Проблемы предупреждения экономических преступлений в российской федерации. Предотвращение экономической преступности

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов.

Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.

  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.

Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИСПРИДЕНЦИИ

Факультет: Юриспруденция

Специальность: Юриспруденция

Курс: Третий

Дисциплина: Криминология

Реферат на тему:

«Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение»

Студента: Кашиной Наталии Александровны

Группа: ЮЮШЗ-11/7-СВ-4

Научный руководитель: Зубач А.В.________

Оплачено до 02.05.2010г.

Москва-2010

Введение_______________________________________________________________3

Криминологическая характеристика преступлений

в сфере экономической деятельности_______________________________________4

Основные причины и условия совершения преступлений

В сфере экономической деятельности_______________________________________6

Предупреждение преступлений в сфере

экономической деятельности______________________________________________7

Заключение____________________________________________________________15

Список литературы_____________________________________________________16

Введение

Экономическая преступность, иными словами, преступность экономической направленности представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права, и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления, совершаемые в сфере экономики, одна из составных частей преступных деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной продукции и т. д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки: 1) субъектами рассматриваемых преступлений являются работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции, осуществления контроля за ее качеством, правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг населению и других видов деятельности; 3) в основе преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов, инструкций, приказов и т. д.). Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, например загрязнения водоемов и воздуха, ядовитыми промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении, ведомственных нормативных актов и т. д.Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма следообразования, круга и характера носителей и источников информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации, как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней. Не случайно, поэтому типичными носителями и источниками информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются: 1) финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях; 2) субъекты всех видов указанной деятельности; 3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т. д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т. д.), другая - мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т.п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Основные причины и условия совершения преступлений

в сфере экономической деятельности

Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную, прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом "богатство любым путем". Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.

Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.

Управленческие просчеты повлияли на “вектор”, направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:

а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;

б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;

в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.

Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции “фискального фундамента реформ”; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.

Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры – это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам, прежде всего, относятся:

– внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

– техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

– оборудование подъездов кодовыми запорами;

– совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

– организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

– организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

– надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

– систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

– своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

– выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

– проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

– выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

– выявление и пресечение формирования преступных групп;

– организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

– трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения сво-боды;

– установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

– выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

– пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

– выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

– своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

– информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

– разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

– проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

– оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

– предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

– активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

Как показывают криминологические исследования, в предупреждении этой группы преступлений важнейшее значение имеют, прежде всего, общесоциальные меры. В период перехода к рыночной экономике осуществляемые социальные меры направлены, прежде всего, на: создание свободной экономической деятельности, условий для реализации творческого потенциала личности в сфере экономических отношений на основе любой формы собственности; раскрепощение и развитие предпринимательской деятельности; обеспечение равных условий для всех форм собственности и равной правовой защиты в сфере экономики; создание условий для реальной конкуренции во всех отраслях экономики; формирование необходимой рыночной инфраструктуры.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

– совершенствование системы управления экономикой;

– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

Специальные меры, направленные на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности, условно можно разделить на пять групп:

а) экономические;

б) организационные;

в) технические;

г) правовые;

д) воспитательные.

Следует отметить, что эти меры тесно взаимосвязаны и должны осуществляться комплексно.

К экономическим мерам можно отнести реализацию следующих мероприятий:

– приватизация и разгосударствление собственности;

– развитие предпринимательства, особенно малого и среднего;

– ограничение монополистической деятельности государственных предприятий и создание условий для добросовестной конкуренции;

– реформа банковской системы и совершенствование взаиморасчетов между субъектами экономических отношений;

– реформирование ценообразования;

– земельная реформа и развитие предпринимательства в сельском хозяйстве;

– развитие рынка ценных бумаг;

– создание информационной, консультативной, посреднической сетей для товаропроизводителей и потребителей сырья;

– формирование экономического механизма, обеспечивающего государственные гарантии на невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность трудовых коллективов и собственников, а также на свободное распоряжение доходами, полученными после выполнения обязательств перед государством;

– обеспечение реальной возможности каждому собственнику свободно выбирать партнеров и заключать с ними взаимовыгодные договоры;

– совершенствование внешнеэкономической деятельности и создание механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, государственного регулирования системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определенных сфер деятельности.

Организационные меры предупреждения хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности прежде всего направлены на создание системы противовесов злоупотреблениям в предпринимательской сфере.

К организационным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– совершенствование деятельности органов управления и контроля, призванных осуществлять финансовый, налоговый, таможенный и иные виды государственного контроля;

– повышение уровня профессиональной подготовки и подбора кадров для органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный и другие виды контроля;

– создание условий и механизма функционирования общественных формирований, призванных защищать права и интересы потребителей от различных противоправных действий субъектов экономических отношений;

– запрещение в законодательном порядке заниматься определенными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям;

– установление ограничений для коммерческой деятельности определенным категориям лиц, работающих в государственных органах управления и контроля;

– методы учета и государственного контроля за достоверностью получаемых доходов и расчетных операций;

– совершенствование взаимодействий государственных органов управления и контроля, призванных заниматься предупреждением противоправных деяний против основы экономики и в хозяйственной деятельности.

К техническим мерам предупреждения рассматриваемых преступлений относятся разработка и внедрение:

– наиболее совершенных средств транспортировки товаров, сырья и т.д.;

– надежных запорных устройств в местах складирования особо ценных сырьевых и товарных ресурсов;

– эффективных методов обнаружения поддельных ценных бумаг и фальшивых денежных купюр, а также дефектных, подложных документов, позволяющих изымать товары и иные ценности из государственных общественных фондов;

– экспресс-методов обнаружения фальсифицированных продуктов;

– безотходных технологий в производство;

– методов быстрого обнаружения доходов, скрываемых от налогообложения.

К правовым мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– разработка на законодательном уровне общеобязательных правил поведения на рынке для всех субъектов экономических отношений;

– выработка системы материальных санкций к юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность за нарушения законодательства, причиняющие ущерб интересам потребителей;

– введение административной и уголовной ответственности за злостное неисполнение общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающее на общественные интересы;

– совершенствование законодательных норм, регулирующих запреты на определенные виды деятельности;

– проведение финансово-экономической, организационно-экономической, криминологической, экологической и психологической экспертиз принимаемых законов, направленных на урегулирование экономических отношений;

– совершенствование законодательных норм, регулирующих правоприменительную деятельность органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный контроль за хозяйственными субъектами;

– четкое законодательное разграничение функций контролирующих и правоохранительных органов, призванных выявлять рассматриваемые преступления, а также их причины и условия;

– законодательное обеспечение правовой защищенности экономических субъектов от таких посягательств, как разглашение и хищение информации, подлог в информации, неправомерное закрытие информации, утрата и порча информации, нарушение работы системы обработки данных и др.

К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта экономических отношений идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу;

– формирование у субъектов экономических отношений мышления, проповедующего умеренность и воздержание, сознательное согласие на ограничение, когда это представляется целесообразным для достижения общего блага;

– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений;

– пропаганда успехов предпринимателей, предприятий, трудовых коллективов и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем;

– пропаганда зарубежного опыта деловой этики в осуществлении экономических отношений;

Выделяются два комплекса проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой стороны, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса как неэффективного, так и от криминализированного. Затягивание в решение этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности Казахстана.

В общем комплексе этих мер, ведущая роль принадлежит разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, поскольку без решения этой проблемы невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Заключение

Из вышеизложенного материала следует вывод о том, что под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений. В заключении рассмотрим некоторые отличия экономической преступности от преступности традиционной имущественной (кражи, грабежи, разбои и т.д.). Экономическая преступность отличается следующими особенностями:

При совершении традиционного преступления есть преступник, который должен быть пойман, а факт самого преступления в большинстве случаев очевиден. В экономическом преступлении сам факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем. При этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей, преступно полученных средств.

Если традиционный преступник приговаривается к лишению свободы, то для него сдерживающий эффект этого наказания в большинстве случаев мал. Применение же этой меры в отношении экономического преступника более эффективно, поскольку он, прежде всего, боится потерять свой социальный статус и респектабельность, без чего он не сможет выступать как деловой партнер.

Большинство членов общества относятся безразлично к экономической преступности. Основанием такого безразличия может служить то обстоятельство, что факт причинения ущерба обществу трудно установить, а также то, что экономический преступник не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника.

Классификация экономических преступлений. Многообразие уголовно наказуемых деяний, относимых к экономическим преступлениям, предполагает в качестве первого шага их анализа составление их классификации. Преступления группируются либо по законодательному основанию, то есть по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Гражданский кодекс РФ

4. Войтенко С.Г. Криминология. Особенная часть. Тезисы лекций. М.: 2000 г.

5. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 2005 г.

6. Малков В.Д. Криминология. - ЮСТИЦИНФОРМ 2006 г.

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах и может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций).

В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней. Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры.

2. Органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

3. Органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

4. Правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ);

5. Общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

Выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

Установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

Обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Необходимо разрабатывать комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    А.В. ПЕТРЕНКО

    Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
    Правовое регулирование предупреждения преступлений, совершаемых в экономической сфере, осуществляется нормами различных отраслей законодательства - государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности.
    Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом (преимущественно уголовно-правовом), процессуально-правовом и организационно-управленческом.
    При этом материально-правовое направление включает правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений.
    Процессуально-правовое направление - нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т.д.
    Организационно-управленческое направление - нормы, определяющие круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т.д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т.д.
    В сфере деятельности ОВД основным правовым актом является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД РФ от 29 января 2009 г. N 60), утверждающий:
    Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение N 1);
    Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений (приложение N 2).
    Анализ практики проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических правонарушений показал, что среди основополагающих проблем борьбы с нарушениями в финансово-экономической сфере можно выделить следующие:
    - недостаточная способность правоохранительных и финансово-экономических органов надлежащим способом реагировать на изменения финансово-экономических отношений;
    - высокие темпы изменения финансово-экономических отношений и мобильность хозяйствующих субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм, которые требуют больших затрат времени на обеспечение необходимых процедур по проведению дознания и предварительного следствия, сбору и оценке доказательства;
    - даже в условиях динамичного изменения законодательство не всегда успевает за реалиями экономической жизни, а иногда позволяет слишком широко трактовать финансово-экономические взаимоотношения, что может негативно отразиться на правах граждан и юридических лиц.
    Таким образом, экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.
    Совершенно очевидно, что одними только мерами уголовного преследования и административного взыскания успешно противостоять финансово-экономическим нарушениям невозможно. Борьба с указанными нарушениями - это не только правовая проблема. Для ее решения необходима реализация комплекса взаимосвязанных мер: политических, правовых, организованных, предупредительных, направленных на непосредственное пресечение условий, способствующих формированию и деятельности криминальных структур. Учитывая изложенное, необходимо широко применять на практике институт финансово-экономических расследований как один из эффективных механизмов противодействия экономическим и налоговым преступлениям.
    Задачами финансово-экономических расследований являются:
    - мониторинг и анализ теневых процессов в финансово-экономической сфере в целях определения степени их негативного влияния на экономическую безопасность;
    - анализ причинно-следственной связи между угрозами экономической безопасности и обусловившими их причинами;
    - выявление действий (бездействия), являющихся предпосылкой преступных финансово-экономических деяний;
    - расследование правонарушений в финансово-экономической сфере.
    Таким образом, финансово-экономические расследования являются частью подсистемы мониторинга, анализа и прогноза экономических явлений и процессов. Соответственно мониторинг, анализ и прогноз, осуществляемые в ходе проведения финансово-экономических расследований, позволяют отслеживать все ключевые моменты состояния и динамики экономической безопасности страны в соответствии с принятой методологией.
    Структуру "профилактического мероприятия" можно представить в следующем виде.
    Объекты предупредительной деятельности:
    - негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;
    - юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов;
    - лица, замышляющие или подготавливающие преступления;
    - лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;
    - лица с устойчивым противоправным поведением;
    - лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;
    - лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.
    Субъектами профилактики преступлений являются государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы и отдельные граждане. Они осуществляют ее в соответствии с компетенцией в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных им прав. Все эти субъекты образуют сложную систему. Речь идет об их совокупности, определенным образом взаимосвязанной и дифференцированной по природе, функциям, уровню и сфере деятельности, в зависимости от оснований классификации вся данная система подразделяется на ряд групп.
    По своей природе указанные субъекты делятся на четыре группы: 1) государственные органы, предприятия, учреждения, организации; 2) общественные организации; 3) трудовые коллективы; 4) отдельные граждане.
    По функциям они делятся на специализированные и неспециализированные. К первым относятся те, для которых профилактическая функция является основной или одной из основных (органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка и т.д.), ко вторым - те, для которых профилактика не является основной функцией.
    Субъекты профилактической деятельности ОВД и их компетенция указаны в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 2006 г. N 19.
    Среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь.
    Представим основные виды предупредительных мер, осуществляемых органами внутренних дел в экономической и налоговой сферах.
    Меры общего предупреждения экономических преступлений:
    постоянное наблюдение, оценка и прогноз социальных явлений криминогенного и антикриминогенного характера, а также состояния борьбы с преступностью (мониторинг);
    создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений и других правонарушений на определенной территории (объекте);
    участие в рамках своей компетенции в правовой пропаганде среди населения;
    организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению экономической безопасности;
    обмен информацией о криминогенных факторах с государственными правоохранительными и иными органами, общественными организациями, профессиональными союзами;
    разработка и реализация в пределах компетенции программ борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и других экономических правонарушений;
    криминологическая экспертиза проектов законодательных и нормативных актов.
    Меры индивидуального предупреждения экономических преступлений:
    - профилактическая беседа;
    - направление информации о причинах и условиях противоправного поведения;
    - наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена;
    - выявление и постановка на профилактический учет;
    - административный надзор.
    Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений:
    - обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
    - контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
    - применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
    - внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений;
    - внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер на реальное отбывание наказания;
    - изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений.
    Оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений:
    сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений;
    своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения;
    принятие исчерпывающих мер по розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.
    Организационные и иные меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений:
    - оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах;
    - накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;
    - проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел;
    - привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений;
    - осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в работе по предупреждению экономических преступлений;
    - инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;
    - организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.
    Организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.
    Реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции.
    Кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.
    Специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.
    Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с ДКО МВД России и отраслевыми главками Министерства по направлениям деятельности.
    Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений возлагается на научно-исследовательские и образовательные учреждения системы МВД России.
    В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности.
    Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Транскрипт

1 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В.А. Беседина На сегодняшний день мы видим, что стремительно увеличивается число краж, динамика экономических преступлений приобретает качественный характер, они становятся все сложнее и изощреннее. При существующей стратегии и уровне борьбы с экономическими преступлениями, скорее всего, нас ожидает разрастание организованной преступности, усиление ее попыток войти во власть, появление коррупционных слоев общества, постепенное криминальное разъедание общества изнутри, еще большая виктимилогизированность населения, его неспособность противостоять преступности. Все это приведет к затяжному экономическому кризису. Борьба с экономической преступностью выходит далеко за рамки правоохранительных мер. Она требует кардинального изменения подходов к экономической безопасности всего общества и единой программы экономической безопасности государства, в создании которой приняли бы участие экономисты, юристы, политики, криминологи, культурологи и другие специалисты. Кардинальное изменение стратегии заключается в приоритете предупредительных мер по сравнению с мерами правоохранительными, в изменении всего комплекса причин, вызывающих экономическую преступность от внедрения эффективной экономической концепции общества до экономической защиты конкретной фирмы, конкретного юридического и физического лица. Во-первых, обществу надо остановиться на той макроэкономической модели, которая позволила бы в наших условиях дать максимальное развитие экономики и создать благоприятную ситуацию для предупреждения экономических преступлений. До последнего времени в реальность нашего общества активно внедрялась макроэкономическая модель А.Смита. Она подразумевает самоуравновешивание спроса и предложения в рыночной экономике, саморегулирование рынка, невмешательство государства в рыночные отношения. Америка сумела воплотить данную концепцию в жизнь своего общества и в течение ряда десятилетий показать всему миру ее достоинства и недостатки. Внедрение данной концепции привело к спаду экономической деятельности государства, к экономической депрессии, к массовой безработице, к крушению всей банковской системы США. Надеется на то, что рынок сам себя урегулирует наивно и безосновательно. Роль регулятора стали играть крупнейшие монополии и криминальные силы. Фактически они стали рваться к власти в США. И только новый экономический курс Ф. Рузвельта на гибкую поддержку предпринимательской деятельности государством, мягкое регулирование экономики без намека на командную систему положил начало новой эре эре экономического расцвета США. Многие западные страны сегодня используют эту макроэкономическую модель для реализации интересов своей собственной экономической безопасности. К сожалению, мы воспользовались устаревшей макроэкономической моделью, использовав современную микроэкономическую модель с ее конкретными формами экономической деятельности. У нас, как и во всех современных государствах, существует предпринимательство, частная собственность, нормы права, дающие возможность проявления предпринимательской инициативы. Но сама макроэкономическая модель устарела и провоци- 69

2 рует любые злоупотребления в сфере экономики, создание монополий, процесс криминализации России особенно в сфере экономики. Во-вторых, корректировка экономического курса нацеливает нас и на корректировку правовой системы. Право является наиболее адекватной формой экономических отношений. Экономические отношения могут развиваться только в правовой форме. Любые социальные взаимосвязи, а тем более экономические отношения, должны быть выражены в нормативной форме. Вмешательство государства в данные отношения возможно лишь при условии, что посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон. Создание системы эффективной правовой защиты экономических интересов юридических и физических лиц в судебном процессе является важнейшей задачей государства на сегодняшний день. Не секрет, что многие арбитражные процессы затянуты. Арбитражные суды не имеют эффективных способов исполнения судебных решений. Существуют многочисленные уловки фирм, злоупотребляющих правом для ухода от ответственности. Не развит институт судебных исполнителей. Данная картина провоцирует обращение многих бизнесменов к криминальным структурам для разборки ситуации. В результате сами эти бизнесмены нередко оказываются жертвами тех криминальных структур, к чьей помощи они обратились. Возникает замкнутый круг усиления экономической преступности и преступлений против личности, провоцируемый слабостью нашей судебной системы. Поэтому важнейшим звеном экономической безопасности является совершенствование всей правовой системы и судебной системы, в частности. Важно, чтобы само законодательство не тормозило рыночные процессы и предпринимательство, а способствовало ему. Однако до сих пор еще не созданы механизмы налоговой и иной поддержки для начинающих предпринимателей, нет правовой защиты от волокиты и бюрократизма чиновников. Эта ситуация провоцирует процессы взяточничества и коррупции. В-третьих, экономическая безопасность России невозможна без целенаправленного воздействия общества на причины и условия преступности. Оно представляет собой многоуровневую систему государственных и общественных мер, которые направлены на устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий экономической преступности. Предупреждение экономической преступности включает в себя ряд мер воздействия на весь причинно факторный ее комплекс. Она включает в себя противодействие экономической преступности в полном объеме. Основные меры по противодействию экономической преступности: 1. Информационная деятельность о проявлениях экономической преступности, сбор банка данных относительно типичных схем преступных действий, результатов борьбы с нею. 2. Аналитическая деятельность по экономической преступности, криминологический прогноз ее развития. На основе таких прогнозов и строятся законопроекты. При этом необходимо учитывать реагирование преступности на принимаемые меры борьбы с нею. 3. Определение максимально эффективной стратегии по противодействию экономической преступности. Эта стратегия предусматривает приоритет предупредительных мер с помощью воздействия на причины и условия преступности по отношению к мерам привлечения к уголовной ответственности. 4. Дифференцированный подход к разным видам преступности. Особое место занимает организованная и профессиональная преступность. При правильной 70

3 стратегии наносится удар по самим организованным формированиям, их лидерам и по преступным капиталам. 5. Разработка тактики борьбы с отдельными видами экономических преступлений. Она является частью стратегии и учитывает ограниченность кадров, проблемы финансирования, технического оснащения, профессионального искусства представителей исполнительных органов. 6. Создание программы борьбы с экономической преступностью всего общества, всех его структур. Эта программа включает в себя цель, задачи, средства борьбы с экономической преступностью, этапы, исполнителей, характер ресурсного обеспечения этих средств 7. Законотворчество в целях предупреждения экономической преступности и борьбы с нею. 8. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с нею и для предупреждения экономической преступности. Статья 8 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации предусматривает координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, налоговой полиции, других правоохранительных органов. Высшим органом координации борьбы с преступностью является Совет Безопасности. Он определяет наиболее явственные внутренние и внешние угрозы обществу, организует подготовку целевых программ. 9. Организация научных исследований в борьбе с экономической преступностью. 10. Реализация основных методических принципов борьбы с преступностью: ограничение свободы только по фактам нарушения закона, обеспечение неотвратимости наказания, осуществление борьбы с экономической преступностью всем обществом, осуществление предупредительных мер в режиме законности, обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом, опережение преступности в техническом плане, сборе информации и в профессиональных знаниях, осуществление международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности. Осуществление мер экономической безопасности происходит на трех уровнях: 1. общегосударственном, 2. уровне предприятия, 3. личностном. Поэтому вопрос о степени вмешательства государства в рыночную экономику получает естественный ответ. Оно, прежде всего, устраняет те причины экономической преступности, которые само же и порождает. Этот причинный комплекс экономической преступности включает в себя политический блок, правовой, экономический, организационный, психологокультурологический, медицинский, технический. Политический комплекс причин экономической преступности выражается в следующих факторах: 1) нестабильности политического режима, 2) нестабильности уголовной политики, 3) коррумпированности государственной службы, 4) в отчуждении большей части населения от управления государственными делами, 5) в геополитической неустойчивости России, 71

4 6) в отчуждении населения от контроля над системой мер борьбы с преступностью, 7) в слабости социальной политики. Социальные меры предупреждения экономической преступности выражаются в следующих факторах: 1. Социальной политики благотворительности. 2. Социальной политики поддержки пенсионных фондов и иного пенсионного обеспечения. 3. Политике уменьшения степени дифференциации населения по уровню дохода. Социальные преобразования в России включают в себя изменение отношения общества к низшим слоям населения. Западные страны давно включили в систему борьбы с экономическими преступлениями поддержку необеспеченного населения. Ночлежки, бесплатное питание, бесплатная раздача поношенной одежды привычны для европейского образа жизни. Такие расходы на необеспеченных граждан с лихвой окупаются уменьшением краж и других видов экономических преступлений. У нас подобная социальная политика нуждается в материальной поддержке не только государственной, но и различных фондов. К сожалению, общий экономический кризис в стране не позволяет на сегодняшний момент организовывать в достаточной мере те благотворительные организации, которые могли бы помочь бедным людям. В то же время государство не поощряет в должной мере саму благотворительную деятельность, ограничивая ее различными условиями и количественно. Потому в России закон о благотворительности крайне необходим. Он нужен в первую очередь для предотвращения краж и других экономических преступлений, совершаемых малообеспеченным населением. В России большое количество пожилого населения. Именно оно становится объектом различного рода домогательств со стороны мошенников. Пожилые люди, застигнутые "врасплох" рыночной экономикой, не в состоянии приспособиться к ней. В результате они готовы поверить различным обещаниям фирмоднодневок, подписать контракт, не вникая в его суть. Вот тут их и ожидают различного рода аферисты, использующие слабость нашего законодательства и готовые нажиться за счет чужой беды и юридической безграмотности. Поэтому социальная политика поддержки пожилого населения, пенсионеров это значительный шаг в предупреждении экономической преступности. Поляризация доходов населения у нас чрезвычайно велика, ни в одной стране мира нет такой поляризации доходов как у нас. Этот факт приводит к практическому исчезновению среднего слоя, который представлен в западных странах в качестве основного. Такое положение ведет к социально нестабильной ситуации и появлению значительного числа лиц, недовольных своим социальным положением. Это увеличивает возможность социального взрыва, провоцирует криминализацию общества и увеличение экономической преступности. Политические меры предупреждения экономической преступности: 1. Борьба с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти. 2. Приход к власти сильной партии или создание двух-трехпартийной системы, которая гарантировала бы курс на построение правового государства, развитие демократических реформ в стране, экономическую мощь России. 3. Выработка государственной стратегии борьбы с преступностью при условии межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. 72

5 В каждой западной стране существует своя двух-трехпартийная система. А там, где число партий практически неограниченно, как правило, существуют лидирующие партии, которые занимают ведущее положение в парламенте. Мы находимся в ситуации, когда сам факт возникновения в качестве лидирующей ранее никому не известной партии воспринимается обществом как норма. Норма потому, что население чаще ориентируется не на программу партий и даже не на их имидж, а на харизматических лидеров. Хотелось бы, чтобы ведущие политические силы в России, наконец, полностью определились и стабилизировались. Первая задача наших политиков, желающих создать сильное демократическое правовое государство и обеспечить экономическую безопасность нашей страны, создать в ней стабильную власть. Экономический комплекс причин преступности обусловлен в целом тем экономическим кризисом, в котором находится наша страна. Он реализуется в следующих факторах: 1. Объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями общества. 2. Неумение правительства и Госдумы своевременно выбрать и применить наиболее оптимальную для России экономическую концепцию рыночной экономики. 3. Низкий уровень жизни большинства населения. 4. Поляризация населения по уровню доходов. 5. Безработица. 6. Криминализация экономической деятельности. 7. Экономическая необеспеченность приоритета предупреждения преступления перед применением мер уголовной ответственности. К сожалению, все эти факторы действуют одновременно и приводят страну к катастрофическим последствиям. Экономические причины ведут к глубокой дестабилизации общества, к росту экономических преступлений. Одна из важных причин экономической преступности, которая более подробно была рассмотрена выше, это экономическая дестабилизация в стране, вызванная применением устаревшей модели рыночной экономики А.Смита. Многие развитые страны отказались от нее. Однако мы предпочли модель неуправляемой дикой рыночной экономики, при которой происходит саморегулирование рынка. В результате криминализация экономики, расцвет монополий, экономическая депрессия и экономический кризис. Отсутствие средств к существованию, естественно, толкает безработных граждан на противоправные поступки. Достаточно сказать, что по данным судебной статистики, основной портрет преступника это лицо без определенных средств к существованию. Экономические меры предупреждения преступности: 1. Обеспечение приоритета легальной экономической деятельности, 2. Внедрение макроэкономической модели, наиболее соответствующей России это модели с механизмами гибкой поддержки государства основных институтов рыночной экономики. 3. Помощь государства в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности. 4. Борьба с безработицей. 5. Компенсирование жертвам экономических преступлений наносимого им ущерба. 73

6 6. Обеспечение прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения. 7. Стабилизация экономики. 8. Материальное обеспечение правоохранительных органов. Экономические факторы играют важнейшую роль в предупреждении экономических преступлений. Мы не можем существовать без развитой экономики. Материальное обеспечение является основой жизни цивилизации. Поэтому так важно, чтобы демократическое общество создавалась не в условиях нищеты, а условиях постепенной стабилизации жизнедеятельности общества. Среди факторов весьма важным является фактор поддержки предпринимательства со стороны государства. Пока что мы не имеем картины такой поддержки. Предприниматель предоставлен сам себе. Он вынужден создавать собственную систему защиты. Он, честно выплачивая налоги, оказывается в весьма затруднительном положении. Он не может в той степени, как ему хотелось бы, выделить средства на благотворительность. Он даже в самом начале своего существования не имеет тех льгот, которые имеют предприниматели других стран, которые освобождены от налогов в течение определенного срока. Предпринимательство воспринимается населением без должного понимания и принятия этого явления. Многие живут еще по старинке, не спеша проявлять инициативу, настороженно относясь к тем, кто решается на инициативу в бизнесе. Экономические преступления совершаются чаще всего именно по отношению к добросовестным предпринимателям, которые надеются на честность своего делового партнера и цивилизованные рыночные отношения. Защитить их задача государства. В частности, это возможно, если субъектам предпринимательской деятельности физическим лицам будут даны соответствующие знания с помощью государства. Например, можно организовать для них курсы по проблемам безопасности предпринимательства с помощью преподавателей органов МВД. Правовой комплекс причин преступности представлен такими явлениями как: 1) нестабильность законодательства, его неопределенность, 2) неправомерное лоббирование, 3) законодательная недооценка общественной опасности отдельных видов преступлений, например, коммерческого подкупа, 4) приоритет правоприменения над мерами законодательного характера, правоохранительных мер над предупредительными, 5) слабость института судебных исполнителей, 6) фактическое отсутствие института защиты свидетелей. Неправомерное лоббирование, например, возникает благодаря неустойчивой политики и благодаря введению в обиход общественных норм, порожденных стихийным регулированием рынка, где побеждает сильнейший, ориентируясь только на свои потребности. До сих пор мы не видим программы борьбы с экономической преступностью. Слова борьба с коррупцией, взяточничеством стали привычными для лексикона высшего руководства, собирающегося поднять свой имидж. Однако, например, руководители коммерческих структур, берущие взятки и привлекаемые по ст.204 УК РФ, фактически выведены из-под уголовной ответственности, так как возбудить уголовное дело возможно лишь по заявлению самой коммерческой организации (ст. 27 УПК РФ). Высокая латентность экономических преступлений объясняется сложностью их раскрываемости и доказательства умысла. Пока не создана система защиты свидетелей, в условиях криминализации бизнеса добраться 74

7 до субъектов экономических преступлений достаточно сложно. А подчас это невыполнимая задача. Экономическая безопасность общества обеспечивается на трех основных уровнях: социальном, конкретного предприятия, личностном. На социальном уровне важно включение в жизнь общества наиболее современной модели рыночной экономики, а также включение всех рычагов, которые способны нейтрализовать различные причинные факторы преступности, находящиеся на уровне общественной жизнедеятельности. Обеспечение экономической безопасности на уровне конкретного предприятия важно осуществить таким образом, чтобы предприниматели и бизнесмены могли создавать свои системы безопасности, которые бы тесно сотрудничали с правоохранительными органами. Личностный уровень подразумевает уменьшение виктимологизированности населения и выработку нового правого сознания и правовой экономической культуры законопослушных граждан в целях охраны их интересов от преступников и недобросовестных конкурентов. Одна из важнейших идеи нашей статьи необходимость перехода к новой макромодели общества. В условиях ее функционирования государство обеспечивает внешнюю и внутреннюю защиту рыночной экономики, обеспечивает единство общества и его относительную стабильность. Само государство выступает в качестве субъекта экономических и правовых отношений, реализуя определенные экономические функции, которые обеспечивали бы экономическую безопасность страны. Например, именно оно вправе включить в бюджет расходы на предупреждение экономической преступности и обеспечить приоритет предупредительных мер над правоохранительными. В ХХI столетии международное сообщество уже разработало определенные подходы к рыночной экономике и экономической безопасности общества. Наша задача использовать их с максимальным учетом специфики России, ее особенностей. 75


УКАЗ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010-2011 ГОДЫ" Указ (в ред. Указа Президента

Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы (В редакции указов Президента Российской Федерации

П.А. Карелов руководитель ст. преп. Д.Б. Раднаев Организованная преступность Для России в настоящее время одна из наиболее серьёзных внутренних угроз национальной безопасности и социально-экономической

Симпозиум 5. Современные проблемы правового обеспечения функционирования российской государственности Секция 1. Современные проблемы конституционного строительства России (кафедра конституционного права

Государственная стратегия в противодействии коррупции Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Не

Ярушин Максим Алексеевич магистрант ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина» г. Челябинск, Челябинская область КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАНТ ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КОРРУПЦИЯ препятствие стабильности, росту и конкурентоспособности экономики Нарушение антикоррупционного законодательства имеет серьезные последствия для

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И.Р. Веренчиков Практика убеждает, что возможности уголовного наказания как регулятора человеческого поведения принципиально

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ 1 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ Право на жизнь в обществе, свободном от коррупции, является одним из фундаментальных прав современного человека. Коррупция в нашей стране стала серьезной угрозой

ПОНЯТИЕ «КОРРУПЦИЯ», ЕЁ ВИДЫ И СУЩНОСТЬ Коррупция это сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать до настоящего времени. Различные трактовки понятия коррупции:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 сентября 2009 г. 263 г. Сыктывкар Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике (2010

130 Н.В. Довголюк Коррупция в деятельности субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков: уголовно-правовой и криминологический анализ С катастрофической скоростью наркотики распространяются

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ А.И. Юсупова Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Уфа, Россия [email protected] В современном мире проблема

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка До недавнего времени исследованию организованной преступности в криминологии и уголовном праве уделялось недостаточного внимания. В нынешних

Лист 1 из 15 Лист 2 из 15 Вариант1. Тестовые задания 1. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом а) эволюционного развития общественных отношений; б) революционных

Дмитрий Терехов консультант МОО «АКБ» по экономической безопасности (Тверь, Россия) Система корпоративной безопасность предприятия это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних

О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата Указ Президента Республики

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О противодействии коррупции в Республике Крым Принят Государственным Советом Республики Крым 9 июля 2014 года Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные направления и формы

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация рабочей программы учебного плана по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности Б1.В.ДВ.01.02 «Экономическая безопасность» (составитель аннотации - кафедра гуманитарных

Закон Самарской области от 10.03.2009 23-ГД О противодействии коррупции в Самарской области Принят Самарской Губернской Думой 24 февраля 2009 года Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные

Неофициальный перевод Указ Президента Украины О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2008 "О состоянии противодействия коррупции в Украине" Согласно статье 107 Конституции

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Гетман Илья Борисович Старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права Омской академии

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Бабук Виталий Геннадьевич МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

О сотрудничестве в сфере экспертно-аналитического обеспечения экономической безопасности региона 1 Современная действительность такова, что в основе эффективного управления регионом должна лежать эффективная

Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму на территории Архангельской области На протяжении последних двадцати лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистким

О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ В КАЧКАНАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Социологический опрос уровня восприятия коррупции в Качканарском городском округе проводился в период с

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АДМИНИСТРАЦИЯ КАРДОНИКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21.03.2014г. ст. Кардоникская 24 О муниципальной программе

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Р.Э.Аветисов, Ш.В.Маргарян Научный руководитель: к.ф.н., доцент кафедры философии В.В.Памятушева Финансовый университет при Правительстве Российской

Амбарцумов Аркадий Леонидович студент Гуманитарный институт ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Ставропольский край ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. МЕРЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Закон Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области" Принят постановлением Самарской Губернской Думы от 24 февраля 2009 г. N 975 Настоящий Закон определяет

Приложение 1 к Постановлению Главы Крутинского муниципального района Омской области 870 от 01.12.2011 г. Долгосрочная целевая программа Крутинского муниципального района «Профилактика правонарушений и

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по специальности 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская

ЧОУ ВО «Владикавказский институт управления» Приемная комиссия Утверждаю Ректор И.Д.Цопанов 28 сентября 2017 г. Программа по обществознанию Содержание программы Общество Общество как сложная динамическая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Доклад Проблемы реализации антикоррупционных мер в Республике Коми Коррупция представляет серьезную проблему в области функционирования государственного аппарата, противоречит принципам демократии и законности,

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА 2016-2017 ГОД направление 080100.68-«Экономика» программа «Экономическая безопасность» 1. Понятие «экономическая безопасность»: определение,

Программах для автомобилистов (например, репортаж в передачах «Колеса» на ОТВ, «Автоэлита» на АТН, «В мире дорог» на 10 канале). Таким образом, организация может решить свою проблему и в дальнейшем успешно

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 103 г. Липецка ПРИКАЗ 05.09.2014 66/1 Об утверждении Положения и Плана мероприятий по противодействию коррупции в ДОУ

УДК 504 А.Г. Качина СГГА, Новосибирск РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Природные ресурсы важнейший фактор, без которого невозможно существование человеческого общества.

Кабанов Павел Александрович доктор юридических наук, г.казань e-mail: [email protected] Виктимологический мониторинг статистических показателей коррупционной преступности в республике Беларусь В работе

Организация Объединенных Наций CAC/COSP/2015/L.11/Rev.2 Конференция государств участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции Distr.: Limited 6 November 2015 Russian Original: English

Содержание программы: 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2) Содержание учебного предмета. 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УДК 343.9.018: 323.22-053.6 И. В. Макогон, доцент кафедры предварительного расследования УНК по ПС в ОВД Волгоградской академии

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Экономика ЭКОНОМИКА Ковалева Светлана Александровна канд. экон. наук, докторант ФГБОУ ВПО «Госуниверситет УНПК» г. Орел, Орловская область РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

Основные проблемы и перспективы государственной поддержки экспорта в России Исаченко Т.М., МГИМО (Университет) МОТИВАЦИЯ n Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного

Для открытия и ведения собственного бизнеса. Регистрация самозанятости (покупка патента на самозанятость) без постановки на учет в качестве безработных простимулирует как предпринимательскую активность

Экономика ЭКОНОМИКА Воронина Светлана Игоревна магистрант Ломов Евгений Евгеньевич канд. экон. наук, доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» г. Москва АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК

Комплексная безопасность предприятия На сегодняшний момент ни одна компания не застрахована от различного вида угроз, которые способны нанести бизнесу существенный урон. Система безопасности предприятия

"Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

ACN Cеть по борьбе с коррупцией в Восточной Европе и Центральной Азии Отдел по борьбе с коррупцией Директорат по Финансам и Предпринимательству Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OЭСР)

С. С. Боголюбский *1 Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности Для криминологического анализа наиболее достоверным источником информации, позволяющим

Кто такой белорусский предприниматель Мария Акулова Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) 30 ноября 2012 Важность предпринимательства Повышает конкурентоспособность Стимулирует

Экономический анализ коррупции в России Коррупция (от лат. corrumpere «растлевать») термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной

«Проблемы методологии современной экономической науки и ее практических аспектов в сфере конкурентной и промышленной политики». Конкуренция и проблемы взаимодействия рынка и государства 15 марта 2016 года.

УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Белозерова В. А. Научный руководитель к.э.н., доцент Ерошкин С.Ю. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

УДК 336.02 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аллахверанов С. К. студент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия Аннотация Статья посвящена исследованию