Современные проблемы внутренней миграции в рф. Пути решения миграционной проблемы Как решить проблемы миграции

Итак, нанесение увечья оперативнику на Матвеевском рынке вдруг открыло всей властной вертикали глаза на проблему бесконтрольной и неограничеснной миграции, и даже начались некоторые, довольно судорожные меры. Впрочем, нужно отметить, что по крайней мере прямой эффект от них получился значительно менее значимый, чем можно было бы ожидать даже в самых пессимистических прогнозах. Несколько сотен «нелегалов» на весь мегаполис населением более 10 млн. человек.

Вероятно, цель все таки определена неверно, «легальность» в РФ сейчас настолько липовая, что нелагалами становятся совсем уж не ориентирующиеся в окружающем их мире мигранты. Это не говоря о том, что проломил оперативнику голову мигрант вполне внутрироссийский, земляк тех, что чуть не застрелили недавно депутата Госдумы от ЛДПР.

Логично задаться вопросом, а можно ли тогда исправить ситуацию в принципе? Я отвечаю утвердительно. Да, в принципе, при наличии политической воли, исправить ситуацию можно. Каким же образом? Рассмотрим параллельно две основных проблемы:

Миграция внешняя. Для решения задачи необходимо доработать нормативное регулирование, включая закон о гражданстве, а именно, установить, что нарушение миграционного законодательства на любом этапе иммиграции влечет аннулирование всех последующих миграционных статусов, включая и лишение гражданства РФ в случаях, когда оно было получено, а также лишение гражданства и иных миграционных статусов всех, чьи статусы производны от статуса нарушителя (например, родившиеся у такого «гражданина» дети). Затем проверить все первые и последующие официальные места работы иностранцев. Как делаются такие «рабочие визы» на Эхе уже писали . Соответственно, факт «приглашения на работу» фирмой-однодневкой влечет аннулирование всех статусов и депортацию. Далее, регистрация. Про «резиновые квартиры» сказано уже много, следует прописать, что регистрация большего количества человек, чем позволяют санитарные нормы, признается заведомо недостоверной и, следовательно, выявление факта такой регистрации на любой стадии также влечет аннулирование всех последующих статусов. Такой подход позволит перечеркнуть фиктивную «легальность» едва ли не 99% мигрантов из СНГ. Далее, разумеется, введение виз, балльной системы (в кои-то веки могу согласиться с г-ном Ромодановским) и депортация всех нововыявленных нелегалов с закрытием им въезда в РФ навсегда.

Что касается внутренней миграции , тут также есть решение. Конечно, Конституция гарантирует право на перемещение(ст. 27), но она же и позволяет его органичивать (ст. 56). Таким образом, можно решить вопрос например следующим образом: доработать закон «О чрезвычайном положении», либо принять новый закон, скажем, «О регионах с повышенной террористической опасностью» (с нынешним Конституционным судом в общем совершенно всё равно каким способом реализовывать данные предложения), в котором прописать, что регион может быть в том или ином порядке признан регионом с повышенной террористической опасностью, что влечет определенные последствия, например, обязанность всех зарегистрированных по месту жительства в данном регионе на момент такого объявления находиться строго по адресу своей регистрации (по месту жительства). Таким образом, все имеющие тамошнюю прописку обяаны будут вернуться по месту своей регистрации. Далее применяем те же правила о «резиновых квартирах», чем аннулируем покупную «регистрацию». Оставшимся несущественным процентом внутренних мигрантов из соответствующих регионов можно пренебречь, но если острота проблемы сохранится всё равно, то можно разработать новые предложения.

В общем, решение проблемы вполне реально, единственное что для этого требуется - политическая воля.

Возвращаясь к вопросу о том, как в России можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло, необходимо отметить, что, в отличие от многих стран, у нас для этого не созданы многие базовые условия. Начнем с того, что в развитых странах трудовые потоки вообще не регулируются. Там, прежде всего, все решает рынок. Параллельно с этим проводится эффективная региональная и социальная политики. Меры региональной политики позволяют оказывать поддержку депрессивным территориям и полюсам роста. Социальная политика оказывает поддержку непосредственно людям (пособия по безработице, по бедности) Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 171.. Кроме того, во многих странах сильно развиты профсоюзы, общественный сектор. В отличие от них, в России, как правило, людям приходится надеяться большей частью на самих себя. Отсюда становится совершенно очевидно, что без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в том числе трудовая) - неотъемлемая часть такого общества, а раз так, то, стало быть, она должна находиться под его непосредственным контролем. С этой целью необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах Флоринская Ю.Ф. Миграционное поле России [Текст]: справочник / [Российский совет по междунар. делам (РСМД)]; [сост.: Ю.Ф. Флоринская, Л.Б. Карачурина, Д.В. Полетаев] Москва: Спецкнига, 2013 - с. 133-134..

Несомненно, новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили полномочия в реализации миграционной политики и оказании гос услуг в области миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, однако впереди предстоит не менее важная и интенсивная работа. И именно от ее результатов будет зависеть благополучие России в целом и наше с вами в частности Ионцев В.А. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции [Текст] / [В.А. Ионцев и др.] Санкт-Петербург: Центр интеграционных исслед., 2012 - с. 33..

Вместе с тем, следует упомянуть о проблемах внутренней миграции. Тем более, что они стоят не мене остро. Все последние годы россияне стремились в крупные города, а сельская местность и большинство малых городов теряли население. Сегодня сложилась чудовищная диспропорция между населением, проживающим в центральной части России и теми, кто живет в восточной части страны. Население самого крупного мегаполиса российского государства - Москвы уже не поддается никаким подсчетам, оно постоянно увеличивается. В то время как население Дальнего Востока за последние 15 лет сократилось на 1,5 миллиона человек, вернувшись к уровням середины 1970?х. Сегодня здесь живет на 20% меньше людей, чем в позднесоветский период. При этом население всей России за это время сократилось лишь на 4%. Это означает, что население Дальнего Востока не вымерло, оно просто мигрировало в западные регионы страны. Вслед за уменьшением населения постепенно уменьшается и вес дальневосточной экономики в общероссийском масштабе. В период с 1995-го по 2008 год доля макрорегиона в ВВП страны сократилась на 2%, упала стоимость основных фондов, снизился объем вводимого жилья. Существенно ухудшились показатели продовольственной обеспеченности, которые и до этого были невысокими. Даже южные регионы Дальнего Востока сегодня обеспечены собственным продовольствием менее, чем на 50% Менделев Н.Г. Миграционные процессы и формирование рынка труда на российском Дальнем Востоке [Текст]: учебное пособие / [авт.-сост.] Н.Г. Менделев, Л.Н. Фарафонова; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточ. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012 - с. 147-148..

Как известно, самой мобильной частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 процентов. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 процентов. В чем же причина? Начнем с того, что миграция - это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. Думаю, если бы образовательные программы Дальне-Восточных университетов имели связь с местным рынком труда и были бы ориентированы на тенденции его развития, а выпускники вузов имели бы возможность устроится в своем регионе на работу по полученной специальности, то процесс оттока удалось бы сократить. Увы, в настоящее время молодежь просто вынуждают покидать регион. Сегодня единственный потенциальный выход для выпускников местных вузов - становиться предпринимателями, однако программ подготовки кадров для малого бизнеса практически нет, да и не каждый молодой человек готов к ведению своего бизнеса. А раз так, приходится читать неутешительные прогнозы. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется Иванов И.С. Миграция в России, 2000-2012 [Текст]: хрестоматия: в 3 т. / [Российский совет по международным делам; гл. ред. И.С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова] Москва: Спецкнига, 2013..

В самом конце хотелось бы остановиться на самом важном моменте, касающемся поднятой темы. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а «вектор», определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы «ловим» эти импульсы в посланиях Президента, в публичных выступлениях руководства страны, в различных документах, принимаемых на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 173..

Заключение

Таким образом, проведя исследование на тему «Проблема миграционной политики современной России», следует сделать следующие выводы.

Государство в значительной мере утратило свою монополию на управление миграцией. Одна из причин этого заключается в усилении тенденций глобализации, которая вообще сужает национальные возможности влиять на экономику и формировать политику, перенося акцент на наднациональный уровень. Что касается миграционной политики, то в условиях глобализации узконациональная, односторонняя миграционная политика оказывается неэффективной и недальновидной. Скажем, жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения.

У миграционной политики может быть несколько измерений: экономическое, демографическое, (гео)политическое, социальное, а также измерение, отражающее соображения национальной безопасности. Это связано с тем, что в управлении миграцией неизбежно сталкиваются три конкурирующие друг с другом цели:

  • 1) экономический прагматизм;
  • 2) национальная безопасность;
  • 3) права человека.

Первая цель подразумевает приоритет экономических (и демографических) интересов страны, вторая ставит во главу угла соображения национальной безопасности, а третья означает гуманитарный подход, основанный на равенстве и уважении прав человека. Приоритет какой-то из этих целей может отражать общую «философию» миграционной политики страны или применяться к определенной категории мигрантов.

Как бы то ни было, Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Важным политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории России опыт либеральной политики удался. Поставить точки над "i" придется уже новому президенту.

Список использованных источников и литературы

"Легальность" в РФ сейчас настолько липовая, что нелагалами становятся совсем уж не ориентирующиеся в окружающем их мире мигранты.

Для решения задачи необходимо доработать нормативное регулирование, включая закон о гражданстве, а именно, установить, что нарушение миграционного законодательства на любом этапе иммиграции влечет аннулирование всех последующих миграционных статусов, включая и лишение гражданства РФ в случаях, когда оно было получено, а также лишение гражданства и иных миграционных статусов всех, чьи статусы производны от статуса нарушителя (например, родившиеся у такого "гражданина" дети). Затем проверить все первые и последующие официальные места работы иностранцев. Как делаются такие "рабочие визы". Соответственно, факт "приглашения на работу" фирмой-однодневкой влечет аннулирование всех статусов и депортацию. Далее, регистрация. Про "резиновые квартиры" сказано уже много, следует прописать, что регистрация большего количества человек, чем позволяют санитарные нормы, признается заведомо недостоверной и, следовательно, выявление факта такой регистрации на любой стадии также влечет аннулирование всех последующих статусов. Такой подход позволит перечеркнуть фиктивную "легальность" едва ли не 99% мигрантов из СНГ. Далее, разумеется, введение виз, балльной системы (в кои-то веки могу согласиться с г-ном Ромодановским) и депортация всех нововыявленных нелегалов с закрытием им въезда в РФ навсегда.

Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны.

Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

67-68. Какие ведомства Российской Федерации участвуют в работе с мигрантами?

В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают участие службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД. Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:

Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;

Управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;

Содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;

Распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;

Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции;

Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;

Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;

Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме вышеперечисленных государственных служб, призванных заниматься вопросами миграции, существует также несколько общественных фондов: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие, объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, то есть уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать, будь то строительная бригада, объединение фермеров или деловых людей, основательно разработавших конкретные планы, в том числе и идею возрождения угасших русских деревень.

Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

18 января 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 64 «О реализации Федеральной миграционной программы», предусматривающее:

Разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;

Участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;

Разработку предложений по методической разработке программы профориентации;

Разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;

Разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;

Разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;

Реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.

Согласно Указу Президента РФ «О Федеральной миграционной программе» № 1668 от 9 августа 1994 г. в Федеральную программу должны ежегодно вноситься изменения с учетом социально-экономической ситуации в России, а также должна проводиться научная разработка проблем развития миграционных процессов.

03.09.2018


- На протяжении последних лет Россия устойчиво входит в тройку государств, лидирующих по количеству мигрантов. Только с начала текущего года в нашу страну их въехало более 14 миллионов и выехало почти 12.

Численность находящихся в Российской Федерации иностранных граждан остаётся стабильной и составляет около 10 миллионов человек. Однако нам удалось достичь сокращения доли нелегальной миграции.

Во-первых, свою эффективность здесь доказало внедрение специальной автоматизированной информационной системы. Она позволяет «дистанционно» закрывать въезд на территорию нашей страны лицам, нарушившим российское законодательство. Кроме того, ограничение продолжительности временного пребывания в безвизовом порядке позволило пресечь так называемую «челночную» миграцию. Это широко распространённый приём, когда 90-дневный срок «обновлялся» путём пересечения государственной границы в обе стороны в течение одного дня.

Во-вторых, всё больше иностранных граждан приобретают законные основания для нахождения на территории России. Уверенно растёт количество тех, кто имеет вид на жительство либо разрешение на временное проживание.

Однако бороться с нелегальной миграцией только ограничительными или запретительными мерами невозможно. Проблема намного шире и требует комплексного подхода.

В настоящее время нами подготовлена новая редакция Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В ней учтены современные реалии и последние мировые тенденции. Расширен перечень базовых принципов. В их числе: защита национальных интересов Российской Федерации и недопустимость фрагментации единого визового пространства внутри страны. Предусмотрена разработка алгоритма реагирования в случаях массового наплыва беженцев, а также противодействия криминальным и коррупционным проявлениям в сфере миграции.

О доступности госуслуг

Большое внимание также уделяется развитию международной правовой базы в области реадмиссии. Сегодня она уже охватывает 47 стран.

Должен отметить, что желание соблюдать миграционное законодательство во многом зависит от качества и доступности госуслуг в этой сфере. Ежегодно министерством их предоставляется порядка 70 миллионов. Наиболее востребованными наряду с выдачей паспортов остаются регистрационный и миграционный учёты. Установлен жёсткий контроль за соблюдением сроков, предусмотренных регламентами.

Сейчас у граждан есть выбор: они могут обращаться за получением государственных услуг в орган внутренних дел, МФЦ или оформить их в электронном виде через Единый портал.

Последний вариант наиболее востребован. Он позволяет оптимизировать нашу деятельность. В том числе свести к минимуму непосредственное общение заявителей с должностными лицами. Такой подход фактически исключает возможность коррупционных проявлений. Кроме того, способствует сокращению времени ожидания в очереди.

И, что не менее важно, гражданин обращается в наше подразделение только единожды - в момент получения результата госуслуги. Таким образом, чем проще и удобнее постановка на учёт, тем меньше иностранцев останется на нелегальном положении.

О правоохранительном аспекте

Только с начала года сотрудниками полиции выявлено более одного миллиона шестисот тысяч административных правонарушений в сфере миграции.

Судебными органами вынесено свыше 93 тысяч решений о выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации. В каждом втором случае - в принудительном порядке.

Повышенное внимание уделяем противодействию фактам организации незаконной миграции. Своевременность возбуждения уголовных дел по данным преступлениям, оперативность их расследования позволяют не только обеспечить неотвратимость ответственности, но и имеют большое профилактическое значение.

По поручению Президента Российской Федерации нами совместно с ФСБ, Росфинмониторингом и компетентными органами государств - членов ОДКБ проведены оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал-2017».

В результате принятых мер в текущем году количество преступлений, совершённых иностранными гражданами, сократилось почти на девять процентов. В общем массиве их удельный вес не превышает четырёх процентов.

Вместе с тем в отдельных регионах с высокой концентрацией приезжих нередко возникают угрозы нарастания межнациональной напряжённости.

Любой, даже незначительный просчёт в контроле за миграционными потоками повышает риск экстремистских проявлений.

О противодействии экстремизму

Большая часть иностранной рабочей силы прибывает к нам из Центральной Азии. Именно в этой среде зачастую выявляются лица, разделяющие идеологию радикального ислама. Они являются лёгкой целью для вербовщиков международных террористических организаций. Теракт в метро Санкт-Петербурга - наглядное тому подтверждение.

Нами совместно с органами безопасности на системной основе проводятся оперативно-разыскные и профилактические мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму. В результате ликвидировано 10 ячеек международных террористических организаций. В пунктах пропуска через государственную границу пресечены попытки въезда около четырёх с половиной тысяч лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации запрещён.

Особую актуальность данный вопрос приобретает в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу. В период его проведения ожидается прибытие в Российскую Федерацию порядка одного миллиона гостей из других стран. В этой связи в Москве, Казани, Сочи и Санкт-Петербурге апробирована тактика действий по предупреждению правонарушений со стороны футбольных болельщиков.

В рамках реализации требований Указа Президента от 7 мая 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия» органами внутренних дел проводится работа по противодействию этническим преступным группам. В период с января по сентябрь 2017 года пресечена деятельность более 800 их лидеров и активных участников.

О наркоугрозе и этнической преступности

Нередки случаи, когда мигранты выступают в качестве курьеров для поставки в Россию наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Так, за девять месяцев этого года за совершение наркопреступлений задержано почти 2800 иностранцев. Преимущественно граждане стран СНГ. Более 40 процентов из них - за сбыт.

Кроме того, по-прежнему выявляются многочисленные факты использования труда нелегальных мигрантов в производстве контрафактной продукции. Прежде всего речь идёт о деятельности подпольных цехов по изготовлению товаров лёгкой промышленности.

Ещё одним значимым направлением считаем работу по признанию нежелательности пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. В том числе лиц, представляющих серьёзную угрозу национальной безопасности и общественному порядку.

На сегодняшний день положения миграционного законодательства активно применяются к лидерам и участникам этнических организованных групп. Только в текущем году нами из страны депортировано семь так называемых «воров в законе» и в отношении ещё 11 принято решение о нежелательности их пребывания на территории России.

О международном сотрудничестве

Приоритетом остаётся международное сотрудничество в сфере противодействия незаконной миграции. Оно нашло своё отражение и в принятой год назад Концепции внешней политики Российской Федерации. Этот документ нацелен на обеспечение стратегических и национальных интересов нашей страны.

Взаимодействие с зарубежными партнёрами осуществляется в различных форматах, включая Программу сотрудничества стран Содружества Независимых Государств по противодействию незаконной миграции на 2015-2019 годы.

Эффективной площадкой является Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества. На её основе ведётся Единый разыскной реестр лиц, объявленных в международный розыск за преступления террористического и экстремистского характера. Это позволяет оперативно выявлять их в миграционных потоках.

Широкий спектр задач решается не только при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий, но и в ходе постоянного обмена информацией по каналам Интерпола.

Объединение его информационных ресурсов с общероссийской базой междугородних и международных перевозок позволяет в режиме реального времени устанавливать в пассажиропотоке лиц, использующих подложные либо похищенные документы.

О законодательных инициативах

Последнее время законодательство в сфере миграционной политики постоянно совершенствуется. Вместе с тем есть ряд вопросов, на которых я хотел бы акцентировать внимание. Наиболее сложный из них касается миграционного учёта. С момента его введения в начале 2000-х годов данный механизм практически не обновлялся. Такая ситуация привела к массовым нарушениям и создала условия для коррупционных проявлений.

И, конечно, главная проблема заключается в том, что фактическое местонахождение иностранного гражданина неизвестно. Её решение имеет принципиальное значение не только для правоохранительных органов, но и муниципалитетов, организаций жилищно-коммунального хозяйства, фондов медицинского страхования.

В этой связи министерством осуществляется разработка нескольких законопроектов, которые предусматривают целый ряд изменений. В первую очередь устранение возможности фиктивной постановки на миграционный учёт, введение ответственности за такие действия в случаях с нежилыми помещениями и организациями.

Также планируется предоставить принимающей стороне право снять иностранца с учёта после его убытия.

Кроме того, предлагается распространить процедуру обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования на всех, кто прибыл в Россию в безвизовом порядке на срок более 30 дней.

Не менее актуально устранить двусмысленность в понятийном аппарате. Острым остаётся вопрос нахождения в стране значительного числа лиц с неопределённым правовым статусом. Сегодня в поле зрения МВД России их более четырёх с половиной тысяч. Данная категория не подпадает под специальные нормы закона о гражданстве.

Для изменения ситуации нами готовится соответствующий проект федерального закона. Им вводится документ, удостоверяющий личность, который позволит в дальнейшем этим людям определиться со своим правовым статусом в России.

Ещё одна задача - решить накопившиеся проблемы в части предоставления убежища на территории нашей страны. Здесь необходимо максимально исключить злоупотребления со стороны иностранных граждан.

В рамках реализации Концепции государственной миграционной политики нами подготовлен и внесён в Правительство (РФ) соответствующий законопроект.

Достаточно эффективно выполняется госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Она показывает стабильно высокие результаты. Однако в адрес министерства поступают обращения, в первую очередь от граждан Украины, о сложностях в приобретении российского гражданства. В этой связи мы вышли с законодательной инициативой об упрощении данной процедуры.

Следующее направление, где требуется корректировка нормативной базы, - образовательная миграция. Отечественная наука заинтересована в молодых и перспективных специалистах с высоким интеллектуальным потенциалом. Их привлечению будет способствовать оптимизация порядка приёма в российское гражданство иностранцев, окончивших с отличием ведущие российские университеты.

Просил бы вашей поддержки при рассмотрении всех озвученных мной законопроектов. Уверен, пути решения затронутых сегодня проблем найдут своё отражение в постановлении Государственной Думы Российской Федерации.

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

АГУЗАРОВА Л.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

БЕСОЛОВ С.Э.,

аспирант,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

В статье описаны проблемы внутренней трудовой миграции в России, дается анализ миграционных процессов, раскрываются пути решения проблем трудовой миграции. В условиях процесса глобализации, развития международных экономических связей именно адекватная миграционная политика государства играет ведущую роль с точки зрения не только роста ВВП, но и общественного благосостояния в целом.

Ключевые слова: миграция; население; административные барьеры; межрегиональное взаимодействие; рынок труда.

THE PROBLEMS OF INTERNAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR SOLTIONS

Ph.D., associate professor,

e-mail: [email protected];

Graduate student,

The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,

e-mail: [email protected]

This article describes the internal labor migration in Russia, an analysis of migration processes, the ways of solving the problems of labor migration. In the context of globalization, the development of international economic relations is adequate migration policy has played a leading role in terms of not only the growth of GDP and the public welfare in general.

Keywords: migration; population; administrative barriers; interregional cooperation; the labor market.

JEL classification: E24, J10, J11, J21, J61, J82.

На современном этапе развития экономики России наиболее острым вопросом остается проблема трудовой миграции. Для того чтобы экономика как отдельного государства, так и региона продолжала развитие необходимо эффективное перераспределение трудовых ресурсов, обеспечивающее приток кадров их тех отраслей или регионов, в которых отсутствует возможность населения осуществлять свою трудовую деятельность. В условиях процесса глобализации, развития международных экономических связей именно адекватная миграционная политика государства играет ведущую роль с точки зрения не только роста ВВП, но и общественного благосостояния в целом.

© Л.А. Агузарова, С.Э. Бесолов, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

Следует также отметить и другую сторону вопроса трудовой миграции. В ближайшем будущем Россию может ожидать демографический кризис. В настоящий момент численность населения РФ составляет 143,3 тыс. чел. Согласно высокому варианту прогноза, общая численность родившихся в 2013 г. будет составлять 1 824 272 чел. К 2030 г. численность родившихся уже будет равна 1 591 949 чел., против 1 695 669 умерших при показателе естественного прироста 103 720 чел. Таким образом, даже по самым оптимистичным прогнозам, общая численность населения в 2030 г. составит 151 229,1 чел. при достаточно высоком уровне миграционногго прироста 530,7 чел.1 По состоянию на декабрь 2012 г., в России число умерших уже превышает число родившихся приблизительно на 10 тыс. чел. Население будет быстро уменьшаться, и как следствие этого, будет уменьшаться человеческий капитал. В связи с этим, остро встает вопрос о пересмотре внутренней миграционной политики государства.

В 2012 г. была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., реализация которой должна решить проблему как социально-экономических, так и политических рисков, которые могут возникнуть в связи с притоком мигрантов. Данная Концепция отражает основную проблему внутренней миграции, выявленную еще несколько лет назад - низкую территориальную мобильность населения, обусловленную наличием административных барьеров, в том числе:

Высокой стоимостью арендуемого жилья;

Отсутствием развитой транспортной инфраструктуры;

Низким уровнем доходов населения.

Основные пути решения данных проблем заключаются в следующем:

1) Необходимо убрать административные барьеры, касающиеся учета и регистрации граждан и препятсвую-щие изменению жительства или места пребывания;

2) Необходимо создать систему межрегионального взаимодействия по возможностям трудоустройства;

3) Необходимо развивать систему рынка арендного жилья, а также транспортной инфраструктуры, связывающей Дальний Восток и Сибирь с Центральной частью России;

4) Необходимо повышение инвестиционной привлекательности отдельных депрессивных регионов (Агуза-рова, 2011).

Если провести анализ общих итогов миграции населения РФ за период с 2010 по 2012 гг., можно проследить следующее. В 2010 г. число мигрантов внутри субъектов РФ составляло 1 035 899 чел., в 2012 г. - уже 2 023 865 чел. при ежегодно увеличивающемся приросте 294 930 чел. Количество мигрантов из других регионов составляло: в 2010 г. - 874 749 чел, в 2012 г. данный показатель вырос и составил уже 1 754 597 чел.

В 2010 г. наибольшее число мигрантов наблюдалось в Центральном ФО 485 077 чел., Северо-Западном 177 293 чел., Южном 171 873 чел., Северо-Кавказском 117 221. Показатели миграции имеют тенденцию к ежегодному увеличению. В 2012 г. они составили: В Центральном ФО - 929 603, Северо-Западном 435 736, Южном 326 320 чел., СевероКавказском - 182 497 чел.

Показатели миграции неразрывно связаны с уровнем занятости населения. В 2010 г. в Центральном ФО он составляет 65,1%, Северо-Западном - 66,6%, Южном - 59,6%, Северо-Кавказском - 53,3%, в 2012 г. - 67,8%, 68,7 %, 61,6%, 56,7% соответственно. Республика Северная Осетия-Алания среди 7 субъектов Северо-Кавказского ФО по данному показателю занимает 5 место, опережая Чеченскую Республику и Ставропольский край (61,9% против 49,6% и 61,6% соответственно). По уровню безработицы РСО-Алания находится на втором месте (7,9%), уступая Ставропольскому краю (5,4%). По имеющимся данным, численность занятых, которые работали за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (своего субъекта), включая работавших на территории другого государства, составила в среднем за 2012 г. 2,4 млн чел. против 2,0 млн чел. в 2011 г. В 2012 г. отмечается увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции. Наибольшие размеры выезда граждан на работу в другие регионы имели в 2012 г. Московская, Ленинградская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Тамбовская, Тверская, Смоленская, Орловская, Пензенская области, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Мордовия - от 6,5 до 15% численности занятого населения этих субъектов (Республика Адыгея - 18%). Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются Москва (1 млн. чел., или 17% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (270 тыс. чел., или 14,6%), Московская область (183 тыс. чел., или 4,8%), Санкт-Петербург (180 тыс. чел., или 6,3%), Краснодарский край (84 тыс. чел., или 3,4%).

Все приведенные показатели наглядно указывают, что процессы внутренней миграции прямо пропорциональны уровню занятости и безработицы (Агузарова, Добролежа, 2010. С. 5-12). На деле это означает, что экономически активное население стремится переехать в те субъекты, в которых уровень безработицы минимален, а также уровень доходов значительно превосходит имеющийся в регионе отбытия. Для того чтобы не наблюдалось дисбаланса в человеческом капитале, для сглаживания и нивелирования возможных негативных процессов внутренней миграции, необходимо поэтапное решение поставленных государством задач. И в настоящий момент наметился ряд положительных изменений.

1) В декабре 2013 г. Государственная Дума приняла законопрект о борьбе с фиктивной регистрацией. Данная норма закона гласит, что гражданин РФ имеет право не регистрироваться в жилом помещении по месту проживания в случае, если его место жительства находится в том же населенном пункте. Подобное проживание без регистрации разрешено и родственникам владельца жилья. Закон стал предусматривать штраф за фиктивную регистрацию в размере от 100 до 500 тыс. руб. вплоь до лишения свободы сроком на 3 года. В КоАП будет внесена статья, предусма-

1 Данные Федеральной службы государственной статистики.

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

тривающая санкцию за проживание без регистрации. Для собственников жилья сумма штрафа будет составлять до 5 000 руб., граждан - до 3 000 руб., юридических лиц - до 750 000 руб. Данная норма закона сущетственно упростит возможность трудоустройства граждан, приезжающих из других регионов и проживающих у своих родственников, а также позволит бороться с нелегальными мигрантами.

2) Активно развивается система межрегионального взаимодействия между различными субъектами государства по возможностям трудоустройства. Более того, в стране разработана госпрограмма «Содействие занятости населения на 2013-2020 годы», основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Так, в 2013 г. в рамках реализации программы, Комитет РСО-Алания по занятости населения активно содействовал гражданам, ищущим работу в трудоустройстве за пределами региона. В центрах занятости населения и отделе по взаимодействию с работодателями Комитета РСО-А по занятости населения любой гражданин может получить сведения о потребности в рабочей силе в других регионах страны, в том числе с предоставлением жилья и других видах дополнительного мотивирования. В рамках «Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2013 году» финансовая и другие виды помощи буду оказаны по направлению «стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей)» - 30 безработным гражданам. По направлению «содействие трудоустройству в других субъектах Российской Федерации граждан государственным казенным учреждением службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр» - 130 гражданам.

3) Для того чтобы мигранты, переезжающие в другой регион, могли эффективно трудиться необходимо достаточное как по объему, так и по цене, жилье. Однако, ситуация на рынке вторичного жилья в стране складывается крайне неоднозначная. В 2010 г. индексы цен на квартиры составляли 102,7%, в 2012 г. - 112,1%. Средний уровень цен за 1 кв.м. составлял в 2010 г. 59 998 руб., в 2012 г. - 56 370 руб., при этом небольшое падение цен обусловлено только за счет снижения в 2011 г. цен на элитную недвижимость. Таким образом, о возможности покупки недвижимости трудовым мигрантом говорить весьма преждевременно. Учитывая рост ставок ипотечного кредитования и, следовательно, затруднительности приобретения жилья, спрос на аренду повышается, одновременно с уменьшением предложения, к примеру, в г. Москве. В настоящий момент разработана госпрограмма РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на период с 2013 по 2020 гг. Одной из целью данной программы является повышение доступности жилья для граждан. Для эффективной реализации миграционной политики ключевыми инструментами здесь будут являться следующие критерий: коэффициент доступности жилья - 2,5 года в 2015 г., 2,1 года в 2017 г., 1,8 года в 2020 г.; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту в рублях над индексом потребительских цен: в 2015 г. - не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 и 2020 гг. - не более 2,2 процентных пункта.

Также происходит активная реализация программы «Развитие транспортной системы РФ» на 2013-2020 гг., в рамках которой обеспечивается развитие сетей автомобильных дорог, транспортной подвижности населения, повышение количества перевозок.

Все данные меры помогут увеличить социально-георграфическую мобильность населения, а также структурировать внутреннюю трудовую миграцию наиболее рациональным способом.

4) В 2010 г. по уровню инвестиции в основной капитал на душу населения менее всего было вложено в СевероКавказский федеральный округ - 30 310,6 руб. Причинами низких инвестиций являются такие факторы, как: отсутствие крупных потенциальных инвесторов, стимулов для их привлечения; неразвитость предпринимательского сектора (Агузарова, 2013). Наибольший процент инвестиций приходится на производство и распределение электроэнергии, газа, воды, а также транспорт и связь. Ситуацию поможет исправить разработанная программа «Стратегия социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». В рамках ее раелизации осуществляется внедрение ряда финансовых стимулов, таких как налоговых, таможенных льгот, льгот по аренде земли и т. п. в целях привлечения инвесторов, преимущественно, иностранных и создания стимулов для их деятельности.

Сейчас Россия уверенно встала на путь важнейших экономических преобразований, основная цель которых -сгладить межрегиональные различия в уровне и качестве жизни населения (Kwon, Spilimbergo, 2009, P. 97-119). Достижения баланса в этом вопросе возможно только лишь путем ликвидации различных барьеров, как социальных, так и административных (Andrienko, Guriev, 2004. P. 1-27).

Вследствие того, что подобных барьеров, стоящих на пути внутренней миграции населения, не станет вследствие эффективной реализации миграционной политики, начнется эффективное перераспределение трудового потенциала государства. Каждый гражданин должен найти применение своим способностям, эффективно трудиться и, главное, иметь для этого все возможности. Только в этом случае можно утверждать, что реализуется одно из важнейших конституционных положений о том, что Россия - государство социальное.

ЛИТЕРАТУРА

АгузароваЛ.А. (2011). «Теория и практика управления развитиеим трудового потенциала депрессивного региона» (монография) // Изд-во ТТИ, Таганрог.

Агузарова Л.А., Добролежа Е.В. (2010). Регион как открытая система: роль межрегионального обмена в ресурсном обеспечении развития территории // Известия КБНЦРАН, № 4. C. 5-12.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

Агузарова Л.А. Агузарова Ф.С. (2013). Региональные особенности формирования нового экономического содержания трудового потенциала как фактора модернизации // Международная конференция «Наука и человечество». 27-28 сентября, г. Лондон.

Данные Федеральной службы государственной статистики. Доступно на: http://www.gks.ru/.

Kwon G., Spilimbergo A. (2009). / Regional Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia // Economics of Transition, № 17(1), pp. 97-119.

Andrienko Y., Guriev S. (2004). Determinants of Interregional Labor Mobility in Russia // Economics of Transition, № 12(1), pp. 1-27.

Aguzarova L.A. (2011). Theory and practice of labor potential razvitieim depressed region" (monograph). Taganrog. (In Russian.)

Aguzarova L.A., Dobrolezha E.V. (2010). "The region as an open system: the role of inter-regional exchange in resource supply development territory". Proceedings KBSC RAS, № 4. pp. 5-12. (In Russian.)

Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. (2013). Regional features of formation of a new economic content of the labor potential as a factor of modernization. International Conference "Science and Humanity". 27-28 September London. (In Russian.)

Data of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russian.)

Kwon G., Spilimbergo A. (2009). Regional Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia. Economics of Transition, 17 (1), pp. 97-119. (In Russian.)

Andrienko Y., Guriev S. (2004). Determinants of Interregional Labor Mobility in Russia. Economics of Transition, 12 (1), pp. 1-27. (In Russian.)