Понятие, объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы. Право собственности на природные объекты и ресурсы Право собственности право пользования природными ресурсами

9. Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.

Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.

Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1) право частной собственности;

2) право государственной собственности:

а) федеральная собственность;

б) собственность субъектов Федерации;

3) право муниципальной собственности.

Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Формы и виды права собственности по российскому законодательству Формы права собственности. Вопрос, к которому мы сейчас обратимся, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

§ 1. Понятие права собственности граждан Собственность граждан как социально-экономическая категория. Чтобы жить, каждый человек должен хотя бы в минимальной степени удовлетворять свои материальные и духовные потребности – в пище, одежде, жилище, получении образования,

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

§ 1. Понятие и виды права общей собственности Понятие права общей собственности. В предшествующих главах раздела «Вещное право» речь шла преимущественно об односубъектной собственности, т. е. о собственности, субъектом которой является какое-то одно лицо, будь то

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. Понятие и содержание права собственности Принято различать право собственности в объективном и субъективном смысле. Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по присвоению материальных благ и

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

19. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Право собственности – наиболее полное господство над вещью (plena in re potestas), наиболее широкое вещное право, по общему правилу для римлян это господство было неограниченным.Право собственности рассматривается

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

80. Понятие и виды преступлений против собственности Преступления против собственности – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 21 УК РФ, нарушающие права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом и тем самым

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

48. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность в римском праве - правовое господство лица над вещью. Элементы права собственности:- dominium - право на законное правомерное господство лица над телесным объектом;- proprietas - право,

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность - полное и неограниченное господство над вещью.Право собственности включало в себя:1) пользование вещью (jus utendi);2) извлечение из вещи полезных свойств (jus fruendi);3) распоряжение вещью (jus

Из книги Экзамен на адвоката автора

28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности В объективном смысле право собственности - система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

31. Право общей собственности: понятие и виды В случаях, когда имущество принадлежит на праве собственности не одному, а двум и более лицам, можно говорить об общей собственности.Общая собственность может возникать по различным основаниям: совместная покупка, состояние в

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

54. Виды приобретения права собственности Способами приобретения права собственности являются факты, с наступлением которых лицо приобретает право собственности. Титулом приобретения называются юридические факты (в частности, разного рода сделки), служащие основанием

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Вопрос 85. Понятие и содержание права собственности. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору и риск случайной гибели (случайной порчи) имущества. Законодательство не содержит легального понятия права собственности. Право

Из книги автора

Вопрос 87. Право общей собственности. Понятие, виды, основания возникновения и прекращения. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (ст. 244 ГК). Под субъективным правом общей собственности понимают

Из книги автора

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Из книги автора

47. Понятие и содержание права собственности Вещное право является важной частью гражданского законодательства, составляет основу экономических отношений субъектов правоотношений страны.Право собственности представляет собой первоначальное право среди иных вещных

Из книги автора

Глава IV Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей,

Понятие права собственности на природные ресурсы.

Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9).

Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты, законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота.

Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. Наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находиться во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так, земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной – по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. Так, земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - Лесным и т.п.

Право собственности на водные ресурсы.

Итак, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда, регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г.

В соответствии со ст.8 ВК РФ, не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, т.к. понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты (ст.8 ВК), хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты.

Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты, законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

В собственности РФ находятся: поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Признание, управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство РФ в соответствии с КРФ и ВК РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской
Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Управление собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ могут передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Декларируя преимущество государственной собственности на водные объекты, ВК РФ предоставляет обширные права на пользование лицам, не являющимся собственниками.

Глава 3 ВК РФ определяет права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ). Предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса РФ не были приняты решения Правительства РФ или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в соответствии с ВК РФ (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).

Право собственности на лесные ресурсы.

В соответствии с Лесным Кодексом РФ (ст. 6) объектами лесных отношений являются леса, которые располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Устанавливая исключительную важность лесов, и дабы не повлечь нерациональное использование, законодатель изъял лесной фонд из гражданского оборота и определил единственного собственника лесного фонда. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

В соответствии с главой 7 ЛК РФ, договор купли-продажи может заключаться только на лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Право собственности на ресурсы животного мира.

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации - неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, в целях наиболее эффективной охраны объектов животного мира законодатель определяет единственным собственником животного мира на территории России государство, как в лице Федерации, так и в лице ее субъектов.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении.

Следует отметить, что объектом животного мира являются дикие животные и их популяции. Не могут быть объектами животного мира домашние животные. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке (например, содержащиеся в зоопарках) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством, указанным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Особенным правовым статусом среди природных ресурсов обладают особо охраняемые территории. Под такого вида природным объектом подразумеваются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, следовательно, они не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. От этого зависит собственник данных территорий. Территории федерального значения являются федеральной собственностью, регионального значения - собственностью субъектов Федерации и, соответственно, местного значения являются собственностью муниципальных образований. При этом территории государственных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми территориями местного значения (п.7 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ).

Территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов. Территории местного значения определяются в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов РФ.

Субъекты права собственности на природные ресурсы.

Основными субъектами права собственности на природные ресурсы, закрепленными Конституцией РФ, являются государство, в лице Федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, муниципальные образования, а также граждане и их объединения. право собственности каждой из этих групп собственников в равной степени защищается Конституцией, однако наибольшими правами в этой области обладает государство. Это обусловлено тем, что в масштабах страны, при условии, что земля и природные ресурсы являются общенациональным достоянием и охраняются как основа жизнедеятельности народов ее населяющих, невозможно рациональное использование природных ресурсов силами местного самоуправления и тем более отдельных граждан.

Для эффективного управления и использования природных ресурсов государство обладает наибольшим количеством полномочий.

По сути, государство само, путем издания нормативных правовых актов определяет круг своих полномочий по распоряжению природными ресурсами, при этом учитывая рациональность тех или иных видов природопользования. Государство устанавливает также правила природопользования и для остальных субъектов права собственности. Так, например, собственник земельного участка обязан рационально его использовать с учетом целевого назначения.

Государственная собственность на природные ресурсы подразделяется, в свою очередь, на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Данный раздел собственности происходит, в основном, по значимости объекта.

В соответствии с Конституцией за муниципальными образованиями признается право собственности на природные ресурсы. В данном случае природные ресурсы служат для удовлетворения нужд данного конкретного муниципального образования. И хотя полномочия данной группы собственников сильно ограничены по сравнению с правом государственной собственностью, что связано, прежде всего, с ограниченностью муниципальных образований в финансовом и территориальном отношениях, органам местного самоуправления предоставляются относительно обширные полномочия по распоряжению своим имуществом, в том числе и природными ресурсами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Рассматривая частную собственность, следует отметить, что частными собственниками, в основном, движут экономические интересы использования своей собственности. К сожалению, в настоящее время у частных землевладельцев присутствует низкая культура землепользования, и многие из них действуют по принципу: “после меня хоть трава не расти”. Во избежание нанесения недобросовестными собственниками непоправимых последствий окружающей среде законодательство максимально возможно регламентирует порядок использования природных ресурсов (рациональное использование в соответствии с целевым назначением) и совершения различных сделок (нотариальное удостоверение, государственная регистрация).

Соответственно объем полномочий по использованию природных объектов у данной группы собственников значительно ниже, чем у государства и муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее время все больше прав на ресурсы окружающей среды появляется у физических лиц. Но необходимо запомнить, что в этом случае необходимо тщательно прорабатывать законодательство и контролировать деятельность физических лиц, связанную с экологией. И хотя сейчас много вопросов уже проработаны, очень многие вопросы остаются непроработанными. Так как прогнозы ведущих экологов мира не утешительны, так как законодательство в этой отрасли становиться все строже, многие уже осознают опасность загрязнения и поглощения окружающей среды, но одного сознания мало – это осознание необходимо воплощать в жизнь.

Контрольная работа.

ВАРИАНТ III.

Право собственности на природные ресурсы.

I. Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находится во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. так земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом*, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - лесным и т.п.

II. Новый для России, капиталистический путь развития потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятие принципиально новых законодательных актов. Данная тенденция продолжается до сих пор.

* К сожалению, в настоящее время, данное регулирование затруднено в связи с тем, что старый Земельный кодекс устарел и во многом не соответствует современным реалиям, а новый еще не принят, что создает многочисленные трудности в данной области

Одна из самых сложных ситуаций в данной области развивается вокруг вопроса о собственности на землю, а также включения земли как природного объекта в свободный гражданский оборот. Принятая в 1993 г. всенародным голосованием Конституция РФ декларирует многообразие различных форм собственности на землю (ч.2 ст.9), в том числе и право собственности на землю граждан и их объединений (ч.1 ст.36), однако действующий в настоящее время Земельный кодекс не предусматривает такой формы собственности на землю как частная. Данный пробел в законодательстве несколько заполняют Указы Президента РФ “О неотложных мерах по проведению земельной реформы в РСФСР” от 27 декабря 1991 г. №323, “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) и “О реализации конституционных прав граждан на землю” от 7 марта 1996 г. № 337. Данные указы предусматривают не только частную форму собственности на землю, но и (что самое важное и это предусмотрено указом 1996 г.) свободное обращение земли в гражданском обороте. * Т.е. земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве и территориальным базисом для всех остальных отраслей народного хозяйства, приобретает качество товара. Как показывает практика в развитых странах данное свойство земли при создании цивилизованного рынка земельных угодий создает конкурентную среду и как следствие развитие производства.

Многие субъекты Российской Федерации также пошли по пути рыночного развития земельных отношений и принимают свои законы регулирующие товарооборот земель, однако этого недостаточно для создания нормального, цивилизованного рынка земли, что порождает различные злоупотребления в этой области и как следствие ущемление конституционного права на землю некоторых групп населения.

Как уже было сказано выше, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г. В соответствии с данным нормативным документом водное законодательство Российской Федерации состоит из указанного

_______________________________________________________

* Новый Гражданский Кодекс (гл. 17) также признает многообразие форм собственности на землю и включает земельные угодья в свободный гражданский оборот. К великому сожалению данная глава в настоящее время не действует вплоть до принятия нового Земельного кодекса.

Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2), причем Кодекс имеет верховенство.

В соответствии со ст.31 Кодекса понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты. Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации (ст.ст.36,37 Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

План лекции:

1. Институт права собственности по российскому законодательству.

2. Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.).

3. Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности.

4. Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами.

Право собственности (в объективном смысле) охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенноcти) материальных ценностей конкретным физическим и юридическим лицам.

Нормы гражданского права раскрывают содержание права собственности (в субъективном смысле) через правомочия владения, пользования и распоряжения собственника своим имуществом.

Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.). В ст. 9 Конституции Российской Федерации предусмотрены на землю и другие природные объекты и ресурсы частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов как объектов права собственности, отличающийся от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, они не могут уничтожаться собственниками.

Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности . Право государственной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) РФ и ее субъектам.

Государственная собственность на природные объекты и ресурсы подразделяется на собственность РФ (федеральную) и собственность субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.


Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и его субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

Правомочие пользования природными объектами и ресурсами — это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет состав пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

Право государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа . Законодательство РФ относит природные ресурсы континентального шельфа исключительно к федеральной собственности. Особенность права собственности на данный вид объектов состоит в том, что разграничение среды их нахождения (континентального шельфа) осуществляется путем заключения международно-правовых договоров.

Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа является Российская Федерация в лице специально уполномоченных органов государственного управления, обладающих компетенцией полного распоряжения природными ресурсами континентального шельфа (например, они могут выдавать разрешение на пользование указанными ресурсами заинтересованным юридическим и физическим лицам).

Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами. В законодательстве определен ряд конкретных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения.

К ним, в частности, относятся:

Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

Виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ ;

Месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, и т.д.

Кроме того, к федеральной собственности могут быть отнесены и другие природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

В собственности субъектов Федерации находятся природные объекты и ресурсы, не относящиеся к числу федеральных и муниципальных, например, земли, занятые субъектами Федерации.

Конституцией предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Причем полномочия субъектов совместного ведения могут разграничиваться договорами и федеральными законами.

Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы . Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.

Субъектами права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (ст. 215 ГК РФ. Ч. 1)

Объектами права муниципальной собственности, согласно действующему законодательству, могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города: занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезными ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды).

Специфика права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. удовлетворяют жилищно-коммунальные, санитарно-культурные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.

Право частной собственности на природные объекты и ресурсы . Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов. Право общей собственности на природные объекты и ресурсы. Приватизация природных объектов. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) гражданам и юридическим лицам-собственникам. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы регламентировано действующим законодательством в основном в части осуществления правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению землей.

Получение земли и иных природных объектов и ресурсов в частную собственность возможно двумя способами: административно-правовым (по решению государственного органа) и гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, дарения, обмена, приватизации предприятия, выкупа залога и т.д.). Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения.

Согласно действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия — по решению суда.

Приватизация природных объектов - один из способов приобретения права собственности на них. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, земельный участок может быть приватизирован гражданами или юридическими лицами в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем приобретения в собственность земельных участков после приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.д.

Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности . Под экологической системой в литературе понимается единая, устойчивая, взаимозаменяемая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся совокупность естественных компонентов природной среды, осуществляющая процесс обмена веществ и энергии. Экологическая система в целом может быть объектом права государственной собственности, если ни один из составляющих ее компонентов не относится к иным формам собственности. В этом случае иные субъекты могут осуществлять в отношении такой экологической системы в основном правомочие пользования. Вопросы, затрагивающие экологические системы как объекты права собственности, нуждаются в более подробной правовой регламентации.

Правомочия государства и других собственников по владению, пользованию и распоряжению фондами природных ресурсов. Отдельные виды природных ресурсов принято объединять в фонды. Так, все полезные ископаемые РФ составляют фонд недр. Каждый фонд имеет свое целевое назначение и правовой статус. До законодательного введения иных, кроме государственной, форм собственности на природные объекты и ресурсы единым собственником на все фонды природных ресурсов РФ выступало само государство. В настоящее время собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов, составляющих фонды природных ресурсов, поделена между несколькими категориями собственников.

Основания прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы .

Право собственности на природные объекты и ресурсы может прекращаться по следующим основаниям:

При отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;

При обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок, иные природные объекты и ресурсы;

При выкупе земельного участка и иных природных объектов и ресурсов для государственных и муниципальных нужд;

При изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.

В силу ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы могут быть объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Право собственности - основополагающее вещное право, от которого производны иные вещные права.

Право собственности как система правовых норм, регламентирующих отношения собственности, является институтом гражданского права.

В экологическом праве закрепляется правовой режим природных ресурсов как объектов собственности, в том числе какие природные ресурсы являются объектами права собственности, а также экологические ограничения правомочий субъектов права собственности.

Отношения собственности как предмет правового регулирования имеет свою структуру: субъекты, содержание, объекты. Применительно к ней будут рассматриваться особенности правового регулирования права собственности на природные ресурсы.

Субъектами права частной собственности могут быть граждане РФ, предприятия и иные организации (юридические лица) РФ кроме предприятий и организаций, являющихся объектами государственной, муниципальной собственности. В законодательстве не предусматривается возможность нахождения природных ресурсов в собственности предприятий и иных организаций с иностранными инвестициями, с участием государства и муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, международных организаций, лиц без гражданства.

В законодательстве установлены ограничения права частной собственности на природные ресурсы.

Так, в частной собственности могут находиться земельные участки, переданные в частную собственность из государственной на основании закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» колхозникам и работникам сельскохозяйственных организаций в процессе их реформирования, закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» , приобретенные в частную собственность при приватизации государственных и муниципальных предприятий, приобретенные гражданами, юридическими лицами РФ из государственной, муниципальной собственности на первичном земельном рынке, а также у других собственников на вторичном земельном рынке, полученные гражданами РФ на основании закона РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства». Органы местного самоуправления устанавливают минимальные и максимальные (предельные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, которые дифференцируются в зависимости от целевого назначения земель.

Закон РФ «О недрах» исключает право частной собственности на недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.

В силу ст. 8 ВК РФ в частной собственности могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в пределах земельных участков, находящихся в собственности физических, юридических лиц, если иное не установлено законодательством.

Лесной кодекс РФ не предусматривает частной собственности на лесной фонд РФ, однако лесные насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в частной собственности, также являются объектом частной собственности.

Не предусматривается право частной собственности на объекты животного мира федеральным законом «О животном мире», на особо охраняемые природные территории федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Субъекты права частной собственности на земельные участки, пруды и обводненные карьеры, лесные насаждения обладают правом владения, пользования и распоряжения.

Право владения заключается в принадлежности объекта собственности субъекту.

Собственник, владея природным ресурсом, обязан обеспечить сохранность присущих ему свойств, охранять от загрязнений, порчи, уничтожения и других вредных воздействий, от самовольных захватов и пользований, проводить работы по восстановлению утраченных свойств, мелиорации, осуществлять учет в рамках ведения кадастров; мониторинг, а также информировать в установленном порядке о состоянии находящихся в его собственности природных ресурсов органы государственной власти и местного самоуправления. Равным образом собственник природных ресурсов вправе требовать от всех лиц соблюдать его права, не совершать действий, приводящих к порче, уничтожению находящихся в его собственности природных ресурсов, а также предъявлять требования о защите его прав, возмещении вреда, причиненного природным ресурсам, нанесенных ему убытков.

Право пользования заключается в использовании природных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения производственных и иных потребностей.

Пользование природными ресурсами допускается в соответствии с их целевым назначением. При этом собственники самостоятельно выбирают формы хозяйствования с соблюдением требований по охране окружающей среды, прав и интересов иных лиц.

Пользование природными ресурсами может осуществляться путем извлечения из природной среды нужных человеку компонентов и средств, без такового либо для размещения, захоронения отходов производства и потребления.

Право распоряжения представляет собой право решать юридическую судьбу находящихся в собственности природных ресурсов. Распоряжение может осуществляться путем отчуждения находящихся в собственности природных ресурсов на основе договоров купли-продажи и иных сделок. В этом случае право частной собственности прекращается. Распоряжение природными ресурсами может осуществляться без прекращения права собственности, например, путем передачи во временное пользование, в аренду.

Право государственной собственности на природные ресурсы имеет две формы: право собственности РФ (федеральной собственности) и право собственности субъектов РФ. Природные ресурсы, не находящиеся в частной либо муниципальной собственности, являются объектами государственной собственности.

Субъектом права государственной федеральной собственности РФ является Российская Федерация. Российская Федерация как субъект права собственности обладает правом владения, пользования и распоряжения находящимися в ее собственности природными ресурсами. Полномочия собственника от имени Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пользование природными ресурсами осуществляется государственными и муниципальными унитарными организациями и другими субъектами отношений природопользования, которые наделяются правом природопользования, а также на условиях аренды.

До провозглашения декларации «О государственном суверенитете РФ», принятой 1 съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г., природные ресурсы в силу Конституции СССР были объектами государственной (общенародной) собственности. Субъектом государственной (общенародной) собственности на природные ресурсы являлся СССР, а РСФСР и другие союзные республики таковыми не являлись, а осуществляли в лице органов государственной власти полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, находящимися на их территориях.

Декларацией «О государственном суверенитете РСФСР» провозглашалось исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России, в том числе и природными ресурсами.

В ст. 1 закона РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» природные ресурсы признаны национальным богатством народов РСФСР и собственностью РСФСР.

Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» природные ресурсы признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и передавались в ведение Советов народных депутатов. Природные ресурсы могли находиться в государственной собственности в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в РФ, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Разграничение государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ в силу ст. 72 «г» Конституции РФ относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Порядок и условия отнесения природных ресурсов к области федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ регламентируется федеральными кодификационными актами.

В собственности субъектов РФ могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в пределах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ. В собственности субъектов РФ могут находиться водные биологические ресурсы, обитающие в водных объектах, принадлежащих субъектам РФ на праве собственности; особо охраняемые природные территории регионарного значения. Субъектами права государственной собственности субъектов РФ являются республики, края, области, автономная область, автономные округа. Полномочия собственников осуществляют органы государственной власти субъектов РФ.

Земли и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности и в управлении органов местного самоуправления.

Право муниципальной собственности на конкретные природные ресурсы конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды экологических отношений.

При этом объектами муниципальной собственности могут признаваться природные ресурсы:

· составляющие территориальную основу местного самоуправления и находящиеся на территории муниципального образования;

· предназначенные для удовлетворения муниципальных потребностей и потребностей населения муниципального образования;

· не отнесенные по своей значимости к объектам государственной собственности.

Так, в муниципальной собственности должны находиться земли общего пользования, занятыми площадями, улицами, дорогами, кладбищами; водопроводными, канализационными сетями и иными объектами муниципальной инфраструктуры; лесными насаждениями, жилыми домами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры; находящиеся в муниципальной собственности.

Закон РФ «О недрах» не предусматривает передачу недр в муниципальную собственность.

В муниципальной собственности могут находиться пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков-обьектов права муниципальной собственности. Лесные насаждения, произрастающие на землях находящихся в муниципальной собственности являются объектом муниципальной собственности. Не предусматривает режима права муниципальной собственности на объекты животного мира федеральный закон «О животном мире». Водные биологические ресурсы, обитающие в водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, также относятся к муниципальной собственности. В силу ст.2 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» могут создаваться особо охраняемые территории местного значения, которые являются объектами муниципальной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности на природные ресурсы являются муниципальные образования – города, поселки, сельские поселения, районы. Они обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения.

Полномочия муниципальных образований по владению и распоряжению находящимися в их собственности природными ресурсами осуществляют органы местного самоуправления.

Право пользования природными ресурсами осуществляется муниципальными предприятиями и иными организациями, а также может предоставляться другим субъектам, в том числе и физическим лицам.