Судебный надзор как принцип уголовного судопроизводства. Значение и порядок надзорного производства в уголовном процессе

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ - ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора - судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой , частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности , установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

ППВС от 11.01.2007.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон или их представителей либо прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда, вынесенного по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационной или апелляционной инстанцией или нижестоящими надзорными инстанциями.

Этапы надзорного производства .

1. Принесение надзорных жалоб и представлений .

Ст.402 УПК. Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном настоящей главой. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

На сегодняшний момент надзор в этой части ближе к кассации, здесь могут обжаловать именно стороны, а не депутаты, СМИ и ГО. Ранее по УПК РСФСР они тоже не могли, но они обращались к судьям и прокурорам, т.к. только те могли обжаловать постановление в порядке надзора. Поэтому закон устанавливает жёсткие определённые требования к содержанию надзорной жалобы или представления. Они аналогичны тем требованиям, которые предъявляются для апелляционной или кассационной жалобы – ст.375 УПК.

Когда подаётся надзорная жалоба, к ней надо прикладывать те документы, которые оспариваются – копию приговора и копии судебных решений кассационной и иных инстанций, если дело в них побывало.

Закон исходит из того, что нельзя сразу обращаться в вышестоящую надзорную инстанцию, надо соблюдать их иерархию.

Есть 3 уровня судов надзорных инстанций, это регламентируется ст.403.

    Президиум суда субъекта РФ. Туда обжалуются приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение, постановление районного суда и кассационное определение суда субъекта;

    Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – рассматривает жалобы на приговор, определение и постановление суда СРФ, но при условии, если они не обжаловались в кассационном порядке в указанную коллегию; постановления Президиума суда субъекта РФ, решения судов, если они уже были обжалованы в порядке надзора.

    Президиум ВС РФ – определения кассационной коллегии ВС, приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам ВС, постановления судьи ВС о назначении судебного заседания.

Ст.403 говорит ещё и о порядке обжалования приговоров, которые постановлены военными судами.

2. Изучение судьёй надзорных жалоб и представлений, при необходимости с истребованием уголовного дела .

Надзорная жалоба и представление подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. После этого их передают судье для единоличного изучения, это может быть поручено любому судье кроме председателя суда СРФ, председателя ВС и их заместителей. Председатели не могут осуществлять первичное изучение жалобы, т.к. заявитель может не согласиться с первичным рассмотрением судьёй, а председатель тогда будет проверять соответствующую жалобу.

Судье для изучения жалобы и для принятия решения даётся 30 суток со дня, когда жалоба поступила в суд. ППВС уточняет, как считать эти 30 суток: судья изучает жалобу, при необходимости истребует уголовное дело, как правило, эта необходимость возникает. Пленум оговорил, что в установленный срок 30 дней не включается время, связанное с истребованием уголовного дела, 30 дней даётся именно на изучение.

После того как судья изучил жалобу, он выносит мотивированное решение – постановление. Если судья получает жалоба и понимает, что она ему не подсудна, он её не принимает и указывает, в какой суд надо обратиться.

3. Вынесение судьёй постановления о передаче жалобы либо представления на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы . Если по жалобе было принято отрицательное решение, то надзорное производство не продолжается, если же принято решение о продолжении надзорного производства, то переходим к следующему этапу.

4. Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции . Суд должен рассмотреть дело в течение 15 суток, для ВС этот срок увеличен до 30 суток. Состав суда. Если речь идёт о судебной коллегии, то заседают 3 судьи, если же речь идёт о президиуме, он правомочен рассматривать дело при наличии более половины его членов.

О дне рассмотрения жалобы извещаются прокурор, потерпевший, осуждённый, законные представители и иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой. Обязательным является участие именно прокурора.

Дело докладывается судьёй докладчиком, он излагает обстоятельства уголовного дела, содержание и мотивы жалобы или представления, он говорит о мотивах вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Члены суда могут задавать вопросы по сути этого доклада. После доклада предоставляется слово прокурора, если он внёс надзорное представление, он его поддерживает, если же надзорное производство возбуждено по жалобе, то он даёт своё заключение. Затем предоставляется возможность выступить осуждённому, потерпевшему и т.д., если они присутствует и ходатайствуют об этом (они редко присутствуют, т.к. заключённый под стражей, да и это затратно).

Пределы прав надзорной инстанции и виды решений, которые выносятся.

Вопрос о пределах прав надзорной инстанцией достаточно сложный, в этой сфере уже поработал КС РФ.

Для суда надзорной инстанции сохранено ревизионное начало, т.е. если жалоба подана в отношении несправедливости для одного гражданина, то поверять будут всё, а не только в рамках заявленных требований. Принцип невозможности поворота к худшему действует так же, как и в других инстанциях. Это ст.405 УПК: пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

ПКС от 11.05.2005г. №5-П признаёт, что ст.405 УПК РФ в той мере, в какой она не допускает поворот к худшему по жалобе потерпевшего или прокурора и не позволяет тем самым устранить допущенные существенные фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствует КРФ. Т.о. КС решил до внесения изменений в УПК допускать пересмотр оправдательного приговора либо обвинительного приговора, чтобы ухудшить положение осуждённого – только в течение года со дня вступления приговора в законную силу.

В данном случае под существенными фундаментальными нарушениями понимается грубые отступления от принципиальных положений закона в ходе рассмотрения дела в первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, в частности, незаконный состав суда, вынесения приговора на основании доказательств, признанных не допустимыми, необоснованный отказ в исследовании доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.

Виды решений суда надзорной инстанции.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Форма данного документа подчиняется общим требованиям для кассации – требования для определение или постановления суда надзорной инстанции – ст.388.

Вынесенный документ подписывается всеми судьями, если он вынесен коллегией, и председательствующим, если он вынесен президиумом.

Основания отмены решения в суде надзорной инстанции. Ст.409 отсылает к основаниям ст.379 – основания для отмены или изменения приговора в кассационной инстанции – неправильное применение уголовного закона, нарушение уголовно-процессуального закона, нарушение требований справедливости и т.д.

Когда суд надзорной инстанции выносит решение, в его акте надо указать, какие именно нарушения были допущены нижестоящим судом, данные указания обязательны для суда, рассматривающего дело. Давая указания, суд надзорной инстанции не может выходить за пределы, которыми его ограничил закон – он не может указать, как надо квалифицировать деяние и какое назначить наказание.

Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.

Повторная жалоба - такая жалоба, которая подаётся тем же лицом по тому же основанию, если ранее лицу было отказано в удовлетворении жалобы. Внесение такой жалобы не допускается. Однако жалобу может принести то же лицо, но уже по другому основанию. Если же судом в порядке надзора решение отменено, новое решение можно снова обжаловать.

Как и в кассации, если лицо подало жалобу, оно ей не связано, т.е. до того как дело будет принято к производству, жалобу можно отозвать.

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

  1. приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
  2. судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  3. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
  4. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
  5. определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Глава 23. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

§ 1. Сущность и задачи производства в надзорной инстанции

Уголовное судопроизводство выполнит свое назначение только тогда, когда по делу вынесен законный и обоснованный приговор. Если же то или иное судебное решение (приговор, а также определение, постановление) не обладает этими качествами, они подлежат обязательному исправлению. Обнаружению и исправлению незаконных и необоснованных приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, и призвана служить стадия производства в надзорной инстанции (или стадия надзорного производства). Таким образом, надзорное производство является одной из гарантий защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой осуществляется регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке судьей законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу, в принятии решения о возбуждении надзорного производства (или отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления), проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

Производство в порядке надзора имеет некоторые общие черты с производством в кассационной инстанции. Они проявляются в единстве задач и целей производства в этих стадиях, в общих принципах уголовного судопроизводства, в таком общем для этих двух форм проверки законности и обоснованности приговора правиле, как запрет поворота к худшему» в результате рассмотрения дела в вышестоящем суде, в единых основаниях отмены или изменения приговора, определения или постановления и др.

Вместе с тем, кассационное производство, с одной стороны, и производство в порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия.

1. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мировых судей (ч. 3 ст. 354 УПК), а в порядке надзора – решения, которые уже вступили в силу (ст. 402 УПК).

2. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационной инстанции. Так, в кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры или иные решения суда первой инстанции, а также суда апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 355 УПК). В порядке же надзора помимо этих актов возможен пересмотр определений кассационной инстанции, а также постановлений нижестоящей надзорной инстанции (ст. 403 УПК).

3. Различны и судебные органы, пересматривающие эти решения. Судами кассационной инстанции являются те, которые указаны в ч. 3 ст. 355 УПК. А в порядке надзора судебные решения пересматривают суды, названные в ст.403 УПК.

4. Различны и субъекты, наделенные правом кассационного обжалования, с одной стороны, и заявления ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора — с другой. В первом случае это осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель, потерпевший и его представитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска (ч. 4 и 5 ст. 354 УПК), а во втором — осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор (ч. 1 ст. 402 УПК).

5. Лицо, подавшее кассационную жалобу или представление, может быть уверено в том, что суд обязательно их рассмотрит. Рассмотрение же надзорных жалоб и представлений зависит от решения судьи, их проверявшего (ст. 406 УПК).

6. В соответствии с ч. 2 ст. 360 УПК суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление. А суд надзорной инстанции действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых их них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч. 1 и 2 ст. 410 УПК).

7. Возможность принесения кассационной жалобы или представления ограничена определенными сроками (ст. 356 УПК). А принесение протеста в порядке надзора никакими сроками не ограничено.

§ 2. Обжалование приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу

В соответствии со ст.403 УПК, в порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) судебные решения, указанные в п.1, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения, указанные в п.3, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Ходатайство прокурора о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда называется надзорным представлением, а ходатайства остальных участников процесса, имеющих право заявлять их, – надзорными жалобами (ч. 2 ст. 402 УПК).

Надзорные жалоба или представление составляются в соответствии с теми же требованиями, что и кассационные жалоба или представление (ст. 375 УПК), и направляются непосредственно в суд назорной инстанции, правомочный пересматривать данное судебное решение. К ним прилагаются: 1) копия обжалуемого приговора или иного судебного решения; 2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному делу; 3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобах или представлении (ст. 404 УПК). Думается, что в тех случаях, когда заявитель лишен возможности представить копии обжалуемых им решений, соответствующие документы должны быть истребованы судьей.

При пересмотре судебного решения в порядке надзора действует правило о недопустимости поворота к худшему, в соответствии с которым пересмотр обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускается (ст. 405 УПК).

Устанавливая этот запрет, законодатель исходит из различных процессуальных условий, в которых происходит рассмотрение дела в суде первой инстанции и в порядке надзора, учитывая прерогативу суда первой инстанции в решении вопросов о вине и наказании, а также то, что наибольшие гарантии для защиты прав подсудимого имеются именно в суде первой инстанции.

Таким образом, в порядке надзора может быть принято только решение, идущее на пользу осужденному, но не во вред ему. В соответствии с ч. 3 ст. 410 УПК, суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Оправданный может добиваться, в частности, чтобы решение об оправдании в связи с тем, что «в деянии подсудимого нет признаков преступления» (п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК), было заменено решением о вынесении оправдательного приговора потому, что «не установлено событие преступления» (п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК). Для него это может оказаться важным, поскольку в указанных случаях по-разному решается вопрос о гражданском иске: в первом случае он оставляется без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, тогда как во втором в удовлетворении иска отказывается (ч. 2 ст. 306 УПК).

Согласно ст. 406 УПК, надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. Судья вправе истребовать любое уголовное дело, если без него невозможно разрешить жалобу или представление. Истребование дел осуществляется в пределах компетенции судьи, установленной ст. 403 УПК. Причем уголовное дело истребуется не в любом случае, а только тогда, когда возникает такая необходимость. Если же без содержащихся в нем материалов нельзя правильно разрешить поступившую жалобу или представление, истребуется все дело.

Изучив жалобу или представление, судья принимает одно из двух решений: 1) либо отказывает в их удовлетворении, 2) либо возбуждает надзорное производство и передает жалобу или представление на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано (ч. 3 ст. 406 УПК). Первое из указанных решений принимается в случаях, когда из текста жалобы или представления не усматривается нарушения закона, неправильности приговора, ущемления чьих-либо прав и законных интересов. В нем должен быть обоснован вывод, опровергающий доводы жалобы или представления и подтверждающий законность и обоснованность приговора и иного судебного решения.

Может случиться и так, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители, а также председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа не согласны с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Тогда он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного производства (ч. 4 ст. 406 УПК).

§ 3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

В соответствии со ст. 407 УПК, надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения (т. е. решения судьи о возбуждении надзорного производства). О дате, времени и месте заседания суд извещает осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора.

В заседании суда надзорной инстанции обязательно участие прокурора. Что же касается осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, то они участвуют в судебном заседании, если заявили ходатайство об этом. Указанным лицам предоставляется возможность заранее ознакомиться с надзорной жалобой или представлением.

В этой стадии действуют общие правила о недопустимости повторного участия судьи в разбирательстве уголовного дела (ст. 63 УПК).

Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции начинается докладом члена президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиума Верховного Суда Российской Федерации или другого судьи, ранее не участвовавшего в рассмотрении данного уголовного дела (ч. 3 ст. 407 УПК). Иными словами, докладчиком может быть и судья, который не принимает решения по данному делу.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. По окончании доклада ему могут быть заданы вопросы как судьями, так и иными участниками процесса. После этого слово предоставляется прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления или дачи заключения по надзорной жалобе других участников процесса. Если в судебном заседании участвует осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения (ч. 4–6 ст. 407 УПК).

После этого стороны удаляются из зала судебного заседания, и суд приступает к принятию решения. Верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа, а также Президиум Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации – определение (ч. 7–8 ст. 407 УПК).

В соответствии с ч. 9 ст. 407 УПК, решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается простым большинством голосов судей. При равенстве голосов жалоба или протест считаются отклоненными, за исключением случаев, предусмотренных ч.10 той же статьи, в соответствии с которой при рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Совета Российской Федерации, присутствовавших на заседании.

§ 4. Решения и пределы прав суда надзорной инстанции

В соответствии с ч.1 ст. 409 УПК основания отмены или изменения приговора, определения либо постановления при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора такие же, как и основания к пересмотру приговора в кассационном порядке. К их числу относятся: 1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; 2) нарушение уголовно-процессуального закона; 2) неправильное применение уголовного закона; 3) несправедливость приговора. А основаниями отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, являются те, которые указаны в пунктах 2–4.

Это положение означает, что отмена или изменение приговора, определения либо постановления в порядке надзора не связаны с наличием каких-то особых нарушений закона. По указанным основаниям приговор должен быть признан незаконным и необоснованным независимо от того, будут ли установлены такие основания при кассационном рассмотрении дела или после вступления приговора в законную силу.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 409 УПК, определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда назорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что: 1) определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; 2) определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу; 3) определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления.

О пределах прав надзорной инстанции говорится в ст. 408 УПК. На основании этой нормы в результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе принять одно из следующих решений:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения и приговор, определение или постановление.

В соответствии с ч. 2 ст.408 УПК, в случаях, перечисленных в п. 2–6 части первой данной статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения, предусмотренное ст. 409 УПК.

Определение и постановление суда надзорной инстанции должны соответствовать требованиям ст. 388 УПК, которая говорит о содержании кассационного определения. Определение подписывается всем составом суда, а постановление – председательствующим в заседании президиума. Эти документы приобщаются к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившим поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорная жалоба или представление, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях отмены решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления (п. 3–5 ст. 408 УПК).

В ст. 410 УПК перечислены пределы прав суда надзорной инстанции. В ч. 1 этой статьи говорится, что при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. При этом если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч. 2 ст. 410 УПК). Эти права суда по ревизионной проверке дела вытекают из самого назначения надзорного производства — принимать меры к устранению допущенных при производстве по делу нарушений материального и процессуального закона.

Если суд надзорной инстанции возвращает дело на новое судебное рассмотрение, он должен указать, в суд какой инстанции это дело возвращается (ч. 4 ст. 410 УПК).

В ч. 5 ст. 410 УПК говорится, что в случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорная жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.

Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 УПК).

В соответствии с ч. 7 ст. 410 УПК, суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе: 1) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвернуты им; 2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; 3) принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания. Равным образом суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела (ч. 8 ст. 410 УПК).

Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается. Однако надзорные жалоба или представление на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном порядке или в порядке надзора, могут быть внесены в порядке надзора независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные приговор, определение или постановление.

Грун А. Я. Пересмотр приговоров в порядке судебного надзора. М., 1969.

Маслов В. П. Пересмотр уголовных дел в порядке судебного надзора. М., 1965.

Перлов И. Д. Надзорное производство в уголовном процессе. М., 1974.

Темушкин О. П. Организационно-правовые формы проверки законности и обоснованности приговоров. М., 1978.

ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Основной формой проверки законности и обоснованности приговоров является производство в суде второй инстанции. И хотя производство на этом этапе в значительной мере выполняет задачи по предотвращению вступления в силу незаконных и необоснованных судебных решений, нельзя сказать, что лишь при такой форме пересмотра приговоров могут быть полностью исключены судебные ошибки. Во-первых, не все приговоры суда первой инстанции обжалуются и опротестовываются в суд второй инстанции. Поэтому часть из них вступает в законную силу, минуя суд второй инстанции. Во-вторых, практика показывает, что и суды второй инстанции допускают ошибки, следовательно, их акты порой нуждаются в проверке. Тем самым, признавая важность деятельности суда второй инстанции, не вступивших в законную силу, нельзя недооценивать и предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством РФ регламентацию производства в порядке надзора, которое как и кассационное производство является формой надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов и имеют целью, прежде всего, исправление судебных ошибок. Эти ошибки могут быть в тех приговорах, которые не были предметом кассационного рассмотрения. В некоторых случаях кассационные и надзорные инстанции не исправляют судебные ошибки при проверке законности и обоснованности приговора либо сами принимают незаконные решения.

В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившее в законную силу.

Надзорное производство - это исключительная и самостоятельная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на его принесение должностных лиц на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений любого суда, действующего на территории РФ, независимо от того, подлежат ли они кассационному обжалованию и опротестованию или нет.

Другое различие заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей).

И наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц или судебных или прокурорских органов. В отличие от кассационного производства пересматривать судебные решения в порядке надзора непосредственно по жалобам суд не может. Далее, различны также и суды, в которых пересматриваются решения в кассационном и надзорном порядке, иной и порядок рассмотрения дел. В этом и заключается исключительность и самостоятельность данного производства. Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.

Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет “поворота к худшему” и др.). Однако несмотря на наличие ряда общих положений у обоих стадий, институт рассмотрения дел в порядке надзора относится в силу указанных выше свойств к числу исключительных стадий уголовного процесса. Исключительность надзорного производства обусловлена тем, что речь здесь идет о пересмотре решений, уже вступивших в законную силу.

В стадии надзорного производства решаются прежде всего общие задачи уголовного судопроизводства, изложенные в ст. 2 УПК. Суды надзорной инстанции, исправляя допущенные нижестоящими судами ошибки, отменяя необоснованные и незаконные судебные решения, изменяя приговоры и прекращая дела производством, обеспечивают правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Суды надзорной инстанции всей своей деятельностью способствуют укреплению законности, предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.

Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, оказывают важное влияние на судебную практику, направляя деятельность судьи в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия. Надзорное производство имеет важное значение не только для повышения эффективности правосудия, но и улучшения качества расследования уголовных дел, обеспечения законности и охраны прав граждан.

Возбуждение надзорного производства. Опротестование и приостановление судебных решений

Надзорное производство, как стадия уголовного процесса, включает в себя следующие этапы (части), составляющие его систему:

1) возбуждение производства в порядке надзора; 2) опротестование решений; 3) рассмотрение дела в надзорной инстанции; 4) вынесение судебного решения.

Поводами к возбуждению надзорного производства служат: жалобы, заявления осужденных, оправданных, их защитников, других лиц; ходатайства предприятий, учреждений, организаций, сообщения средств массовой информации; предложения судебных работников, обнаруживших судебные ошибки при проверке деятельности судов; решения должностных лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора; представление прокурора района (города); особое мнение судьи.

Сам по себе прием жалобы или заявления (ходатайства) еще не создает обязанности должностных лиц органов прокуратуры и суда истребовать дело для проверки. Если из текста жалобы или заявления компетентное должностное лицо не усмотрит нарушения закона, неправильности приговора или ущемления прав гражданина, то оно не только не возбуждает надзорного производства, но и не истребует дело для проверки в порядке надзора. В случае очевидной несостоятельности доводов жалобы она оставляется без последствий, о чем сообщается заявителю. В постановлении пленума Верховного Суда СССР “О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам” от 5 апреля 1985 г. указывается, что признать правильной практику составления в таких случаях заключений с изложением конкретных доказательств и выводов, опровергающих доводы жалобы и подтверждающих законность и обоснованность приговора или иного судебного решения.

Генеральный прокурор РФ в приказе № 44 “О повышении качества и эффективности и участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы” от 18 августа 1994 г. предлагает подчиненным прокурорам установить такой порядок, чтобы каждая надзорная жалоба, поступившая в прокуратуру, была рассмотрена самым тщательным образом и разрешена правильно - пол закону. Предписывается разрешать жалобы на основе глубокого изучения материалов уголовного дела с учетом доводов, содержащихся в жалобах. По каждой жалобе должны быть приняты меры к устранению нарушений закона, а при отсутствии оснований к пересмотру приговоров необходимо составлять заключения, а заявителю давать развернутый ответ. Решения об отказе в принесении протестов в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах предлагается принимать руководителям этих прокуратур.

Жалоба - юридический документ. Если в ней приводятся убедительные доводы неправильного рассмотрения уголовного дела, оно должно быть истребовано и проверено. Правом истребовать дело наделены определенные должностные лица суда и прокуратуры, которые в соответствии с законом вправе внести протест в порядке надзора. Кроме того, возможность истребования из народного суда уголовного дела для проверки предоставляется прокурору района (города).

Проверить уголовное дело в порядке надзора - это значит выяснить, есть ли в материалах истребованного дела основания к принесению протеста. Если оснований для принесения протеста в порядке надзора не будет обнаружено, об этом сообщается лицу, учреждению или организации, когда дело для проверки истребовалось по их ходатайству. Дело же возвращается в суд, и надзорное производство прекращается. В тех случаях, когда будет установлено, что уголовное дело судом рассмотрено неправильно, на приговор, определение или постановление суда приносится протест и об этом сообщается заинтересованным лицам.

В случае проверки дела прокурором района (города), им вносится вышестоящему прокурору представление о необходимости принесения протеста в порядке надзора (ст. 371, 375 и 376 УПК).

Специальных оснований для принесения протеста в порядке надзора законодатель не устанавливает. Такими основаниями являются незаконность или необоснованность судебного акта, не устраненные в кассационном порядке, то ли потому, что кассационный суд (или нижестоящая надзорная инстанция) неверно рассмотрел дело.

Принести протест в порядке надзора вправе: председатель и заместители председателя Верховного Суда РФ, председатель Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, председатель Верховного Суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного суда, суда автономной области и автономного округа, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа.

Другим должностным лицам органов суда и прокуратуры, кроме указанных в ст. 371 УПК, права на принесение протестов в порядке надзора законом не предоставлено.

Протест в порядке надзора - это представление компетентного должностного лица органов суда и прокуратуры в соответствующую судебную инстанцию об отмене либо изменении приговора, определения или постановления суда, вступившего в законную силу.

Закон не устанавливает формы протеста и его составных частей. На практике в протесте, в частности, указывается: судебная инстанция, в которую вносится протест; наименование опротестовываемого судебного решения, название суда, его постановившего, и время постановления; основные данные о личности, в отношении которой приносится протест; закон, по которому осуждено (оправдано) лицо;

вид и размер меры наказания; краткое содержание опротестованного судебного решения; сущность нарушений или ошибок, имевших место при постановлении приговора (определения, постановления). В протесте также излагаются мотивы опротестования и содержание предложений о принятии нового судебного решения.

Протест, принесенный уполномоченным на то лицом в соответствующую судебную инстанцию, подлежит обязательному рассмотрению. Отозвать протест может лишь лицо, принесшее его. Протест, принесенный прокурором, может быть снят также вышестоящим прокурором. Правомочие на подписание и снятие протеста определяется должностью. Должностное лицо может отозвать протест, принесенный иным лицом, исполняющим его обязанности, но не наоборот. Лицо не вправе отозвать протест, если на момент его рассмотрения оно уже не занимает должности, от имени которой протест принесен.

Протесты отзываются или снимаются до начала судебного разбирательства путем направления соответствующему суду письменного распоряжения. Это распоряжение вместе с протестом хранится в деле. Рассматривать снятый или отозванный протест нельзя.

Принесение протестов в порядке надзора сроками не ограничено. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 373 УПК.

Приговор, определение, постановление суда, вступившее в законную силу, по общему правилу, подлежат немедленному исполнению (ст. 356, 357 УПК). Председатель Верховного суда республики в составе РФ, края, области, города, автономной области и автономного округа правом на приостановление исполнения судебных решений не обладает. С представлением о приостановлении исполнения судебного решения они вправе обратиться соответственно к Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ либо к их заместителям, которые вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованного судебного решения.

В случаях, указанных в законе, приостановление исполнения приговора суда возможно одновременно с истребованием дела до опротестования на срок не свыше трех месяцев (ст. 372 УПК).

Приостановление исполнения приговора, определения, постановления осуществляется письменным распоряжением должностного лица, истребовавшего дело или принесшего протест.

Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 34 ФЗ “О прокуратуре РФ”). Нельзя приостанавливать уже исполненное судебное решение. Приостановлено может быть как исполняемое решение, так и решение, которое еще не обращалось к исполнению. Время, на которое было приостановлено исполнение судебного решения, в срок отбывания меры наказания не засчитывается.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен (ст. 373 УПК).

Рассмотрение дел в порядке надзора

Согласно ст. 19, 20 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” и ст. 374 УПК дела по протестам в порядке надзора рассматривают следующие суды: президиумы Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономных областей, судов автономных округов; Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ 1 .

1 При принесении протеста должна соблюдаться инстанционность, т.е. строгая последовательность движения и перехода дела из одной надзорной инстанции в другую, от самой нижней до самой высокой. Дело в порядке надзора не может рассматриваться вышестоящей надзорной инстанцией, если оно не было предметом рассмотрения в нижестоящем суде.

Для рассмотрения протестов на приговоры, определения, постановления военных судов надзорными инстанциями являются: военные суды округов, флотов и соответствующие им военные суды; военная коллегия Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ.

Президиумы Верховных судов республик в составе РФ, областных и соответствующих им судов рассматривают протесты на кассационные определения судебных коллегий этих судов, а также на приговоры, определения и постановления районных (городских) судов и постановлений судей этих судов.

В рассмотрении дела в порядке надзора участие прокурора обязательно. В президиуме Верховного Суда республики в составе РФ; краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа - соответственно прокурор данной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа; в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ - прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РФ; в Президиуме Верховного Суда РФ - Генеральный прокурор РФ или его заместитель 2 .

2 Протест подлежит рассмотрению не позднее пятнадцати суток, а в Верховном Суде Рф - не позднее месяца с момента поступления дела с протестом (ст. 377 УПК).

В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Приглашенным на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомиться с протестом или заключением.

Дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание протеста, определения и постановления, содержание протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, то они вправе после доклада дать свои устные объяснения.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им протеста или дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя, после чего судьи выносят постановления, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ - определение, которое принимается большинством голосов.

В практике при рассмотрении дела в порядке надзора наряду с материалами, которые были предметом рассмотрения суда первой и кассационной инстанций, используются новые материалы. Ими являются документы-доказательства установленной или общепринятой формы, в которых предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами удостоверены или изложены обстоятельства и факты, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

К ним относятся, например, характеристики либо данные о наградах, поощрениях, объяснения, заявления, письма граждан, квитанции, акты ревизий, инвентаризаций, различные справки о судимости, ранениях, болезнях, инвалидности, служебная документация, деловые письма, договоры, рапорты работников милиции, приказы, инструкции, заключения (акты) технических инспекторов, расписки, чертежи, схемы, карты, рисунки, фонограммы, видеозаписи, кинофотодокументы и другие документы, в том числе и содержащие мнение сведущего лица или информацию, полученную с помощью электронно-вычислительной техники. Эти материалы относятся к иным документам (ст. 69 УПК) и являются доказательствами (ст. 88 УПК).

Не могут быть использованы при рассмотрении дела в порядке надзора новые материалы, полученные при расследовании вновь открывшихся обстоятельств, а также при проведении дополнительных следственных действий по делу без отмены вступившего в законную силу приговора или определения о прекращении дела и направления этого дела на новое расследование.

Новые материалы могут быть представлены в надзорную инстанцию лицом, приносящим протест по делу, а также лицом, вызванным в заседание этой инстанции. При необходимости материалы могут быть истребованы судом.

Решения суд надзорной инстанции принимает на месте, без удаления в совещательную комнату. При равенстве голосов протест, как не собравший большинства, считается отклоненным.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ подписывается всеми судьями, рассматривающими дело в порядке надзора, а постановление соответствующего президиума - председательствующим.

При вынесении решения надзорной инстанции судьи, принимавшие в этом участие, не могут воздерживаться от голосования, а при постановлении определений - от их подписания. Судья, остающийся при особом мнении, может изложить его в письменном виде. Особое мнение приобщается к делу и доводится до сведения председателя соответствующего суда для разрешения вопроса о принесении протеста на решение надзорной инстанции.

В результате рассмотрения дела в порядке надзора суд может:

оставить протест без удовлетворения; отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления, прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; отменить определения или постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение или постановление суда (ст. 378 УПК).

Основаниями к отмене или изменению приговора при рассмотрении дела в порядке надзора являются обстоятельства, указанные в ст. 342 и 379 УПК.

Определения или постановления соответствующего суда подлежат отмене или изменению, если суд, рассматривающий дело по протесту, признает, что этим определением или постановлением вынесено незаконное или необоснованное решение судом первой инстанции, неосновательно оставлены без изменения, отменены или изменены вышестоящим судом предшествующие определения, постановления или приговор по делу, либо если при рассмотрении дела в вышестоящем суде были допущены нарушения закона, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного им определения или постановления (ст. 379 УПК).

Пределы прав надзорной инстанции

Анализ положений ст. 380 УПК позволяет констатировать, что она устанавливает правила о так называемом ревизионном начале при рассмотрении уголовных дел в порядке надзора, смысл этого начала сводится к тому, что надзорная инстанция не связана доводами протеста, а проверяет дело в полном объеме как в отношении лиц, относительно которых принесен протест, так и тех, вопрос о которых в протесте не ставился.

Рассмотрение дела в полном объеме означает, что надзорная инстанция, соглашаясь в принципе с протестом, в его обоснование может привести совершенно иные доводы, чем те, на которые сделана ссылка в этом документе. Надзорная инстанция также не связана вопросами, поставленными в протесте, и вправе принять решение, полностью отличающееся от них.

Полномочия надзорной инстанции ограничены действием запрета “поворота к худшему” (ст. 373, 380 УПК). Надзорная инстанция может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не может принять решение, которое, по сравнению с приговором или кассационным определением, усилило бы наказание, а также применить закон о более тяжком преступлении. Если необходимо это сделать, надзорная инстанция направляет дело на новое судебное или кассационное рассмотрение.

Признав неправильным оправдание подсудимого или прекращение дела в суде первой или кассационной инстанции, равно как назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующему содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением условий, установленных в ст. 373 УПК, отменить приговор или определение и направить дело для нового рассмотрения соответственно в суд первой или кассационной инстанции. При этом, возвращая дело в суд первой инстанции, суд надзорной инстанции должен указать стадию, с которой дело возвращается на новое рассмотрение.

Если неосновательное прекращение дела или незаконное смягчение наказание осужденному было допущено при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение.

В случае, когда по делу осуждено или оправдано несколько подсудимых, суд не имеет права отменить приговор, определение или постановление в части тех оправданных или осужденных, в отношении которых протест не вносится, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.

Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, обязательны при дополнительном расследовании и при вторичном рассмотрении дела судом.

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им, а равно не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Равным образом суд при рассмотрении дела в порядке надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела (ст. 380 УПК).

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, www.kursach.com, rudiplom.ru.

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Основной формой проверки законности и обоснованности приговоров является производство в суде второй инстанции. И хотя производство на этом этапе в значительной мере выполняет задачи по предотвращению вступления в силу незаконных и необоснованных судебных решений, нельзя сказать, что лишь при такой форме пересмотра приговоров могут быть полностью исключены судебные ошибки. Во-первых, не все приговоры суда первой инстанции обжалуются и опротестовываются в суд второй инстанции. Поэтому часть из них вступает в законную силу, минуя суд второй инстанции. Во-вторых, практика показывает, что и суды второй инстанции допускают ошибки, следовательно, их акты порой нуждаются в проверке. Тем самым, признавая важность деятельности суда второй инстанции, не вступивших в законную силу, нельзя недооценивать и предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством РФ регламентацию производства в порядке надзора, которое как и кассационное производство является формой надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов и имеют целью, прежде всего, исправление судебных ошибок. Эти ошибки могут быть в тех приговорах, которые не были предметом кассационного рассмотрения. В некоторых случаях кассационные и надзорные инстанции не исправляют судебные ошибки при проверке законности и обоснованности приговора либо сами принимают незаконные решения.

В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившее в законную силу.

Надзорное производство - это исключительная и самостоятельная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на его принесение должностных лиц на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений любого суда, действующего на территории РФ, независимо от того, подлежат ли они кассационному обжалованию и опротестованию или нет.

Другое различие заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей).

И наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц или судебных или прокурорских органов. В отличие от кассационного производства пересматривать судебные решения в порядке надзора непосредственно по жалобам суд не может. Далее, различны также и суды, в которых пересматриваются решения в кассационном и надзорном порядке, иной и порядок рассмотрения дел. В этом и заключается исключительность и самостоятельность данного производства. Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.

Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет “поворота к худшему” и др.). Однако несмотря на наличие ряда общих положений у обоих стадий, институт рассмотрения дел в порядке надзора относится в силу указанных выше свойств к числу исключительных стадий уголовного процесса. Исключительность надзорного производства обусловлена тем, что речь здесь идет о пересмотре решений, уже вступивших в законную силу.

В стадии надзорного производства решаются прежде всего общие задачи уголовного судопроизводства, изложенные в ст. 2 УПК. Суды надзорной инстанции, исправляя допущенные нижестоящими судами ошибки, отменяя необоснованные и незаконные судебные решения, изменяя приговоры и прекращая дела производством, обеспечивают правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Суды надзорной инстанции всей своей деятельностью способствуют укреплению законности, предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.

Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, оказывают важное влияние на судебную практику, направляя деятельность судьи в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия. Надзорное производство имеет важное значение не только для повышения эффективности правосудия, но и улучшения качества расследования уголовных дел, обеспечения законности и охраны прав граждан.

Реферат

ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ


1. Понятие надзорной инстанции

2. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе либо представлению

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

4. Виды решений надзорной инстанции

5. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств

6. Сроки возобновления производства по делу

7. Заключение прокурора по результатам проверки

8. Компетенция суда


1. Понятие надзорной инстанции

Надзорная инстанция – это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов (п. 16 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, основным отличием надзорной инстанции от кассационной является то, что кассационная инстанция пересматривает судебные решения, не вступившие в законную силу, а надзорная, напротив, – вступившие.

Кассационное и надзорное производство сходно в целях, задачах, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и т.д.). Однако, несмотря на наличие ряда общих положений у обеих стадий, институт рассмотрения дел в порядке надзора относится в силу указанных выше свойств к числу исключительных стадий уголовного процесса.

Законом предусмотрено, что осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре приговора, определения, постановления суда, вступивших в законную силу. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами (ст. 402 УПК). В данной статье перечислены участники уголовного судопроизводства, наделенные уголовно-процессуальным законом правом обжаловать приговор, постановление или определение суда, которое уже вступило в законную силу и находится в стадии исполнения либо уже исполнено. Данный перечень участников имеющих право надзорного обжалования является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии со ст. 403 УПК РФ, в порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - в президиум Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда - в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения, указанные в пункте 3, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда - в Военную коллегию Верховного суда Российской Федерации;

5) определение Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, постановление судьи Верховного суда Российской Федерации о назначении судебного заседания - в Президиум Верховного суда Российской Федерации.

2. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе либо представлению

Надзорные жалоба или представление составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению жалоб и представлений в кассационном порядке и направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются: копия приговора или иного решения, которые обжалуются; копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу; в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 УПК).

В соответствии со ст. 406 УПК РФ, надзорные жалоба или представление рассматривается судьей надзорной инстанции в срок не позднее тридцати суток со дня их поступления.

В необходимых случаях судья, рассматривающий жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции любое уголовное дело для разрешения жалобы или представления. Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Из этого следует, что сам факт подачи надзорной жалобы или представления не является обязательным поводом для возбуждения надзорного производства, т.к. в данном случае, возбуждению надзорного производства предшествует проверка судьей наличия оснований для его возбуждения и возбуждение надзорного производства либо отказ в возбуждении такового зависит от того, будут ли установлены такие основания.

Председатель суда субъекта Российской Федерации, или Председатель Верховного суда Российской Федерации, или его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного производства.

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Статья 407 предусматривает, что жалобы и представления подлежат рассмотрению судом надзорной инстанции в судебном заседании в срок не позднее пятнадцати суток, а Верховным судом Российской Федерации - в срок не позднее тридцати суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Этим лицам предоставляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением. Дело докладывается членом президиума или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы жалобы или представления. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им представления или дачи заключения по надзорной жалобе.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда субъекта Российской Федерации, Президиум Верховного суда Российской Федерации выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации - определение. Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда при рассмотрении Президиумом Верховного суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, то эти надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного суда Российской Федерации, присутствующих на заседании.

4. Виды решений надзорной инстанции

Свое решение надзорная инстанция выносит в форме определения.