Право убежища: понятие, виды. Право убежища: понятие, элементы и основания предоставления Какие виды убежища выделяют в международном праве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов

Кафедра теории государства и права и конституционного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция

Институт права убежища в международном праве

З.Р. Гайсина

Руководитель

канд. пед. наук, доцент

Н.А. Кучуб

Оренбург 2015

Аннотация

Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Институт права убежища в международном праве». В работе рассматриваются история развития права убежища, его понятие; акцентируется внимание на классификации его форм и их содержании. Анализируются международные и российские нормативно-правовые акты, сложившаяся практика, отражающие процесс возникновения, развития и функционирования института права убежища. Большое место в работе уделено правовому закреплению права убежища в Российской Федерации и подробно описываются ограничения правового статуса личности, связанные с реализацией права убежища в Российской Федерации. Главное внимание обращается на то, что в доктрине международного права недостаточно разработана данная тема и объясняется это тем, что исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище, поэтому работа представляет научную и практическую значимость.

Введение

1.История развития и правовая природа права убежища

1.1История развития права убежища

1.2 Понятие права убежища, его формы и содержание

2. Современное состояние права убежища в Российской Федерации

2.1 Правовое закрепление права убежища в Российской Федерации

2.2 Ограничения правового статуса личности, связанные с реализацией права убежища в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что она раскрывает вопросы, связанные с предоставлением убежища, способствует объективному и более глубокому пониманию особенностей функционирования института права убежища на современном этапе существования российского общества и может оказать влияние на его дальнейшее развитие.

Право убежища - одно из старейших и получивших широкое распространение прав, возникновение которого в государствах древнего Востока ориентировочно датируется XX - XVIII вв. до нашей эры. В Древней Руси к середине XI в. сложилась практика предоставления убежища. Сформировавшиеся с целью регулирования данных явлений правила поведения постепенно прочно вошли в общественную и каноническую практику и не требовали какой-либо правовой регламентации. Предоставление убежища регулировалось индивидуальными актами.

Сложившаяся практика предоставления убежища впервые получила правовое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г. За 1922 - 1932 гг. правом убежища в СССР воспользовались 6 935 иностранных граждан, большинству из которых было предоставлено политическое убежище.

В XX в. практически все страны, гарантируя соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, в том или ином виде провозгласили право убежища. Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано «... каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Изменение политического режима в России в 90-е г. XX в., признание принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, процессы глобализации и интеграции затронули такие важнейшие вопросы, как обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Происходящие в России глубокие концептуальные преобразования потребовали критического переосмысления и выработки нового подхода в отношении функционирования института права убежища. В 1992 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. и Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев. В 1993 г. право убежища получило закрепление в ст. 63, 89 Конституции России. «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Действующими нормативно-правовыми актами на территории Российской Федерации определены три формы убежища: предоставление временного убежища, предоставление политического убежища и признание беженцем.

В 2014 году за убежищем в Российской Федерации обратилось 267764 выходцев из 48 государств. Предоставлено временное убежище 250064 чел. По состоянию на 01.07.2015 г. За временным убежищем обратились 99282 человека из 46 государств. Предоставлено временное убежище 98185 чел.

Вотечественной историко-юридической литературе до 30-х годов XX в. вопрос о существовании права убежища в России не рассматривался. До конца 40-х годов XX в. ни одна организация не занималась обобщением практики по предоставлению государствами убежища.

До начала XX в. отношения по поводу предоставления убежища регул ировались только отдельными актами, носящими индивидуальный характер. Лишь в 1918 г. убежище впервые получило нормативно-правовое закрепление в Конституции РСФСР. Но, несмотря на это, исследований предпосылок возникновения права убежища, этапов его развития не проводилось. Исследуемый вопрос лишь фрагментарно рассматривался в работах: И. Д. Беляева, Н. Т. Блатовой, И. К. Блюнчли, Ф. М. Бурлацкого, Н. В. Витрука, В. П. Волгина, А. Ш. Войцеховича, Л. Н. Галенской, Ф. Галле, Б. Д. Грекова, Ф. Ф. Мартенса, A. C. Мулюкина, М. И. Мышь, Л. Оппенгейма, A. C. Павлова, В. В. Похлебкина, А. Ривье, Э. К. Симеона, С. М. Соловьева, В. Н. Татищева, М. Л. Тарле, Г. И. Тункина, О. И. Чистякова, М. Д. Шаргородского, С. В. Юшкова и др.

В исследованиях, проведенных H. H. Бухаровым, JI. H. Галенской, Ю. В. Герасименко, В. А. Конновым, A. A. Рыжовым, H. A. Ушаковым, Е. А. Шибаевой, A. A. Юнусовым основное внимание было уделено общетеоретическим вопросам функционирования права убежища, рассмотрению процесса становления и развития данного института права в других странах. Многие выводы, сделанные в работе, опираются на труды представителей отечественной науки теории и истории права и государства, конституционного права, международного права, административного права XX-XXI вв. Это работы: М. В. Баглая, В. Н. Бутылина, А. Б. Венгерова, В. Г. Графского, В. Э. Грабарь, И. В. Гончарова, В. В. Лазарева, А. В. Малько, Ф. Ф. Мартенса, М. Н. Матузова, В. С. Нерсесянца, O. A. Степанова и др.

Недостаточная степень разработанности темы исследования объясняется тем, что исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище. Право убежища применялось и применяется в основном как крайняя мера проявления несогласия, невозможность жить и трудиться в стране своего постоянного местожительства. Данное право не регулирует массовых общественных отношений, так как оно приобретает такой характер лишь в исключительные моменты истории человечества. В другие периоды число обращений с соответствующими просьбами существенно снижается.

Объектом ВКР являются общественные отношения, связанные с процессом возникновения, развития и функционирования института права убежища.

Предметом ВКР являются международные и российские нормативно-правовые акты, сложившаяся практика, отражающие процесс возникновения, развития и функционирования института права убежища.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ института права убежища, нормативных и иных правовых актов, характеризующих процессы развития права убежища в России, основных черт и особенностей его реализации в современное время.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующихзадач:

Исследование истории развития института права убежища;

Определение понятия права убежища, раскрытие его содержания и форм его реализации;

Рассмотрение организационно-правовых основ института права убежища;

Характеристика современного состояния и правового закрепления права убежища в Российской Федерации;

Рассмотреть вопросы ограничения правового статуса личности, связанных с реализацией права убежища в Российской Федерации.

Методологическую основу ВКР составляет диалектико-материалистический метод познания, в рамках которого применялись частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системный, формально-юридический методы.

Научная новизна ВКР заключается в том, что она является комплексным правовым исследованием, в котором на основе рассмотрения многочисленных и разнообразных источников, анализа законодательства, показан процесс эволюции института убежища от сложившейся практики к определению правового принципа и его нормативного закрепления.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она пополняет научные знания об основных направлениях развития законодательства страны, регулирующего отношения, складывающиеся в ходе реализации права убежища, а также могут быть использованы при подготовке научно-методических и учебных пособий по международному праву, а также в научно- исследовательской работе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

1 . История развития и правовая природа права убежища

1.1 История развития права убежища

Право убежища известно на всех этапах развития государства и права, межгосударственных отношений. Вместе с развитием государства оно развивается, приобретает новые черты, меняет свое содержание, выступает в различных формах.

В условиях малоразвитого общества древние обычаи и религия могли сопротивляться силе законов, существовавших лишь в пользу сильных. Преступник во многих случаях, в силу естественного права и варварских обычаев, был только невинно гонимой жертвой, стремившейся под покровительство религии и находившей в ее святилищах неприкосновенное убежище. А само существование такого права убежища служило только усилением уважения к религии.

Понятно, как несовершенна была такая защита; она давалась без различия и невинно гонимым и явным преступникам, следовательно в результате мало приносила помощи обществу: укрывая от заслуженного наказания злодеев, увеличивала число преступлений.

В рабовладельческую эпоху различаются две формы права убежища - территориальная и религиозная. Последняя, являясь институтом внутригосударственного права, получает наибольшее распространение. Интересы церкви и государства тесно переплетаются: государство закрепляет свои порядки с помощью религии, а религия, в свою очередь, поддерживается государством .

Территориальное убежище - институт международного права и выражается в обычае оказывать покровительство беглецу со стороны того государства, которое дало ему приют и защиту от преследования отечественного государства. В основе этой формы убежища лежит существование отдельных самостоятельных государств и наличие разногласий между ними. В древних государствах убежище предоставляется как уголовным преступникам, без каких-либо ограничений, так и лицам, преследуемым по политическим мотивам.

Обе формы убежища имели и общую черту: и та, и другая носили, бесспорно, классовый характер. Убежищем обычно пользовались свободные, в отношении рабов оно фактически не применяется.

По законам Моисея было назначено несколько городов для убежища, но не всем преступникам, а только виновным в кровной мести и опасавшимся того же от родственников ими убитого. Это была попытка положить предел бесконечному развитию мести из поколения в поколение.

В Греции и Риме убежищем служили храмы, статуи императоров (из-за их обожествления) и другие священные здания .

Самое большое распространение право убежища получило со времени торжества христианства. Идея помилования, учение о полном очищении через раскаяние и веру во Христа, ужас к пролитию крови - все побуждало духовенство к защите тех, кто прибегал в божий дом. Христианские храмы стали убежищем не только для гонимых преступников и невинных, но и для рабов, бежавших от жестокости закона, преследовавшего их в безусловной власти господ.

Римские христианские императоры, узаконившие право церковного убежища, вместе с тем установили для него и несколько ограничений. Так Феодосий I и Аркадий постановили, что должники должны быть или выдаваемы или епископы должны платить их кредиторам. По закону Феодосия II бежавший раб мог быть укрыт только один день, на следующий его надлежало выдать господину, с тем однако, что последний дал клятвенное обещание простить раба. Евреи пользовались правом убежища лишь при условии принятия христианства. Юстиниан запрещал давать убежище убийцам, клятвопреступникам и похитителям. По закону Феодосия II местом убежища были не только алтарь и внутренности храма, но все, что заключалось в церковной ограде - сады, площади, бани, строения, - чтобы беглецы не были вынуждены есть и спать в церквях.

В Средние века папы, пользуясь своим авторитетом, расширили церковное право убежища на кладбища, монастыри, епископские дома и церковные богадельни. Кто нарушал неприкосновенность убежища, тот подвергался церковному проклятию и гражданскому наказанию. Преступники в поисках убежища могли выдаваться гражданским судьям, но с условием не подвергать их смертной казни или увечью. По примеру церковного убежища императоры, а затем и удельные хозяева давали некоторым городам право быть местом убежища для определенного рода преступников; например, город Ройтлинген служил убежищем для совершивших убийство в пылу гнева.

Христианский храм являлся главным убежищем довольно долго; такое убежище имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное убежище стало терять свое значение по трем причинам:

Некоторые папы косвенно отрицали право церковного убежища для лиц, совершивших особенно тяжкие преступления;

Распространение других форм убежищ - отчасти религиозной (к примеру, французские совте) и чисто светской.

С установлением в западных обществах твердого порядка, законности и с утверждением начала независимости государства от вмешательства папской власти, церковное право убежища и подобное право привилегированных городов мало-помалу пришли в забвение. Ордонанс (указ) Франциска I (1539 г.) во Франции и закон 1624 года в Англии уничтожили церковное право убежища.

В период феодализма обычай предоставления убежища преследуемым лицам на территории другого государства получает еще более широкое распространение. Анализ практики государств в этой области свидетельствует о единообразном применении указанного обычая в большинстве феодальных государств. Убежищем, в принципе, могли пользоваться все преследуемые лица, независимо от характера совершенного деяния. Политические мотивы этих действий формально не выделяются, хотя, как правило, убежище дают тем лицам, которых господствующий класс данного государства надеялся использовать в своих интересах. Институт по-прежнему носит обычноправовой характер.

Религиозная форма убежища используется всеми мировыми религиями.

В христианской церкви в связи с появлением двух ее ветвей (восточной и западной), которые развиваются самостоятельными путями, по-разному развивается и право убежища.

В западной церкви все вопросы регламентирования права убежища находятся в руках главы церкви. Римские папы неоднократно издают буллы, в которых по своему усмотрению определяют круг лиц, пользующихся правом убежища.

В восточных странах церковь таких широких прав по регламентации права религиозного убежища не имела. Здесь эти вопросы решались главным образом монархами, и поэтому практика предоставления убежища в данных странах отличалась большим разнообразием.

В 1760 году в Баварии на основании папской буллы вышло распоряжение о выдаче дезертиров из убежищ с условием, что они не будут подвержены смертной казни или другому тяжкому наказанию. Подобное распоряжение было выпущено в 1788 году курфюстом-архиепископом трирским и общим распоряжением в Пруссии 1794 года, в Вюртемберге (1804 г.), в Саксонии (1827 г.).

В 1850 году в Турине потребовался закон Сиккарди (итал. leggi Siccardi) для прекращения церковного права убежища; папский циркуляр 1852 года ограничивал его тремя днями, уничтожая в отдельных случаях. Дольше других продержалось право убежища в посольских домах.

Французская буржуазная революция ознаменовала рождение буржуазного международного права со своей системой основных начал и институтов. В числе последних - институт права убежища для политических эмигрантов. Право политического убежища появляется вначале как внутригосударственная норма, а затем оно переходит в международные договоры, подтверждается и закрепляется в них, получая признание на международной арене. К середине XIX в. право политического убежища стало общепризнанным институтом международного права .

С ростом рабочего движения изменяется состав эмиграции. Большую ее часть стали составлять не сторонники буржуазного строя, а представители рабочего класса, лица, борющиеся против капитализма. Буржуазия, не заинтересованная в предоставлении убежища такого рода эмигрантам, начинает ограничивать данное право. Это ограничение идет по нескольким линиям: 1) из числа политэмигрантов исключаются некоторые категории лиц - коммунисты, социалисты, анархисты и др.; 2) в понятии политического преступления различают чистое политическое преступление и смешанное, т. е. сопровождающееся уголовным преступлением (по законам буржуазных государств); 3) ограничивается въезд эмигрантов в данную страну и осуществляется высылка неугодных лиц.

В России не было закона о праве убежища; но на деле монастыри служили убежищем для многих совершивших проступки и, в особенности, для рабов и крестьян, бежавших от жестоких господ, но только с условием пострижения .

Точно также служило убежищем казачество, особенно для несвободных. Котошихин указывал, что беглые холопы укрывались у донских казаков и часто, пробыв у них год или два, приезжали в Москву, где никто их не смел трогать.

Не только в старое время, но и в XVIII-м, и даже в начале XIX века российское правительство косвенно открывало убежище в новоприобретенных землях, нуждавшихся в заселении.

Появление Советского государства знаменует новый этап в развитии права убежища.

28 (15) марта 1918 г. ВЦИК издает специальный декрет о праве убежища. Затем статьи об убежище закрепляются в Конституциях отдельных советских республик (например, ст. 21 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 31 Конституции УССР. 1919 г., ст. 14 Конституции АзССР 1927 г. др.), в Конституции СССР.

В отличие от законодательства буржуазных стран Конституция СССР содержит точный перечень лиц, имеющих право на получение убежища. Статья 129 ее провозглашает право убежища для тех иностранных граждан, которые преследуются за защиту интересов трудящихся, научную деятельность или национально-освободительную борьбу. Такое конституционное закрепление прав политэмигрантов - весьма важный фактор реальности института права убежища.

Большое значение в деле оказания помощи политэмигрантам СССР имела секция СССР Международной организации помощи борцам революции (МОПР). В резолюциях этой организации было определено понятие политической эмиграции (резолюции от июля 1924 г., от 12 сентября 1928 г.), разработаны вопросы конкретной помощи лицам, получающим убежище в СССР.

Устав Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР в ст. 1 п. «м» предусматривает, что этот Союз оказывает помощь иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся или научную деятельность или национально-освободительную борьбу и получившим право убежища в СССР.

Политическое убежище - особый правовой статус, предоставляемый лицу, которое по определенным причинам преследуется у себя на родине; обычно, за политические, религиозные и иные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории данного государства. Согласно законодательству большинства стран, в том числе США и России, подать запрос на предоставление убежища заявитель может, только находясь на территории данного государства.

В 1922 году по инициативе норвежца Фритьофа Нансена, комиссара Лиги Наций по делам беженцев, был учрежден международный документ, удостоверявший личность лица без гражданства. Вначале он выдавался россиянам, а впоследствии и другим беженцам, которые не могли получить обычный паспорт. В 1942 году этот паспорт признали правительства 52 государств, и он стал первым проездным документом для беженцев. Всего было выдано около 450 000 нансеновских паспортов с целью помочь беженцам без гражданства найти приют в других странах.

На VI панамериканской конференции, происходившей в Гаване (Куба) в январе-феврале 1928 года, были приняты конвенции по вопросам дипломатического права: 1) о дипломатических должностных лицах; 2) о консульских должностных лицах; 3) о праве убежища.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Всеобщую декларацию прав человека», приняв во внимание многие факторы, в том числе «что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». Праву убежища посвящена ст. 14 Всеобщей декларации: «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций» .

28 июля 1951 года в Женеве на конференции, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года, с участием полномочных представителей стран был принят международный договор - «Конвенция о статусе беженцев», вступившая в силу 22 апреля 1954 года.

Конвенция дала определения понятия «беженец» и установила общие правила, на основе которых предоставляется статус беженца. Конвенция запретила какую-либо дискриминацию в отношении беженцев, получающих права частично наравне с гражданами принимающей их страны и частично на тех же условиях, что и иностранцы. Конвенция допустила высылку беженцев в интересах государственной безопасности, но запретила их возвращение в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования.

Россия присоединилась к Конвенции постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года.

14 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея ООН приняла в качестве рекомендации «Декларацию о территориальном убежище». В 1977 году была проведена конференция о территориальном убежище, но выработать конвенцию ей не удалось. Однако, положения об убежище есть в Каракасской конвенции ОАГ 1954 г. и Конвенции ОАЕ 1969 г. о конкретным аспектам проблем беженцев в Африке. Совет Европы принял декларацию о территориальном убежище в 1977 г. Россия присоединилась к Протоколу 1967 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года.

1.2 Понятие права убежища, его формы и содержание

право убежище международный нормативный

Право убежища впервые получило свое нормативно-правовое закрепление более двухсот лет назад, в России более девяносто лет, но до настоящего времени оно практически не разработано, существуют различные подходы к толкованию понятия права убежища и определению его содержания.

На протяжении всего времени становления и развития право убежища не было в достаточной мере освещено в юридической и исторической литературе, в учебной литературе оно вообще не рассматривалось, появляющиеся публикации носили и носят бессистемный характер. Во всех этих работах, как справедливо указывал М. В. Баглай, имеются лишь разрозненные упоминания, связанные с институтом гражданства, правовым статусом иностранцев, беженцев, с экстрадицией, что объективно не может воссоздать целостного представления о существующем институте права убежища .

А. Г. Бережнов и A. A. Рыжов в своих работах обращали внимание на аналогичные упущения и пробелы в теории права, в конституционном праве, имеются они и другой юридической литературе. Это вполне объяснимо так, как убежище, на протяжении десяти веков реализовывалось посредством устных договоренностей или индивидуальных актов .

Право убежища регулировало отношения государства с иностранными гражданами, которые по тем или иным мотивам подвергаются преследованиям в стране своей гражданской принадлежности или стране постоянного местопребывания. Другой причиной является то, что предоставляя убежище тому или иному индивиду, государство принимает на себя определенные обязательства в отношении лица, которому предоставляется убежище и в отношении страны его постоянного местопребывания, поэтому страны, предоставляющие убежище не заинтересованы в огласке подобных фактов.

Учитывая специфику данного явления, индивидуальные в каждом рассматриваемом случае решения, принимаемые в отношении установленного круга лиц, можно утверждать, что право убежища не регулирует массовых общественных отношений. Возникновению подобного рода общественных отношений предшествует обращение конкретного лица иностранного государства с соответствующим ходатайством о предоставлении убежища или, что не исключает первого условия, предложения покровительства (защиты) со стороны государства определенному лицу. Инициатором возникновения общественных отношений, связанных с реализацией права убежища, может быть как само лицо, ищущее убежище, так и государство его предоставляющее. В данном случае имеется в виду не пассивная декларация и закрепление права убежища в нормативно-правовых документах, а активная позиция субъектов права. Право убежища регулирует возникающие отношения, связанные с обеспечением и гарантиями личной безопасности человека, сохранением его здоровья, чести, достоинства, а порой и жизни, то есть тех естественных прав, которые провозглашены высшей ценностью человека во многих странах мира.

Что же такое право убежища? Возникновение нового вида общественных отношений было обусловлено исторической необходимостью. Лицо, подвергаясь преследованию или гонению, когда возникала реальная угроза жизни и здоровья, искало убежище, пытаясь обеспечить тем самым свою безопасность.

Понятия права убежища, как и самого права, на первоначальном этапе правоустановления - правообразования, включающем в себя формирование нового вида общественных отношений, выделение наиболее типичных его черт, не существовало . Содержание убежища сводилось к сохранению жизни, нахождению места, где можно укрыться, спрятаться. Это в полной мере соответствует определению убежища, которое предложил С. И. Ожегов: «Убежище - место, где можно укрыться, найти приют, спасение от чего-нибудь». Места убежища зависели от страны и формы реализации права убежища. Круг субъектов данного права был определен и ограничен. По мере развития отношения претерпели существенные изменения, при этом с увеличением практики предоставления убежища в основном менялся круг субъектов данного права, на которых распространяли воздействие данные отношения, подход к его пониманию и содержанию оставался тем же.

Необходимо обратить внимание на то, что убежище предоставлялось и раньше, то есть лица, пытавшиеся сохранить свою жизнь, искали убежище, просили покровительства у тех, кто их мог защитить, кто мог обеспечить им безопасность, хотя бы и временную. Можно обоснованно утверждать, что первоначально в Древней Руси убежище не было привязано ни к религиозным местам, ни к определенной территории. Индивид обеспечивал свою безопасность до тех пор, пока был рядом с покровителем, пользовался его благосклонностью (фактически полностью находясь в его власти, «покровитель» мог сделать все, что хотел - лишить защиты, выгнать, продать, убить). «Беглец» пользовался только теми правами и привилегиями, которые ему устанавливал его «покровитель». Постепенно, подобного рода складывающиеся отношения, как в отдельности, так и в своей совокупности сформировали определенные правила поведения, на развитие которых существенно повлияла рецепция основных положений права убежища, сложившихся в странах Древнего мира. Данные процессы проходили параллельно с развитием институтов государства и религии. В соответствии с этим выделились религиозная и территориальная формы убежища.

Религиозная форма убежища - это возможность воспользоваться убежищем в храмах или «святых» местах. При религиозной форме реализации убежища человек ничего не требовал, не просил, не искал защиты от неправомерных действий другой стороны правоотношений, он своими собственными действиями приобретал его. Процесс получения убежища был формален. Основу религиозной формы убежища составляла религия, вера в то, что за нарушение установленных канонов неминуемо наступит расплата. Таким образом, основным субъектом при реализации религиозной формы убежища становился человек, его ищущий. Государство же, на территории которого он его получал, принимало опосредованное участие в данном процессе - не вмешивалось и не регулировало данные процессы.

Территориальная форма убежища - покровительство, предоставление государством какому - либо лицу возможность укрыться от преследований на определенной территории. Предоставление убежища рассматривалось исключительно как прерогатива государства или лица, наделенного властью (монарха, князя и т.д.).

Никакой ответственности ни при религиозной, ни территориальной формах убежища «принимающая сторона» не несла и никаких гарантий безопасности не предоставляла. Данный подход к рассмотрению убежища в течение почти двух веков был характерен практически для всех стран.

В период интенсивного развития международных отношений между государствами, обмена дипломатическими представительствами, становления профессиональной дипломатической службы в России, которое происходило по мере расширения и укрепления централизованного государства, стала выделяться иная форма реализации убежища - дипломатическая. Ф. Ф. Мартенс писал «...как совокупность определенных юридических правил для дипломатических сношений, право посольства могло возникнуть только с сознанием государствами, что они члены международного общения и что сношения между ними необходимы. До этого же времени если посольства и существовали, то о них никак нельзя говорить, как о нормальном и юридическом международном институте» .

Выделение дипломатической формы убежища было обусловлено рядом факторов. Объективно - создание дипломатических или консульских представительств на территории других государств и наделение их правом экс - территориальности. Субъективно - использование данной формы для неотложного решения возникающих проблем, связанных с защитой человека, несмотря на возможное противоборство со стороны государства, на территории которого расположено данное представительство. Существенным представляется то обстоятельство, что в древности дипломатические сношения имели четко выраженный религиозный характер, посол во многих странах считался «... лицом, которое находится под особенным покровительством божества» .

Отношения государств к использованию дипломатического убежища с момента его возникновения и до настоящего времени остается неоднозначным. Универсальных соглашений о дипломатическом убежище, несмотря на долгую историю его функционирования, не существует. Предпринимались определенные попытки провести классификацию государств по отношению к реализации дипломатического убежища, более полная была предложена в 60-е г. XX в. JI. H. Галенской, которая выделила четыре основные группы государств:

1) государства, которые не признают дипломатическое убежище. Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища (Россия, Германия и т.д.).

2) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (в эту группу в основном входят латиноамериканские страны);

3) государства, которые предоставляют убежище за рубежом, но не разрешают его предоставление на своей территории (США, Великобритания, Франция);

4) государства, которые сами не предоставляют дипломатического убежища, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция) .

В практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях военных баз. Если некоторые западные государства, (например, Бельгия, Франция) официально допускают предоставление дипломатического убежища, но только в признающих его латиноамериканских странах 4 , то другие (например, США, Великобритания), укрывая в помещениях дипломатических представительств местных граждан, официально заявляют, как было сказано выше, о непризнании ими этого института.

Следует отметить, что нередко смешивают (иногда даже законодательно) понятия «убежище» и «укрытие». В таком случае, что же вкладывается в понятие - дипломатическое убежище? В большом юридическом словаре, под редакцией А. Я. Сухарева определено: «Дипломатическое убежище - это предоставление, какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле» . Выделение данной формы реализации убежища в самостоятельную форму неоднократно подвергалось критике. Существует множество факторов характеризующих ее с негативной точки зрения.

Во-первых, международное право отрицает возможность такой формы убежища и расценивается как использование помещений представительства в целях несовместимых с дипломатическими функциями. Предоставление дипломатического убежища противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. «... помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания» . В случаях, когда дипломатические представительства, не исполняют вышеуказанную норму, преступают запрет, то данные факты нужно классифицировать как злоупотребление ими дипломатическим иммунитетом, вмешательство во внутренние дела государства, на территории которого они находятся с вытекающими отсюда правовыми последствиями.

В соответствии с принципом экс - территориальности сотрудники, представляющие государство, помещение дипломатического представительства считаются неприкосновенными. В случае предоставления убежища возникает своеобразная дилемма: с одной стороны факт укрывательства является актом недружелюбного отношения к государству, на территории которого располагается это представительство, с другой стороны любое государство имеет полное право защищать себя всеми доступными способами. Арест лица, находящегося на территории дипломатического представительства, скрывающегося по тем или иным мотивам, будет не большим нарушением, чем его укрытие там.

Во-вторых, выделение дипломатической формы убежища представляется не совсем правильным. Учитывая, что помещения дипломатических представительств являются юрисдикционной территорией страны, которую они представляют, необходимо дипломатическую форму убежища рассматривать как своеобразную форму территориального убежища, представляемую с определенными ограничениями.

В-третьих, реализация данного права на территории другого государства представляется не обоснованной, за исключением случаев, когда международное право допускает это. В случае форс-мажорных обстоятельств в помещениях дипломатических представительств может предоставляться укрытие, а не убежище, в понятие которого вкладывается совершенно другой смысл. О таких ситуациях писал американский профессор Ч. Ч. Хайд «... помещения дипломатического представительства могут быть местом укрытия в районе, подвергающемся бомбардировке». После переворота в Чили в сентябре 1973 г. около пяти тысяч чилийских граждан было спасено, они получили дипломатическое укрытие в иностранных посольствах.

Необходимо различать дипломатическое убежище и временное укрытие, которое может применяться в любой стране с соблюдением установленных ограничений:

1) укрытие может быть предоставлено только в том случае, если жизнь ищущего его человека находится в непосредственной опасности;

2) укрытие не может быть предоставлено или обещано заранее, в предвидении будущей потребности, опасности;

3) укрытие может предоставляться только как временное средство для спасения человеческой жизни.

Таким образом, предоставление временного укрытия это крайняя мера, скорее исключение из правил, чем само правило. Временное укрытие защищает беженца лишь от непосредственной расправы, но не от юрисдикции государства пребывания. При получении представительством гарантий справедливого судебного рассмотрения дела, беженец должен быть передан местным властям. Однако на практике это не всегда обстоит именно так, нередко государства оставляют за собой право решать, восстановлен или нет закон в стране пребывания и, следовательно, возможна или нет выдача беженца для судебного преследования. Дипломатические представительства, заняв позицию наблюдателя и аналитика одновременно, вмешиваются во внутренние дела государства, требуя при этом от него соблюдения в отношении себя дипломатической неприкосновенности. Например, 15 сентября 1980 г. Государственный департамент США объявил, что советский солдат попросил политическое убежище в посольстве США в Кабуле (Афганистан) и ему было предоставлено «временное укрытие» в ожидании результатов расследования.

В 1927 г. в СССР было принято Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, согласно ст. 4 которого «... помещения, занимаемые дипломатическими представительствами, а равно помещения, в которых проживают лица, являются неприкосновенными. Неприкосновенность этих помещений не дает права никого в них принудительно задерживать или предоставлять в них убежище лицам, в отношении которых имеются постановления уполномоченных на то органов Союза СССР и союзных республик об их аресте» . Советские политологи утверждали, что из-за непризнания СССР дипломатического убежища, дипломатические представительства оказываются в невыгодном с политической точки зрения положении. Подобная постановка данного вопроса представляется достаточно спорной. Ф. Ф. Мартенс писал: «Право консула выставить на своем доме государственный флаг и герб не делает его жилище неприкосновенным и не дает право убежища». В XIX в. А. - В. Гефтер утверждал: «Посланник не имеет никакого права укрывать в своем жилище или экипаже, каких - либо лиц, ищущих убежище» . В. Э. Грабарь подтверждал это: «Свобода посольского дома не заключает в себе право убежища» . «В настоящее время нельзя считать дипломатическими агентов, пользующихся правом убежища», - указывал Н. Захаров . Более жесткая позиция была у Е. Коровина, когда он констатировал «... современным понятиям чуждо превращение посольства в убежище от преследуемых» . В. Дурденевский дополнял «... иммунитет не влечет права задерживать в помещении представительства какого-либо лица против его воли или предоставлять возможность скрыться кому-либо от местных властей» .

В конце 70-х г. Советский Союз столкнулся с новой в практическом отношении разновидностью укрытия, которое предоставляли советским гражданам аккредитованные в нашей стране иностранные дипломатические представительства. Отдельные лица из числа советских граждан укрывались в помещениях дипломатических представительств не с целью получения убежища, а используя это как средство удовлетворения своих претензий. В международной практике этот, по словам бельгийского юриста J.A. Salmon «забавный обычай» известен давно и получил наименование «бест» («best» или «sit-in» в американских юридических документах). В СССР «best» использовался главным образом лицами, которые пытались добиться получения разрешения на выезд за границу на постоянное жительство.

Применение с целью вывода лиц из помещений дипломатического представительства ответных мер - репрессалий в качестве общего правила, нельзя признать обоснованным, прежде всего в силу отсутствия какого-либо правового регулирования вопросов, относящихся к институту «best». Следует учитывать, что дипломатические представительства, часто сами заинтересованы в удалении укрывшихся лиц и готовы предоставить такую возможность местным властям.

Выработка дефиниции права убежища совпала в основном с развитием ее территориальной формы. «Политическим беглецам каждое государство может свободно давать убежище. Чужое государство не обязано высылать или выдавать их по требованию преследующего государства», - утверждал швейцарский юрист И. К. Блюнчли . «Право убежища - это право государства гостеприимно принимать чужеземцев, изгнанников и беглецов, доставлять им убежище в своих владениях. Это право государство применяет так, как оно находит нужным: оно может интернировать политических беглецов; указывать им определенное место жительства; подчинять их особому надзору. Кроме того, иностранец может быть выдан» . В данном подходе к пониманию права убежища А. Ривье полностью исключив индивида из правоотношений, поставил его в безоговорочную зависимость от государственной воли. Тем самым предоставление убежища им было сведено к существенному ограничению прав и свобод индивида и полному контролю за ним, доходящему до произвола со стороны государства. «Политическое убежище - есть не что иное, как компетенция государства, вытекающая из его территориального верховенства, разрешать иностранцу, подвергающемуся преследованию, въезд и пребывание на своей территории, и тем самым предоставить ему убежище», - писал Л. Оппенгейм .

«Право убежища - право государства предоставить возможность въезда на его территорию для поселения на ней преследуемому политическому эмигранту и отказать выдачу последнего». В этом случае право убежища сведено к невысылке и невыдаче политических эмигрантов.

Аналогично к понятию права убежища подходили в Советском государстве. Единственным субъектом права убежища признавалось и рассматривалось государство. «Право убежища - это право государства, на территории которого укрылся преследуемый иностранный гражданин, отказать властям преследующего государства в просьбах о выдаче укрывшегося». М. Д. Шаргородский писал: «Право убежища - это право государства предоставлять лицу, преследуемому в другом государстве за совершение преступления право проживания на своей территории без привлечения его к уголовной ответственности». Данный подход обуславливался рядом факторов: во-первых, существующей общественно-политической системой; во-вторых, тем, что в данной общественно-политической системе человек не рассматривался ни в качестве субъекта внутригосударственного, ни в качестве субъекта международного права. Аналогичная позиция была у С. П. Мокринского, который рассматривал политическое убежище через невыдачу политических преступников . «Право убежища, - писала Е. А. Шибаева, - право государства предоставлять возможность въезда на его территорию для поселения на ней преследуемому политическому эмигранту и отказать выдачу последнего» .

Более «широкое» определение права убежища дал В. И. Лисовский: «Право политического убежища является исключительно правом государства, а не эмигранта» . В 60-70-е гг. Л. Н. Галенская предложила рассматривать право политического убежища не только как право государства, но и как право человека. «Право политического убежища как международно-правовой институт составляет право государства, а как институт внутригосударственного права - право индивида» . Это была первая попытка официального признания индивида в качестве субъекта права. Из предложенной JI. H. Галенской формулировки определения права убежища следовало, что признавая человека в качестве субъекта права убежища, автор не рассматривал его в качестве субъекта международного права. В отношении института международного права, право политического убежища определялось как предоставление государством покровительства иностранцу (с ограничениями, вытекающими из норм международного права), которое заключается в невыдаче, невысылке его на родину и возможности использования основных прав человека. В данном случае субъективные права человека, как субъекта внутригосударственного права состоят в том, что он может искать и просить другое государство предоставления ему убежища. На этом его права заканчиваются. Это подтверждается положениями Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится о праве искать убежище, о праве разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве, возможности просить любое государство о предоставлении ему покровительства .

А. Ш. Войцехович, обобщая и анализируя труды ряда ученых, предложил свое определение права убежища. «Право убежища - это совокупность правовых норм, регулирующих суверенное право государств предоставлять на своей территории убежища иностранцам, преследуемым по политическим мотивам (с ограничениями, вытекающими из норм международного права), а также регламентирующих право индивидов искать убежище в других странах при гарантии невыдачи и невысылки - политических эмигрантов и предоставлении им демократических прав и основных свобод без какой-либо дискриминации» . В данном подходе сделан акцент на ограничения, связанные с нормами международного права, а также закреплен принцип, в соответствии с которым вообще может существовать данное право - принцип невыдачи.

В словаре А. Я. Сухарева право политического убежища определено как «...право государства разрешать въезд и пребывание на своей территории иностранцам, преследуемым за их политическую или иную научную деятельность». Подобная точка зрения разделялась рядом других авторов, которые рассматривали право политического убежища как «...предоставление государством возможности въезда на его территорию лицам, преследуемым по политическим мотивам» .

Сложность и неоднозначность права убежища обусловила множество подходов к определению и выявлению его сущности. Межотраслевой характер повлиял на определение его места и назначение в системе правового регулирования общественных отношений, которые определяются как объем возможной самостоятельности лица по отношению к другому лицу или объекту, или как свобода действий, юридическая власть человека, «...индивидуальные возможности иметь право и действовать в соответствии и в границах установленных императивов» .

Общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой «...права и свободы, прежде всего, означают определенную для субъектов юридическую возможность поступать установленным законом образом». Именно категория возможности является тем универсальным средством, которое позволяет раскрыть сущность любого субъективного права. В этом случае верный вывод сделал Н. И. Матузов: «Как бы не рассматривали и не определяли субъективное право, несомненным и бесспорным остается одно - оно всегда означает для лица определенную правовую возможность, дозволенность, управомоченность, особое разрешение или полномочие, исходящее от государства и гарантированное им» . Этот признак является общим для всех типов субъективного права, разница лишь в объеме, характере и степени гарантированности этих возможностей.

Советское государство не признавало индивида субъектом международного права, рассматривая регулирование прав и свобод человека, как исключительно внутреннее дело государства. На это обстоятельство указывал в своей работе A. A. Рыжов. Попытки исследовать эти вопросы на международно-правовом уровне до 90-х г. XX в. квалифицировались как вмешательство во внутренние дела государства. Поэтому вполне обоснованно, что авторы, рассматривающие человека как субъекта права политического убежища, подвергались критике. В 1981 г. A. M. Войцехович писал: «Американский юрист М. Гарсия-Мора, рассматривал право убежища исключительно как право человека, такой подход к проблеме использовал для того, чтобы обосновать с его помощью необходимость создания надгосударственных международных органов по защите прав человека, в том числе права убежища» . В качестве индивидуальных субъектов данных правоотношений лиц, ищущих убежище, стали признавать, начиная с 90-х г. XX в. Данный факт нашел отражение в дефиниции права убежища предложенной М. В. Баглаем: «Право убежища является одним из элементов правового статуса личности, с точки зрения его рассмотрения представителями науки конституционного права» . Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов дополняли его «...право политического убежища - это юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве» .

Проведенный анализ свидетельствует, что на современном этапе большее число представителей российской юридической науки рассматривают индивида в качестве особого субъекта права.

В установленной процедуре предоставления политического убежища, лицо лично обращается с просьбой о предоставлении ему убежища (в случае ходатайства о признании беженцем, предусмотрено обращение через представителя), на основании которого выносится конкретное индивидуальное решение. Принимая во внимание, что право убежища регулирует отношения, возникающие между Россией и иностранным гражданином или лицом без гражданства, исследуемое право можно обоснованно рассматривать как особое право конкретного лица.

Существуют различные подходы к пониманию содержания правомочий данного субъективного права. Со ссылками на действующее законодательство высказываются мнения о том, что в зависимости от его вида перечень правомочий, составляющих его содержание, может быть различным. В общей теории права и государства они составляют традиционно выделяемую систему прав: право на собственные действия, право на требование и право на защиту. Иногда, и как представляется вполне обоснованно, в содержание субъективного права включают правомочие обладать определенным благом, например, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью . Социальное благо в современной юридической литературе определяется многогранно, как структурный элемент содержания субъективного права, как цель, достигаемая благодаря реализации субъективного права. По мнению A. A. Рыжова «социальное благо вряд ли можно рассматривать в качестве одного из правомочий содержания субъективного права». C. B. Игонин и A. A. Рыжов утверждали, «...должно произойти смешивание правомочий содержания субъективного права с социальным благом, достижение которого как раз и обеспечивается благодаря реализации этих правомочий» . Но каким образом это возможно в полном объеме? Ведь социальное благо - это совокупность основных прав и свобод, гарантируемых субъекту, в данном случае на территории другого государства. Можно ли достигнуть обозначенного социального блага благодаря реализации вышеуказанных правомочий? Предоставлением личной безопасности можно гарантировать основные права и свободы индивидов, однако содержание понятия безопасности при предоставлении убежища будет ограничено.

Подобные документы

    Базовые правовые категории института дипломатического убежища. "Европейский" международный обычай и "латиноамериканский" международный договор. Характеристика различных подходов к современному международно-правовому статусу дипломатического убежища.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации, порядок принятия решения и его реализации. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, их правовой статус.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Понятие убежища и условия предоставления. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства - такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник. Международное право.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2009

    Понятие и международное регулирование прав беженцев и вынужденных переселенцев. Становление института убежища и современная миграционная политика в Российской Федерации. Политические и идеологические мотивы как основания для предоставления убежища.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2015

    Внутренняя и внешняя формы права, виды форм права. Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2010

    Понятие формы права. Соотношение типов, форм права. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Закон и подзаконные акты в системе нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2016

    Характеристика источников права, понятие, признаки и виды нормативно-правового акта как источника права. Место закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" в системе нормативно–правовых актов. Толкование норм права, понятие и виды.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2012

    Понятие и виды форм российского права. Роль Конституции Российской Федерации как источника права. Правовая характеристика нормативных актов. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Признаки, классификация законов и подзаконных актов.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Виды источников права, их характеристика и особенности. Понятие нормативно-правовых актов, их иерархическая система в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие форм (источников) права, их разновидности и отличительные особенности, история становления в Республике Беларусь. Виды нормативно-правовых актов. Типы действия нормативно-правовых актов: предметное, во времени, в пространстве, по кругу лиц.

24. Право политического убежища

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Из книги Договор об учреждении Европейского Сообщества автора Европейский Союз

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Понятие «форма государственного устройства»предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

33. ПРАВО УБЕЖИЩА Предоставление политического убежища – суверенное право государства. Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Политическое

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.Предпосылки феодальной

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.Для формы государственного устройства имеют

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 53. Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII–XIX вв В продолжение XVIII–XIX вв. английское государство в целом сохраняло неизменным конституционный строй парламентской монархии, установившийся в конце XVII - начале XVIII в. Взаимоотношения короны и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Эволюция государственно-политического строя в XIX в. Государственно-политическое определение новых американских государств прошло под значительным влиянием конституционного опыта европейских стран, прежде всего Франции начала XIX в., и США. Это влияние было во многом

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

§ 84. Развитие государственно-политического строя Турции Революция 1908–1909 гг. и установление конституционной монархии Установившийся в Османской империи после аннулирования Конституции 1876 г. (см. § 71) государственный режим з ю л ю м а («тирании») к началу XX в. привел

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

§ 87. Развитие государственно-политического строя Японии Эволюция парламентской монархии Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось дальнейшим возрастанием преимуществ правительственной власти сравнительно с

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

156. Из каких источников складывается законодательство ЕС об иммиграции и предоставлении убежища? Иммиграционная политика Европейского сообщества (ст. 63 Договора о ЕС) направлена на введение единообразных правил в отношении иностранцев, приезжающих в государства-члены

Из книги автора

119. Три критерия политического развития Под политическим развитием понимают возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7. Проблемы политического и правового отчуждения в современной России Известная философская проблема отчуждения (алиенации) рассматривается сначала в аспекте общетеоретическом и историко-философском, затем применительно к государственно-политической сфере и,

  • 11. Международный договор и его взаимодействие с международным обычаем в процессе нормообразования и нормоприменения
  • 12. Вспомогательные средства для определения норм мп
  • 13. Понятие принципов мпп и их юридическая природа
  • 14. Принцип суверенного равенства государств. Принцип невмешательства во внутренние дела
  • 15. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Принцип мирного разрешения споров
  • 16. Принцип нерушимости государственных границ. Принцип территориальной целостности государств.
  • 17. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Принцип самоопределения наций и народов
  • 18. Принцип добросовестного выполнения международных договоров. Принцип сотрудничества.
  • 19. Доктринальные подходы к соотношению международного и национального права.
  • 20.Реализация норм мпп в национальном законодательстве
  • 21. Понятие и классификация субъектов мпп
  • 22. Первичные и производные субъекты мпп
  • 23. Вопрос о провосубъектности индивида в мпп
  • 24. Понятие и правовая природа признания
  • 25. Формы и виды международно-правового признания
  • 26. Признание правительств, органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны
  • 27. Понятие правопреемства, основные теории
  • 28. Объекты правопреемства
  • 29. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср
  • 30. Понятие и виды территорий по их правовому режиму
  • 31. Понятие и правовой статус государственной территории
  • Государственная территория
  • 32. Государственная граница и ее установление
  • 33. Международно-правовой режим Антарктики и правовой режим Арктики
  • 35. Международно-правовые вопросы гражданства, безгражданства и двойного гражданства
  • 36. Правовой режим иностранных граждан
  • 37. Понятие и виды убежища в мпп
  • 1) Территориальное убежище – предоставление лицу убежища на территории определенного государства;
  • 2) Дипломатическое убежище – предоставление лицу (обычно гражданину данного государства) убежища в дипломатическом или консульском представительстве иностранного государства.
  • 38. Понятие и правовой статус беженцев
  • 39. Понятие международно-правовой ответственности, принципы и основания ее возникновения
  • 1. Международное правонарушение налицо, если поведение субъекта международного права, заключающее в себе действие, либо бездействие, явилось нарушением норм международного права.
  • 2. Всякое международное правонарушение влечет ответственность субъекта международного публичного права, вне зависимости от его роли и места в мировой политике.
  • 3. Субъект международного публичного права не может снять с себя ответственности, ссылаясь на то, что его органы действовали в точном соответствии с внутригосударственными правовыми предписаниями.
  • 40.Классификация международных правонарушений
  • 41. Виды и формы ответственности субъектов мпп
  • Ответственность субъектов
  • Уголовная ответственность
  • Деликты
  • Преступления
  • 1. Экономические (эмбарго) – материальный вид ответственности.
  • 2. Политические (разрыв дипломатических отношений) – политический вид ответственности.
  • 3. Военные. Согласно ст. 39, 41, 42 Устава оон Совет Безопасности может принять меры военного и невоенного характера в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.
  • 43. Понятие международных споров и их классификация
  • 44. Виды мирных средств разрешения международных споров
  • 1. Дипломатические средства:
  • 2. Способы, требующие участия третьей стороны:
  • 3. Разбирательство спора в судебных органах:
  • Мирные средства разрешения международных споров
  • 45. Арбитражный и судебный порядок рассмотрения международных споров
  • 53. Понятие и классификация международных организаций
  • 54. Создание международной организации и прекращение ее существования
  • 55. Принятие решения международными организациями
  • 56. Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
  • 59. Цели и структура оон
  • 60. Специализированные Учреждения оон
  • 61. Европейский Союз (ес): этапы создания и современное состояние
  • 62. История создания и современная деятельность Совета Европы
  • 63. Международные организации по вопросам мира и безопасности (нато, обсе)
  • 64. Содружество Независимых Государств (снг): этапы создания, организационная структура и цели работы
  • 1)Дипломатические представительства,2) кон­сульские учреждения, 3)постоянные представительства государств при между­народных организациях,4)специальные миссии.
  • 66. Начало и прекращение дипломатической и консульской миссии
  • 67. Состав и функции дипломатического представительства. Дипломатический корпус
  • 68. Классы и персонал консульских учреждений. Консульские функции.
  • 69. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства, консульского учреждения и их сотрудников
  • 70. Правовой статус постоянных представительств при международных организациях.
  • 83. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 84. Правовой режим космических объектов и статус космонавтов.
  • 86. Сотрудничество субъектов мпп в борьбе с преступлениями международного хар-ра и его осн. Международно-правовые формы
  • Формы международной борьбы с преступностью
  • 89. Системы коллективной безопасности
  • 90. Разоружение. Меры контроля за разоружением
  • 92. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
  • 93. Программа оон по окружающей среде (юнеп)
  • 94. Понятие и принципы международного экономического права
  • 95. Международные экономические и финансовые организации универсального характера
  • 96. Правовой статус Всемирной торговой организации (вто)
  • 37. Понятие и виды убежища в мпп

    В международном публичном праве существует такое понятие,как право убежища. Согласно международно-правовой практике, это означает право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому в другом государстве по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Право убежища предполагает невыдачу лица преследующему его государству. Согласно Всеобщей декларации прав человека , любой человек имеет право искать убежища в других государствах и пользоваться этим убежищем (ст. 14).

    В международной практике встречаются две формы предоставления права убежища:

    1) Территориальное убежище – предоставление лицу убежища на территории определенного государства;

    2) Дипломатическое убежище – предоставление лицу (обычно гражданину данного государства) убежища в дипломатическом или консульском представительстве иностранного государства.

    В отличие от территориального, дипломатическое убежище признается и практикуется только в странах Центральной и Южной Америки.

    Предоставление убежища – это осуществление государством своего суверенитета. Оно самостоятельно оценивает основания для предоставления убежища тому или иному лицу. Общепризнанно, что правом на убежище не могут пользоваться лица, виновные в совершении международных преступлений, преступлений международного характера и скрывающиеся от правосудия .

    Международные положения о праве убежища нашли свое закрепление в принятых в рамках ООН Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Декларации о территориальном убежище (1967 г.). В последней устанавливается ряд основополагающих принципов, касающихся территориального убежища. В ней говорится, что предоставление территориального убежища «является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться другим государством как недружелюбный акт». В ней, как и во Всеобщей декларации прав человека, закрепляется основной гуманитарный принцип запрета принудительного возвращения беженцев, право покидать любую страну и возвращаться в эту страну, право искать убежища и пользоваться этим убежищем.

    38. Понятие и правовой статус беженцев

    Впервые дефиниция «беженец» была сформулирована в 1930-е гг. Беженец – лицо, вынужденное покидать территорию своего государства, как жертва насилия, либо в случае, если государство не предоставляет ему своей защиты. Это определение зафиксировали международные конвенции, подписанные в рамках Лиги Наций, в частности, Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из Германии (1938 г. ) и др.

    После окончания второй мировой войны в целях содействия возвращению на родину перемещенных лиц и предоставления убежища тем, кто не мог вернуться, в 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев . Позже, в 1951 г., на ее базе начало свою работу Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

    Международно-правовой статус беженцев регулируется Конвенцией о статусе беженцев (1951 г . ) , протоколами, касающимися статуса беженцев 1967 г. и другими документами; а также внутригосударственным законодательными актами. Конвенция 1951 г., подготовленная по рекомендации Комиссии ООН по правам человека, представляет собой имеющий обязательную силу договор, участниками которого являются 139 государств. Документ дает определение термина «беженец», устанавливает правовой статус беженцев, их права и обязанности, запрещает высылку и принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженцев.

    В 1995 г. в Республике Беларусь был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», а в 1999 г. изменения и дополнения к нему. Закон определяет основания и порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем на территории Республики, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, определяет основания лишения и утраты статуса беженца.

    Согласно ст. 2 Закона беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений и которое не может, либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь, вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего обычного местожительства в силу таких опасений.

    Статус беженца в Республике Беларусь могут получить, во-первых, иностранцы, законно проживающие на территории Республики и не имеющие возможности из-за преследований вернуться на родину; во-вторых, лица, незаконно въехавшие в Республику Беларусь и обратившиеся в соответствующие органы с ходатайством о предоставлении статуса беженца.

    Белорусское законодательство предусматривает следующие основания для отказа в предоставлении статуса беженца на территории Республики:

    1) если ходатайство иностранца является явно необоснованным;

    2) если иностранец имеет гражданство третьего государства, на территории которого он не подвергается преследованию;

    3) если иностранец уже имеет статус беженца в другом государстве;

    4) если иностранец покинул государство своей гражданской принадлежности из опасения понести наказание за совершенные правонарушения;

    5) если иностранец состоит в браке с гражданином (гражданкой) Республики Беларусь и имеет возможность получить разрешение на постоянное место жительства.

    Лицо может утратить статус беженца в случаях:

    получения разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь;

    если приобрело гражданство иного государства;

    если не может больше отказываться от защиты государства своей гражданской принадлежности.

    Лицо может быть лишено статуса беженца в следующих случаях:

    – если лицо сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило подложные документы, послужившие основанием для признания его беженцем;

    – если лицо создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Республики Беларусь.

    Беженцы на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и выполняют те же обязанности, что и иностранные граждане. Они должны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы государства, регистрироваться в органах миграции, проходить ежегодную перерегистрацию и т. д.

    По данным представительства УВКБ ООН в Беларуси, статус беженца в государстве на сегодняшний день получили более 400 человек, а более 13000 человек имеют право на получение такого статуса.

    Мировое сообщество при содействии УВКБ ООН проводит политику, целью которой является сокращение числа беженцев, создание условий их проживания и репатриации. Управление содействует заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, выполнению мероприятий по обеспечению правового положения беженцев на территорию различных государств и т. д.

    УВКБ ООН содействует выработке и поиску долгосрочных решений проблемы, таких как:

    поселение беженцев на месте предоставления убежища;

    расселение беженцев в третьих странах;

    добровольная репатриация.

    Наилучшим решением проблемы беженцев считается репатриация – возвращение беженца в государство гражданской принадлежности. Однако, репатриация возможна в очень редких случаях. Поэтому, решению проблемы беженцев может способствовать только грамотная политика, направленная на интеграцию в общество лиц, покинувших свою страну.

    "

    Международно-правовые нормы закреплены Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией ООН о территориальном убежище 1967 г. Всеобщая декларация закрепила право каждого искать в других странах убежище от преследований и пользоваться этим убежищем. Европейская Конвенция о территориальном убежище 1977 года

    Убежище - специальный международно-правовой институт, который заключается в оказании покровительства государством лицу, вынужденному покинуть страну своего гражданства или пребывания. Элементы, составляющие этот институт, таковы:
    - гарантии безопасности лица;

    Невыдача и невысылка его в страну, где лицо может подвергнуться преследованию;
    - предоставление лицу основных прав и свобод человека.

    Право убежища – предоставление политическому эмигранту права безопасного проживания в иностранном государстве при гарантии ему демократических прав человека и основных свобод со стороны государства-убежища. Основные черты: предоставление его только политическим эмигрантам, право безопасности проживания эмигрантов (т. Е. Невыдача и невысылка их), предоставление им демократических прав человека и основных свобод. Вместе с тем, на наш взгляд, в приведенное определение следует внести некоторые уточнения. Под политическим эмигрантом следует понимать лицо, которое подвергается или имеет основание считать, что будет подвергаться преследованию в отечественном государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои прогрессивные политические убеждения и деятельность, направленную на защиту свободы и демократии или на осуществление политических или общественных преобразований в этом направлении.

    Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. П.

    Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

    Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

    Предоставление убежища - это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

    Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства. В отечественной практике для определения лиц, получивших политическое убежище, употребляется термин "политические эмигранты".

    Право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах.

    Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

    Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.

    Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

    Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

    Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

    Статус беженцев. Стандартное международно-правовое определение «беженец» содержится прежде всего в Конвенции 1951 года о статусе беженцев и включает в себя следующие принципиальные

    Беженец – лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ей пользоваться вследствие таких опасений.

    Компоненты:
    - нахождение вне пределов своей страны;

    Отсутствие защиты со стороны своего государства;

    Обоснованное опасение человека за свою жизнь, свободу и безопасность

    Наличие или возможность преследования по признаку расы, религии, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;

    Невозможность или нежелание, вследствие указанных причин, вернуться в свою страну

    В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совер­шении:

    Преступления против мира, военного преступления или преступ­ления против человечности;

    Тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

    Деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

    Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

    Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязу­ются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчи­няться законодательству страны своего места нахождения. Государ­ства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

    Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, ав­торские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и рабо­тать по найму и другие права.

    Государства выезда обязались:

    Осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставляя возможность для его бес­препятственного добровольного выезда на территорию одной из сто­рон Соглашения;

    Обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуиру­ющихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общест­венного порядка во время эвакуации;

    Решать вопросы финансового, материально-технического, продо­вольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуи­рующихся.

    Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязатель­ства:

    Обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в мес­тах их временного размещения необходимые социально-бытовые ус­ловия;

    Оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

    Содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истре­бовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудо­вых книжек и других документов, необходимых для решения вопро­сов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, вы­езда за границу и т.д.

    Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным пере­селенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его терри­тории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяют­ся по расценкам государства выезда.

    63. Право международных договоров: понятие и источники.

    Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и сво­бод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.

    Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

    Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

    Институт убежища регулируется одновременно международным и национальным правом. До настоящего времени не выработано единого определения понятия «убежище». В 1950 г. Институт международного права принял резолюцию «Убежище в международном публичном праве», в которой убежище определяется как «покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его».

    Данное определение предполагает разделение убежища на территориальное (предоставление убежища лицу на территории государства-убежища) и дипломатическое (предоставление убежища лицу на территории дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства).

    Предоставление территориального убежища является наиболее распространенным, в то время как предоставление дипломатического убежища может рассматриваться как нарушение положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (ч. 3 ст. 41) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ч. 2 ст. 55). Данные статьи предусматривают, что помещения дипломатических представительств и консульских учреждений не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Однако в 1928 г. на конференции американских государств была принята Конвенция об убежище, которая предусматривает предоставление дипломатического убежища в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и на военных кораблях.

    В настоящее время не принято отдельного международного правового акта, регулирующего вопросы института убежища. Однако было принято несколько документов рекомендательного характера («мягкое право»), предусматривающих основные правовые; начала данного института. Среди них - ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая гласит, что «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах " и пользоваться этим убежищем».

    Как уже упоминалось, институт убежища регулируется в основном нормами национального права. Не является исключением и Российская Федерация. Конституция РФ в п. 1 ст. 63 определяет, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Далее в п. 2 этой статьи установлено, что Россия не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением.



    В развитие данных конституционных положений право искать убежище было закреплено в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. Положение закрепляет норму о том, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

    Положение предусматривает, что лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

    Особой разновидностью территориального убежища в Российской Федерации является институт временного убежища, предусмотренный Федеральным законом «О беженцах».

    Статья 1 Закона определяет временное убежище как «возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

    В п. 2 ст. 12 Закона предусмотрено, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; 2)



    не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. Порядок предоставления временного убежища регулируется постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Временное убежище предоставляется иностранному лицу или лицу без гражданства сроком до одного года.