1. Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
2. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.
3. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
Комментарии к ст. 119 УИК РФ
1. Комментируемая статья определяет круг должностных лиц, правомочных применять меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, за исключением воспитательных колоний (см. комментарий к ст. 138 УИК РФ), а также устанавливает их компетенцию в этой сфере.
Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме наделены начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Это такие лица, на которых приказом начальника исправительного учреждения (на время его отсутствия) либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы возложено исполнение служебных обязанностей начальника учреждения.
2 - 3. Начальники отрядов исправительных учреждений наделены ограниченным объемом полномочий по применению мер поощрения и взыскания.
Из всего перечня дисциплинарных взысканий они имеют право объявлять выговор, причем только в устной форме. Это вызвано, во-первых, необходимостью ориентировать начальника отряда, как организатора воспитательного процесса с осужденными его отряда, более активно проводить мероприятия воспитательного характера, а во-вторых, чтобы избежать возможного субъективного подхода при оценке степени и характера совершенного осужденным правонарушения.
Однако это не умаляет роли начальника отряда в дисциплинарной практике, поскольку ему, как правило, поручается оформление материалов по дисциплинарному производству с последующим докладом начальнику учреждения.
Начальник отряда также представляет материалы о поощрении осужденных начальнику исправительного учреждения. Непосредственно он наделен полномочиями по применению следующих мер поощрения: объявление благодарности; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.
Согласно положениям ст. 114 УИК РФ благодарность может быть объявлена в устной или письменной форме, а разрешение на дополнительное расходование денег и досрочное снятие взыскания - только в письменной форме. Между тем не вполне ясна позиция законодателя относительно применения последнего из перечисленных поощрений. Если начальник отряда вправе объявить выговор только в устной форме, то почему ранее наложенный им выговор он может снять досрочно только в письменной форме? Представляется, что этот вопрос нуждается в законодательном уточнении.
Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья
Организационно-структурное построение исправительных учреждений
Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.
Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония-поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов. В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение. Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.
У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.
В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах – отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационно-аналитические отделы (или группы).
В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.
Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги О банках и банковской деятельности автора Украины Верховная РадаСтатья 6. Организационно-правовая форма банка Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.Законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей
Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С2.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» от 12 ноября 2001 г. № 14 В целях правильного и единообразного применения законодательства о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного
Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестенПОСТРОЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА СУБСТАНЦИИ 1. Название субстанции на русском языке, международное непатентованное название (МНН) и химическое название в соответствии с правилами Международного союза по
Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С ВПОСТРОЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ 1. В заглавии стандарта дается название лекарственного растительного сырья на русском и латинском языках.2. Русские и латинские названия лекарственного растительного сырья
Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей ГеннадьевичСтатья 392. Действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений Терроризирование в исправительных учреждениях осужденных или нападение на администрацию, а также организация с этой целью организованной группы или активное участие в такой группе, совершенные
Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья42. ПОСТРОЕНИЕ И ПРОВЕРКА ВЕРСИЙ. ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ ИЗ ВЕРСИЙ В основе версий должны лежать определенные фактические данные, которые можно подразделить на две группы:1) полученные из различных источников данные, относящиеся к расследуемому преступлению. Они могут
Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская НатальяВиды и назначение исправительных учреждений Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.В исправительных колониях (ИК) общего режима содержатся лица,
Из книги Экзамен на адвоката автораОрганизационно-структурное построение исправительных учреждений Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет
Из книги Юридический Маркетинг автора Засухин ДмитрийЗадачи исправительных учреждений Перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»): исполнение уголовных наказаний в виде
Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич38. Виды и назначение исправительных учреждений: колонии общего, строгого и особого режима Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.В исправительных
Из книги автора39. Виды и назначение исправительных учреждений: тюрьмы, колонии-поселения, воспитательные колонии Тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима: общий и строгий. При строгом режиме не содержатся
Из книги автора41. Задачи исправительных учреждений Перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»): исполнение уголовных наказаний в виде
Из книги автораВопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы. Ограничение свободы(ст. 53 УК).Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих
Из книги автораПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОГО – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ Очень часто я сталкиваюсь на практике с высказываниями типа «Ну, этому-то можно пиариться! Ему повезло». Почему-то многие искренне считают, что человек становится брендом только благодаря везению. Подобный подход попахивает некоторым
Из книги автораНЕТВОРКИНГ, ИЛИ ПОСТРОЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ В этом разделе мы с вами поговорим о таком явлении, как нетворкинг, или, говоря проще, построение деловых связей. В западной литературе есть отличное понятие, относящееся к человеку, профессионально
Из книги автораВиды и организационно-правовые формы юридических лиц Статья 34 ГК различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.Для коммерческого юридического лица основной целью является получение дохода. Такой доход может быть частично использован и
Исправительная колония № 18 находится в промышленном районе Казани возле железнодорожных путей. Она относится к числу колоний строгого режима. За колючей проволокой отбывают наказание около 800 впервые осуждённых к лишению свободы. Колония — строгого режима, статьи у сидельцев в основном серьёзные, а потому и сроки немаленькие. На первый взгляд, живут здесь обычные мужчины, только на всех одинаковая верхняя одежда и специальные бирки с номерами статей уголовного кодекса, которые расшифровываются как «убийство», «изнасилование», «наркотики», «разбой».
«Живут, как все, но за проволокой»
Порядок и дисциплина в ИК, как в армии. В 5:45 — подъём, зарядка и стройное шествие на завтрак. Рабочий день Ильдара Хузагарипова — начальника отряда № 6 в колонии — начинается в 8:00 с обхода территории общежития, в котором живут его подопечные. В среднем в отряде 100 человек, проживающих, как правило, на одном этаже.
Ильдар Хузагарипов проработал начальником отряда в колонии несколько лет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
С утра узники ИК № 18 отправляются на обучение в школу или профессиональное училище, либо на производство: в швейную мастерскую, автосервис, литейный или столярный цех.
«Они трудятся так же, как любой человек на свободе, — рассказывает Ильдар Хузагарипов. — Деньги им перечисляют на карту. Заработная плата не меньше минимальной оплаты труда в России (в настоящее время МРОТ составляет 5205 рублей)».
Заключённых нельзя фотографировать без их согласия, таковы правила. Но многие с удовольствием позируют и рассказывают о себе. Порой не верится, что эти люди с симпатичными лицами, улыбками и ясными глазами на самом деле — убийцы, насильники и грабители.
В коридоре общежития осуждённый показывает клетку с упитанным кроликом. Другой заключённый обращается к товарищу «пухнарь», что на тюремном жаргоне означает «наивный человек, впервые оказавшийся за решёткой». В секции (комната, где живут 6, 8 или 12 осуждённых) сидит молодой человек в вязаных носках и смотрит телевизор. Кстати, кроме собственного телевидения, заключённые могут смотреть любой канал.
«Секцией» называют комнату, где живёт несколько заключённых. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
«Кирягин, почему сегодня дома? Болеешь?» — обращается начальник колонии при обходе общежития к мужчине среднего возраста с номером статьи 228 («Незаконное приобретение, хранение, изготовление наркотиков») на груди.
«Простыл, — кивает тот в ответ. — Записался в санчасть». Пропустить рабочий день осуждённый может только по веской причине. Всех, кто жалуется на самочувствие, начальник отряда обязан направить к медику.
Жизнь по расписанию
В девять утра в колонии первое построение. Предназначено оно в первую очередь для проверки наличия заключённых. За неряшливый внешний вид, например, могут объявить выговор. Имея действующее взыскание, мало шансов освободиться условно-досрочно. Поэтому проступков тут стараются не совершать. Загреметь в ШИЗО (штрафной изолятор) можно не только за драку, но и за опоздание или невыполнение команд.
В штрафном изоляторе заключённых могут содержать до 15 суток. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Каждый день для заключённых проводятся социальные занятия: по праву, психологии, бухгалтерии. Те, кто по уважительной причине остаётся в общежитии, вместе с начальником отряда отправляются на воспитательные уроки.
На территории колонии чисто, убран снег. К каждому отряду здесь прикреплена территория, которую ежедневно он обязан приводить в порядок.
Во дворе по воскресеньям, согласно распорядку выходного дня, заключённые играют в мини-футбол. На небольшой территории расположены баня, мастерская по ремонту одежды, прачечная, парикмахерская и магазин, в котором покупают продукты, называя номер своего личного дела.
О том, что здешние обитатели всё-таки не обычные обыватели, напоминают лишь несколько высоких заборов с колючей проволокой: вряд ли кому-то придёт в голову перебраться через эту ограду.
Три высоких забора с колючей проволокой отделяют заключённых от внешнего мира. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
«Начальник отряда — за папку и мамку»
Тишину в колонии лишь иногда сотрясает звук громкоговорителя. Мужской бас монотонно повторяет объявление о построении на обед.
Местную еду сами узники называют «баландой» или «хавчиком». Из столовой доносится запах капусты: сегодня в меню щи, каша с котлетой и компот.
В 14:00 снова даётся команда на общую проверку заключённых. Ильдар Хузагарипов обходит и осматривает каждого осуждённого. После — узники отправляются на свои рабочие места, начальник отряда — в свой кабинет.
Исправительная колония № 18 находится в промышленном районе Казани. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
«Я посредник между администрацией колонии и отбывающим наказание», — объясняет сотрудник УФСИН, сидя в своём небольшом офисе. В течение дня он принимает осуждённых по личным вопросам. К «отряднику» (так сами осуждённые называют начальника отряда) могут обращаться с любой проблемой.
«Например, шапка износилась и нужно получить со склада другую. Осуждённый хочет подать жалобу или ходатайство — тоже идёт ко мне», — говорит надзиратель, перелистывая толстую папку с фамилией одного их узников. Ильдар Хузагарипов изучает личные дела заключённых отряда № 6. Если у человека есть нарушения, готовит документы на дисциплинарную комиссию. Два раза в неделю комиссия рассматривает тяжесть проступков, совершённых осуждёнными в стенах колонии, и назначает меру дисциплинарного воздействия.
«Хочу жениться. Можно написать заявление?» — обращается 20-летний Тимур Гареев к начальнику отряда. Парень сидит уже три года, но осталось ему ещё два.
Тимур Гареев работает в исправительной колонии звукорежиссёром. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Свою будущую жену Тимур не любит и женится вопреки воле родителей из-за того, что «нужен человек, который был бы рядом». «Я знаю, что такое любовь, и пишу об этом песни, записываю их на диски, — улыбается он, показывая место своей работы — звукозаписывающую студию. — С 12 лет увлекался музыкой, а здесь у меня появился сольный альбом «Система машет». Один из треков просочился на свободу, и его играли в казанских клубах. Затем я уже сочинял композиции на заказ», — гордится он своим творчеством. По его словам, за пределами колонии молодой музыкант известен как Тимур Лайт. Когда-то он заканчивал театрально-вокальную школу, а позже — просто не повезло. За что попал в колонию, он умалчивает.
Осуждённые сочиняют песни и записывают их на диск. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
«Счастливчики» и свидания
Начальник отряда готовит личные дела осуждённых на поощрение. Таковым, например, может быть дополнительное длительное свидание, которого узники ждут с нетерпением и считают за особое везение. «Осуждённые имеют право брать трёхдневные свидания. На этот период заключённого вместе с родственником селят на три дня в отдельное помещение. В колонии таких осуждённых называют счастливчиками. При строгих условиях отбывания наказания такие свидания бывают раз в год, при общих условиях — три раза, при облегчённых — четыре встречи. В качестве поощрения администрация может разрешить дополнительное свидание, — перечисляет Хузагарипов. — Я составляю графики, кто и когда сможет увидеться с родными».
Ходатайство на условно-досрочное освобождение осуждённый может подать после того, как отсидит 2/3 своего срока. Вопрос об УДО рассматривается судом по месту отбывания наказания. Во многом итоговое решение зависит именно от характеристики осуждённого начальником отряда.
Заключённый Асхад Хайранасов выйдет на свободу через 10 месяцев. В колонии он находится уже седьмой год. «Случайная драка, случайное преступление, — смущённо говорит он о причине своего пребывания здесь. — Но каждое преступление должно быть наказано».
Асхад Хайранасов через 10 месяцев выйдет на свободу. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
На свободе Асхад Хайранасов был техником-механиком, а за колючей проволокой открыл в себе новый талант: стал мастером по резьбе по дереву. Теперь мечтает, что на воле займётся изготовлением качественной мебели и, возможно, откроет свой бизнес.
Человек с чутьём психолога
«Работа начальника отряда — это творческая работа, — считает Ильдар Хузагарипов. — С кем-то приходится общаться строго, с кем-то — мягче». Раньше на эту должность назначали людей не моложе 30 лет. К этому времени человек уже морально-психологически сложился и принимает ответственные решения, имеет жизненный опыт. Сейчас должность начальника отряда может занять бывший военный (поскольку методика управления отрядом схожа с командованием войсковым подразделением) с педагогическим образованием (желательно) и без судимостей.
Считается, что начальник отряда выполняет важную функцию по воспитанию осуждённых, поэтому должен обладать чутьём психолога.
«Иногда человека нужно на позитив настроить, спросить, как у него дела. Этим у него никто за целый день может и не поинтересоваться, кроме меня. В ИК № 18 попадают преступники, которые впервые получили наказание в виде лишения свободы. Они не матерые уголовники, и многие из них после этого «урока» не вернутся в преступный мир», — надеется Ильдар Хузагарипов.
Спасают вера и книги
В библиотеке колонии ровно 2713 книг. Марат Юсупов, отбывающий наказание за незаконное приобретение и хранение наркотиков, знает каждую из них. «Здесь фантастика, тут классика, зарубежная поэзия, а на той полке стихи на татарском языке», — показывает он. Подобно известному персонажу голливудского фильма («Побег из Шоушенка»), он добивается пополнения каталогов литературы: упрашивает городские библиотеки пожертвовать лишние книги в колонию, а также просит друзей привезти книги из дома. «В моей картотеке записаны 334 человека. Это значит, что почти треть колонии читает книги», — резюмирует он.
Марат Юсупов — библиотекарь в колонии. Он знает здесь все книги. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Священник в маленькую церковь в колонии приходит по определённым дням. Присматривает за приходом 41-летний Евгений Сабанов, осуждённый за убийство. «Я не верил в Бога. Он мне раньше не был нужен, — говорит задумчиво заключённый. — Пришёл к вере от безысходности, от пустоты в душе. Сидел, сидел, а потом начал молиться. Сейчас лишь об одном Его прошу: чтобы принял он наше покаяние и молитвы подобных мне».
Евгений Сабанов в колонии уверовал в Бога. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Такого большого количества икон и картин на церковную тематику нет ни в одном храме Казани. Стены церкви пестрят библейскими сюжетами, есть даже копия «Тайной вечери», срисованная с картины Леонардо.
Стены маленькой церкви в колонии увешаны картинами и иконами. Их рисуют сами заключённые. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
К 16:00 начальник отряда идёт беседовать с преподавателями школы и профессионального училища об успеваемости осуждённых.
На обратной дороге заходит на производство. В швейном цеху звучат «Белые розы» Шатунова, около десятка мужчин шьют рабочую одежду.
Осуждённые в швейном цеху. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
После ужина в 19:00 отряд № 6 снова строится во дворе. После очередной проверки осуждённых Ильдар Хузагарипов отправляется домой. А жизнь в колонии продолжается и утихает только к отбою в 21:45.
Деятельность персонала ИУ включает ряд функций. Во-первых, это решение социальной задачи, связанной с профилактикой преступности, ресоциализацией осужденных, выступающих в роли социального объекта. Во-вторых, выполнение названной функции невозможно без укрепления режима; раскрытия и расследования правонарушений, совершенных во время отбывания наказания; проведения целенаправленной воспитательной работы с осужденными; организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучения; психологической подготовки осужденных и сотрудников; оптимальной организации труда и их трудоиспользования (В. А. Фефелов, Г. И. Королев, В. С. Генералов, 1980).
Каждый вид деятельности персонала кажется автономным. Однако непохожие по применяемым способам и средствам виды деятельности совпадают по своим внутренним параметрам, а именно: имеют общий социальный объект - осужденных. При этом личность осужденных претерпевает изменения в связи с теми или иными обстоятельствами. Например, с возникновением организованной преступности структура личности значительно изменялась, становясь более негативной, в результате увеличивался удельный вес тяжких преступлений.
Гуманизация уголовно-исполнительной системы усложнила объект социальной деятельности сотрудника исправительного учреждения. Возросла значимость процесса ресоциализации осужденного и умений диагностировать такие характеристики личности, как степень выраженности его криминальной направленности; сопротивляемость воспитательным воздействиям; опыт преступной деятельности; цели и мотивы осужденных в условиях изоляции; особенности связей осужденных с окружающей средой и внешним миром.
Таким образом, деятельность персонала многофункциональна. В ней выделяются следующие основные подструктуры:
а) социальная;
б) юридическая;
в) производственно-хозяйственная;
г) психолого-педагогическая (воспитательная);
д) организационно-управленческая (В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, 1975).
Социальная подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения направлена на реализацию уголовно-исполнительного законодательства в плане ресоциализации осужденных. Сотрудники ИУ общаются со специфическим контингентом людей, имеющих значительную деформацию нравственных качеств и потребительские взгляды на жизнь.
Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надлежащего исполнения уголовного наказания в отношении осужденных к лишению свободы.
В процессе исполнения уголовного наказания сотрудникам исправительного учреждения приходится сталкиваться со многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, финансовым, наследственным, поскольку жизнь осужденного в местах лишения свободы строго регламентирована различными правовыми нормами. Для успешного осуществления юридической сферы деятельности у персонала пенитенциарного учреждения должно быть сформировано правовое мышление и привита правовая культура. Только при этом условии он может знать, как оказывать юридическую помощь осужденному, стать защитником его интересов и прав. Уважение к законам должно стать личным убеждением каждого сотрудника.
Производственно-хозяйственная подструктура определяет участие ИУ в организации трудовой занятости осужденных. Поэтому всем его сотрудникам необходимы элементарная экономическая подготовка, знание техники, на которой работают осужденные.
Психолого-педагогическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с умением диагностировать личность и среду осужденных и педагогически правильно воздействовать на них. Исправление и ресоциализация осужденного, оказание ему психологической помощи и преобразование негативной среды составляют суть психолого-педагогической работы.
Организационно-управленческая подструктура деятельности сотрудника исправительного учреждения требует организационных умений и навыков управления общностями осужденных. Без упорядочения жизни и деятельности осужденных и сотрудников невозможно выполнение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
Все подструктуры деятельности сотрудников тесно взаимосвязаны. «Так, надлежащее обеспечение исполнения и отбывания уголовного наказания во многом зависит от четкости организации режима и управления, а эффективность психолого-педагогического воздействия на осужденных с целью их исправления и ресоциализации - от осуществления совокупности всех подструктур деятельности» (В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, 1975). Осуществление стоящих перед исправительным учреждением задач, успех работы учреждения во многом определяются координацией и взаимосвязью, целенаправленностью работы в отрядном звене.
Особенности функциональной деятельности сотрудников исправительных учреждений заключаются в специфике, связанной с процессом ресоциализации преступников. Отряд возглавляет начальник, на которого возложена основная работа по исправлению осужденных. Он несет персональную ответственность за выполнение всего объема работы, проведение индивидуально-воспитательной работы, изучение личности осужденного, системы его неформальных взаимоотношений, проведение аттестаций в связи с подготовкой к условно-досрочному освобождению, переводу в колонию-поселение, помилованию и другими изменениями правового и социального статуса осужденных.
Начальник отряда проводит регулярные собрания осужденных, принимает их по личным вопросам, разъясняет положения уголовно-исполнительного законодательства, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, решает проблемы бытового и трудового устройства, контролирует процесс общеобразовательного, правового и производственного обучения; обеспечивает соблюдение законных требований осужденных, анализирует условия и причины совершения преступлений, проводит работу по профилактике и раскрытию преступлений, вносит предложения по поощрению и наказанию осужденных, разрешает возникающие в их среде конфликты.
Результаты своей деятельности начальник отряда фиксирует в отчетной документации, где отражает сведения о личности осужденных: паспортные данные, характер совершенного преступления, длительность наказания, величину иска, характер и психологические черты поведения, склонность к азартным играм, правонарушениям, побегу, меры поощрения и взыскания, результаты воспитательной работы, выполнение производственного плана, заработок и др.
Через начальника отряда идет общение осужденных с внешним миром: в его ведении вопросы переписки с родственниками, организации свиданий, отправки запросов в различные инстанции, регистрации актов гражданского состояния, проведения различных выплат осужденным через бухгалтерию и многие другие.
Чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, начальник должен изучать и понимать психологические особенности осужденных, выявлять среди них лидеров, контролировать процессы образования неформальных групп с отрицательной направленностью, знать способы их разобщения, вовлекать осужденных в просоциальную деятельность, вести с ними беседу, диалог и дискуссию, применять на практике средства и методы психологической коррекции поведения, проводить работу по подготовке осужденных к жизни на свободе.
Сотрудники оперативной и режимной служб проводят дознание и неотложные следственные мероприятия, работу по ликвидации группировок отрицательной направленности, осуществляют розыск лиц, совершивших побег, проводят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, взаимодействуют с подразделениями охраны по организации надзора за осужденными, используют тактические приемы, силы и средства при ликвидации чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, неповиновения администрации, захватов заложников).
Инженерно-технический персонал непосредственно занят решением производственных задач и не только должен обладать специальными знаниями и умениями, связанными с особенностями организации трудовой деятельности осужденных, но и помочь определенной категории осужденных выбрать профессию и овладеть специальностью, сформировать мотивацию к труду.
В сферу компетентности работников производства входит, помимо этого, и изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, а также принятие мер по предупреждению преступлений на рабочих местах. При решении этих задач персонал координирует свои усилия с теми сотрудниками исправительного учреждения, которые обеспечивают режим содержания и процесс исправления осужденных.
В силу специфики служебной деятельности весь личный состав должен быть также готов к участию в мероприятиях по борьбе с массовыми эксцессами, проведению операций по освобождению заложников, использованию табельного средства связи, владению личным оружием и приемами самозащиты, управлению транспортными средствами, оказанию первой медицинской помощи (А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов, 1997).
В исправительном учреждении существует много должностей, отражающих разнообразные направления его деятельности: оперативной, службы безопасности, воспитательной, инженерно-технического обеспечения и др. Вместе с тем существует общее направление, объединяющее всех сотрудников и позволяющее выделить характерные для них функции: исследовательско-диагностическую; организаторскую; педагогическую (собственно воспитательную); психологического сопровождения и прогнозирования поведения осужденных.
Успешность процесса исправления и ресоциализации осужденных во многом определяется информацией, которой располагает сотрудник о конкретном осужденном, а также об их общностях. Поэтому исследовательско-диагностическая функция является первичной. От информационной достаточности зависит выбор конкретных программ воздействия, соответствующих методов психолого-педагогического влияния на осужденных. Сбор информации обусловливается степенью подготовленности сотрудника, владения им методиками диагностики личности и среды осужденных. В процессе такой деятельности сотрудник должен уметь определить объекты изучения (личности, официальные или неформальные группы осужденных и т. п.), а также установить периодичность или систематичность обследования с учетом поведения осужденных, выбрать методы и приемы сбора информации и т. д.
Организаторская функция сотрудников ориентирована на меры по упорядочению деятельности групп осужденных и управление ими: рациональное использование сотрудниками рабочего времени; планирование служебной деятельности (как текущее, повседневное, так и перспективное); рационализация работы с документами; использование оргтехники и ЭВМ в целях совершенствования организации труда.
Организаторские способности сотрудников проявляются при комплектовании отрядов, распределении осужденных по бригадам (отделениям), налаживании работы самодеятельных организаций, решении текущих вопросов жизни осужденных (перевод из бригады в бригаду, определение на работу или учебу, перевод на другие виды режима и условия, представление к условно-досрочному освобождению и т. п.).
Воспитательная (педагогическая) функция сотрудника исправительного учреждения заключается в его участии в воспитательных мероприятиях и оказании психологической помощи осужденному. Речь прежде всего идет о составлении совместно с психологом программ или планов индивидуальной работы с конкретным осужденным, оценке степени изменения поведения осужденного и его ресоциализации. Воспитательная функция может быть реализована через участие в работе совета воспитателей, методических комиссий, подготовку методических разработок по общению и распространению педагогического опыта, применению современных психолого-педагогических методов воспитания. Воспитательная деятельность сотрудника ориентирована не только на индивидуальную работу, но и на формирование самодеятельных организаций осужденных, преодоление воздействия отрицательно направленных групп осужденных на других.
С воспитательной прямо связана функция психологического корректирования и прогнозирования поведения осужденных 1 .
Прогнозирование позволяет ставить реальные задачи в исправлении и ре-социализации в зависимости от уровня криминализации осужденных, срока наказания и воспитательных возможностей, имеющихся в распоряжении сотрудников исправительного учреждения. Психолого-педагогическое проектирование может быть ориентировано на изменение качеств или глубинную перестройку личности. Совместно с психологом начальник отряда и другие сотрудники должны уметь прогнозировать ход процесса адаптации освобожденных к условиям жизни на свободе и в связи с этим составлять конкретные рекомендации для органов внутренних дел с учетом потенциальной готовности освобожденных совершить новое преступление.
Итак, в деятельности сотрудников ИУ выделяются побуждающий, познавательный, эмоциональный, коммуникативный и волевой блоки.
Побуждающий блок находит свое выражение в профессиональных ценностях, целях и мотивах деятельности сотрудника. Основную роль при этом играют мотивы должностного поведения, которые тесно связаны с ценностными ориентациями и профессиональными целями. Мотивы обеспечивают степень побуждения, активности и волевых усилий сотрудников при решении служебных задач. Профессиональный интерес, долг, ответственность, мастерство положительно влияют на деятельность. К числу факторов, снижающих мотивацию и интерес к служебной деятельности, относятся:
Неясность и нечеткость применяемых критериев оценки работы и достигаемых результатов;
Частое вмешательство вышестоящих должностных лиц в процесс выполнения должностных обязанностей;
Неравномерность служебной загруженности различных отделов и служб;
Наличие постоянных служебных поручений, выходящих за рамки обязанностей по занимаемой должности (А. И. Папкин, 1990).
1 В разделе «Воздействие и исправление» подготовленного Институтом американского права, объединяющим около 1,5 тысячи правоведов и практических работников в сфере исполнения уголовного наказания, проекта примерного Уголовного кодекса США, принятого в качестве официального документа, изложены основные задачи, цели и содержание исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для возглавляемого им учреждения соответствующей программы, рассчитанной, насколько это осуществимо, на то, чтобы подготовить каждого заключенного к принятию на себя ответственности за свое дальнейшее поведение, и на то, чтобы он мог сообразовать свое поведение с требованиями закона.
Современные исправительные учреждения должны ставить перед собой цели социального восстановления.
Эмоциональный блок деятельности сотрудников обусловлен переживанием и проявлением чувств, связанных с особенностями их служебных обязанностей. Оптимальное эмоциональное возбуждение (стресс) положительно влияет на деятельность. Однако дистрессы, вызванные теми или иными фактами у психологически не подготовленного сотрудника, могут блокировать деятельность или вызвать частичную потерю работоспособности. К числу основных стрессов, вызывающих большое эмоциональное возбуждение у сотрудников, относятся: повышенная угроза жизни и здоровью, ответственность за принимаемые решения, внезапная необходимость принять обоснованное решение.
Психологическая неготовность части сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях (групповые эксцессы осужденных, массовые беспорядки, захваты заложников, отказ от приема пищи, нападение и угрозы) требует юридической защиты и системы специальных упражнений и тренировок. Вопросы психологической готовности сотрудника, преодоления стрессов, разрешения возникающих проблем входят в волевой блок деятельности. Он связан с проявлением таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость, дисциплинированность, организованность, самостоятельность и инициативность.
Коммуникативный блок деятельности сотрудников отражает взаимоотношения участников совместного труда. Без общения, обмена информацией о состоянии исправительно-трудового процесса, взаимопомощи и взаимодействия совместная деятельность работников ИУ невозможна. Прежде всего следует выделить контакты работников по вертикали (руководитель - подчиненные) и по горизонтали (между равными по должностному положению сотрудниками). Контакты могут быть стабильными, периодическими и эпизодическими.
Большое значение в служебном взаимодействии приобретают личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам. Исследования показывают, что у успешно работающего руководителя есть следующие профессиональные качества: компетентность, требовательность и справедливость, умение работать с людьми, принципиальность, порядочность (воспитанность, честность, этичность), знание подчиненных, умение видеть перспективу, самокритичность, обязательность. Эффективно работающий рядовой сотрудник характеризуется следующими качествами: профессионализм, исполнительность, психологическая совместимость с коллегами, готовность к взаимопомощи, дисциплинированность, соблюдение субординации, трудолюбие, порядочность, добросовестность, самокритичность, инициативность.
Процесс взаимодействия, его успешность в определенной мере зависят от того, насколько конкретный сотрудник соответствует требованиям другого, предъявляемым как к деятельности, так и к личности человека, занимающего определенную должность. При контакте сотрудников происходят взаимное психологическое влияние их друг на друга, оценка результативности их действий и корректировка дальнейшего поведения. Познавательный блок в деятельности сотрудников чрезвычайно важен и требует отдельного и более подробного рассмотрения.