(Проверяй по вопросу!)
От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.
Муж. и Ср.род. |
Множ.число |
|||||
ый, ий, |
ое, ее |
ая, яя |
ые, ие |
|||
ого, его |
ой, ей |
ых, их |
||||
ому, ему |
ой, ей |
ым, им |
||||
ый, ий |
ое, ее |
ую, юю |
ые, ие |
|||
ым, им |
ой/ою/, ей/ею |
ымы, ими |
||||
ом, ем |
ой, ей |
ых, их |
Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.
24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .
Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь
25. Правописание безударных окончаний глаголов.
Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Спряжение глаголов в настоящем времени
I спряжение |
II спряжение |
|||
Мн. число |
||||
Неопр. форма |
Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться |
Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть . |
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
поставить глагол в начальную форму.
определить спряжение.
проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа
(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)
определить окончание данного глагола.
Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им
26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.
Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.
27. Правописание –тся и –ться в глаголах.
что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься
- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.
стере чь , стричь.
Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;
перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться
28. Правописание ы и и после ц.
Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква ы после ц пишется:
в окончаниях и суффиксах:
куниц ын , птиц ы
в корнях слов – исключений:
цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
овцой лестницей
мячом тучей
шалашом крышей
плащом товарищем
чертежом сторожем
30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.
Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:
Замоч - замоч и
платоч ЕК - платоч К и
ореш - ореш и
лист - лист и
ключ ИК - ключ ИК и
сад - сад и
31. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: поездка
Окончание (измени число или форму)
Основа (часть слова без окончания)
Корень (подбери несколько однокоренных слов)
Приставка (перед корнем)
Суффикс (после корня)
Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.
32. Разбор предложения
а) По членам предложения.
Подчеркните главные члены предложения,
выпишите слова парами с вопросами.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые
туманы (что делают?) плывут
плывут (куда?) к облакам
б) По частям речи.
Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Например:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Красивые птички сели на ветку.
Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)
Тема: Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.
Цели: обобщение и систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»;
Образовательные задачи урока :
обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного
закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;
отрабатывать умение правильно определять безударные падежные окончания;
совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные задачи урока:
воспитание познавательного интереса, бережного отношения к птицам, расширение кругозора учащихся, эстетического отношения к природе.
Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная,групповая, индивидуальная.
Оборудование:
таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа;
алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
показ слайдов на мультимедийном устройстве;
карточки с заданием; контрольный вопрос.
Ход урока:
Ι. Орг. момент. Слайд №1
— Ребята, сегодня у нас гости.
— Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится.
ΙΙ. Минуты чистописания.
— Ребята, на уроке русского языка мы учимся не только правильно писать, но и красиво. Слайд №2
Начнём урок с минутки чистописания.
— Какие способы соединения букв в сочетании оро вы знаете? (верхнее и нижнее)
Показываю на доске.
— Запишите чередуя.
На доске:
Сто сорок и сто сорок двести сорок.
— Прочитайте предложение про себя. Верно ли высказывание?
— Что у нас получится?
— Запишите, обратите внимание на соединение оро. Оцените себя.
ΙΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока. Слайд №3
— Ребята, отгадайте загадку::
Запорошила дорожки,
Разукрасила сережки,
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница … (зима).
— Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.
На доске: В серебристом и сыром туман…
Светло и пусто на полян…
От зимней стуж… и метел…
Давно уж птицы улетели.
— Прочитайте (один ученик читает вслух)
— Чем мы можем помочь зимующим птицам? (делать для них кормушки, подкармливать их).
— Какие буквы пропущены? Докажите.
— Почему мы проверяли данные окончания?(они безударные)
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударных падежных окончаниях имен существительных) Слайд №4
— Какую задачу мы поставим перед собой (правильно писать безударные падежные окончания?) Слайд №5
— Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания? Слайд №6
1 шаг — определяем падеж
2 шаг — определяем склонение
3 шаг – или подставляем слово – ключ, или вспоминаем окончание.
IV . Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных. Слайд №7
— Назовите из четверостишия слова 1 склонения (поляна, стужа, птица), 2 склонения (туман), 3склонения (метель). Слайд №8
— Как правильно определять склонение? (обязательно ставить существительное в начальную форму)
— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)
— Сколько падежей в русском языке?
— Давайте вспомним падежные вопросы. (показываю рисунок-подсказку, назовите падеж, вопрос, предлоги).
— Изменение по падежам – это постоянный или непостоянный признак существительных?
— Назовите непостоянные признаки сущ. (падеж, число) Слайд №9
— Постоянные признаки? (род, склонение, одушевленность, неодушевленность). Слайд №10
V . Графический диктант
— Давайте проверим. Как мы умеем определять падежи.
— 7 словосочетаний.
1. Заблудился в лесу;
2. Перепрыгнул через лужу;
3. Вышел из ворот;
4. Идет по тропинке;
5. Беспокоились о сыне;
6. Отвечал у доски;
7. Подошли к ели.
— Проверим (Слайд №11 )
— У кого ошибки? В каком номере?
— Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).
— А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)
VI . Подготовка к основному этапу. (Словарный диктант)
— Теперь вспомним правописание словарных слов.
— Запишите имена существительные в нужном падеже.
1 медведь – П.п,
2 аллея – Д.п,
3 березка – Р.п,
4гореть – В.п,
5 деревня – П.п,
6 Москва – Д.п.
— Какое слово вы не записали? Почему? (гореть – глагол, по падежам глаголы не склоняются)
— Проверьте еще раз, выделите окончания.
— Какое слово здесь лишнее? (Москва)
— Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)
— Давайте проверим, какие окончания вы написали. Слайд № 12
— Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, правильно подставлять слово-ключ)
Слайд №13
Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.
VI ΙΙ.Работа в парах. Распознавание признаков имен существительных.
— Ребята, наши учебники заскучали.
— На стр.133, нашли упр.262 (2 пословицы). Объясните значение.
— Давайте поиграем в «Телефон».
— Запишите выделенные слова.
— Определите к ним номера телефонов из первых двух пословиц.
— Работаем в парах, по таблице.
— Проверим. Слайд №14
— У кого другие номера?
— Очень хорошо поработали в парах.
Вывод: Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (должны уметь правильно определять падежи, склонение )
Число | Склонение | Падежи | Роль в предложении | ||
1 Существительное | 1 Единственное | 1 Женский | 1 – ое | 1 Именительный | 1 Подлежащее |
2 Прилагательное | 2 Множественное | 2 Мужской | 2 — ое | 2 Родительный | 2 Дополнение |
3 Средний | 3 — ое | 3 Дательный | 3 Определение |
||
4 Винительный | |||||
5 Творительный | |||||
6 Предложный |
ΙX . Физкультминутка. Слайд №15
— Ребята, я замерзла, давайте вспомним лето.
X . Групповая работа.
— Ребята, а теперь работаем группами. Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)
— Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)
Прочитайте текст, найдите ошибки. Сверху подписывайте слова-ключи.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снег ам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.
— Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем) . Поднимите руки, кто с ними согласен.
— На какую орфограмму эти ошибки?
Вывод: Мы опять работали над правописанием безударных падежных окончаний.
XΙ. Знакомство с новым словом. Слайд №16
— Во что наряжаются деревья зимой?
Серебро. Вывешивается табличка.
— Это новое словарное слово. Запишите, поставьте ударение.
— Где находится непроверяемая безударная гласная? (в первом слоге). Отметьте.
— Что обозначает это слово. Драгоценный металл серовато-белого цвета с блеском.
— Найдите однокоренные слова, отметьте корень.
Серебристый
Серебрить
Засеребрить
Серебряный
— Составьте словосочетания. (Серебряное копытце, цепочка, купить серебро, серебриться инеем, на солнце).
— Слово серебро используется в русском языке и в переносном значении, когда мы говорим о чем-то сверкающем, блестящем.
Открывается картина на слайде. Слайд №17
— Составьте предложения по картине, используя новое словарное слово.
— Одно предложение запишем на доске.(1 ученик работает у доски)
— Назови орфограммы? (серебро — безударная гласная е в первом слоге).
— Выполните синтаксический разбор. (Деревья опушились серебряным инеем.)
Вывод: Какую букву запоминаем в слове серебро? (букву е в первом слоге)
XΙΙ. Творческая работа. (Работа по картине «Зимний лес») Слайд №18, музыка
— Ребята, я для вас приготовила карточки, зима опять решила над вами пошутить.
— Что не так на ваших карточках? (Пропали все имена существительные).
— Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.
Зимний _________похож на ________.
Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.
Стройная ___________ укрылась мягким ________.
Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.
На _________ сосны суетится _______.
Как прекрасен зимний _________!
Кто закончил? Продолжите.
— Подчеркните безударные падежные окончания
(Два ученика читают).
В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).
— Подчеркните.
XΙI Ι.Контроль и самопроверка знаний.
— Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.
Всего три вопроса.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п.
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад_, о морков_, около березк_;
Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.
— Проверим (ставим + и -).
— У кого нет ошибок?
В каком номере ты ошибся?(завтра опять будем работать над этой же темой, все наши ошибки разберем)
XΙV. Домашнее задание.
Упражнение 263, ответить на вопросы, подготовиться к тесту.
Задание повышенной сложности: по этим вопросам подготовить тест (небольшой)
XV. Итог урока. Рефлексия .
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— Как вы оцениваете свою работу?
Расскажите по схеме:
— узнал …(новое словарное слово, лучше понял тему, новые пословицы, познакомился с новыми словами корректор)
Сегодня на уроке — научился … (правильно писать окончания, падежи, склонения)
— могу похвалить себя… (писал красиво, без ошибок, отвечал много)
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
- буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
- буква и
:
- в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
- в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
- в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
- В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
- В родительном падеже множественного числа существительных на -ья
и -ье
в безударном положении пишется -ий
, под ударением — -ей
, например: лгу́ний
(лгунья), разду́мий
(раздумье),
но стате́й
(статья), скаме́й
(скамья)
. Исключения: ру́жей
(ружьё), платьев
(платье), устьев
(устье), верховьев
(верховье), низовьев
(низовье).
У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) . - Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .
Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.
2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Пример:
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.
Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .
Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу .
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .
Окончания:
1-е склонение: -и, -ы.
2-е склонение: -а, -я.
3-е склонение: -и.
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .
Окончания:
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -у, -ю.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .
Окончания:
1-е склонение: -у, -ю.
2-е склонение: -а, -я.
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .
1-е склонение: -ой(-ей).
2-е склонение: -ом(-ем).
3-е склонение: -ю.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -е.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.