми статусами, отстаивали свои права, протестовали против возложения новых обязанностей. Несомненно, эти права подданного были большей частью теоретическими - обычно позиции личности были слишком слабы, чтобы их отстоять, - однако независимо от политического представительства различные классы населения составляли «сословия», с которыми короли всегда должны были считаться.

На наш взгляд, причиной такого положения послужило то, что в средневековом обществе само право уже укоренилось в реальности общественного сознания и практики, которые выходили за рамки действующей политической власти. В поздний период эта трансцендентная реальность выразилась в концепции прав человека, демократических ценностях и других связанных с ними представлениях.

Существенным моментом является, на наш взгляд, то, что феодальное право было первым светским опытом взаимности правовых обязательств между лицами высшего и низшего положения, между правом индивида и государством, а само феодальное общество рассматривалось как целостная правовая структура, где все его члены считались подвластными общим правовым нормам. Как отмечает Г.Дж. Берман, «...в эпоху формирования западной традиции права, по феодальному праву, рыцарское сословие могло претендовать на фундаментальное правовое равенство со всеми, кто политически и экономически, социально стоял выше его на феодальной лестнице» . Таким образом, новая феодальная правовая система характеризовалась, с одной стороны, сильным акцентом на общем и объективном праве, что свидетельствовало о раннем зарождении в европейской правовой культуре демократических тенденций, а с другой - о начале закрепления принципа верховенства закона как формы позитивного права, исходящего от государства. Так, монархия установила связи с населением как целым и, создавая централизованную правовую систему, доходившую в своем действии до каждого человека, добивалась успеха в ограничении интересов, а в конечном счете и прав отдельных социальных групп и индивидов.

В сословно-кастовом обществе социальный порядок, как известно, обеспечивался правовым закреплением разделения общественного труда между группами населения, обозначением юридического положения каждой из этих групп в социальной структуре, определением различных правовых статусов сословий, их прав, обязанностей, повинностей, привилегий. Иными словами, государство посредством права, выраженного в законе, юридически закрепляло социальное неравенство в обществе. Однако с утверждением капитализма ситуация начинает меняться. Государство в этот период стремится совершить процесс уравнения общественных элементов и превратить сословное общество с его многочисленными разделениями в

общество гражданское, построенное на началах равной правоспособности. В этот же период в общественном правосознании укрепилось само понятие государства, отличного от общества. В общественном сознании государство уже понимается как самая широкая, всеобъемлющая властная суверенная организация, имеющая универсальный политический характер, обладающая монопольным правом формировать законодательство как юридическую базу гражданского общества и, согласно принципу верховенства права и закона, определять границы поведения всех членов общества. Различие структур гражданского общества и государства предопределяло разные способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым налагало отпечаток на систему права. Особое значение в этой связи имело частичное обособление частного права от публичного, а также принципиальные изменения в содержании их структур. Так, например, развитие конституционного законодательства состояло не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам правовых средств воздействия на государственную власть. В праве получает закрепление идея позитивной свободы личности - господства человека над самим собой, а также идея субъективного права.

Еще римляне считали, что в отношениях между частными лицами и государством общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума. Чрезвычайно важным фактором в жизни римского общества явилось то, что римляне больше не желали мириться с фактами посягательств со стороны государственной власти на сферу личной жизни римского гражданина, который должен был иметь надежную защиту от такого вмешательства . В соответствии с этим сильное государство было ограничено в своей власти над личностью гражданина путем укрепления правовой системы и развития в ней специфических механизмов защиты прав граждан. Эта тенденция приобрела настолько важное значение в правовом развитии общества, что вошла в качестве основополагающего принципа в более позднее европейское законодательство, а также легла в основу социально-политической идеологии и теории консерватизма.

Новые перспективы для развития права открылись тогда, когда во многих странах восторжествовала доктрина, утверждавшая примат разума и существование естественных прав человека, что повлекло создание в этих странах демократического режима, призванного действенным образом оградить естественные права граждан от злоупотреблений власти. Важное значение в этой связи имели попытки «создать гарантии соблюдения законности - благодаря праву выступать в суде против власти или обжаловать ее решения» . Еще более насущной стала эта потребность в XX веке, когда «полицейское государство» прошлого уступило место «государству благоденствия», стремящемуся создать новое общество и оказавшемуся перед лицом все возрастающего числа задач. Остро встала проблема, каким образом согласовать основы деятельности нового государства с принципами свободы и равенства каждого гражданина, гарантии которых не менее важны? И как, не тормозя деятельность государственных органов, обязать их учитывать частные интересы, защищаемые конституцией?

Размышляя над этими вопросами, многие теоретики, политики, общественные деятели сегодня приходят к выводу о необходимости высокого уровня гражданской сознательности как условия эффективного действия публичного права . Реализация этого права достижима, лишь если общественное мнение требует от правителей подчинения дисциплине и контролю; а это в свою очередь предполагает, что правители видят в своих соотечественниках граждан, а не подданных.

Такой подход проявляется, в частности, в закреплении неодинаковых принципов регулирования сфер публичного и частного права. Их соблюдение возможно в полной мере только в развитом правовом государстве с устоявшимися институтами гражданского общества, высоким уровнем правосознания его членов. Представляется, что особую роль здесь также может сыграть судебная власть как институт управления обществом, который принимает роль гаранта воплощения и реализации права, проведения в жизнь основных правовых начал общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В Тропической Африке развитие традиционного права в основном не вышло из стадии обычного права.

2. При этом само понятие «правовой статус личности» привносится в ту эпоху из нашего времени.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Алексеев С.С. Частное право: научно-публицистический очерк. - М., 1999.

2. Алиев С.А. Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986.

3. Аннерс Э. История европейского права. - М.: «Наука», 1996.

4. Берман Г.Дж. Вера и закон: применение права и религии. - М., 1993.

5. Валеев Д.Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса // Правоведение. - 1974, -№6.

7. Захер М.Э. -А. Эль’Момани. Арабская региональная система и современное международное право. - М., 1994.

8. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. Ч. I. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М.: Норма. 2000.

9. Коран. (2:134, 2:141) // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Л.Н. Шестаков. - М. 1999.

10.Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М., 2002.

11. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. - М., 1979.

12. Марченко Н.М. Проблемы теории государства и права. - М.: Проспект. 2005.

13. Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран древнего мира. - Екатеринбург: УРО РАН.

14. Носов С.И. О соотношении частного и публичного права // Правовые вопросы российской государственности: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, В.А. Зайцева; отв. ред. Н.А. Фролова. - М., 2002.

15. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.

16. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: Изд-во Института г-ва и права РАН. 1993.

17. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Введение в курс теории права и государства. - М.: Дело, 1997.

18. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Институт государства и права АН СССР, 1984.

19. Allott A.N. African law // Derrett J., Duncan M. An introduction to legal systems. - L., 1968.

20. Constitutional Justice: A Liberal Theory of the Rule of Law, by T.R.S. Allan. - Oxford: Oxford University Press, 2001.

21. Malinowski. Crime and Custom in Savage Society. - Paterson, New Jersey, 1959.

22. Randall J.H. Aristotle. - New York, 1960.

EVOLUTION FEATURES OF LEGAL STATUS OF PERSON IN CONTEXT OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE RIGHT AND THE STATE

The Department of Legal Theory and History Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 6, 117198 Moscow, Russia

Hereby the author analyses the evolution of personal legal status in the deferent periods in law and state history. In particular, the author focuses on customary, religious and european law as well as on their typical elements.

Что же касается непосредственно эволюции содержания правового статуса в отечественной науке, то идея естественных, личных прав получает в России юридическое отражение только в конце XIX -- начале XX в. Только с отменой крепостного права крепостные получают полные права свободных сельских обывателей. Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» на Правительство была возложена обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 1 Монархическое устройство государства предопределяло тот факт, что политические права оставались практически недоступными для населения. Значительно ограничивалось («в целях, не противных законам, в пределах, установленных законом») право российских подданных устраивать собрания, образовывать общества и союзы, высказывать устно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

Более полный объем политических прав получает население только в результате Октябрьской социалистической революции. Конституция РСФСР 1918 г. предоставляла гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Была провозглашена свобода совести в отличие от закрепленной ранее свободы веры, т. е. было провозглашено право иметь любые религиозные убеждения или быть атеистом. Происходит отделение государства от церкви.

Если до Октябрьской революции в России речь шла о сословности правового статуса, то в период становления Советского государства правоспособность, объем прав, свобод и обязанностей зависели от принадлежности человека к тому или иному классу. Так, всю полноту политических прав, а, следовательно, и власти получили трудящиеся. В политических правах была ограничена буржуазия, что получило прямое закрепление в Основном Законе государства. Закон последовательно проводил в жизнь общий принцип предоставления демократических свобод только трудящимся. Так, классовость правового статуса выражалась в ст. 19 Конституции РСФСР, предоставлявшей трудящимся почетное право защищать революцию с оружием в руках, причем право носить оружие имели только трудящиеся, нетрудовые элементы были его лишены. Более того, Конституция РСФСР провозгласила «полное разоружение имущих классов» (п. «ж» ст. 3).

Конституция РСФСР 1925 г. сохранила тот же классовый подход к правовому положению граждан. Правовой статус граждан по принятии Конституции РСФСР 1937 г. изменился. По сути, сохранив положение, что «власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни» (ст. З), 1 она внесла существенные изменения в политические права и впервые в истории Российского государства закрепила социально-экономические права.

По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено бесплатное образование, признаны равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Впервые на общечеловеческом, а не классовом подходе основываются конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Связано это с тем, что к концу 1980-х годов строительство социализма считалось завершенным. Так, согласно ст. 2 этой Конституции «вся власть в РСФСР принадлежит народу». Помимо широких политических прав, развернутое закрепление получили и социально-экономические права: право на охрану здоровья, право на жилище, гарантированная свобода научного, технического и художественного творчества. Огромное влияние на развитие правового статуса граждан оказало закрепление наряду с обязанностью на труд права на труд.

Разрывы между формальным и фактическим положением личности возникают не только из-за имеющихся неправовых факторов, но и из-за несовершенства правовых систем, например, когда положения законов искажаются подзаконными актами, в частности инструкциями. Формы нарушения прав и свобод, которые определяют фактическое положение личности, бывают самыми разнообразными: внесудебные репрессии, запреты заниматься профессией, незаконные привилегии, «телефонное право», вторжение в частную жизнь, нарушение тайны личности, семейной жизни, в том числе прослушивание без санкции на это телефонных разговоров, и т. п. Так, советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства.

Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц. Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

Качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 г. в качестве поправок 21 апреля 1992 г. Нынешняя Конституция РФ подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Провозглашенные в Конституции РФ права и свободы разительно отличаются от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте Конституции. Одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) заключалось в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка -- права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции РФ 1993 г. поставили в главе о правах и свободах на первое место личные права, на второе -- политические и только на третье -- социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (ч. 1 ст. 35).

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне и иные новые виды прав и свобод, которые отражают тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

Конституцией РФ заложены новые принципы правового положения человека и гражданина. Среди них прежде всего следует назвать принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации, неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом). Большинство из этих принципов не признавалось советской наукой государственного права как основанные на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

В ныне действующей Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15,44,57--59). Между тем в международных пактах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в Конституцию РФ.

В целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Например, появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. Правовой статус личности существенно дестабилизируется в результате неурядиц, которые происходят сегодня в обществе, а именно: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д.

Вместе с тем было бы неправильно вести речь только о негативных моментах, имеющих место с правами личности в современной России, -- есть, и позитивные тенденции. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, создаваемая с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. В-третьих, правовой статус очищается от идеологического и классового догматизма, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего централизма -- к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности. Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину беспрепятственно выражать свои политические взгляды и интересы; усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; установлении права на судебную защиту прав и свобод, закрепленных законодательством РФ; установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан России.

Существенной особенностью правового статуса личности в России явились конституционные новеллы, которые закрепили гарантии правового статуса личности, в том числе дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Особого внимания в рамках вопроса эволюции правового статуса заслуживает принцип равноправия. Причем необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий неодинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (ч. 1 ст. 19), потом (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.). В ч. 2 говорится о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в ч. 3 ст. 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.

Несмотря на классовый подход, уже Конституция РСФСР 1918 г. признавала равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Однако в соответствии со ст. 23 Конституции РСФСР допускалось лишение отдельных лиц и групп лиц прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

В настоящее время лишение прав и свобод человека недопустимо. В то же время конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола; особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

Следует заострить внимание на развитии в России принципа равноправия мужчины и женщины. В течение многих веков на Руси отсутствовало законодательство, специально посвященное правовому положению женщин. Однако памятники древнерусского права, прежде всего Русская Правда, а также уставы, договоры, грамоты князей, церковные уставы, летописи свидетельствуют о том, что правовой статус женщин был очень ограничен. Но это не означает, что женщины были отстранены от участия в общественных и государственных делах. Только с утверждением в России абсолютной монархии в законодательстве стали появляться правовые нормы, характеризующие особенности правового статуса женщин. Особенно значительные перемены в этом отношении происходят со времен Екатерины II. Правовой статус личности в его эволюционном развитии в России характеризует сословность -- в дореволюционной России, классовость -- в период образования и становления советского государства, демократичность -- на современном этапе. Демократизация российского общества характеризуется расширением содержания прав и свобод, обеспечением реального равноправия всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Басик В. П.

Провозглашение в ст. 2 Конституции РФ прав и свобод человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства объясняет большой интерес к проблеме правового статуса личности. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются прежде всего в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, законодательное закрепление обязанностей человека - весомые вопросы в каждом государстве.

Являясь сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, правовой статус, по сути, представляет систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом. Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свои положение, права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечает В. А. Ануфриев, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».

Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности с властью. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства с личностью всегда представлял сложнейшую проблему. Со временем менялся объем прав и свобод, которые государство предоставляло своим гражданам. Оптимальные модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т. е. субъективными факторами. При поиске моделей взаимоотношений государства с личностью главная трудность всегда состояла в установлении таких системы и порядка, при которых и личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), и общегосударственные цели - то, что объединяет всех, - признавались бы и почитались. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Несмотря на возросший интерес к данной проблематике, в юридической науке практически нет работ, которые бы раскрывали вопрос эволюции правового статуса в нашем государстве. я вопросы изменения законодательства в части закрепления или отмены конкретных прав, свобод и обязанностей граждан, однако полное, цельное исследование, посвященное именно эволюции правового статуса, а не его отдельных элементов, отсутствует.

Важность и объективность изучения проблемы эволюции правового статуса обусловливается и тем, что только проследив историю возникновения, развития и формирования института правового статуса, т. е. положения человека в различные исторические эпохи, и учитывая предыдущий исторический опыт, можно обеспечить такое положение человека в обществе, при котором реально бы охранялись его честь, достоинство, создавались благоприятные условия для свободной реализации его прав.

В рамках статьи невозможно полностью раскрыть процесс эволюционного развития института правового статуса личности, всех его структурных элементов. Цель данного исследования - обозначить основные аспекты проблемы.

Методологические, принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай, Ульпиан, Модестин и др). Многие из них видели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а в справедливых законах - требования свободы, равенства, выражение интересов индивидов.

Вопросы, связанные с правами и свободами человека, активно исследовались в дореволюционной России в трудах таких ученых-правоведов, как А. Д. Градовский, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, А. П. Куницын, Б. Н. Чичерин и др. рия правового статуса - сравнительно новая в отечественной науке. До 1960-х годов данное понятие отождествляли с правоспособностью, например, Н. Г. Александров, С. Н. Братусь, А. В. Мицкевич. Самостоятельно данная категория не исследовалась, поскольку и правовой статус, и правосубъектность возникают и прекращаются одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. На основании этого указанные понятия и отождествлялись. Лишь с развитием правовой науки в 70-80-е годы категория правового статуса стала предметом самостоятельного исследования и получила достаточно широкую разработку в трудах Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой, Н. И. Ма-тузова, Г. В. Мальцева, В. А. Патюлина и др. Было установлено, что правоспособность и правовой статус - различные явления и категории, что они соотносятся как часть и целое.

Использование в юридической литературе сочетаний «правовой статус личности», «правовое положение человека» приводит к мысли о необходимости определить, каким содержанием наполняются понятия «человек», «индивид», «личность», могут ли они рассматриваться как равнозначные.

«Большой энциклопедический словарь» трактует личность как человека - субъекта отношений и сознательной деятельности, а также как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» следует отличать от понятия «индивид». Индивид определяется как единичный представитель человеческого рода, особь, каждый самостоятельно существующий организм. В свою очередь человек - это общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Аналогичной точки зрения придерживается и В. М. Сырых. Согласно его мнению, понятием личности охватывается совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве. ю. Таким образом, понятия «человек» и «личность», отражая разные аспекты одного целого - отдельного индивидуума, находясь в тесной взаимосвязи, все же являются различными понятиями. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности, которая, будучи продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных социальных и биологических черт. Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом.

Наиболее обоснованной представляется позиция А. Б. Венгерова. По его мнению, понятия «человек», «гражданин», «индивид», «личность», «лицо», «член общества» не являются продуктом терминологического произвола. Они появились объективно, знаменуя этапы эволюции правовых условий жизнедеятельности и общежития человека и соответственно развития правовых характеристик эволюции самого человека.

Личность в современной юридической науке понимается в социализированном смысле как средоточие общественных отношений, как общественное существо, наделенное достоинством, волей и сознанием, как итог определенного эволюционного процесса. гиперболизируются, превращаются в самостоятельное определение личности. Творческая личность, выдающаяся личность - это примеры иного, функционального, подхода к определению личности. Таким образом, личность - это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Когда необходимо различать индивидуального и коллективного адресата правового воздействия, употребляется, особенно в научных трудах, понятие «индивид» или «член общества». Впрочем, последние понятия имеют главным образом социальную и количественную характеристику, а не юридическую. Понятие «личность» является динамичным. В наполнении этого понятия действует принцип историзма: оно наполняется новыми характеристиками прав и свобод.

В юриспруденции наряду с термином «правовой статус» используется понятие и «правовое положение». В настоящее время в науке отсутствует единая точка зрения по данному вопросу, например, понятие «правовое положение» рассматривают как сумму общего правового статуса и любого другого, например отраслевого и специального. же смысле.

Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Тем не менее в литературе были высказаны предложения (Н. В. Витрук, В. А. Кучинский) о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое выступает частью (ядром) второго. ет проводить не между правовым статусом и правовым положением одного и того же лица, а между правовым статусом (положением) различных лиц или организаций.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовой статус личности - это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Правовой статус личности , закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международных правовых документах.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину.Согласно ст.2 Конституции «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства ».

Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы: личные, политические и социально-экономические (Рис 3.1)

Рис. 3.1. Права и свободы человека и гражданина в РФ

Основное содержание основных прав и свобод личности в РФ

Личные права и свободы

Право на жизнь (ст. 20) Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь - впредь до ее отмены - может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В настоящее время введенмараторий на смертную казнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 ) Свобода человека может быть интеллектуальной и физической. Интеллектуальная свобода означает право на свое личное мировоззрение, внутренний духовный мир. Частично она проявляется в личной жизни, частично в публичной сфере. Физическая свобода и неприкосновенность заключаются в том, что никто не вправе ограничивать передвижение человека, его действия иначе, как на основании закона. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 ) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лиц без их согласия не допускаются.

Право на достоинство личности (ст. 21) Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 ) Право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 2 ) под жилищем понимает и место жительства (жилой дом, квартира, общежитие и т.п.), и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и др.).

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 ) Оно означает невозможность для кого-либо без разрешения знакомиться с чьей либо корреспонденцией, содержанием телефонных переговоров. В свою очередь для работников соответствующих служб (например, почтово-телеграфной) это означает обязанность не разглашать сведений, проходящих через них в силу характера работы. Ознакомление с материалами, изъятие данных, касающихся граждан, а тем более установление устройств прослушивания телефонных переговоров возможны лишь в исключительных случаях по решению компетентных органов(суда, прокурора).

Свобода мысли и слова (ч. 1, 2 ст. 29 ) Свобода слова -это свобода публично излагать свои взгляды. Также свобода слова может иметь место в пропаганде и агитации, т. е. в средствах, которые дают возможность человеку целенаправленно и публично проповедовать свои взгляды, в том числе политические, религиозные и др. Но Конституция РФ содержит ограничения: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, Конституция РФ не позволяет насилия в связи со свободой слова: никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них.

Свобода совести (ст. 28 ) Каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода передвижения (ст. 27 ) Прежде всего, данное право реализуется внутри страны и распространяется на всю ее территорию. Места, в которые может быть ограничен въезд, устанавливаются компетентными государственными органами по соображениям государственной безопасности, сохранения государственной тайны, распространенности инфекционных заболеваний, введения чрезвычайного или военного положения. Второй аспект: каждый (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) вправе свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ - беспрепятственно возвращаться на Родину.

Право на судебную защиту (ст. 46) Предусмотренная Конституцией РФ, другими законами, международными договорами Российской Федерации возможность каждого обратиться в суд за защитой прав и свобод от действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, равно как и от действий (бездействия) негосударственных организаций и частных лиц