Районный суд: структура и полномочия. Понятие и организационная структура судебной системы российской федерации О составе инстанции

2.2 Организационные основы деятельности районного суда

Организация работы районного суда в целом и отдельных судей основывается на ее планировании. В планах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами, мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности в районе и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т.д. Личные планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний, организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационной работе в соответствии с общим планом работы районного суда.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при ВС РФ" учреждена должность администратора суда, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда2. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными и другими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия. Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав. канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Подбор сотрудников -- это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческие качества -- добросовестность, способность сопереживать, общая культура и вежливость -- "визитная карточка" суда в целом в общественном мнении и представлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансирование судов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.

Консультант, наряду с судьями, ведет прием граждан, принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, под руководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей и народных заседателей и т.д.

Как правило, в районном (ему равному) суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда, исполнительных производств. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями в соответствии с Временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при ВС РФ от 24 августа 1999 г. № 8. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы постотчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.

В районном суде организуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняются соответствующие учетно-статистические карточки (справки), на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда.

Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив.

Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.

В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.

Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в части имущественных взысканий.

Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции. Однако, как отмечалось, законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Анализ проблем деятельности Железнодорожного районного суда г. Новосибирска

Производственный кооператив. Структура управления и правовая регламентация

Районные суды. Таможенные органы

Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за ее надлежащее осуществление возлагается на председателя суда...

Российская Федерация и российские граждане в Европейском суде по правам человека

Начну с правовых основ, а в частности с положений Конвенции о защите прав и основных свобод 1950г...

Структура, состав, полномочия, порядок формирования районных судов

Исторически закон относит к подсудности судов данного уровня все гражданские дела и подавляющее большинство (около 98%) уголовных дел и все дела об административных правонарушениях (См.: ст. 24 ГПК РФ, ч.2 ст. 31 УПК РФ, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районные суды выполняют следующие функции:

Рассматривают дела в качестве суда первой инстанции;

Рассматривают решения мировых судей в апелляционном порядке;

Выполняют функции судебного контроля;

Изучают и обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику;

Разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора;

Осуществляют другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Основным полномочием суда данного уровня является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел в качестве суда 1-й инстанции, то есть принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах. Эти суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых на предварительном расследовании была избрана мера пресечения - заключение под стражу, рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу законности и обоснованности применения данной меры, а также ее продления (глава 16 УПК). Полномочия суда на досудебном этапе уголовного судопроизводства, по мнению Ф.А. Агаева, образуют самостоятельное направление судебной деятельности – непосредственный контроль за исполнением законов дознавателем и следователем.

На этот вид суда возлагается обязанность обобщать судебную практику и анализировать судебную статистику. Выполнение этой работы, ее организация должны быть обеспечены председателем суда.

Таким образом, в компетенцию районного суда входит:

1) рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по 1-й инстанции;

2) рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

3) производство по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам, ранее рассмотренным в этом суде;

4) разрешение процессуальных вопросов в стадии исполнения приговора по уголовным делам;

5) разрешение жалоб на законность и обоснованность применения на предварительном расследовании меры пресечения;

6) в соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ вынесение решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность либо предварительное расследование;

7) обобщение судебной практики и анализ судебной статистики;

8) проверка законности решений мировых судей в порядке апелляционной инстанции.



Численные составы районных судов различны. Штат судей каждого суда этого уровня определяется исходя из ряда факторов: численности населения обслуживаемой судом территории, экономики района, наличия транспортных и иных коммуникаций, близости промышленных центров и т.д., что, в конечном счете, определяет объем работы суда.

Районный суд не имеет каких-либо структурных судебных подразделений. Хотя в крупных (мегаполисах) предусмотрены коллегии. В его составе действуют: председатель, заместитель (заместители) и судьи. Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда, учитывая при этом стаж работы судьи, его теоретическую подготовку и специализацию, склонность и другие факторы.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется:

1) по зональному или территориальному признаку. Судья обслуживает определенную территорию (города, поселка, села и т.д.) и рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела на этой территории;

2) по предметному признаку, то есть судья рассматривает уголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательная дифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных или гражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные, жилищные дела и т.п.;

3) по смешенному признаку (зонально-предметному).

Каждое из этих построений имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многое зависит от объективных причин: особенности самой территории района, наличие и разветвленность транспортных коммуникаций, место проживания судьи, и от субъективных причин: определенных интересов судьи, его опыта и т.п. Таким образом, судебная практика применяет различные формы построения работы в районном суде.

Правовой статус должностных лиц районного суда:

Председатель суда. Он обязан обеспечить надлежащее выполнение своих функций всеми судьями и народными заседателями, входящими в состав суда, а также всеми структурами и сотрудниками аппарата суда. Являясь представителем и носителем судебной власти, председатель районного суда наделен широкими полномочиями по осуществлению основной ячейки судебной власти. В этой связи на него возлагаются следующие полномочия:

Председатель может председательствовать в судебных заседаниях по любому делу, отнесенному к ведению данного суда. Вполне очевидно, что этот вопрос не может быть решен чисто автоматически, формально. Председатель, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным юристом и должен принимать к рассмотрению наиболее сложные дела, а уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. Далеко не всегда молодые, малоопытные судьи, недавно пришедшие на эту должность, имеющие небольшой стаж работы в области юриспруденции, могут квалифицированно, используя не только свои теоретические знания, но и собственный житейский опыт, правильно рассмотреть и разрешить судебное дело;

Председатель назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними, то есть различные иные функции. В частности, поручает обобщение судебной практики по какой-то категории уголовных или гражданских дел, о рассмотрении гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам, о проверке законности и обоснованности ареста обвиняемого, подсудимого и осуществление других функций, что является выходящим за рамки правосудия, но необходимое для нормального функционирования данного суда. Это право председателя суда и обязанность судей по закону;

Организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.п. Формы этой работы весьма разнообразные. Председатель лично или с участием других судей проводит с ними занятия по изучению материального и процессуального закона, привлекает для проведения такого рода занятий профессорско-преподавательский состав учебных заведений, организует встречи и обмен опытом других судов и т.д. Задания по обобщению судебной практики в данном районе председатель определяет лично. Составляется определенный вопросник, в соответствии с которым народный заседатель должен проанализировать ту или иную категорию дел, рассмотренных в данном суде;

Организует работу судей по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан. В каждом суде определяется в соответствии с планом работы - какие судьи, свободные от рассмотрения дел, занимаются приемом граждан, кто из судей осуществляет прием их в выходные дни и др. Сведения об этом представляются для всеобщего обозрения и сведения общественности;

Ведет сам лично прием граждан и разъясняет им действующее законодательство;

Руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику. Для обобщения судебной практики он использует все людские ресурсы суда, а также привлекает в этих целях представителей общественности и др. Результаты обобщения судебной практики могут быть направлены в вышестоящий суд, в местные представительные и исполнительные органы власти, в другие правоохранительные органы для рассмотрения, например, вопросов борьбы с преступностью и принятия соответствующих совместных мер по ее нейтрализации. Обобщение судебной практики может осуществляться по широкому кругу вопросов: о преступлениях несовершеннолетних. по отдельным категориям гражданских дел и т.д. В процессе этой работы необходимо выявлять факторы, обуславливающие правонарушения, недостатки в деятельности правоохранительных органов, наиболее характерные нарушения при рассмотрении судебных дел и т.д.;

Вносит представления в государственные органы, общественные организации и в адрес должностных лиц о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и правонарушений и предлагает принять меры к устранению последних. Такого рода представления основаны на результатах обобщения судебной практики, одного или нескольких уголовных дел или гражданских дел либо каких-то проверочных материалах, которыми располагает суд. Представления обязывает администрацию, должностных лиц принять необходимые меры по устранению нарушений и сообщить об этом в суд (ст. 1 п.6 Закона «О статусе судей»);

Представляет к назначению консультантов суда и судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-охранников и руководит их работой;

Руководит работой аппарата суда;

Организует работу по повышению квалификации судей и других работников суда. Эта работа планируется, она осуществляется посредством направления судей на курсы повышения квалификации, которые организует Судебный Департамент и его органы на местах; стажировка в вышестоящих судах; проведение занятий с судьями профессорско-преподавательским составом юридических учебных заведений и т.п.;

Организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях;

Организует деятельность суда по выполнению надзорной функции (инстанции) по отношению решений (приговоров, определений, постановлений) мировых судей.

Аппарат суда. По существу, он в значительной мере обеспечивает нормальное функционирование суда как органа судебной власти. В его состав входят помощник председателя суда, помощник судьи, администратор районного суда, консультант, главный специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист. В суде, где число судей пять и более, в аппарат входят: канцелярия, группа секретарей судебных заседаний, архив, консультант, архивариус.

Помощник председателя суда. Он назначается на должность и освобождается от нее председателем суда в соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981. На него возложено:

Осуществление подбора нормативно - правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

Осуществление контроля за сбором и анализом данных для составления статистической отчетности;

Подготовка материалов для докладов и выступлений для председателя суда;

Выполнение поручений председателя суда при проведении служебных проверок;

Осуществление записей граждан на личный прием к председателю суда, осуществление организационного сопровождения приема;

Подготовка проектов ответов на обращения, поступившие в адрес суда;

Осуществление иных поручений председателя суда.

Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Реализация его полномочий предполагает выполнение ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. К его функциям относятся:

Организует работу по обеспечению деятельности районного суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

Организует взаимодействие с правоохранительными органами и адвокатурой по вопросам обеспечения деятельности суда;

Принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

Принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

Проводит информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

Принимает меры к охране здания, помещений и имущества суда в нерабочее время, обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, хозяйственных служб;

Организует строительство зданий, их ремонт и техническое оснащение помещений суда;

Разрабатывает проекты сметы расходов суда, утверждаемых председателем суда, и предоставление их в Судебный департамент по субъекту федерации;

Осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

Канцелярия. В ряде судов действуют две: по гражданским и по уголовным делам. В канцелярии осуществляется делопроизводство по учету и распределению поступающей корреспонденции, учету и хранению судебных дел, находящихся в производстве суда.

Канцелярия направляет участникам процесса копии приговоров, решений и других судебных актов, подготавливает дела для сдачи в архив после вступления судебных решений, приговоров в законную силу, направляет дела при наличии кассационной жалобы или протеста в кассационную инстанцию, представляет для ознакомления судебные дела, находящиеся в производстве суда, прокурору, защитнику и другим участникам процесса и т.п. Вся эта работа в канцелярии выполняется секретарями суда и делопроизводителями.

Секретари судебных заседаний – они не прикреплены к отдельным судьям, а принимают участие в рассмотрении конкретных дел по мере необходимости. На них возложены ответственные обязанности по четкому ведению протокола судебного заседания (ст. 245, 259 УПК, ст. 228 ГПК). В ходе судебного разбирательства они выполняют и другие функции, как правило, организационного характера.

Архив - должность архивариус. После вступления в силу решения (приговора) секретари суда оформляют дело и передают его из канцелярии в архив на хранение. Необходимость хранения вызывается тем, что судебные акты, вступившие в силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам даже через довольно продолжительное время. По истечении сроков хранения (они различны в зависимости от меры наказания и других факторов), установленных ведомственными актами, судебные дела подлежат уничтожению.

Судебный пристав. Хотя они и не входят в состав суда, но находятся при этом суде и подчиняются органам юстиции субъекта Федерации. В соответствие с действующим законодательством судебные приставы- охранники призваны обеспечить порядок во время рассмотрения и разбирательства уголовного дела, а также судебные приставы-исполнители, призванные исполнять судебные решения или приговоры суда (в том числе и вышестоящего), а также и решения мировых судей, отдельных административных органов и общественных организаций. Как правило, исполнение решений ими осуществляется по месту жительства ответчика или осужденного.

Судебные приставы-исполнители назначаются на должность начальником (министром) органа юстиции субъекта Федерации по представлению председателя суда. Судебный пристав-исполнитель выполняет функции:

Исполняет решения, определения и постановления судов по гражданским делам (об имущественных и денежных взысканиях, о разделе имущества, жилой площади и другие);

Исполняет приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных и денежных взысканий, в том числе о штрафах и конфискации имущества;

Исполняет постановления судебных, административных органов и общественных организаций в части имущественных и денежных взысканий за совершение административных правонарушений;

Исполняет мировые соглашения, утвержденные судом;

Реализует исполнительные надписи нотариусов;

Исполняет решения арбитражных судов, третейских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и административных органов, комиссий по трудовым спорам, местных администраций о денежных взысканиях.

Судебный пристав-исполнитель наделен властными полномочиями. Его требования обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. В случае необходимости он вправе обратиться за содействием в органы милиции. Он вправе наложить арест на имущество и денежные вклады гражданского ответчика, обвиняемого (подсудимого) или лиц, несущих материальную ответственность за действия указанных субъектов.

Консультант. Он назначается на должность по представлению председателя суда начальником органа юстиции субъекта Федерации. Он ведет в суде справочную работу, хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, других нормативных актов; следит за изменениями и дополнениями в законодательстве, ставит об этом в известность судей, ведет библиотеку юридической литературы, участвует в работе суда по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, выполняет другие поручения председателя суда.

2.1 Порядок формирования, состав и структура районного суда

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. От 2 июля 2003 г.) районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции- среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов. В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения - залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий -обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена. Статьей 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральным законом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группы судов. Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении Пленум ВС. РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.

Внутреннее устройство - структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним (см. схему 1).


Схема 1. Структура районного суда как государственного учреждения

1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

3. Народные заседатели - коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи

4. Консультант суда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.

5. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.

6. Канцелярия - в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

7. Архивариус – хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ4. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ. Председатель ВС РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном - председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.


Районный суд в Российской Федерации является органом федеральной судебной власти и входит в систему судов общей юрисдикции. Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы. В их ведении решения по многим вопросам, как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные суды – суды основного звена. Районные суды создаются и упраздняются только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 33 Федерального Конституционного закона «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе: председателя районного суда, заместителя председателя и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия . Судьи районных судов назначаются на должность указами президента Российской Федерации в порядке, определённом законодательством.

Судьи – носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерации функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчёркивает Конституция, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Полномочия судей районных судов при отправлении ими правосудия конкретизированы в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовном процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и иных нормативных актах.

К кандидатам на должность судьи предъявляются определённые требования. Судьёй районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей .

Районный суд состоит из профессионалов – судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Судья – это главная фигура в судебном процессе. В его голове и сердце складывается судебное решение. Законность, справедливость и безошибочность принимаемых судьёй по делу решений зависит от его ума, компетентности, совести и чести. Способность решать быстро, качественно и без ошибок сложные поставленные задачи зависит от ума и профессиональной подготовки судьи, от знания законов и других нормативных правовых актов и от умения их применять .

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье.

Для чёткой и слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, которым руководит председатель. В соответствии со статьёй 38 Федерального Конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности районного суда по обеспечению правосудия осуществляет аппарат суда .

Аппарат суда включает помощника председателя суда, помощников судей, администратора суда, секретаря судебного заседания, канцелярию по уголовным делам, канцелярию по гражданским делам, приёмную суда, отдел кадров и архивариуса.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, приходится на долю его аппарата, который непосредственно обеспечивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учёт и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач.

Районные суды -- это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. - 450 с..

Районный суд образуются в районе, городе, кроме городов районного подчинения, районе города. Президиум Верховного Совета РФ по представлению министра юстиции может образовать один районный суд на район и город, или на район и города расположенные на территории этого района. Судьи избираются гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям, открытым голосованием сроком на два с половиной года Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981, № 28. ст. 976..

Состав суда:

1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Народные судьи - лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

3. Консультант суда - ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.

4. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.

5. Канцелярия - в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

6. Архивариус - хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. В.К.Боброва. - М.: МЮИ МВД России. 1999. - С. 167..

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа.

Председатель районного суда:

1) председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

2) организует работу суда;

3) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

4) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, -- между судьями;

5) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

6) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

7) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

8) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;

9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

10) утверждает должностные инструкции работников аппарата суда;

11) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

12) организует работу по повышению квалификации судей;

13) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

14) высказывает свое мнение начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшиеся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации») Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» № 182129-3 (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 18.06.2003) // СПС Консультант Плюс.;

15) готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»);

16) определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;

17) возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;

18) дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;

19) дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;

20) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;

21) до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК) Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.;

22) осуществляет иные полномочия Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. В.К.Боброва. - М.: МЮИ МВД России. 1999. - С. 167..

Председательствуя в судебном заседании председатель районного суда (как впрочем и любого иного суда) наделяется целым комплексом прав и обязанностей. Продемонстрируем это утверждение на примере прав председательствующего в судебном заседании первой инстанции по уголовным делам.

Каждый судья (не председатель суда) обладает уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными правами и обязанностями. Рассматривая дело единолично, он обладает как статусом суда, так и статусом председательствующего в судебном заседании. Когда же он является членом состава суда - не председательствующим, его правовой статус несколько иной. Будучи членом суда, рассматривающим в первой инстанции уголовное дело, он, к примеру, вправе:

1) после допроса, осуществленного сторонами допрашивать подсудимого, свидетеля, эксперта и специалиста;

2) присутствовать в совещательной комнате при постановлении приговора;

5) изложить особое мнение в совещательной комнате в письменном виде.

На судью, кроме того, законом возложены и обязанности.

1) не разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора;

3) написать приговор от руки или изготовить его с помощью технических средств, если ему это поручено;

4) подписать приговор;

5) удостоверить своей подписью имеющиеся в приговоре оговорки по поводу внесенных исправлений;

6) выслушать провозглашаемый приговор стоя.

Раньше такими же правами обладали народные заседатели. Институт народных заседателей ликвидирован. В настоящее время в районном суде не могут рассматриваться дела с участием народных заседателей Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. - 450 с..

Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Помимо обеспечения осуществления правосудия он занимается обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, систематизацией законодательства и выполнением других функций суда. Указанные виды деятельности аппарат районного суда осуществляет под контролем председателя районного суда Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. В.К.Боброва. - М.: МЮИ МВД России. 1999. - С. 167..

Рассмотрев структуру и состав районных судов, мы считаем необходимым, изучить организационные основы их деятельности. Этому посвящен следующий раздел данного исследования.