Расшифровка спец пожарных автомобилей ар асо. Пожарные автомобили

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Заказать авто Заявка на лизинг/кредит

Характеристики

Автомобиль - база газодымозащитной службы АБГ - 3 (65C17V) предназначен для доставки к месту пожара (аварии) необходимого оборудования для зарядки, проверки, ремонта и технического обслуживания дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ), боевого расчёта АБГ, обеспечения на месте пожара (аварии) работы газодымозащитной службы (ГДЗС), освещения места пожара (аварии). АБГ используется как самостоятельная боевая единица.

Технические характеристики и комплектация

Климатическое исполнение
У1 (эксплуатации при температуре воздуха от -40*С до +40*С).

Габаритные размеры, мм
Длина 7 012
Ширина 2 060
Высота 3 025
Задний свес 2 064
Высота рабочего и грузового отсека 2 100
Клиренс (дорожный просвет, передняя/задняя оси) 245/200

Веса и нагрузки (кг)
Полная масса автомобиля (GVW) 6 500
Допустимая нагрузка на переднюю ось 2 300

Угол поперечной устойчивости в полной оперативной готовности
Не менее 30°

Шасси, описание, комплектация
Неполноприводное автомобильное шасси Iveco Daily 65C17V, с колесной формулой 4х2, несущая рама, привод - задний. Сертифицировано в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также имеет необходимую сопроводительную документацию.
Кабина трехместная (водитель + 2 пассажира). Ветровое стекло триплекс. Электрообогрев лобового стекла в районе щеток. Наружные зеркала заднего вида c электроуправлением и обогревом, встроенные повторители указателя поворота. Противотуманные фары. Дневные ходовые огни. Электрические стеклоподъемники. Пол кабины из синтетического материала. Сидение водителя подрессоренное, с регулировкой в 3-х направлениях, с подголовником и ремнем безопасности. Жесткозакрепленное двухместное пассажирское сидение, с подголовниками и ремнями безопасности. Все сидения c тканевой обивкой. Панель приборов «Комфорт» на русском языке. Ручка переключения коробки передач в районе приборной панели. Регулировка направления света. Цифровой тахограф. Аудиоподготовка. Иммобилайзер. Звуковая сигнализация движения задним ходом. Ограничитель скорости до 90 км/час. Топливный бак 100 л (на запас хода автомобиля не менее 500 км), крышка топливного бака с замком. Топливный фильтр с обогревом. Обогрев сапуна вентиляции картерных газов. Защита поддона картера. Задняя дверь двухстворчатая, глухая с открытием на 270°, задняя подножка грузового отсека на всю ширину проема. Сдвижная правая боковая дверь. Камера заднего вида. Передние и задние брызговики. Запасное колесо. Комплект водительского инструмента. Огнетушитель. Знак аварийной остановки по ГОСТ 24333 или выносной красный фонарь, работающий в мигающем режиме. Медицинская аптечка (контейнер). Два противооткатных упора. Домкрат.
Окраска по ГОСТ Р 50574-2002.

Двигатель Марка, тип:
IVECO F1C рядный 4-цилиндровый дизель, 16-клапанный, 4-х тактный с непосредственным впрыском, турбонадув с промежуточным охлаждением. Узел впрыска Common Rail Multijet. Охлаждение водяное, вентилятор c электромагнитной муфтой. Моноблок чугунный, головка блока алюминиевая. Расположение переднее продольное. Привод ГРМ - цепь.
Макс. мощность (3000÷3500 об/мин.) 125 кВт (170 л.с.)
Макс.крут.мом. (1400÷2600об/мин.) 400Нм
Рабочий объем двигателя 2998 см3
Эколог. стандарт по выхлопу (система EGR) EURO 5

Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе (удельная мощность)
не менее 11 кВт/т (15 л.с./т)

Сцепление
Однодисковое, сухое. Привод гидравлический. Внешний диаметр: 11” (280 мм).

Коробка передач
Механическая, синхронизированная, количество скоростей 6+1

Подвеска
Передняя - независимая торсионная. Задняя - рессорная. Стабилизаторы поперечной устойчивости (передний и задний).

Рулевое управление
С гидравлическим усилителем. Рулевая колонка регулируемая. Блокировка руля.

Тормозная система
Дисковые тормоза передние и задние. Гидравлический привод, вакуумный усилитель. Контрольная лампа износа тормозных колодок. Стояночный тормоз на задние колеса с механическим приводом. Система ESP (ABS+ASR+EBD).

Электросистема
Напряжение 12 В. Аккумуляторная батарея 12В (110 Ач) - 01 шт. Генератор 110А (14 В). Стартер 2,3 кВт.

Рама
Лонжероны - стальные швеллера, соединенные трубчатыми поперечинами. Размеры лонжеронов: ширина 69 мм, высота 184 мм, толщина 5 мм.

Колеса
Двускатная задняя ошиновка. Шины 225/75 R 16С, стальные диски.

Остекление кабины и салона
Травмобезопасное

Салон
Разделен перегородками на следующие отсеки:
- кабина водителя;
- рабочий отсек оператора;
- грузовой отсек.
Автомобиль рассчитан на количество мест: 01 - водительское, 02 - пассажирских (впереди, возле водителя), 01 - для оператора в рабочем отсеке.
Все отсеки разделены между собой глухими перегородками.
Оборудование рабочего отсека оператора:
- отделка: ткань износостойкая, термошумоизоляция, напольное противоскользящее покрытие;
- остекление отсека: 02 (два) травмобезопасных тонированных стекла с форточками;
- автономный отопитель;
- осветительные плафоны;
- стационарный рабочий стол с настольной лампой и встроенными розетками 220 В (питание от дизель-генератора и инвертора);
- 01 поворотное и складное кресло с высокой спинкой, обивка ПВХ, с ремнем безопасности;
- выдвижные шкафы с полками (слева и справа) для аварийно-спасательного инструмента и огнетушителей;
- полки вверху отсека (слева и справа) и над сиденьем водителя для принадлежностей, документации и т.д.
- специальное переговорное устройство АДФ-03 с кабиной водителя;
- пульт управления запуском дизель-генератора;
Оборудование грузового отсека:
- отделка грузового отсека: боковые стенки, пол и перегородка - алюминиевые рифленые листы, потолок - ткань износостойкая, термошумоизоляция, виброизоляция;
- ФВУ (принудительная вентиляция отсека);
- осветительные плафоны;
- генератор АДА 16-Т400, 16кВт с выводом наружу выхлопных газов;
- компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar c электроприводом;
- компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
- места для крепления пожарно-технического вооружения и электрооборудования.
- внешние розетки 380 В и 220 В для подключения оборудования.

Перечень
комплектации пожарно-техническим вооружением, специальным оборудованием и инструментом
(в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.06г. № 425):

1. Диэлектрический комплект 1 комплект
2. Прибор для проверки дыхательных аппаратов Drager «Testor 2100» в комплекте с набором адаптеров 1 шт.
3. Стационарная радиостанция диапазон частот 400-470 МГц.
1 канал 437,250 МГц;
2 канал 437,300 МГц;
3 канал 443,250 МГц;
4 канал 443,300 МГц. 1 шт.
4. Переносная радиостанция диапазон частот 400-470 МГц.
1 канал 437,250 МГц;
2 канал 437,300 МГц;
3 канал 443,250 МГц;
4 канал 443,300 МГц. 2 шт.
5. Резервная аккумуляторная батарея для переносной радиостанции с зарядным устройством 2 шт.
6. Специальное громкоговорящее устройство СГУ 1 шт.
7. Компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar c электроприводом. 1 комплект
8. Компрессор высокого давления 1-2 штуцерный производительностью 100 л/м, давление 300 bar с приводом от двигателя внутреннего сгорания. 1 комплект
9. Огнетушитель ОП-5(з) 3 шт.
10. Огнетушитель ОУ-5 2 шт.
11. Огнетушитель ОУ-3 2 шт.
12. Шланг высокого давления 1 шт.
13. Веревка пожарно-спасательная ВПС-30 длиной 30м в чехле 2 шт.
14. Канатно-спускное устройство пожарное 2 шт.
15. Натяжное спасательное полотно (4,5х4,5м) 1 шт.
16. Пневматическое прыжковое спасательное устройство 1 шт.
17. Пояс пожарно-спасательный 2 шт.
18. Нож (резак для ремней безопасности) 1 шт.
19. Домкрат ручной гидравлический LUKAS R 410 c удлинителем (250 мм) для домкрата 1 шт.
20. Насос ручной/ножной LUKAS LH 2/1,8 с быстроразъемным соединением 1 шт.
21. Ножницы челюстные LUKAS S 311 1 шт.
22. Пара гидравлических удлинительных шлангов длинной 5 м, для работы от насоса LUKAS LH 2/1,8 с быстроразъемным соединением 1 шт.
23. Универсальный комплект инструмента 1 шт.
24. Лампа настольная автомобильная 1 шт.
25. Прожектор переносной (0,5-1,5кВт) на подставке 1 шт.
26. Фонарь электрический с зарядным устройством 1 шт.
27. Катушка с сетевым кабелем 1 шт.
28. Переносная катушка с кабелем 30 м. 1 шт.
29. Разветвительная электрическая коробка на подставке на 3 направления 2 шт.
30. Прибор контроля изоляции 1 шт.
31. Устройство защитного отключения 1 шт.
32. Телескопическая осветительная мачта с 2-мя прожекторами, угол поворота - 360º, высота подъема - не менее 5.6 м (от уровня земли), суммарная мощность прожекторов, кВт - 1,0 х 2. 1 комплект
33. Буксирный трос 1 шт.
34. Инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси 1 комплект
35. Набор слесарного инструмента 1 комплект
36. Отопитель автомобильный с вентилятором 1 шт.
37. Специальное переговорное устройство АДФ-03 1 шт.
38. Комплект ЗИП для ДАСВ 1 шт.
39. Генератор АДА 16-Т400, 16кВт 1 шт.
40. Заземляющее устройство 1 шт.
41. Переносной пожарный дымосос с напорным рукавом 1 шт.
42. Тепловизор пожарный, в комплекте: зарядное устройство, аккумулятор, блок питания 12 В, шейный ремень, кейс для переноски 1 шт.
43. Сумка для документов 1 шт.
44. Канистра для топлива 20 л 1 шт.
45. Прибор контроля качества воздуха Aerotest 1 шт.
46. Опись ПТВ 1 шт.

Производитель пожарного авто - ООО «ЧИБИС» (г. Санкт-Петербург).

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров.

Специальные пожарные автомобили:

АЛ - пожарная автолестница;

АПК - пожарный автоподъемник;

АР - пожарный рукавный автомобиль - пожарный автомобиль для транспортирования и прокладки рукавных линий;

АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки СИЗОД и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы;

АГ - пожарный автомобиль газодымозащитной службы - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности;

АД - пожарный автомобиль дымоудаления - пожарный автомобиль, оборудованный дымососом для удаления дыма из помещений;

АВ - пожарный водозащитный автомобиль - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для защиты материальных ценностей от воды, а также для удаления воды, пролитой при тушении пожара;

АСО - пожарный автомобиль связи и освещения;

АШ - пожарной штабной автомобиль;

АТ - пожарный автомобиль технической службы - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ;

АСА - пожарный спасательный автомобиль - пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, ПТВ и оборудования к месту аварии и проведения боевых действий при аварийно-спасательных работах.

Пожарная лаборатория - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для исследования пожаров.

При тушении пожаров в разнообразных условиях не­обходимо применение специальных пожарных автомоби­лей (СПА), которые, как правило, специализированы на выполнение определенного вида боевых действии.

Все виды специальных пожарных автомобилей по специфике выполняемых работ, а также исходя из их назначения можно разделить на несколько групп (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6

Условные обозначения СПА

Тип специального пожарного автомобиля Обозначение
сокращен­ное (опе­ративное) Полное (эксплуатационное)
Автомобиль связи и освещения на шасси ГАЗ-66 с генератором мощ­ностью 12 кВт АСО-12 АСО-12(66)90А
Автомобиль газодымозащитной служ­бы на шасси ЗИЛ-130 с генератором мощностью 12 кВт АГ-12 АГДЗ-12(130)
Автомобиль технической службы на шасси ЗИЛ-131 с грузоподъемностью крана 3 т АТ-3 АТ-3(131)
Автомобиль рукавный на шасси ЗИЛ-131 с общей длиной напорных рука­вов 2000 м АР-2 АР-2(131)133
Автолестница пожарная с вылетом 30 м на шасси ЗИЛ-131 АЛ-30 АЛ-30(131)ПМ-506
Автомобиль штабной оперативный с боевым расчетом из 5 чел. на шасси УАЗ-452 АШ-5 АШ-5(452)79Б

Пожарные автомобильные лестницы .

Пожарные автомобильные лестницы представляют собой механизированные лестницы, установленные на специально приспособленных автомобильных шасси. Автолестницы используются на пожарах для доставки бое­вого расчета, эвакуации людей из горящих зданий и обеспечивают от посторонней насосной установки по­дачу огнетушащих средств в очаг горения ручными или лафетными стволами. Кроме того, они могут использо­ваться для подъема грузов массой до 300 кг (в сложен­ном состоянии комплектов колен), освещения места по­жара прожекторами, закрепленными на вершине лест­ницы.

Таблица 2.7

В пожарной охране нашей страны применяют следу­ющие марки автолестниц: АЛ-18(52)Л2, АЛ-30(131)Л21, АЛ-30(131)Л22 и АЛ-30(131)ПМ-506, осваивается выпуск АЛ-45(133ГЯ)ПМ-501 и АЛ-45(257)ПМ-109 на шасси КрАЗ. Все выпускаемые в настоящее время авто­лестницы имеют гидромеханический привод как наи­более простой, надежный и удобный в эксплуатации. Кроме отечественных моделей в пожарной охране стра­ны применяются автолестницы и зарубежного производ­ства длиной 52...60 м.

Несмотря на разнообразие конструкций автолестниц, все они имеют общие конструктивные элементы и си­стемы, главными из которых являются: базовое шасси, дополнительная силовая передача, опорная база, ба­шенный механизм, комплект колен с лифтом и лафетным стволом, пульт управления, дополнительное электрообо­рудование, сигнальные и блокирующие устройства и пе­реговорное устройство. В отсеках платформы автолест­ницы размещено следующее пожарное оборудование: стволы лафетные с насадками диаметром 32,28 и 25 мм; веревки спасательные - 2 шт.; катушки с растяжными веревками - 2 шт.; ломы пожарные - 2 шт.; ножовка по дереву.

Пожарные автоподъемники. Коленчатые автоподъемники, как и авто­лестницы, служат для проведения работ, связанных с тушением пожаров и спасания людей на высоте. Кроме того, наличие грузовой люльки позволяет также исполь­зовать подъемники в качестве наблюдательного команд­ного поста. Высокая маневренность, отсутствие ограничений ра­бочего поля, наличие грузовой кабины, в которой разме­щается пожарное оборудование и могут транспортиро­ваться одновременно несколько человек, обусловливают более высокую эффективность подъемников по сравне­нию с автолестницами. Основным недостатком подъем­ников является их меньшая высота, так как увеличение высоты подъема связано с увеличением габаритных раз­меров в транспортном положении и массы комплекта колен.

Таблица 2.8

Главные механизмы и агрегаты автоподъемников: базовое шасси, опорная база, подъемно-поворотная ра­ма, механизмы подъема и поворота, органы управления (аналогичны автолестницам). Основной отличительной конструктивной особенностью коленчатых подъемников по сравнению с автолесницами является шарнирное со­членение колен, раскрытие которых осуществляется с помощью системы рычагов с приводом от гидроци­линдров.

Пожарные рукавные автомобили. Пожарные рукавные автомобили (АР) применяются в комплексе с передвижными насосными станциями для гарнизонов пожарной охраны крупных городов и про­мышленных объектов. Рукавные автомобили предназначены для механизированной прокладки и уборки маги­стральных рукавных линий, а также для тушения пожа­ров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарных или передвижных лафетных стволов. Рукавные автомобили могут эксплуатироваться в различных дорожных условиях, поэтому их монтируют на шасси повышенной проходимости.

Таблица 2.9

Тактико-технические характеристики рукавного автомобиля АР-2(131)133А

Пожарные автомобили дымоудаления (АД) предназначены для:

1. доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения;

2. нормализации воздушной среды в помещениях при пожаре путем удаления (отсоса) дыма, либо нагнетания пригодного для дыхания воздуха;

3. заполнения помещений, охваченных огнем, воздушно-механической пеной для ликвидации пожара.

Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) – пожарные автомобили, оборудованные пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенные для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, а также для сбора пролитой воды.

Размещённое на автомобиле оборудование позволяет не только бороться с огнём, но и принимать первоочередные меры для снижения ущерба и защиты материальных ценностей от последствий пожара.

Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Автомобили газодымозащитной службы (АГ) предназначены для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета, средств дымоудаления, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), специального инструмента и служат для проведения разведки в задымленных помещениях, оказания помощи людям и создания условий, облегчающих работы в задымленных помещениях. АГ монтируются на шасси пожарных автомобилей типа АНР, автобусов типа ПАЗ-672, а также на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375 и ГАЗ-66. На вооружении пожарных частей стоят следующие марки АГ: АГ-12(130), АГ-24(130), АГ-12(ПАЗ-762), АГ-12(375) и АГ-5(66).

Пожарные автомобили связи и освещения. Автомобили данной группы используются для обеспечения управления подразделениями на пожаре, осуществления связи управления и связи информации, освещения мест работы подразделений. Связь управления устанавливается между РТП и ОШП, НБУ, НКПП командирами подразделений и, при необходимости, с отдельными автомобилями. Связь информации устанавливается между РТП и ОШП с ЦППОС и со службами города. К этой группе автомобилей относятся: автомобили связи и освещения - АСО, автомобили связи - АС, автомобили освещения - АО.

Штабные пожарные автомобили. Штабные пожарные автомобили (АШ) относятся к специальным пожарным автомобилям. Они предназначены для доставки к месту пожара личного состава штаба пожаротушения, комплекта специального оборудования и для обеспечения работы штаба в период пожаротушения. Наибольшее распространение в пожарной охране получил штабной пожарный автомобиль марки АШ-5(452)79Б. В некоторых городских гарнизонах пожарной охраны с целью быстрейшего прибытия штаба пожаротушения к месту вызова используются штабные пожарные автомобили на шасси РАФ-22034 «Латвия», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 «Волга».

Пожарные автомобили технической службы. Автомобиль технической службы (АТ) предназначен для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета производства аварийно-спасательных работ, создания нормальных условий работы боевого расчета в задымленных помещениях. Автомобили технической службы изготовляются на шасси – трехосных автомобилей повышенной проходимости. Узлы шасси, в основном сохраняются и используются без переделок. Завод-изготовитель размещает на базовом шасси силовое оборудование и средства управления после установки силового оборудования монтируют кузов в виде сварного каркаса, облицованного стальными листами. С правой и левой стороны кузова имеются отсеки для размещения прожекторов, электрических кабелей, пневматических шлангов, бензомоторных и электрических пил, пневматического инструмента, рукавов и дымососов и т.д. В задней части кузова размещается газоструйный дымосос.

Пожарно-спасательные автомобили. Пожарные спасательные автомобили - пожарные автомобили, оборудованные генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенные для:

1. доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования;

2. тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых и административных зданиях, объектах промышленности и транспорте.

Автомобили пожарно-спасательные могут использоваться как самостоятельные боевые единицы с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, водопроводной сети, водоема.

Вспомогательные пожарные автомобили обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т. д. Вспомогательные пожарные автомобили:

1. автотопливозаправщики (АЦ-4,2-53А, АЦ-4,2-130, АЦ-8-500А);

3. автобусы;

4. легковые;

5. грузовые автомобили;

6. тракторы;

7. другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре.


Похожая информация.


В случае отравления газодымозащитника продуктами горения или получении теплового удара необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее прибытия оказать доврачебную помощь.

4.6.5. Разработка методического плана тренировок

При подготовке к тренировкам руководитель занятий составляет методический план проведения занятий в соответствии с годовым тематическим планом. Методический план проведения занятий должен состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Все рассматриваемые вопросы, комплексы упражнений на разминку и тренировку, а также порядок выполнения нормативов и специальных упражнений расписываются полностью с учетом особенностей выполнения и показателями ЧСС.

5. АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ

5.1. Общий обзор и технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)

Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при тушении пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.

Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений военизированной пожарной охраны (ВПО), определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 7).

При введении таких автомобилей в штаты ВПО городов необходимо предусматривать 50%-й резерв.

В соответствии с ГОСТ 12.2.047-86. Пожарная техника. Термины и определения (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ-194-2000, п. 2.1) для:

а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС; в) освещения места пожара (аварии);

г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования - электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.

Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет проводить разведку в задымленных помещениях большой площади (протяженности), метрополитенах и других подземных сооружениях; спасательные работы по оказанию помощи людям и созданию условий, облегчающих работы в задымленных помещениях.

Ранние модели АГ монтировались на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375, ЗИЛ-130, автобус ПАЗ-672.

Технические характеристики ранее выпускавшихся автомобилей газодымозащитной службы приведены в табл. 8.

Таблица 8

Технические характеристики автомобилей

Показатели

Мощность двигателя, кВт (л/с)

Контрольный расход топлива на

Генератор, тип

Количество, шт.

Мощность генератора, кВт

Число мест боевого расчета, чел.

Дымосос ДПЭ-7

УКМ-4А, компл.

Бензопила с приставкой, пильная

Отбойный молоток ИЭ-42046, шт.

Электробетонолом, шт.

Электропила цепная консольного

Электропила дисковая, шт.

Электродолбежник ИЭ-5601, шт.

Прожектор ПЗС-35, шт.

Прожектор ПКН-1500, шт.

СПУ-3А (3К), шт.

СГУ-60, шт.

ГУ-20М, шт.

Перемычка 2× 3,1 м, шт.

Теплоотражательный костюм, шт.

В настоящее время на Жуковском машиностроительном заводе освоено производство автомобилей газодымозащитной службы на шасси ПАЗ-3205 с основным источником питания мощностью 12 кВт и на шасси ЗИЛ-5301 - мощностью 20 кВт.

Таблица 9

Базовая комплектация пожарного автомобиля ГДЗС

Наименование

Электросиловая установка

Основной источник питания мощностью 12...40 кВт, шт.

Стационарная катушка с магистральным кабелем L = 100 м, шт.

Переносная катушка с кабелем L = 36 м, шт.

Разветвительная коробка на подставке, шт.

Оборудование для защиты личного состава от поражения электрическим током

Заземляющее устройство, шт.

Устройство защитного отключения, шт.

Диэлектрический комплект, шт.:

перчатки диэлектрические, пар

боты диэлектрические, пар

ковер диэлектрический, шт.

ножницы для резки электропроводов НРЭП, шт.

СИЗОД и боевая одежда

Кислородный изолирующий противогаз, шт.

Резервный кислородный баллон, шт.

Резервный регенеративный патрон, шт.

Комплект для проверки и обслуживания кислородных изолирующих противога-

Газоанализатор (СО, О2 , СН), шт.

Комплект теплоотражательной одежды, шт.

Средства локальной защиты (СЛЗ), компл.

Самоспасатель изолирующий, шт.

Оборудование для вентиляции воздушной среды

Переносной дымосос в комплекте с напорными и всасывающими рукавами и пе-

ногенераторной насадкой, шт.

Осветительное оборудование

Стационарная осветительная мачта с прожекторами суммарной мощностью

0,5…3 кВт и высотой подъема не менее 8 м, шт.

Переносной прожектор мощностью 0,5...1,5 кВт на подставке, шт.

Поворотная фара-искатель, шт.

Электрический индивидуальный фонарь, шт.

Электрический групповой фонарь, шт.

Средства связи и световой сигнализации

Возимая радиостанция, шт.

Носимая радиостанция, шт.

Сигнальная громкоговорящая система СГУ-100-1, шт.

Проблесковый маяк синего цвета, шт.

Электромегафон, шт.

Сигнально-переговорное устройство СПУ-3А, шт.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент, компл.

Резинокордовые пневмодомкраты, компл.

Дисковая пила (N = 2,5 кВт) с набором дисков, шт.

Молоток отбойный (N = 2 кВт), шт.

Пила цепная (N = 2...3 кВт), шт.

Немеханизированный ручной пожарный инструмент:

универсальный комплект инструмента, шт.

кувалда G = 5 кг, шт.

пожарный топор средний, шт.

пожарный лом тяжелый, шт.

пожарный лом легкий, шт.

пожарный багор цельнометаллический, шт.

Первичные средства пожаротушения

Углекислотный огнетушитель ОУ-5, шт.

Порошковый огнетушитель ОП-5-02, шт.

Средства для оказания первой доврачебной помощи

Устройство искусственной вентиляции легких, шт.

Медицинская укладка, шт.

Санитарные носилки, шт.

5.2. Автомобиль газодымозащитный АГ-12 на шасси ПАЗ-3205

Оборудование АГ-12 смонтировано в кузове автобуса ПАЗ-3205. Для размещения пожарно-технического вооружения и электросиловой установки отдельные узлы шасси и кузова автомобиля подверглись реконструкции. По левому борту салона установлены сиденья для шести человек боевого расчета и размещения респираторов изолирующих типа УРАЛ (КИП-8). По правому борту в передней части салона установлено сиденье командира расчета и ящик, в котором размещаются носимые радиостанции.

По правому и заднему борту салона установлены шкафы с выдвижными полками, закрывающимися шторками. Открывание и закрывание шторок производится за ручки, расположенные внизу.

Вдоль левого борта салона установлен стеллаж, на котором расположены два выносных прожектора ИО-02-1500 и катушки с кабелем. В отсеке заднего люка АГ-12 находится дымосос ДПЭ-7, установка и съем которого осуществляются через заднюю торцевую дверцу. За креслом водителя установлены щит электрический и пульт управления.

В салоне АГ-12 установлен стол, закрывающий генератор. Между стеллажом для хранения катушек с кабелем и столом, закрывающим генератор, оставлен проход. Для хранения носимых радиостанций и эксплуатационной документации между передним одноместным сиденьем и капотом двигателя установлен столик-сейф с откидной закрывающейся крышкой.