Программа по преодолению оптической дисграфии. Программа коррекция оптико-пространственных нарушений письма младших школьников Август – жнивень, серпень, густарь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Увельская средняя общеобразовательная школа 1"

ПРОГРАММА

профессионального самообразования

учителя-логопеда

Востриковой Юлии Владимировны

на 2014-18 гг.

Тема самообразования:

«Приемы коррекции оптической дисграфии»

Пояснительная записка

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

    Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

    Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

    Развивать зрительный анализ и синтез.

    Развивать зрительно-моторные координации.

    Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

    Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

    ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

    проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

    Проведение первичного обследования.

    Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

- Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

    Развитие зрительного анализа и синтеза.

    Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

    Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

    Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

    Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

    Закрепление полученных навыков.

    Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Задачи : научить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании букв в слогах и словах; учить дифференциации букв в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).

Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:

1) изолированное написание букв;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Работа по различению оптически сходных букв, включает в себя следующие упражнения:

Нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;

Определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;

Превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.

Дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;

Написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;

Нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;

Написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.

Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

Устранение оптическойдисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Задание 1: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?

Задание 2 : Развитие логического мышления. Работа с к россвордом.

Отгадайте слова кроссворда.

    Домашняя птица.

    Она носит на себе свой дом.

    Зимующая птица с жёлтой грудкой.

    Это есть у собаки и у якоря.

    Хищник, похожий на хорька.

    Разбойник на море.

    Овощ, растущий на огороде.

    Предмет мебели.

Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.

Задание 3: Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова

Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.

Л...ТКА...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К...ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д... В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК.... М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...

Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие связной речи.

Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.

Собака Пушок

У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.

Задание 5: Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

.кножевдеМ

акножевдем илсенирп укинтохО

лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП

ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО

акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В

акножевдем алавовтсвучоп узарс анО

метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС

ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ

уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС

улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ

Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.

Медвежонок.

Охотнику принесли медвежонка.

Попав в комнату, медвежонок не струсил.

Он почувствовал себя свободно.

В комнату незаметно вошла охотничья собака.

Она сразу почувствовала медвежонка.

Собака сделала стойку перед маленьким гостем.

Медвежонок забился в угол и стал смотреть.

Собака понюхала его и отошла в сторону.

Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.

Задание 6: Дети записывают буквы и называют количество элементов, определяют расположение всех элементов в пространстве, затем логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия: красную двойку для буквы и, синюю тройку для буквы ш.

И-2; Ш-3;

3 П 2 К 3 УТК 2 3 АР 2 К

3 П 2 ОН 3 2 3 КА 3 2 ЛО

2 ДЁ 3 Ь ЛЕТ 2 3 Ь БЕЖ 2 3 Ь

М23КА АФ23А МАЛЫ 3 2

Задание 7: Развитие языкового анализа и синтеза.

Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.

Пошла, кухню, (мышка), на.

Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с

Нашла, там, (сыр), она.

Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),

(чашка), разбилась, упала, и.

Но, не, (кошка), поймала, никого.

Это, (кошка), услышала.

Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.

Дети читают вслух получившиеся предложения.

Задание 8: Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте.

Вставьте буквы б - д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста.

В деревне.

Летом...ратья...ыли в...еревне у...а...ушки и...е...ушки. Не...алеко от...еревни...ежала...ыстрая речка. Каж...ый...ень...ети лю...или у...ить там ры...у с утра и...о о...е...а. Потом спешили в лес за гри...ами и яго...ами. А вечером...ратья ра...отали в огоро...е вместе с...е...ушкой и...а...ушкой.

Материально-техническое обеспечение:

    Технологические средства (ТСО), слайд-проектор, экран.

    Листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.

    Логопедические альбомы;

При организации занятий необходимо применять:

    проведение правильной систематической работы по развитиюписьменной речи детей;

    упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

    задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

    развитие связной речи – диалогической (в общении) (в пересказе и составлении собственного рассказа);

    развитие слуха;

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

    Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.

    Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

    Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.

    Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.

    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

    Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.

    Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

    Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

    Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С. 190-212.

    Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИКО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Неуспеваемость младших школьников в процессе обучения может быть вызвана недостаточным объемом их словарного запаса или низким уровнем развития устной речи.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.

Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Применение родителями игровых форм развития зрительного внимания и профилактики оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников,позволитразвивать умения проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Игра «Найди букву»

Описание хода игры: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штрихов и линий различной конфигурации.

Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Игра «Сказочные буквы»

Описание: работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.

Игра «Буква сломалась»

Описание: работа плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание: из различных частей правильно сложить буквы. На начальном этапе одновременно предлагается 2-3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.

Игра «Объемные буквы»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с объемными буквами русского алфавита.

Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.

Игра «Узнай пальчиками»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).

Задание: с закрытыми глазами обвести букву и назвать ее.

Игра «Выложи букву»

Задачи: уточнить образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работы со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Игра «Вылепи букву и придумай к ней слово»

Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).

Игра «Вырежи из частей и наклей»

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с цветной бумагой, клеем, ножницами.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).

Найди такую же букву

Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.

Описание: работа с магнитной азбукой.

Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.

Игра «Укрась шарф»

Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право-лево», развивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Игра «Цветная змейка»

Задачи: развивать умение действовать согласно инструкции взрослого, соблюдая последовательность (алгоритм) выполнения задания.

Описание: работа по схеме с набором блоков Дъенеша.

Задание: рассмотреть схеме и, выполнив определенный порядок действий, выложить змейку (на первом этапе на схеме обозначена только форма или цвет блока, на втором - форма и цвет, а на третьем предлагается на форму, цвет и размер блока).

Игра «Стрелочки»

Задачи: Упражнять в ориентировке на вертикальной плоскости; закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно предметов; совершенствовать умение выслушивать задание до конца и удерживать его в памяти до окончания выполнения.

Описание: работа на магнитной доске с набором цветных магнитов и плоскостных стрелочек на магнитной основе.

Задание: на доске прикрепить стрелочку в указанное взрослым место относительно того или иного магнита так, чтобы стрелочка указывала определенное направление.

Игра «Веселые буквы»

Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.

Игра «Будь внимательным»

Задачи: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).

Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа : палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка : сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.

Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков , имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико -пространственных представлений, и оптико-кинетическая , осложненная акустическим недоразвитием ). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи , а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например : и, ш, щ, ц, п, т.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений; трудности оптико -пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы . Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии .

Ошибки, характерные для оптической дисграфии :

Ребенок недописывает элементы букв ;

Добавляет лишние элементы;

Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;

Пишет зеркальное изображение букв.

К методам профилактики оптической дисграфии относят :

Формирование зрительного гнозиса :

Назвать предметы по контурам, недорисованные предметы , перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;

Распределить предметы по величине;

Соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;

Срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;

Дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;

Составить разрезные картинки;

Развитие зрительной памяти :

Упражнения «Что изменилось?» , «Чего не стало?» ;

Зрительные диктанты «Продолжи строку» ;

Упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,

запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество) ;

Формирование буквенного гнозиса :

Найди заданную букву среди других : упражнения «Найди букву» , «Буква сломалась» , «Выложи букву» ;

Сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;

Назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;

Определить букву в неправильном положении;

Обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;

Дописать букву;

Найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

Составить печатные буквы из разных элементов : счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы : упражнения «Выложи букву» , «Вылепи букву и придумай с ней слово» , «Вырежи из частей и наклей» ;

Формирование зрительно-пространственного восприятия :

Показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые

части у человека, сидящего напротив;

Рассказать с опорой на картинки, что где находится;

Определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)

Тренировать в употребление пространственных предлогов;

Уточнение пространственного расположения букв :

Написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;

Найти букву в ряду похожих;

Реконструировать (преобразовывать) букву,

Дописать (достроить) недостающие элементы буквы ;

Соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук) ;

Упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян : упражнения «Объемные буквы» , «Узнай на ощупь» , «На что похоже?» ;

Срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции , помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии , необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования : рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.

Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки» , пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш» , а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» .

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы : штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами) . Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.

Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят » : «Учимся писать» , «Штриховка» , тренажер-пропись «Готовим руку к письму» , «Прописи буквы» .

В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы : заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином) .

Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников .

Найди букву

Задачи : развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

Описание : на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.

Задание : найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Буква сломалась

Задачи : развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Описание : работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание : из различных частей правильно сложить буквы.

Будь внимательным

Задачи : развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание : работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание : найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.

Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

Список литературы :

1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.

2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский дом «Литера» , 2004.- 64с.: ил. - (Готовимся к школе) .

3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия . - М., 2007.- 124 с.

4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.

5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед . 2014. -№1. - С. 86-93.

МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района

Красноярского края

Утвержд е

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Учитель-логопед: Ничковская В.Е.

п. Глядень

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Краткая характеристика оптической дисграфии

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Задачи коррекционной работы:

    Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

    Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

    Развивать зрительный анализ и синтез.

    Развивать зрительно-моторные координации.

    Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

    Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

Конструировать и реконструировать буквы из элементов;

    ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

    проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.

УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

Организация работы

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

    Проведение первичного обследования.

    Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

    Развитие зрительного анализа и синтеза.

    Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

    Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

    Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

    Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

    Закрепление полученных навыков.

    Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

Различать основные и оттеночные цвета;

Различать геометрические фигуры;

Соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

Ориентироваться в схеме собственного тела;

Ориентироваться во времени и в пространстве;

Сравнивать предметы по величине;.

Сравнивать элементы букв двух шрифтов;

Уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

Сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

Соотносить букву со звуком и наоборот.

Оценка достижений планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

Входная (первичная) диагностика (сентябрь);

Текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

Итоговая диагностика (май).

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1-й этап. Организационный.

Обследование речи

2-й этап. Подготовительный. (Развитие неречевых процессов)

Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, и узнавание предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

Развитие восприятия цвета;

Развитие восприятия формы;

Развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

Развитие восприятия цвета букв;

Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

Дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительно-моторных координации.

Зрительная память

Развитие запоминания формы предметов:

Развитие запоминания цвета;

Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

Развитие зрительно-моторных координации.

Пространственное восприятие и представления

Ориентировка в схеме собственного тела:

Дифференциация правых и левых частей предмета;

Ориентировка в окружающем пространстве.

Развитие зрительно-моторных координации.

3-й этап. Основной. (Дифференциация сходных букв)

Дифференциация букв о - а

Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ложении, тексте. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов смешиваемых букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторной координации. Дифференциация букв. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами Развитие образного мышления.

Дифференциация букв о - а в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв у – и

Дифференциация букв и - у в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв и - ш

Дифференциация букв и- ш в слово- сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв б – д

Дифференциация букв б - д в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв п - т, П – Т

Дифференциация букв п- т, П – Т

Дифференциация букв л - м, Л – М

Дифференциация букв л - м, Л - М

в словосочетаниях, предложениях и тексте

изолированно, в слогах и в словах

Дифференциация букв к- н, К - Н

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв ш - щ, III Щ

Дифференциация букв ш - щ, III - 1Ц

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв и - ц, И Ц

Дифференциация букв и - ц, И - Ц

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ

Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв 3-Е

Дифференциация букв 3-Е

в словосочетаниях, предложениях и тексте

4-й этап. Заключительный .

Проверочная работа

Обследование речи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991.

    Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: «Владос», 1995.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

    Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

    Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.

    КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.

    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

    Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии», Е.В. Мазанова, 2006 г.

Профилактика оптико-кинетической дисграфии

у старших дошкольников.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, т - ш) ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и – ш, п – т, х – ж, л - м); зеркальное написание букв (с - , э -) , пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау -) , (ш - , и - , щ - , т -) и неправильно расположенные элементы (х -),(т -).

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.

Для развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами предлагаются следующие задания:

    найти фигуру, букву в ряду сходных;

    срисовать фигуру или букву по образцу;

    сложить фигуру из палочек;

    сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;

    найти заданную фигуру среди двух изображений;

    показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;

    дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению; реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г- Б;

    реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р –Ь, И –Н, Н – П, Г- Т;

    определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементов: З – В, Р – В;

    определить различие сходных фигур или букв, состоящих элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И –П, П –Н;

    и многие другие.

Все задания проводят в игровой форме:

Сказочные буквы

Задачи: развивать зритель­ное внимание, упражнять в выделении буквы из сказоч­ного сюжета.

Описание : работа с плоско­стным изображением сказочно­го сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рас­смотреть картинку и назвать букву, которая на ней изоб­ражена.

Узнай на ощупь

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее эле­ментов на плоскости; разви­вать тактильные ощущения.

Описание: работа с буква­ми, слегка выдающимися над плоскостью шершавыми буквами.

Задание: с закрытыми гла­зами обвести пальцем по кон­туру букву и назвать ее.

Выложи букву

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­изводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счет­ными палочками и шнурка­ми разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв луч­ше выложить из палочек, а какие из шнурков). На на­чальном этапе дается зритель­ный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Вылепи букву и придумай с ней слово

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­водить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с пласти­лином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный об­раз буквы, далее они предла­гаются на слух).

Вырежи из частей и наклей

Задачи : уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­водить анализ и синтез букв русского алфавита

Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает само­стоятельно).

Укрась шарф

Задачи: упражнять в уме­нии выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право - лево», раз­вивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоск­остными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инст­рукции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Веселые буквы

Задачи: на практике за­креплять образ буквы и рас­положение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печат­ную заданную букву пальцем по крупе.

Шахматная доска

Задачи: упражнять в ори­ентировке на листе в клетку; закреплять понятия «впра­во – влево», «вверх – вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, раз­меченном по принципу шах­матной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выпол­няя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).

Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»

Учитель-логопед: