Стажировка водителей как организовать на предприятии. Стажировка водителей автомобилей при приеме на работу

Стажировка водителей автобусов.

О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.

Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

1. Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час — предмаршрутная стажировка;

163 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 224 часа.

30 час — предмаршрутная стажировка;

72 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 102 часа.

Всего — 50 часов.

8 часов — предмаршрутная стажировка;

16 часов — маршрутная стажировка.

Всего — 24 часа.

— к 5-ой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев (в случае работы водителя на горных маршрутах — более двух месяцев).

Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов — предмаршрутная стажировка;

24 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.

5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.

Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер «. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Эта статья посвящена стажировке водителей.

Задача стажировки - обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление ТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т. п.);
  • при перерыве в работе более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на ТС любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных наставников.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Этап стажировки включает решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. В течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД не сдавшие экзамен отстраняются от работы, в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки все, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок), допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется , в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например, типа 1С: Управление АТП).

2. Работа на внутрипарковых зонах. Этап стажировки включает:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента, состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Этот этап стажировки включает элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки, неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника со стажёром. В стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если они есть. В стажировочном листе ставятся подписи наставника и стажера. Стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. Он подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

Если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т. п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  2. Начальник службы БД обязан периодически контролировать прохождение стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать работу водителей-наставников.
  3. Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  4. Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром при управлении автомобилем и его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  5. Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту стажировок.

Если есть вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка. Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня. Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время .

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Стажировка водителей: в каких случаях она необходима

Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение - доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.

Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.

Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.

Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.

Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку . Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.

В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.

Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D - ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.

Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.

Правовая база стажировки водителей

Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов. Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя. Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.

Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.

Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.

Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.

Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.

Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.

Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах. Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.

Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности. В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.

Стажировка: практические вопросы

До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.

Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.

Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:

  • по правилам вождения;
  • по сервисному обслуживанию транспортного средства;
  • по особенностям поведения в дороге;
  • по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.

Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке. До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке. К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.

Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:

  1. Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
  2. Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
  3. Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.

Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.

Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.

Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.

Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.

Стажировка: сколько она длится

Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).

Временные нормативы для стажеров:

Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.

Стажировка водителей: к вопросу об оплате

Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.

Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной. Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением. Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.

Стажировка: как оформляются итоги

Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.

Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе. Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик. В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.

В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.

В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:

  • лист стажировки водителя;
  • программу стажировки;
  • правила приема на работу водителей;
  • правила проведения стажировки;
  • практические рекомендации для проведения данного мероприятия.

Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями.

Узнайте, как проводится стажировка водителей при приеме на работу, по какой программе, что включить в положение о стажировке водителей с учетом новых правил.

Из статьи вы узнаете:

Как и когда проводить стажировку водителей

Стажировка водителей при приеме на работу проводится непосредственно после прохождения . До допуска к самостоятельной работе все кандидаты проходят стажировку.

Стоит учитывать, что пройти предварительную стажировку водителей обязаны те соискатели, которые:

  • пришли трудоустраиваться на работу сразу же после окончания учебы;
  • имеют длительный перерыв в работе на должности водителя транспортного средства (более одного года);
  • устраиваются работать на должность водителя горных маршрутов;
  • переведены на новый тип транспорта или на новый маршрут перевозок пассажиров.

Стажировка водителей при приеме на работу состоит из инструктажей по охране труда, инструктажей безопасности дорожного движения, практики и проверки освоенных знаний. Все практические занятия проводятся под непосредственным руководством и под личным контролем водителя-наставника.

Важно! Вводный инструктаж проводится со всеми новыми специалистами, управляющими ТС, независимо от их образования и стажа работы. Также вводный инструктаж должны пройти и водители-ученики, которых направили в организацию на производственное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда, но по приказу руководителя можно возложить обязанности по проведению инструктажей на любого работника независимо от того, есть ли в организации специалист по охране труда ( ).

Обязательное условие - этот работник должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда в специализированной обучающей организации (п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29, далее - Порядок № 1/29).

Водитель работает в организации по срочному договору, после истечения срока действия с ним заключают новый договор. В этом случае работодатель проводит вводный инструктаж водителю каждый раз при заключении нового срочного договора, так как работник участвует в производственном процессе организации с момента заключения договора и до истечения срока его действия.

Разрабатывать программу вводного инструктажа, который входит в программу стажировки водителей по охране труда специально для водителей не нужно. Инструктаж проводите по общей программе вводного инструктажа для всех работников организации. До работников доносят общую информацию по охране труда, учат безопасным методам выполнения работ, действиям при несчастном случае и о других особенностях производственного процесса конкретной организации. Проведение вводного инструктажа зарегистрируйте в журнале.

Не путайте инструктажи по безопасности дорожного движения с инструктажами по охране труда. У инструктажей по безопасности дорожного движения свой порядок и периодичность, а также специальные требования к инструктору. На основании положения о стажировке водителей на предприятии (образец) проводят два вводных инструктажа, которые не зависят друг от друга: по охране труда и по безопасности дорожного движения. По решению работодателя их можно объединить, но в этом случае общий вводный инструктаж сможет проводить только тот специалист по охране труда, который прошел аттестацию по БДД.

Стажировка водителей при приеме на работу включает и обучение по охране труда, который проводят по разработанной внутри организации программе. В программу обучения по охране труда включите раздел «Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях».

Первую помощь пострадавшему необходимо оказывать немедленно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, которая вызвала травму, поэтому водители должны знать алгоритм действий при несчастном случае и уметь оказывать первую помощь.

Так как сотрудник управляет средствами повышенной опасности, обучение по охране труда сопровождают стажировкой на рабочем месте. Чтобы сократить число аварий и уменьшить уровень травматизма в организации, для качественного проведения стажировки отбирают опытных наставников.

Формальное проведение стажировки специалистов, управляющих ТС - это наиболее частая ошибка организаций, цена которой человеческая жизнь. Во время стажировки водителей при приеме на работу новички выполняют работы только под руководством наставника. Продолжительность стажировки устанавливает руководитель с учетом опыта работы на данном виде транспортного средства, но не менее трех смен. В приказе о прохождении стажировки указывают ее продолжительность и назначают наставника.

Если программа стажировки водителей на предприятии не доработана, новичок покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством и не пройдет проверку знаний по охране труда, к самостоятельной работе его не допускают. В организации издают приказ, в котором указывают, что водитель транспортного средства не прошел стажировку и не допущен к самостоятельной работе.

Пересдать экзамен можно через месяц. Сотрудники, управляющие ТС, проходят ежегодную проверку знаний по охране труда, без которой они не могут приступать к работе (п. 2.2 Типовой инструкции № 1 по охране труда для водителей автомобилей ТОИ Р‑200‑01‑95, утв. приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27 февраля 1996 г. № 16). После того как специалист успешно сдаст экзамен, его можно будет допустить к самостоятельной работе. Допуск оформляют приказом.

Стажировка водителей автобуса на предприятии: новое положение

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу проводится под руководством наставника. Стажер водит автобус по установленному маршруту. Стоит учитывать, что стажировка водителя автобуса состоит из предмаршрутной и маршрутной части.

На предмаршрутном обучении изучают теорию. Перед проведением предмаршрутной стажировки осуществляют группировку учащихся с учетом категорий. Теорию преподают обученные работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Как провести стажировку-инструктаж водителей на предприятии по БДД

В программу стажировки для водителя автомобиля входят инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД). Они обязательны для всех водителей. Такие инструктажи подразделяются на:

  • вводные;
  • предрейсовые;
  • сезонные;
  • специальные.

Для новичков проводят вводный инструктаж, который входит в программу стажировки водителей при приеме на работу, на занятиях рассказывают:

  • общие сведения об организации;
  • о требованиях к водителям по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • о правилах внутреннего трудового распорядка;
  • о порядке прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
  • об условиях прохождения предрейсового контроля технического состояния ТС;
  • о нормах загрузки ТС (а для пассажирских перевозок - общая пассажировместимость);
  • об особенностях обслуживания инвалидов при проведении пассажирских перевозок;
  • об основных данных аварийности на маршрутной сети, об обстоятельствах и причинах ДТП;
  • о документах, необходимых для перевозок пассажиров и (или) грузов.

Компании, занимающиеся пассажирскими или грузовыми перевозками, обязательно нанимают на работу опытных и надежных водителей. Перед тем как приступить к своим обязанностям, они обязательно часто стажировку. Она позволяет понять, какими навыками обладают будущие работники. Стажировка водителей должна грамотно оформляться, причем она позволяет выявить граждан, которые не могут привлекаться на постоянную работу за счет отсутствия необходимого опыта и способностей.

Понятие стажировки

Стажировка водителей при приеме на работу представлена специальной деятельностью, благодаря которой водитель сможет приобрести нужный опыт и повысить свою квалификацию. Она заключается в работе по специальности в течение испытательного периода, длительность которого устанавливается непосредственным работодателем.

Обычно испытание применяется для молодых специалистов, которые только закончили обучение или получили водительские права, поэтому у них отсутствуют необходимые навыки и опыт. Дополнительно стажировка водителей транспортных средств позволяет выявить, насколько хорошо соискатель умеет управлять автомобилем, как быстро реагирует на разные дорожные ситуации, а также может ли работать в компании на определенных условиях.

Наиболее часто водители в процессе испытания получают не слишком высокую зарплату. После получения определенного опыта во время стажировки обеспечивается в будущем увеличение заработка.

Цель проведения

Стажировка водителя предназначается для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • изучаются все навыки и способности, которыми обладает соискатель;
  • определяется, целесообразно ли зачислять данного гражданина в штат компании;
  • обеспечивается повышение квалификации;
  • испытываются силы конкретного водителя при работе в имеющихся условиях;
  • гражданин учится работать на определенном виде транспорта;
  • изучается, может ли гражданин отвечать за свои действия.

Обязательно используется испытание для сотрудников, обладающих рабочими специальностями, так как процесс позволяет понять, может ли конкретный гражданин работать в определенных условиях труда.

Стажировка ценится, если во время данного процесса работодатель дает специалисту задания, связанные с его будущей работой и приобретением нового опыта.

Оплачивается ли данный период?

Стажировка водителей может предлагаться в крупных или мелких компаниях. Наиболее часто такой период работы не оплачивается работодателем, хотя в крупных организациях предлагается невысокая оплата. Нередко стажировка представлена в виде определенного этапа собеседования при принятии на работу.

Если стажировка водителей при приеме на работу квалифицируется в качестве испытательного срока, то она обязательно оплачивается. Размер зарплаты и порядок перечисления средств определяется только работодателем, но зарплата не может быть меньше МРОТ, установленного в регионе нахождения компании.

Нередко зарплата за испытательный срок прописывается непосредственно в трудовом договоре. Если основной целью стажировки водителя автобуса выступает проверка его опыта и умений, то обычно такой процесс длится в течение всего нескольких часов. Работа гражданина не оплачивается, а сразу после выполнения данной процедуры принимается решение о целесообразности принятия его на постоянную работу.

Когда проводится?

Прохождение стажировки водителей нередко является обязательным процессом. Обычно процедура используется, если принимается специалист сразу после получения водительских прав или при переводе из другой организации.

Обязательно требуется стажировка водителей на предприятии в следующих ситуациях:

  • гражданин не садился за руль грузовика или пассажирского автобуса в течение длительного периода;
  • работник переводится на новый тип ТС или на уникальный маршрут;
  • переводится гражданин для управления автомобилем на горном маршруте.

Некоторые сотрудники не могут допускаться к непосредственной трудовой деятельности без обязательного испытания. Все особенности данной проверки определяются только директором компании, для чего необходимые сведения отражаются во внутренних нормативных документах предприятия.

Правила проведения

Стажировка водителя автобуса или другого ТС непременно должна выполняться на основании определенных правил. Они разрабатываются в компании наемными специалистами, после чего необходимая информация вносится в нормативные акты. В них обязательно должны содержаться сведения о следующих особенностях работы:

  • указываются задачи и цели испытания;
  • составляется специальная документация, регулирующая взаимоотношения, возникающие между водителями и работодателем и представленная коллективным договором и должностной инструкцией;
  • описывается порядок стажировки, для чего отражается, где именно будет выполняться данная процедура, на каких основаниях, а также какие подготавливаются документы по окончании;
  • рассчитывается оптимальный размер зарплаты в процессе стажировки водителей;
  • приводится актуальный способ оплаты труда.

Руководители компании обязательно планируют стажировку любого водителя, но при этом в каждой ситуации могут использоваться разные правила.

Как выполняется процесс?

Проведение стажировки водителей предполагает выполнение некоторых последовательных этапов. К ним относится:

  • осуществляется поиск нового работника в компанию, соответствующего определенным требованиям;
  • специалист знакомится с Положением о труде, где указываются его основные обязанности и другие правила работы в фирме;
  • составляется гражданином заявление о приеме на работу со стажировкой, причем в нем указывается, как долго будет длиться данный период, а также какую должность будет занимать гражданин в организации;
  • заключается с наемным специалистом трудовой договор;
  • каждому стажеру назначается отдельный куратор;
  • именно куратор будет заниматься обучением граждан, а также их тестированием, что позволит узнать, какими навыками, способностями и умениями обладают работники;
  • для каждого специалиста подготавливается специальный план с конкретными задачами и целями, которые обязательно достигаются гражданином за установленный период времени;
  • если работа осуществляется в крупной компании, где трудоустроено большое количество водителей, то для всех стажеров используется единая программа;
  • если программа отсутствует в фирме, то она обязательно составляется, для чего учитываются пожелания руководителя и принятого специалиста.

Длительность стажировки может значительно отличаться, так как зависит от того, как быстро назначенный куратор может ответить на все поставленные вопросы.

Итоги испытания

Стажировка водителя автомобиля заканчивается в строго установленные сроки, прописанные в договоре. После этого процесса выполняются следующие действия:

  • стажерами составляется специальный отзыв, содержащий сведения о том, какие цели были достигнуты в процессе стажировки, какие были выполнены задачи, а также приводится самоанализ, с помощью которого определятся, какие навыки и умения еще необходимо получить для оптимальной работы;
  • оцениваются стажеры назначенными кураторами;
  • составляются рекомендации о том, какая еще работа должна проводиться с новичками перед допуском к непосредственной работе;
  • на завершающем этапе руководителем компании составляется характеристика на нового работника, в которой указывается, какие действия могут выполняться гражданином в компании на основании его опыта и умений.

Все навыки сотрудника детально описываются именно назначенными кураторами. На такой отзыв должен ориентироваться директор фирмы при определении возможности принятия гражданина в штат организации.

Справка о прохождении стажировки

Некоторые стажеры после данного периода просят специальный документ, представленный справкой о прохождении стажировки водителя. Образец этой справки используется руководителем компании, чтобы учесть все правила составления. Обязательно в справку вносятся следующие сведения:

  • информация о сотруднике, представленная его Ф. И. О. и занимаемой должностью;
  • сведения о периоде, в течение которого гражданин проходил стажировку;
  • данные о документе, на основании которого была проведена процедура;
  • подпись назначенного куратора;
  • печать организации.

Данный документ может передаваться новому работодателю или руководителю учебного заведения.

Сроки проведения

В водителей, созданном в компании, должно указываться, как долго новые работники должны проходить испытание. Точные сроки устанавливаются руководителем конкретного предприятия. Поэтому они могут значительно отличаться в разных компаниях. К правилам определения данного срока относится:

  • длительность периода должна быть оптимальной, чтобы водитель смог получить необходимые навыки и умения;
  • процедура не может длиться меньше двух месяцев;
  • максимально стажировка составляет две недели;
  • если стажировка затягивается, то действия работодателя являются незаконными, так как он пользуется бесплатным трудом.

Если действительно водители сталкиваются с тем, что им приходится стажироваться дольше 14 дней, то целесообразно составлять жалобу в трудовую инспекцию для привлечения руководителя фирмы к ответственности.

Правила оформления

Чтобы стажировка нового работника была законной, необходимо оформлять ее правильными документами. Только в этом случае руководитель компании сможет избежать негативных последствий и проблем с трудовой инспекцией. Поэтому при оформлении на стажировку разных водителей подготавливаются следующие документы:

  • распоряжение о допуске конкретного специалиста к исполнению трудовых обязанностей;
  • приказ о назначении испытательного срока для определенного работника;
  • программа стажировки водителей, которая может разработаться для всех специалистов или отдельно для конкретного работника;
  • приказ о допуске гражданина к работе;
  • положение, где указывается, какими правами и обязанностями обладают стажеры и кураторы, в течение какого срока проводится испытание, правила данного процесса, а также приводится ответственность каждого участника;
  • свидетельство об удостоверении, передающееся непосредственному стажеру после стажировки, причем на этом документе должна иметься подпись руководителя и печать компании.

Вся документация составляется работниками кадровой службы, а также специалистом, который является руководителем стажеров.

Требуется ли отдельный договор?

Если принимается на работу стажер, то с ним составляется срочный трудовой договор, так как только с его помощью можно будет в будущем расторгнуть законно трудовые отношения, если гражданин по разным причинам не сможет пройти стажировку водителя. Работа в фирме при провале стажировки не допускается, поэтому расторгается срочное соглашение.

Если же после стажировки требуется принять работника в штат, то срочный договор становится бессрочным. К особенностям принятия на работу стажера относится:

  • сведения о стажировке вносятся в трудовую книжку работника;
  • ученический договор выступает гарантией того, что если будут пройдены все испытания, то гражданин будет зачислен в штат крупной компании;
  • если по разным причинам требования, прописанные в договоре, не будут выполнены стажером, то будет получен отказ в трудоустройстве;
  • в срочном договоре должно указываться, как долго он будет действовать, причем обычно используется срок в две недели, необходимый для стажировки;
  • приводятся в контракте права и обязанности, появляющиеся у водителя в течение периода действия соглашения;
  • при составлении такого документа учитываются положения ст. 59 ТК;
  • не допускается продление срочного контракта по требованию работника;
  • период действия увеличивается только при наличии согласия от обоих участников трудовых отношений;
  • исключением является ситуация, если в качестве водителя-стажера выступает женщина, которая передает работодателю справку о беременности, поэтому он вынужден увеличить срок ее работы до родов;
  • если проходит водитель стажировку, то руководитель просто не предпринимает какие-либо действия, связанные с расторжением срочного договора, поэтому он автоматически становится бессрочным;
  • на основании срочного контракта предлагаются гражданам те же права и обязанности, которые имеются у штатных работников предприятия.

Ученический договор позволяет регулировать отношения, возникающие между руководителем фирмы и стажерами в процессе прохождения стажировки. В этом документе отражаются все цели и задачи, которые надо решить и достичь за который период времени.

Правила издания приказа

Зачисляется гражданин на стажировку только на основании правильно составленного приказа. Во время его подготовки учитываются нюансы:

  • издается приказ на фирменном бланке компании;
  • учитываются правила делопроизводства, действующие в организации;
  • отражаются в документе данные о названии фирмы, личных сведениях работника, а также о наставнике, выбранном для нового специалиста;
  • указывается название документа, представленного приказом;
  • ставится дата его издания;
  • приводятся ссылки на законодательство, на основании которых работодатель действительно имеет право оформлять работников на стажировку;
  • приводятся цели и задачи, достигаемые с помощью данного периода;
  • назначаются ответственные инструкторы и руководители;
  • указываются сроки проведения испытания;
  • приводятся должность, по которой будет проходить стажировка работника.

Если планируется работа в опасных или сложных условиях, то испытательный срок является обязательным процессом.

Ответственность за нарушения

Во время назначения стажировки велика вероятность, что работодатель нарушит своими неправильными действиями интересы и права наемных специалистов. В этом случае он может привлекаться к административной ответственности.

Компания за нарушения уплачивает штраф в размере до 130 тыс. руб., а непосредственные руководители уплачивают штраф до 5 тыс. руб.

Заключение

Стажировка в некоторых компаниях является обязательным процессом, основной целью которого выступает проверка знаний и умений водителей. Она выполняется на основании сведений, имеющихся в нормативной внутренней документации компании. Процесс оформляется обязательно приказом, а с работниками наиболее часто заключается срочный трудовой договор.

По результатам стажировки принимается решение о возможности оформления конкретного специалиста в штат компании.