Практические задания для монтажников гидрооборудования автомобильных кранов. Подготовка автокранов к эксплуатации

Введение

Строительные машины, средства механизации, предназначенные для выполнения строительных работ. В зависимости от конечной цели определённые строительные машины выполняют последовательно ряд рабочих процессов. По назначению можно выделить основные группы строительных машин: машины для производства подготовительных, земляных, дорожных, буровых, свайных, арматурных, бетонных, кровельных, отделочных и др. Грузоподъёмными машинами поднимают и перемещают различные строительные материалы по вертикали или по пространственной трассе, изменяющейся в горизонтальном и вертикальном направлениях. С помощью этих машин монтируют основные строительные конструкции во всех видах строительства, а в промышленном строительстве – технологическое оборудование.

Краны – наиболее сложные и универсальные грузоподъёмные машины для подъёма, перемещения по пространственной трассе и подачи грузов и монтажа конструкций. Краны предназначены для подъёма грузов и подачи их к месту разгрузки.

Подъёмный кран, грузоподъёмная машина циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъёма и перемещения грузов. Цикл работы подъёмного крана состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приёма груза. Движения крана могут быть как рабочими, так и установочными для периодического изменения положения крана, стрелы и т.д.

Организация производства работ автокраном.

Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяется место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы следует осуществлять в соответствии c требованиями ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Гостехнадзора России, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ПОТ Р М-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте», ПОТ Р М-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» и проектов производства работ или технологической карты.

Пожарную безопасность в местах производства погрузочно-разгрузочных работ следует обеспечивать в соответствии с требованиями ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», введенными в действие приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, ГОСТ 12.1.004-91 и других нормативных документов, действующих в строительстве.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 и СНиП 23-05-95. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с твердым и ровным покрытием, способным воспринимать наибольшую проектную нагрузку от грузоподъемного крана с грузом, от транспортных средств и грузов. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и с целью отвода поверхностных вод должны иметь уклон не более 5° в сторону внешнего контура площадки складирования. Размеры и покрытие площадок для погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др.

При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.

Автокран должен быть установлен таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного подтаскивания груза при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться краном при условии установки его на все выносные опоры (аутригеры). Масса поднимаемых грузов должна быть в пределах грузовой характеристики используемых кранов.

Транспортные средства и оборудование, применяемое для погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать характеру перерабатываемого груза.

Разрешение на пуск в работу автомобильного крана после перестановки его на новый объект выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, назначенным приказом владельца крана, на основании результатов проверки состояния крана и обеспечения безопасных условий его работы с записью в вахтенном журнале.

На рабочей площадке в каждой смене должно быть назначено приказом руководителя организации лицо, ответственное за безопасное производство работ с кранами, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с региональными органами Ростехнадзора России могут быть назначены заведующие складами, бригадиры.

На территории площадки складирования устанавливают указатели въездов, проездов, выездов и другие информационные знаки в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001. Ширину проездов определяют в зависимости от габаритов транспортных средств и кранов, которые будут работать на площадке.

Материалы, изделия, приборы и оборудование при хранении на складах и строительных площадках должны укладываться, следующим образом:

Черные прокатные материалы (сталь листовая, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабели высотой до 1,5 м. с подкладками и прокладками;

Пучки труб диаметром до 100 мм, увязанные надежно катанкой, - в один ряд на подкладках;

Маркировка изделий была обращена в сторону прохода или проезда, а монтажные петли располагались так, чтобы их удобно было стропить при производстве работ;

Между штабелями должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и грузоподъемных кранов, обслуживающих склад (наибольшая длина штабеля не должна превышать 20 - 30 м);

Между штабелями одноименных конструкций, сложенных рядом или между конструкциями в штабеле должно быть расстояние, не менее 200 мм;

Высота штабеля или ряда штабелей на общей прокладке не должна превышать полуторную его ширину;

В штабелях прокладки располагаются по одной вертикали;

В каждом штабеле должны храниться конструкции и изделия одномерной длины.

Способы складирования металлопроката показаны на рис.1.

Рис.1 Способы складирования металлопроката

а - профилированного листа; б - швеллера; в - мелкосортного металла в стеллажи; г - металлического листа в стеллажи; д - арматурной сетки в штабели; е - труб малого диаметра (57 ... 133 мм); 1 - деревянный настил

Алёшина Галина Васильевна, преподаватель ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПМ 02. Эксплуатация крана автомобильного при производстве работ.
Тема урока: управление краном при производстве работ.
Цель урока:
Формирование профессиональных компетенций
ПК 2.2 Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3 Управлять краном при производстве работ.
Формирование общих компетенций
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
Образовательные
закрепить умения производить осмотр креплений и регулировку механизмов, проверка исправности приборов безопасности на автомобильном кране.
Развивающие
развивать воображение, память, внимание, самостоятельность технологического мышления, навыки работы с органами управления автомобильного крана;
развивать устойчивую мотивацию в овладении профессией;
формировать потребность в приобретении и применении знаний;
Воспитательные
воспитывать настойчивость в завершении задания;
прививать студентам навыки самостоятельной работы.
Методы обучения:
практические.
Оборудование и инструменты:
Учебная площадка, автомобильный кран (в исправном состоянии).

Этапы урока Деятельность мастера производственного обучения Деятельность студентов
1. Оргмомент Проверяет готовность студентов к уроку: наличие спецодежды
2. Вводный инструктаж Объявление темы, цели и плана урока.
Мотивация важности этапа по приему крана перед началом работы.
I. Актуализация знаний.
Мастер п/о задает вопросы:
1. Обязанности машиниста перед началом работ?
2. Как бракуются грузозахватные приспособления?
3. Перечислить приборы безопасности установленные на кране?
4. Без какого документа нельзя допускать к работе стропальщика?
5. Как перемещают кирпич на поддоне?
6. Перечислить правила складирования грузов на площадке?
II. Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ.
III. Выдача задания на текущий инструктаж.
Выполнение практических работ по алгоритму:
1) произвести осмотр креплений механизмов кранов;
2) произвести регулировку механизмов кранов;
3) проверить исправность приборов безопасности на холостом ходу;
4) визуальным осмотром определить пригодность состояния грузозахватных устройств;
5) произвести запись в вахтенном журнале о состоянии крана;
6) запустить двигатель крана;
7) включить механизм крана;
8) строповка грузов;
9) перемещение грузов в зону работы крана;
10) складирование грузов;
11) растроповка грузов;
Действия по перемещению грузов повторить 3-4 раза.
12) по окончании работ произвести визуальный осмотр механизмов крана;
13) выполнить запись в вахтенном журнале по результатам осмотра.
IV. Выдача перечня выполняемых работ.
V. Выдача инструкционно-технологических карт для оценивания работ (ОС).
VI. Разбор ошибок, допущенных в процессе производства работ. Слушают

Отвечают на вопросы

Слушают

Получают задание,
знакомятся,
задают вопросы

Слушают
3. Текущий инструктаж Наработка практического опыта. Студенты выполняют задание
4. Заключительный инструктаж
Рефлексия Мастер выставляет оценки студентам, комментирует успехи при выполнении практических заданий, анализирует ошибки, возникшие при производстве работ, выясняет причины затруднений.
Просьба закончить предложения:
Я научился…
У меня получилось хорошо…
Я смогу выполнить…

Студенты продолжают предложения с учетом личных достижений в рамках поставленной цели.

Инструкционно-технологическая карта.
Алгоритм выполнения практических работ по управлению краном автомобильным при производстве работ.

операции Содержание операции Результат освоения
работ
Освоен Не освоен
1 Провести осмотр креплений механизмов кранов;
2 Произвести регулировку механизмов кранов;
3 Проверить исправность приборов безопасности на холостом ходу;
4 Визуальным осмотром определить пригодность состояния грузозахватных устройств;
5 Произвести запись в вахтенном журнале о состоянии крана;
6 Запустить двигатель крана;
7 Включить механизм крана;
8 Строповка грузов;
9 Перемещение грузов в зону работы крана;
10 Складирование грузов;
11 Растроповка грузов;
12 Произвести визуальный осмотр механизмов крана по окончании работ;
13 Выполнить запись в вахтенном журнале по результатам осмотра.
Итого результат выполнения работ

62 63 64 65 66 67 68 69 ..

ПОДГОТОВКА АВТОКРАНОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

При получении крана организацией-владельцем с завода-изготовителя проверяют его комплектность. В соответствии с требованиями ГОСТ 22827 - 85 кран передается владельцу в полностью собранном виде, исправным, укомплекто-
ванным основной стрелой и сменным рабочим оборудованием, набором запасных частей и инструмента, запасным колесом, переносной электрической лампой, эксплуатационной документацией (инструкция по эксплуатации машины, ведомость запасных частей, паспорт, чертежи бы-строизнашивающихся деталей, схема погрузки на железнодорожную платформу).

В паспорте содержатся данные об изготовлении, регистрации и разрешении на пуск в работу крана; техническая характеристика крана и данные об основных комплектующих изделиях (двигателе, тормозах, канатах, крюках) и материалах; характеристика приборов безопасности. В процессе эксплуатации в паспорт заносят сведения о местонахождении крана; о лицах, ответственных за его исправное состояние; о ремонте металлоконструкций и замене механизмов, канатов, грузозахватного органа; результаты технического освидетельствования крана; сведения о его регистрации. Паспорт должен храниться у ответственного за исправное состояние крана.

Инструкция по эксплуатации содержит техническое описание крана, собственно инструкцию по его эксплуатации, а также инструкцию по техническому обслуживанию, монтажу, пуску, регулированию и обкатке крана на месте его использования, сведения о хранении и транспортировании кранов, данные

О гарантиях завода-изготовителя и порядке предъявления рекламаций. К инструкции прилагаются технические описания и инструкции по эксплуатации базового автомобиля и его двигателя, электро- и гидромашин, компрессоров, отопительных приборов и других комплектующих изделий.
Кран, поставленный в собранном виде, до ввода его в эксплуатацию регистрируют в органах Госгортехнадзора и Госавтоинспекции. При регистрации крану присваивают регистрационный номер и выдают разрешение на пуск в работу на основании записанных в паспорте результатов его испытания, проведенного заводом-изготовителем, и частичного технического освидетельствования (без испытания грузом), проведенного владельцем.

После реконструкции, ремонта или передачи крана новому владельцу разрешение на пуск в работу вновь зарегистрированного крана выдают органы Госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования крана, произведенного владельцем. Цель технического освидетельствования - установить, что состояние крана соответствует Правилам Госгортехнадзора и представленной при регистрации документации. Полное техническое освидетельствование автомобильного крана состоит из осмотра, статических и динамических испытаний; при частичном освидетельствовании статические и динамические испытания не производят.

Осмотру и проверке в работе подлежат все механизмы, гидрооборудование, электрооборудование, приборы и устройства безопасности, тормоза и аппаратура управления, освещение, сигнализация. Кроме того, проверяют состояние металлоконструкций.и их соединений, кабин, лестниц, площадок и ограждений, канатов, крюка и деталей его подвески.

Цель статических испытаний - проверить прочность отдельных сборочных единиц и грузовую устойчивость машины. Статические испытания производят на выносных опорах и без них на минимальном вылете с грузом, масса которого на 25 % превышает паспортную. При проведении статических испытаний ограничитель грузоподъемности отключают. Кран испытывают на горизонтальной площадке. Стрелу устанавливают поперек продольной оси крана, груз поднимают на высоту 100 - 200 мм от уровня основания и выдерживают в подвешенном состоянии в течение 10 мин на одной стороне и 10 мин на другой. При подвешенном грузе проверяют работу
тормозов подъема груза. Для этого в гидравлических кранах открывают вентиль, соединяющий напорную линию со сливной у гидромотора; при этом груз в заторможенном состоянии не должен опускаться. После снятия груза осматривают механизмы крана, металлоконструкции, сварные швы.

Статические испытания крана производят с каждым видом поставляемого сменного рабочего оборудования. Кран считается выдержавшим статические испытания, если за 10 мин поднятый груз не опустится на основание, не произойдет одновременного отрыва двух опор, не будет обнаружено трещин, деформаций или других повреждений.

Когда результаты статических испытаний признаны удовлетворительными, проводят динамические испытания с целью проверки надежности действия рабочих механизмов и тормозов крана. При динамических испытаниях последовательно выполняют следующие операции:

Поднимают и опускают груз, масса которого на 10% превышает номинальную грузоподъемность при минимальном вылете, с одновременным вращением поворотной части в течение 15 мин;

Поднимают и опускают стрелу с грузом от максимального вылета до минимального с отключением ограничителя грузоподъемности в течение 15 мин. При этом проверяют работу тормозов механизмов вращения поворотной части крана и грузовой и стреловой лебедок. При заторможенном состоянии грузовой лебедки опускание груза, стрелы и вращение поворотной части не допускаются. Динамические испытания проводят с каждым видом рабочего оборудования. Обнаруженные в ходе испытаний дефекты устраняют. Затем проверяют показания указателя грузоподъемности, настраивают и проверяют ограничитель грузоподъемности.

Краны, находящиеся в работе, подлежат техническому освидетельствованию (частичному - не реже одного раза в год, полному - не реже одного раза в три года). В эксплуатирующей организации освидетельствование крана производит лицо, осуществляющее надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных ма-шин, в присутствии машиниста и работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт автомобильного крана с указанием срока следующего освидетельствования. Запись должна подтверждать следующее: со-

Стояние крана соответствует требованиям правил Госгортехнадзора, кран выдержал испытания на прочность и устойчивость, его эксплуатация разрешается.

Независимо от грузоподъёмности автокран нуждается в подготовке к работе в зимних условиях. Как заботливый хозяин ревизирует свой легковой автомобиль, так и ответственный собственник тяжелой техники обязательно находит время для внепланового технического осмотра.

Для примера остановимся на автокране грузоподъемностью 70 тонн. Это тяжелая машина, имеет показатели выше среднего класса, шасси с улучшенными характеристиками, «умные» грузоподъемные элементы с встроенными ограничителями и другими приспособлениями. Разумеется, аренда автокрана , цена которого выше, чем на привычные модели, будет требовать отдачи в любой сезон. Поэтому очень важно провести все профилактические мероприятия для ее исправной работы.

Можно начать с шасси и уделить ему внимание в штатном режиме работы с автомобилем: оценить моторное масло, исправность отопительного оборудования, плотность прилегания уплотнителей в кабине крановщика, герметичность закрывания двери.

Также посвятить время подготовке самого крана:

  1. Проверить емкость и эксплуатационные характеристики аккумулятора.
  2. Использовать дизельное топливо высокого качества. Ни о какой экономии за счет использования солярки на старых моделях автокранов не может идти речь. Смесь забивает фильтры и топливную систему.
  3. Оценить и заменить при необходимости масло в крановом оборудовании. Его вязкость должна соответствовать температуре. Этот показатель обеспечивает мягкий и бережный ход.
  4. В отдельной ревизии нуждается система управления, установленная на кран.

Автомобильный принято оснащать такими видами:

  1. Электрический тип. Название говорит само за себя. Крановый ход при таких системах плавный и мягкий.
  2. Механический. В этом случае оборудование управляется ручным методом с помощью рычагов и ножными педалями. Это старый и надежный способ организации крановой системы, но практически исчерпал себя из-за высокого износа деталей. Узловые соединения в таких кранах довольно быстро выходят из строя.
  3. Гидравлика. Такая система основана на взаимодействии цилиндров с поршневыми устройствами.
  4. Пневматический вид управления. Часто используется как дополнение к электрической системе. Основан на применении сжатого воздуха.

Когда все основные части автокрана проверены, необходимые детали и жидкости заменены, можно говорить о полной готовности к его эксплуатации в зимних условиях. Такая техника не подведет заказчика, исключит простои на площадке, а значит, полностью оправдает вложенные средства.

Подготовка крана к работе


Прежде чем приступить к работе, крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале и принять кран, убедившись в исправности его механизмов и кранового пути.

Осматривать кран можно только при выключенном вводном устройстве. При этом проверяют исправность всех механизмов, ходовой части, тормозов, наличие и исправность защитных ограждений, смазку всех механизмов, состояние узлов, исправность звуковой и световой сигнализации. Кроме того, производят внешний осмотр крана, проверяют исправность съемных грузозахватных устройств и наличие на них клейм и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера (совместно со стропальщиком). Обязательно осматривают состояние троллеев (как главных, так и крановых).

Необходимо проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности (конечных выключателей, аварийного выключателя, звукового сигнала). Конечные выключатели проверяют, нажимая рукой на их рычаги. При этом проверяемая цепь управления механизмом крана должна быть обесточена (электродвигатель не включается). После освобождения рычаг должен возвращаться в исходное положение и замыкать проверяемую цепь управления. При этом только после возвращения рукоятки силового контроллера в нулевую позицию и нажатия пусковой кнопки KB на вводном устройстве крана электродвигатель проверяемого механизма может быть повторно включен.

Перед пуском крана в работу крановщик должен убедиться, что на кране никого нет, а рукоятки всех аппаратов управления находятся в нулевых позициях. Только после этого можно дать звуковой сигнал, вставить в замок и повернуть ключ-марку, включить рубильник защитной панели, нажать кнопку «Пуск», проверить исправность всех электродвигателей крана, опробовать вхолостую его механизмы. Проверить работу ограничителя верхнего положения подвески и конечных выключателей пути движения тележки с моста.

Обнаружив неисправность во время осмотра, крановщик обязан, не приступая к работе, отключить рубильник, сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и сообщить об этом лицу, ответственному за исправное состояние крана. Подготовку крана к работе заканчивают проверкой освещенности рабочей площадки в зоне действия крана.

Перед началом работы крановщик должен проверить у стропальщика наличие удостоверения на право производства работ, если последний приступил к работе впервые; в противном случае крановщик не должен приступать к работе. После приемки крана крановщик делает соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов краном, приступает к работе.

Прием работающего крана и его осмотр производят совместно с крановщиком, сдающим смену, для чего администрация выделяет в конце смены 15…20 мин.