Современные чеченские кланы. Клан ямадаевых

На чтение 6 мин. Просмотров 7k. Опубликовано 29.07.2015

Кто правит Чечней. Клан Кадырова. Как выстроена вертикаль управления в Чечне и кто занимает ключевые должности в республике

На прошлой неделе в управлении Чечней произошли перестановки. Администрацию главы республики возглавил 27-летний бывший мэр Грозного со знаковой фамилией – Ислам Кадыров.

Семья

– Однофамильцев у нас нет, – обтекаемо говорят в Чечне, намекая на родство, способствующее карьере.

Ислам Кадыров – племянник Рамзана Кадырова, сын двоюродного брата главы республики, который и сам, кстати, возглавляет республиканское БТИ. У руля чеченской столицы Ислам Кадыров встал в возрасте 25 лет. До этого он уже успел поработать заместителем председателя правительства и министром по земельным и имущественным отношениям.

«Рамзан Кадыров вручил Зарган Кадыровой орден имени Ахмата Кадырова» – это не шутка. Это реальный факт из чеченской жизни. Зарган Кадырова – родная сестра Рамзана, которая является помощником главы республики (то есть своего брата) по дошкольному образованию. Она открывает садики, является почетной гостьей на всех праздниках.

Зулай Кадырова – тоже родная сестра. Но должность занимает повыше – заместитель управделами главы Чеченской республики, и ее имя более известно. Во время одной из поездок в приграничный Хасавюрт дагестанские полицейские пытались проверить личности двух ее вооруженных телохранителей. Зулай встала на защиту подчиненных и, оступившись, нечаянно сломала руку. Через час на месте происшествия уже был ее брат в сопровождении своей охраны. Горячие кавказские парни, к счастью, разошлись без стрельбы. Однако тот конфликт еще долго аукался его зачинщикам.

Сестры Кадырова замужем, но носят свою фамилию, а не мужей. От такой фамилии добровольно не отказываются. Мужья и дети сестер также заняты в управлении республикой: министр транспорта и связи Рамзан Черхигов, управделами президента Якуб Закриев, первый заместитель председателя парламента Салман Закриев, руководитель УФМС Сахаб Закриев. начальник управления ГИБДД Шамхан Денилханов – брат жены Рамзана Кадырова, Медни Кадыровой.

Племянник Рамзана, 25-летний Идрис Черхигов, возглавлял такую серьезную структуру, как Совбез республики. Позже дядя переставил его на должность главы Курчалоевского района, где находится вотчина Кадыровых – укрепленное селение Центорой.

Именная серебряная медаль весит 1 кг

В Чечне сложилась эксклюзивная ситуация даже для Кавказа. Такой откровенно клановой системы нет даже в других северокавказских регионах, не говоря уже о средней полосе России , – считает зав. сектором Кавказа Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев. – Но такое положение устраивает Москву, так как оно обеспечивает главное для республики и всего региона в целом – устойчивость и четкое управление. Кадыров подчиняется Москве, а Кадырову подчиняется Чечня. Такое положение вещей обусловлено послевоенным состоянием республики, а также опасностями, которые до конца не искоренены.

Враги

– У Кадырова много не то что недоброжелателей, а откровенных врагов, в том числе и смертельных. Отсюда желание окружить себя людьми, на которых можно опереться. И личная преданность ценится в современной Чечне больше, чем профессиональный опыт и знания, – убежден чеченский правозащитник, попросивший не называть его имени. Чечня – регион, где никогда точно не знаешь, как твое слово отзовется.

Правозащитники еще ищут людей, бесследно пропавших в республике. Ищут, зная, что вряд ли найдут. Похитители в масках не представляются, не имеют отличительных знаков. Действуют то ли от власти, то ли против власти, то ли вообще работают под нее. Но большая часть случаев относится к прошлому. Последний раз люди в черных масках появлялись на уничтожении домов родственников боевиков, напавших на Грозный в декабре 2014 года. Современная Чечня уже достаточно твердо встала на мирные рельсы, чтобы не бряцать оружием, а действовать силой убеждения. На улицах все чаще попадаются не вооруженные молодые люди, а парни, воздействующие только блеском глаз и силой слов. Это адепты Рамзана и его курса – работники Центра духовно-нравственного воспитания и развития ЧР. Своего рода кавказские дружинники, которые следят, чтобы девушки «правильно» одевались, молодые люди вели себя как следует, а в кафе не продавали спиртное. И в Чечне все знают: с этими правилами игры лучше согласиться.

Друзья

– Бесспорно: Чечня продемонстрировала реальное экономическое чудо. Скачок, который осуществила республика, уникален, – считает Кисриев.

Доказательств этих слов невозможно не замечать: чеченская столица превратилась в один из самых благоустроенных и новых городов в России. Здесь нет разрухи. Как нет и политической оппозиции. Но первое можно увидеть наглядно.

Самая высокая в России 400-метровая башня с ресторанами, салонами, апартаментами, элитными квартирами будет построена в 2018 году. Восстановление и стройка в республике идут за счет фонда семьи Кадыровых, куда «добровольно-принудительно», как писал «Коммерсант», сбрасывается практически каждый бизнес и чуть не каждый чеченец. Руководит фондом мать Кадырова – Аймани. А первый взнос делал сам Рамзан, продав личные «Жигули».

Безопасность в Чечне сейчас превыше всего. Поэтому силовые структуры республики возглавляют только приближенные к Рамзану люди – родственники или самые верные друзья. Как члены семьи Адама Делимханова, депутата Госдумы, которого сам Кадыров охарактеризовал «ближе, чем брат» и «человек, который может меня сменить». В ближний круг входят также Абузайд Висмурадов («Патриот»), возглавляющий личную охрану Кадырова, и Магомед Даудов («Лорд»), спикер парламента. Кулак и голос – тоже часть клана, но благодаря не кровному родству, а «чему-то большему». «Лорд» – бывший боевик, вышедший из леса и присягнувший на верность Рамзану – получил прозвище от Кадырова за свой «английский» стиль в одежде. Про «Патриота» Висмурадова ходят легенды, что он вычисляет даже тех, кто плохо пишет про Рамзана в интернете. Наверняка байки, но очень показательные.

Кадырову нужны во власти люди, которым он безгранично доверяет. Доверять безгранично на Кавказе принято членам своей семьи и проверенным друзьям.

Между тем

17 июля Рамзан Кадыров лично открыл в Гудермесе комбинат школьного питания. Там и произнес разлетевшуюся фразу, что разведется с женой, если увидит на домашнем столе привозные продукты. Комбинат входит в группу компаний «Лидер-А» – название, как вы догадываетесь, отнюдь не случайное.

Все, что имеет приставку «Лидер», в Чечне связывают с семьей Рамзана Кадырова. Глянцевый журнал о нем, сеть автозаправок, несколько предприятий пищепрома, современный агрохолдинг… «В планах комбината производство 48 видов питания с годовым объемом 48 млн условных банок, – написал чеченский лидер на собственной страничке в «Контакте». – На этой же территории действуют консервный и мясной цехи, кондитерская фабрика и молочный комбинат. Все они входят в группу компаний «Лидер-А». Кроме того, начато создание молочного комплекса на 1200 голов КРС».

Зарегистрировано предприятие в Центорое – кадыровском родовом селе. А открывать торговый дом «Лидера-А» в 2014 году приезжал тогдашний министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.

Клан Ямадаевых - самая влиятельная в Чечне сила, неподконтрольная президенту республики Рамзану Кадырову, - лишился своего "политического лица". В Москве убит старший из трех братьев Ямадаевых - Руслан, бывший депутат Государственной думы и функционер "Единой России".

Машина Руслана Ямадаева была обстреляна в Москве на Краснопресненской набережной в среду, 24 сентября, примерно в 17:15-17:20. К остановившемуся на светофоре "мерседесу", в котором ехали Ямадаев и генерал Сергей Кизюн (бывший военный комендант Чечни; Ямадаев в 2001-2002 годах был его заместителем), подошел человек, вооруженный, по одним данным, пистолетом, а по другим - небольшим автоматом "Кедр", который стреляет пистолетным патронами. Убийца расстрелял "мерседес" (на месте найдено больше десятка гильз), после чего вскочил в поджидавшую его "ауди", и нападавшие скрылись.

Генерал Кизюн, по данным Life.Ru , доставлен в реанимацию Боткинской больницы. Руслан Ямадаев умер на месте.

Биография Руслана Ямадаева похожа на биографии многих бывших чеченских боевиков, перешедших на сторону федеральных сил. Он принадлежал к одному из самых влиятельных чеченских тейпов - Беной. В 1991 году поддержал чеченского президента-сепаратиста Джохара Дудаева. Во время первой войны он и его брат Сулим были бригадными генералами. Их вотчиной был Гудермес - второй по значимости город Чечни.

В 1997 году у Ямадаевых возникли разногласия с группой чеченских "радикалов", наиболее ярким представителем которой был Шамиль Басаев. В 1999 году Басаев потребовал от Ямадаевых предоставить плацдарм для нападения на Дагестан. Отвечал ему Руслан на правах главы клана. Он отказался пропустить бойцов Басаева через свой район и заявил, что если Басаев хочет войны - он ее получит. В 2000 году Ямадаевы без единого выстрела сдали Гудермес федеральным силам, и он на время стал фактической столицей Чечни, поскольку Грозный контролировали сепаратисты. Впоследствии братья участвовали в военных действиях против боевиков.

Когда военная фаза "восстановления конституционного порядка" в Чечне завершилась, братья Ямадаевы имели все основания претендовать на благосклонность федералов. Но Москва сделала ставку на другой клан - Кадыровых. Руслану Ямадаеву пришлось довольствоваться постом главы исполкома чеченского отделения "Единой России" и креслом депутата Госдумы.

До мая 2004 года авторитет Ахмада Кадырова, поддерживаемый федеральным центром, позволял удерживать различные кланы от открытой свары. Но когда республику возглавил (сначала де-факто, а с февраля 2007 года - и де-юре) Рамзан Кадыров, обстановка стала накаляться. Бывшие боевики, распределенные по различным спецподразделениям Минобороны, МВД,ФСБ и других силовых структур, подчиняющиеся бывшим полевым командирам, стали роптать, что Кадыров и его люди не проявляют к ним должного уважения. Кроме того, чеченская нефть тоже контролируется в значительной степени местными кланами, и за нее тоже разгорелась нешуточная борьба.

Рамзан Кадыров планомерно ликвидировал все неподконтрольные ему силовые группы. Первым был разгромлен спецотряд ФСБ "Горец" Мовлади Байсарова, который фактически никому не подчинялся с мая 2004 года. В сентябре 2006 года на Байсарова посыпались обвинения в убийствах и похищениях людей, он был объявлен в федеральный розыск. Сам он приехал в Москву, стал собирать пресс-конференции и всячески критиковать и обличать Рамзана Кадырова. 15 ноября "Горец" сложил оружие, а 18-го вечером посреди Ленинского проспекта в Москве Мовлади Байсаров был застрелен чеченским милицейским спецназом. По официальной версии - из-за того, что оказал сопротивление при задержании. По неофициальной, за ним приехали вовсе не для того, чтобы задержать.

Следующим на очереди был батальон Минобороны "Восток", которым командовал Сулим Ямадаев. После очередного конфликта между людьми Кадырова и Ямадаева, переросшего в перестрелку, все развивалось примерно по той же схеме, что и с "Горцем": базу "Востока" блокировали, из него стали уходить бойцы (кадыровская милиция их с радостью принимала), потом Сулим Ямадаев был объявлен в федеральный розыск, что, впрочем, не помешало ему лично командовать своими бойцами во время войны в Южной Осетии 8-12 августа. 22 августа Сулим Ямадаев был уволен с военной службы.

После резкого обострения отношений с Рамзаном Кадыровым Сулим Ямадаев жил в Москве - поближе к старшему брату Руслану. У Руслана были к Кадырову свои счеты: чеченский президент в 2007 году при поддержке Москвы фактически отобрал у него пост главы республиканского отделения "Единой России" (местные партийцы склонны были поддержать Ямадаева).

24 сентября, когда был убит Руслан Ямадаев, на лентах информагентств сначала появились сообщения, что убит Сулим. Дело в том, что Руслан и генерал Кизюн ехали на "мерседесе", принадлежащем Сулиму, да к тому же Сулим в последнее время больше на слуху. Где он сейчас и чем занимается - доподлинно неизвестно. По сведениям чеченской прокуратуры, все последние месяцы он провел в Москве.

Младший из братьев Ямадаевых - Бадруди - до сих пор скрывается. Он объявлен в федеральный розыск по нашумевшему о конфликте на питерском мясоперерабатывающем заводе "Самсон" в 2006 году. Тогда Ямадаевы вмешались в "спор хозяйствующих субъектов" и попытались доступными им методами убедить одну из сторон уступить.

Словом, есть еще кому продолжить традиции клана Ямадаевых.

Традиционное чеченское общество переживает сейчас сложный процесс интеграции в сложившиеся в XX-XXI веках межнациональные и общественные процессы. Трансформации, зачастую проходящие под серьезным влиянием извне, неизбежно разрушают и оставляют в прошлом исторические формы существования чеченского народа, его интереснейшие внутренние связи. «Вестник Кавказа» рассказывает о некоторых особенностях организации чеченского (шире – вайнахского) общества, которые неизбежно будут потеряны в наступившем веке.

Главное, чем выделяются вайнахские народы (чеченцы, ингуши и бацбийцы) среди прочих северокавказских – сохранившаяся и в XX веке родоплеменная (тейповая) структура организации народа.
Вайнахский род (тейп) представлял собой несколько сыновьих групп – гаров (ветвей рода, так как тейп состоял лишь из отцелинейных родственников, исключая их жен – членов другого тейпа), которые могли назвать имя своего реального предка и в свою очередь делились на более мелкие группы: семья (доьзал) и другие.

Тейпы (роды) были объединены в тукхумы – военно-экономические союзы, не связанные между собой кровным родством, но объединенные в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена.

Несмотря на главенство мужчины, женщина имела такие же наследственные права. Так, дочь наследовала равную долю с братом, а мать – наравне с детьми. И лишь позже, с установлением шариата (гражданского права мусульман), традиционное адатное право вайнахов трансформировалось в систему, в которой при разделе состояния главы дома сын получал полную долю, дочь – полдоли, а жена – одну восьмую.

С середины XIX века в связи с модернизационными процессами в самой Чечне, а также обретшей серьезные масштабы миграцией чеченцев в столичные и соседние регионы России, традиционная тейповая структура вайнахского общества стала разрушаться, уходя в легенды и воспоминания стариков.

Современные ученые, в частности Л.С.-Э.Басханова, отмечают, что «Разложению тейпа и исчезновению его как реальной социальной категории способствовали:
1) Рост внутренних противоречий и несоответствие тейпа как социального института новым социально-экономическим реалиям;
2) Отсутствие необходимости в социально организующих функциях тейпа в связи с появлением государственных учреждений (имамат Шамиля, царская администрация и т.д.);
3) Нарушение принципа единой территории тейпа;
4) Отсутствие единых экономических и политических интересов у различных патронимических групп тейпа в связи с нарушением принципа единства территории;
5) Принятие патронимией на себя функций, определяемых особенностями национального менталитета, прежде всего кровной мести.
Чеченский тейп из социальной организации превратился в категорию мифологическую, в категорию нравственного порядка. И как категория мифологическая тейп становится в представлении чеченцев идеальной организацией всеобщего равенства и справедливости».

В чем же коренная причина слома такой крепкой и основанной на прочных морально-нравственных и кровных основаниях системы? М.М.Юсупов пишет, что за последние десятилетия «коренным образом изменилась психология рядового чеченца: это уже не крестьянин, привязанный к своей земле и традиционным ценностям», а обедневший индивидуум, уже оторванный от своих крестьянско-традиционных корней, но еще не нашедший своего места в индустриальной городской среде. В связи с этим «социологи отмечают упрощение иерархии социальных связей в чеченском обществе и архаизацию различных сторон общественных отношений, что представляет собой серьезную угрозу для развития чеченского народа как нации».

Между тем, в последнее время процесс послевоенного восстановления Чечни происходит стахановскими темпами. Чеченская республика безоговорочно лидирует среди субъектов СКФО по темпам социально-экономического развития, хотя это не отменяет серьезных проблем, вставших перед чеченским (равно как и перед другими северокавказскими) народом. И традиционные ценности вовсе не обречены, как это может показаться, глядя на большинство западных обществ, выступивших в индустриальную и постиндустриальную эпоху.

Общинный принцип организации общественного быта не только сохраняется, но велением современности является признание джамаатно-кантонных объединений (то есть реалий сельской территориальной общины). В этих объединениях должны действовать адатно-шариатные суды (суды по обычному и мусульманскому праву), в ведение которых следует отнести широкий круг вопросов, касающихся внутренней жизни общины: нарушение прав женщин, семейно-брачные отношения, процедуры улаживания различный споров, в отдельных случаях даже связанные с убийством (процедура примирения кровников)». Сегодня все больше говорят о необходимости сохранения норм поведения, диктуемых традиционными установками.

Стоит также вспомнить недавние случаи примирения «кровников» и враждующих родов в Чечне и Ингушетии с помощью старейших моральных авторитетов и по инициативе глав республик.

Продолжение следует…

Алексей Балашов , специально для « «

Чеченцы: нация или мафия?

"Нет постыдных способов добывать деньги,стыдно не иметь денег".
Чеченская пословица

Примечательно, что такой небольшой народ, как чеченцы, - чуть более миллиона человек, проживающих на северных отрогах Кавказа,- смог приобрести почти мифический ореол. Мифический в отрицательном смысле. Всякий раз, когда речь заходит о российской организованной преступности, рано или поздно произносят слово "чеченец".
И не только в России. В Праге, Берлине, Лондоне и в других городах, затронутых российской преступной волной, чеченцев приводят в качестве примера жестокости российских банд.
Не касаться чеченцев в разговоре об организованной преступности в странах бывшего Советского Союза так же бессмысленно, как, описывая итальянскую мафию, не привести в пример Сицилию.
Имеется очевидное сходство между Чечней и Сицилией, которое может объяснить коечто в преступной традиции: недоверие к центральным властям, а также семейные связи и клановая сплоченность, которая крепче других общественных связей. И в обоих отношениях ключ к современной ситуации следует искать в истории.
Колонизация Чечни Россией была жестокой и кровавой. Настолько кровавой, что как в царское, так и в советское время существовала строгая цензура в отношении этой главы в русскосоветской истории.
Но чеченцы выжили не только как нация. Им удалось сохранить свои особые свойства благодаря той системе сект и братств, которую не могла поломать никакая центральная власть.
Клановая структура чеченского общества уходит корнями в средневековье, когда на этой территории появился ислам.
Вместе с новой религией пришли и тарикаты, строгие мусульманские братства или орденасообщества, которые действуют в Чечне по сей день. Два тариката сегодня наиболее сильны, это - наджбандия и кадирия.
Кадирия стала самым сильным братством в Чечне в конце Xix века и разделилась тогда на три ветви: кунта-хаджийцы, батал-хаджийцы и бамат-хаджийцы.
Кунта-хаджийцы придерживались мирных методов, в то время, как батал-хаджийцы имели свою кастовую систему и проповедовали джигитизм: смелость, жестокую дисциплину, военное искусство и беспощадность к врагам.
Именно тарикат баталхаджи обвинялся в том, что во время Великой Отечественной войны он перешел на сторону немцев. Чеченцы - члены этого братства - убивали красноармейцев и командиров Красной Армии и грабили военные склады. За это была наказана вся чеченская нация. Ее руководители были уничтожены, а народ выслан со своей родины.
Кровь чеченцев, пролитая во время сталинского геноцида, все еще свежа в памяти народа.
Тарикаты помогли чеченцам сохранить крепкую внутреннюю организацию. Они основаны на замкнутости и скрытности.
Баталхаджийцы имеют "черную кассу" для своих молодых учениковмюридов и для оказания помощи своим учителям. Одновременно эта касса подобие общака воров в законе - является фондом для помощи попавшим в тюрьму или их семьям.
Эти деньги используются на все, что может способствовать усилению экономического и политического влияния братства.
Чеченские кланы отличает привязанность к оружию. Оружие - это часть культуры и поэтому с самых ранних лет мальчика-чеченца учат обращаться с оружием. Назначение мужчин - быть воинами и кормильцами.
С начала 60-х годов чеченцы почти забыты властями, пока в начале 80х годов, в последние годы советской власти, они вдруг не "вынырнули" в столице.
Чеченцы начинают наводить мосты в Москве, приобретая влияние на разных уровнях. Когда контроль со стороны государства в начале 80-х годов ослабевает, они выходят на первый план и завоевывают большое влияние в преступном мире. Агрессивно захватывая территории и особые области деятельности других банд, они сумели быстро приобрести репутацию закаленных и хорошо организованных вымогателей.
Первая попытка мафии разделить "пирог" под названием Москва была предпринята в 1988 году в Дагомысе у Черного моря.
Но с самого начала она оказалась обреченной на неудачу, поскольку в дележе не участвовали важные стороны, в том числе чеченцы. "Мы собираемся взять Москву, как сицилийцы заняли НьюЙорк и Чикаго", - был их ответ на попытки разделить столицу мирным путем.
Существует непосредственная связь между властью бывшего президента Дудаева в Чечне и преступными синдикатами в российских городах. Дудаев грозил превратить Москву в район бедствия, имея в виду как раз те криминальные группировки, которые лояльно относились к освободительным устремлениям Чечни и уже утвердились в столице.
Прямая связь чеченских банд с властями в Грозном была укреплена в результате судебного процесса в Москве в 1991 году.
Тогда "Ходжа" Нучаев, "Руслан" Атлангериев и Геннадий Ложбанидзе (Гена Шрам) были приговорены к длительному тюремному заключению за вымогательство, но вскоре освобождены на основании поддельных документов, предъявленных милицией Чечни.
А вскоре Нучаев и Атлангериев были приняты на службу в правительстве Чечни.
Чеченская преступность отличается своими традициями от советской.
У чеченских преступников существует только один вор в законе по имени Султан.
Участие в действиях вооруженных банд, строжайшая дисциплина и общая цель близки к чеченской традиции и могут объяснить, почему именно эта разновидность преступности оказалась столь успешной в новой России.
Чеченским организациям присуща строгая иерархия. Долг повиноваться носит всеобщий характер. Но при этом не создаются пирамиды власти, как это было в коммунистической партии. Чеченское братство или банда скорее напоминает снежинку с четким центром и лучами, образующими вокруг него самостоятельный рисунок.
Центр - совет старейшин.
Старейшина не обязательно должен быть старым. Самое главное - его должны уважать равные с ним и подчиненные.
Назначение совета состоит в принятии стратегических решений, касающихся всего братства, и в регулировании внутренних отношений между разными кланами, входящими в братство.
В совете старейшин отсутствует собственно вождь, но тот, кто отвечает за общую "черную кассу", может считать себя первым среди равных. Известно, что не позднее, чем осенью 1992 года, некий Муса, называемый также Старик, занимал этот пост в Москве.
27 ноября 1992 года на седьмом этаже гостиницы "Украина", в центре Москвы, Муса проводит встречу со ста пятьюдесятью руководителями разных чеченских банд со всей России. На этом собрании Муса требует новых, более эффективных методов работы, более жесткого управления и координации между разными чеченскими группами.
Вот эти-то группы или кланы и образуют лучи снежинки. Каждое такое ответвление обладает большой автономией и правом самостоятельно вести свои дела. Члены клана называются просто "людьми".
Стоит заметить, что по данным милиции, менее половины членов в чеченских группировках составляют чеченцы, В бандах, называемых "чеченскими", встречаются представители всех бывших советских народов, в том числе и славянских.
Объединяет кланы - помимо совета старейшин - наличие профессиональных убийц, которых привлекают в тех случаях, когда конфликт решается при помощи оружия Убийцы не относятся к какому-то отдельному клану, а могут быть привлечены по решению совета. Как правило, вооруженная группа или убийца-профессионал посылается из одного города в другой с разовым поручением, чтобы милиция не могла обнаружить связи с местным кланом.
Для управления этой деятельностью у чеченцев существует собственная разведывательная служба. Глава ее по кличке Ахмет располагает не менее чем пятьюстами квартирами и другими тайными убежищами в Москве, используемыми для конспиративных встреч и секретных сообщений, или мест, где укрываются агенты и профессиональные убийцы.
В Москве чеченские банды составляют три крупные группы: Центр, Останкино и Южный порт.
Центральная группа, которую возглавляет Лечи Исламов, контролирует свыше трехсот фирм, а также проституцию (мужскую и женскую) во многих крупных гостиницах.
Останкинская группа во главе с Мамудом Большим контролирует продажу мебели, продуктов и компьютеров, а также осуществляет перевозки в Грозный, столицу Чечни.
Южный порт Москвы, где сосредоточены значительные речные перевозки, является известным криминальным районом. Там имеется группа, возглавляемая ныне убитым в межклановой разборке Николаем Сулеймановым по прозвищу Хоза. Самый большой доход эта группа имеет от торговли автомобилями и деталями к ним.
Если прогуляться по улицам Грозного, то скоро станет понятно, какой товар движется в Чечню взамен печатаемых здесь фальшивых российских денег и изготавливаемых автоматов "Борус" ("Волк"). Это автомашины.
В течение года, к примеру, в местный автомобильный регистр были внесены десятки "роллсройсов" и "феррари-тестаросса", не говоря уже о несметном количестве американских и японских автомобилей, о которых в этом небольшом горном государстве несколько лет назад не могли и мечтать.
Как оказались здесь эти символы высокого положения?
Способов много, но честных среди них мало. Самое простое - обычные кражи и нападения на машины в ночное время как в странах СНГ, так и за их пределами.
По данным берлинской полиции, чеченцы часто были замешаны в кражах у российских войск, которые размещались на немецкой земле.
Но для получения автомобилей понастоящему высокого класса чеченцы предпочитают страховые мошенничества при участии представителей Запада. Если у господина Вебера в Гамбурге имеется шикарный "мерседес", то ему могут предложить, скажем, цену в десять тысяч марок. Сумма не так уж велика, но зато нет и риска от прямой кражи.
Соль сделки в том, что герр Вебер подождет с заявлением в полицию о краже в течение трех дней. Если он сделает это раньше, ему не поздоровится.
Если господин Вебер сдержит обещание, то чеченский "покупатель" успеет вывезти машину из Германии и ввести ее в бывший Советский Союз через какой-нибудь приграничный пропускной пункт, где у него имеются контакты.
А дома, в Грозном, он купит регистрационные документы, подлинные или фальшивые - по желанию.
В Германии же автомобиль объявляется бесследно пропавшим, а потерпевшей стороной оказывается страховая компания, услугами которой пользуется герр Вебер.
История его автомобиля может получить продолжение.
Чеченскому владельцу наскучил его "мерседес" или он хочет еще более роскошный автомобиль.
И вот он продает его через посредника бизнесмену Сергею Петрову из Ростова-на-Дону, готовому заплатить значительную сумму за несколько подержанный "мерседес" (на котором снова появляются немецкие номера).
Чего не знает Петров, так это того, что последним владельцем автомобиля является чеченец, а у того остались копии ключей.
Как только Петров заканчивает запутанные хлопоты по регистрации своей новой машины, она необъяснимым образом исчезает и опять оказывается в Грозном.
Этот фокус можно повторять в Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Войны между бандами, в которых замешаны чеченцы, относятся к наиболее кровавым. Объяснение не только в том, что сами чеченцы быстро хватаются за оружие, несомненен так-же и этнический аспект. Одним из символов чеченцев является мишень, а будучи нацией отщепенцев, они стали прекрасными бойцами.
Противопоставление "белых" и "черных" - славян и кавказцев, если использовать этнические термины, существовало задолго до теперешних войн между бандами. Но стрельба пошла всерьез, когда новые банды стали делить Москву на территории и подчинять себе выгодные предприятия.
Для чеченцев, прибывших в Москву извне, власть оружия является одним из наиболее действенных способов показать свою силу и решительность. Войны у себя дома также приучили их к мысли, что человеческая жизнь немного стоит.
Поначалу в перестрелки ограниченно вовлекались люди, которые были непосредственно замешаны в деятельность банд, например, таксисты в крупных аэропортах и перед гостиницами. Затем она превратилась в настоящую расовую войну, когда посторонние люди с внешностью южан оказывались в опасной зоне, а чеченцев убивали только за то, что они чеченцы.
Этот конфликт достиг своей вершины в начале 1993 года, когда бандой из Ивантеевки были убиты три чеченца. Пятьсот членов чеченских кланов собрались на встречу, на которой пятеро из ивантеевской банды были приговорены к смерти. Несколько чеченцев взяли на себя поручение исполнить приговор.
Когда русские группы узнали об этом, они объединились под лозунгом "Москва - русским!" Чеченцы были объявлены отверженными.
В ответ на это чеченцы попытались объединить в единый фронт различные группы с Кавказа против московских банд.
Милиция в известной мере узаконила подобные этнические войны. Например, после попыток путчей и различных политических демонстраций она использует свои особые права, чтобы выслать из столицы десятки лиц "кавказской национальности".
В качестве борьбы с организованной преступностью такие меры малодейственны, потому что банды имеют своих информаторов в милиции и ключевые персоны всегда успевают оказаться в безопасности.

Андрей КОНСТАНТИНОВ

Последние события на Северном Кавказе, дерзкая вылазка боевиков в родовом селе Кадырова — Центорое, вновь приковала внимание западной прессы к Чечне. Итальянская газета La Stampa задается резонным вопросом: «Путин, конечно, стабилизировал ситуацию в Чечне, но многие в России и за ее пределами задаются вопросом: надолго ли?». «Нормализация» региона произошла после примирения между президентом Чечни Рамзана Кадырова и лидером одного из самых могущественных кланов этой страны Исы Ямадаева. До сих пор они были, прямо скажем, отнюдь не безоблачными.

По мере усиления власти Кадырова отношения между двумя кланами начали портиться. Причем, стремительно. Причина банальна: президент хотел поставить вооруженные формирования Ямадаева под свой контроль. Но сами бойцы этому воспротивились. В итоге Руслам и Сулим Ямадаевы были убиты, а на третьего брата, Ису, было совершено покушение. Несостоявшийся киллер во время суда сделал сенсационное заявление: «Ису „заказал“ Рамзан Кадыров, и за работу он собирался заплатить миллион долларов». Выбора у киллера не было: если бы он отказался от предложения, Кадыров якобы убил бы его и его семью. «После этих событий было бы резонно предположить, что Ямадаев и Кадыров станут заклятыми врагами на всю жизнь. Но вместо этого они помирились. Это Чечня. И мир этот был заключен публично», — пишет корреспондент Марк Франкетти.

Мир оказался выгоден обоим. Ямадаев сохранил себе жизнь и спокойное существование, а Кадыров, как и положено правителю, пытается объединить под одной — своей — крышей всех своих друзей, врагов и соперников. И, похоже, ему это удается. В каких-то случаях для того, чтобы нормализовать ситуацию в регионе, потребовались многие инструменты: кому-то угрожали, против кого-то применяли насилие, у кого-то похищали родственников. Все делалось для того, чтобы убедить оппонентов: нужно срочно переходить на сторону государства. В противном случае управляемая кланами Чечня никогда бы не приняла Кадырова за «своего» правителя. И ему это удается: в миниатюрной стране, где еще недавно все друг друга убивали, сейчас обнимаются и устраивают прочие курьезные зрелища. Понятно, что «дружба» это не искренняя, а скорее вынужденная. «Дружить» здесь предлагают по принципу: «Или ты с нами, или ты против нас».

La Stampa признает, что успех у такой политики есть: как бы странно это ни звучало, благодаря невероятной жестокости Кремлю удалось стабилизировать ситуацию в регионе. «США могут только мечтать о том, чтобы в Афганистане или Ираке случилось нечто подобное», — говорится в статье. С другой стороны, неизвестно, как долго это будет продолжаться. Если с Кадыровым или с Путиным что-то случится, здесь может вспыхнуть новая война. «Кремль может уже очень скоро пожалеть, что некогда вооружил боевиков», — пишет издание.

Автор статьи вспоминает, что меньше года назад встречался с Бухари Бараевым. В 2002 году его сын — Мовсар Бараев, возглавлял группу террористов, которые взяли в заложники 800 человек в московском театре. Отец террориста пять лет жил в Австрии и люто ненавидел Кадырова. Но президент поговорил с ним, предложил вернуться на родину, лично встретил того в аэропорту, подарил ему новую квартиру и новый автомобиль. А Бараев в ответ подружился с Кадыровым и даже заявил журналисту, что сильно ошибался по поводу главы Чеченской республики. «Он очень много сделал для народа. И хотя моего сына это привело бы в бешенство, я изменил свою точку зрения», — рассказал он. Вот такие особенности чеченской политики. А какие они еще могут быть в стране, где вместо закона обществом давно управляет насилие?

Дошло даже до того, что мать братьев Ямадаевых заявила, что, когда ее навестил Кадыров, так этому обрадовалась, будто ее сыновья вернулись к ней. Чеченский лидер выражал ей соболезнования по поводу кончины сына Сулима в Дубае.

Сам Кадыров отрицает, что помирился с Ямадаевым «по настоянию сверху», как о том судачат многие СМИ. «Мне трудно себе представить, чтобы по приказу можно было снять недопонимание. Никто ни с какими требованиями „на самом верху“ ко мне не обращался. Все было совсем не так», — сказал он. «Я огорчен отдельными публикациями в СМИ, которые преследуют цель очернить факт примирения.

— Меня возмутили комментарии отдельных источников по поводу того, что примирение состоялось под давлением спецслужб и Кремля. Рамзан Ахматович самодостаточный и авторитетный руководитель субъекта федерации и решение о встрече принял лично, как богоугодное дело в священный месяц Рамадан, — подтвердил его слова Ямадаев.