Семинар-практикум «развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации фгос до. Презентация "формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения фгос" Требования фгос профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

    Гуманная педагогическая позиция;

    Глубокое понимание задач дошкольного образования;

    Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;

    Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

    Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

    Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

    Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В настоящее время дорабатывается «Профессиональный стандарт педагога», который должен был начать свое действие с 1 января 2015 года. Однако Общероссийский Профсоюз образования направил министру труда и социальной защиты РФ письмо с просьбой перенести дату его введения на 1 января 2018 года. По мнению Общероссийского Профсоюза образования, поспешное введение профессионального стандарта может вызвать многочисленные коллизии правового характера, в связи с чем официальный перенос даты начала применения профессионального стандарта педагога на более поздний срок может стать обоснованным, взвешенным и объективным шагом со стороны Минтруда России.

Так вот, в профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?

Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

    В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы;

    Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.

    Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).

Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

Работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

Открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

Педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

Активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

Обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;

Работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

Организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

Тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

Психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС: проблемы и решения.

За последние годы в обществе произошли кар-динальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов обра-зования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудни-чать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требо-вания рынка труда.

В связи с этим, важным фактором развития инно-ваций в образовании, становится педагог, готовый к эффективному использованию инновационных образовательных технологий для решения актуаль-ных методических и дидактических задач; педагог, создающий условия подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному образованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося мира. Следует отметить, что наиболее уязвимой сторо-ной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методо-логической, дидактической, коммуникативной, мето-дической и других компетенций. Работая по ФГОС, учитель должен осуществить переход от традицион-ных технологий к технологиям развивающего, лич-ностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситу-аций», проектной и исследовательской деятельно-сти, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Но сделать это сразу очень нелегко, так как уже на начальной ступени педагог сталкивается с некоторыми проблемами, они так же переходят и на следующую ступень. Речь идет как об общих проблемах, так и об индивидуальных, то есть личных. К общим проблемам относятся:

- планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизация действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявление социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Кроме того, возникают личностные проблемы , связанные с особенностями личности педагога:

- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Для решения любой проблемы человек должен хорошо разбираться в той или иной сфере. Так же и в данном случае у педагога формируется его профессиональная компетентность. Естественно, все прекрасно понимают, что она - профессиональная компетентность - появляется не на данном этапе, а сразу с того момента, как он начинает свою педагогическую деятельность.

Итак, работая с данными проблемами, в течение немалого времени, было установлено, что необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

Проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

Организовать работу по мониторингу формирования УУД;

Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

Возможно, создать микрогруппы по определенным проблемам:

Организовать психологическое сопровождение в начальной школе.

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам - компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации - чтобы это желание появилось после обучения) и способность видеть проблемы, а не их следствия.

Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО

«Быть компетентным – значит знать,

когда и как действовать».

П.Вейлл

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовании, пересмотр основ теории и практики образования. Поскольку дошкольное образование является первой ступенью образования, необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня.

В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Компетенция (от лат. competentio от co mpeto добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией.

Под профессиональной компетентностью принято понимать свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.

Основные составляющие профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

В настоящее время разработан «Профессиональный стандарт педагога», который начнет действовать с 1 января 2017 года. В нём в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования которые можно просмотреть на слайдах.

Педагог дошкольного образования должен:

1.Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

2.Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

3.Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-

манипулятивную и игровую, обеспечивая развитиедетей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

4.Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5.Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6.Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

8.Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания образовательной организации

9.Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе

10.Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11.Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более

высокие требования. Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, важным направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов. Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе. В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно–методической;

Социально–педагогической .

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть :

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

Семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

Организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

Организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

Мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

Открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;

Самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

Прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.

Желание педагога познавать и самореализовываться.

Все эти направления выполняют одну важную задачу –повышение качества образования в ДОУ, обновление воспитательно-образовательного процессов условиях введения ФГО ДО, Профессионального стандарта педагога.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности

является готовность к постоянному повышению своей квалификации,

профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.