Влияние эпохи Просвещения на Америку. Великое Пробуждение

Изучив данную главу, студент будет:

знать

  • специфические черты Просвещения в Северной Америке;
  • основные этапы творческого пути Бенджамина Франклина;
  • актуальные социальные проблемы, нашедшие отражение в творчестве Томаса Джефферсона;
  • тематику и проблематику поэзии Филина Френо;

уметь

  • объяснить роль английских просветителей в духовном становлении Б. Франклина;
  • давать характеристику позиции Франклина в отношении рабства;
  • раскрывать просветительскую теорию естественных прав как основу «Декларации» Джефферсона;
  • выявлять связь патриотической поэзии Ф. Френо с традициями классицизма;

владеть

  • пониманием места «Автобиографии» Франклина в истории американской литературы;
  • представлением о заслугах Джефферсона в защите свободы совести;
  • пониманием особенностей пейзажной лирики Френо.

утверждал право на восстание в случае, когда нарушение договора приводит к диктатуре. Вместе с тем американские просветители после начала Войны за независимость ощутили исключительность собственной ситуации: если европейские мыслители лишь мечтали использовать свои идеи для построения справедливого общества, американские такую возможность получили. Это обстоятельство внушало им уверенность в собственном превосходстве.

Во второй половине XVIII столетия происходит расцвет публицистики. Религиозные проблемы, которые доминировали в публицистических жанрах в первой половине века, уступили место политическим вопросам. Публицистика способствовала формированию самосознания нации, подталкивала к выбору независимого исторического пути. Именно под ее влиянием во второй половине XVIII в. большая часть населения британской колонии стала называть себя не «англичане», а «американцы». Дэвид Рамзей в «Истории американской революции» (1789) заявлял: «В утверждении независимости Америки перо и печатный станок имеют такие же заслуги, что и меч». Действительно, именно публицистика часто открывала значимость и придавала масштабность событиям, которые в действительности этих качеств были лишены. Например, в знаменитой Бостонской резне погибло лишь пять человек, а в сражении при Лексингтоне - восемь человек. Все это не то количество, которое само по себе могло бы стать причиной для потрясения основ старого порядка. Пресса старалась показать эти события в иной исторической перспективе, возвышала их, используя революционную риторику и символический язык.

Особенно широкое распространение в предреволюционное время получил жанр памфлета. У него был ряд преимуществ перед газетами и журналами. Авторы памфлетов были свободнее и решительнее в оценке событий, журналисты не проявляли такой смелости, так как над газетами всегда витала угроза закрытия из-за обвинений в клевете. Памфлеты же выходили анонимно, и автора было сложно привлечь к суду за его сочинение. К тому же памфлеты было проще печатать и донести до читателя, так как существовало и множество неофициальных способов распространения подобной печатной продукции. Успеху публицистики способствовало то обстоятельство, что среди населения английских колоний грамотных людей было заметно больше, чем в метрополии.

В то же время художественная литература в своем развитии заметно отставала от публицистики. Одной из причин подобного положения вещей было значительное влияние пуританизма, позиции которого были довольно сильными в британской колонии. Пуритане всегда с недоверием относились к художественным жанрам, усматривая в них источник греховного влияния. Жанр романа вызывал подозрение, так как считалось, что он провоцирует у читателей пассивность, уход в мир фантазии, а также желание нарушать принятые в обществе условности. Под давлением пуритан Континентальный конгресс в 1774 г. запретил театральные представления, и этот запрет продержался до начала 1790-х гг. Правда, он постоянно нарушался. Известно, что Джордж Вашингтон в холодную зиму 1787 г. вопреки запрету разрешил постановку трагедии Аддисона «Катон», чтобы поддержать боевой дух своих солдат.

Другим фактором, тормозившим становление художественной литературы, стало распространение утилитаризма в американском обществе. Многие американцы гой эпохи смотрели на литературу как на простое развлечение, и не придавали серьезного значения ее развитию. Считалось, что общество должно больше внимания уделять тем сферам жизни, которые имеют практическую направленность.

Введение

«Американское Просвещение» - XVIII века представляло собой общественное течение тесно связанное с национально освободительный движением и Американской революцией. Также испытывало сильное влияние английского и французского Просвещения (особенно идей, французских материалистов, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка). Основные цели просвещения заключались в замене традиции рациональным подходом, абсолютных религиозных догм - научным поиском и монархии - представительной властью. Мыслители и писатели Просвещения отстаивали идеалы справедливости, свободы и равенства, считая их неотъемлемыми правами человека.

1. Общая характеристика

Френсис Бекон

Американское Просвещение в корне отличается от европейского. Французские философы предреволюционной поры имели весьма условные и схематичные представления об Америке XVIII века. Впрочем сами американцы, попав во Францию, зачастую стремились соответствовать французским стереотипам. Так Бенджамин Франклин в Париже сознательно разыгрывал роль «простака в меховой шапке» и «сына природы». Однако у себя в Филадельфии Франклин был совершенно иным: состоятельным джентльменом, ученым, отчасти консерватором. Некоторую параллель можно провести между американским и английским просвещением. Но не случайно американское просвещение рассматривают отдельно от европейского. В то время как цель европейского просвещения заключалась во всесторонней критике политической и социальной системы которая опиралась на сословия и корпорации, на аристократию и церковь. В Америке же просто не было условий для такого типа просвещения - объект критики еще не сформировался. Характерно, что в американском обществе изначально была распространена вера в прогресс подкрепленная равнодушием к прошлому. Благодаря практике веротерпимости формы социальной жизни тяготели к индивидуализации, а корпоративные экономические структуры попросту отсутствовали. Естественно, что американцы не использовали эти принципы на практике полностью осознанно. Ведь первые переселенцы намеревались не столько создавать новое общество, сколько воссоздавать традиционный уклад покинутой ими Англии. Однако стоит подчеркнуть, что они сделали это задолго до того как французские просветители заложили подобные принципы в основу своей абстрактной философии. Американские государственные институты изначально были «очищены» от пережитков феодализма и монархизма в отличие от английской политической системы. Крайне мягкая цензура, признание «Хабеас корпус», отсутствие у местной власти права менять налогообложение по своему усмотрению - все это отвечало духу эпохи просвещения. Однако эти принципы совершенно не затрагивали проблему рабства. «Негрофобия» составляла один из наиболее болезненных аспектов американской жизни. Хотя в колониях и были защитники чернокожих (один из первых - Энтони Бенезет - филадельфиец с гугенотскими корнями) Таким образом, выражение «американское просвещение» может быть не вполне корректным. Ведь в отличие от Европы, просветительская мысль и стремление к суверенитету были широко разлиты в американском обществе, а не противостояли ему. Однако систему просветительских ценностей американское общество усвоили гораздо глубже.

2. Сферы

2.1. Религиозная сфера

Одна из особенностей Америки XVIII века - тесная связь новых форм мышления, которые вписывались в просветительское русло, с религией. Она выражалась как в особой религиозной чувствительности американцев, так и их веротерпимости. Несмотря на то что во всех колониях действовали традиционные конфессии, с середины столетия практически утвердился религиозный плюрализм. Что касается американских просветителей, то большинство из них были деистами - то есть доказывали, что после акта творения природа начинает действовать и развиваться по своим законам, так что в ней нет места никаким чудесам, естественно они отстаивали веротерпимость. Само бытие Бога доказывается на основе причинности, а точнее - исходя из необходимости завершить цепь причин, то есть отыскать первопричину всему. Таким образом просвещение и религия переплелись в Америке очень тесно.

2.2. Политическая сфера

После американской революции в жизни нации произошли сильные изменения. Американская нация бурно переживала период становления собственного самосознания. Таким образом в центре внимания оказался вопрос национального самоопределения, потребовав рассмотрения не только его правовых основ, но и направления общественных преобразований, которыми будет сопровождаться создание молодого государства. Главной проблемой являлся вопрос о характере власти и формах правления. Одни отстаивали идею народовластия, зафиксированного в республиканских институтах, другие выступали в защиту наследственной власти. Выдающаяся роль в победе народовластия сыграл Томас Джефферсон - автор «Декларации независимости»(1776), одного из главнейших документов американской революции, где впервые были сформулированы требования, утверждавшие права человека как основу справедливого общественного устройства. В свою очередь Джефферсона вдохновили идеи другого великого деятеля американского Просвещения - Томаса Пейна.

2.3. Культурная сфера

Мерси Отис Уоррен

В культуре Соединенных Штатов преобладает колониальное наследие. Несмотря на отсутствие единой системы образования в Америке, самому образованию в стране, особенно в Новой Англии, придавалось большое значение как вопросу самоусовершенствования личности. В XVIII веке это значение возросло многократно: просвещение стало рассматриваться как средство исправления человека и общества. В 1701 году был основан Йельский университет, до начала Войны за независимость в разных колониях открылось девять колледжей, которые впоследствии также стали университетами. Просвещение вкупе с американской революцией дало мощный толчок для развития нового для Америки литературных жанра - публицистики и нового направления в американской литературе - политической литературы. А первой половине XIX века пробудили интерес к американской прозе писатели-прозаики Чарльз Брокден Браун, Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер. Профессиональный американский театр родился одновременно с возникновением на карте мира новой страны - Соединённых Штатов Америки. И в XIX столетии американский театр прошел тот же путь, что и европейская сцена. В первой половине XIX на сцене господствовал романтизм, - пафос протеста, пестование личной самостоятельности, и полный страсти и темперамента актёрский стиль. Таким образом уже за век существования своей страны американская культура приобрела своеобразную самобытность.

3. Американское Просвещение и формирование антиколониальной доктрины

Американское Просвещение напрямую связано с формированием антиколониальной доктрины, образования национального самосознания, разрыва с матерью-Англией. Американские колонисты осознавали свое положение дальних подданных Британской империи. Но формальное традиционное монархическое устройство, вмешательство Британского парламента раздражало колонистов. Тем более что после 1688 года империя стала разрастаться единственно ради коммерческих целей. Том Джефферсон выводил общее теоретическое оправдание независимости Америки из двух причин: древнего конституционного права, якобы англосаксонские свободы должны гарантироваться колониям и локковского либерализма, чьи абстрактные принципы легитимизировали притязания колоний как притязаний самой природы. В октябре 1775 года Георг III обратился к парламенту по поводу беспорядков в Американских колониях, заявляя, что к этим поселение относились доброжелательно и помогали. В ответ на это Джефферсон написал историю Вирджинии, демонстрирующую отсутствие поддержки. Массовые манифестации протеста, национальная солидарность, мобилизация экономических ресурсов все это знаменовало новую стадию политического противоборства с колониальным режимом. В Фармингтоне (Коннектикут) 19 мая 1774 г. в связи с парламентским актом о закрытии бостонскою порта появились листовки следующего содержания: «В честь бессмертной богини Свободы сегодня, в 6 часов вечера, предать огню дохлый, бесславный акт британского парламента, направленный на дальнейший вред американским колониям; место казни - городская площадь, желательно присутствие всех сынов Свободы» (125, 7, 20). В указанное время в присутствии тысячной толпы приговор был приведен в исполнение. Но американских просветителей, в частности Т. Пейна волновали и более глобальные проблемы колониальной политики и рабства. Так он писал о Великобритании после завоевания Индии: «Недавнее покорение Индии… было в сущности не столько завоеванием, сколько истреблением людей. Англия - единственная держава, способная на столь чудовищное варварство, чтобы привязывать людей к дулам заряженных пушек…». Он осуждает работорговлю в Африке, спаивание туземцев.

4. Значение

Американская революция

Не прекращаются споры, что больше повлияло на формирование идеологии революции - идеи Просвещения или пуританизм. Скорее всего, пуританизм - был оболочкой для светских идей социального переустройства. Ведь и в самой Англии социальное учение приняло религиозную форму, причем, не только содержание, но и светская аргументация. Джерард Уинстенли называл Иисуса Христа первым левеллером и апеллировал к врожденным правам принципу самосохранения, от которого происходят остальные человеческие законы. Так в Америке в период революции теолог Чарльз Чонси учил, что результатом грехопадения Адама было не всеобщее проклятие, а лишение человека бессмертия; все люди рождены для спасения, их истинное предназначение не муки, а счастье. Не светская ли это идея Просвещения о счастье. А Мэйхью считал, что бог не правит произвольно: «Власть этого всемогущего короля ограничена законом, конечно, не парламентскими актами, а вечными законами истины, мудрости и справедливости…». Еще одна просвещенческая идея - власть, даже божественная ограничивается законом, близко к идее деизма, который делает религию более адекватной по отношению к новому более рациональному взгляду на мир. Мыслители типа Хукера, Уильямса, Уайза, Мэйхью не порвали с теологией и религией, однако их мировоззрение, будучи противопоставлено официальному пуританизму, в ряде важных социологических идей вполне созвучно философии Просвещения. В рамках Просвещения развивалась американская правовая мысль, одним из главных завоеваний которой было утверждение национального самосознания. Патрику Генри принадлежит знаменитое изречение, высказанное 6 сентября 1774 г. на Континентальном конгрессе (его дословно приводит в своем дневнике Дж. Адамс): «Различия между виргинцами, пенсильванцами, ныо-йоркцами, новоангличанами больше не существуют. Я не виргинец, а американец». На Америку, которая тогда была культурной и интеллектуальной «провинцией», идеи заокеанских просветителей оказали самое решительное воздействие: здесь они попали на более благоприятную, чем в Европе, почву, как бы специально «взрыхленную» для них всем ходом национальной истории. Там не было традиционных противостоящих сил. Туда ехали авантюристы за свободой, за новой жизнью. Америка с самого начала ее заселения белым человеком была своего рода «лабораторией», где апробировался тезис о врожденном праве людей на свободу, равенство и стремление к счастью. Она всегда была прибежищем для притесняемых (от английских пуритан, гонимых за веру, до тюремных узников, вывозимых сюда «для более активного заселения колоний»), здесь изначально отсутствовали сословные различия и имелись более широкие, чем в Старом Свете, возможности самореализации, повышения социального статуса и благосостояния для каждого. Наконец, именно здесь новоанглийские пуритане строили свой «город на вершине холма», дабы явить «свет миру». Просветительский рационализм также нашел горячий отклик у обитателей североамериканских колоний, своеобразно преломившись даже в Новой Англии, казалось бы, антагонистичной ему по духу. Победоносная Американская революция - это торжество идеологии Просвещения. К числу серьезных завоеваний революции следует отнести важные законодательные меры по секуляризации гражданских институтов, прежде всего разделение государства и церкви и конституционные гарантии свободы религии. XVIII век, столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были, однако, не отвергнуты, но переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, и не с Божьим водительством, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности.

5. Представители

    Бенджамин Франклин (1706-1790) - учёный, экономист, писатель, организатор Американского философского общества.

    Гектор Сент-Джонде Кревкер (1735-1813 гг.) - литератор.

    Джон Адамс (1735-1826) - Юрист, видный деятель Первой американской буржуазной революции, первый вице-президент и второй президент США (1797-1801).

    Джон Дикинсон (1732-1808) - юрист, публицист и политик, оказывал сильное влияние на общественное мнение на протяжении американской революции.

    Кедуолладер Колден (1688-1776), выдающийся ботаник, врач, ученый, философ-материалист и одновременно колониальный чиновник.

    Отис Уоррен (1728-1814 гг.) - первый американский драматург и первая американская женщина-историк.

    Томас Пейн (1737-1809) - самый радикальный из американских просветителей.

    Томас Джефферсон (1743-1826) - 3-й президент США, революционный демократ, автор Декларации независимости США 1776.

Литература

    Американские Просветители. Избранные произведения в 2-х т. Сост. Гольдберг Н. М. М.: «Мысль», 1968-1969.

    Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М.: «Мысль», 1969, 198 с.

    Мир просвещения. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниэля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003 г.

    Шелдон Г. У. Политическая философия Т. Джефферсона. М.: Республика, 1996, 255 с.

    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/spankeren/6.php

    http://www.licey.net/lit/american/enlightenment

    http://enlightment2005.narod.ru/papers/americ_philos.htm

    http://terme.ru/dictionary/464/word

    http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr30.htm

С.А. Короткова
доцент, к.и.н.

Период американского Просвещения охватывает приблизительно 50 лет – с 1765 г. по 1815 г., и является, по словам Джона Адамса, «веком революций и конституций». Оно началось с развития аргументации за отделение от Великобритании, кульминацией его была Декларация независимости .

«Наиболее специфической чертой американского Просвещения был его боевой, наступательный характер, непосредственная связь теории и практики, сочетание философской и политической деятельности. Бурное развитие политических событий рано лишило американское Просвещение умозрительного характера, общефилософского теоретизирования, придав ему практическую направленность, столь свойственную складу ума жителей США…» .

Большинство американских просветителей (Б.Франклин, А.Гамильтон, Д. Адамс, Д.Мэдисон, Т. Джефферсон, Б. Раш, Т.Пейн и др.) не только создавали политические декларации, но и разрабатывали конкретные правовые акты, чтобы закрепить в них результаты революции. Они создавали документы, провозглашающие неотъемлемость прирожденных прав человека, они ставили вопрос об освобождении негров, об облегчении судьбы индейцев, они занимались проблемами бедноты. Но даже при самом тщательном поиске мы не найдем деклараций или законов о правах еще одного слоя населения, составлявшего не менее половины американского общества .

Американские женщины в лице Абигайль Адамс, жены Джона Адамса, попытались заявить о себе и своих правах в период подготовки Декларации независимости. 31 марта 1776 г. Абигайль пишет своему мужу: « Я давно слышу, что вы говорите о независимости и новом кодексе законов, который необходимо создать. Я хочу, чтобы в этих новых законах вы не забыли о леди и были более щедрыми и благосклонными к ним, чем ваши предшественники. Не давайте неограниченной власти в руки мужей. Помните, любой мужчина станет тираном, если ему это позволить. Если же к леди не будет проявлено особой заботы и внимания, то мы готовы поднять восстание против законов, которые не дают нам ни права голоса, ни представительства». Через две недели 14 апреля 1776 г. она получила письмо из Филадельфии: « В ответ на твои предложения по законодательству я только и смог, что рассмеяться. Мне всюду твердят, что наша борьба ослабила власть, что дети не слушаются родителей, что индейцы непокорны, а негры поднимают бунты против хозяев. Твое письмо впервые сообщило мне, что появился новый отряд бунтарей, гораздо более многочисленный и могущественный, чем другие» . Почти через сорок лет, в 1814 г. Д. Адамс подтвердит свои взгляды на этот вопрос в письме Тейлору: « То, что все люди рождаются с равными правами, это правда. Но правда и то, что все рождаются с разными возможностями и способностями. Мужчины и женщины отличаются по красоте и мудрости. Вряд ли какой-либо философ будет утверждать, что красота не имеет влияния в человеческом обществе. Монархи, аристократы и демократы предпочтут, чтобы женщины влияли на общество красотой, а не избирательными правами» .

В сентябре 1788 г., когда в Филадельфии обсуждалась федеральная Конституция, Т. Джефферсон написал из Парижа Анжелике Черч, свояченице А. Гамильтона и дочери делегата в Конгрессе от Нью-Йорка: «Из Вашего письма понятно, как сильно волнуется Ваш штат по вопросу новой Конституции. Но не надо волноваться Вам . Предложения леди не учитываются в политических решениях». Много позже, 5 сентября 1816 г. он пишет из своего имения Монтичелло Самуэлю Керчивалю: « Даже если бы в нашем штате была бы полная демократия, …, то и тогда надо было бы исключить женщин из участия в общественных собраниях, чтобы сохранить их нравственность и избежать двусмысленностей» . Он считал, что женский разум и характер не приспособлены для серьезных занятий.

Поэтому когда в Декларацию независимости просветители вносили фразу «все люди сотворены равными», им и в голову не приходило распространить это положение на женщин. Только Т. Пейн выступал за действительно всеобщее избирательное право, но не решился на этом настаивать .

Ни один из просветителей специально «женским вопросом» не занимался. Собственно такого вопроса для них не существовало. Они изредка высказывались в своих сочинениях, газетных статьях, письмах о равноправии мужчин и женщин, о проблемах семьи и брака, о доступе женщин к образованию. Но в этом случае их рассуждения носили как раз умозрительный характер, никаких практических шагов не предпринималось.

Вот как описал положение женщин в США А.де Токвиль в своей знаменитой книге в главе «Как американцы понимают равенство между мужчиной и женщиной» (наблюдения начала 1830-х гг., т.е. через полтора десятка лет после эры Просвещения): « Американцы по отношению к двум полам применили основной принцип политической экономии, который в наши дни господствует в промышленности. Они тщательно разделили функции мужчины и женщины с тем, чтобы труд всего общества давал максимальные результаты.

В Америке больше внимания, чем в других странах мира, уделяется постоянному четкому разделению сфер деятельности двух полов, так как американцы хотят, чтобы оба пола шагали в ногу, но каждый из них – всегда своим особым путем. Вы не увидите американских женщин, заправляющих внешними делами своего семейства, ведущих торговлю, или же, наконец, занимающихся политической деятельностью, но вы также никогда не увидите их вынужденными заниматься грубым, неквалифицированным трудом или же тяжелой работой, требующей большой физической силы.

Если американке, с одной стороны, не позволяется покидать круг ее мирных домашних работ, то, с другой стороны, ее никто и не принуждает его покидать.

Американцы, сохраняя социальное неравенство женщин, тем не менее сделали все, что могли, с целью нравственно и интеллектуально поднять ее до уровня мужчины.

Хотя женщина в Соединенных Штатах никогда не покидает узкого семейного круга, и хотя в нем она в некоторых отношениях испытывает сильную зависимость, нигде в мире, по моим представлениям, она не имеет столь высокого положения» .

Что же представляло собой это высокое положение с сильной зависимостью в некоторых отношениях, как осторожно выразился французский путешественник?

Женщина в колониальной Америке была «гражданкой второго сорта». Мало что изменилось и после революции. Идеология и законы оправдывали дискриминацию женщины, утверждая ее биологическую, интеллектуальную, психическую и моральную неполноценность. Американка не могла распоряжаться собственностью, даже если она получила ее в приданное или наследство. Всем, что у нее было, даже ее заработком распоряжался муж. Только он представлял жену перед законом и церковью. У замужней женщины не было права подписать контракт и заняться предпринимательством, подать судебный иск, заявление на развод. Если брак расторгался по инициативе мужа, то к нему переходила вся собственность и дети. Очень тяжело приходилось женам южных плантаторов. Жена играла роль белой наложницы среди негритянского гарема, с единственной разницей, что ее дети не продавались, а становились наследниками имущества.

Что думали обо всем этом просветители, и думали ли вообще? Как им виделась роль женщины в обществе? Какой они представляли себе женщину, если не идеальную, то близкую к идеалу?

«Если у женщины,- писал Б. Франклин, - удачно сочетается красивая внешность и высокие духовные качества, она делается прекрасней ангела» . «Скромность и незащищенность служат самыми лучшими украшениями для женщин, - считал Т. Джефферсон. – Гнев, властность и агрессивность разрушают в ней женское начало, а неуравновешенный характер несовместим с дарованной их полу от природы нежностью. Она должна быть образована, умна, уметь располагать к себе окружающих, иметь мягкий, уравновешенный характер» . Джон Адамс хотел видеть женщину целомудренной, скромной, благопристойной и верной своему супругу . А. Гамильтон, давая наставления своему другу по поискам невесты для себя самого, в шутливой форме описал ее портрет: «… она должна быть молода, красива (основной упор я делаю на хорошей фигуре), разумна (достаточно небольшого образования), хорошо воспитана, … целомудренна и нежна, наделена хорошим характером и щедростью (я одинаково ненавижу сварливых и прижимистых), политические взгляды не имеют значения, думаю, что легко обращу ее к своим собственным. В вопросах веры удовлетворюсь умеренным рвением: она должна верить в бога и ненавидеть святош» .

Все просветители хотели видеть рядом с собой женщин умных, образованных и интересных. Жены почти у всех были личностями незаурядными. В круг общения этих мыслителей входили самые блестящие женские имена второй половины XVIII века: историка и публицистки Кэтрин Маколей, историка и драматурга Мэри Отис Уоррен, художницы Марии Косвей, директора Петербургской АН княгини Е.Р. Дашковой, публицистки Мэри Уолстонкрафт, членов французского Республиканского общества мадам Ролан и мадам Кондорсе, сделавшей к тому же перевод на французский язык работы Т. Пейна « Права человека» и др.

Сохранилось немало свидетельств о серьезной практической помощи, которую оказывали своим мужьям – политикам их жены – Абигайль Адамс, Элизабет Гамильтон, Долли Мэдисон, Джулия Раш, Дебора Франклин. Джон Адамс по этому поводу написал своей жене: « Я уже не раз замечал тебе, перечитывая биографии знаменитых людей, что при каждом из них неизменно встречается женщина – мать, жена или сестра, влиянию которой следует приписать большую часть его заслуг» . Б. Франклин любил повторять английскую пословицу: «Если хочешь преуспеть, проси об этом свою жену». При этом он часто подчеркивал, что ему очень повезло с женой, о чем он позже напишет в своей «Автобиографии».

Абигайль Адамс, «признанная одной из самых образованных американских женщин своего времени», считала, что в Америке может появиться немало выдающихся государственных деятелей и философов. Для этого надо дать разностороннее образование женщинам, которые начнут еще в семье формировать и воспитывать будущих героев своей страны. Благодаря Просвещению на ребенка стали смотреть как на здравомыслящее существо, которому необходимо совершенствоваться. Детей следовало воспитывать осмотрительно и рационально, подавая им положительный пример- успешное решение этой задачи и должно было стать материнской миссией, при условии получения ею самой достаточных знаний. Джон Адамс соглашался с такой постановкой вопроса о женском образовании, но при этом все же выражал свое неприятие идеи появления в обществе женщин-ученых . Накануне свадьбы Абигайль попросила Джона перечислить ее недостатки, обнаруженные в ней женихом. «Ты очень часто сидишь, наклонив голову, - пишет он. – Из-за этого теряется твоя красота, а компания лишается удовольствия видеть твою улыбку и блеск твоих глаз. Этот недостаток есть следствие другого, гораздо более непростительного для леди. Я имею в виду привычку постоянно читать, писать и думать. Этот последний недостаток надо исправить как можно скорее» .

Т. Джефферсон известен как автор законопроекта « всеобщего распространения знаний». Предложенная им система образования была направлена на воспитание граждан и выращивание элиты для управления государством. Проект предполагал три ступени образования, и ни одна из них не предусматривала включение в процесс обучения девушек. При этом своим дочерям он старался дать разностороннее образование. Как оно представлялось ему? В письме к 16-летней Марии отец спрашивает ее: «Как много страниц из «Дон Кихота» ты прочла? Как твой испанский? Повторяешь ли ты грамматику каждый день? Что ты еще прочла? Сколько часов в день ты шьешь? Продолжаешь ли ты обучение музыке? Научилась ли ты готовить пудинг и отбивать бифштексы?». Для своей старшей дочери Марты, когда той исполнилось 11 лет, он составил расписание занятий на день: « С 8 до 10 утра – занятия на музыкальном инструменте. Время от 10 до часу дня с небольшими перерывами на прогулки и обед должно посвящаться танцам и рисованию, с часу до двух – один день рисованию, другой – письму, с 3 до 4 – изучение французского языка. От 4 до 5 – занятия музыкой. С пяти часов до сна – изучение английского языка, чтение, занятия по собственному усмотрению и вкусу» . Для мальчиков того же возраста в его проекте было предусмотрено изучение – греческого, латыни, иностранных языков, географии, истории, высших разделов арифметики .

Один из просветителей из Пенсильвании, «жалящий овод», Бенджамин Раш безустанно доказывал, что Американская республика в самом начале своего пути, что она может и будет укрепляться только по мере просвещения масс. Причем он считал необходимым дать образование женщинам. Когда его сын заканчивал Принстон, он предложил ему в качестве темы выпускного выступления проблему « влияния образования женщин на процветание нашей страны», считая ее очень важной. Но сын не разделял точки зрения отца и выбрал другую тему . Сам Бенджамин Раш, хирург, один из основателей американской психиатрии, читал небольшой курс лекций в Филадельфийской Академии для юных леди, которые стали возникать в США в 1780-х годах. Но при этом его лекции были посвящены применению натуральной философии и химии в домашней хозяйстве и кулинарии. Что же касается образования юношей, то для них Б. Раш предусматривал создание колледжей в каждом штате и одного федерального университета под патронажем Конгресса, где лучшие профессора должны будут преподавать общие законы природы и общества, законы нашего государства, науку об управлении государством и историю .

Идею действительно всеобщего бесплатного образования высказывал в своих трудах Т. Пейн . Горячо отстаивал возможность получения научных знаний женщинами Бенджамин Франклин. В 12-летнем возрасте он прочитал книгу Д.Дефо, произведшую на него большое впечатление, где среди прочего речь шла о женском образовании. В 14 лет в споре со своим другом Коллинсом он доказывал необходимость преподавать девушкам самый широкий круг научных дисциплин. В 16 лет Бенджамин пишет серию статей в газету «New England Courant» от имени некоей Сайленс Дугуд (Silence Dogood – Молчание – Добродетель). Эти письма, отражавшие взгляды Б. Франклина, были едкой сатирой на местные нравы. В частности, он поднял в них проблему женского образования. В письме номер пять Сайленс задает вопрос: « Нас упрекают в невежестве и глупости. Но чья в этом больше вина – наша или мужчин?». В ответ она приводит рассуждения Д. Дефо, полностью возложившего вину на мужчин. « Я уверен, - писал английский автор, - что женщины имеют способности к образованию равные нашим. Но в юности их обучают лишь шитью и изготовлению безделушек, умению читать и писать свое имя. И это - вершина женского образования. Было бы этого достаточно для джентльменов? Вряд ли Всемогущий Бог, который не делает ничего бесполезного, бесцельно дал женщинам способности к обучению. Неужели мы не позволяем им учиться только из-за боязни того, что они станут разумнее нас? Не женский, а наш пол надо укорять за их невежество» . «Мудрые и хорошие люди составляют силу государства. Даже единственная женщина, если она мудра, может спасти государство», - писал Франклин в письме в 1750 г. Он рекомендовал молодым женщинам приобретать знания, связанные с умением вести дело (бизнес). «В случае вдовства такие знания будут, вероятно, более полезны им и их детям, чем музыка и танцы; и дадут ей возможность избежать обмана всяких ловких людей, возможность вести доходное дело с установленными связями, пока не подрастет ее сын» .

Б. Франклин много писал о положении и роли женщин в обществе. Большое внимание он уделял браку, отношениям супругов в семье. «Женитьба – это наиболее естественный путь мужчины к твердому счастью. Неудобства, которые приносит брак, являются … ничтожными в сравнении с преимуществами этого состояния. Только соединение мужчины и женщины делает человека полноценным, только вместе они могут добиться успеха в жизни. Без такого союза мужчина не имеет ценности, без него он – несовершенное животное. Если вы найдете бережливую и здоровую жену, ваше профессиональное дело пойдет в гору», - написал он в «Совете молодому человеку в выборе хозяйки дома» .

Франклин считал, что опыт семейных отношений должен обобщаться и изучаться так же, как и опыт общественной, политической, экономической жизни, что на ошибках одних должны учиться другие. Важным фактором благополучной семейной жизни Франклин считал взаимное уважение друг друга, необходимость терпимо относиться к недостаткам супруга. «Держи глаза широко открытыми перед свадьбой и полузакрытыми после», - советовал он. Б.Франклин был противником домостроевских порядков в семье, требовал улучшения материального положения замужних женщин, а особенно вдов, пересмотра отношений к незаконнорожденным детям.

В 1746 г. он написал «Размышления о том, как ухаживать за женщинами и жениться». Это была его первая книга, опубликованная в Европе (в 1750 г. она вышла в Эдинбурге). Полемика в ней с воображаемым оппонентом о достоинствах и недостатках женщин перекликалась с письмами Сайленс Дугуд. «В каком пороке женщины замечены больше, чем мужчины? Пьянство и ругань больше характерны для мужчин, лень также больше присуща им. Мужчины часто жалуются, что вынуждены много трудиться, чтобы содержать своих жен. Но если вы посмотрите на женщин, то обнаружите, что их работа не кончается никогда. А если мужчина разбаловал жену, и она превратилась в ленивицу, то это его вина, и не надо упрекать женщину. Что касается гордыни, то и она больше характерна для мужчин. Мужчины же принимают за гордыню гордость, которую проявляет женщина, не спешащая пасть к его ногам. Я уверена, что невозможно найти порока, в котором бы мужчины не были равны с женщинами. Поэтому исправляться надо тому и другому полу» .

Когда дочь Франклина собралась выйти замуж за лавочника, отец посоветовал ей быть столь же усердной помощницей мужа в содержании лавки, какой была ее мать. Дебора Франклин была истинным другом Бенджамина, с которым он делился всеми своими радостями и горестями, и истинным помощником его, принимавшим самое деятельное участие во всех его начинаниях .

Когда вышла замуж дочь Томаса Джефферсона Марта, отец написал ей: « Твое нынешнее положение потребует от тебя множества маленьких жертв. Но они окупятся многократной благодарностью. Твое счастье отныне зависит от способности постоянно угождать одному человеку. В сравнении с этим все остальное … приобретает второстепенное значение». Идеальная жена, по его мнению, «должна быть хранительницей семьи, нежной, заботливой и любящей своего супруга, помогающей ему справляться с жизненными трудностями разными средствами, но только не подчинением своей воле». Для того, чтобы семейная жизнь была интересной и счастливой, Т. Джефферсон советовал разнообразить ее делами и увлечениями по душе

Дж. Локка). Основные цели просвещения заключались в замене традиции рациональным подходом, абсолютных религиозных догм - научным поиском и монархии - представительной властью . Мыслители и писатели Просвещения отстаивали идеалы справедливости, свободы и равенства, считая их неотъемлемыми правами человека .

1. Общая характеристика

Френсис Бекон


Американское Просвещение в корне отличается от европейского. Французские философы предреволюционной поры имели весьма условные и схематичные представления об Америке XVIII века. Впрочем сами американцы , попав во Францию, зачастую стремились соответствовать французским стереотипам . Так Бенджамин Франклин в Париже сознательно разыгрывал роль «простака в меховой шапке» и «сына природы». Однако у себя в Филадельфии Франклин был совершенно иным: состоятельным джентльменом, ученым, отчасти консерватором. Некоторую параллель можно провести между американским и английским просвещением . Но не случайно американское просвещение рассматривают отдельно от европейского. В то время как цель европейского просвещения заключалась во всесторонней критике политической и социальной системы которая опиралась на сословия и корпорации, на аристократию и церковь. В Америке же просто не было условий для такого типа просвещения - объект критики еще не сформировался. Характерно , что в американском обществе изначально была распространена вера в прогресс подкрепленная равнодушием к прошлому. Благодаря практике веротерпимости формы социальной жизни тяготели к индивидуализации, а корпоративные экономические структуры попросту отсутствовали. Естественно, что американцы не использовали эти принципы на практике полностью осознанно. Ведь первые переселенцы намеревались не столько создавать новое общество , сколько воссоздавать традиционный уклад покинутой ими Англии. Однако стоит подчеркнуть, что они сделали это задолго до того как французские просветители заложили подобные принципы в основу своей абстрактной философии . Американские государственные институты изначально были «очищены» от пережитков феодализма и монархизма в отличие от английской политической системы. Крайне мягкая цензура, признание «Хабеас корпус», отсутствие у местной власти права менять налогообложение по своему усмотрению - все это отвечало духу эпохи просвещения. Однако эти принципы совершенно не затрагивали проблему рабства. «Негрофобия» составляла один из наиболее болезненных аспектов американской жизни. Хотя в колониях и были защитники чернокожих (один из первых - Энтони Бенезет - филадельфиец с гугенотскими корнями) Таким образом, выражение «американское просвещение» может быть не вполне корректным. Ведь в отличие от Европы, просветительская мысль и стремление к суверенитету были широко разлиты в американском обществе, а не противостояли ему. Однако систему просветительских ценностей американское общество усвоили гораздо глубже.

2. Сферы

2.1. Религиозная сфера

Одна из особенностей Америки XVIII века - тесная связь новых форм мышления, которые вписывались в просветительское русло, с религией . Она выражалась как в особой религиозной чувствительности американцев , так и их веротерпимости. Несмотря на то что во всех колониях действовали традиционные конфессии, с середины столетия практически утвердился религиозный плюрализм. Что касается американских просветителей, то большинство из них были деистами - то есть доказывали, что после акта творения природа начинает действовать и развиваться по своим законам, так что в ней нет места никаким чудесам, естественно они отстаивали веротерпимость. Само бытие Бога доказывается на основе причинности, а точнее - исходя из необходимости завершить цепь причин, то есть отыскать первопричину всему. Таким образом просвещение и религия переплелись в Америке очень тесно.

2.2. Политическая сфера

После американской революции в жизни нации произошли сильные изменения. Американская нация бурно переживала период становления собственного самосознания. Таким образом в центре внимания оказался вопрос национального самоопределения, потребовав рассмотрения не только его правовых основ, но и направления общественных преобразований, которыми будет сопровождаться создание молодого государства. Главной проблемой являлся вопрос о характере власти и формах правления. Одни отстаивали идею народовластия, зафиксированного в республиканских институтах, другие выступали в защиту наследственной власти. Выдающаяся роль в победе народовластия сыграл Томас Джефферсон - автор «Декларации независимости»(1776), одного из главнейших документов американской революции, где впервые были сформулированы требования, утверждавшие права человека как основу справедливого общественного устройства. В свою очередь Джефферсона вдохновили идеи другого великого деятеля американского Просвещения - Томаса Пейна.

2.3. Культурная сфера

Мерси Отис Уоррен


В культуре Соединенных Штатов преобладает колониальное наследие. Несмотря на отсутствие единой системы образования в Америке, самому образованию в стране, особенно в Новой Англии, придавалось большое значение как вопросу самоусовершенствования личности. В XVIII веке это значение возросло многократно: просвещение стало рассматриваться как средство исправления человека и общества. В 1701 году был основан Йельский университет, до начала Войны за независимость в разных колониях открылось девять колледжей, которые впоследствии также стали университетами. Просвещение вкупе с американской революцией дало мощный толчок для развития нового для Америки литературных жанра - публицистики и нового направления в американской литературе - политической литературы. А первой половине XIX века пробудили интерес к американской прозе писатели-прозаики Чарльз Брокден Браун, Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер. Профессиональный американский театр родился одновременно с возникновением на карте мира новой страны - Соединённых Штатов Америки. И в XIX столетии американский театр прошел тот же путь, что и европейская сцена. В первой половине XIX на сцене господствовал романтизм, - пафос протеста, пестование личной самостоятельности, и полный страсти и темперамента актёрский стиль . Таким образом уже за век существования своей страны американская культура приобрела своеобразную самобытность.

3. Американское Просвещение и формирование антиколониальной доктрины

Американское Просвещение напрямую связано с формированием антиколониальной доктрины , образования национального самосознания, разрыва с матерью-Англией. Американские колонисты осознавали свое положение дальних подданных Британской империи. Но формальное традиционное монархическое устройство, вмешательство Британского парламента раздражало колонистов. Тем более что после 1688 года империя стала разрастаться единственно ради коммерческих целей. Том Джефферсон выводил общее теоретическое оправдание независимости Америки из двух причин: древнего конституционного права, якобы англосаксонские свободы должны гарантироваться колониям и локковского либерализма , чьи абстрактные принципы легитимизировали притязания колоний как притязаний самой природы. В октябре 1775 года Георг III обратился к парламенту по поводу беспорядков в Американских колониях, заявляя, что к этим поселение относились доброжелательно и помогали. В ответ на это Джефферсон написал историю Вирджинии, демонстрирующую отсутствие поддержки. Массовые манифестации протеста, национальная солидарность, мобилизация экономических ресурсов все это знаменовало новую стадию политического противоборства с колониальным режимом. В Фармингтоне (Коннектикут) 19 мая 1774 г. в связи с парламентским актом о закрытии бостонскою порта появились листовки следующего содержания: «В честь бессмертной богини Свободы сегодня, в 6 часов вечера, предать огню дохлый, бесславный акт британского парламента, направленный на дальнейший вред американским колониям; место казни - городская площадь, желательно присутствие всех сынов Свободы» (125, 7, 20). В указанное время в присутствии тысячной толпы приговор был приведен в исполнение. Но американских просветителей, в частности Т. Пейна волновали и более глобальные проблемы колониальной политики и рабства. Так он писал о Великобритании после завоевания Индии: «Недавнее покорение Индии… было в сущности не столько завоеванием, сколько истреблением людей. Англия - единственная держава, способная на столь чудовищное варварство , чтобы привязывать людей к дулам заряженных пушек…». Он осуждает работорговлю в Африке, спаивание туземцев.

4. Значение

Американская революция


Не прекращаются споры, что больше повлияло на формирование идеологии революции - идеи Просвещения или пуританизм . Скорее всего, пуританизм - был оболочкой для светских идей социального переустройства. Ведь и в самой Англии социальное учение приняло религиозную форму, причем, не только содержание, но и светская аргументация. Джерард Уинстенли называл Иисуса Христа первым левеллером и апеллировал к врожденным правам принципу самосохранения, от которого происходят остальные человеческие законы. Так в Америке в период революции теолог Чарльз Чонси учил, что результатом грехопадения Адама было не всеобщее проклятие, а лишение человека бессмертия; все люди рождены для спасения, их истинное предназначение не муки, а счастье . Не светская ли это идея Просвещения о счастье. А Мэйхью считал, что бог не правит произвольно: «Власть этого всемогущего короля ограничена законом, конечно, не парламентскими актами, а вечными законами истины, мудрости и справедливости…». Еще одна просвещенческая идея - власть , даже божественная ограничивается законом, близко к идее деизма, который делает религию более адекватной по отношению к новому более рациональному взгляду на мир. Мыслители типа Хукера, Уильямса, Уайза, Мэйхью не порвали с теологией и религией, однако их мировоззрение , будучи противопоставлено официальному пуританизму, в ряде важных социологических идей вполне созвучно философии Просвещения. В рамках Просвещения развивалась американская правовая мысль , одним из главных завоеваний которой было утверждение национального самосознания. Патрику Генри принадлежит знаменитое изречение, высказанное 6 сентября 1774 г. на Континентальном конгрессе (его дословно приводит в своем дневнике Дж. Адамс): «Различия между виргинцами, пенсильванцами, ныо-йоркцами, новоангличанами больше не существуют. Я не виргинец, а американец». На Америку, которая тогда была культурной и интеллектуальной «провинцией», идеи заокеанских просветителей оказали самое решительное воздействие: здесь они попали на более благоприятную, чем в Европе, почву, как бы специально «взрыхленную» для них всем ходом национальной истории. Там не было традиционных противостоящих сил. Туда ехали авантюристы за свободой , за новой жизнью. Америка с самого начала ее заселения белым человеком была своего рода «лабораторией», где апробировался тезис о врожденном праве людей на свободу, равенство и стремление к счастью. Она всегда была прибежищем для притесняемых (от английских пуритан, гонимых за веру, до тюремных узников, вывозимых сюда «для более активного заселения колоний»), здесь изначально отсутствовали сословные различия и имелись более широкие, чем в Старом Свете, возможности самореализации, повышения социального статуса и благосостояния для каждого. Наконец, именно здесь новоанглийские пуритане строили свой «город на вершине холма», дабы явить «свет миру». Просветительский рационализм также нашел горячий отклик у обитателей североамериканских колоний, своеобразно преломившись даже в Новой Англии, казалось бы, антагонистичной ему по духу. Победоносная Американская революция - это торжество идеологии Просвещения. К числу серьезных завоеваний революции следует отнести важные законодательные меры по секуляризации гражданских институтов, прежде всего разделение государства и церкви и конституционные гарантии свободы религии. XVIII век , столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были, однако, не отвергнуты, но переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, и не с Божьим водительством, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности.

5. Представители

Литература

Ссылки

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/spankeren/6.php
  2. http://www.licey.net/lit/american/enlightenment
  3. http://enlightment2005.narod.ru/papers/americ_philos.htm
  4. http://terme.ru/dictionary/464/word
  5. http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr30.htm

«Американское Просвещение» - XVIII века представляло собой общественное течение, тесно связанное с национально-освободительным движением и Американской революцией. Также испытывало сильное влияние английского и французского Просвещения (особенно идей, французских материалистов, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка). Основные цели просвещения заключались в замене традиции рациональным подходом, абсолютных религиозных догм - научным поиском и монархии - представительной властью. Мыслители и писатели Просвещения отстаивали идеалы справедливости, свободы и равенства, считая их неотъемлемыми правами человека.

Американское Просвещение в корне отличается от европейского. Французские философы предреволюционной поры имели весьма условные и схематичные представления об Америке XVIII века. Впрочем, сами американцы, попав во Францию, зачастую стремились соответствовать французским стереотипам. Так Бенджамин Франклин в Париже сознательно разыгрывал роль «простака в меховой шапке» и «сына природы». Однако у себя в Филадельфии Франклин был совершенно иным: состоятельным джентльменом, ученым, отчасти консерватором. Некоторую параллель можно провести между американским и английским просвещением. Но не случайно американское просвещение рассматривают отдельно от европейского. В то время как цель европейского просвещения заключалась во всесторонней критике политической и социальной системы которая опиралась на сословия и корпорации, на аристократию и церковь, в Америке же просто не было условий для такого типа просвещения - объект критики ещё не сформировался. Характерно, что в американском обществе изначально была распространена вера в прогресс, подкрепленная равнодушием к прошлому. Благодаря практике веротерпимости формы социальной жизни тяготели к индивидуализации, а корпоративные экономические структуры попросту отсутствовали. Естественно, что американцы не использовали эти принципы на практике полностью осознанно. Ведь первые переселенцы намеревались не столько создавать новое общество, сколько воссоздавать традиционный уклад покинутой ими Англии. Американские государственные институты изначально были «очищены» от пережитков феодализма и монархизма в отличие от английской политической системы. Крайне мягкая цензура, отсутствие у местной власти права менять налогообложение по своему усмотрению - все это отвечало духу эпохи просвещения. Однако эти принципы совершенно не затрагивали проблему рабства. «Негрофобия» составляла один из наиболее болезненных аспектов американской жизни. Таким образом, выражение «американское просвещение» может быть не вполне корректным. Ведь в отличие от Европы, просветительская мысль и стремление к суверенитету были широко разлиты в американском обществе, а не противостояли ему. Однако систему просветительских ценностей американское общество усвоили гораздо глубже.

Религиозная сфера

Одна из особенностей Америки XVIII века - тесная связь новых форм мышления, которые вписывались в просветительское русло, с религией. Она выражалась как в особой религиозной чувствительности американцев, так и их веротерпимости. Что касается американских просветителей, то большинство из них были деистами - то есть доказывали, что после акта творения природа начинает действовать и развиваться по своим законам, так что в ней нет места никаким чудесам, естественно они отстаивали веротерпимость. Само бытие Бога доказывается на основе причинности, а точнее - исходя из необходимости завершить цепь причин, то есть отыскать первопричину всему. Таким образом, просвещение и религия переплелись в Америке очень тесно.

Американское Просвещение и формирование антиколониальной доктрины

Американское Просвещение напрямую связано с формированием антиколониальной доктрины, образования национального самосознания, разрыва с матерью-Англией. Американские колонисты осознавали свое положение дальних подданных Британской империи. Но формальное традиционное монархическое устройство, вмешательство Британского парламента раздражало колонистов. Тем более что после 1688 года империя стала разрастаться единственно ради коммерческих целей. Том Джефферсон выводил общее теоретическое оправдание независимости Америки из двух причин: древнего конституционного права, якобы англосаксонские свободы должны гарантироваться колониям, и локковского либерализма, чьи абстрактные принципы легитимизировали притязания колоний как притязаний самой природы. В октябре 1775 года Георг III обратился к парламенту по поводу беспорядков в Американских колониях. В ответ на это Джефферсон написал историю Вирджинии, демонстрирующую отсутствие поддержки. Массовые манифестации протеста, национальная солидарность, мобилизация экономических ресурсов все это знаменовало новую стадию политического противоборства с колониальным режимом. В Фармингтоне (Коннектикут) 19 мая 1774 г. в связи с парламентским актом о закрытии бостонскою порта появились листовки следующего содержания: «В честь бессмертной богини Свободы сегодня, в 6 часов вечера, предать огню дохлый, бесславный акт британского парламента, направленный на дальнейший вред американским колониям; место казни - городская площадь, желательно присутствие всех сынов Свободы». В указанное время в присутствии тысячной толпы приговор был приведен в исполнение. Но американских просветителей, в частности Т. Пейна волновали и более глобальные проблемы колониальной политики и рабства. Он осуждает работорговлю в Африке, спаивание туземцев.

Победоносная Американская революция - это торжество идеологии Просвещения. К числу серьезных завоеваний революции следует отнести важные законодательные меры по секуляризации гражданских институтов, прежде всего разделение государства и церкви и конституционные гарантии свободы религии. XVIII век, столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были, однако, не отвергнуты, но переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, и не с Божьим водительством, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности.

Отцы – основатели США и их философские идеи.

Отцы́-основа́тели США - группа американских политических деятелей, сыгравших ключевые роли в основании американского государства, в частности, в завоевании независимости и создании принципов новой политической системы.

Обычно членами этой группы считают делегатов континентального конгресса, лиц, подписавших Декларацию независимости или конституцию США, а также некоторых других.

Наиболее важные отцы-основатели

Джордж Вашингтон

Первый президент и главнокомандующий американскими войсками во время войны за независимость

Томас Джефферсон

Джон Адамс

Второй президент США

Джеймс Мэдисон

4-й президент США, разработчик Конституции США

Александр Гамильтон

Лидер партии федералистов и выдающийся конституционный адвокат и философ

Бенджамин Франклин

Учёный и политический деятель, один из идеологов Американской революции

Томас Пейн

Видный публицист, идеолог Американской революции

Джон Джей

первый председатель Верховного суда США, дипломат

Бенджамин Франклин(1706– 1790) – амер.. просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции (1787); выдающийся представитель философии Просвещения, первый американец, получивший международную известность. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, Коллинза, Пристли, а также франц. просветителей. Признавая движение имманентным свойством материи, объективную закономерность в природе, противопоставляя церк. догме "естественную религию", где роль бога сводится к сотворению мира, Ф. примыкал к деизму; выступал против кальвинизма, отвергая догму предопределения и бессмертие души «В принципах Франклина речь везде идет о том, чтобы ввести здравый смысл, размышление, расчет, всеобщую справедливость и взаимный порядок в самые незначительные и самые важные дела людей, изгнать дух нетерпимости, жестокости, косности, привлечь внимание людей, к своему призванию, превратить их постепенно, мягко и без больших усилий в деловых, прилежных, предусмотрительных и деятельных, показывая, что каждый из этих навыков вознаградит за себя, а всякое пренебрежение ими отомстит за себя в большом и малом. Он заботился о бедных, но не иначе, как открывая им разумный путь прилежания.» (Иоганн Готтфрид Гердер. Письма для поощрения гуманности, 1793 – 1797).

Томас Джефферсон – (1743-1826) - мер. просветитель, философ и гос. деятель. Исходя из гуманистич. идеала европ. Просвещения, а также под влиянием интуитивизма Ф. Хатчесона и Э. Шефтсбери, Д. признавал врождённое моральное чувство справедливого и несправедливого, присущее каждому человеку. в отличие от франц. просветителей Д. отрицал строгий социальный детерминизм и вслед за Юмом полагал, что великие историч. события порой возникают вследствие стечения непредсказуемых обстоятельств, закономерная связь которых непознаваема. В ряде произв. высказывал материалистич. взгляды, которые, однако, не получили у Д. филос. обоснования. Близкий в целом к локковскому пониманию теории естеств. права, Д. вместе с тем рассматривал право собственности лишь в качестве права гражданского, а не естественного. В Декларации независимости США 1776 - выдающемся документе демократич. социально-филос. мысли 18 в.- он заявлял, что «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем <прирожденными и неотчуждаемыми> очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью»

Джордж Вашингтон - 1732-1799 - Верой в образование проникнуты слова Дж. Вашингтона: "Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия". Вашингтон редко апеллировал к религии и в своей политической деятельности. В ряде ключевых выступлений, в том числе в речи, произнесенной при первом вступлении в должность президента, он говорил о том, что религия как таковая служит общественному благу, однако эту мысль всегда выражал очень спокойно и в максимально общей форме. Скорее всего, Вашингтон верил, что религия улучшает характер и мораль человека и помогает укреплять общественный порядок, однако сколько-нибудь существенной роли в его жизни она не играла

    ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА; АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА

    ВЕРА В ПРОГРЕСС; ! РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ;

    МЯГКАЯ ЦЕНЗУРА; ! СВОБОДА РЕЛИГИИИ ПО КОНСТИТУЦИИ;

    ТЕСНАЯ СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ С РЕЛИГИЕЙ; ! ЛИБЕРАЛИЗМ;



ПРИМЫКАЛ К ДЕИЗМУ; ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ; ОТРИЦАЛ СТРОГИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ;

ОТВЕРГАЛ БЕССМЕРТИЕ ДУШИ; РЕДКО АППЕЛИРОВАЛ К РЕЛИГИИ, НО ВЫСКАЗЫВАЛ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ВО ВСЕ ДЕЛА; ОНА СЛУЖИТ ОБЩЕСТВЕННОМУ БЛАГУ; ВЗГЛЯДЫ;

ВСЕ ЛЮДИ РАВНЫ И ОДАРЕНЫ ПРАВАМИ;