Усадьба сергиевка голова. "камень-голова", уходящая в землю


Людей всегда интересовали древние цивилизации и их невероятные способности создавать мегалиты. Одной из таких тайн являются резные каменные головы цивилизации ольмеков, обнаруженные в Мексике. Эти древние гигантские скульптуры изображают головы людей с плоскими носами, слегка раскосыми глазами и пухлыми щеками. На данный момент раскопано семнадцать загадочных каменных голов, но никто не знает, почему они расположены в том или ином месте, зачем их делали и как их доставили в места, где сейчас находят.


Первые археологические исследования цивилизации ольмеков датируются 1938 годом. Как ни странно, эти экспедиции начали проводить через довольно длительное время после открытия первой гигантской головы в 1862 году в Трес-Сапотес.


Семнадцать гигантских каменных голов ольмеков были найдены в четырех местах вдоль побережья Мексиканского залива, в местах, в которых когда-то процветала цивилизация ольмеков.


Большинство каменных голов ольмеков были вырезаны из круглых валунов, кроме двух огромных голов из Сан-Лоренцо Теночтитлан, которые были вырезаны на гигантских каменных тронах. Любопытно, что еще один памятник, массивный каменный трон, который расположен в Такалик-Абах в Гватемале, возможно, был вырезан наоборот - из колоссальной головы.


Этот монументальный трон является единственным известным примером подобной резьбы, которую нашли не в 4 местах, где обнаруживали каменные головы. Точный возраст этих колоссальных голов до сих пор полностью не установлен. Ученые изучили четыре места, где находили головы ольмеков - Сан-Лоренцо, Ла-Вента, Трес-Сапотес и Ранчо-ла-Кобата, чтобы получить представление о том, как они связаны между собой.


Монументальные головы в Сан-Лоренцо были захоронены около 900 г. до н.э., но есть четкие свидетельства того, что их создавали намного раньше. Что интересно, несмотря на то, что (как считают ученые) головы с Сан-Лоренцо самые старые из всех, они поражают своей идеальной резьбой.


С датировкой в других местах раскопок все сложнее - скульптуры в Трес-Сапотес были перемещены из места их первоначального создания, прежде чем они были исследованы археологами, а головы в Ла-Венте были частично раскопаны и извлечены из земли, когда их обнаружили. Таким образом, фактический период создания гигантских голов ольмеков может охватывать как сто, так и тысячу лет.


Все ольмекские каменные головы относятся к раннему доклассическому периоду Мезоамерики (1500 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.), хотя две головы в Трес-Сапотес и одна голова из Ранчо-ла-Кобата признаны как относящиеся к середине доклассического периода (1000 г. до н.э. - 400 г. до н.э). В основном цивилизация ольмеков располагалась на побережье Мексиканского залива на участке примерно в 275 км вдоль побережья и на 100 км вглубь территории (сейчас на этом месте находятся два современных мексиканских штата Табаско и Веракрус.


Цивилизация ольмеков считается первой «крупной» культурой в Мезоамерике - она существовала в этой области Мексики между 1500 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Будучи одной из «Шести колыбелей цивилизации» в мире, цивилизация ольмеков является единственной, которая развивалась в тропическом лесу. Считается, что вырезание и размещение каждой колоссальной каменной головы должно было быть одобрено и скоординировано ольмекскими правителями.


Также строительство нужно было тщательно спланировать, принимая во внимание усилия, связанные с получением необходимых ресурсов и рабочей силы. Таким образом, кажется, что только самые влиятельные ольмеки могли позволить себе подобное. Что касается рабочей силы, то нужны были далеко не только скульпторы, но и лодочники, плотники, надзиратели и другие ремесленники, которые помогали создать и переместить скульптуру.


В дополнение к этому также нужен был персонал, необходимый, чтобы кормить всех работников. Также нужно было учитывать сезонные циклы и уровень воды в реках, чтобы планировать производство огромных скульптур. На самом деле, на весь проект, от начала до конца, могли потребовались годы. Археологическая экспертиза ольмекских творений позволяет предположить как именно делали эти каменные головы.


Во-первых, валуны сначала грубо обрабатывали, откалывая как крупные, так и небольшие фрагменты породы. Затем производилась более тонкая резьба с помощью скульптурного молотка. В завершающей стадии использовали абразивные материалы для шлифовки. Каменные головы ольмеков отличаются тем, что обычно у них были тшательно вырезаны лица, и намного менее скрупулезно подходили к деталям головных уборов и украшений на ушах.


Все семнадцать каменных голов были вырезаны из базальтового камня, который добывали в горах Сьерра-де-лос-Тукслас в штате Веракрус. Эти валуны находили в районах, пострадавших от крупных вулканических оползней, которые «спускали» огромные валуны вниз по горным склонам. Ольмеки тщательно отбирали валуны, которые изначально имели сферическую форму, чтобы им было легче придавать вид человеческой головы. Затем валуны перевозили от горных склонов на расстояние до 150 км.


Современные ученые недоумевают, как ольмеки могли транспортировать такие огромные массы базальта, тем более, что у них не было тягловых животных, а также эта цивилизация не использовала колесо. Головы ольмеков различаются по весу от от шести до пятидесяти тонн, а высотой примерно от 1,5 до 3,65 метров. Заднюю часть этих каменных памятников часто делали плоской.


Это заставило ученых предположить, что первоначально головы прислоняли к стене во время работы резчиков. Все гигантские каменные головы ольмеков имеют уникальные головные уборы. Предполагается, что ольмеки делали (естественно, в жизни, а не на скульптурах) подобные головные уборы из шкур животных или ткани.


На некоторых из каменных голов даже виден завязанный узел на задней части головы, а у других головные уборы украшены перьями. Также у большинства голов есть большие серьги в мочках ушей. Все головы являются реалистическими точными копиями мужчин. Вполне вероятно, что они были скульптурами известных правителей ольмеков. Все 17 каменных голов находятся на постоянной основе в Мексике, в основном в музеях антропологии.

По маиериалам: thevintagenews.com

В продолжение темы для всех, кому интересна история древних цивилизаций .

Главная достопримечательность парка Сергиевка, которую нам хотелось увидеть, каменная голова, вросшая в землю около тропинки недалеко от дворца.
Таинственный валун Голова, с бьющим у самого ее основания родником, залег в западном овраге парка Сергиевка. В разнообразных документальных и художественных источниках голову называют «Старец», «Старик», «Адамова голова», «Русич», «Голова Самсона», «Воин» и совсем редкое название — скульптура Святогора.
Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты лица лаконичны, глаза выразительны и омрачены глубокой печалью. В переносице видно отверстие, в котором, вероятно, когда-то крепился металлический шлем. Его не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний. Если шлем и был, то в настоящее время эта деталь утрачена.

Никто точно не знает историю этой головы. Но такое большое разнообразие названий говорит о том, что с головой связано много легенд.
Легенда первая:
Сама реальная, она же официальная версия, голову создали из валуна около 1800 г. по велению императора Павла I. Автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя каменотеса осталось неизвестно.
Легенда вторая:
Голова стоит еще с древнерусских времен. Но во времена столь давние, здесь жили многочисленные финно-угорские племена, а Русью тут и не «пахло». Разве что забредали случайные новгородские отряды, сбившиеся с пути в Копорье да Карелу.
Легенда третья:
По другой легенде, в толще земли зарыто изваяние огромного каменного великана. Никто так и не удосужился проверить эту версию.
Легенда четвертая:
Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое — исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.
Легенда пятая:
Это — голова самого императора Петра I. Памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но якобы памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать.
Легенда шестая:
Так же связанная с Петром I. Голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.
Легенда седьмая:
Она гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь (некоторые говорят — сын). Государь Петр I стал крестным отцом ребенка. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.
Легенда восьмая:
Есть версия что голова — это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем. Шведы тащили ее к морю на корабль, но не дотащили и бросили. Так она и осталась в глубоком овраге.
Легенда девятая:
Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским-младшим посетил Сергиевскую усадьбу и побывал в тенистом овраге около «спящей» головы. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года после посещения Сергиевки.
Легенда десятая:
Голову выполнили в середине 19 века почитатели таланта Пушкина, как иллюстрацию к поэме «Руслан и Людмила». Сама голова была гораздо ниже, и из ее рта вытекал ручей, как маленький водопад.

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале «Спартак» была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета — если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.

Парк Сергиевка находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX века.

Если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, то откроется невероятное зрелище – огромная каменная, наполовину вросшая в землю голова.

Это один из самых загадочных скульптур окрестностей Петербурга. Откуда она там взялась и кто её там разместил — тайна. Её называют «Стариком», «Головой Адама», «Русичем».

Точная дата создания каменной головы и ее автор неизвестены. До сих пор его происхождение вызывает множество споров среди историков. Интересно, что этот памятник не упоминается ни в одном из исторических документов, не существует дореволюционных фотографий или рисунков этой головы.

Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию в 1867 году» Льюиса Кэрролла: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут - длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…»

Вероятно, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.

Официальная версия гласит, что голову высекли из валуна в 1800 году по приказу императора Павла I и по проекту архитектора Ф. Броуэра. Она изображала русского витязя, и на ней крепился бронзовый шлем, от которого до сих пор сохранилось крепежное отверстие на переносице головы. По преданию, именно увидев эту голову во время визита в Сергиевку в 1818 году, Пушкин и создал свой бессмертный образ обезглавленного великана.

Есть точка зрения, что это голова Петра I, якобы, сделанная мастером с Петергофской Гранильной фабрики в знак благодарности за то, царь согласился стать крестным отцом его дочери.

Есть и другие легенды, объясняющие появление данного памятника. Согласно одной из них, голову изваяли шведы. Это был образ одного из скандинавских королей. Шведы тащили голову к морю, но не закончили свой путь и бросили камень там где он и лежит поныне.

Все эти версии документально не подтверждены и скорее народного происхождения.

Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»

Другие статьи по теме:

Высеченная (1799-1800 год, проект Ф.Броуэра) из камня голова, возле которой бьет родник. Голова называется «Русич», «Старик».

Есть легенда, что именно под впечатлением именно этого памятника А.С.Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила».

О происхождении головы ничего толком не известно, поэтому ходят всевозможные легенды. Наиболее популярных — две. Согласно первой, это — голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики по поводу того, что Пётр будто бы крестил дочь этого мастера. По второй, это просто иллюстрация к пушкинской «Руслану и Людмиле». Когда-то к голове крепился металлический шлем — в переносице от него осталось небольшое отверстие.

Парк Сергиевка (также Сергиевская дача, Усадьба Лейхтенбергских) - дворцово-парковый ансамбль, располагающийся в Петергофе на месте бывшей усадьбы Лейхтенбергских.

С южной стороны парк начинается у железнодорожной платформы Университет и простирается далее на север до берега Финского залива, на северо-востоке граничит с парком Собственная дача. На территории расположена цепь прудов с мостами и двумя десятками мостами-плотинами, от которых в сторону Финского залива вытекает река Кристателька в глубоких оврагах, где сооружены несколько плотин. Перед впадением в залив к северу от пересекающего парк Ораниенбаумского шоссе ручьи сливаются в один поток.

Парк сформирован на месте естественного лесного массива. По оценкам учёных Биологического института СПбГУ в парке зарегистрировали более 250 видов сосудистых растений, 185 видов птиц и 35 млекопитающих. Площадь 120 гектар.

Дренажная система дорожек в парке устроена так, что в самый сильный ливень они всегда остаются сухими.


Этот парк не входит в популярные туристические маршруты. Сюда не привозят туристов со всего мира, чтобы полюбоваться фонтанами и дворцами. Парк расположен дальше знаменитого дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Это Старый Петергоф в Петродворцовом районе, куда приезжают чаще всего коренные петербуржцы, чтобы побродить по тенистым аллеям парка, насладиться его дивной красотой.

Особенностью этого места является множество садов, о которых, похоже, все забыли, бросив красивейшую природу и уникальные здания на растерзание безжалостному времени. Вероятно, именно эта аутентичность превратила Сергиевку в особенное пространство.

Немного истории

В далеком прошлом на этом месте шумел дремучий лес. После того как в нем выкупил землю А. И. Румянцев — общественный деятель, политик времен Петра I, - он, построил здесь поместье, но от него сейчас не осталось и следа.

В честь Сергея Румянцева, внука первого владельца этих земель, парк и получил свое нынешнее название. Затем усадьба была приобретена Кириллом Нарышкиным — видным деятелем при дворе императора, но почти сразу после его смерти территорию выкупил Николай I для своей дочери и ее супруга герцога Лейхтенбергского.

Новые владельцы заказали архитектору Андрею Штакеншнайдеру спроектировать и построить на территории парка "Сергиевка" в Петергофе загородный дворец, здания для прислуги, церковь и разбить сады.

В двадцатых годах прошлого столетия парк получил статус памятника природы. Усадьба со всеми прилегающими к ней зданиями и территориями была передана Ленинградскому университету, в чьем ведении она находится и сегодня. Этот факт подтверждает табличка у поворота ко дворцу.

В годы Великой Отечественной очень пострадал: практически все здания были частично или полностью разрушены. К огромному сожалению, они не восстановлены и не отреставрированы полностью до сих пор, хотя реставраторы уже начали работы в Старом Петергофе.

Парк "Сергиевка": описание

Ландшафтный парк, который был создан в первой половине XIX века, занимает территорию в сто двадцать гектаров. Он был разбит на месте естественного лесного массива и сегодня частично сохранил первоначальную планировку. этого памятника природы представлен неморальными и южнотаежными лесными сообществами, лугами, низинными болотами и прибрежными тростниковыми зарослями.

В северной части (от Финского залива до Ораниенбаумского шоссе) преобладают береза и в средней части - дубы и липы. В остальных местах встречаются березы и ели. Наибольшие площади в парке заняты березняками и ельниками.

Этот парк наделен особой красотой, благодаря нескольким искусственным прудам с плотинами и двум оврагам. По их дну текут к Финскому заливу ручьи, через которые переброшены многочисленные мостики. С 1920 года здесь располагаются научные лаборатории Санкт-Петербургского государственного университета.

Парк считается относительно небольшим. Особенно если сравнивать его с дворцово-парковым ансамблем Петергофа, Нижним парком. Несмотря на это, здесь есть на что посмотреть.

Усадьба Лейхтенбергских

Это первое строение, которое вы увидите, войдя в парк. Его прекрасно видно с автобусной остановки, на которую направлен фасад дворца. Из этого можно сделать вывод, что благородным обитателям усадьбы открывался потрясающий вид на Финский залив.

Проект дворца разработал архитектор Андрей Штакеншнейдер, который мастерски владел многими стилями и в своих произведениях их весьма удачно сочетал. К примеру, в архитектурный облик этого дворца ему удалось вплести элементы стиля неогрек.

Архитектура дворца несколько напоминает стиль античной виллы с довольно сложной структурой благодаря фасадам, которые дополнены галереями, террасами, примкнувшими павильонами. Двухэтажное здание дворца было построено в 1842 году в стиле позднего классицизма. Кажущаяся сложность его плана обманчива: он тщательно продуман до мелочей и организован рационально.

К завершению строительства (1842 г.) рядом с дворцом были построены Кухонный и Гофмейстерский корпуса. Сегодня, к сожалению, выглядят они не блестяще. Отделка сооружения стилизована под помпейское искусство. Над живописной лепкой дворца и его убранством работали несколько мастеров: М. Андреев, И. Табарин, И. Дролингер, С. Давыдов. К сожалению, меблировка от братьев Гамбсов безвозвратно утрачена.

На территории усадьбы есть и другие постройки, но их, как и дворец, сегодня можно осмотреть только снаружи. Это корпус для слуг, кухонный и прочие, разбросанные практически по всему парку. Выглядят они не так привлекательно, как дворец, у которого тоже пока отреставрированы только два фасада - северный и восточный, но реставрационные работы продолжаются, и очень хочется верить, что вскоре дворец обретет свое былое великолепие.

Сейчас в здании дворца и некоторых парковых постройках располагается

Каменная голова

Несмотря на то что парк "Сергиевка" в СПб создавался вокруг усадьбы и долгое время назывался в ее честь, главной достопримечательностью является не поместье. Визитной карточкой парка является огромная каменная голова, которая смотрит на всех гостей усадьбы с земли.

Эта скульптура овеяна многочисленными легендами, а сказать, кто и зачем ее высек в парке, пожалуй, не сможет никто. Это работа неизвестного мастера, высеченная в огромном гранитном камне. Памятник находится на склоне оврага, по соседству с усадебным домом. Мимо него проходит тропинка от хозяйского дома к ферме.

Размеры изваяния — 2х2,2х1,8 метра. Скульптура представляет собой лицо человека, возможно, воина. Над землей видна лишь верхняя его часть. Глаза человека широко раскрыты. Левая часть лица только грубо намечена мастером. Затылочная часть валуна вообще не обрабатывалась.

Большинство исследователей едины во мнении, что эта скульптура изготовлена в конце XVIII — начале XIX века. Существует версия, ее создали по образу Петра I, оказавшего помощь семье неизвестного скульптора. И какое-то внешнее сходство с царем можно увидеть.

По другой версии, это и есть та голова, о которой писал в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкин. Надо признать, что большинству туристов последняя версия кажется более привлекательной. В наши дни часть скульптуры погребена под землей и является одной из главных загадок Петергофа. Для того чтобы увидеть ее, следует обойти дворец, спуститься по лесенке и перейти ручей. Там вы и обнаружите это таинственное творение.

Другие каменные объекты

Еще несколько крупных валунов расположено на территории парка "Сергиевка". Каменная голова является самым известным из них. В парке находятся три скамьи, вырубленные из валунов. На берегу Финского залива, неподалеку от бывшего здания водоподъемной машины, автором которого считают Андрея Штакеншнейдера, находится большой камень с вырубленными ступенями и четырьмя отверстиями, которые предназначались для крепления сооружения.

Версии по поводу его назначения разнятся — от подмостков или трибуны летнего театра до пристани для лодок, а может, камень являлся своеобразной обзорной площадкой.

Пляж на озере Зеленка

Можно не быть крупным специалистом в области чтобы понять, почему озеро, расположенное в парке "Сергиевка", носит такое название. Достаточно лишь взглянуть на него: вода ярко-зеленого цвета из-за малой глубины и множества растений, которые видны на дне. Кроме того, его окружают деревья, ветви которых в весной и летом покрываются изумрудной листвой, которая отражается в воде и еще более усиливает этот эффект.

Купаться здесь — удовольствие сомнительного свойства, хотя в летний зной некоторые отчаянные туристы пытаются охладиться в Зеленке.

Руины церкви

Если, войдя в парк, пройти примерно двести пятьдесят метров вдоль служебных корпусов, то можно обнаружить остатки четырех стен древней церквушки, которую оставили в таком плачевном состоянии после окончания войны. Историки предполагали, что это был католический костел, но поскольку район постройки был слишком далек от западного христианства, от этой версии быстро отказались.

Позднее были обнаружены подтверждения того, что церковь являлась православным храмом: на одной плите были высечены слова на церковнославянском. Особенными эти руины считают еще и потому, что здесь можно сделать замечательные фотографии в дверном проеме: великолепные резные узоры по его краям остались нетронутыми.

"Собственная дача"

Парк "Сергиевка" своей восточной окраиной граничит с территорией усадьбы "Собственная дача". Нередко об этих территориях говорят как о комплексе, но на самом деле это две разные усадьбы. Главная достопримечательность этого места — дворец, который был построен к началу правления царевны Елизаветы Петровны.

После столетнего запустения его подарили цесаревичу Александру Николаевичу. В советские времена здесь располагался музей. А сегодня в нем начались полномасштабные реставрационные работы, в которых здание уже очень давно нуждалось. Но даже в таком состоянии видно, что это один из архитектурных шедевров Петербурга.

Атланты на своих могучих плечах держат резной фасад, а на высоких колоннах покоится мансарда на третьем этаже. Помимо дворца, на территории дачи цесаревича были высажены изысканные сады, проложены извилистые тропинки в окружении валунов. Была здесь и небольшая домовая церковь Святой Троицы, которая длительное время пребывала в жалком состоянии.

Сейчас ее реставрация почти завершена, в ней уже ведутся службы и проводятся церковные праздники.

Если вы посетите парк "Сергиевка", то не поленитесь немного прогуляться по его ближайшим окрестностям. Здесь очень много интересных мест, которые неведомы обычным туристам.

Дачи Бенуа

Это комплекс зданий, расположенный в полутора километрах от парка. Все они выполнены в стиле русского зодчества, дополненные элементами Остатки деревни Бобыльской, которая объявлена культурным достоянием Петергофа, разрушаются на глазах.

Домов в этой местности было гораздо больше, но многие из них погибли во время пожаров, а часть была разрушена во время войны. Эти поместья получили такое название, потому, что проектировал их архитектор Леонтий Бенуа для состоятельных и влиятельных семейств своего времени. Эти здания дополняют мистическую и печальную атмосферу Старого Петергофа.

Ораниенбаум

Это истинно королевская резиденция, расположенная в поселке Ломоносово. Размах здесь ощущается во всем. Когда-то здесь жил Петр III, еще до того, как он занял российский престол. Екатерина II объявила Ораниенбаум поместьем царской семьи. Хотя трудно назвать эту территорию поместьем, поскольку это настоящий ансамбль парков (Нижнего и Верхнего) с многочисленными дворцами, скульптурами, зданиями в стиле рококо.

Здесь можно увидеть Китайский и Меншиковский дворец, множество корпусов для прислуги, павильонов и других построек, о которых экскурсоводы рассказывают множество интересных историй.

Как из Санкт-Петербурга доехать до парка?

Если вы решили посетить парк "Сергиевка", как добраться до него, мы вам расскажем далее. Он находится в Петродворцовом районе Северной столицы, а доехать сюда можно на автобусе, маршрутке или на собственном автомобиле.

Автобусом

Вам необходимо доехать от станции метро «Автово» на автобусе № 200 до Сергиевки. Дорога займет около полутора часов в зависимости от протяженности пробок на выезде из города.

Маршруткой

От метро «Автово» можно до Сергиевки доехать на маршрутках № 401, К300. От метро «Проспект Ветеранов» до памятника вас доставит маршрутка № К343.