Опека и попечительство как гражданско-правовой институт. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в российской федерации магдесян галина андреевна Социальное обслуживание

Опека и попечительство устанавливаются судом для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также для воспита­ния несовершеннолетних.

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства. Последние не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Недееспособный гражданин не вправе совершать никаких сделок.

Опекуны считаются законными представителями подо­печных и совершают от их имени и в их интересах все необ­ходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними 14-18 лет и гражданами, признанными ограниченно дееспособными.

Ограниченно дееспособные граждане вправе самостоя­тельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершение дру­гих сделок, в том числе получение заработка, пенсии и иных доходов, распоряжение ими, происходит с согласия попечи­теля. Ограниченно дееспособный гражданин самостоятель­но несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам, а также за причиненный им вред.

Опекунами и попечителями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане, которые назначаются органами опеки и попечительства по месту житель­ства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Над недееспособными и не полностью дееспособными гражданами, помещенными в образовательные, медицинские и социальные организации, опеку или попечительство осу­ществляют непосредственно органы опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжа­ловано в суд заинтересованными лицами.

Законодательство предусматривает случаи прекращения опеки и попечительства:

· вынесение судом решения о признании гражданина дееспособным;

· отмена ограничений дееспособности гражданина;

· наступление полной дееспособности несовершенно­летнего (достижение 18 лет, заключение несовершен­нолетним брака, эмансипация несовершеннолетнего);

· просьба опекуна, попечителя.

Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самосто­ятельно осуществлять и защищать свои права и испол­нять свои обязанности, может быть установлен .патронаж.

Патронаж осуществляет помощник, которого назначают органы опеки и попечительства. Помощник может быть на­значен с его согласия в письменной форме, а также с согла­сия в письменной форме гражданина, над которым устанав­ливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособно­го гражданина, нуждающегося в установлении над ним пат­ронажа, не может быть назначен помощником такого граж­данина.

Помощник совершеннолетнего дееспособного граждани­на совершает действия в интересах гражданина, находящего­ся под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять кон­троль за исполнением помощником своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нару­шениях, допущенных его помощником и являющихся осно­ванием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуще­ством или иного договора.

Патронаж прекращается в связи с прекращением догово­ра поручения, договора доверительного управления имуще­ством или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Социальное обслуживание. Социальная помощь.

Социальное консультирование

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каж­дый человек как член общества имеет право на социальное обес­печение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в эко­номической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-

ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение - государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на ком­пенсацию или минимизацию последствий изменения материаль­ного и (или) социального положения граждан вследствие наступ­ления обстоятельств, признаваемых государством социально зна­чимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществля­ется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависи­мости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:

    государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);

    негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).

Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

    государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);

    государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);

    государственная социальная помощь малоимущим гражда­нам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, мест­ных бюджетов или дополнительных источников в порядке, уста­новленном законодательством РФ).

Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

    денежные выплаты:

социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);

пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);

компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми, и др.;

стипендии;

материальная помощь и т.д.

  1. натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, про­дукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).

    социальные услуги и льготы (содержание в домах-интерна­тах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курорт­ное лечение и т.д.).

Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реаби­литации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная опека- одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждаю­щихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспече­ния им надлежащих условий содержания, воспитания и образова­ния, а также над лицами, признанными по суду недееспособны­ми вследствие психического расстройства.

Попечительство - форма защиты прав и интересов несовер­шеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолет­них граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими ве­ществами. *

Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы ме­стного самоуправления. Функции по опеке и попечительству вы­полняются:

    органами управления образованием в отношении несовер­шеннолетних лиц;

    органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    органами социальной защиты населения в отношении дее­способных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здо­ровья.

Органы опеки и попечительства выявляют детей и подрост­ков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществля­ют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспита­ния и образования. Предпочтение отдается семейным формам ус­тройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновле­ние, воспитание в патронатной семье.

Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечите­ля) назначают органы опеки и попечительства по месту житель­ства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости уста­новления опеки (попечительства) над гражданином. В исключи­тельных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).

Основанием для назначения опеки (попечительства) над не­совершеннолетними лицами служат:

    смерть родителей;

    лишение родительских прав вследствие их асоциального по­ведения;

    ограничение родителей в правах;

    признание родителей недееспособными вследствие болезни;

    длительное отсутствие родителей (продолжительные коман­дировки, нахождение в местах заключения);

    уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

    другие причины отсутствия родительского попечения.

В случае если ребенок находится в соответствующем воспита­тельном, лечебном, социальном или ином аналогичном учрежде­нии, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.

Социальная помощь- периодические и {или) регулярные меро­приятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

Социальная недостаточность - социальные последствия нару­шения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности че­ловека и необходимости его социальной защиты.

Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого орга­низма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (соци­альные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.

Понятие помощи - основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкрет­ных практических действий по оказанию экономической, психо­логической, информационно-консультативной или иной помо­щи больным, немощным, социально незащищенным или соци­ально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.

В социальной работе помощь выступает как средство достиже­ния определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функ­ций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.

Существует несколько видов помощи:

    материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);

    психологические консультации, психотренинги;

    правовая помощь;

    помощь в устройстве на работу.

В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государствен­ной социальной помощи» устанавливаются правовые и органи­зационные основы оказания государственной социальной помо­щи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживаю­щим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых то­варов». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризис­ной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия про­водятся в рамках общей политики контроля над доходами (посо­бие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынуж­денные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бед­ствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная соци­альная помощь может оказываться единовременно или на пери­од не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или нату­ральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Она назначается решением органа социальной защиты населе­ния по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение соб­ственных решений.

Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определе­ния целей и обеспечения необходимой информации.

Консультирование часто путают с предоставлением советов.

Совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказыва­ются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.

Руководство - также односторонний процесс поддержки и стимули­рования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.

Консультирование - двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.

По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотноше­ниями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-

терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирова­ния - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».

Таким образом, консультирование помогает:

    выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;

    обучаться новому поведению;

    развивать личность;

    акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствую­щих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а кон­сультант лишь создает условия, которые поощряют волевое пове­дение клиента;

    взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.

Основоположник этой терапии известный американский пси­хотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:

    каждая личность обладает безусловной ценностью и заслу­живает уважения как таковая;

    каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

    каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-

Выделяются следующие направления социального консультиро­вания: медико-социальное, психологО -педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого - оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружаю­ щими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, соб­ственной ситуации, понять свои новые возможности.

В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии кон­сультирования состоит именно в активизации резервов и внутрен­них сил клиента для решения проблемных, кризисных или конф­ликтных ситуаций.

Психолого-социальное консультирование долж­но строиться на следующих основных принципах:

    добровольное участие клиента в консультировании;

    безоценочное отношение к клиенту;

    ориентация на нормы и ценности клиента;

    запрет давать совет клиенту;

    анонимность консультирования;

    клиент должен быть включен в процесс консультирования;

    разграничение личных и профессиональных отношений.

При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых - помочь ему в решении его проблем.

Метод консультирования включает в себя исследование про­блемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консуль­тации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира кли­ента, переосмысление им своих жизненных ценностей.

Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:

Разрешимые (для которых существует всего одно решение);

Неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фак­там. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она мо­жет уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и поста­раться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказатель­ства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).

У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социально­му работнику приходится работать. В таких случаях консультиро­вание часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а кли­ент сопротивляется.

Консультирование состоит из следующих стадий: разблокиро­вания, изменения, блокирования. На первой стадии подвергают­ся сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются суще­ствующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.

Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент иден­тифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.

Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности ста­новятся постоянной частью личности и управляют ее деятельно­стью.

В социальной работе используется несколько типов консульти­рования:

    общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;

    специальное консультирование клиентов специалистами со­циальных служб или учреждений по направлению социальных работников;

    обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреж­дений;

    договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

При консультировании нужно помнить.

    Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.

    На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.

    Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изме­няться в процессе консультирования.

Специфический вид консультативной деятельности - дистан­ционное консультирование, а его основная форма - телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятель­ным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» раз­нятся типами отношений, складывающихся между собеседника­ми. Можно говорить об их трех типах.

Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный кон­сультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США - 911).

Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит пе­ред ним позвонивший.

Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и дей­ствия телефонного консультанта по разрешению кризиса позво­нившего.

У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кри­зисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения само­убийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирова­ние, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонив­ших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удов­летворены более полно и квалифицированно.

Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, по­мочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.

Принципы деятельности «телефона доверия»:

    анонимность;

    конфиденциальность;

    равенство и взаимоуважение;

    раскованность и чистосердечность клиента в изложении си­туации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;

    недирективность;

    доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой ре­жим работы;

    рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт про­филактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).

К дистанционному консультированию относится также кон­сультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет теле­фонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специ­алистом.

1 010руб.

Описание

Заключение
В данной работе была сделана попытка рассмотрения и анализа института опеки и попечительства.
Как социальное государство, наша страна гарантировала соблюдение и защиту прав и законных интересов каждого человека. В условиях кризиса наиболее остро встал вопрос о защите таких категорий граждан, как несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и недееспособные. Институт опеки и попечительства направлен на защиту данных категорий граждан.
Опека (попечительство) предполагает предоставление каждому подопечному индивидуального «помощника» (опекуна, попечителя). При этом предполагается, что опекун (попечитель) уделяет подопечному больше времени, внимания и заботы, что невозможно предоставить в учреждении.
Анализ целостного правоотношения по опеке и попечительству, сложного...

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общие положения об опеке и попечительстве 4
1.1 Понятие опеки и попечительства 4
1.2 Источники правового регулирования опеки и попечительства 8
1.3. Органы опеки и попечительства, их права и обязанности 10
Глава 2. Осуществление опеки и попечительства 15
2.1. Основание и порядок установления опеки и попечительства 15
2.2. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей 20
2.3 Прекращение опеки и попечительства 27
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Введение

Введение
В течение уже более 20 лет, с момента зарождения в России демократического государства, ознаменованного принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, наша страна позиционирует себя в первую очередь как социальное государство. Политика любого социального государства должна быть направлена на создание таких условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие каждого человека (ст.7). Эти выводы можно сделать на основе содержания ст. 2 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Содержание статьи 2 Конституции РФ в равной мере распространяется на всех граждан, а так же на тех граждан, которые в силу возр аста или состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно участвовать в гражданском обороте и в иных правоотношениях, не могут осуществлять и защищать свои права и интересы, а также исполнять свои обязанности. В отношении таких категорий граждан мировое сообщество уже многих веков применяет такие юридические конструкции, как опека и попечительство. Российская Федерация в этом смысле не является исключением. Более того, в настоящий момент в России существует целый ряд негативных факторов, ведущих к росту числа детей и взрослых граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
До принятия 1 части Гражданского Кодекса институт опеки и попечительства являлся исключительно институтом семейного права и трансформировался в институт гражданского права. В это же время отношения в этой области продолжали регулироваться в основном региональным законодательством, а органы опеки и попечительства функционировали до последних лет как органы местного самоуправления. Все это породило ряд проблем практически не находивших разрешение в российском законодательстве.
В 2008 году был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», в котором многие ранее существовавшие проблемы были решены. Однако закон породил много новых вопросов и проблем, и как принято говорить «больше вопросов, чем ответов». Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования – всесторонний анализ действующего законодательства об опеке и попечительстве и практике его применения.
Задачами курсовой работы являются:
-во-первых, всесторонне изучить институты опеки и попечительства в Российской Федерации, дать понятие опеки и попечительству, органам опеки и попечительства, раскрыть их права и обязанности;
- во-вторых, провести полный анализ законодательных актов об опеки и попечительстве в России.
Методологической основой работы послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, а также труды российских и зарубежных исследователей.

Фрагмент работы для ознакомления

Некоторые полномочия органов опеки и попечительства регламентированы и налоговым законодательством Российской Федерации. Например, согласно ст.85 НК РФ «органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые, осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти днейсо дня принятия соответствующего решения». Иными словами, после того как орган опеки и попечительства вынес решение об установлении опеки, о прекращении опеки или помещении подопечного в специальное учреждение, он обязан сообщить об этом в налоговый орган. Установление данного правила связано с тем, что налоговое законодательство считает плательщиком налога то лицо, которое обладает объектом налогообложения (собственника имущества). Так, согласно ст. 51 НК РФ «обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица». Глава 2. Осуществление опеки и попечительства 2.1. Основание и порядок установления опеки и попечительства Отношения по опеке и попечительству возникают в следствии совершения определенных юридически значимых действий, а именно назначение опекуна или попечителя органом опеки и попечительства. Назначение, согласно ст.35 ГК РФ, производится органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, в некоторых случаях опекун или попечитель может быть назначен по месту своего жительства (например, если ребенок, оставшийся без попечения родителей или недееспособный гражданин в момент установления опеки находятся не по месту своего постоянного жительства, а проживают у лица, желающего установить опеку). Российским законодательством предусмотрен ряд условий, при которых, может быть назначена опека или попечительство, к ним относятся:1. Утрата ребенком родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание, а также не достижение родителем (родителями) ребенка шестнадцатилетнего возраста. 2. Вступление в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (ст.29 ГК РФ). 3. Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст.30 ГК РФ). Опекун или попечитель назначается, если органом опеки и попечительства установлена необходимость предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов. Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» для назначения опекуна или попечителя требуется либо согласие опекуна (попечителя), либо заявление в письменной форме. Таким образом, как закрепляется в большинстве законов субъектов РФ, регулирующих опеку и попечительство, «орган опеки и попечительства производит подбор кандидатуры опекуна или попечителя». Определение кандидатуры опекуна (попечителя) должно осуществляться в соответствии с рядом правил. Обязательными требованиями, предъявляемыми к кандидатуре опекуна (попечителя) являются: 1) опекун (попечитель) должен быть совершеннолетним, то есть достигшим возраста 18 лет; 2) обладать полной гражданской дееспособностью (то есть в отношении него отсутствуют вступившие в силу решения суда о признании гражданина недееспособным в порядке ст.29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст.30 ГК РФ); 3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения). Данные условия являются обязательными и должны быть соблюдены все одновременно, отсутствие какого-либо из них влечет безусловный отказ в назначении опекуном (попечителем). Помимо обязательных условий, законодательство предусматривает ряд рекомендательных условиями для назначения лица опекуном (попечителем) ст.35 ГК РФ и ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» называет: 1) его нравственные и иные личные качества. 2) способность к качественному и добросовестному исполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой понимается состояние здоровья и возраст лица. 3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, «бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами».4) учет желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо. Перечисленные четыре условия, в сущности не являются запретами на установление опеки и попечительства. Поэтому назначение опекунов (попечителей) должно производиться с учетом конкретных обстоятельств, а главное – исходя из интересов подопечного лица.Кроме указанных требований, Семейный кодекс Российской Федерации в ст. 146 определил круг лиц, для которых прямо запрещено быть опекунами или попечителями детей, к ним относятся: лица, лишенные родительских прав;лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;лица, не прошедшие программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.И, наконец, последнее условие, выдвигаемое законом при назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему. Оно носит рекомендательный характер и состоит в учете (по возможности) отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование исполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Как правило, это требование соблюдается при предоставлении членами семьи письменного подтверждения об отсутствии у них возражений против назначения опеки или попечительства. Исполнение обязательств по опеке и попечительству может быть двух видов:безвозмездное;возмездное.Исходя из общего правила обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно (п. 1 ст. 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), юридическим фактом, служащим возникновению, изменению или прекращению правоотношений как между опекуном и органом опеки, так и опекуном и подопечным (п. 6 ст. 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), служит сам акт о назначении опекуна или попечителя.Другое дело, когда заключается договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.Здесь государство как законный представитель ребенка, оставшегося без попечения родителей, посредством получения согласия или письменного заявления опекуна о принятии на себя обязанности ребенка в семью на воспитание, заключает с этим лицом публичный договор. В юридической литературе отмечается, что указанный договор выступает средством реализации воспитательной функции семейного права, что и объясняет его публично-правовые особенности. Указанное согласие или заявление следует рассматривать как первичный юридический факт, влекущий возникновение правоотношений между потенциальным опекуном и органом опеки и попечительства. Производным юридическим фактом должен был стать договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Однако законодательная конструкция такова, что права и обязанности опекуна возникают не из самого возмездного договора, а из акта о назначении опекуна или попечителя, административного по своей правовой природе. Это подтверждают нормы п. 3 ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве», где предусматривается, что права и обязанности опекуна возникают с момента принятия указанного акта, а его право на вознаграждение - с момента заключения договора. Указанный административный акт выступает первичным юридическим фактом как для правоотношений между государством и опекуном, так и правоотношений между опекуном и опекаемым им ребенком. Такое положение тормозит развитие договорных отношений, направленных на передачу детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью.Порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем указанного договора на возмездных условиях, размер вознаграждения и другие условия договора, регулируется специальными правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного. Заключение возмездного договора об осуществлении опеки или попечительства является правом органа опеки и попечительства и поэтому зависит от его усмотрения. Вместе с тем в научной литературе высказана точка зрения о том, что хотя ФЗ «Об опеке и попечительстве» и не содержит однозначного ответа о существовании обязанности органов заключать такой договор, однако она предполагается. Представляется, что вменять органам опеки и попечительства обязанность по заключению возмездного договора об опеке и попечительстве вряд ли целесообразно. Но поскольку заключение возмездного договора должно служить не удовлетворению корыстных интересов опекунов (попечителей) или органов опеки или попечительства, а выполнять стимулирующую функцию по принятию детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, следовало бы предусмотреть ряд обстоятельств, при которых заключение такого договора должно быть обязательным. В частности, обстоятельствами, ограничивающими усмотрение органов опеки и попечительства, могут служить установление опеки над детьми-инвалидами, детьми с недостатками физического, психического и умственного развития, а также другими категориями детей, помещение которых в семью на безвозмездной основе представляет значительную трудность.2.2. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей Правовой статус опекунов и попечителей установлен статьями 32 и 33 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми: опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители «оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц». Обязанности опекуна или попечителя заключаются в следующем:обязанность проживать совместно с несовершеннолетним подопечным (допускается раздельное проживание с подопечным, достигшим 16-летнего возраста);опекуны (попечители) обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства не позднее одного дня, следующего за днем выбытия;обязанность заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы;опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании;опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими;если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства;опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы (ст. 51 НК РФ).Любые юридические действия опекуна или попечителя имеют своей целью осуществление защиты прав и законных интересов подопечного. Юридические действия опекуна чаще всего состоят в совершении сделок от имени подопечного, однако они могут заключаться и в их оспаривании. Гражданское законодательство предоставляет опекуну недееспособного право предъявлять три вида требований, связанных со сделками, совершенными подопечным: 1) Опекун вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных подопечным до признания его недееспособным, при условии, что в момент совершения сделки подопечный не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст.177 ГК РФ). Эти сделки являются оспоримыми. 2) Опекун вправе потребовать применения последствий недействительности тех сделок, которые совершены подопечным уже после признания его недееспособным (ст.171 ГК РФ). Лицо, признанное недееспособным, не вправе совершать никаких сделок, даже мелких бытовых. Поэтому такие действия подопечного квалифицируются законом как ничтожные сделки. 3) Наконец, опекун имеет право предъявить противоположное требование, а именно потребовать признания сделки действительной, если результат сделки приведет или привел к выгоде недееспособного гражданина. Специальные полномочия предоставлены опекуну недееспособного гражданина семейным законодательством. Гражданин, признанный судом недееспособным, не вправе вступить в брак – это прямо запрещено ст.14 СК РФ. Однако, если тем не менее после признания гражданина недееспособным он вступил в установленном порядке в брак (что иногда происходит в действительности), то такой брак может быть признан судом недействительным. В соответствии с п.1 ст.28 СК РФ опекун недееспособного супруга имеет право обратиться в суд с иском о признании брака недействительным. По общему правилу признание брака недействительным влечет за собой негативные последствия – возврат супругам добрачных фамилий, раздел совместно нажитого имущества по правилам об общей долевой собственности, недействительность брачного договора (если он был заключен), невозможность супругов наследовать друг после друга по закону (что не исключает наследования по завещанию). Дети, рожденные супругой в период существования такого брака, а также в течение 300 дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным, признаются детьми ее мужа по недействительному браку. Опекун недееспособного супруга должен обратить внимание на то, что при признании его подопечного добросовестным супругом суд вправе применить к отношениям сторон и другие положения, более выгодные для подопечного. Добросовестный супруг – тот, права которого нарушены заключением брака (п.4 ст.30 СК РФ). В гражданском законодательстве определен ряд действий, которые опекуны (попечители) не вправе совершать.«Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного» (ч.2 ст. 37 ГК РФ).«Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками» (ч.3 ст. 37 ГК РФ). Немаловажное значение имеют взаимоотношения опекунов и попечителей с органом опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выполняют надзорные функции за действиями опекуна и попечителя. Согласно ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства обязаны проводить проверку условий жизни подопечных, добросовестность исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей в отношении подопечных, их имущества, соблюдения их прав и законных интересов.Кроме этого, опекун (попечитель) обязаны ежегодно, до 01 февраля предоставлять в орган опеки и попечительства письменный отчет о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом. Данный отчет проверяется, утверждается руководителем органа опеки и попечительства, после чего в опись имущества подопечного вносятся изменения и отчет подшивается в личное дело подопечного.Немаловажную роль в этих правоотношениях играет и закрепленное в ч.3 ст.

Список литературы

Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета» № 237 от 25.12.1993г.;
2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. законодательства Российской Федерации. –1994. - N 32. - ст. 3301.;
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.;
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 №48-ФЗ// Российская газета, 2008. 30 апреля;
6. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, N 52, ст. 5880;
7. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2014) // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.
8. Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание законодательства РФ» от 18 июля 2011 г. N 29 ст. 4483;
9. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru;
10. Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 07.05.2014) «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»// Ведомости Московской городской Думы, 16.07.2010, N 6, ст. 134.
11. Письмо Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»// «Вестник образования», N 19, 2010.
Научная литература:
1. Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение судами гражданских и семейных дел с участием ребенка. Учебно-практическое пособие.// ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. –М.: - 2010.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой//под рел. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. –М.: 2007.;
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный)// под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. –М.: 2005.;
4. Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: научно-практическое исследование и судебная практика // СПС КонсультантПлюс. 2014.
5. Майер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х томах. Том 2. 8-е изд. Исп. И доп. –М. : - 1997.
6. Маркосян А.В. Еще раз о договоре об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 4.
7. Матвеев П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье // Семейное и жилищное право. 2014. N 5.
8. Семейное право: учебник/Е.В. Ерохина, И.А. Найденов; Оренбургский гос. унив-т.: Оренбург: ОГУ, -2014. 300с.;
9. Организация защиты прав детей: учебное пособие/ Е.В. Филатова, К.М. Грабчук; Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2011. -150с.;
10. Пронин А.А. «Сиротство: пути решения проблемы»// «Вопросы ювенальной юстиции, 2012, №2;
11. Татаринцева Е.А. Договор об осуществлении опеки (попечительства) как основание возникновения правоотношений по воспитанию ребенка в семье.// Семейное и жилищное право. 2015. №3. С. 10.
12. Толстой Ю.К., Гражданское право: учебник в 3 т./ Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев. –М.: Проспект, 2005, Т.3;
13. Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 320 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ? осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так и отечественный опыт.

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения. Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов психологического воздействия, так как при разработке психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени пребывания человека в ИТУ происходит усиление психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным.

Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. По мнению автора курсовой работы, наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит о том, что задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Свободное время в тюрьме не должно попросту «убиваться» или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе”.

Также, социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях.

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:

  • 1. Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.
  • 2. Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.
  • 3. Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.
  • 4. Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.

Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так, например, существует множество методов изучения личности преступника.

По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом.

В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:

Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.

Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.

Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.

Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.

Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.

Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе

Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных - приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.

Однако, по мнению автора, только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Магдесян Галина Андреевна. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Магдесян Галина Андреевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2009. - 201 с. РГБ ОД, 61:09-12/696

Введение

Глава I. Опека и попечительство как институт гражданского права с. 15

1.1 . Понятие опеки и попечительства с.15

1.2. Виды и формы опеки и попечительства с.33

1.3.Становление и развитие правового регулирования опеки и попечительства в России с.54

1.4. Основные особенности правового регулирования отношений по опеке и попечительству в современной России с.65

Глава 2 Теория юридических фактов в правоотношениях по опеке и попечительству с.83

2.1. Общие положения о юридических фактах в правоотношениях по опеке и попечительству с.83

2.2. Правообразующие юридические факты и их совокупность в правоотношениях по опеке и попечительству с.97

2.3. Договор об осуществлении опеки и попечительства с. 112

2.4. Правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты в правоотношении по опеке и попечительству с. 123

Глава 3 Система, структура и содержание правоотношений по опеке и попечительству с. 137

3.1. Система и структура правоотношений по опеке и попечительству с. 137

3.2. Опекуны и попечители, их права и обязанности с. 146

3.3. Права подопечных с. 162

3.4. Правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству с. 168

Заключение с. 183

Библиография с. 194

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В течение уже более 15 лет, со времени зарождения в России демократического государства, ознаменованного принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ наша страна позиционирует себя в первую очередь как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека (ст. 7). Данная характеристика основана на содержании ст. 2 Конституции, в которой предусмотрено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».

Указанное положение в равной мере распространяется на тех граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно участвовать в гражданском обороте и в иных правоотношениях, осуществлять и защищать свои права и интересы, а также исполнять свои обязанности. В подобных случаях мировое сообщество уже в течение многих веков применяет надежно апробированные юридические конструкции - опеку и попечительство. Россия в этом смысле не является исключением. Более того, в современной России, возможно, в гораздо большей мере, чем в странах с более развитыми экономикой и гражданским обществом, действует целый ряд негативных факторов, ведущих к росту числа детей и взрослых граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Так, по данным, приведенным в Федеральной целевой программе «Дети России»1 на 2007 -2010 гг. в редакции от 14.07.2008г., число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло 751 тыс." Разного рода аварии, катастрофы, иные явления экологического и техногенного характера, межнациональные и иные конфликты, преступления против жизни и здоровья,- все это влечет инвалидизацию значительной части населения, часть из которого в силу психического расстройства не может отдавать отчет своим действиям или руководить ими и признается недееспособным. Увеличивается число алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих иными формами зависимости, что не позволяет им быть полноценными участниками гражданских правоотношений. Все это не только не снижает, но напротив, усиливает актуальность как самого института опеки и попечительства, так и проблем, связанных с его дальнейшим развитием.

С принятием части 1 ГК РФ институт опеки и попечительства перестал быть институтом семейного права, как это было на протяжении ряда десятилетий, и трансформировался в институт гражданского права. В то же время отношения по опеке и попечительству продолжали регулироваться в основном региональным законодательством, а органы опеки и попечительства функционировали до последних лет как органы местного самоуправления. Все это породило ряд практически неразрешимых проблем, существовавших подспудно и не находивших решения в законодательстве.

24 апреля 2008 года был принят, а с 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об опеке и попечительстве», в котором многие ранее существовавшие проблемы были как будто решены. Однако данный закон породил новые проблемы и, как принято говорить, «больше вопросов, чем ответов». Все это также обусловливает актуальность темы настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы

Теория правового регулирования опеки и попечительства разрабатывалась в основном в 50-х-70-х годах прошлого века, когда соответствующие нормы были размещены в семейных кодексах РСФСР.

Однако и в то время большинством ученых институт опеки и попечительства понимался как комплексный институт, включающий в себя нормы семейного, гражданского и административного права. На протяжении ряда лет проблемы правового регулирования опеки и попечительства активно разрабатывались Н.М. Ершовой3. Крупный вклад в разработку теории правового регулирования отношений по опеке и попечительства внесла также А.И. Пергамент4. Бесспорна значимость работ по данному кругу проблем, написанных A.M. Нечаевой5. Значительным достижением в развитии науки гражданского права по проблемам правового регулирования опеки и попечительства стали работы Л.Ю. Михеевой, автора законопроекта ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»6. Можно отметить также работу A.M. Рабец, написанную уже после принятия ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» .

Тем не менее, за рамками указанных и других исследований остался целый ряд проблем правового регулирования опеки и попечительства, прежде всего теоретических. Требует переосмысления система правоотношений по опеке и попечительству; совершенно неразработанной оказалась теория юридических фактов в данных правоотношениях; остро стоит проблема соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в области правового регулирования различных форм опеки и попечительства. Во многом разнятся и законодательные подходы к регулированию данных отношений.

Все это свидетельствует о явно недостаточной разработанности и актуальности проблем правового регулирования опеки и попечительства и, прежде всего,- об отсутствии комплексного подхода к их разработке, так как за последнее время в науке наметился односторонний - чисто семейно-правовой или исключительно гражданско-правовой - подход к постановке и решению этих проблем.

Цели и задачи диссертационного исследования Основными целями настоящей работы являются:

Всесторонний научный анализ действующего законодательства об опеке и попечительстве и практики его применения;

Выявление особенностей правового регулирования отношений по опеке и попечительству в условиях современной России как социального государства;

Разработка предложений по совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности функционирования института опеки и попечительства в современной России.

В соответствии с поставленными целями определены и решены следующие задачи:

Изучить особенности становления и развития института опеки и попечительства в России и в странах континентальной правовой семьи;

определить правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними и взрослыми физическими лицами в современной России;

Выявить цели и принципы правового регулирования отношений по опеке и попечительству в РФ как в федеративном социальном государстве;

Разработать систему правоотношений по опеке и попечительству, определить их субъектный состав, структуру и содержание;

Разработать теоретические положения о юридических фактах в этих правоотношениях;

Определить роль и место органов опеки и попечительства в системе правоотношений по опеке и попечительству, выявить особенности их гражданской правосубъектности;

ученых дореволюционного, советского периода и наших современников: С.С. Алексеева, B.C. Александрова, М.В. Антокольской, С.Н. Братуся, A.M. Беляковой, Н.С. Бондова, Е.М. Ворожейкина Н.В. Витрука, Я.Р. Веберса, А.Г. Гойхбарга, В.И. Данилина, Н.М. Ершовой, О.С. Иоффе, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, Н.И. Матузова, Т.К. Матвеева, Д.И. Мейера, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, О.В. Фетисовой, P.O. Халфиной, Б.Л. Хаскельберга, В.П. Шахматова, Г.Ф. Шершеневича, Я.Н. Шевченко, и других авторов.

Эмпирической базой исследования послужили положения Конституции РФ, конкретные нормы об опеке и попечительстве, закрепленные в гражданском и семейном законодательстве, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также опубликованные материалы практики судов общей юрисдикции. При этом использовались материалы конкретных дел по исследуемой теме. В работе использованы также статистические и иные фактические данные, полученные в результате деятельности уполномоченных по правам человека и уполномоченных (комиссаров) по правам ребенка различных регионов и материалы практики деятельности органов опеки и попечительства Краснодарского края и г. Сочи. Научная новизна диссертационного исследования: Диссертация является практически первым (не считая работ Л.Ю. Михеевой) комплексным монографическим исследованием по проблемам правового регулирования отношений по опеке и попечительству, которое проведено непосредственно после принятия и вступления в силу Федерального закона РФ «Об опеке и попечительстве» и целого ряда изменений, внесенных в ГК РФ и СК РФ в связи с принятием данного закона. В ней по-новому осмыслены теоретические проблемы правового регулирования отношений по опеке и попечительству, в том числе по сравнению с работами указанного автора, разработана система, структура и содержание правоотношений в данной сфере, сформулированы теоретические положения о юридических фактах и юридических составах в правоотношениях по опеке и попечительству, разработана их классификация, сконструирована социальная (в том числе ювенальная) технология деятельности органов опеки и попечительства по установлению опеки и попечительства, которая одновременно расценивается как юридическая технология правоприменения в данной области; выделены этапы последовательного накопления всех элементов правообразующего состава в данном правоотношении. В работе дано авторское определение договора об осуществлении опеки и попечительства на возмездных началах, выявлены его правовая природа, элементы и существенные условия. Элементы научной новизны содержатся также в конкретных предложениях по совершенствованию гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве и практики его применения.

Теоретическая и практическая значимость исследования Помимо положений, характеризующих научную новизну, теоретическая значимость работы и личный вклад диссертанта в развитие науки гражданского и семейного права по проблемам правового регулирования опеки и попечительства в современной России заключается в разработке целостной теории правового регулирования опеки и попечительства, которые определяются не только как правовой институт, но и как важная внутренняя функция социального государства. По-новому определены роль и место органов опеки и попечительства как органов государственной власти в общей системе органов государства, выявлена специфика их участия в гражданских правоотношениях, их исключительная гражданская правосубъектность, отличная от общей и специальной правосубъектности юридических лиц. В диссертации предложена классификация видов и форм опеки и попечительства, выявлены признаки, отличающие виды и формы опеки и попечительства. Разработана теория правоотношений по опеке и попечительству и теория юридических фактов в этих правоотношениях, предложена их классификация по различным основаниям. Сделанные в работе теоретические выводы могут послужить базой для дальнейшего научного поиска в данной области. Все это свидетельствует о личном вкладе диссертанта в теорию гражданского и семейного права по проблемам правового регулирования опеки и попечительства, а также в теорию юридических фактов в гражданском и семейном праве.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Полученные в ходе исследования теоретические и практические результаты могут быть использованы также в учебном процессе при преподавании курса гражданского и семейного права и спецкурса по проблемам правового регулирования опеки и попечительства.

Основные положения, выносимые на защиту

По результатам исследования на защиту выносятся следующие основные положения, содержащие элементы научной новизны:

1. В РФ как в социальном государстве деятельность по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, недееспособными и иными не полностью дееспособными гражданами является одной из важнейших внутренних функций государства, что должно быть закреплено в преамбуле ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве». В ст. 8 данного закона должны быть закреплены полномочия по оказанию медико-социальной, психолого-педагогической, методической и правовой помощи опекунам и попечителям; в противном случае они превращаются в сугубо административный орган, деятельность которого лишена социально-реабилитационной компоненты, что противоречит сущность и цели деятельности этих органов.

2. В соответствии с действующим законодательством об опеке и попечительстве в настоящее время в РФ все формы устройства.

Понятие опеки и попечительства

Гражданский Кодекс РФ8, а также Федеральный Закон РФ «Об опеке и попечительстве», принятый 24 апреля 2008 г. и вступивший в силу с 1 сентября 2008 г.9 (ст. 2) определяет опеку как форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство согласно Федеральному закону - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Из приведенных легальных определений видно, что законодатель называет опеку и попечительство «формой устройства», относя как бы на второй план истинную суть возникающих отношений. Дело в том, что термин «опека» можно рассматривать в различных аспектах и значениях. В некоторых случаях этот термин употребляется в таком широком значении, что практически поглощает понятие «попечительство», которое как бы превращается в разновидность опеки. Так, определяя опеку как вид социальной заботы и как форму устройства несовершеннолетних и иных не полностью дееспособных граждан, Л.Ю. Михеева употребляет только термин «опека», явно имея в виду при этом также попечительство10. Названный автор1 также рассматривает опеку как своеобразное длящееся правовое состояние («состоять под опекой», «находиться под опекой»), имея в виду при этом не только собственно опеку, но также и попечительство11.

Термин «опека» нередко употребляется и для характеристики деятельности органов опеки и попечительства по установлению опеки и попечительства, по назначению опекунов и попечителей, по заключению договора о возмездном осуществлении опеки и попечительства, по контролю и надзору за деятельностью опекунов и попечителей, а также решение вопросов об освобождении или об отстранении опекунов и попечителей от исполнения обязанностей. С позиций гражданского права опеку и, попечительство следует понимать как представительство при опеке и содействие в осуществлении субъективного права при попечительстве. Указанные институты имеют многовековую историю и традиционно воспринимались юридической наукой как часть гражданского права, даже тогда, когда нормы об опеке и попечительстве были помещены в семейное законодательство, о чем более подробно будет сказано далее.

Юридические конструкции, используемые для обеспечения защиты прав и интересов граждан, не имеющих возможности самостоятельно участвовать в гражданском обороте и осуществлять свои права, сложились и используются в течение многих веков. Это как представительство в чистом виде, так и опека и попечительство. Последние две модели могут быть отнесены не только к гражданско-правовым или к семейно-правовым институтам, но также и к административным, поскольку отношения опеки и образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций. В связи с этим необходимо дополнить ст. 3 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» положением, предусматривающим обязательность лицензирования деятельности по осуществлению организациями функций опекунов и попечителей. Необходимо также предусмотреть, что временную (предварительную) опеку или попечительство могут осуществлять только граждане, прошедшие специальную подготовку по программам, утверждаемым органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Необходимо в ГК РФ учитывать разницу в правовом положении опекунов лиц, признанных судом недееспособными и детей моложе 6 лет и лиц в возрасте от 6 до 14 лет. В отношении полностью недееспособных лиц опекунам следует предоставить право требовать по суду признания недействительными любых сделок третьих лиц, в том числе односторонних, даже если они совершены к имущественной выгоде подопечных, но противоречат их более существенным интересам; в связи с этим следует дополнить ст.ст. 28 и 29 ГК РФ соответствующими положениями. Поскольку в соответствии со ст. 28 ГК РФ опекун ребенка в возрасте от 6 до 14 лет не вправе ставить вопрос о признании недействительными сделок, совершаемых к выгоде подопечного и не требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, ему следует предоставить право требовать в судебном порядке расторжения таких сделок в случаях, когда они противоречат личным или имущественным интересам подопечного либо наносят вред их физическому, психическому или нравственному здоровью.

Общие положения о юридических фактах в правоотношениях по опеке и попечительству

В отечественной юридической литературе проблемы теории юридических фактов в правоотношениях по опеке и попечительству, в частности, касающиеся природы оснований возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений, практически не разрабатывались, поскольку не считались дискуссионными. Как правило, отмечалась административно-правовая природа решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, которое считалось единственным основанием возникновения этих правоотношений. Правда, В.И. Данилин и СИ. Реутов отмечали интересную особенность действия данного акта, а именно, тот факт, что он порождает сразу два правоотношения: административное правоотношение между органом опеки и попечительства и опекуном (попечителем) и семейно-правовое отношение между опекуном (попечителем) и подопечным63. Не следует упрекать названных авторов в том, что они не анализировали как сами внешние правоотношения между опекуном (попечителем) и третьими лицами, так и основания их возникновения, поскольку их задачей было освещение юридических фактов только в семейном праве, а внешние отношения, представляющие собой отношения представительства, безоговорочно считались гражданско-правовыми, несмотря на то, что нормы об опеке и попечительстве в гражданском праве отсутствовали. В.И. Данилин и СИ. Реутов исходили из бесспорного положения о том, что даже правоотношения между опекуном (попечителем) и взрослым подопечным, а не только несовершеннолетним, представляют собой разновидность семейных правоотношений, о чем уже говорилось.

Не исследовались указанные проблемы также в работе А.В. Маркосян64. Данный автор также не заслуживает упрека, поскольку его задачей была разработка общей теории юридических фактов в современном семейном праве, а потому никакие отдельные правоотношения с позиций оснований их возникновения, изменения и прекращения, в том числе правоотношения по опеке и попечительству, специально в работе не исследовались, хотя с принятием части 1 ГК РФ возможности для исследования проблем юридических фактов в этих правоотношениях были гораздо больше, чем во время создания и выхода в свет работы В.И. Данилина и СИ. Реутова. Действующий ГК РФ уже не дает оснований для безапелляционного утверждения, что правоотношения между взрослым гражданином и его опекуном или попечителем являются разновидностью семейных правоотношений.

Теоретические проблемы юридических фактов в указанных правоотношениях резко актуализировались в настоящее время, с принятием ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», который по-новому подходит к определению природы практически всех юридических фактов в этих правоотношениях, но, прежде всего, - правообразующих фактов. Во-первых, на определение природы юридических фактов оказывают влияние распространившиеся в современной науке идеи о гражданско-правовой договорной природе тех юридических актов, которые прежде, безусловно, расценивались лишь как публично-правовые, а следовательно, административные. Во-вторых, как уже отмечалось, в данном законе явно преобладают гражданско-правовые начала, проникшие даже в сугубо семейные отношения по опеке и попечительству над детьми, их устройству и воспитанию. Это обстоятельство не может не оказать влияния как на отдельные юридические факты в данных правоотношениях, так и на их

Маркосян А.В. Юридические факты в семейном праве современной России. - М.: Элит, 2007. совокупность, т.е. на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические (фактические) составы. В-третьих, специального исследования требует договор об осуществлении опеки и попечительства как особое основание возникновения указанных правоотношений. Все это вызывает необходимость нового осмысления применительно к данным правоотношениям ряда теоретических положений о юридических фактах.

Юридические факты в правоотношениях по опеке и попечительству можно определить как не любые, а лишь указанные в законе жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение данных правоотношений. Такими жизненными обстоятельствами могут быть некоторые юридические события, а также правовые состояния как длящиеся юридические события, становящиеся психофизическими свойствами личности, такие, как достижение или напротив, недостижение определенного возраста, а также состояние здоровья физического лица. Указанные события могут быть правообразующими, правоизменяющими или правопрекращающими юридическими фактами. В частности, малолетний возраст, а также психическое состояние гражданина, в силу которого он не может понимать значения своих действий или руководить ими, являются для указанных правоотношений юридически значимыми правообразующими фактами. Достижение лицом возраста четырнадцати лет является для несовершеннолетнего правоизменяющим фактом, а достижение 18 лет, а также положительное изменение психического здоровья лица могут явиться правопрекращающими юридическими фактами в данных правоотношениях.

Такими юридическими фактами являются и юридически значимые действия лица. В частности, вступление несовершеннолетнего в брак является правопрекращающим фактом в правоотношениях попечительства. Также эти отношения могут прекратиться при совершении системы юридически значимых действий, свидетельствующих о социальной зрелости

Система и структура правоотношений по опеке и попечительству

Как уже отмечалось, теория правоотношений по опеке и попечительству разрабатывалась ранее, однако лишь с позиций семейного права, так как сам правовой институт опеки и попечительства хотя и признавался комплексным институтом, однако ведущую роль в нем играли нормы семейного права, чего нельзя сказать о современном правовом регулировании указанных отношений. Поэтому с одной стороны, нельзя полностью игнорировать теоретические разработки, раскрывающие сущность данных правоотношений. Несправедливо, к примеру, отрицать наличие внешних и внутренних правоотношений в этой сфере, на что в свое время обратил внимание Е.М. Ворожейкин81. Примерно то же самое отмечали и другие авторы. Так, например, В.А. Рясенцев обращал внимание на особенности внешних правоотношений опеки и попечительства, т.е. отношений, возникающих между опекуном (попечителем) и третьими лицами, причисляя их к отношениям представительства82. Все, кто исследовал проблемы представительства в гражданском праве, в той или иной степени отмечали особенности этих правоотношений, подчеркивая их гражданско-правовую природу83. Многие положения, касающиеся семейно-правовой природы внутренних правоотношений по опеке и попечительству не утратили своей актуальности и в настоящее время. Каким бы активным ни было внедрение гражданско-правовых категорий в регулирование семейных отношений, все же правоотношения по опеке и попечительству над детьми продолжают оставаться семейно-правовыми. С другой стороны, невозможно не признать, что семейно-правовой характер отношений между опекуном (попечителем) и взрослым подопечным никогда не раскрывал природу и сущность этих правоотношений. Следует согласиться также с тем, что сближение семейного и гражданского права потребовало унификации правового регулирования целого ряда отношений по опеке и попечительству, независимо от того, идет ли речь об опеке (попечительстве) над взрослыми или над детьми. Так, невозможно спорить с тем, что права и обязанности опекунов и попечителей по заботе о здоровье подопечного, о необходимости совместного проживания опекуна (попечителя) с подопечным, об охране и о порядке распоряжения имуществом подопечного - все эти и многие другие вопросы должны быть одинаково регулируемы при опеке (попечительстве) как над взрослыми, так и над детьми. Поэтому при изучении вопросов о структуре и содержании указанного правоотношения необходимо учитывать новые подходы и новые проблемы, связанные с его действием. Кроме того, ни в одной из указанных работ, включая ранее цитированные работы Н.М. Ершовой и А.И. Пергамент, вопрос о системе правоотношений в сфере опеки и попечительства, за исключением их деления на внешние и внутренние, на гражданско-правовые, семейно-правовые и административно-правовые, не ставился. Поэтому исследование проблем, связанных с классификацией данных правоотношений, представляется вполне оправданным, в определенной мере теоретически значимым и содержащим элементы научной новизны.

Если говорить о правоотношении по опеке и попечительству как о чем-то целостном, то необходимо учитывать, что это все-таки обобщенная категория. Правоотношение в данной сфере длится от момента выявления лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, до момента прекращения опеки или попечительства. Одно правоотношение, возникнув само, становится юридическим фактом, порождающим другое правоотношение. Такая связь и трансформация правоотношения в юридический факт прослеживается между правоотношением по установлению и по осуществлению опеки и попечительства: первое порождает второе; первое является причиной, второе - следствием.

Понятно, что это сложное по структуре и содержанию и длящееся по времени правоотношение, во-первых, проходит целый ряд стадий развития, во-вторых, из сложной внутренней структуры можно выделить ряд более простых подструктур, что в целом и образует целостную систему правоотношений, существующих, выражаясь философским языком, «во времени и в пространстве». Но поскольку все стадии его развития и все структурные элементы существуют в органическом единстве, это и позволяет говорить не о правоотношениях, а об обобщенном правоотношении по опеке и попечительству. Однако это не мешает исследованию отдельных стадий его развития и отдельных структурных элементов.

Константинов, Георгий Леонидович