Статья 12.7 коап рф с комментариями. Передача управления ТС лицу, лишенному или не имеющему прав (кроме учебной езды)

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

11. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, -

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, -

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

3. Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами‚ -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

4. Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

5. Исключена.

Примечание. 1. Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, а равно полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, в настоящей статье и статье 12.39 настоящего Кодекса следует понимать всю сумму выручки (дохода - для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее (его) получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

2. Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой с государственной регистрацией без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), в настоящей статье и статье 12.39 настоящего Кодекса следует понимать сумму выручки (дохода - для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной (полученного) по этой деятельности, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных при осуществлении указанной деятельности документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения (в том числе таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения). Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к с статье 12.7 КоАП РФ, судебная практика применения

О лишении специального права см. с комментариями

При этом лишение лица права управления транспортными средствами означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения.

Лицо не является лишенным права управления ТС по истечении срока наказания. Условия возврата водительского удостоверения

По истечении срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами лицо не является лишенным права управления транспортными средствами. Вместе с тем следует учитывать, что частью 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ установлены условия, выполнение которых необходимо для возврата ранее сданного удостоверения по истечении срока указанного административного наказания : проверка знаний ПДД РФ , уплата административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а также прохождение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8 , частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ .

В связи с этим управление транспортным средством водителем, подвергнутым административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившим названных выше условий после истечения срока назначенного наказания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ. При этом выполнение таких условий необходимо и в тех случаях, когда лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, заявило об утрате выданного ему удостоверения либо когда в течение срока лишения права управления транспортными средствами срок действия соответствующего удостоверения истек.

Квалификация других правонарушений лицом, не имеющим или лишенным права управления ТС

В случае совершения при управлении транспортным средством лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, других административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ (за исключением предусмотренных частью 3 статьи 12.8 и частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ) либо другой главой Особенной части данного кодекса, действия такого лица следует квалифицировать соответственно по части 1 или 2 статьи 12.7 КоАП РФ и иным статьям Особенной части указанного кодекса (например, по статье 17.17 КоАП РФ).

Квалификация повторных и не являющихся повторными правонарушений, предусматривающих наказание в виде лишения права управления ТС

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, административного правонарушения, не являющегося повторным в соответствии с диспозицией подлежащей применению статьи (части статьи) главы 12 КоАП РФ, устанавливающей в качестве единственного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, часть 4 статьи 12.2 , часть 6 статьи 12.5 КоАП РФ), его действия могут быть квалифицированы только как управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, - по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ. В случае если административное правонарушение совершено этим лицом повторно, а санкция применяемой нормы предусматривает административное наказание только в виде лишения права управления транспортными средствами, его действия (бездействие) могут быть квалифицированы по статье (части статьи), устанавливающей административную ответственность за аналогичные действия (бездействие) без учета признака повторности.

Квалификация по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ в случае, если иные виды наказания не могут быть применены к не имеющему права управления транспортными средствами

В том случае если санкция подлежащей применению статьи главы 12 КоАП РФ не предусматривает административного наказания в виде административного штрафа, а иные виды административного наказания не могут быть применены к не имеющему права управления транспортными средствами субъекту административного правонарушения, его действия могут быть квалифицированы только по части 1 статьи 12.7 данного кодекса. В то же время, поскольку санкция этой нормы устанавливает административное наказание только в виде административного штрафа, в случаях, когда субъектом административного правонарушения является лицо, к которому данный вид административного наказания не может быть применен (часть 6 статьи 3.5 КоАП РФ), производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ , а материалы дела - передаче командиру (начальнику) воинской части, где лицо проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).

Когда санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний (например, часть 2 статьи 12.8 КоАП РФ), но одно из них не может быть назначено лицу, не имеющему права управления транспортными средствами, ему назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено (применительно к части 2 статьи 12.8 КоАП РФ - административный штраф) (часть 3 статьи 3.3 КоАП РФ).

По ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ не квалифицируется передача управления ТС лицу, пользование правом управления ТС которого временно ограничено

Административная ответственность по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ наступает за передачу управления транспортным средством только лицу, заведомо не имеющему права управления транспортными средствами (за исключением учебной езды) или лишенному такого права. Следовательно, не подлежит квалификации по указанной норме передача управления транспортным средством лицу, пользование правом управления транспортными средствами которого временно ограничено в соответствии с законодательством об исполнительном производстве (абзац шестой части 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

При этом само лицо, управляющее транспортным средством, при наличии наложенного на него в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование таким правом может быть привлечено к административной ответственности по статье 17.17 КоАП РФ .

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года (в редакции от 04.07.2012) содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Состояние опьянения лица, лишенного прав – два состава правонарушений: по ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, два протокола

Вопрос 9: Как следует квалифицировать действия лица, ранее лишенного права управления транспортным средством, которое вновь управляет транспортным средством в состоянии опьянения?

Ответ: … В случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления транспортным средством, присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Следовательно, действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ , отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ - к компетенции должностного лица органов внутренних дел (милиции).

Квалификация действий по управлению транспортным средством иной категории в состоянии опьянения и при отказе от прохождения освидетельствования

Если находящийся в состоянии опьянения водитель, имея право управления определенными категориями транспортных средств, управляет транспортным средством иной категории, то должностным лицом Госавтоинспекции составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), а если водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, - об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ . В указанном случае действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат квалификации по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ. При наложении уполномоченным должностным лицом административного взыскания по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ , протокол об административном правонарушении не составляется.

Во всех случаях к водителям, не имеющим права управления ТС, не может быть применено наказание в виде лишения права управления ТС

Новая редакция Ст. 12.7 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 12.7 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения. Право на управление транспортным средством подтверждается водительским удостоверением либо временным разрешением на право управления транспортным средством.

Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670). Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.

2. Что касается ч. 1 ст. 12.7, то факт отсутствия водительского удостоверения у водителя при условии, что лицо не сдавало квалификационные экзамены, является доказательством управления транспортным средством водителем, не имеющим на это права.

По ч. 2 ст. 12.7 доказательством совершения правонарушения является судебное решение, на основании которого лицо лишено права управлять транспортным средством. Правонарушение будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 12.7, если в процессе вождения транспортного средства будет установлен факт передачи рулевого управления.

3. Субъектом административного правонарушения является лицо, управляющее транспортным средством и не имеющее права им управлять.

Следует отметить, что с 1 января 2008 г. наказания за правонарушения, предусмотренные данной статьей, ужесточатся.

Другой комментарий к Ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного административного правонарушения выступает безопасность дорожного движения. Исходя из того что юридическая конструкция состава является сложной, следует выделять и дополнительный объект: отношения собственности, здоровье, порядок управления.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, достигшие шестнадцатилетнего возраста для управления мототранспортными средствами; восемнадцатилетнего возраста для управления автомобилями категории "В" и "С"; двадцатилетнего возраста для управления автомобилями категории "Д", а также трамваями и троллейбусами, не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортным средством.

Право на управление транспортным средством подтверждается сдачей квалификационных экзаменов и водительским удостоверением либо временным разрешением на право управления транспортным средством. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г.

В случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и др.) водителю может выдаваться на срок до двух месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий. В этом случае право управления подтверждается временным разрешением.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.12.7, выражается: в управлении транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими средствами (ч.1); в управлении транспортными средствами лицами, лишенными права управления (ч.2); а равно передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права (ч.3).

При квалификации административного правонарушения по ч.1 ст. 12.7 в каждом случае его обнаружения должно быть установлено не отсутствие при себе документов на право управления (в отличие от ст.12.3), а отсутствие именно права управления транспортным средством. При этом факт отсутствия водительского удостоверения может являться доказательством, если будет установлено, что действительно лицо не сдавало квалификационные экзамены и в этой связи ему не выдавалось водительское удостоверение. Факт утраты водительского удостоверения сам по себе не является доказательством отсутствия права управления транспортным средством.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Единственным доказательством является не отсутствие водительского удостоверения, не истечение установленного срока его действия, а судебное решение, на основании которого лицо лишено права управления транспортным средством.

Объективно ч.3 данной статьи выражается в передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством. Правонарушение может квалифицироваться по ч.3, если в процессе вождения транспортного средства будет установлен факт передачи рулевого управления, а не его намерение.

3. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого умысла.

4. Субъект административного правонарушения - лицо, управляющее транспортным средством, не имеющее право им управлять. Как вытекает из смысла и содержания ч.3 статьи, субъектом выступает водитель транспортного средства, передавший рулевое управление лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством.

Признак "заведомость" является квалифицирующим признаком ч.3 комментируемой статьи и предполагает: водитель достоверно знает, что он передает рулевое управление лицу, которое не имеет права управлять соответствующим транспортным средством, и осознает это, однако этим фактом пренебрегает.

  • Вверх

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Комментарии к ст. 12.7 КОАП РФ


1. Объектами данных административных правонарушений являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.

2. Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений образуют связанные с управлением транспортным средством действия водителя, не имеющего права управления данным транспортным средством либо лишенного права управления транспортным средством, либо с передачей управления лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.

3. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.) право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. На территории РФ водители, являющиеся гражданами России, должны иметь национальное водительское удостоверение, а иностранные граждане - национальное или международное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении.

4. Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, охватываются не только случаи, когда водитель не имел вообще права на управление транспортными средствами, но и когда в его водительском удостоверении не имелось отметки о праве управления транспортным средством данной категории. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" (с изм. и доп.), все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: A, B, C, D, E, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается соответствующее водительское удостоверение. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять определенными мототранспортными средствами в зависимости от упомянутых выше категорий.

5. Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является лишение этого права (ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"). Лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, не имеет права управлять ими.

6. Правила дорожного движения Российской Федерации запрещают водителю передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим права управления транспортным средством.

7. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, не имеющий права на управление транспортным средством либо лишенный такого права. Ответственность по ч. 3 комментируемой статьи несет только водитель транспортного средства.

8. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной. Умышленная вина характерна и для передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, рассматривается судьей (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

Комментарий к статье 12.7 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения. Право на управление транспортным средством подтверждается водительским удостоверением либо временным разрешением на право управления транспортным средством.

Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670). Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.

2. Что касается ч. 1 ст. 12.7, то факт отсутствия водительского удостоверения у водителя при условии, что лицо не сдавало квалификационные экзамены, является доказательством управления транспортным средством водителем, не имеющим на это права.

По ч. 2 ст. 12.7 доказательством совершения правонарушения является судебное решение, на основании которого лицо лишено права управлять транспортным средством. Правонарушение будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 12.7, если в процессе вождения транспортного средства будет установлен факт передачи рулевого управления.

3. Субъектом административного правонарушения является лицо, управляющее транспортным средством и не имеющее права им управлять.

Следует отметить, что с 1 января 2008 г. наказания за правонарушения, предусмотренные данной статьей, ужесточатся.

Другой комментарий к статье 12.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под транспортными средствами по смыслу данной статьи подразумеваются механические и иные транспортные средства, включая и объекты гужевого транспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при соблюдении требований, определенных ст. 25 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" граждане Российской Федерации, достигшие установленного указанной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "B" и категории "C" могут быть допущены лица, достигшие 17-летнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "A") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "B"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "D" (категория "C"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "D"), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

Трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

2. Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670).

Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 следует различать понятия "водительское удостоверение" и "временное разрешение на право управления транспортными средствами".

Согласно данному решению было признано неправомерным содержащееся во временном разрешении указание о том, что оно возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения, поскольку законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи временного разрешения взамен утраченного (похищенного).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. признан незаконным (недействительным) п. 41 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 831 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" в части того, что выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) производится после сдачи заявителем экзаменов.

Учитывая, что выдача гражданам водительских удостоверений взамен утраченных производится без сдачи экзаменов, выдача временного разрешения также должна производиться без сдачи экзамена по правилам дорожного движения.

КП: примечание.

Кроме того, должен быть признан недействительным и текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, поскольку действующее в настоящее время административное законодательство не предусматривает возможности начисления водителям определенного количества баллов за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

КП: примечание.

Приказ МВД России от 23.03.1993 N 130 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа МВД РФ от 01.08.2002 N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472".

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 была признана недействительной (незаконной) лицевая сторона приложения 12 к вышеуказанной Инструкции (в ред. от 12 октября 1999 г. N 797), начиная со слов "действительно в течение 30 суток после изъятия водительского удостоверения" и заканчивая словами "при утере возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения".

КП: примечание.

Приказ МВД России от 23.03.1993 N 130 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа МВД РФ от 01.08.2002 N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472".

Рассматриваемым решением был признан также недействительным (незаконным) текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к указанной Инструкции, в полном объеме.

О статусе водительского удостоверения и временного разрешения на право управления транспортным средством см. абз. 1, 2 п. 1 комментария к ст. 12.3. Согласно п. 35, 39, 43, 44 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 (в ред. Приказа МВД России от 1 августа 2002 г. N 720, зарегистрированного в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745), при получении разрешения на право управления транспортным средством другой категории ранее выданное водительское удостоверение изымается, разрешающие отметки и необходимые записи переносятся в соответствующие графы нового водительского удостоверения. На период проведения проверок заявителю выдается временное разрешение с произведенной записью "Удостоверения на проверке", заверенной подписью должностного лица и печатью Госавтоинспекции, в порядке, установленном в п. 44 Инструкции. По окончании проверок данное временное разрешение изымается и приобщается к материалам, послужившим основанием для его выдачи, а водителю выдается водительское удостоверение.

Найденные после утраты (хищения) водительские удостоверения или временные разрешения, взамен которых владельцам выданы новые, считаются недействительными и подлежат сдаче в Госавтоинспекцию.

3. Согласно ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

Истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

Ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

Лишение права на управление транспортными средствами.

По смыслу п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются КоАП и другими федеральными законами.

Лишение права на управление транспортным средством представляет собой одну из разновидностей административного наказания в виде лишения специального права (см. комментарий к ст. 3.8).

Лиц, временно лишенных права на управление транспортным средством, при назначении соответствующего административного наказания следует отличать от лиц, обладающих указанным правом, но не имеющих при себе соответствующих документов, подтверждающих его наличие, а также от лиц, не наделенных указанным правом.

4. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление им, за исключением учебной езды, передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе соответствующего водительского удостоверения, либо лицу, лишенному права на управление транспортным средством, являются нарушениями Правил дорожного движения и квалифицируются в качестве административных правонарушений в момент неисполнения данных Правил.

Порядок учебной езды определен п. 21 Правил дорожного движения.

5. Противоправные действия, выразившиеся в управлении транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, в передаче управления другому лицу, не имеющему права управления, а также в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления, совершаются умышленно.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (см. п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.