В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления -органы общей и специальной компетенции.
К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.
Органыспециальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.
К первой группе принадлежат органы, осуществляющиенадведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.
Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:
Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических программ;
Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей природной среды;
Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;
Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;
Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;
Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;
Проводить обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;
Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением экологических норм и правил;
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;
Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Другая группа органов государственного экологического управления осуществляетведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В число органов специальной компетенции входят также некоторые органы, которые выполняют лишьотдельные функции в сфере экологического управления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплексов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.
Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и положениями о соответствующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 г. и др.
21. Система органов экологического управления. Их функции.
В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.
К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.
Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.
К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.
Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:
Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических программ;
Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей природной среды;
Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;
Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;
Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;
Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;
Проводить обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;
Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением экологических норм и правил;
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;
Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Другая группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В число органов специальной компетенции входят также некоторые органы, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического управления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплексов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.
Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и положениями о соответствующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 г. и др.
Понятие и принципы
Это реализация экологической функции государства.
Государственное экологическое управление - это деятельность компетентных государственных органов, направленная на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.
Два направления экологического управления:
Управления использования
Управление охраны
Принцип обособления и координации в этих направлениях.
Государственное экологическое управление осуществляется в рамках общего управления и наиболее тесно связано с экономическим управлением (хозяйственным), но между ними есть принципиальные отличия в целях и основаниях.
Цель экономического управления: развитие экономики.
Цель экологического управления: сохранение, либо восстановление. Носит экстенсивный характер.
Основания экономического управления: социальные законы, которые вырабатываются в процессе развития общества.
Основания экологического управления: социальные, либо естественные законы.
Принципы:
Ст. 3 ФЗ Об охране окружающей среды»
1. Принцип устойчивого развития
2. Принцип ответственности государства за состояние окружающей среды
3. Принцип независимости контроля
4. Принцип презумпции экологической опасности планируемой деятельности
5. Принцип обязательности ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)
6. Принцип участия общественности и гласности
1987 год – конец третьего периода развития экологического права.
Органы общей и специальной компетенции
Органы общей компетенции - те, для которых экологическая функция не является единственной или основной (Правительство РФ).
Специально уполномоченные органы – экологическая функция является единственной или основной.
Надведомственные (осуществляющие управление в отношении нескольких природных ресурсов). Министерство природных ресурсов
Министерство природных ресурсов - это федеральный орган государственной власти, проводящий политику в сфере изучения, производства, охраны, координирующий в этой сфере деятельность иных государственных органов исполнительной власти и осуществляющий управление фондом недр, лесов и водным фондов.
Лимитирование и лицензирование.
Ведомственные (отраслевые) – в отношении отдельных видов природных ресурсов.
Сейчас система разрушена.
Министерство сельского хозяйства: государственный комитет по рыболовству, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Последние два между собой смежные.
Функциональные органы
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Иногда включают Федеральное агентство по туризму
Под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.
Виды экологического управления:
Государственное
Муниципальное
Общественное
Производственное
Полномочия органов управления:
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);
установление федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
организация и проведение государственной экологической экспертизы ;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования , формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм , установленных на федеральном уровне;
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде , причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения , управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Это реализация экологической функции государства.
Государственное экологическое управление - это деятельность компетентных государственных органов, направленная на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.
Два направления экологического управления:
Управления использования
Управление охраны
Принцип обособления и координации в этих направлениях.
Государственное экологическое управление осуществляется в рамках общего управления и наиболее тесно связано с экономическим управлением (хозяйственным), но между ними есть принципиальные отличия в целях и основаниях.
Цель экономического управления: развитие экономики.
Цель экологического управления: сохранение, либо восстановление. Носит экстенсивный характер.
Основания экономического управления: социальные законы, которые вырабатываются в процессе развития общества.
Основания экологического управления: социальные, либо естественные законы.
Принципы:
Ст. 3 ФЗ Об охране окружающей среды»
Принцип устойчивого развития
Принцип ответственности государства за состояние окружающей среды
Принцип независимости контроля
Принцип презумпции экологической опасности планируемой деятельности
Принцип обязательности ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)
Принцип участия общественности и гласности
2. Система органов экологического управления
1987 год – конец третьего периода развития экологического права.
Органы общей и специальной компетенции
Органы общей компетенции - те, для которых экологическая функция не является единственной или основной (Правительство РФ).
Специально уполномоченные органы – экологическая функция является единственной или основной.
Надведомственные (осуществляющие управление в отношении нескольких природных ресурсов). Министерство природных ресурсов
Министерство природных ресурсов - это федеральный орган государственной власти, проводящий политику в сфере изучения, производства, охраны, координирующий в этой сфере деятельность иных государственных органов исполнительной власти и осуществляющий управление фондом недр, лесов и водным фондов.
Лимитирование и лицензирование.
Ведомственные (отраслевые) – в отношении отдельных видов природных ресурсов.
Сейчас система разрушена.
Министерство сельского хозяйства: государственный комитет по рыболовству, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Последние два между собой смежные.
Функциональные органы
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Иногда включают Федеральное агентство по туризму
3. Функции государственного экологического управления
Наиболее общие направления.
Учет и ведение кадастров природных ресурсов
Учет природных ресурсов - сбор необходимой количественной и качественной информации состоянии природных ресурсов.
Осуществляется кадастровый учет либо по административно-территориальным единицам, либо по субъектам природопользования.
Принцип достаточности и достоверности, который означает, что сведений, которые есть в кадастре должно быть достаточно.
Государственный кадастр природных ресурсов – это совокупность достоверных необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.
Основные виды кадастра:
Государственный земельный кадастр (на основании Земельного кодекса, ФЗ О государственном земельном кадастре, ФЗ о государственном кадастре недвижимости)
Государственный водный кадастр (на основании Водного кодекса)
Лесной реестр
Лесной реестр - это систематизированный свод документированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопосадках.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Государственный кадастр объектов животного мира
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
Красная книга
Определение и проведение единой экологической политики (планирование и прогнозирование)
Осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ.
Федеральные целевые программы
ФЦП Леса России
ФЦП Мировой океан
ФЦП Питьевая вода
ФЦП Предотвращение опасных изменений климата и их последствий
Ежегодные, среднесрочные (на срок до трех лет) и долгосрочные планы Правительства РФ в данной сфере
Осуществляются в рамках общего управления и в рамках специального экологического управления.
Сейчас при прогнозировании используют веер возможности:
Веер возможности:
Экологический контроль и экологический мониторинг
Экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечивающая соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 1ФЗ «Об окружающей среде»)
Гл. 11 ФЗ «Об окружающей среде»
Базовые задачи:
Соблюдение законодательства
Соблюдение природоохранных требований
Обеспечение экологической безопасности
Природоохранные требования (экологические) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленная законами, иными нормативно-правовыми актами, природоохранными нормативами государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Виды экологического контроля (по субъекту):
Государственный
Федеральный
Региональный
Производственный
Муниципальный
Общественный
Государственный контроль:
Государственный контроль основан на принципе совмещения функций контроля и хозяйственного использования. Осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Полномочия государственных инспекторов закреплены в ст. 66 ФЗ «Об окружающей среде»:
Посещать предприятия народного хозяйства
Проверять
Предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений
Привлекать к административной ответственности
Исчезло право на предъявление исков.
Производственный контроль:
Осуществляется экологическими службами хозяйствующими субъектами за их деятельностью.
Муниципальный контроль:
В рамках муниципального образования, его силами и в рамках его деятельности.
Общественный контроль:
Рассматривается как один из способов реализации права на благоприятную окружающую среду.
Круг объектов чрезвычайно широк, в том числе и за инспекторами.
Экологический мониторинг – это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием антропогенных и естественных факторов.
Выделяются стадии:
обеспечение информацией заинтересованных лиц (дополнительная стадия)
наблюдение
Гл. 10 ФЗ «Об окружающей среде»
Организуется в районах расположения источников антропогенного воздействия.
Делится по охвату на:
Локальный (местный)
Региональный
Федеральный
Субъектом проведения является Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
Также существует отраслевой (ресурсный) мониторинг – это система наблюдения за состоянием отдельных видов ресурсов (например, мониторинг земель, лесов). Осуществляется территориальными подразделениями Министерства природных ресурсов (МПР).
Отличия экологического мониторинга от экологического контроля
контроль порождает вмешательство в нарушение
объектом контроля является деятельность человека, а объектом мониторинга является природа (ее состояние), то есть последствия деятельности человека
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ)
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Цель оценки: выявление и принятие необходимых и достаточных мер по предотвращению нежелательных последствий.
ОВОС проводится при подготовке:
Концепций, планов, программ отраслевого и территориального социально-экономического развития
Схем комплексного использования и охраны природы (ТЕРКСОП)
Градостроительной документации
Документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ
Предпроектных обоснований инвестиций в строительство
Технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектов строительства новых, реконструкции и расширения действующих, хозяйствующих и иных объектов
ОВОС осуществляется на принципе обязательности при подготовке документов по развитию объектов, в остальных случаях целесообразность определяется на региональном уровне.
Результатом ОВОС является вывод о допустимости намечаемой деятельности для окружающей среды.
Данный вывод предоставляется на экологическую экспертизу (ЭЭ)
Экологическая экспертиза (ЭЭ) - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 1995 г.
Сущностью экологической экспертизы является то, что это предварительная проверка соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям.
Предупреждение о возможных последствиях такой деятельности
Государственная
Общественная
Государственная экспертиза :
Организуется и проводится специально уполномоченными органами, сейчас Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Может проводиться на федеральном и региональном уровне
Является обязательной
Субъектами являются:
Специально уполномоченный орган, который организует ее проведение (Росприроднадзор)
Экспертная комиссия, формируемая этим органом
Заказчик документации, подлежащей экспертизе (хозяйствующий субъект)
Основывается на ряде принципов:
1. принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
2. принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации ее объекта
3. принцип комплексности ОВОС деятельности и ее последствий
4. принцип обязательности учета требования экологической безопасности
5. принцип достоверности и полноты предоставляемой информации
6. принцип независимости экспертов
7. принцип научной обоснованности, объективности и законности заключения
8. принцип ответственности участников и заинтересованных лиц
9. принцип гласности и участия общественности
Результатом является ее заключение, под которым понимается документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит: обоснованный вывод о допустимости воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы. Заключение утверждается специально уполномоченным органом
Заключение носит обязательный характер
Общественная экспертиза
Организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставом является охрана окружающей среды и проведение экологической экспертизы
Проводится до, либо вовремя государственной экспертизы
Типовые объекты экспертизы:
Проекты правовых актов
Проекты комплексных и целевых федеральных программ
Проекты генеральных планов развития территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования
Проекты схем развития отраслей народного хозяйства
Проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ
Проекты инвестиционных программ
Проекты комплексных схем охраны природы
ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности
Проекты международных договоров, договоры на природопользование, обоснование лицензий
Проекты технической документации на новую технику, технологии, новые вещества, материалы
Заключение может быть положительным, отрицательным и отрицательным с возможностью доработки. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде.
Нормирование в области охраны окружающей среды
Гл. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Нормирование в области охраны окружающей среды - это установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Стадии реализации данной функции:
Научно-исследовательская (производится обоснование нормативов)
(установление, основания разработки и пересмотра нормативов)
Контрольная (за применением и соблюдением нормативов)
Информационная (формирование и ведение единой информационной базой)
Оценка и прогнозирование последствий применения
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Выделяются следующие виды :
Нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды (например, ПДК – предельно допустимая концентрация вредных веществ);
Нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды (уровни шума, тепла, радиоактивности);
Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды (ПДК микроорганизмов или по количеству живых организмов-индикаторов состояния окружающей среды)
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при соблюдении которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Выделяются следующие виды :
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ПДВ – в воздух, ПДС – в воду, на почву)
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
Нормативы допустимых физических воздействий;
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (лимиты);
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
Нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – это нормативы, установленные в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду или ее отдельные компоненты в пределах конкретных территорий.
Государственные стандарты и иные нормативные документы – установленные требования, нормы и правила к продукции, работам, услугам, методам контроля, ограничение хозяйственной и иной деятельности и управление ею, порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и экологического управления.
Лицензирование + экологическая сертификация: обязательная и добровольная (генетически модифицируемые продукты)