Примеры поддержания общественного порядка. О соблюдении общественного порядка на территории челябинской области

Общественный порядок составляют фактически складывающиеся общественные отношения, которые могут иметь как правовой, так и не правовой характер. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в конечном итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

Правопорядок – это составная часть общественного порядка - итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. Таким образом, правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений зиждется на системе основополагающих начал, т.е. принципов.

К принципам правопорядка можно отнести:

    Формальная определенность . Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

    Системность . Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

    Государственная гарантированность . Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

    Устойчивость . Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

    Единство . Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

3. Роль ОВД в обеспечении законности

и правопорядка.

Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка определяется, прежде всего, особенностями реализуемой ими правоохранительной функции, а так же спецификой возложенных на них государством задач, обусловленных рассмотренными выше юридическими гарантиями законности. К числу таких задач, в первую очередь, следует отнести:

    обеспечение личной безопасности граждан;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    раскрытие преступлений;

    охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

    оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В целях реализации правоохранительной функции, обеспечения законности и правопорядка ОВД осуществляют ряд мер, которые являются юридическими гарантиями законности и правопорядка. К числу таких мер следует отнести:

    Меры выявления (обнаружения) нарушений законности и правопорядка;

    Меры по предупреждению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по пресечению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по защите и восстановлению нарушенных прав, по устранению последствий правонарушений;

    Меры по привлечению к юридической ответственности нарушителей законности и правопорядка;

    Меры процессуального характера.

Кроме того, следует отметить участие органов внутренних дел в реализации организационных гарантий законности и правопорядка. К ним относятся мероприятия организационного характера, обеспечивающие состояние законности и правопорядка. К числу таких мер относится, например, кадровая работа, образование в системе МВД специальных подразделений по борьбе с коррупцией и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте понятие законности.

    Перечислите основные признаки законности.

    В чем выражаются гарантии законности?

    Может ли право на необходимую оборону рассматриваться в качестве юридической гарантии законности?

    Сформулируйте определение общественного порядка.

    Как соотносятся понятия «законность», «правопорядок» и «общественный порядок»?

    В чем на Ваш взгляд заключается специфика правопорядка сложившегося в условиях современной России?

    Охарактеризуйте роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка.

Учебная литература:

    Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С.178 – 181.

    Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.62 – 64.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.206 – 210.

Дополнительная литература:

    Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998.

    Лисюткин А.Б. К понятию законности // Государство им право. 1994. №3.

    Матузов Н.И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

    Правовой режим законности: вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 15 февраля 2001г. Под общ. Ред. Д.И. Луковской. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001.

    Ромашов Р.А. Сальников В.П. Теоретическая модель законности (проблемы формирования в современной России) // Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции. 23 – 24 мая 1996 г. Ч.3/ Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.

В гражданском обществе давно установились морально-этические нормы, которые предопределяют поведение человека. Если гражданин нарушает эти правила любым способом, ему грозит ответственность за нарушение общественного порядка. Наказание может быть административным и уголовным, в зависимости от тяжести совершенного проступка и последствий, которые влечет за собой это деяние.

Если речь идет о грубом нарушении правопорядка, виновные будут отвечать по УК РФ «Хулиганство». Незначительные нарушения общественного порядка попадают под действие Административного кодекса. Попробуем разобраться, где проходит грань между хулиганством и мелкими правонарушениями общественного порядка.

Что считается общественным порядком

Если обратиться к сухим юридическим терминам, под определением общественного порядка подразумевается устоявшаяся система взаимоотношений между людьми, что обеспечивает им условия комфортного проживания. Эти нормы поведения регулируются действующим законодательством, местными обычаями и национальными традициями.

В целом, это довольно сложная система, регулирующая нормы общежития. Контроль за соблюдением устоявшихся принципов возлагается на правоохранительные органы, которые обязаны пресекать любое недостойное поведение, способное оскорбить чувства окружающих. Разумеется, что система возможна только при мирном сосуществовании гражданского общества, определяя границы допустимого поведения для всех его членов.

Что относится к нарушению

Нарушение общественного порядка в общественных местах - это любое действие, способное оскорбить чувства окружающих. Сюда можно отнести нецензурную брань, неприемлемое поведение в общественном транспорте, драки, оскорбление чувств верующих.

Добавим, что нарушить общественный порядок можно не намерено, что в принципе не подлежит уголовной ответственности, и в таких случаях обычно ограничиваются профилактической беседой с нарушителем. Это возможно при условии, что у человека отсутствует злой умысел.

Если противоправное действие совершается намеренно - это уже социально опасное явление, способное не только оскорбить чувства людей, но и привести к более тяжёлым последствиям.

Особенности

Нарушения могут встречаться везде, охватывая практически все сферы общественной деятельности. Нецензурная брань на улице, завуалированные оскорбления в различных учреждениях, хамство в общественном транспорте.

Это часто встречающиеся, но далеко не единственные проявления хулиганства. Все нарушения общественного порядка объединяет одна особенность: вне зависимости от степени тяжести, эти противоправные действия всегда направлены на оскорбление чувств окружающих и противоречат общепринятым нормам поведения.

При этом неважно, в чём проявляется хулиганство: в осквернении памятников или намеренном оскорблении случайного прохожего.

Ключевые понятия

В многополярном обществе, где проживают представители различных национальностей и религиозных конфессий, понятие общественного правопорядка может выглядеть весьма расплывчато. Особенно, если каждая социальная группа руководствуется в определении норм общежития личными традициями.

Например, для представителей мусульманской общины может считаться нормальным забой скота на улице к религиозному празднику, однако, такое действие будет неприемлемо для последователей православия или иудаизма.

Поэтому в таких государствах, нормы общественного поведения регулируются на законодательном уровне. Нормативно-правовые акты не налагают запрета на культовые или религиозные обряды, но требуют их проведения внутри своей социально-этнической группы.

В целом, нарушение общественного порядка выражается не только в противоправных действиях, направленных на конкретный объект. Здесь учитывается и опосредованное влияние, когда остальные члены общества вынуждены слушать или наблюдать за неприятными для себя действиями.

Важно! Общей характерной чертой хулиганства является его опасность для всех участников гражданского общества, что представляет прямую угрозу национальной безопасности.

Категории противоправных действий

Непосредственную социальную опасность представляют следующие правонарушения:

  • хулиганство - открытое презрение к нормам общественного поведения, законам, гражданам;
  • массовые беспорядки - неадекватное поведение больших групп людей, действия которых координируется злоумышленниками;
  • пропаганда - намеренное искажение информации с целью получения определенных выгод;
  • вандализм - намеренное осквернение зданий, памятников, объектов культурного и исторического наследия;
  • насилие над животными - издевательства над животными, совершаемые людьми с выраженными садистскими наклонностями.

Все перечисленные действия предполагают для виновных уголовную либо административную ответственность.

Состав преступления


Согласно Конституции России, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность и личную свободу. Любые проявления мелкого хулиганства нарушают эти права. В частности, нарушитель мешает нормально жить другим членам общества, попирая их нравственные принципы.

Поэтому практически все случаи хулиганства имеют злой умысел, что является составом преступления. Ответственность за эти злодеяния определяется степенью социальной опасности, которое повлекло за собой противоправное действие. Сюда можно отнести место, способ и характер совершения противоправных действий.

Классификация

Классифицироваться хулиганство может несколькими категориями, которые являются объективной стороной правонарушения. Например:

  1. оскорбления - обычно это нецензурные высказывания в адрес одного или нескольких лиц, что является непосредственным выказыванием неуважения к обществу в целом;
  2. оскорбление действием - сюда можно причислить хватание за части тела или одежду, что является унижением чести и достоинства;
  3. оскорбительные надписи в общественных местах - это проявления вандализма, которые не только негативно влияют на чувства окружающих, но и несут прямую угрозу культурному наследию;
  4. выбрасывание предметов из окна квартиры - классифицируется, как мелкое хулиганство, но может причинить непоправимый вред здоровью граждан.
Важно! Если оскорбление происходит внутри определённой группы людей, и спровоцировано непосредственно её участниками, действие не классифицируется в качестве хулиганства.

Признаки преступления

Сюда относятся такие факторы:

  • недостойное поведение в общественном месте;
  • проявление неуважение к одному или нескольким людям;
  • бросание предметов в сторону других людей;
  • приставание с неприличными предложениями;
  • намеренная порча чужого имущества.

При составлении протокола о совершенном правонарушении обязательно учитываются время и место событий.

Разница между хулиганством и мелким хулиганством


К мелкому хулиганству можно причислить все перечисленные выше действия, и виновные в их совершении подлежат административной ответственности.

Хулиганство подразумевает уже уголовное наказание, и может выражаться следующими действиями:

  • намеренный срыв работы общественного транспорта или учреждения;
  • избиение;
  • причинение вреда здоровью.

По сути, это оскорбляющие чувства других людей действия, совершенные с особым цинизмом и повлекшие тяжкие последствия.

С использованием оружия

Иногда хулиганские действия могут совершаться с применением оружия. Сюда относится травматическое и огнестрельное оружие, а также иные предметы, способные причинить телесные повреждения: камни, палки, осколки стекла, бейсбольные биты. Здесь есть один нюанс. Согласно действующему законодательству, хулиганство с применением оружия подразумевает непосредственное его использование против человека или чужого имущества.

Следовательно, если нарушитель просто держит в руке пистолет, не направляя его на окружающих, т.е. не выказывает намерений его применения, он не подлежит уголовной ответственности. Здесь противоправные действия будут квалифицироваться, как мелкое хулиганство.

Однако если у человека нет разрешения на указанный пистолет, ему будет вменена статья за незаконное хранение оружия.

Важно! Если нарушитель не использует оружие, а натравливает на людей собаку, это также попадает под действие : применение опасных предметов, поэтому является уголовно-наказуемым деянием.

Национальные, расовые и религиозные мотивы


Сюда относятся любые хулиганские действия, имеющие расовую либо политическую подоплеку. Эта проблема широко распространена в мегаполисах с многонациональным населением и южных регионах страны. Однако здесь важно доказать истинный мотив противоправных действий.

Например, граждане славянской национальности отпускают нецензурные оскорбления в адрес выходцев с Кавказа, намеренно толкая последних, провоцируя на конфликт.

Хулиганство на транспорте

Сюда относятся любые действия, оскорбляющие достоинство других пассажиров и мешающие работе общественного транспорта. Здесь подразумевается хулиганство на:

  • судах морского и речного транспорта;
  • воздушных путях сообщения;
  • железнодорожном сообщении, включая линии метрополитена;
  • общегородском транспорте.

В большинстве случаев, за такие деяния предусматривается административная ответственность.

Наказание за хулиганство по КоАП

Если действия обвиняемого классифицируются как мелкое хулиганство, ему грозит административная ответственность . Виновный может быть оштрафован на 2 500 рублей или приговаривается к содержанию под стражей на срок до 15 суток.

Уголовная ответственность


В случаях, когда действия обвиняемого классифицируются как хулиганство, в действие вступает РФ. Здесь за нарушение общественного порядка налагается до полумиллиона рублей, до 480 часов принудительных работ или тюремное заключение до 5 лет.

Если правонарушение совершается организованной группой либо усугубляется сопротивлением представителю власти, штраф увеличивается до 1 000 000 рублей, назначенный срок заключения возрастает до 7 лет.

В случаях, когда хулиганские деяния совершаются с применением взрывчатых веществ, обвиняемому грозит тюремное заключение сроком 5-8 лет.

Новое в законодательстве

Начиная с апреля 2017 года в Уголовном кодексе появилась , которая ужесточает ответственность за хулиганские действия на транспорте. Под действие статьи попадают любые хулиганские намерения, которые могут угрожать безопасности транспортного средства.

Примечательно, что теперь обвиняемым необязательно находиться внутри транспортного средства. Статья распространяется на хулиганов, слепящих пилотов; зацеперов, мешающих движению пригородных электричек; граждан, бьющих стекла в поездах из хулиганских побуждений.

Виновные в этих правонарушениях наказываются штрафом до 300 000 рублей, могут отправиться в тюрьму на 2 года.

Скачать для просмотра и печати:

Юридическая практика

Если обратиться к статистике судебных заседаний, наиболее распространенными проявлениями хулиганства в общественных местах является вандализм и нецензурная брань. При этом противоправные действия обычно совершаются компаниями подростков. Это мелкое хулиганство, которое наказывается административным штрафом

Если рассматривать более крупные правонарушения, то здесь участились случаи хулиганства на борту самолёта. Однако учитывая изменения в действующем законодательстве и ужесточение мер ответственности, можно предположить, что кривая таких преступлений пойдёт на спад.

  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями

К наиболее общим объектам административной деятельности органов внутренних дел относятся безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность.

В Конституции Российской Федерации отражены различные виды безопасности:

  1. правовая (юридическая), физическая безопасность личности (ст. 20-23 Конституции РФ), информационная безопасность личности (ст. 24, 29 Конституции РФ), экономическая безопасность личности (ст. 34, 35 и 36 Конституции РФ) и т.д.;
  2. безопасность личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ);
  3. безопасность общества (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
  4. безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 5, ст. 71 Конституции РФ).

Безопасность личности . Анализ различных видов безопасности личности, обозначенных в Конституции Российской Федерации, свидетельствует, что безопасность личности - понятие комплексное, отражающее различные стороны жизни и деятельности человека. Наиболее широкая интегральная основа юридической безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства 1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». .

На полицию возложена задача защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Фактически в этой задаче отражены основные жизненно важные интересы, под которыми понимаются жизнь и здоровье. Таким образом, можно утверждать, что

Личная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Общественный порядок

Общественный порядок - это регламентируемая социальными нормами система общественных отношений, складывающаяся в общественных местах в процессе общения людей, неприкосновенность которой гарантирована государством.

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации 2 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: Моск. акад. МВД России: Щит-М, 2000. С. 24. . Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Значительную роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка отведена нормам законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка. Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся в административном, уголовном и ином законодательстве. Кроме того, они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в законах и иных актах представительной и исполнительной власти субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления.

Отношения в сфере общественного порядка регулируются также общепринятыми в обществе нормами морали, традициями, обычаями и т.д. Они являются важным средством профилактики антиобщественного поведения граждан.

Общественная безопасность . Общественный порядок неразрывно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью. Государство рассматривается гарантом безопасности личности и общества. Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества. Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяет социальный характер государства, которое должно заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества с помощью права.

Общественная безопасность обеспечивается органами государственной власти, при этом значительную часть функций по ее обеспечению государство делегирует органам внутренних дел, полиции. К общественной безопасности, как правило, относят общественные отношения, связанные с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при их неправильном использовании. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением определенных правил, обеспечивающих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Необходимо отметить, что понятие «общественная безопасность» законодательно не определено. В современном российском законодательстве термин «общественная безопасность» употребляется как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности органов исполнительной власти. Ряд ученых отмечают, что общественная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности, ее «призваны обеспечивать органы государства (прежде всего, полиция, внутренние войска, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), а также органы местного самоуправления, общественные организации и движения» 3 Босхамджиева Н.А. Вопросы понятия «общественная безопасность»: зарубежный опыт // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 27-29: Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 69-70: и др. .

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь, которая выражается в том, что укрепление общественного порядка способствует повышению уровня общественной безопасности. Кроме того, общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны с другими социально-правовыми категориями, такими как правопорядок, государственный порядок, благоустройство.

Взаимосвязь общественного порядка, общественной безопасности и правопорядка выражается в том, что правопорядок охватывает только ту часть общественных отношений, которая регулируется нормами права. Таким образом, общественные отношения, регулируемые нормами морали, нравственности, традициями и обычаями, находятся за пределами сферы правопорядка. Вместе с тем многие правоотношения выходят за рамки общественного порядка. Правопорядок составляет основу общественного порядка, так как государство при помощи права регулирует основные отношения в сфере общественного порядка. Отношения в сфере общественной безопасности регулируются нормами права, таким образом, можно утверждать, что общественная безопасность является элементом правопорядка.

Государственный порядок составляет основу общественного порядка, определяет его сущность и содержание. Вместе с тем он не охватывает всей сферы общественного порядка.

Общественное благоустройство, под которым понимается рациональная планировка населенных пунктов, общественных мест, их обустройство, существенно влияет на состояние общественного порядка и общественной безопасности, однако в отличие от них сфера благоустройства включает в себя отношения людей к материальным ценностям окружающей среды.

Разграничение общественного порядка и общественной безопасности с другими социально-правовыми категориями позволяет оптимально определить компетенции правоохранительных и иных органов.

Введение 2

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности 3

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. 6

Задача 23

Заключение 25

Литература 26

Введение

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения обще-ственного порядка и общественной безопасности, в борьбе с пре-ступностью занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ.

Закон «О милиции 1 » от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государст-венных органов исполнительной власти и призвана проводить за-коны в жизнь, т.е. организовать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, ин-тересов общества и государства от преступных и иных противо-правных посягательств.

В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, со-циальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод чело-века и гражданина.

В то же время милиция является составной частью государст-венной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечи-вать реализацию правил оборота гражданского и служебного огне-стрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражда-нам заграничных паспортов.

Наряду с назначением и целями милицию характеризуют сред-ства, которые она использует для достижения поставленных целей. Этими средствами являются непосредственное принужде-ние, сила, причем в широком смысле — от простого прикосновения до насильственного лишения жизни (применения оружия). Предо-ставленное милиции ст. 1 Закона «О милиции» право применять силу для достижения законных целей — ее главная отличительная особенность, позволяющая милиции занять особое место в государ-ственной системе правоохраны.

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности

Правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений Правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Основу общественного порядка составляют отношения, склады-вающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха. 2

При этом общественные места можно отнести к трем категори-ям:

1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) обществен-ные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные меро-приятия, и т.д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы не-юридического характера (нормы морали, обычаи, правила культу-ры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязатель-ные правила поведения, вводятся запреты на совершение опреде-ленных действий, устанавливается ответственность за правонару-шения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и ме-тоды деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного по-рядка.

Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспече-ние условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого досто-инства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с пра-вовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышен-ную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера. 3

Состояние угрозы общественной безопасности может возни-кать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомо-бильного, железнодорожного и других видов транспорта, ведения строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодей-ствующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цвет-ного копирования, компьютерными системами и другими предме-тами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного поряд-ка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядоче-нию движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы обще-ственной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных об-стоятельствах.

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной влас-ти, в том числе милиции, налоговой полиции, других правоохра-нительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относится незакон-ная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изу-верских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др. 4

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправ-ных транспортных средств, управление транспортными средства-ми в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищен-ность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое рас-пространение.

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Глава 20. КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данный правонарушений является общественный порядок и общественная безопасность.

Рассмотрим классификацию данных правонарушений.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность. 5

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции - нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами "или другие действия".

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Указанные термины означают:

    "митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспорантов и иных наглядных средств;

    "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

    Порядок организации и проведения вышеназванных публичных мероприятий установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" и носит уведомительный характер.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций. 6

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.общественного порядка; Обеспечение личной безопасности клиентов и персонала объекта... перечень внутренних нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения безопасности и защиты информации; обеспечивает строгое...

  • Законность, правопорядок и общественный порядок

    Закон >> Государство и право

    Со­циальную защищенность всех слоев общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью... общественные движения. 3.Общественный порядок Говоря о законности и правопорядке, нельзя не упомянуть общественный порядок , который регулирует общественные ...

  • Безопасность полетов

    Курсовая работа >> Военная кафедра

    Делу укрепления доверия общественности к авиации. Безопасность движения самолетов на... радиолокационных станций ПВО. а) Порядок использования радиолокационных средств ПВО. ... имеющимися техническими средствами. г) Порядок обслуживания. Если пилоту самолета" ...

  • Общественно -историческая ценность государства и права

    Реферат >> Государство и право

    Органы (милиция, прокуратура, служба национальной безопасности ).д) Армия. 3. Наличие налоговой системы. 4. Суверенитет... государство. Правовым государством называют такой общественный порядок , при котором осуществляется несколько основополагающих...