Пособие по уходу за ребенком единовременное. Перечень и размеры пособий, которые предусмотрены детям

В январе 2016 года в Российской Федерации стартовала социальная реформа, в ходе которой финансовая поддержка государства во многих аспектах будет меняться с учетом нынешних экономических реалий. Она затронет и основное материальное подспорье родителей, материнский капитал, и остальные пособия, выплачиваемые при рождении ребенка.

В этом году впервые за много лет размер семейного капитала не индексируется и остается на уровне 453 тысяч рублей, однако и это радует будущих родителей, поскольку вопреки долгим рассуждениям в политических кругах программа продлена до 2018 года. В остальном же родители в 2016 году имеют право на все ранее утвержденные меры социальной поддержки, включающие в себя пособия по рождению и уходу за ребенком .

В соответствии с принятым на этот год бюджетом, до февраля 2016 года размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет , как и остальные пособия, останется на уровне 2015 года.

Размер пособий до 1 февраля 2016 года

А именно:

  • Единовременное пособие по ранней постановке на учет – 543 рубля. Его назначают будущим мамам, которые встали на учет по ведению беременности в медучреждения на ранних сроках.
  • Единовременное пособие при рождении ребенка (при усыновлении) составит 14 тысяч 497 рублей. Эта сумма также не проиндексирована, она выплачивается всем без исключения, вне зависимости от официального трудоустройства и среднего дохода. В случае, если на усыновление берут детей старше 7 лет или же детей, являющихся братьями или сестрами, пособие составляет 110 тысяч 775 рублей на каждого ребенка.
  • Ежемесячное пособие на ребенка составляет 40 % среднего заработка, однако на него имеют право и те, кто не работает. Однако в этом случае размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2016 году будет минимальным: на первого ребенка 2,7 тысяч рублей, на второго и последующих – чуть больше 5,4 тысяч рублей. Если в муниципалитетах есть районные коэффициенты, то они будут учитываться при расчете суммы.

С 1 февраля планируется индексация пособий, в том числе изменится размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет. В 2016 году (после 1 февраля) в соответствии с проектом правительственного постановления будет установлена индексация социальных выплат на 1,061. Этот размер устанавливается с учетом индекса потребительских цен, поэтому он может быть изменен после точного подсчета Росстатом уровня инфляции в 20145 году.

Размер пособий после 1 февраля 2016 года

  • С 1 февраля этого года единовременное пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности вырастет на 33 рубля и составит 576 рублей.
  • Единовременное пособие при рождении (передаче ребенка в семью на воспитание) малыша составит 15 тысяч 382 рубля.
  • При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет или же детей, являющихся сестрами и братьями, положено 117 тысяч 532 рубля на каждого ребенка.
  • Минимальное значение ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит: 2 тысячи 884 рублей на первого и 5 тысяч 768 рублей на второго и последующего детей.
  • Также изменится максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет . В 2016 году, если новоиспеченная мама указывает доходы за 2014 и 2015 годы, оно не может превышать 21 тысячу 554 рубля. Для сравнения, в 2015 году эта сумма равна была 19 тысяч 855 рублей. Также, как прежде, при расчете берется за основу средний доход матери за последние два года. При желании, в отпуск по уходу за малышом может уйти папа и будет сумма выплат рассчитывать исходя уже из его зарплаты.

Если же в период отпуска по уходу за ребенком сотрудника уволили (по закону это имеют право сделать в связи с ликвидацией ИП или предприятия), то максимально он может получать 11 тысяч 536 рублей.

Опять же, все пособия могут несколько корректироваться финансовом плане с учетом местных региональных коэффициентов.

Изменится ли пособие по беременности и родам в 2016 году

Пособие по беременности и родам предназначено для всех категорий будущих мама, однако работающие женщины получают сумму с учетом своего дохода, в то время как неработающие – только минимально фиксированную сумму.

Итак, максимальное пособие по беременности и родам в 2016 году составит 248 тысяч 164 рубля, а минимальное – 28 тысяч 555 рублей.

Материнский капитал в 2016 году

Как уже говорилось ранее, в не индексируется. Он, как и в 2015 году, составит 453 тысячи рублей. Федеральным законом, принятым по поручению президента РФ Владимира Путина, программа продлена до конца 2018 года.

Финансовая помощь нуждающимся

Глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение внести в Госдуму РФ проект, согласно которому субъекты РФ могут оказывать социальную помощь нуждающимся гражданам на принципах адресности. Данный закон принят и подписан, поэтому социально незащищенные россияне имеют право на данный вид государственной поддержки.

ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми.

Внимание, эта статья устарела!

В настоящее время меры включают в себя:

  • федеральные детские пособия:
    • по обязательному социальному страхованию , выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
    • по государственному социальному обеспечению , выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
  • федеральный материнский капитал , предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
  • многочисленные региональные детские пособия и маткапитал , обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
    • дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
    • «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина , в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
    • республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.

Пояснение

Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях , принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:

В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?

В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований :

  • снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат» ;
  • объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.
Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости .

Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года .

Индексация детских пособий в 2016 году

Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.


Фото pixabay.com

Изменения действующего порядка индексации социальных выплат

Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми — до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать размеры детских пособий , установленных с 1 января 2015 года. Напомним:

  • тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5.5% (коэффициент индексации 1.055 );
  • однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 1 января индексацию и составила 12.9% (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1.129 ).

Внимание

На эту недостающую разницу 1.129 / 1.055 = 1.070 государственные пособия семьям с детьми будут дополнительно проиндексированы с 1 февраля 2016 года — этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.

Размер детских пособий в 2016 году

С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5.5%, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12.9% — с 1 февраля 2016 года
детские пособия будут дополнительно проиндексированы на 7% (так называемая «доиндексация» ):

112.9% / 105.5% = 1.070 , или 7.0%.

С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий на ребенка .

Таблица индексации детских пособий в 2016 году

Название пособия Размер c 01.02.2016, рублей Примечание
Единовременные
Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности 581,73 Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки
Пособие по беременности и родам 100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

либо 581,73 рублей или в размере стипендии

Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194)

При ликвидации организации — в фиксированном минимальном размере

Для студентов — по месту учебы в виде стипендии

Пособие беременной жене военнослужащего по призыву 24565,89 Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности более 180 дней (третий триместр)
Единовременное пособие при рождении ребенка 15512,65

Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения)

Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) 15512,65

или 118529,25

В повышенном размере выплачивается при усыновлении:

  • ребенка-инвалида;
  • ребенка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
Ежемесячные
Пособие по уходу за ребенком 40% от среднего заработка за 2 предыдущих года, но не менее:
  • 2908,62 рублей — на первого ребенка
  • 5817,24 — на второго и последующих

Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия

В минимальном размере — в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства

Пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет 10528,24

Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву

Пособие детям военнослужащих по потере кормильца 2117,50 Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах Министерства обороны РФ или в УСЗН по месту жительства
Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет В размере регионального прожиточного минимума на ребенка По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации — см. полный список регионов

Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР) предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году .

В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению — 453026 рублей .

В отличие от измененного с 2016 года , в отношении материнского капитала — это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:

  • с 1 января 2017 года — приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей ;
  • с 1 января 2018 года — еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей .
Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату — выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперь составит 25 тысяч . Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.

Понимая перспективу фактического обесценивания материнского капитала в течение как минимум одного ближайшего года, существует предположение о том, что Правительство в знак компенсации существенно расширит в 2016 году направления использования сертификата , чтобы помочь гражданам страны быстрее (легче) израсходовать предоставленные государством средства.

В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января — теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов . На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП — частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком .

Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1% .

Переход на принципы адресности и нуждаемости

Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

Внимание

Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году — прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».

Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости , в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина .

В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи — если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе

В связи с увеличением МРОТ изменился размер . Каковые новые размеры детских пособий? Нужно бухгалтеру производить перерасчет уже назначенных пособий? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Вводная информация

  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам.

При этом заметим, что в некоторых в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам. См. « ».

Если в организация или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия, то работодателю следует знать размеры пособий в 2016 году, в том числе, размер детских пособий с 1 июля 2016 года .

Индексация пособий в 2016 году

Государство ежегодно индексирует некоторые «детские» пособия, а именно: при рождении ребенка; за постановку на учет в ранние сроки беременности; минимальные размеры пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Пособие по беременности и родам не индексируется.

Однако в 2016 году законодатели решили не индексировать пособия с 1 января 2016 года, как это делалось прежде. Поэтому, если ребенок родился, допустим, в январе 2016 года, то пособие при рождении полагалась выплатить без индексации.

Чиновники предусмотрели индексацию на 7% только с 1 февраля 2016 года (ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ). В связи с этим, получилось, что в январе 2016 года был один размер пособия, а с 1 февраля – другой. Приведем размеры в таблице.

Пособие Размер в январе 2016 года Размер с 1 февраля 2016 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 543,67 руб. 581,73 руб. (543,67 руб.× 1,07)
Единовременное пособие при рождении ребенка 14 497,80 руб. 15 512,65 руб. (14 497,80 руб. × 1,07)
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 2718,34 руб. (на первого ребенка);
5436,67 руб. (на второго и последующих детей).
2 908,62 руб. (2 718,34 руб. × 1,07) - на первого ребенка;
5 817,24 руб. (5 436,67 руб. × 1,07) - на второго и последующих детей.

Детские пособия с 1 июля 2016 года

С 1 июля 2016 года МРОТ увеличился до 7500 рублей. Также см. « », « ». Но повлияло ли увеличение МРОТ на размеры детских пособий с 1 июля ? На этом остановимся подробнее.

Пособие по беременности и родам с 1 июля

Новый размер МРОТ повлиял на расчет пособия по беременности и родам в следующих случаях:

  • если в расчетном периоде не было выплат или их сумма мала;
  • если страховой стаж менее шести месяцев.

Расчетный период – это два календарных года, предшествующих началу декрета (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если женщина выходит в декрет, допустим, в июле 2016 года, то расчетным периодом станут 2014 и 2015 годы.

В расчетном периоде нет заработка или он мал

Напомним, что работница, которой назначается пособие по беременности и родам, может обратиться в бухгалтерию, чтобы заменить один или два года расчетного периода другими годами (если в расчетном периоде нет заработка или он очень маленький). Бухгалтеру следует произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Если мы говорим, допустим, про декрет в июле, то максимальное дневное пособие в этом месяце составит 241,94 (7500 руб. / 31 дн.), поскольку в июле 2016 года 31 календарный день. При этом МРОТ следует умножить на районный коэффициент, если он применяется в регионе (части 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

При стаже меньше 6 месяцев, бухгалтеру требуется сравнить два дневных пособия: которое рассчитано исходя из фактической зарплаты и из МРОТ. И выбрать меньшую величину. Поясним на примере.

А.С. Петрова с 8 июня 2016 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 25 ноября 2016 года (всего 140 дней). В расчетном периоде с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заработка у нее нет. Страховой стаж - 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.
Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применяется на начало декретного отпуска (то есть, в июле). Средний дневной заработок составит 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Соответственно, дневное пособие составит 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%).
Максимальное дневное пособие, в зависимости от количества календарных дней, следующее:

  • июле, августе и октябре - 241,94 руб. (7500 руб. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре - 250 руб. (7500 руб. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска:

  • 246,58 руб. > 241,94 руб.;
  • 246,58 руб. < 250 руб.

Получается, что за июль, август и октябрь бухгалтер должен рассчитать пособие из максимального, а не фактического заработка, то есть из 241,94 рубля (в этих месяцах период декрета – 86 дней). А вот за сентябрь и ноябрь (54 дня декрета) для расчета следует принять среднедневной заработок (246,58 рублей), поскольку он не превышает максимального дневного пособия. В итоге, общая сумма пособия составит 34 122,16 руб.(241,94 руб. × 86 дн.) + (246,58 × 54 дн.)

Пособие по уходу за ребенком с 1 июля

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Как мы уже сказали, с 1 февраля 2016 года минимальные пособия по уходу за ребенком следующие (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42):

  • 2908,62 рублей – на первого ребенка;
  • 5817,24 рублей - на второго и последующих детей.