Основные правовые режимы в мчп. Режимы в международном частном праве

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан , и устанавливается, как правило, по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и (например, по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву .

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам , например соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций .

Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе , замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства , является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Так, Гражданским кодексом предусмотрено, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

На основе национального режима предоставляются судебная защита, трудовые и иные права. Однако что касается международных торговых договоров, то национальный режим предоставляется в ограниченном числе случаев. В тех случаях, когда он все-таки предоставляется, то предусматривается свободный доступ иностранных граждан и юридических лиц в суды.

В рамках международного частного права действует такой режим, как режим наибольшего благоприятствования. Этот режим необходимо отличать от национального режима. Суть данного режима заключается в том, что в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятст-вуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

20. Взаимность: понятие и виды. Реторсии в МЧП

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Коллизионные вопросы право- и дееспособности физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица

Это lex personalis. Два варианта его:

1) lex patriale-закон граждансва,прим-ся в странах романо-германскойсистемы права (франция,германия,швейцария). Личным законом физич-го лица явл-ся закон того гос-ва гр-ном кот-го он явл-ся

2)lex domicilii-закон местожитеьсва,прим-ся в странах англосаксонской системы права (сша,канада,новая зеландия, австралия).

lex personalis-личный закон физич лица, как колиз-ная привязка прим-ся:1)когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновени и окончания правоспособности физич-го лица 2)для определения объма правоспособности 3)для определения момента полной дееспособности физич-го лица (для рф -18лет, сша -21год, кубы-16лет, иран-14лет) 4)для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным,ограниченно деесспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны,до14 лет-частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны 5)для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет. Признание лиц старше 25 лет умершими осуществляется не ранее чем через 10лет, а лиц старше 70 лет –не ранее чем через 5 лет) 6)для опреледения порядка установления опеки и попечительства; для решения вопросов усыновления; для решения вопросов cвязанных с наследованием имущества.

Гражданская правоспособность физ лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев установленых законом. Личным законом физич-го лица считается право страны гражданство кот-й этой лицо имеет.Если лицо наряду с российк-м гр-вом имеет и иностранное гражданство его личным законом явл-ся российское право. Если иностр гр-н имеет место жительства в РФ то его личным законом явл-ся российское право. При наличии у лица нескольких иностр-х гражданств личным законом считается право страны в кот-й это лицо имеет местожительства. Личн зак беженца-право страны предоставившей убежище. Личн зак лица без гражд-ва –право страны в кот-й этой лицо имеет местожит-ва. Гражданская дееспособность физ лица определяется его личным законом.


Похожая информация.


Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливаетсятрадиционно по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (например, по конституции)

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

Режим наибольшего благоприятствования, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. По϶ᴛᴏму иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, например ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, кᴏᴛᴏᴩые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некᴏᴛᴏᴩым категориям иностранцев, обычно зависят от того, будет ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на ϲʙᴏбодный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, будет одновременно документом, удостоверяющим личность)

Временно проживающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, кᴏᴛᴏᴩый не имеет документа, удостоверяющего личность)

Временно пребывающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Законодательством и международными договорами предусматри-

ваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим

Режим наибольшего благоприятствования

Специальный режим

Режим взаимности

Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

доставляемой настоящей Конвенцией.

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

ципа взаимности.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

жданства третьего государства.

ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

навливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

ционального режима федеральными законами могут быть установлены

изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

сийской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметить

отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

вии с федеральными законами.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

праве аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

зывают режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

пой государств) другому государству (группе государств) определенного

режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

ской Федерации.

ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

ничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

венно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставление

иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

происхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

зательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

сударства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права, международ-

ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством

Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

регулирования внешнеторговой деятельности»).

номических интересов Российской Федерации при осуществлении

внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

введения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

этого государства в Российскую Федерацию.