Роль юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры. Open Library - открытая библиотека учебной информации Юриспруденция в России

Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.

С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. Выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всœего потому, что право и государство и в древнем, и в современном обществах затрагивают каждого из нас. На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.

Общество, как и природа, существует и развивается по определœенным законам. Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей, этикой, социологией, экономическими и другими общественными науками. В число общественных входит и юридическая наука. Она раскрывает закономерности существования, функционирования и развития права и государства, политического и правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана объективно отражать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и сущности правовых явлений.

Каковы же условия его общения с другими людьми? Необходимы разумные условия совместной жизни, согласие вокруг этих условий, норм, правил совместной жизни. Человек - существо общественное. Отсюда следует, что нужно согласие в вопросах права. То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия. Каковы условия общения в совместной жизни? Потребуется ли согласие для совместного существования? Ответ на эти вопросы один: государство создается главным образом для защиты и удовлетворения нужд человека, его прав и свобод. В вопросах определœения природы взаимоотношений индивида и государства некоторые ученые исходят из понимания того, что люди, опираясь на достижения своего познания, сами сознательно определяют условия своего общения и свой образ жизни. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, они сознательно заключают общественный договор (соглашение) для обеспечения взаимной безопасности и справедливости.

Юридическая наука - это система знаний об базовых и общих закономерностях существования и развития права. Юридическая наука исследует социальную природу права, дает объяснение сущности права, показывает социальное назначение права в жизни общества. Научные положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук. Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всœего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.

Особенности юридической науки состоят в том, что она является, во-первых, общественно-гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные явления - право и государство. Этим она отличается от ряда других наук (естественных, технических).

Во-вторых, политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области права, политики, властной деятельности государства. Этим она отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих правовые явления. В-третьих, общетеоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности и общие черты функционирования и развития права.

В-четвертых, наукой философского (методологического) характера. Освещая общие закономерности функционирования и развития правовых явлений, она конкретизирует положения философии в области права, разрабатывает методы (т. е. способы) изучения правовых явлений.

Юридическая наука как социально-гуманитарная наука, наука о человеке в его общественных отношениях взаимодействует с другими общественными науками: философией, историей, экономическими науками, социологией, психологией, культурологией, политологией и др.

Юридическая наука тесно взаимосвязана с философией - наукой о всœеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Основываясь на положениях, разработанных философией общественного развития, юридическая наука рассматривает наиболее общие закономерности функционирования и развития таких социальных явлений, как право и государство.

Юриспруденция как наука сформулировалась далеко не сразу, и в связи с этим здесь мы употребляем термин «теоретическое знание о праве». Становление теоретических знаний о праве происходит только через формирование философских знаний об обществе. Это единый процесс, который происходит одновременно. Само становление философии связано, в частности, с осмыслением власти, права. Философия всœегда определяла стиль мышления, мировоззренческие ориентиры. Для возникновения теоретических знаний о праве была необходима философия права (теоретические знания о праве).

В рамках философии происходит осмысление понятия свободы личности, ее предопределœенность духовными и материальными условиями жизни. Со времен античности и по настоящее время идет процесс философского осмысления этого сложного проявления человеческого поведения - свободы волевого выбора поведения. Именно со свободой волевого поведения многие выдающиеся мыслители и философы связывают возникновение и развитие такого сложного социального феномена, как право. Возникает вопрос: чью же именно волю выражает право? Государства, народа, господствующего класса или же это определœенная мера (масштаб) свободы в рамках определœенного социума? От правильного понимания этих вопросов во многом зависит и решение научных и практических проблем в области юриспруденции.

Юридическая наука тесно связана с исторической наукой, которая изучает историю развития человеческой цивилизации во всœем ее многообразии. Сегодняшнее право - это результат предшествующего исторического развития общества. От того, как мы представляем историю общественного развития, во многом зависит то, как мы будем представлять право и связанные с ним другие правовые явления. Опираясь на конкретные данные исторической науки, теория права исследует наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Каждая ступень исторического развития позволяет нам показать конкретные особенности функционирования и развития правовых явлений этой эпохи. Для античности история - это круговорот политических и правовых форм (Полибий, Платон). Полибий утверждал, что в результате общественного договора появляется монархия. Затем монархия вырождается в тиранию. В тирании появляются интеллектуалы. Затем тирания переходит в аристократию, которая сначала заботится о чести, достоинстве, равенстве, но потом злоупотребляет властью (коррупция, произвол становятся нормой). В свою очередь аристократия переходит в олигархию и общество разбивается на богатых и бедных, между которыми происходит борьба. Устанавливается демократическая форма правления. При этом эта демократия снова превращается в анархию. Снова появляется сильная власть монарха.

История Средних веков показывает нам развитие идеи индивидуальной свободы. Хотя теология безраздельно господствовала во всœех сферах общественной жизни, средневековая политико-правовая мысль продолжала вносить определœенный вклад в развитие идей о правах и свободах личности - Великая хартия вольностей (1215). В общественно-политической жизни Англии (XIII) учреждаются институты парламентаризма и судебной власти, без которых невозможны гарантии личных свобод.

История Нового времени дает богатый материал не только высокого развития политико-правовой мысли, но и законодательного закрепления института базовых прав и свобод личности, принципа разделœения властей, независимости судебной власти, правовой организации общественного устройства.

Правовые традиции, сложившиеся в эпоху Нового времени, и новый взгляд на право послужили исходным пунктом демократического устройства современных западно-европейских стран.

Юридическая наука всœегда тесно связана и взаимодействует с наукой об обществе - социологией . Термин «социология» был введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом (его называют отцом социологии) в работе «Курс позитивной философии» (1842). Затем эту науку развил английский философ, социолог середины XIX в. Г. Спенсер. Дальнейшее развитие и признание социология как наука получила тогда, когда были разработаны и сформулированы основные теоретические концепции в области изучения социальных явлений (Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и др.).

Социология - это наука, изучающая структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всœех сторон деятельности людей в обществе. В рамках социологии можно выделить новое научное направление - социологию права, которая рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой.

Социология права зародилась на стыке XIX–XX вв., а в России начала развиваться в 20-е гᴦ. прошлого века. Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Н. Н. Кареев и другие, которые внесли значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н. М. Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С. А. Муромцев - как правоотношение.

Социология права различает, как обстоит дело с «правом в жизни» и с «правом в книгах», а также изучает, каковы общественные явления на самом делœе, в том числе и «право в жизни», и сопоставляет это с «правом в книгах». Конкретные социологические исследования в праве дают возможность изучить правовые явления, существующие в обществе, и на этой основе совершенствовать правовую систему. Правовые явления (правосознание, правоотношения, правовые нормы) имеют свою социальную обусловленность. Конкретные правовые институты и нормы возникают на основе и с учетом определœенных социальных отношений. От того, насколько правильно правовые институты и нормы отражают систему существующих общественных отношений, зависит и эффективность функционирования и развития права. В свою очередь право тоже способствует дальнейшему развитию и совершенствованию регулируемых им социальных отношений. Правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, политическими, организационными (управленческими), семейными и иными общественными отношениями.

Следовательно, социологические исследования в праве обеспечивают юриспруденцию важнейшим фактологическим материалом, который способствует реформе и совершенствованию законодательства, а также реализации правовых предписаний в социальном поведении личности и социальных групп. В свою очередь, общая теория права служит методологической основой социологических исследований. А результаты этих исследований способствуют развитию теории права.

Юридическая наука тесно взаимодействует с психологией (от греч. psyche - «душа», logos - «учение, наука») - наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Человеческая психика, сущностной характеристикой которой является сознание, является порождением и функцией биологических и социальных процессов. Сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) определœенные свойства. Психология выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок, ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них.

Психология исследует лишь определœенный аспект человеческой деятельности, т. е. зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов. В рамках психологии выделяют юридическую психологию, которая изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Одним из основоположников психологической теории права является Л. И. Петражицкий. Петражицкий считал, что есть право официальное (позитивное), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражено в законах и других актах государства, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей. Интуитивным правом обладают разные группы людей. Человек в своих отношениях с другими людьми постоянно сталкивается с различными психологическими переживаниями (эмоциями), побуждающими его совершать определœенные действия. По мнению Л. И. Петражицкого, из таких эмоций и складывается интуитивное право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимает первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений. Проблема права, по его мнению, заключается в сфере человеческой психики. Под правом он понимает правосознание и правоотношения.

Теория Л.И. Петражицкого приобрела широкое признание в начале XX века в России, а позднее, благодаря усилиям его учеников Ж. Гурвича, П. Сорокина, Н. Тимашева, и за ее пределами. П. Сорокин говорил: «Как мы можем понять не то что право, а вообще отношения между людьми, только одни действия людей, не обращая внимания на мотивы этих действий».

Неразрывная связь существует между юриспруденцией как наукой и экономической наук ой, которая дает анализ рыночного хозяйства (производство, распределœение, обмен и потребление материальных благ). Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей в сфере производства материальных благ - основы жизнедеятельности человека и общества. Производство отражает взаимодействие, во-первых, человека и природы, а, во-вторых, людей в процессе их хозяйственной деятельности. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед крайне важностью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических блаᴦ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием цивилизации степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы. Идеи свободы, равенства, разума и прогресса получают окончательное воплощение в рыночных экономических отношениях Нового времени. Субъекты рыночных экономических отношений - буржуа заявили о своих неотъемлемых, неотчуждаемых правах и свободах, которые затем были законодательно закреплены.

Опираясь на положения и выводы экономической мысли, теория права рассматривает всœе правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Развитая правовая система способствует прогрессу экономических отношений, росту благосостояния народа.

Юридическая наука взаимодействует также и с культурологией - наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культура - это всœе то ценное, что создано человечеством. Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его личности. По этой причине степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, в том числе и право как явление цивилизации (речь идет о социальной ценности права). Крупнейший социолог П. Сорокин в своей главной работе «Социальная и культурная динамика» рассматривал право как часть культуры.

Согласно теории «множественности культур» (Фр. фон Савиньи): «Какова культура, таково и право». Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой стране. При этом в современном интегрированном мире идет процесс сближения и взаимообогащения национальных правовых систем и их согласования с международным правом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культурология способствует развитию правовых институтов, а достижения общей теории права и юриспруденции в целом, в свою очередь, вносят существенный вклад в общую культуру человечества.

собое значение имеет вопрос о взаимодействии теории права с политологией - наукой о политике, политической системе общества. Современная политическая наука тесно переплетается с теорией права. И политология, и теория права изучают государство. Но государство они изучают по-разному. Предметом политической науки американские ученые считают политическую систему общества (совокупность государства, партий, общественных организаций), а европейские политологи, в частности французские ученые, считают, что предметом политической науки являются отношения людей по поводу власти в обществе: изучение власти в различных сферах; анализ отношений людей по поводу власти не только в государстве, но и в других социальных образованиях.

В политической науке государство выступает как одно звено политической власти. В теории права государство - это публично-правовая общность, обладающая суверенитетом, действующая в рамках права и осуществляющая свою деятельность на основе принципа разделœения властей и взаимной ответственности личности и государства.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, теория права не изучает государство как элемент политической системы, а рассматривает его как публичную общность, обладающую определœенными признаками (формы государства, политические режимы в связи с правовыми основами).

Для политической науки государственное управление - это управление обществом с целью согласования различных интересов социальных групп, с целью смягчения конфликтов в обществе между группами - консенсус через конфликт. Для теории права государственное управление - это управление, осуществляемое тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Для юриста легальность политической власти - ее конституционность, а для политолога легитимность политической власти - это ее признание большинством населœения на основе разных ценностей. Различают следующие типы легитимности: 1) вера в право (западная культура); крайне важность реформ, основанных на правовых принципах; 2) вера в харизматического лидера, такого как Гитлер или Сталин (харизма (греч.) - «пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию»; данный тип легитимности характерен для России); 3) вера в традиции - традиционалистский тип легитимности (еще Конфуций говорил, что власть легитимна, если она опирается на сложившиеся обычаи, традиции, ритуалы; плох тот руководитель, который проводит реформы, не считаясь со сложившимися в обществе традициями).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, юридическая наука - это социально-гуманитарная наука, которая отличается от других социально-гуманитарных наук тем, что она изучает, как взаимодействует право (как социальное явление) с другими социальными явлениями и обращено к личности как высшей социальной ценности.

Правовая (или юридическая) наука изучает правовую систему в государстве. Она входит в программу подготовки адвокатов и других людей, чья работа связана с судом.

Значение юриспруденции

Сегодня современная юридическая наука является одной из важнейших гуманитарных научных дисциплин. Это связано с тем, что в XX веке во всем мире установилось торжество закона. Все общественно важные действия так или иначе регулируются с помощью правовых норм. Именно юридическая наука исследует их. Знания, связанные с ней, имеют прямое прикладное назначение. Без правоведов и юристов невозможно представить законные отношения между государством и обществом.

Со временем сложилась международная система которая ежегодно выпускает миллионы специалистов. Как правило, обучение подразделяется на несколько циклов. Например, в США, Мексике, Великобритании и некоторых других крупных странах первый этап образования длится три года. По его завершении студент получает степень бакалавра. После еще одного курса учащийся становится магистром права.

Зарождение правоведения

Еще в античности существовала юридическая наука, точнее, ее предпосылки. Они зарождались и развивались по мере разрастания законодательства в древних обществах. Часто правовые нормы ассоциировались с религией. Например, в Иудее законам учили по выдержкам из Библии.

В то же время в Древней Греции возникли первые школы, где преподавалась юридическая наука в современном понимании. В полисах существовали философские кружки, где вместе с законами учили красноречию. Важно отметить, что в то время понятие "юридическая наука" было неотделимо от всеобщего знания. Для древних греков не существовало каких-то обособленных дисциплин. Мудрецы (философы) учились всем наукам сразу.

В Риме правоведение получило дополнительный толчок для развития. Поначалу в этом городе знание законов также было привилегией жрецов. Однако уже в I веке нашей эры в Риме появилась первая частная юридическая школа, которую основал Сабин. Срок обучения в этом заведении был равен 4 годам. Постепенно подобные школы основывались и в других крупных городах (Константинополе, Афинах, Бейруте и Александрии).

Римское право

В Риме зародилась современная система права. Ее черты можно найти в любом сегодняшнем законодательстве. Как удалось сохранить это знание за столько столетий? Ведь в V веке н. э. Рим пал, и вся великая античная цивилизация растворилась среди варварских народов. Ответ очень прост. У Римской империи была законная правопреемница - Византия. Именно в этом государстве сохранилась прежняя правовая и государственная система.

Законодательные принципы, принятые в древнем Риме, известны как римское право. Сегодня эта дисциплина является обязательной частью программы на любом юридическом факультете. В 530-533 гг. в Византии был создан в котором эти знания были систематизированы. Современная юридическая наука не могла бы существовать без этого документа. Он также известен под названием "Дигесты".

Важность римских норм

В римском праве (а позже в "Дигестах") были закреплены принципиальные для юриспруденции понятия. Главным из них было утверждение о том, что государство - это результат договоренности, установленной между гражданами. Для жителей страны создание четкой системы власти необходимо, чтобы решать общественно важные проблемы.

Уже в Древнем Риме существовали принципы справедливости, которые вытекали из равноправия. Оно заключалось в одинаковой мере ответственности любых граждан перед государством. Люди могли жить в обществе в благополучии только в том случае, если принимались определенные нормы, запрещающие действия, нарушающие права жителей страны. Это были законы. Знатоки этих правил становились юристами и защищали людей в суде, если их права оказывались под ударом.

Юридическая наука в России и во всем остальном мире построена во многом на тех понятиях, которыми оперировали еще адвокаты в Вечном Городе. Это не так уж странно, если осознать, что с тех пор устройство государства и его отношения с обществом претерпели не так много изменений.

Рецепция римского права

Положения римского права оказались универсальными. Их продолжили применять даже после того, как античное государство осталось в прошлом. Подобное явление называется рецепцией римского права. У этого процесса есть несколько форм. Они менялись в зависимости от конкретного государства.

Римское право может быть объектом изучения, комментирования и исследования. В таком случае его принципы и нормы не перенимаются напрямую. Выбираются лишь некоторые принципы, которые оказываются в современном законодательстве. Это наиболее легкая и незаметная форма рецепции.

В других случаях римское право может быть перенято целиком. Прикладная юридическая наука в таком случае вырабатывает механизмы работы с законодательством, в котором оказались эти нормы. Например, лучшие юристы Франции XIX века объединили национальные и римские нормы. Результат этой работы лег в основу знаменитого В нем подчеркивалась важность и первоочередность гражданских прав. Многие современные законодательства основываются либо на римском праве, либо на нормах, сформулированных в 1804 году в Кодексе Наполеона.

Юриспруденция в России

Первые признаки возникновения юриспруденции как науки в России можно обнаружить в документах XVII века. Государство планировало ввести преподавание «правосудия» в Славяно-греко-латинской академии. Это было первое высшее учебное заведение в России. Но тогда эта идея так и не была реализована.

Правовая наука и юридическая практика стали насущной необходимостью в эпоху Петра I. Русский царь реформировал государство. Все старые должности были заменены европейскими аналогами. Появился «Табель о рангах» и другие документы, регламентирующие жизнь бюрократического класса. Государственная деятельность стала упорядоченной. Однако в новых условиях стране были необходимы специалисты, которые бы понимали принципы и процессы, происходящие внутри бюрократической машины.

Поэтому в 1715 году Петр I начал подготавливать проект по созданию специализированной академии. Согласно задумке, ее выпускники должны были работать в канцеляриях и следить за законностью их работы. Однако отечественное преподавание юриспруденции началось в другом месте.

Появление отечественного юридического образования

В 1725 году была учреждена Академия Наук России. До 60-х годов XVIII века в ее стенах учили правоведению и основам политологии. Ученики Петербурга впервые услышали о том, что такое юридическая наука. Функции этих знаний были крайне прагматичны. Именно в XVIII столетии произошел заметный рост чиновничьего аппарата, который не мог быть эффективным, если бы его члены не разбирались в устройстве государства и законов.

После основания Московского университета лучшее российское юридическое образование начало преподаваться в его стенах. При этом первыми лекторами по правоведению были приглашенные немецкие специалисты. Только в эпоху Екатерины II появились первые отечественные педагоги и профессоры (например, Семен Десницкий).

Современное состояние

Российская юридическая наука и юридическое образование в последние годы пережили заметные преобразования, связанные с внедрением в нашей стране европейской модели подготовки специалистов-правоведов. Это явление также именуется Свое название он получил по месту подписания соответствующего договора. В 1999 году европейские страны (Россия присоединилась к ним через 4 года) договорились сблизить и гармонизировать свои разрозненные системы высшего образования.

Это решение отразилось и на юридических факультетах. Современные российские уровни высшего образования (бакалавриат, магистратура и т. д.) максимально соответствуют европейским стандартам. Сложившийся порядок позволяет студентам отечественных вузов без затруднений продолжать свое обучение заграницей. В свою очередь, юридическая наука в России получает дополнительный стимул для своего развития в виде связей с иностранными специалистами.

Теория государства и права

Правоведение подразделяется на несколько фундаментальных наук. Одной из них является или сокращенно ТГП. Эта теория появилась в советской профессорской среде, и сегодня остается преимущественно российской дисциплиной. В Европе государство и право исследуются отдельно.

Юридическая наука ТГП рассматривает принципы, тенденции и закономерности возникновения институтов власти. Теория затрагивает такие важные понятия, как правонарушение, юридическая ответственность, политическая система, и т. д.

Теория общественного договора

В своем нынешнем состоянии юриспруденция имеет несколько фундаментальных теорий. Правоведение изучает государство, гражданское общество и собственно право. Но есть ли у этих явлений единая точка пересечения?

Теория общественного договора предполагает, что государство, право и гражданское общество возникли как результат соглашения между всеми людьми. Значение слова "юридическая наука" заключается в совокупности дисциплин, изучающих это явление.

Теория общественного договора легла в основу современного представления о том, что легитимное государство может существовать только с согласия подданных ему людей. Впервые подобная идея была сформулирована знаменитым английским мыслителем Томасом Гоббсом в 1651 году. В дальнейшем его теорию развили не менее важные философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Их исследования породили несколько научных школ и знаменитых терминов. Например, Гоббс предположил, что при отсутствии государства воцарится анархия или война всех против всех.

Юридическая психология

Значительная часть юридической науки связана со следственной деятельностью и криминалистикой. Без правоведения не было бы и уголовного права. Важной эпохой для его становления в современном виде стал XX век. Появились новые методы ведения следствия и т. д. В 1960-х годах возникла юридическая психология. Как наука эта часть юриспруденции необходима для выявления и поиска преступников.

В криминалистике очень важен психологический фактор. Часто поступки преступников иррациональны, они не поддаются объяснению. У человека, нарушившего закон, могут быть сотни мотивов совершить роковой поступок. Юридическая психология появилась как совокупность методов, направленных на исследование поведения преступников.

Методы юридической психологии

Современное понятие "юридическая наука" довольно многогранно. Связано это со сложной организацией общества и государства. В это понятие также входят интегративные дисциплины, то есть те, которые существуют на стыке двух других наук. Например, юридическая психология пользуется методами и понятиями как психологии, так и юриспруденции, ставших ее основами.

Ее предмет исследует взаимосвязи, механизмы и явления, которые становятся причинами нарушения закона в социуме. Правовые нормы нарушаются индивидом. Но, как правило, причина его поступка скрывается в более глубоких процессах, связанных с состоянием общества.

У специалистов по юридической психологии есть несколько универсальных методов, помогающих им в работе. Например, структурный анализ исследует зависимости рассматриваемого события. Метод беседы необходим для того, чтобы добиться от человека точных показаний о причинах его поступков, приведших к нарушению закона.

Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов.

Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.

Поэтому то, что называется «правом», изучалось с глубокой древности и изучается до настоящего времени прежде всего в практических целях. Юридические знания преподаются в университетах, юридических колледжах, других учебных заведениях для того, чтобы будущие судьи, адвокаты, нотариусы, все юридические работники лучше понимали смысл законов, увязывали их между собой и с иными актами, могли делать на их основе правильные выводы, устраняя при этом возникающие коллизии, несогласованности.

Надо заметить только, что с самых далеких времен общество стремилось познакомить с юридическими знаниями все население, во всяком случае образованную его часть, деловых людей и людей, связанных с государственным управлением.

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне.

Юриспруденция является общественной теоретико-мировоззренческой наукой. Юриспруденция призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, функции. Юридическая наука в современном виде состоит из ряда отраслей: наука, изучающая конституционное право; наука, изучающая административное право; наука, изучающая гражданское право и др. История возникновения и развития государства и права является предметом науки «История государства и права». Основополагающей юридической наукой является общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права, понятия и правовые категории, общие вопросы юридической науки.

Вместе с тем юриспруденция - это не только теоретико-мировоззренческая, но и практико-прикладная наука. Она призвана способствовать конкретизации процессов правотворчества, реализации правовых норм, повышению эффективности их применения. Важное значение в современный период имеет исследование проблем формирования правового государства, развития демократии и укрепления дисциплины, совершенствования законодательства, улучшения деятельности правоохранительных органов; изучение причин преступности и иных правонарушений, разработка мер, направленных на снижение их роста.

Одной из первоочередных задач юридической науки, главным по своей значимости, является, как представляется, разработка проблем системы законодательства, его развития. Это объясняется повышением роли правового регулирования общественных отношений, которое в свою очередь предполагает необходимость постоянного совершенствования законодательства. В связи с этим отраслевые, комплексные юридические науки, наряду с участием в решении теоретических вопросов системности законодательства, проверки и развития произведенных правовых конструкций, призванные подготовить конкретные рекомендации по построению системы законодательства каждой отдельной отрасли.

В современных условиях юридическая наука должна глубоко разрабатывать для государственно-правовой практики конкретные научные предложения и рекомендации, касающиеся всех важнейших сфер общественной жизни. Можно без преувеличения утверждать, что в наше время, когда создается правовое государство, социальная практика не может не изучать и, самое главное - не учитывать теоретических выводов, вытекающих из обобщения ее опыта, а также не принимать во внимание научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершения практической деятельности.

Одной из наиболее востребованных профессий современной России является юрист, поскольку роль и значение юриспруденции в обществе неуклонно возрастает. Именно на юристов во всем мире возложена защита жизни, чести и достоинства граждан, от них, в значительной степени, зависит и эффективная работа всех звеньев государственного и хозяйственного механизма.

В настоящее время нет в мире страны, которая не хотела бы обеспечить общественную и государственную деятельность хорошо подготовленными кадрами, в первую очередь, обладающими необходимыми знаниями в правовой сфере. Профессиональные юридические знания необходимы как специалисту, осуществляющему свою профессиональную деятельность в правовом поле, так и руководителю, предпринимателю самого широкого профиля, так как все виды деятельности в правовом государстве реализуются в правовой форме.

Основываясь на росте популярности юриспруденции, российское общество, признало ее значимость и начало рассматривать юриспруденцию в качестве необходимого и обязательного условия жизни современного общества.

Юридическое сообщество России объединяет представителей юридической профессии разных направлений - это работники органов юстиции, прокуратуры, представители судебной системы, следователи, сотрудники милиции, учреждений исполнения наказаний и судебных приставов, адвокаты, нотариусы, юристы государственных органов власти и коммерческих организаций, студенты юридических факультетов.

Профессия юриста в современном обществе является одной из наиболее востребованных, поскольку юристы являются носителями и проводниками правовой культуры. Чтобы страна развивалась и была настоящим правовым государством, требуется наличие юридических кадров, обладающих профессионализмом высоко уровня, что, прежде всего, зависит от уровня подготовки специалистов и качества юридического образования.

В России учится семь с половиной миллионов студентов, среди которых более восьмисот тысяч студентов юридических факультетов. В Камчатском крае насчитывается одиннадцать ВУЗов, имеющих юридические факультеты, на кафедрах которых обучаются более пятнадцати тысяч человек.

Именно они впоследствии придут на смену специалистам, которые в настоящее время обеспечивают функционирование всей системы государственного управления в Камчатском крае.

Одним из ключевых моментов, определяющих степень значимости юриспруденции, рассматриваемой как механизм построения правового государства в современной России, является многолетний труд юристов всех направлений, нацеленный на создание обширной, регулирующей все существующие общественные отношения, нормативной правовой базы Российской Федерации.

Созданная и функционирующая в настоящее время в России правовая система требует неукоснительного обеспечения единства правового пространства, целью которого является достижение оптимального соотношения регионального законодательства с федеральным с учетом их сбалансированности и иерархической соподчиненности.

Выдающимся событием в истории развития российского юридического сообщества является создание в конце 2005 года по инициативе академика РАН О.Е. Кутафина Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», одним из региональных отделений которой является Камчатское региональное отделение, зарегистрированное в установленном законом порядке в июне 2010года.

К числу основных целей создания Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», в том числе и в регионах, относятся:

Содействие процессу формирования правового государства в Российской Федерации;
- содействие повышению престижа юридических профессий в Российской Федерации, воспитание юристов в духе неукоснительного соблюдения положений закона, норм профессиональной этики;
- привлечение широкой юридической общественности к участию в правовых, гуманитарных и иных проектах и программах;
- развитие всестороннего сотрудничества между юристами, содействие укреплению связи между юридической наукой, образованием и практикой;
- содействие расширению демократии и гласности, научной обоснованности в правотворчестве, изучению и совершенствованию практики применения законодательства.

Высокой оценкой и признанием значимости и важности профессии юриста на государственном уровне является издание Президентом Российской Федерации Указа от 4 февраля 2008 года №130 «Об установлении Дня юриста», определившего 3 декабря профессиональным праздником - Днем юриста.

Поздравляем всех юристов Камчатского края, выполняющих свой долг, ветеранов, преподавателей ВУЗов и будущих выпускников юридических факультетов с праздником!!!

Ее основные функции

Наука играет достаточно важную роль в общественной жизни. Она позволяет правильно ориентироваться в окружающем нас мире, со знанием дела объяснять те или иные явления действительности. Многие достижения науки, внедряясь в практику, стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Компьютеры, мобильные телефоны и многие другие средства электронной техники настолько прочно внедрились в повседневную жизнь человека, что без них он просто не мыслит своего существования. Но это заслуги в основном естественных и технических наук. Заслуги гуманитарных наук, увы, значительно скромнее. Тем не менее, уже в настоящее время гуманитарная наука, в том числе и юридическая, активно внедряется как в массовое общественное сознание, так и в сознание власть предержащих. В частности, немаловажную роль в деле совершенствования законодательства и практики его применения играют научно-исследовательские институты федерального и регионального уровня.

Наиболее зримо социальная роль науки проявляется в ее функциях, под которыми понимаются различные направления воздействия науки на те или иные сферы общественной жизни. В философской и науковедческой литературе называются самые разные функции науки. Так, например, применительно к философии называются такие ее функции, как мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, интегративная, культурологическая, аксиологическая, этическая. Применительно к науке в целом В. О. Голубинцев, А. А. Данцев и В. С. Любченко отмечают такие функции, как производство и систематизация объективно истинных знаний, прогнозирование новых явлений и событий, культурно-мировоззренческую функцию, функцию науки как непосредственной производительной силы, функцию науки как социальной силы. Ю. Н. Тарасов выделяет такие функции науки, как: 1) мировоззренческая (культурно-просветительная); 2) эвристическая (познавательная); 3) практическая; 4) прогностическая (предсказательная). Э. В. Островский к функциям науки относит познавательную, предметно-практическую, и прогностическую. По мнению П. Я. Папковской, наука выполняет в обществе такие функции, как: а) функцию социальной памяти, что выражается в накоплении и сохранении в памяти человечества опыта предшествующих поколений; б) познавательную функцию, обеспечивающую предоставление обществу необходимых знаний для правильного решения стоящих перед ним проблем; в) воспитательную функцию, которая заключается в безусловном признании общечеловеческих ценностей в обществе и обеспечивает поступательный процесс повышения уровня его образования. С. В. Бусов и М. Р. Зобова выделяют такие функции науки, как объяснение, понимание, предсказание. При этом объяснение рассматривается как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию, понимание – как способ, посредством которого можно интерпретировать (истолковывать) те или иные явления, как природной, так и духовной действительности, предсказание – как вывод предположений о фактах или явлениях из имеющихся установленных законов и теорий.



Итак, в философской и науковедческой литературе мы не находим однозначного ответа на вопрос о том, какие же функции выполняет наука. Чаще всего здесь говорят о познавательной, практической, прогностической и воспитательной функциях.

В юридической литературе вопрос о функциях юридической науки тоже не имеет единообразного решения, тем более что он не получил еще достаточно глубокого исследования. Например, П. Е. Недбайло считал, что юридической науке в целом присущи такие функции, как: онтологическая, которая складывается из констатационной и интерпретационной функций; эвристическая; методологическая; политическая; практически-организационная; идеологическая и прогностическая.

С. С. Алексеев в одной из последних своих работ обращает внимание только на две функции юридической науки: теоретико-познавательную и практически-прикладную.

А. Ф. Черданцев к числу наиболее важных функций юридической науки относит: эмпирико-описательную, объяснительную, предсказательную, оценочно-нормативную и воспитательную.

А. Г. Борисов среди функций юридической науки различает познавательную (гносеологическую), констатирующую (онтологическую), прогностическую, эвристическую, методологическую и практическую (прикладную).

В. М. Сырых выделяет познавательную, теоретико-методологическую, практическую, идеологическую и социально-культурологическую функции юридической науки.

Не вдаваясь в полемику относительно высказанных в литературе мнений по поводу функций юридической науки, считаем необходимым обратить внимание на функции науки теории государства и права, вопрос о которых разработан более или менее удовлетворительно. И хотя в этом вопросе мы не находим единства мнений, тем не менее, информация о функциях науки теории государства и права может быть использована для характеристики функций юридической науки в целом, поскольку многие, если не все, функции науки теории государства и права присущи и другим юридическим наукам. Исходя из этого, в качестве основных функций юридической науки представляется возможным выделить гносеологическую, практическую, воспитательную, идеологическую, прогностическую и методологическую функции.

Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что юридическая наука, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право, иные государственно-правовые явления, получает о них необходимую информацию и объясняет их с научных позиций. По мнению В. М. Сырых, «основной формой реализации познавательной функции правовой науки выступает научное исследование – деятельность, осуществляемая специалистом, обладающим необходимыми теоретическими знаниями правовой науки, способным творчески применять методы научного познания и получать новые эмпирические или теоретические знания о праве и государстве, закономерностях их функционирования и развития».

Практическая функция выражается в том, что юридическая наука, как и всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать (и вырабатывает) рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики. В современных условиях практическая функция юридической науки проявляется во всех сферах правовой деятельности государства, его органов. При этом она реализуется в самых разнообразных формах посредством подготовки научно-обоснованных предложений, рекомендаций по совершенствованию тех или иных аспектов политико-правовой практики, участия ученых-правоведов в деятельности общественных и государственных органов, непосредственного консультирования правотворческих и правоприменительных органов. Кроме того, по заданию органов государства научные учреждения и образовательные юридические организации готовят проекты законов, целевых программ, иные правовые документы.

Воспитательная функция юридической науки состоит в том, что данная наука формирует в сознании людей определенные представления о государстве и праве и вырабатывает соответствующее к ним отношение. По мнению В. М. Сырых, воспитательная функция юридической науки проявляется в трех формах. Во-первых, юридическая наука выступает важнейшим фактором повышения уровня политико-правовой культуры. Во-вторых, она содержит достоверные знания о состоянии правового сознания населения, разделяемых им правовых ценностях, правовых устремлениях, иных позитивных и негативных аспектах общественного правосознания и на этой основе вырабатывает рекомендации о формах и методах ведения действенной пропаганды действующего законодательства. В-третьих, юридическая наука разрабатывает формы и методы ведения государственными органами и средствами массовой информации активной борьбы с устаревшими взглядами на природу и социальное назначение государства и права в современном демократическом обществе, а также с недочетами и ошибками в деятельности правоохранительных, правоприменительных органов.

Несколько иначе раскрывает содержание воспитательной функции Л. А. Морозова. Говоря о воспитательной функции науки теории государства и права, Л. А. Морозова видит проявление этой функции в следующих формах. Во-первых, эта функция имеет обучающее значение, так как наука теория государства и права призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов. Думается, что все это в полной мере можно отнести к юридической науке в целом.

Идеологическая функция юридической науки характеризуется тем, что, будучи гуманитарной, юридическая наука не свободна от той или иной идеологии, и, прежде всего, идеологии, господствующей в государстве. Как и всякая гуманитарная наука, юридическая наука аккумулирует в своем содержании различные идеи, взгляды, представления об изучаемых явлениях – государстве и праве, а также вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений. Особенно это относится к науке теории государства и права как науке, выполняющей методологическую функцию в отношении других юридических наук.

Юридическая наука как система знаний о государстве и праве, в принципе, не должна зависеть от господствующей или иной идеологии, поскольку должна быть объективной и исследовать те или иные государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. В этой связи в научной литературе неоднократно поднимался вопрос о деидеологизации науки, т. е. освобождении науки от идеологии. В отечественной юридической науке вопрос о деидеологизации отечественной юридической науки наиболее остро встал в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого столетия, в переломный для нашей науки период, связанный с определенным отходом от марксистско-ленинских идей, на которые всецело опиралась советская юридическая наука. В методологии юридической науки возник кризис. Прежняя методология оказалась несостоятельной, не отвечающей духу времени, новую методологию наука еще не выработала. В этих условиях и возник лозунг о деидеологизации юридической науки, под которым нередко понималось не только освобождение юридической науки от идеологии марксизма-ленинизма, но и от идеологии вообще. В настоящее время страсти вокруг деидеологизации юридической науки несколько поутихли, но проблема осталась. Не вдаваясь в подробности, отметим, что освободить науку, в том числе и юридическую, от идеологии – это утопия. Любой ученый, исследуя те или иные вопросы государственно-правовой жизни общества, всегда основывается на каких-либо идеях, которые являются частью его мировоззрения и которые он неизбежно привносит в науку вместе со своими научными изысканиями. О деидеологизации науки, в том числе юридической, можно говорить, на наш взгляд, лишь тогда, когда в науке имеет место засилие какой-либо одной идеологии, когда безраздельно господствует идеологический монизм и нет места идеологическому плюрализму.

Юридическая наука, как и любая другая наука, должна выполнять также прогностическую функцию. Суть прогностической функции состоит в том, что юридическая наука должна прогнозировать развитие государственно-правовых явлений. Выявляя их закономерности, она должна давать прогнозы как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений). Прогнозы юридической науки должны быть связаны не только с перспективами развития государства и права, но и с перспективами развития тех или иных отраслей права, с перспективами развития законодательства в каждой конкретной стране.

Методологическая функция юридической науки проявляется в том, что юридическая наука, как и любая другая наука, содержит необходимую базу знаний, от которой отталкивается любой ученый, исследуя ту или иную юридическую проблему. Как отмечает А. Ф. Черданцев, «юридическая наука в целом формулирует такие нормативные (методологические) положения, как принципы (правила) научного исследования государственно-правовой действительности, различного рода правила практической, целесообразной деятельности в области правотворчества, правоприменения, реализации права в широком смысле этого слова». Надо сказать, что вопрос о методологической функции юридической науки, решается учеными-юристами неоднозначно. В частности, некоторые исследователи полагают, что эту функцию могут выполнять лишь теоретические фундаментальные науки. Так, например, А. А. Ушаков пишет: «Поскольку методологическая функция той или иной науки базируется на использовании наиболее общих закономерностей при решении конкретных задач, … методологическую функцию могут выполнять лишь теоретические фундаментальные науки. Что же касается частных прикладных наук, то они выполняют или методическую, или техническую функцию». В этой связи мы разделяем позицию Э. Г. Юдина, который считает, что «фактически любая научная теория выполняет методологические функции, когда она используется за пределами ее собственного предмета, а научное знание в целом играет роль методологии по отношению к совокупной практической деятельности человека».

Среди функций юридической науки называются и такие ее функции, как онтологическая, эвристическая и политико-управленческая. На наш взгляд, выделение данных функций юридической науки, а также соответствующих функций науки теории государства и права представляется несколько проблематичным. Так, весьма проблематичным представляется выделение онтологической функции. Суть онтологической функции, как отмечает, например, В. М. Корельский, состоит в том, что теория государства и права, выполняя данную функцию, отвечает на вопросы, чтó есть государство и право, как и почему они возникли, чтó они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д., поскольку онтология – это учение о бытии, в рамках которого исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Думается, что выяснение того, чтó есть государство и право, как и почему они возникли и чтó они представляют собой в настоящее время, полностью входит в содержание гносеологической функции. Что же касается выяснения судьбы государства и права, то это относится уже к прогностической функции науки теории государства и права и юридической науки в целом.

Нет необходимости в выделении и эвристической функции. «Эвристика, – пишет В. М. Корельский, – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики». Эвристика как искусство нахождения истины, новых открытий тоже полностью охватывается содержанием гносеологической функции, поскольку цель научного познания состоит в нахождении истины, а также в открытии новых закономерностей. В этой связи не случайно некоторые философы, как уже было отмечено, гносеологическую функцию науки называют эвристической функцией.

Ошибочным представляется выделение политико-управленческой функции. По мнению В. М. Корельского, теория государства и права, выполняя данную функцию, призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления. Наука, действительно, может и должна вырабатывать рекомендации по формированию внутренней и внешней политики государства, по обеспечению научности государственного управления, но наука не формирует ни государственную политику, ни государственное управление. Это дело соответствующих государственных структур. В лучшем случае научные рекомендации по формированию внутренней и внешней политики государства, государственному управлению могут быть отнесены к практической функции юридической науки.

Итак, не пытаясь проанализировать и критически оценить как можно больше высказываний относительно функций юридической науки, считаем, что в качестве основных функций юридической науки вполне достаточно выделить гносеологическую, практическую, воспитательную, идеологическую, прогностическую и методологическую функции.