Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств. Дипломатические представительства Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в государстве пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства.

В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов:

I класс - посол и папский легат или нунций;

II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства;

III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

Аахенский протокол 1918 дополнил эту классификацию классом министра-резидента, занял позицию между посланником и поверенным в делах. Но данная новация не прижилась и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года восприняла трех звеньевую классификацию. В соответствии со статьей 14 настоящего Конвенции главы представительств подразделяются на:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других главах представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциив, аккредитуемых при министрах иностранных дел;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Следует отметить, что класс поверенного в делах нельзя путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Венская конвенция закрепляет, что не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, за исключением вопросов старшинства и этикета. Класс, к которому должны принадлежать глава представительств, определяется соглашениями между государствами.

От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги - Это служебные звания старшинства дипломатов, установленными в соответствии с внутригосударственного права государства, аккредитует. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом.

В Украине согласно Постановления Верховной Рады Украины «О дипломатических рангах Украина »от 31 января 1992 года установлены следующие ранги:

Чрезвычайный и полномочный посол;

Чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов

Советник I и II классов

Первый секретарь I и II классов

Второй секретарь I и II классов

Третий секретарь;

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) присваиваются конечно главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе, является первичным (самым младшим) дипломатическим рангом, присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений (министерство иностранных дел). Этот ранг не следует путать с должности военного, морского и воздушного атташе, не является дипломатической должности, потому что ее занимают сотрудники военного ведомства государства, аккредитует, которые проходят военную службу на должностях офицерского состава (Обычно старшие офицеры и генералы различных родов войск). Эти лица при получении назначения на должность и прибытии к месту прохождения службы специально аккредитуются при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального (внутригосударственного) права.

Как уже отмечалось, дипломатические отношения устанавливаются между государствами результате признания de jure. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного согласия государств на базе установления дипломатических отношений. Согласно статье 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года для того, чтобы конкретное лицо была назначена главой дипломатического представительства, государство, аккредитует, должна направить принимающем государстве, запрос о его согласии на назначение данного лица на эту должность. В запросе излагаются биографические данные лица, сведения о ее карьере и должность, которую занимает, семейное положение, причем эта информация должна быть изложена очень лаконично и быть абсолютно точной.

Положительный ответ принимающего государства, на запрос означает предоставление агремана (от француз, agrement - согласие) на принятие указанной в запросе лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - Желанной лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, а кандидат признается persona non grata - нежелательным лицом. При этом принимающее государство не обязано сообщать государству, аккредитующим мотивы отказа в агремане. Таким образом, отказ в предоставлении агремана не нуждается дополнительных разъяснений. Процедура получения агремана носит конфиденциальный характер.

После получения агремана начинается осуществление определенных процедурных форм, протекают в государстве, аккредитует. Во-первых, кандидат получает аудиенцию у главы государства. Потом выходит правоприменительный акт о назначении его в качестве дипломатического представителя. Этот акт публикуется не только в средствах массовой информации государства, аккредитует, но и в СМИ страны пребывания. В Украине такие назначения осуществляет Президент. Указ Президента Украины о назначении соответствующего лица Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в определенном государстве публикуется в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины».

Перед выездом к месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представителя в принимающем государстве. Документы посла подписывается главой государства, аккредитующим (в некоторых государствах, например в Российской Федерации, верительные грамоты подписывает министр иностранных дел), и адресуется главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» ее обладателю как официальному лицу, что представляет свое государство во всех отношениях с государством пребывания. Таким образом, глава государства, аккредитует, легитимирует перед своим визави (главой другого государства) лицо, которому действительно поручено представлять представляемое государство в полном объеме. Глава

дипломатического представительства получает вместе с верительной грамотой и ее копию. После этого дипломатический представитель может следовать к месту начала миссии.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает ординарный режим назначение дипломатических представителей из числа граждан государства, аккредитует (ч. 1 статьи 8). Время ею предполагается экстраординарный порядок назначение таких представителей - из числа граждан государства пребывания. Но это может быть сделано не иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Кроме того, государство пребывания может оговорить за собой такое же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами государства, аккредитует (части 2, Из статьи 8).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года связывает момент начала дипломатической миссии в государстве пребывания, т.е. начало выполнения главой дипломатического представительства своих функций с практикой, существующей в конкретной государстве, которая должна применяться единогласно, или:

а) с момента вручения своих верительных грамот, или

б) с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другого министерства, в отношении которого имеется договоренность (статья 13).

Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к выполнению своих функций с момента вручения своих верительных грамот главе государства, принимающего или лицу, его заменяет.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (Совмещение) дипломатического представительства, то есть аккредитация того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при отсутствии возражений против этого государства пребывания. Кроме того, одна и та

лицо может представлять два и более государства в одном государстве при соблюдении указанной выше условия. Такая возможность предусмотрена статьей 6 Венской конвенции 1961 года. Украина уже имеет в этом вопросе определенные практические наработки. Так, например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляцией выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Бельгии за кумуляцией выполняет эти же обязанности в других государствах Бенилюкса - Нидерландах и Люксембурге. Очень часто практику кумуляции государства используют и в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какой-то государства во Франции одновременно назначается официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, так как местонахождение этой организации - Париж; если дипломатический представитель выполняет свою миссию в Бельгии или в государствах Бенилюкса - То при НАТО (штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе / Бельгия /), как это имеет место в Украине. Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. В международной практике и международном праве (статья 43 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года) сложились такие основания прекращении миссии дипломатического представителя:

а) отзыва его государством, аккредитует (например, с целью ротации);

б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата;

в) разрыв дипломатических отношений между государствами;

г) война между государством, аккредитующим и принимающим государством;

д) прекращение существования государства, аккредитует и принимающего государства (или одной из них) как субъектов международного права (например, как это имело место в 1991 году с Союзом ССР и ГДР).

В ординарных условиях к основаниям могут быть также отнесены выполнения дипломатическим представителем порученной миссии (например, подписание мирного договора или значительного политического соглашения), смерть дипломатического представителя и инсурекция - отказ дипломата выполнять свои функции.

Причинами объявления дипломатического представителя persona non grata могут быть разнообразные действия, так или иначе связаны с поведением самого дипломатического агента - это: а) неуважение к законам и правилам, которые существуют в государстве пребывания; б) вмешательство в ее внутренние дела, в) злоупотребление дипломатическими привилегиями и иммунитетами г) заявления, расцениваемые как политически бестактные и оскорбительные для государства пребывания, наконец, д) совершение деяния, предусмотренного уголовным законом принимающего государства, и т.п. Следствием такого поведения является требование государства пребывания, которая выдвигается в государства, аккредитует, об отзыве данного дипломата или прекращения его функции в представительстве. В силу статьи 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года государство пребывания не обязана излагать мотивы, по которым он принял решение объявить того или иного дипломатического агента persona non grata, есть нежелательным лицом (если речь идет о сотруднике недипломатичного персонала, то применяется выражение «Неприемлемая лицо»).

Если лицо, объявлена persona non grata, не покидает государство пребывания в указанный ею срок, к ней может быть применен дисмисла - объявления дипломата частным лицом. Юридическим последствием дисмисла является распространение на соответствующее лицо юрисдикции государства пребывания в том же объеме, что и на обычных иностранных граждан, что может привести ее арест. Чаще всего прибегают не к дисмисла, а к угрозе его применения.

В ординарных условиях прекращение дипломатической миссии наступает следующим образом: правительство государства, аккредитует, посылает дипломатическим каналам отзывные грамоты, или эти грамоты привозит вновь назначен дипломатический представитель. Отзывные грамоты вручаются главе государства пребывания или же отозванным дипломатическим, представителем, или его наследником при вручении своих верительных грамот.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство располагает необходимый персонал. В соответствии статье 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала дипломатического представительства государство пребывания может предложить такую численность представительства, которую она считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Таким образом, оптимальным вариантом решения вопроса численности дипломатического персонала является заключение соглашения между государством, аккредитующим и принимающим государством. Исходя из дипломатической практики, конечно численность персонала зависит от уровня и интенсивности отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы:

1. Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги (как правило, они являются гражданами государства, аккредитует, но в некоторых случаях на дипломатическую должность могут быть назначены граждане государства пребывания или третьего государства, но только с согласия властей принимающего государства).

2. Административно-технический персонал - к нему относятся экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу (в основном это граждане государства, аккредитует, но могут приниматься на определенные должности и граждане государства пребывания).

3. Вспомогательный персонал включает шоферов, садовников, уборщиков, лифтеров, горничных, курьеров и других лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства (он комплектуется из граждан государства, аккредитует и принимающего государства).

Ведомство иностранных дел принимающего государства, должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

В любом государстве пребывания находятся дипломатические представительства различных иностранных государств. Обычно они имеют свое местоположение в столице государства. Здесь главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей участвуют в различного рода официальных мероприятиях и церемониях, проведенных властями государства пребывания. С этих позиций на основе международного порядка в дипломатическом праве возник институт дипломатического корпуса. Именно понятие «дипломатический корпус» в международном праве используется как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Совокупность всех лиц, имеющих дипломатические ранги, которые находятся в составе дипломатических представительств иностранных государств, а также членов их семей, составляет дипломатический корпус в широком смысле.

Следует отметить, что дипломатический корпус не признается в качестве самостоятельной юридического лица на территории страны пребывания, он не имеет каких-либо политических функций. Его основной задачей является участие в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях: поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных и научных центров принимающей, участие в церемониях траурного характера и т.п.

Учитывая наличие в дипломатического корпуса коллективных интересов протокольного характера, из числа глав дипломатических представительств выделяется дуайен (в англоязычных странах он именуется старейшиной, деканом) дипломатического корпуса. Обычно им становится старший по классу и по времени аккредитации в государстве пребывания дипломат. В некоторых католических государствах, согласно сложившейся традиции, дуайена является папский нунций. Дуайена выступает от имени дипломатического корпуса йа разного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающихся статуса дипломатического корпуса. Одна из его основных функций заключается в консультировании вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания. Функции дуайена имеют чисто представительский характер, поэтому, выступая в этом качестве, он не должен делать политических заявлений.

Ведомство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, аккредитованного в данной стране. В государстве пребывания иностранным дипломатам выдаются дипломатические карточки, подтверждающие их правовой статус, а также специальные номерные знаки на автотранспортные средства.

Это самый высокопоставленный сотрудник постоянного дипломатического представительства. Согласно определению статьи 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года (Венской конвенции), главой представительства является лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве. В соответствии со ст. 20 Конвенции, только само представительство и его глава имеют право пользоваться флагом и эмблемой направляющего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

История.

На ранних этапах становления европейской дипломатии, в XVI – XVII веках, когда большинство европейских государств начали обмениваться постоянными дипломатическими представительствами, сформировалось два основных класса дипломатических агентов: полномочные послы, пользующиеся более высокими статусом и привилегиями, и ординарные посланники, известные как резиденты. Право старшинства определялось согласно обычаям, различавшихся от Двора к Двору. Отсутствие общепринятых соглашений о дипломатической иерархии часто приводило к спорам и недоразумениям между представителями соперничающих держав, особенно Священной Римской империи и Французского королевства.

Прошло немало времени до того, как на состоявшемся в 1815 году было достигнуто соглашение о едином делении глав дипломатических представительств на три класса:

  1. Послов – представителей своих Государей; Легатов или Нунций – представителей Святого престола;
  2. Посланников, Министров и иных уполномоченных при Государях; и
  3. Поверенных в делах, уполномоченных при Министрах иностранных дел.

Место главы дипломатического представительства каждого класса зависело от порядка прибытия ко Двору и официального о том извещения, за исключением представителя Ватикана, пользовавшегося особыми привилегиями. В 1818 году на конгрессе в Экс-ла-Шапели Великие державы добавили еще один класс министров-резидентов, занявших положение между классом посланников и классом поверенных в делах.

Классификация.

Исторически послами могли быть только представители монарха, аккредитованные при дворе другого. Однако к концу XIX – начале XX века различие между послами и посланниками постепенно стиралось. В класс министров-резидентов был упразднен, а главы дипломатических представительств разделены на три класса:

  1. класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
  2. класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
  3. класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Выражение «другие главы представительств эквивалентного ранга» относилось к Верховным представителям стран Французского содружества и Верховным комиссарам стран .

В настоящее время почти все главы дипломатических представительств являются послами или имеют эквивалентный ранг; посланники в большинстве случаев назначаются их заместителями. Согласно ст. 14, п. 2 Венской конвенции между главами представительств разных классов не должно проводиться никакого различия кроме как в отношении старшинства и этикета.

Поверенного в делах, о котором говорится в ст. 14, п. 1 Венской конвенции, не следует путать с временным поверенным в делах, упоминаемом в ст. 19, п. 1. Последний назначается временно исполняющим обязанности главы дипломатического представительства, если данный пост оказывается вакантным или глава представительства не может выполнять свои функции. Временный поверенный в делах не аккредитован в принимающем государстве и фактически не может быть главой представительства.

На практике назначение и отзыв глав дипломатических представительств также является одним из , используемых в межгосударственных отношениях. Государство может понизить уровень дипломатических отношений с другим государством, не прибегая к такой радикальной мере как их разрыв или приостановление, назначив временного поверенного вместо посла или отозвав главу своего представительства. Когда принимается подобное решение, другое государство, как правило, поступает симметрично.

Представление главы американской дипломатической миссии Бенджамина Франклина Королю Франции Людовику XVI и Марии-Антуанетте в Версале.

Старшинство.

В настоящее время вопросы старшинства регулируются положениями ст. 16, п. 1 Венской конвенция, в которой говорится, что старшинство глав дипломатических представительств соответствующего класса определяется датой и часом официального вступления в должность. Согласно ст. 13, п. 1 Венской конвенции глава представительства считается вступившим в должность, в зависимости от практики, существующей в государстве прибывания либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел.

Старшинство представителя Святого Престола в качестве исключения определяется в соответствии с традицией, укоренившейся в соответствующем государстве (ст. 16, п. 3).

Агреман.

Принимающее государство имеет право отказаться от кандидата, выбранного направляющим государством на должность главы своего дипломатического представительства. Причину такого отказа принимающее государство может не раскрывать. Во многих случаях об отказе даже не сообщается - истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. С тем чтобы в случае отказа не компрометировать дипломата, до официального объявления о назначении главы представительства ведутся конфиденциальные консультации. Принятие кандидатуры во время таких консультаций называется агреманом (от фр. agrément – одобрение). Агреман требуется лишь для главы дипломатического представительства; остальным сотрудникам посольства необходимо получить только визу.

Дипломатический корпус.

Все главы дипломатических представительств, аккредитованные в одной столице, образуют , возглавляемый Дуайеном (Деканом). Дуайеном является самый старший глава представительства первого класса или, в некоторых католических государствах, папский нунций. Дуайен выступает в качестве посредника между службой государственного протокола и дипломатическим корпусом. В его основные функции входит: выступление от имени дипломатического корпуса с заявлениями, поздравлениями, соболезнованиями; представление дипломатического корпуса на официальных мероприятиях, организованных страной пребывания; и т.д.

Привилегии и иммунитеты.

Глава дипломатического представительства по существу пользуется теми же привилегиями и иммунитетами, что и любые другие дипломатические агенты (см. ). Однако глава представительства имеет право устанавливать флаг и эмблему представляемого государства на здании своей резиденции и на своих транспортных средствах (ст. 20).

В соответствии со ст. 23, п. 1 глава дипломатического представительства также освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, за исключением взимаемых за конкретные виды обслуживания. Это более существенное изъятие, чем предоставляемое дипломатическим агентам в целом, которые должны оплачивать сборы и налоги на частное недвижимое имущество, если не владеют им от имени аккредитующего государства для целей представительства (ст. 34, пп. b).

Полномочия.

Глава дипломатического представительства действует в качестве посредника между представляемым и принимающим государствами при осуществлении функций диппредставительства, перечисленных в ст. 3 Венской конвенции. Эти функции, в частности, включают представительство аккредитующего государства в государстве пребывания и ведение переговоров с правительством государства пребывания (ст. 3, п. 1, пп. a и c). В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, главы дипломатических представительств считаются представляющими свое государство без необходимости предъявления полномочий в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы.

Глава дипломатического представительства также имеет право отказаться от неприкосновенности помещения представительства, куда согласно ст. 22 Венской конвенции власти принимающего государства не могут вступать без его согласия. Что касается иммунитета от юрисдикции, которым пользуются дипломатические агенты, то, хотя аккредитующее государство может от него отказаться, но полномочия главы представительства в Конвенции не оговариваются.

В соответствии со ст. 1 Венской конвенции « о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961 года «глава представительства» есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве.

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в стране пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства. В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов: I класс - посол и папский легат или нунций; II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства; III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

11. Начало миссии главы дипломатического представительства.

Установление дипломатических отношений и представительств учреждение осуществляется с согласия государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства. Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитации. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, то есть согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально - желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами представляемого государства. После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписаны главой его государства верительные грамоты, то есть полномочия общего характера. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения, чего после представитель может приступить к выполнению его функций. 12. Окончание миссии главы дипломатического представительства.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, нового назначения, болезнь) или по инициативе страны пребывания в случае признания этого лица persona non grata (нежелательным лицом), для чего должны быть достаточно серьезные основания. Такими для прекращения деятельности всего представительства прекращении дипломатических отношений, состояние войны, существование прекращения одной из сторон в таких отношениях.

13. Персонал дипломатического представительства.

Венская конвенция о дипломатических сношениях разделяет сотрудников дипломатических представительств зависимости от функций, которые они выполняют, на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал (ст. 1). К дипломатическому персоналу относятся лица, имеющие дипломатический ранг. Венская конвенция называет их дипломатическими агентами. Они выполняют функции политического и дипломатического характера, т.е. осуществляют непосредственные сношения с органами иностранного государства и лицами, которые есть в составе дипломатического корпуса. Глава дипломатического представительства, согласно Положению "О дипломатическом представительстве Украины за границей", является главным представителем Украины в дерясави пребывания. Он осуществляет общее руководство, координацию и контроль за деятельностью всех учреждений нашего государства, специалистов, делегаций, должностных и других лиц, находящихся в ней. Дипломатическое представительство Украины может быть посол, посланник или поверенный в делах. Аналогичная практика есть и в других зарубежных странах. Сегодня большинство государств (а в Украине - все государства, имеющие с ней дипломатические отношения) назначается-ют в страну пребывания глав своих представительств в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. Руководители всех украинских организаций и делегаций, представители различных предприятий и организаций, а также граждане Украины, которые находятся на территории иностранного государства, обязаны неукоснительно выполнять указания посла в этом государстве и оказывать ему необходимую помощь, содействие в выполнении возложенных на него задач. Согласно действующему законодательству Украины, посол или посланник назначается указом Президента Украины по представлению министра иностранных дел Украины в случае получения согласия а греману на это назначение иностранного государства, в которое его направляют. Поверенный в делах, а также другие члены дипломатического персонала назначаются приказом министра иностранных дел Украины. Дипломатическое представительство Украины, а также членами дипломатического персонала Украины в иностранном государстве могут быть только граждане Украины. Класс, к которому должен принадлежать глава дипломатического представительства Украины в иностранном государстве, устанавливается соглашением Украины с этим государством. Независимо от количественного состава персонала дипломатического представительства существует перечень вопросов, которым глава представительства уделяет личное внимание: разработка дипломатической политики; доведение до правительства государства пребывания мысли своего правительства по важнейшим вопросам, касающимся общих интересов и общей политики; доклад своем министерству о событиях политического и экономического характера, независимо от того, имеют ли они непосредственное (например, вопросы налоговой или бюджетной политики, изменения в правительстве), или опосредованное значение в дипломатической работе (например, изменения и тенденции в социально-экономических условиях) , и о комментариях третьих сторон (статьи из газет, мнения дипломатов); В своей деятельности посол (посланник) опирается на членов дипломатического персонала. По своему правовому статусу они, как и глава представительства, наделенные полномочиями по осуществлению официальных сношений от имени своего государства с иностранными государствами и имеют для этого необходимую специальную подготовку. Согласно п. "си" ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., "членами дипломатического персонала" являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Он присваивается в соответствии с существующими в каждом государстве законов и правил о порядке прохождения дипломатической службы. Правовой основой дипломатической службы в нашем государстве является Закон Украины "О дипломатической службе" от 20 сентября 2001 г. В Законе отмечается, что дипломатическая служба направлена ​​на практическую реализацию внешней политики Украины, защиту национальных интересов Украины в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом. По закону дипломатическими служащими считаются лица, которые выполняют дипломатические или консульские функции в Украине или за границей и имеют соответствующий дипломатический ранг. Дипломатические представители проходят дипломатическую службу на должности министра иностранных дел Украины и на дипломатических должностях системы органов дипломатической службы. Дипломатические работники проходят дипломатическую службу также на ответственных должностях структурных подразделений Секретариата Президента Украины, которые обеспечивают осуществление Президентом Украины полномочий во внешнеполитической сфере, и на ответственных должностях структурных подразделений Аппарата Верховной Рады Украины в отношениях с органами власти других государств и обеспечивают осуществление мероприятий по международному сотрудничеству Верховной Рады Украины при условии, что на момент назначения на такие должности они имели соответствующий дипломатический ранг. Согласно ст. 16 Закона Украины "О дипломатической службе", дипломатическим работникам присваиваются следующие дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса; советник первого класса;

советник второго класса; первый секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; второй секретарь первого класса; второй секретарь второго класса; третий секретарь; атташе. Дипломатический работник, которому присвоен дипломатический ранг, находится в нем пожизненно и может быть лишен дипломатического ранга только по приговору суда. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваивает Президент Украины по представлению министра иностранных дел Украины. Другие дипломатические ранги присваивает МИД Украины на основании рекомендаций аттестации-ной комиссии Министерства иностранных дел Украины. им выдается соответствующая грамота, удостоверяющий их статус, за подписью Президента. По этой категории лиц сохраняется право на пользование дипломатическим паспортом пожизненно. Закон дифференцированно подходит к вопросу о сроке пребывания дипломатических работников в дипломатических рангах: атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса - два года; первого секретаря первого класса, советника второго класса - три года. Учитывая это надо отметить, что срок пребывания дипломатического работника на одной должности и в одной стране имеет важное значение. Основным недостатком длительного пребывания дипломата за рубежом может быть то, что он переходит в состояние эмоционального вхождения в проблемы государства, в котором живет и работает, и соответственно не будет способен действовать и консультировать свое государство беспристрастно. Кроме этого, он будет склонен к потере эмоциональной связи и отрыва от событий в своей стране. Закон не устанавливает срок пребывания в дипломатических рангах советника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго и первого класса. В отдельных случаях за значительные успехи в работе и особые заслуги дипломатическим работникам может быть присвоен очередной ранг до завершения предусмотренного выше срока (долгосрочное присвоении дипломатического ранга) и без соблюдения очередности присвоения рангов (внеочередное присвоение дипломатического ранга). В органах дипломатической службы осуществляется ротация работников дипломатической службы. Работников дипломатической службы могут отправлять в долгосрочную командировку с учетом их профессиональной подготовки и специализации. После завершения предварительного долгосрочной командировки их отправляют в следующий долгосрочную командировку не раньше чем через полтора года. Долгосрочную командировку дипломатических работников длится, как правило, до четырех лет в государствах с нормальными климатическими условиями и стабильной политической ситуацией и до трех лет в государствах с тяжелыми климатическими условиями или сложной политической ситуацией.

Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством.

Существует два вида дипломатических представительств : посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник, либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.

Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г., основными функциями дипломатического представительства являются : 1) представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитирующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5} поощрение дружественных отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Согласно международному праву, дипломатический представитель - единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению со всеми другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания (представительный характер).

Порядок назначения дипломатических представителей регулируется нормами как внутреннего, так и международного права.

Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии : а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты. Верительная грамота - это полномочия главы представительства.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей государства пребывания (обычно министерства иностранных). В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запросов агремана.

Прекращение функций дипломатического представителя согласно ст. 43 Конвенции о дипломатических сношениях, наступает в случаях: 1) его отозвания аккредитирующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что представитель является лицом, утратившим его доверие- персона нон грата- нежелательное лицо; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между аккредитовавшим и принявшим представителя государствами; 5) прекращение существования аккредитирующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.



Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений.

Дипломатический корпус:

в узком смысле - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве;

в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, т.е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитета и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитета и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы : дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги- специальные звания. К дипломатическому персоналу относятся послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, заведующие канцеляриями, бухгалтера, делопроизводители, машинистки, шифровальщики).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара, шоферы, швейцары, лифтеры, дворники).

Венская конвенция 1961 г. упоминает еще об одной категории – «частных домашних работниках» , под которыми понимаются лица, исполняющие обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства, и которые не являются служащими аккредитирующего государства.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами :

1) Неприкосновенность помещений представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) Помещения представительства и находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенный любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

5) Сотрудники представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (в России - уведомительно-разрешительный характер).

Свобода отношений представительства: т.е. представительство может пользоваться при сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами всеми средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и шифрованные депеши.

Право пользоваться флагом и эмблемой . Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитирующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1. Личность дипломатического агента неприкосновенна.

2. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

Исков, касающихся наследованная, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказо-получателя наследства;

Исков, относящихся те любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они не могут быть подвергнуты штрафу или иным административным взысканиям. Дипломата нельзя подвергнуть штрафу при автомобильном инциденте и возбудить против него дело о взыскании убытков в суде.

Фискальный иммунитет : дипломаты освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов на наследство и некоторых сборов.

Таможенные привилегии : государство пребывания в соответствии. С принятыми им законами и правилами разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членами их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобные услуги.

Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом.

Средства передвижения дипломата неприкосновенны . Под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обысков, реквизиции, ареста и исполнительных действий (п. 4 ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).

Глава дипломатического представительства пользуется, кроме того, еще рядом привилегий , к которым относятся: право поднимать флаг своего государства на здании представительства и своей резиденции, а также на средствах передвижения, право на содержание в помещении представительства специального помещения для отправления религиозных обрядов, ряд почестей церемониального характера.

Согласно Венской конвенции 1961 г., члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей , живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, освобождением от налогов, сборов, повинностей, а также некоторыми таможенными привилегиями .

Члены обслуживающего персонала в соответствии с Венской конвенцией пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин с получаемого ими заработка .

Домашние работники сотрудников представительства , если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на своей работе .

Хотя дипломата нельзя привлечь к ответственности за нарушение законов и постановлений страны пребывания, но он может быть объявлен правительством этой страны персоной нон грата и будет вынужден покинуть ее. Согласно Конвенции дипломаты не могут заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:

  • 1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.
  • 2. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),
  • 3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,
  • 4. посол отправляется в страну пребывания,
  • 5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.
  • 6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.