Структурный анализ проблемы реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Проблема реализации права на благоприятную окружающую среду Список использованной литературы

  • 6. Понятие и содержание экологических прав граждан и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • 2. Граждане имеют право:
  • 3. Граждане обязаны:
  • 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
  • 7. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Юридические гарантии реализации конституционных прав граждан.
  • 9. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения.
  • 10. Понятие права природопользования. Право общего природопользования.
  • 11. Право природопользования. Виды, основания возникновения и прекращения права природопользования.
  • 12. Понятие и виды экологического управления в Российской Федерации. Система и полномочия органов, осуществляющих государственное экологическое управление в Российской Федерации.
  • 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
  • 15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 17. Понятие и цель проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 18. Государственная экологическая экспертиза.
  • 19. Общественная экологическая экспертиза.
  • 20. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
  • 24. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
  • 25. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  • 6. Государственному учету подлежат следующие объекты негативного воздействия:
  • 7. В реестр вносятся следующие данные об объекте негативного воздействия;
  • 26. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности.
  • 27. Виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий.
  • 28. Понятие, сущность и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 30. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 1) Несоблюдение экологических требований:
  • 2) Нарушение правил:
  • 3) Нарушение требований;
  • 32. Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
  • 35. Международные экологические организации. Международные конференции в области охраны окружающей среды.
  • 36. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 37. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
  • 38. Водное законодательство. Общая характеристика.
  • 39. Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.
  • 40. Лесное законодательство рф. Общая характеристика.
  • 41. Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.
  • 42. Правовые меры охраны водных объектов.
  • 43. Правовая охрана лесов.
  • 44. Правовая охрана земель.
  • 45. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 46. Правовая охрана памятников природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
  • 47. Право лесопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 48. Право недропользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 49. Право водопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 50. Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 51. Правовой режим национальных парков.
  • 52. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Виды.
  • 53. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 54. Правовые меры охраны озонового слоя и климатической системы.
  • 7. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Юридические гарантии реализации конституционных прав граждан.

    Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

    1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

    2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

    3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

    В указанной системе гарантий следует выделить две большие группы , от которых зависит реализация экологических прав. В первую группу входят общесоциальные гарантии - политические, экономические и духовные гарантии, а во вторую группу - специальные (юридические) гарантии.

    Юридические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду - это система государственно-правовых условий и средств их осуществления, к числу которых относятся не только законы и подзаконные акты, но и деятельность различных государственных учреждений, а также органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Возглавляют взаимосвязанную систему юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду конституционные гарантии , являющиеся основой для всех отраслевых юридических гарантий, к которым следует отнести эколого-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и другие.

    Специфика конституционных гарантий состоит в том, что они являются основой для всех иных юридических гарантий рассматриваемого права. В качестве общих конституционных гарантий могут быть признаны положения Конституции, закрепленные в ст. 2 , 10 , 17 , 19 , 52 и других статьях.

    Специфической конституционной гарантией является институт Уполномоченного по правам человека, права и обязанности которого зафиксированы наряду с Конституцией в Федеральном конституционном законе "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. Так, Уполномоченный по правам человека вправе оказать содействие гражданину посредством обращения в суд с заявлением в защиту его конституционного права на благоприятную окружающую среду, нарушенного решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.

    Наряду с конституционными нормами и возможностью судебной защиты своих прав , граждане могут защищать свое право на благоприятное качество окружающей среды при помощи отраслевых правовых средств. Следует выделить такие эколого-правовые гарантии, как осуществление нормирования качества окружающей среды; осуществление государственного и общественного экологического контроля, экологическое страхование и т.д. Эколого-правовые гарантии могут содержаться и в законах субъектов Российской Федерации. Например, известно, что создание особо охраняемых природных территорий способствует улучшению состояния окружающей среды. Поэтому в ряде субъектов РФ приняты законы об особо охраняемых природных территориях, которыми предусматривается создание дополнительных категорий (по сравнению с предусмотренными федеральным законом ) ООПТ регионального и местного значения.

    Существующие гражданско-правовые гарантии регулируют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Так, ст. 1084-1094 ГК РФ и ст. 77-79

    Правильная ссылка на статью:

    Евтушенко В.И. — Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека) // Экологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 19 - 24. DOI: 10.7256/2453-8833.2016.1.20084 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20084

    Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека)

    10.7256/2453-8833.2016.1.20084


    13-08-2016

    Дата публикации:

    22-08-2016

    Аннотация.

    Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека).Автор считает, что представляется необходимым разработать и принять специальный Федеральный закон «О доступе к экологической информации», а в последующем и Экологический кодекс России, законодательно закрепляющий понятие «экологическая информация», гарантирующий законодательное право общественности на доступ к любой экологической информации с целью обоснованного, своевременного и эффективного участия в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды для обеспечения принципов устойчивого развития, а также нормы, предусматривающие различные виды ответственности за отказ в предоставлении экологической информации. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; моделирования; описания. Результатом принятия в России Федерального закона «О доступе к экологической информации» должны стать заметное ускорение имплементации Орхусской конференции, безусловное расширение и укрепление экологических прав человека и, как следствие, дальнейший прогресс на пути к активизации и расширению реального участия населения в принятии решений по вопросам окружающей среды.


    Ключевые слова: современные, проблемы, реализация, конституционное право, граждане, Российская Федерация, благоприятный, окружающая среда, экологические, права человека

    Abstract.

    This article examines the current issues in realization of the constitutional right of the Russian citizens to a favorable environment (environmental human rights). The author believes that it is necessary to develop and adopt a special Federal law "On the Access to Environmental Information”, and subsequently the Environmental Code of Russia, which codifies the concept of "environmental information", as well as guarantees a statutory right of public to access any environmental information for the purpose of justified, timely, and efficient participation in the process of decision-making with regards to environmental issues to ensure the principles of sustainable development, along with the norms that regulate different types of responsibility for refusal to provide environmental information. The result of the adoption of the Russian Federal law "On the Access to Environmental Information" should be a notable acceleration of implementation of the Aarhus Conference, an absolute expansion and strengthening of the environmental human rights, and thus, further progress towards the expansion and activation of real public participation in decision-making with regards to environmental issues.

    Keywords:

    Environment, favorable, Russian Federation, citizens, constitutional law, implementation, issues, current, environmental, human rights

    Основополагающие, конституционные права человека, обеспечивающие его благополучие и жизнедеятельность, такие как право на жизнь, охрану здоровья и среды его обитания, получили свое развитие в так называемых экологических правах человека. Первостепенное место в системе экологических прав занимают закрепленные в статье 42 Конституции России, гарантированные каждому «…право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Центральным по мнению многих юристов, но, к сожалению, в современной России самым нарушаемым правом является конституционное право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее соответствие окружающей среды благополучному развитию человека и общества. Авторитетным документом, показывающим реальное положение, сложившееся в России в сфере экологии, является специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, опирающийся на мнения ведущих экспертов в этой сфере. Спецдоклад по проблемам экологии, сделанный впервые российским омбудсменом еще в 2002 году и содержащий оценки экологической ситуации в России ведущих российских экологов (Л. Федорова, Э. Черного, А. Яблокова), а также Центра экологической политики России и Института экологических проблем «Экоюрис» и т.д., не только не утратил своей актуальности, а даже, наоборот, к сожалению, получил новые подтверждения в своей оценке экологической ситуации в России. По мнению российского омбудсмена, экологическая ситуация в стране близка к катастрофической. По его оценке, в последние годы ущерб от чрезвычайных ситуаций экологического характера, включая расходы по ликвидации их последствий, реабилитацию населения и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций экологического характера, превосходит возможности экономики страны. Экологически неблагополучны практически все крупные города России, где уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает все допустимые пределы. Общее количество подвергающихся негативному воздействию окружающей среды достигает 20 млн. человек. Недопустимо высокие загрязнения отмечены в основных реках 45 субъектов России. Выявлены загрязнения Амура, Белого Иртыша, Волги, Дона, Невы, Оби, Северной Двины, Тобола, Томи, Урала, Уфы и других рек, которые во многом достигли критической отметки. Данный фактор негативным образом сказывается на действующей системе водоснабжения большинства городов страны. Возрастает число чрезвычайных ситуаций экологического характера, связанных с опасностью проникновения в атмосферу и водные ресурсы вредных химических веществ. По экспертным оценкам, в России в экологически неблагоприятных условиях проживает более 70 млн. человек. Большую угрозу экологии России, равно как и всем прибрежным государствам, несет, например, Балтийское море, страдающее как от выбросов многочисленных промышленных предприятий, так и от почти 270 тыс. тонн (по оценкам экспертов) химического оружия союзников, затопленного после Второй мировой войны, от 70 химических свалок, реакторов субмарин, неудовлетворительного состояния портов. Выброс химических веществ от проржавевших боеприпасов уничтожает весь рыбный промысел. Все это, по мнению члена экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России А.В. Яблокова, привело к тому, что в России умирает ежегодно по экологическим причинам более 350 тыс. человек. Анализ экологического законодательства в России показывает, что в стране отсутствует стройная система экологических прав человека и гражданина. Так, в отличие от Европейского Союза, где благодаря широкому распространению прецедентного права создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования системы экологических прав человека, в Российской Федерации «…добрая половина неотъемлемых прав экологических прав гражданина России не имеет под собой реального обоснования и их осуществление зависит только от воли национального законодателя». Такое положение зачастую вызывает только справедливую критику. Например, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» содержится законодательное определение понятия «благоприятная окружающая среда» как «…окружающей среды, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Однако, по мнению ряда авторов, в этом определении отсутствуют юридические критерии благоприятности окружающей среды. По мнению М.М. Бринчука, данное положение вызвано тем, что на уровне федерального и регионального законодательства Российской Федерации основное внимание уделено охране окружающей среды, но нет четко сформулированной цели данной деятельности, а само понятие «благоприятная окружающая среда» не «…осознано ни в науке…, ни в природоохранной практике правоприменения». Наиболее отчетливо проблемы правового регулирования проявляются в сфере эколого-информационных правоотношений. Правовые нормы, гарантирующие гражданам России получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, закреплены в Конституции России и во внутригосударственном законодательстве. Россией, к сожалению, не подписана принятая в 1998 году в г. Орхуссе (Дания) Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, и в настоящее время вопрос о присоединении к Конвенции на государственном уровне не идет. В то же время, несмотря на то, что права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды помимо Конституции отражены в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах, в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии», «Об уничтожении химического оружия», законах РФ «О недрах», «О государственной тайне», «О защите прав потребителей», население России недостаточно информировано о своих экологических правах. Законодательно не определено понятие «экологическая информация», право на открытость экологической информации, закрепленное в Конституции РФ, в определенной степени противоречит требованиям защиты государственной тайны. В результате существующей тенденции к засекречиванию экологической информации во многих случаях граждане встречают трудности в получении доступа к ней. Так, п. 1 статьи 5 вышеупомянутого Закона РФ «О государственной тайне» констатирует, что государственную тайну составляют в том числе и сведения в военной области, связанные с недрами, землей, экологией. Представляется необходимым разработать и принять специальный федеральный закон «О доступе к экологической информации», а в последующем и Экологический кодекс России, законодательно закрепляющий понятие «экологическая информация», гарантирующий законодательное право общественности на доступ к любой экологической информации с целью обоснованного, своевременного и эффективного участия в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды для обеспечения принципов устойчивого развития, а также нормы, предусматривающие различные виды ответственности за отказ в предоставлении экологической информации. Результатом принятия в России федерального закона «О доступе к экологической информации» должны стать заметное ускорение имплементации Орхусской конференции, безусловное расширение и укрепление экологических прав человека и, как следствие, дальнейший прогресс на пути к активизации и расширению реального участия населения в принятии решений по вопросам окружающей среды.

    Библиография

    .

    Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 12-18, 28, 49.

    .

    Ковалева Л.И. Экологическая ситуация в России (2000-2015 гг.). М., 2016. 402 с.

    .

    Покровский В. Омбудсмены – сторожевые псы прав человека // Экология и право. 2002. № 1. С. 12.

    .

    Трудова О.В., Яковлев Э.Ю. К вопросу о классификации содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем Российской Федерации и Евросоюза) // Международное публичное и частное право. 2008. № 2. С. 22-25.

    .

    Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

    .

    Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11. С. 87.

    .

    Соколова Н.Л. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации (на примере законодательства Российской Федерации): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 20.

    .

    Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». Волгоград. 2005. С. 131-133.

    .

    Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда – важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37-52.

    .

    Выпханова Г.В, Правовая дискуссия «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. № 3. С. 169-170.

    .

    Стецишин Р.И. Экологическое право: учебник. Краснодар, 2016. 456 с.

    .

    О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

    .

    Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

    .

    Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

    .

    О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

    .

    Об использовании атомной энергии»: Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

    .

    Об уничтожении химического оружия»: Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105.

    .

    О недрах: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

    .

    О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.

    .

    О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

    .

    Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. "Особенности реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии: сравнительно-правовой анализ" // Право и политика. 2016. № 4. C. 547 - 553. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.4.13946.

    .

    Данилова Н.В. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред: проблемы теории и практики // Право и политика. 2014. № 12. C. 1931 - 1935. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.12.13789.

    .

    Калюжная Д.Е. Становление глобальной экологической политики:
    достижения, промахи и риски // Право и политика. 2013. № 9. C. 1182 - 1194. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.9.9216.

    .

    Данилова Н.В. Право на благоприятную окружающую среду: субъективное право или законный интерес? // Политика и Общество. 2015. № 10. C. 1396 - 1402. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.16416.

    .

    Киричёк Е.В. Дискуссионные аспекты понимания организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и политика. 2013. № 13. C. 1891 - 1902. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10359.

    .

    Молодцова Е.С. Роль международных организаций в охране
    окружающей среды от радиоактивного загрязнения // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2011. № 3. C. 6 - 19.

    .

    Попова А.Д. Особенности формирования гражданского общества в России в условиях догоняющей модернизации // Исторический журнал: научные исследования. 2016. № 1. C. 40 - 50. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.1.17785.

    .

    Анохин С.А., Герасимова О.А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. C. 52 - 56.

    .

    Кузнецова Н.А. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. C. 87 - 89.

    References (transliterated)

    .

    Ekologiya i narushenie prav cheloveka. Spetsial"nyi doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. M., 2002. S. 12-18, 28, 49.

    .

    Kovaleva L.I. Ekologicheskaya situatsiya v Rossii (2000-2015 gg.). M., 2016. 402 s.

    .

    Pokrovskii V. Ombudsmeny – storozhevye psy prav cheloveka // Ekologiya i pravo. 2002. № 1. S. 12.

    .

    Trudova O.V., Yakovlev E.Yu. K voprosu o klassifikatsii soderzhanii, pravovoi garantirovannosti ekologicheskikh prav cheloveka i grazhdanina (sravnitel"nyi analiz pravovykh sistem Rossiiskoi Federatsii i Evrosoyuza) // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2008. № 2. S. 22-25.

    .

    Ob okhrane okruzhayushchei sredy: Federal"nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.

    .

    Vasil"eva M.I. O primenenii v prave ekologicheskikh kriteriev blagopriyatnosti okruzhayushchei sredy // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 11. S. 87.

    .

    Sokolova N.L. Razvitie printsipov mezhdunarodnogo ekologicheskogo prava i problemy ikh implementatsii (na primere zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii): avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. M., 1998. S. 20.

    .

    Anisimov A.P., Ryzhenkov A.Ya., Chernomorets A.E. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal"nomu zakonu «Ob okhrane okruzhayushchei sredy». Volgograd. 2005. S. 131-133.

    .

    Brinchuk M.M. Blagopriyatnaya okruzhayushchaya sreda – vazhneishaya kategoriya prava // Zhurnal rossiiskogo prava. 2008. № 9. S. 37-52.

    Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа Российской Федерации существовать при таком состоянии биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

    Рассматриваемое право включает в себя следующие элементы:

    • 1. Право граждан пользоваться благоприятным для жизни и здоровья качеством окружающей природной среды
    • 2. Право требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды
    • 3. Право требовать возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

    На основе анализа права человека на благоприятную окружающую природную среду сделаны предложения по внесению еще одного элемента данного права, о. чем упомянуто выше.

    Право человека и право гражданина на благоприятную окружающую природную среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека являются общественные отношения по поводу состояния биосферы Земли в целом, благоприятное состояние которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., в то время как субъектами права гражданина будут являться только граждане России и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды). Следует отметить, что в Концепции перехода к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., содержащей план действий России по такому переходу, сделана попытка приблизиться к международным стандартам в области права человека на благоприятную окружающую природную среду. В частности, в Концепции воспринято предложение Декларации принципов Рио-де-Жанейро по усилению роли отдельных социальных групп (например, молодежи) в осуществлении мероприятий по переходу к устойчивому развитию.

    Права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду принципиально различаются и по средствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую природную среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов Российской Федерации, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы (процедура 1503 в ООН, процедуры Совета Европы и т.д.).

    Сформулированное в ст. 42 Конституции РФ и отраслевом законодательстве право граждан РФ на благоприятную окружающую природную среду в целом не противоречит позиции международного сообщества по данному вопросу. Однако на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. было сформулировано в принципе 10 одно важное правомочие человека по поводу окружающей природной среды, посвященное возможности человека участвовать в процессе принятия решений, могущих отразиться на состоянии окружающей природной среды, которое не было учтено российским законодателем при подготовке текста ст. 42 Конституции. Закрепление данного правомочия в Конституции РФ, являющейся актом высшей юридической силы и прямого действия на территории страны, позволит усилить правовую охрану данного блага и приблизиться к международно-правовым стандартам в области прав человека.

    Реализация права гражданина на благоприятную окружающую природную среду возможна не только в правоотношениях, но и в экономических, политических, моральных и иных отношениях. Такой подход к реализации данного права вполне оправдан, поскольку данное благо несет в себе глубокий нравственный смысл и затрагивает многие сферы общественных отношений, в связи, с чем его реализация чисто правовыми способами не всегда дает нужный результат. Для его реализации наряду с правотворческой деятельностью государства необходимо и наличие высокой культуры прав человека, как у граждан России, так и должностных лиц, осознание ими своей ответственности за состояние окружающей природной среды перед будущими поколениями людей.

    Право на благоприятную окружающую природную среду находится в состоянии непрерывной, постоянной реализации. Моментом возникновения права на благоприятную окружающую природную среду следует признать рождение человека либо его приезд на территорию Российской Федерации. Юридическим фактом, прекращающим право на благоприятную окружающую природную среду, является физическая смерть либо выезд за пределы Российской Федерации;

    В отличие от права на благоприятную окружающую среду, закрепленные в той же 42 статье Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, не обладают подобными признаками.

    Указанными правами граждане обладают всегда, но реализуют их лишь время от времени. Отличительной особенностью реализации права на благоприятную окружающую природную среду по сравнению с особенностями реализации права на информацию и права на возмещение ущерба является то, что два последних должны осуществляться путем личных действий. Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды следующий. Первая стадия - это возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право по Конституции принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории РФ независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

    Вторая стадия заключается в направлении гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию - это стадия готовности к реализации.

    Получение необходимой информации является третьей стадией - стадией непосредственной реализации.

    Для права же на благоприятную окружающую природную среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей природной среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

    Право на благоприятную окружающую природную среду - это субъективное право граждан, равно как и все конституционные права вообще. Оно адресовано каждому лицу, находящемуся на территории РФ.

    В указанном праве также могут быть выделены традиционные правомочия - элементы права.

    Право пользования - то есть возможность пользоваться природой как естественной средой обитания, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности. Из проанализированных в диссертации нормативных актов следует, что граждане пользуются благоприятной окружающей природной средой в случаях, когда ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и т.д. В некоторых зарубежных государствах (например, США) в нормах права и судебной практике урегулирован и такой аспект, как право пользования эстетическим богатством природных объектов. Однако в Российской Федерации в настоящий момент данный аспект не урегулирован нормами права.

    Право требование - то есть наличие правовой возможности у субъекта права требовать совершения определенных действий от обязанных лиц, а именно - заставить, понудить обязанное лицо не препятствовать и создать необходимые условия для реализации рассматриваемого права.

    Право действие - это наличие у гражданина возможности совершения собственных положительных действий по защите своего нарушенного субъективного права на окружающую природную среду надлежащего качества. Данная возможность действия означает, что

    • - управомоченный не обязывается на совершение действия, а ему принадлежит свобода выбора в его осуществлении (он может пойти на митинг под экологическим лозунгом, а может и не пойти);
    • - управомоченному не предписывается и строго определенный вид поведения (он вправе пойти на митинг под экологическими лозунгами, чтобы отстоять свое право на благоприятную окружающую природную среду, может принять участие в пикетировании администрации и т.д.). Здесь имеется только один критерий - пути, средства, формы и содержание реализуемого права должны соответствовать интересам общества, т.е. не нарушать права и интересы других лиц, не посягать на общественную безопасность, не призывать к насильственному свержению государственного строя и т.д.

    Одной из указанных выше возможностей по совершению собственных действий, направленных на защиту своего субъективного права на благоприятную окружающую природную среду, является право на создание общественных экологических объединений с целью совместного сотрудничества в достижении надлежащего качества окружающей природной среды.

    Право притязание - это возможность для защиты своего права на благоприятную окружающую природную среду прибегнуть к мерам государственного принуждения. Отправной точкой для использования данного права является осознание и доказанное утверждение факта ухудшения состояния окружающей природной среды под воздействием определенной экологической проблемы.

    Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

    «Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

    Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

    Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

    Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

    Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

    В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

    Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

    Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

    Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

    Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

    Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

    Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

    Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

    Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее - Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы и др акты.

    Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


    Дата публикации: 12.01.2015 г.
    Дата изменения: 14.12.2016 г.

    Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является - по современным правовым нормам - одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст.3 Декларации прав человека).

    Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду - его необходимая и постоянная, наиболее защищенная законом и наиболее успешно реализуемая часть. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения .

    Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда, состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам, а их соотношение между собой создает экологическое равновесие.

    Благоприятная окружающая природная среда - это в первую очередь среда, безопасная для здоровья (здоровая) с точки зрения ее нормативных характеристик и стандартов. Но благоприятность среды определяется и другими признаками, такими как ресурсоемкость, экологическая устойчивость, эстетичность и разнообразие. Именно такое понимание благоприятной окружающей среды сложилось в теории экологического права .

    Россия как государство, осуществляя свои управленческие функции в области использования природных объектов, обязана согласовывать свою позицию с отдельным человеком и не причинять ущерб гражданам своей страны как настоящего, так и будущего поколений. Эта обязанность заложена в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать право каждого гражданина, в том числе и природопользователя, на благоприятную окружающую среду. Государство должно жестко регулировать и контролировать природопользование, разрабатывать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения природной среды и следить за соблюдением их всеми природопользователями.

    В свою очередь, за неразработку их, бесконтрольность, нарушение природопользования государство обязано предусмотреть эффективные меры ответственности, а также и меры предупреждения этих нарушений. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения,


    Право человека на благоприятную окружающую среду формируется в рамках международного права в течение нескольких десятилетий . К числу основных международных нормативных актов в области реализации экологических прав граждан следует отнести Всеобщую декларацию прав человека и гражданина 1948 г., Международные пакты о правах челове-ка 1966 г., Декларация принципов ООН по окружающей среде 1972 г. и т.д.

    К основным публично-правовым средствам охраны окружающей среды можно отнести:

    - регулирование (ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральные законы) охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; использование природных ресурсов их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

    - лицензирование и нормирование ряда видов природопользования и природоохранной деятельности;

    - обязательность государственной экологической экспертизы (допустимость инициативной, добровольной общественной экспертизы) и публичной компетентной оценки воздействия любой хозяйственной и иной деятельности, которая может повлиять на состояние окружающей среды;

    - государственный и муниципальный экологический контроль за использованием природных ресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды с предоставлением соответствующим инспекторам права посещать предприятия любых организационно-правовых форм, проверять документы и состояние очистных сооружений, выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об экологических правонарушениях;

    - экологический аудит, экологическое страхование, стимулирование выпуска экологически чистой продукции и применения наилучших технологий, использование иных государственных средств поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и организацию рационального природопользования;

    Возможность ограничения хозяйственной и иной деятельности в интересах создания особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, памятников природы) и лечебно-оздоровительных местностей (курортов), лишения прав на охоту, рыбную ловлю и иные отдельные виды природопользования, прекращения экологически вредной деятельности.

    Кроме того, реализация права граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:

    Созданием благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    Предоставлением возможности участвовать в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

    Осуществлением государственных мер предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий, оздоровления и восстановления окружающей среды;

    Предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;

    Гарантиями возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате несоблюдения экологических требований российского законодательства;

    Возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически опасных объектов;

    Развитием системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

    Улучшением качества продуктов питания;

    Содействием созданию экологических общественных объединений, общественных экологических фондов, иных общественных экологических формирований;

    Созданием условий для повышения юридической культуры;

    Всеобщим и непрерывным экологическим воспитанием и образованием.