Словесный автопортрет: Настя Задорожная. Правила описания человека по методу словесного портрета

Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности

Идентификация человека возможна не только по папиллярным узорам рук, составу волос, крови, слюны, спермы, ногтям, костным останкам, запаховым веществам, следам губ, зубов, обуви, ног, но и по признакам внешности человека, т.е. по совокупности зрительно воспринимаемых внешних данных. В криминалистике также используются термины «габитология » и «габитоскопия», которые отражают понятия науки и описания внешнего облика человека.

Для организации розыска скрывшегося преступника, а также для опознания неизвестного лица либо трупа, необходимо собрать и возможно более полно и точно зафиксировать криминалистически значимые признаки его внешности.

Научной основой использования описания внешнего облика человека для его идентификации, в первую очередь, явилось установленное и доказанное положение о том, что при достижении определенного возраста (около 25 лет) костно-хрящевая основа и внешний облик человека стабилизируются. Научной криминалистической основой является специально разработанная система описания человека, для его идентификации, розыска, постановки на криминали стический учет. Признаки внешности обладают следующими свойствами: неповторимостью, устойчивостью, наглядностью. Эти признаки подразделяются на две основные группы: анатомические (статические), характеризующие наружное строение тела человека, его частей и покров, и функциональные (динамические), выражающиеся в привычных, автоматизированных движениях, положении тела человека (поза, походка, жестикуляция, мимика, навыки, умения, привычки). Существенное значение для отождествления по признакам внешности имеет характеристика общефизических элементов, составляющих физический тип человека (пол, возраст, расово-этнический и конституционный тип).

Внешний облик человека, кроме того, характеризуется и так называемыми особыми и броскими приметами. Особые приметы - это редко встречающиеся врожденные или приобретенные в течении жизни признаки, представляющие собой отклонения от нормального строения или состояния или состояния (аномалии). Причем к анатомическим особым приметам относятся физические недостатки (искривление позвоночника, сросшиеся пальцы, татуировки и т.д.), а к функциональным - манера держать голову, говорить, жестикуляция, мимика и т.п. Броскими приметами являются такие приметы, которые являются сравнительно редкими и легко обнаруживаются, так как находятся на открытых частях тела. Для словесного портрета имеют значение и сопутствующие признаки: описание одежды, обуви, наручных часов, зажигалок, колец, очков и других вещей-аксессуаров, к которым привык человек, постоянно ими используется.

Признаки внешности обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивые - анатомические признаки, обусловленные костно-хрящевой основой (форма и размер лба, спинки носа, ушных раковин и т.д.). Идентификационное значение любого признака зависит не только от его устойчивости, но и от частоты встречаемости (редкие признаки имеют большее идентификационное значение). Поэтому достоверность отождествления зависит от выбранной совокупности сравниваемых признаков и правильной оценки их идентификационного значения.

«Словестный» портрет, порядок составления, криминалистическое значение

Для идентификации человека по внешним признакам в криминалистике используется специальная система описания внешности человека (словесный портрет). Впервые эта система была разработана А.Бертильоном в 1879 г., опубликованная в брошюре "Практическое применение антропометрии" (1881 г.), а затем усовершенствована и упрощена Р. А. Рейссом в 1911 г. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, в ходе экспертного отождествления живых лиц и трупов. Описание ведется в определенной последовательности (от общего к частному, сверху вниз) с помощью специальной терминологии. Анатомические признаки описываются по величине, положению, размеру, форме, цвету; признаки лица описываются в двух положениях - анфас и правый профиль. Величину признака определяют в сопоставлении с другими частями лица, тела (очень большой, большой, средний, малый, очень маленький). Для описания формы пользуются геометрическими терминами (прямой, выпуклый, вогнутый, овальный и др.). Положение элементов внешности характеризуется как горизонтальное, вертикальное, косовнутреннее, приподнятое, опущенное, выступающее, втянутое.

В настоящее время в МВД принята следующая система словесного портрета:

1. Пол (мужской, женский).

2. Возраст (детский - до 12 лет, подростковый (12-16 лет), юношеский (17-21), молодой (22-35), средний (36-60), пожилой (61-75) и старческий (76-90).

3. Рост ("карлик" - до 1м, низкий (до 155см - для женщин, до 65см - для мужчин), средний (155-165см - для женщин и 165-175см - для мужчин), высокий (более 165см - для женщин и более 175см - для мужчин), "великан" - более 2 ).

4. Телосложение по скелету и мускулатуре (слабое, среднее, коренастое, атлетическое); по жировому отложению (худощавое, средней упитанности, полное, тучное);

5. Форма лица в фас: по ширине (округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная); по высоте (удлиненное, среднее, широкое); по полноте (худощавое, средней полноты, полное); по особенностям - дефекты кожи (пигментация, с прожилками, оспенные рубцы и т.д.);

6. Лоб: по высоте (высокий, средний, низкий); по ширине (широкий, средний, узкий); по отношению к вертикали (контур) (прямой, выпуклый, вогнутый); по наклону в профиль (скошенный, вертикальный, выступающий); особенности (по степени выраженности надбровных дуг и наличию лобных бугров) - лобная ямка, опухоль в области лобной и височной части.

7. Брови: по длине (короткие, средние, длинные); по ширине (узкие, средние, широкие); по густоте (редкие, средние, густые); по направлению - горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз; по контуру (относительно края глазной орбиты) - высокие, средние, низкие; особенности (кустистые, сросшиеся, асимметричные и т.д.);

8. Глаза: по положению глазной щели (горизонтальные, косонаружные, косовнутренние); по степени раскрытия глазной щели (треугольные, щелевидные, миндалевидные); по степени выпуклости глазных яблок (выпуклые, впалые, нормальные); по цвету (голубые, серые, зеленоватые, карие и т.д.); по величине (большие, средние, малые); по форме (округлые, овальные); по внутренним углам глаз (округлые, заостренные); по особенностям (косоглазие, бельмо, протез); по аномалиям (разноцветность, наличие в радужине пятен иного цвета или сероватой каймы).

9. Hoc: по длине (длинный, средний, короткий); по высоте (длинный, средний, короткий); по глубине и ширине переносья (большой, средний, малый); по ширине (широкий, средний, узкий); по выступанию (большое, среднее); по положению основания носа (горизонтальное, опущенное, приподнятое); по форме кончика носа (округлая, заостренна); по положению крыльев носа (приподнятое, опущенное, среднее), по контуру ноздрей (овальный, треугольный, щелевидный); по величине ноздрей (большая средняя, малая); по особенностям (очень узкий (широкий), чрезмерное выступание, врожденное искривление, оттенок носа (красноватый, синеватый и т.д.);

10. Губы: по толщине (толстые, средние, тонкие); по положению (выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует); по ширине каймы губ (большая, средняя, малая); по контуру каймы верхней губы (прямой, извилистый, овальный); по особенностям (наличие "заячьей губы", вывороченность верхней губы, потрескавшиеся); по оттенкам губ (синеватые, бледные, красные и т.д.);

11 Рот; по величине (большой, средний, малый); по положению углов рта (горизонтальное, приподнятое опущенное); по особенностям (рот приоткрытый, запавший, асимметрия углов рта и т.д.);

12. Подбородок: по высоте (высокий, средний, низкий); по ширине (широкий, средний, узкий); по положению (прямой, выступающий, скошенный); по форме (по контуру нижнего края) - овальный, треугольный, квадратный; по особенностям (наличие ямки, раздвоенность, поперечная борозда, "двойной" подбородок, отвислый и т.д.);

13. Ушная раковина: по величине (большая, средняя, малая); по форме (прямоугольная, треугольная, круглая, овальная); по прилеганию (оттопыренность) - верхнее, нижнее, общее; по особенностям (асимметричность по размерам, форме);

Мочка: по размеру (большая, средняя, малая); по форме (закругленная, треугольная, овальная, прямоугольная); по особенностям (мочка, слитая со щекой; наличие поперечной или продольной складки, проколотая). Противокозелок - горизонтальный, скошенный; прямой, вогнутый, выпуклый. Завиток (наружный край уха) и противозавиток (внутренняя часть) могут иметь характерную форму и взаиморасположение. Разнообразие и устойчивость анатомических особенностей строения ушной раковины повышает ее инфор мативное и идентификационное значение. Кроме этого необходимо отметить, что эта деталь, как правило, видима и хорошо просматривается сбоку, что не вызывает настороженности подозреваемого, если его видят в толпе или среди большого количества людей в зале.

14. Окраска кожи лица (розовая, серая, синеватая и т.д.);

15. Морщины (количество, положение, направление, форма);

16. Волосы на голове: по длине (короткие, средней длины, длинный); по форме (волнистые, кудрявые, курчавые); по густоте (густые, средней густоты, редкие); по цвету (черные, темно-русые, русые, светло-русые, рыжие); по контуру линии роста (прямая, дугообразная, извилистая, ломаная); по характеру прически (стрижка низкая, высокая, зачес (назад, направо, налево), расположение пробора (прямой, слева, справа); по степени и локализации облысения (общее, на темени, на затылке, висках и т.д.); наличие усов, бороды, бакенбард (форма, размеры, цвет, фасон стрижки);

17. Зубы: по величине (крупные, средние, мелкие); по форме (контуру - ровный, извилистый; по цвету эмали зубов (белые, желтые, почерневшие); по особенностям (отсутствие, повреждение, наличие протезов, пломб, коронок; редкие, кривые зубы и т.д.);

18. Шея: высота, толщина, особенности;

19. Плечи: ширина, наклон;

20. Туловище: ширина груди, контур спины;

21. Руки: общая длина и ширина; Кисть: длина и ширина; Пальцы: длина, толщина, особенности;

22. Ноги: общая длина и ширина; Ступня: длина, ширина, особенности;

23. Накожные приметы (рубцы, родимые пятна, опухоли, татуировки, мозоли, профессиональное окрашивание отдельных участков кожи): положение, форма, размер, цвет;

Функциональные (динамические) признаки:

24. Осанка (привычное положение): туловища, головы, рук;

25. Походка: темп движения, постановка ног при движении, длина шага, угол шага, особенности;

26. Способ выполнения определенных действий;

30. Речь: темп, эмоциональное выражение чувств, внятность, дефекты произношения, акцент, словарный состав;

Аксессуары:

31 Одежда: наименование, материал, цвет, фасон, отделка, размер, марка, степень изношенности, повреждения, соответствие размера росту человека, привычка ношения.

Описание отдельных объектов - личных вещей, должно быть по возможности детальным, так как в определенных случаях они могут выполнять роль броских примет.

Подготовка материалов для экспертного отождествления лица по фотоснимкам

Криминалистическая фотопортретная экспертиза проводится в целях идентификации человека по признакам внешности, запечатленным на фотоснимках. Успех экспертного установления личности по фотоснимкам в значительной мере зависит от тщательности подготовки материала, представленного на исследование. Для экспертизы необходимы высококачественные снимки лиц, сфотографированных с небольшим разрывом во времени и примерно в одних и тех же условиях (поза человека, освещение, состояние отдельных элементов внешности), т.е. сравниваемые снимки должны быть сопоставимы.

На разрешение фотопортретной экспертизы ставится обычно вопрос; одно и то же или разные лица изображены на фотоснимках.

Фотопортретная экспертиза проводится с помощью следующих методов.

1. Сравнительный метод (сопоставление, совмещение, наложение),

Сопоставление изображений - на изображения лиц наносятся сориентированные квадратные сетки, а выявленные признаки на сравниваемых изображениях должны не только совпадать по форме, размерам и положению, но и размещаться в одних и тех же квадратах.

Совмещение (монтаж) изображений - сравниваемое изображение доводят до одного размера, затем разрезают их по медиальной линии лица и совмещают правую половину одного снимка с левой половиной другого.

Наложение - на экране (телевизора, проектора) производят совмещение и наложение изображений в различных условиях освещения.

2. Измерительный метод - измеряются угловые величины между анатомическими точками сравниваемых лиц.

3. Графический метод - на сравниваемых снимках определяются наиболее характерные одноименные признаки, которые затем соединяются прямыми линиями, образуя треугольники, ромбы, трапеции и другие геометрические фигуры, которые должны быть подобны (равны) на сравниваемых изображениях.

Идентификация человека по черепу и прижизненной фотографии производится с использованием метода фотоаппликации - впечатывается изображение черепа в фотоснимок разыскиваемого лица.

Вопросы для подготовки к текущему контролю по теме

  • Что такое криминалистическая габитоскопия.
  • Кто является субъектами применения данных о внешности.
  • Какими способами фиксируется внешность человека.
  • Как классифицируются признаки внешности человека.
  • Словесный портрет и правила его составления.
  • Портретная экспертиза.
  • Правила составления субъективного портрета.

Мужчина , около 27 лет, европейского типа, рост приблизительно 180 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, овальной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы не зачесаны.

Лицо овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая.

Особые приметы : нет

Одет в футболку черного цвета

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Вопросы для самоконтроля по теме 9:

1.Система классификации признаков внешности человека,
2.Собственные элементы и признаки облика человека.

3.Сопутствующие элементы и признаки внешности человека.

4.Особые приметы внешности человека.

5.Правила описания внешности по методу словесного портрета,
6.Понятие и виды субъективных портретов.

7.Использование словесных и субъективных портретов в розыскной деятельности органов внутренних дел.

8.Закономерности изменения внешнего облика человека.

9.Источники информации о внешнем облике человека.

10.Отображения внешнего облика человека, используемые в криминалистике
практике.

Дополнительнаяя литература по теме 9:

1.Аленин А.П., Дубягин Ю.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. Омск, 1996.

2.Восстановление лица по черепу в криминалистике; Учебное пособие / Сост. Б.А. Федосюткин и др., 1990.

3.Зинин А.М. Применение субъективных портретов. М., 1996.

4.Криминалистическое описание внешности человека; Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Снетков,1993.

7.Топорков А.А. Словесный портрет.; Практическое пособие. М. .1999.



8.Цветков П.П., Петров В.П. Идентификация личности по фотоснимкам. Л., 1996,

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Сосногорска

Исследовательская работа

Медведовская Варвара, 6а класс,

Рябчикова Анастасия, 6а класс

Руководитель работы:

Малышева Татьяна Николаевна,

учитель математики и информатики,

классный руководитель 6а класса.

Сосногорск 2012

Введение

Введение

Придя 1 сентября в 5 класс, мы заметили, что наши одноклассники изменились, повзрослели. Это показалось нам очень интересным. Мы увидели, что каждый из нас имеет свой характер, у кого-то постоянно меняется настроение, у нас разные увлечения. Поэтому нам стало интересно, и мы задумались, а почему мы такие разные. Посетив библиотеку и побеседовав с психологом, ведущим у нас в классе кружок «Давайте дружить», мы узнали много нового.

Мы решили понаблюдать за каждым из учеников нашего класса, провести анкетирование, и на наших наблюдениях, результатах анкет и опросов составить автопортрет класса. В пятом классе мы сделали презентацию о своих наблюдениях. Всем ребятам и нашим родителям было очень интересно. И мы решили, что в и в шестом классе понаблюдаем тоже.

Вместе с классным руководителем мы выделили несколько пунктов, на которые нам предстояло найти ответ:

1. Узнать, что такое темперамент? Составить на основе наблюдений «портрет» поведения класса.

2. Что такое автопортрет? Провести и проанализировать анкету «Какой я?».

3. Создать «Календарь дней рождения наших одноклассников».

5. Сделать вывод.

5. Сделать вывод.


Обзор литературы по теме исследования

    Википедия. Энциклопедия

    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского

языка

    Современный толковый словарь изд. «Большая Советская

Энциклопедия»

Что такое темперамент?

Наблюдая за одноклассниками, как они учатся, общаются, переживают радости и огорчения, мы обратили внимание на различия в их поведении. Есть среди нас быстрые и подвижные дети, а есть взрывные и агрессивные, и конечно медлительные и спокойные. Причина этому – темперамент человека, который принадлежит ему с рождения.

Психологи выделяют 4 группы темперамента:

    Это подвижные уравновешенные дети.

    Очень подвижные, неуравновешенные.

    Неподвижные, тихие дети.

    Медлительные, неуравновешенные.

Прочитав в on-line словарях о темпераментах, мы узнали следующее.

Темпера́мент ( temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития ; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - человека. (Википедия. Энциклопедия).

ТЕМПЕРА́МЕНТ м. лат. природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический ( алокровный), холерический ( нервный), флегматический ( белокровный ) и меланхолический ( чернокровный). ( В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка ).

ТЕМПЕРА́МЕНТ, -а, м.

1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический ~ы.

2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъёму. Человек с ~ом.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

Составление на основе наблюдений «портрета» поведения класса


Мы решили понаблюдать за поведением одноклассников в классе и узнать, какая группа темперамента преобладает. На основе полученных результатов у нас получился портрет «поведения».


12 человек

В нашем классе преобладают дети подвижные, уравновешенные и очень подвижные, неуравновешенные.

Таким образом, портрет нашего поведения мы назвали так: «Ни минуты покоя».


Сноски:

Подвижные уравновешенные дети.

Очень подвижные, неуравновешенные дети.

Неподвижные, тихие дети.

Медлительные, неуравновешенные дети.

Что такое автопортрет?

Тема нашего проекта «Автопортрет». Нам надо ответить на вопрос, а что это значит «Автопортрет»? Используя литературу, мы нашли понятие этому слову.

АВТОПОРТРЕ́Т, -а, м. Портрет, написанный с самого себя. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

(от авто … и портрет), портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов. (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»).

Автопортре́т - самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д. (Википедия. Энциклопедия).

Автопортрет – это изображение самого себя.

Таким образом, мы должны изобразить портрет самих себя. Для этого мы провели анкету, «Какой я?», где каждому надо было обвести свою ладошку и написать 5 качеств, которые присуще только ему.

Слова были указаны на доске:

злой

скромный

застенчивый


На основе этих ответов, мы увидели, что в классе больше всего детей умных, трудолюбивых, заботливых и скромных. Таким образом, наш автопортрет в 5 классе получился таким:


В 6 классе наш автопортрет стал таким:


За ребятами мы наблюдали в 5 классе и в 6 классе.






Создание «Календаря дней рождения наших одноклассников»

Каждый год мы в классе проводим День именинника - прошлом году и в этом году:

5 класс 6 класс

По дате рождения каждого ученика мы составили портрет «Календарь». Обозначили следующее: «снежинка» – это дети, родившиеся зимой, ученики «цветущая вишня» - это одноклассники, которые родились весной, «солнышко» – именинники лета, «осенние листья» – это ученики, чьи дни рождения осенью. Рассмотрев ответы на анкету «Мир мои увлечений», мы выделили 4 группы увлечений и интересов. По результатам этой анкеты можно сделать вывод, что мы любим двигаться, поэтому почти все дети посещают спортивные секции и кружки. А также наш класс любит рисовать, танцевать, участвовать в конкурсах и петь. А еще выяснилось, что нам нравится дежурить по школе, ходить на субботники по уборке школьной территории, делать уборки в кабинете, наводить порядок. Таким образом, мы сделали вывод, что наш класс « Творческий, спортивный и трудолюбивый».



Выводы

Все задачи, поставленные в исследовательской работе, выполнены.

Таким образом, у нас получился автопортрет нашего класса.

В результате этого исследования, мы увидели, что портрет нашего класса очень яркий. Главное, что мы, имея разные характеры, учимся понимать друг друга. В этом нам помогает дружба.


А что эта работа дала нам?

Все эти знания помогут нам лучше понимать другого человека. Мы приобрели умение проводить опрос, обрабатывать результаты анкеты, умение выслушивать ответы одноклассников. Еще мы приобрели навыки работы в текстовом редакторе, в графическом редакторе, навыки работы с фотографиями и текстом одновременно.

С этой работой мы выступали перед родителями в 5 классе на празднике «Окончание 5 класса», в этом году мы выступали на школьной научно-практической конференции.



Литература

1.«Википедия. Энциклопедия», версия on-line.

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», версия on-line .

3. В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка, версия on-line.

4. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия», версия on-line.

6. Фотографии 5а и 6а классов. Архив Малышевой Т.Н.

15

1. Изготовить внешность любого из членов группы с использованием системы «Фоторобот» на ПК.

2. Сфотографировать данного человека по методу опознавательной съемки (3 фотоснимка: анфас, правый профиль, левый полупрофиль), снимки вклеить. Пользуясь схемой описания внешности человека, по методу словесного портрета опишите внешность сфотографированного человека в форме Розыскной ориентировки.

Фото 1. Фото 2. Фото 3.

Розыскная ориентировка

_______________________________

Схема последовательности описания внешнего облика человека

По методу словесного портрета

Собственные элементы и признаки Общефизические Пол
Возраст
Антропологический тип
Рост
Анатомические Телосложение
Голова в целом
Лицо в целом
Волосяной покров
Лоб
Брови
Глаза
Нос
Рот
Подбородок
Ушные раковины
Кожа
Волосы на лице
Шея
Плечи
Руки
Ноги
Функциональные Осанка
Походка
Жестикуляция
Мимика
Артикуляция
Речь
Привычки
Особые приметы Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.
Сопутствующие признаки Головной убор
Одежда
Обувь
Аксессуары
Запах


Пример описания по методу словесного портрета

Мужчина, около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см. телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорас-ставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средневыраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.



Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности. прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности. Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см. Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут. При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

3. Составить постановление о назначении экспертизы. Вид
ее определить самостоятельно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(место составления)

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

УСТАНОВИЛ:

судебной экспертизы)

(какую именно)

наименование экспертного учреждения)

(какие именно)

(подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «___» _______ 20___ г.

Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт